Главная              Рефераты - География

Япония в современной экономике - курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д. ГЛИНКИ»

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа

на тему «Япония в современном мире»

Выполнила: студентка Б-2-5


Проверил: к.э.н., доцент



Воронеж
2008


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Экономическая модель Японии. 6

1.1. Особенности структуры частного предпринимательства. 6

1.2. Трудовые отношения. 10

1.3. Роль государства. 13

Глава 2. Япония в международных экономических отношениях. 17

2.1. Развитие и структура внешней торговли. 17

2.2. Обмен технологий. 23

2.3. Экспорт — импорт капитала. 28

Глава 3. Экономические перспективы Японии в 2008 году. 34

Заключение. 37

Список использованной литературы.. 39


Введение

Хотя разговоры о "японском чуде" почти прекратились, феномен японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле, почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене? Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.

Япония - островное государство, длинной дугой протянувшееся на 3400 км с севера на юг вдоль восточной части азиатского материка. Она занимает четыре больших острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и около 900 небольших островов общей площадью 372,6 тыс. кв. км.

По количеству населения - 123,9 млн. человек - эта страна занимает шестое место в мире. На 1 кв. км площади в Японии в среднем приходится 340 человек. Две трети территории страны занимают горы и холмы. Примерно 57% населения Японии концентрируется в равнинной части, обращенной к Тихому океану, на площади, составляющей всего 2,2% территории страны. Здесь плотность достигает 7712 человек на 1 кв. км.

В Японии имеется 8 городов, население которых превышает 1 млн. человек. Это прежде всего столица страны, один из крупнейших городов мира - Токио, в котором живут 8323 тыс. человек, а с пригородами - 11373 тыс. человек. По 2,7 млн. человек насчитывают Осака и Иокогама, в Нагое - 2,1 млн. и в Киото - 1,5 млн. жителей. По 1,3 млн. человек проживают в городах Саппоро и Кобе и 1 млн. - в Китакюсю.

Япония бедна полезными ископаемыми. Имеются сравнительно большие запасы лишь битуминозного каменного угля, серы и меди. Добываются также в незначительных количествах железная руда, руды цветных и редких металлов, каменная соль.

Скудность природных ресурсов существенно повышает значимость внешней торговли для народного хозяйства страны. В то же время многие отрасли обрабатывающей промышленности страны в сильнейшей мере зависят от внешних рынков. Япония превратилась в своего рода гигантскую мастерскую по переработке промышленного сырья и производству готовых изделий. Она не может существовать в отрыве от мировых рынков, что накладывает свой отпечаток, как на основные направления экономического развития, так и на внешнюю политику страны.

Япония обладает интенсивным и высокотоварным сельским хозяйством. Высокая интенсивность сельского хозяйства дает возможность при относительно незначительных обрабатываемых площадях обеспечивать потребности страны в продовольствии на 70%, в том числе практически полностью в таких продуктах питания, как рис, овощи, картофель, фрукты, яйца, молоко и молочные продукты. В стране производится 3/4 всего потребляемого мяса.

За счет закупок за границей Япония удовлетворяет свои потребности в пшенице, ячмене, сахаре, бананах, соевых бобах, листовом табаке и некоторых других фуражных и технических культурах.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, являясь второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2, 3% общемировой численности, но создает оно около 16% ВМП, исчисленного по текущим валютным курсам, и 7, 7% — по покупательной способности иены. Ее экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве — результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% ВМП.

Целью данной курсовой работы является исследование роли и места Японии в современном мире. Основными задачами являются рассмотрение специфики экономической модели Японии, т.е. особенности структуры частного предпринимательства, трудовые отношения, также роль государства в регулировании экономики; степень участия Японии в международных экономических отношениях, а также экономические перспективы Японии в 2008 году.

Глава 1. Экономическая модель Японии

На высокие темпы роста японской экономики был нацелен ее хозяйственный механизм, сложившийся после Второй мировой войны, своеобразие черт которого позволяет говорить об особой модели.

1.1. Особенности структуры частного предпринимательства

Япония имеет отличную от других западных стран социальную структуру, характеризующуюся дуализмом современной промышленности. Основное место в занятости и производстве обрабатывающей промышленности принадлежит мелким и средним предприятиям. При этом доля мелких предприятий не обнаруживает ясно выраженной тенденции к сокращению. На фоне массы малых компаний быстро развивалась концентрация капитала в отраслях тяжелой промышленности, что привело к образованию гигантских объединений.

