Главная              Рефераты - География

История Мордовии 2 - реферат

Первые города

История возникновения городов на территории Мордовии связана с укреплением юго-восточной границы Руси. В 16 веке на территории, заселенной мордвой, выросла сильная оборонительная засечная черта с деревянными крепостями – Темников и Алатырь. Строительство городов на территории Мордовии началось с северных районов. По мере расселения славян, в связи с устройством оборонительной сторожевой черты, с постепенным продвижением в юго-восточные районы, возникли города: Атемар, Краснослободск, Саранск, Инсар. Наряду с крепостями строились сторожи и остроги. Несмотря на то, что появилось огнестрельное оружие и артиллерия, строительство деревянных крепостей не прекращалось: башни и мощные бревенчатые стены, возводимые искусными русскими городельцами, еще долго противостояли ударам вражеских войск.

XVII век

Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства, основан на перекрестке больших гужевых трактов, соединявших Астрахань с Москвой, Крым с Казанью.

Мордовский ученый И. К. Инжеватов в своих работах по топонимике Мордовии говорит о происхождении названия Саранск. Если внимательно посмотреть на карту Мордовии, то невольно обратишь внимание на то, что она пестрит названиями с одинаковой основой – сар: Саранск, Инсар, Санаксара, Сарга, Инсаровка, Большая Сарка, Малая Сарка и т. д. Это слово встречается и на картах соседних с Мордовией областей.

В переписях мордовских населенных пунктов, проводившихся в XVII и XVIII веках, встречаются также слова сара, санаксара, сарлей, саргужа, сарпомра.

Слово сара в финском, карельском, эстонском и в других финно-угорских языках употреблялось и ныне употребляется для обозначения болотистых, засоченных мест.

Саранск действительно возник на берегу, окруженном большими сарами. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. Дальше, за линией нынешней железной дороги, начиналась другая сара, очень обширная, отчего она и получила название Инсар (ине – большое)Река Инсар создавала широкую заболоченную пойму.

Первоначально город назывался Саранеск.

Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными башнями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособлениями для обороны.

Первыми поселенцами Саранской крепости были казаки и стрельцы, которые несли здесь сторожевую службу. До XVIII века город делился на слободы, которые первоначально были укреплены.

XVIII век

За более чем трехвековую историю город был свидетелем многих событий. В 1670 году Саранская крепость была осаждена и взята отрядами Степана Разина, после чего Саранск становится одним из опорных пунктов "разинцев". В 1774 году в город вошел со своим войском Е. И. Пугачев, встреченный населением с большими почестями.

В XVIII веке город постепенно превращается в торгово-промышленный центр. Зерно, пенька, кожа, мясо, мед - вот основные предметы сбыта. В городе развиваются мелкие кустарные кожевенные, маслобойные, салотопенные предприятия, продукция которых пользовалась большим спросом на рынке. По статическим данным, опубликованным в 1849 году, в Саранске было 15 кожевенных, 3 воскобойных, салотопенный, клеевой, 3 свечных завода с числом работающих от 2 до 10 человек. Численность населения составляла 14,2 тысячи человек.

XIX век

В XIX веке опустошительные пожары (1817, 1825 и 1869 гг.) уничтожили почти весь город. Однако каждый раз он отстраивался заново.

В конце XIX века через Саранск прошла линия Московско-Казанской железной дороги. Строительство дороги оживило экономическую и политическую жизнь края. Стал расти и город Саранск, превратившийся в довольно крупный торговый центр Среднего Поволжья. Отсюда вывозили продукты сельского хозяйства во многие города и губернии России, сюда же поступали товары из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы, Харькова.

Однако экономическое оживление не изменило внешнего облика города. Саранск продолжал оставаться захолустным, преимущественно деревянным и совершенно неблагоустроенным. Царское правительство мало заботилось о благоустройстве уездных городов, отпуская им скудные средства. В 1900 году вышел известный словарь Брокгауза и Ефрона, вот что там сказано о Саранске:

“Уездный город Пензенской губернии… 13743 жителя… Несколько мелких кирпичных, 1 мыловаренный, 2 салотопенных, 3 кожевенных завода, маслобойня, на которых в общей сложности занято лишь 352 рабочих… Женская гимназия, городское четырехклассное училище, 3 приходских, 1 церковноприходская, 1 частная школа, 2 богадельни, 1 земская больница на 40 коек… 19 церквей и часовен”.

Мало изменился Саранск и в последующие годы. Второе рождение городу суждено было пережить только после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

С появлением железной дороги в Саранске стал формироваться новый отряд трудящихся - отряд железнодорожников, которые установили регулярные связи с крупнейшими революционными центрами России – Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Пензой.

XX век

В 1903 году в Саранске была создана первая в истории мордовского края социал-демократическая организация.

Открываются 2 типографии. Издается первая печатная газета “Мужик”. Редактором ее был В. В. Бажанов. Она носила прогрессивный характер. За смелое бичевание беспорядков, самодурства и самоуправства “отцов города” газета была закрыта, а издатель сослан. Вскоре газета вновь появилась, но под названием “Саранские вести”.

В ходе дальнейшего развития революционных событий в Саранске большую роль играли революционные солдатские массы. В Саранске в 1917 году было около 28 тысяч населения, из них свыше 10 тысяч составляли солдаты. Среди солдат Саранского гарнизона были фронтовики, бывшие рабочие революционных и промышленных центров России. Они развернули широкую работу среди трудящихся и солдат по разъяснению ленинских идей большевистской партии. Большую помощь им в этом отношении оказывали большевистские комитеты Пензы и Нижнего Новгорода, посылавшие сюда большевистскую литературу, номера газеты "Правда". В Саранск приезжали представители этих комитетов для оказания непосредственной помощи в организации работы среди населения. В Саранск приезжали представители этих комитетов для оказания непосредственной помощи в организации работы среди населения.

Отгремели бои гражданской войны и иностранной интервенции. Ценой огромных жертв и потерь, ценой жизней своих лучших сынов и дочерей народы многонациональной Советской страны отстояли завоевания Великого Октября и приступили к восстановлению разрушенного народного хозяйства.

В 1921 году многие промышленные предприятия Саранска не работали из-за отсутствия топлива и сырья, многие были разрушены. В городе насчитывалось более 440 разрешенных и недостроенных построек. Из небольшого уездного города, каким был тогда Саранск, происходит к тому же отток населения в деревню. Восстановление промышленности города было завершено только в 1928 году.

Восстановление экономики города послужило базой для развития народного образования, здравоохранения, культуры. Грамотность населения к 1928 году поднялась до 63,1 процента. В городе начали действовать два техникума: педагогический и индустриальный, два кинотеатра, краеведческий музей, народный клуб, была открыта Мордовская совпартшкола. Расширялась сеть медицинских учреждений, росли кадры советской интеллигенции.

С образованием в 1928 году в составе Средне-Волжской области Мордовского округа, а в 1930 году в составе Средне-Волжского края Мордовской автономной области, затем преобразованной в 1934 году в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, Саранск становится столичным городом.

В 30-е годы с братской помощью советских народов начинается быстрое и всестороннее развитие экономики и культуры Саранска.

В 1933 году была пущена первая очередь Саранской центральной теплоэлектростанции имени Э. Тельмана, дала первую продукцию котонинная фабрика. Через год заработал консервный комбинат, а еще через два года встал в строй действующих пеньковый.

Размах промышленности, строительства, массовый трудовой энтузиазм трудящихся позволили значительно увеличить выпуск промышленной продукции.

К 1940 году в Саранске насчитывалось 57 промышленных предприятий и строительных организаций против 18 в 1917 году. Объем валовой продукции промышленных предприятий по сравнению с дореволюционным периодом вырос в 22 раза. Саранск начал благоустраиваться.

В 30-е годы появились первые асфальтированные тротуары, первые автобусы. Были построены первые трех- и четырехэтажные жилые дома, гостиница, центральный почтамт, новое здание центральной библиотеки. В 1940 году было завершено строительство здание Дома Советов, через год вступил в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал.

В эти годы в Саранске быстро растет число культурно-просветительных учреждений, школ, расширяется сеть лечебных учреждений.

Начало 30-х годов ознаменовано открытием первого высшего учебного заведения - Мордовского пединститута, высшей коммунистической сельскохозяйственной школы, научно-исследовательского института мордовской культуры, позднее реорганизованного в Мордовский научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики.