Особенность экономического строя — вертикальная интеграция фирм, их группирование, которое пронизывает всю систему деловых отношений в стране.

Различаются два уровня или типа образования экономических группировок.

Первый — традиционный для большинства западных стран. Он базируется на переплетении капитала и личной унии. Уникальность японской хозяйственной системы определяется наличием групп (кэйрэцу), которые представляют собой объединения крупных компаний с мелкими и средними, базирующиеся на различного вида связях, главными из которых выступают производственные, определяемые головными фирмами.

Субподрядными отношениями охвачено свыше 60% мелких и средних компаний обрабатывающей промышленности. Особенность данной практики состоит в долгосрочности связей, что предопределяет ее единый организационный характер. Сейчас практически ни одна крупная промышленная компания не существует как единичное юридическое лицо. В отличие от «двухслойной» структуры других западных стран (рынок-предприятие), японская экономическая система имеет три слоя (рынок – группа предприятий – собственно предприятия). Подчинению, а не поглощению мелких и средних фирм способствовало законодательство, которое ограничивало процессы централизации капитала, предусматривая единодушное согласие директоров подчиняемых компаний.

Помимо производственных связей структуру группы цементируют другие виды зависимостей: участие головной компании в капитале зависимых фирм, направление в директораты фирм представителей головной компании, оказание различного рода услуг. В результате в зависимости от интенсивности производственных и других связей каждая кэйрэцу представляет собой многослойную, крайне неоднородную структуру и при этом весьма гибкую, где существует набор связей от крайне жестких до весьма слабых. Наиболее распространенная форма связей — вертикальная.

Нередко крупные компании имеют несколько групп, когда сочетаются производственные и распределительные функции. В этом случае торговые компании располагаются между головной фирмой и сетью магазинов розничной торговли. Они обычно являются ее дочерними компаниями и занимаются организацией сбыта продукции головной компании. Головные фирмы поддерживают магазины ресурсами через торговые компании и поощряют их за поддержание цен на продукцию головной компании.

В связи с тем, что кэйрэцу представляют собой не жестко зависимую организацию, как, например, вертикально интегрированные корпорации в США, а совокупность жестких и слабых взаимосвязей, центростремительных и центробежных тенденций, это позволяет им более легко приспосабливаться к требованиям внешней среды.

Функционирующий на такой основе рынок внутри группы выгоднее для всех его участников, чем свободный рынок наличных товаров. Здесь ниже степень риска, ниже расходы по сделкам. На мелких предприятиях более низкий уровень заработной платы. Это служит одной из причин того, что в стране сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы между крупными, средними и мелкими компаниями. В среднем заработная плата на последних составляет около 60% оплаты занятых на крупных предприятиях.

В связи с процессами глобализации производства крупнейших компаний кэйрэцу переживают период существенной организационной перестройки с появлением в их составе новых звеньев. Эти изменения преследуют цель найти оптимальное, насколько это возможно, сочетание нерыночных по своему характеру взаимоотношений между компаниями внутри группы со свободой действия сгруппированных фирм для обеспечения эффективного функционирования группы как единого целого.

Переплетение капитала, производственная вертикальная интеграция в форме кэйрэцу привели к созданию финансовых групп, которые заняли в хозяйстве господствующие позиции. Они, как правило, управляются крупными банками, универсальными торговыми и промышленными компаниями. Некоторые из финансовых групп выросли из довоенных дзайбацу. Это «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фуе», а также «Данити Канге», «Санва».

Для группировок финансового капитала характерно взаимное владение акциями компаний-участниц, но каждая из них владеет относительно небольшим пакетом акций других компаний. Например, финансовые учреждения могут владеть не более 5%, а компании по страхованию жизни - не более 10% акций фирм. Компании не могут владеть собственными акциями. В результате происходит ясно выраженный переход контроля над компаниями от физических лиц к юридическим (1960г. - 70%, 1986г. - 76,1% акций). Роль индивидуального капитала в социальной структуре промышленности и кредитной сферы снизилась. На индивидуальную собственность в форме акции приходится лишь 1% функционирующего капитала. По отношению к сумме чистой прибыли корпораций доля дивидендов сократилась с 60% в 1936г. до 10,5% в 1990г. По сути дела в Японии проявилась четкая тенденция формирования модели экономического самоуправления без соединения ее с акционерной собственностью.