О росте культуры трудящихся города говорят такие цифры. В 1940 году в Саранске было уже 15 школ и четыре техникума. Во всех учебных заведениях обучались около 10 тысяч человек. Иными словами, почти каждый четвертый житель города учился, поскольку население составляло 42 тысячи человек. К этому времени в городе действовали 24 библиотеки, 13 клубов и красных уголков, 8 киноустановок, 25 лечебных учреждений. Население имело около 5 тысяч радиоточек и радиоприемников. В учебных заведениях и лечебных учреждениях работали около 500 специалистов.

Развивалось театральное искусство, крепли творческие союзы писателей и художников. Работники культуры, народного образования, творческая интеллигенция активно участвовали в проведении широкой политико-воспитательной и культурно-массовой работы среди трудящихся.

Но мирный созидательный труд советского народа был нарушен. Фашистская Германия напала на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война. Широкий размах приняло в Саранске патриотическое движение по созданию фонда обороны Родины, сбору средств на танковые колонны и авиаэскадрильи, по сбору теплых вещей для бойцов и командиров Красной Армии. Общенародной заботой окружали трудящиеся города раненых советских воинов в госпиталях Саранска. Тепло, по-братски приняли и разместили эвакуированных из временно захваченных врагом районов, организовали помощь семьям фронтовиков. На последующих этапах Великой Отечественной войны, когда доблестные советские Вооруженные силы стали очищать советскую землю от фашистских захватчиков, трудящиеся Саранска и всей Мордовии активно включились в широкое патриотическое движение по оказанию помощи трудящимся освобожденных районов Воронежской, Гомельской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей, Донбассу, нашим православным городам-героям.

В суровые годы войны в нашем городе была сформирована 326-я стрелковая дивизия, которая участвовала в разгроме немецко-фашистский полчищ под Москвой, била отборные нацистские части в районе Ржева и Рославля, Ленинграда и Пскова, освобождала Советскую Эстонию, громила врага в Восточной Пруссии, закончила свой путь в Германии на Эльбе. За подвиги, мужество и героизм бойцов и командиров 326-я дивизия неоднократно получала благодарности от Верховного Главнокомандующего, была награждена орденом Красного Знамени. Более одиннадцати тысяч ее доблестных воинов награждены за время Великой Отечественной войны орденами и медалями Советского Союза.

Высокое звание Героя Советского Союза получил в годы войны наш славный земляк, уроженец Саранска, Семен Антонович Полежаев. Он совершил около 300 боевых вылетов и сбросил на вражеские коммуникации 350 тонн бомб.

Многие погибли на полях сражений, борясь за свободу и независимость нашей Родины. В самом конце войны смертью храбрых пал славный летчик, уроженец села Танеевка бывшего Саранского района Петр Иванович Орлов. В апреле на подступах к Берлину разгорелась жаркая битва. П. И. Орлов, возглавляя группу самолетов, уничтожил два фашистских эшелона с танками и живой силой. Но на обратном пути его окружили фашистские истребители. Орлов был ранен. Истекая кровью, он направил свой самолет в скопление фашистских войск и техники. За день до победы, 8 мая 1945 года, нашему земляку, повторившему подвиг Гастелло, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Не вернулся с полей битвы Герой Советского Союза, уроженец города Саранска, комсомолец Виктор Бобков, который проявил незаурядную смекалку, смелость и решительность при форсировании Немана.

Бесстрашно действовал в тылу врага Герой Советского Союза Василий Корнишин. Не раз совершали героические подвиги гвардии старшина, Герой Советского Союза Константин Карачков, отважный пилот бомбардировочной авиации, Герой Советского Союза Владимир Стрельченко, фронтовой кинооператор Владимир Сущинский, комсомолец Игорь Косарев. Родной город помнит своих отважных сынов.

После войны его жители, самоотверженно трудясь, достигли новых высот в развитии промышленности, культуры, народного образования.

Облик древних городов

Старинные рисунки и гравюры доносят до нас облик древних городов: Темникова, Краснослободска, Саранска, Инсара. На высоком берегу реки – мощная крепость. Суровы и неприступны ее стены. На углах в вечном дозоре застыли островерхие башни. Вместе с главными церквями и хоромами кремля, окруженного посадом, они создают то, что принято называть архитектурным силуэтом города. Под стенами его течет река, а вокруг, куда только достанет взгляд, - деревни, поля, луга, леса. Это страна наших дедов и отцов, наша Родина.