Юридические лица приобретают акции для обеспечения стабильности связей с теми или иными фирмами. Установление долговременных между банками и компаниями обеспечивается не только через взаимное владение акциями, но и через кредитование. Крупная задолженность банкам была характерной чертой функционирования японских корпораций.

Отношения в группировках финансового капитала строятся на принципах иерархичности. Переплетение интересов, иерархичность отношений между частниками приводят к тому, что на рынках группировка выступает единым фронтом. Этому способствует специфическая система кредитования компаний, которая была создана еще на первом этапе послевоенного развития.

Данная система финансирования позволила компаниям, в частности крупным экспортным фирмам, получить необходимые денежные средства по сравнительно низкой стоимости, расширить масштабы и эффективность производства. Суть этой системы состояла в том, что под гарантии министерства финансов и банка Японии коммерческие банки предоставляли максимальные кредиты крупным компаниям. Система обеспечивала чрезвычайно стабильные условия предпринимательской деятельности компаний в финансовом отношении. Система взаимного держания акций почти полностью выводит компании из-под влияния колебаний на фондовой бирже и внешней скупки акций.

Такая система косвенного финансирования понижает необходимость выброса своих средств на рынок капитала. При прямом финансировании через кредитный рынок структура производства и управления должна обеспечивать высокий уровень прибылей, чтобы привлекать инвесторов. При косвенном финансировании банками важны не высокие прибыли, а стратегия расширения своей доли на рынке, так как банки ожидают продолжения получения крупных ссуд, предполагающих крупные выплаты по ним. Кроме того, взаимное владение акциями предполагает взаиморасчет, а отсюда высокие дивиденды лишаются смысла. В интересах развития предприятия важнее наращивать внутренние резервы и капиталовложения, увеличивать доходы от роста стоимости акций.

В Японии акции, которые держат компании в качестве своих активов, регистрируются по учетной стоимости, поэтому, если стоимость акций на рынке ценных бумаг значительно превышает учетный курс, это соответственно увеличивает скрытые активы фирм, дает им возможность без оглядки на владельцев акций и контрольные органы осуществлять капиталовложения исходя из долгосрочных интересов.

В результате японские предприниматели обладают большей свободой, чем предприниматели других западных стран. В советах компаний здесь мало представителей внешнего мира, собрания акционеров носят формальный характер.

Японская система управления и кредитования и ситуация на кредитных рынках способствовали компаниям эффективно использовать прибыль, понижать дивиденды и таким образом увеличивать свои внутренние резервы. С другой стороны, это облегчало свободное осуществление долгосрочных капиталовложений за счет получения крупных банковских ссуд.

1.2. Трудовые отношения

Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для осуществления этого принципа в отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма на всю жизнь. Вместе с тем как работники, так и администрация негласно рассматривают продолжительную работу в качестве пункта коллективного договора. Правительство, стремясь поддержать занятость с помощью системы субсидий, также имеет в виду принцип непрерывной многолетней работы на одном месте. Следовательно, на практике суть проблемы по сравнению с другими странами сводится просто к более продолжительным срокам найма. В 2001г. доля уволившихся рабочих составляла 16%. Это означало, что в течение трех лет с работы увольняется половина работающих. В основном это приходится на молодые возрасты. Постоянные рабочие составляют 20—30% рабочей силы.

В зависимости от стажа работы устанавливался уровень заработной платы. Наиболее быстро она росла в среднем возрасте. При этом широко использовались различные доплаты к базовой ставке.

Трудовые отношения строятся на философии «фирма — наш общий дом».

Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Еще на рубеже 60—70-х годов в ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием. Тогда на сборочных операциях стали отказываться от конвейерных линий и замещать их вращающимися столами, за которыми или целое изделие, или его крупный блок собирается одним рабочим. Работник при этом определяет специфику и график работы, элементы контроля качества, издержек, безопасности и т.п. В результате укрепления технологических операций брак понизился до 0,3%, производительность труда увеличилась на 20%, себестоимость снизилась на 30%.