В конце XVII века, а особенно в XVIII веке, крепости уже не могли устоять перед новой военной техникой и, в связи с потерей оборонного значения, они приходили в ветхость; полуразвалившиеся башни, скупные строки летописей, да память народная хранили воспоминания о «золотом веке» деревянного оборонного зодчества. Наряду с крепостями на территории Мордовии строились и остроги, и сторожевые «черты».

Атемарский острог и сторожевой вал XVII века

Из государственных актов XVII века известно, что между Симбирском (Ульяновск) и Тамбовом в начале XVII века была построена сторожевая «черта». Эта «черта» в значительной части проходила через территорию современной Мордовии, а именно: через пункты, являавшиеся в свое время сторожевыми острогами: с. Атемар, с. Потижский острог и г. Инсар. Далее линия уходит за пределы Мордовии в направлении на Ломов.

Наиболее полно сохранились остатки «черты» между с.с. Посоп и Атемар. Этот участок «черты» строил воевода Богдан Хитров. По указу царя Алексея Михайловича «велено быть на службе в Атемаре и на атемарской засурской засеке, для строения засечных крепостей». Сторожевой вал начинается с юго-восточной окраины с. Посоп, проходит по равнине до ближайшего леса; на валу устроены земляные основания для башен, которых насчитывалось семь. Таким образом, длина вала с башнями от с. Посоп до «засеки» в лесу равняется 4,5 км. Вал в лесу прерывается, так как вместо него был срублен лес и повален вершинами на «ногайскую сторону». От этой засеки вновь проходит вал с тремя башенными основаниями к Атемарскому острогу. Профиль вала ровный, признаков тына не обнаружено. Вдоль всего вала с южной стороны идет ров, местами до 2-х метров. Высота вала от уровня почвы с северной стороны – 2 м, а с южной со дна рва – 4 м. Все башенные основания однообразны и имеют диаметр 20 м. Строились они по определенному плану в виде круглого выступа в сторону «дикого поля». Общая длина вала между Посопом и Атемарским острогом равняется, считая длину «засеки», 10 км, в том числе 6,5 км попадает на вал с башнями. Атемарский острог расположен на возвышенности и позволяет далеко просмотреть дикое поле.

Острог, огороженный тыном

Крепость представляла из себя замкнутый четырехугольник, южная сторона которого несколько шире, что придает крепости форму трапеции, с площадью 57600 кв. м. По углам крепости были башни, приче три земляных основания этих башен по форме и размерам одинаковые с башнями по валу. Одно же основание четвертой башни отличается тем, что располагается несколько в стороне, а кроме того, оно значительно массивнее и выше других, достигает высоты 6 м. В центре между башнями были устроены ворота. Против одной из башен был устроен пороховой погреб. За валом стоял деревянный тын – забитые в землю дубовые бревна.

Первые деревянные крепости

Обычно крепостные стены рубили «тарасами» - две параллельные стенки через каждые 6-8 метров соединялись поперечными стенками, с образовавшиеся таким образом клети заполнялись землей и камнями. Поверх настила бревенчатый пол, а в самихклетях прорубали бойницы нижнего боя – небольшие оконца – щели. Для защиты воинов от стрел, ядер и пуль на стенах устраивались брустверы – «обломы». Они рубились на выпусках бревен поперечных стен и покрывались сверху двухскатными кровлями. Бойницы в них были сделаны со скосом вниз, чтобы увеличить площадь обстрела, а в полу облома устраивались стрельницы, через которые горячей смолой, кипятком и всеми другими доступными средствами поражали врага, прорвавшегося к крепостным стенам.

Основным элементом крепости были башни. День и ночь наверху стояли дозорные; здесь же устанавливались пушки , хранились боеприпасы и вся боевая снасть. Такие башни ставились и по углам крепости, и в прясных стенах, а в центральной - надвратной, или проезжей - устраивались мощные и хорошо защищенные въездные ворота.

Сторожевые и крепостные башни были разные: квадратные в плане, шести- и восьмиугольные, как правило, двухъярусные, с нижним и верхним боем, иногда с тесовым обломом над воротами, сделанного в виде крытого балкона.