Основу организации управления при этом подходе составили малые самоуправляющиеся группы. Они охватывают все предприятие по вертикали и горизонтали. Каждая группа поставлена в такие условия, которые стимулируют совершенствование ее деятельности, постоянный поиск способов экономного использования оборудования. Группа участвует в принятии решений, касающихся фирмы в целом или ее подразделений, если эти решения затрагивают эту группу.

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо «расходный материал». Женщины обычно используются как поденщицы и почасовики. Женщины-поденщицы чаще всего служат своеобразным клапаном для администрации компаний. В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины-поденщицы проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне.

Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов.

Более продолжительная рабочая неделя в значительной степени определяется системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная. Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно менять более свободно, используются в виде «буферной оплаты». Они увеличиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффективна для избегания банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз.

Система использования рабочей силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства функционировала чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения компании и установлению неформальных отношений среди различных групп одной организации. Принятие решений на основе согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал возможные ошибки. Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким.

1.3. Роль государства

Особенность экономической модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. Государственное предпринимательство в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического развития конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, которые имеют директивный характер.

Этим образуется сложная, взаимоувязанная система планирования.

Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний — «Кэйданрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассоциациями и финансово-промышленными группами.

Система общегосударственных планов складывается из пяти групп планов – план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Планы и программы, несмотря на свою индикативность, подкрепляются широким арсеналом средств финансового, правового и организационного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость.

Общегосударственные экономические планы — это своего рода государственные инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами всего государства.

В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы.

Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распространения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств получают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере услуг. Владельцы мелких земельных участков работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли.

Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и валютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки. Наряду с количественным ограничением банковского кредитования это позволяло до начала 70-х годов эффективно осуществлять прямое кредитно-денежное регулирование, а также занижать издержки привлечения средств банками и в определенной мере капитальные издержки компаний. В 70-е годы началась либерализация процентных ставок на финансовых рынках, которая включала не только освобождение ссудного процента, но и процента по депозитам и другим инструментам мобилизации средств банками и предприятиями, который долгое время устанавливался на заниженном уровне.

Своеобразие японской экономической модели дополняется также ролью высших должностных лиц. По принятому обычаю их указания обязательны для исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания наказывают одну фирму, но сурово.

Как видим, рассмотренная экономическая модель построена на значительном ограничении действия рыночных сил. До конца 2003г., по данным комиссии справедливых сделок, до 40% всей производимой продукции являлось объектом тех или иных ограничений и государственного регулирования. На основе экономических и административных принципов управления государству удавалось эффективно проводить в жизнь выработанную с участием предпринимательских кругов политику.

Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударственной» до более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принципы прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). В 1994—1999гг. выпуск акций и других инструментов, таких, как обратимые и гарантированные ценные бумаги, составлял мобилизуемых фирмами средств. В 2004г. они уже превысили 70%. Однако все это время государственные органы, в частности, министерства финансов, внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов, протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды.

Глава 2. Япония в международных
экономических отношениях

В результате быстрого экономического развития Япония заняла одно из ведущих мест в международных экономических отношениях. В начале 90-х годов она вышла на второе место в мире по общему объему зарубежных прямых капиталовложений (15% общемирового объема). В предыдущие десятилетия ведущей формой отношений выступала внешняя торговля. По размерам экспорта Япония уступает только США и Германию, на ее долю приходится 16,1% мирового экспорта (2006г.). По величине экспортной квоты она может быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 10-13% ВВП. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт.

2.1. Развитие и структура внешней торговли

За последние 50 лет физический объем экспорта Японии увеличился более чем в 70 раз, его темпы почти в два раза опережали прирост мирового экспорта.

В основе успехов японских компаний на мировых рынках лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики, авторитета фирмы.

Японские фирмы известны эффективно развитой системой всестороннего и последовательного контроля и управления качеством продукции, которое связано, прежде всего, с характером организации производства. Ритмичность и гибкость производственного процесса, его способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, поставки комплектующих изделий и сырья точно в срок существенно повышают качество продукции и эффективность работы предприятий. Рост уровня автоматизации и роботизации, использование систем контроля за качеством оборудования, высокий уровень нормирования технологических пределов также позволяют значительно улучшать качество выпускаемых товаров. Принцип автономизации производства предполагает выпуск конечного изделия с полным контролем качества и гарантиями бездефектности.

Один из методов конкурентной борьбы японских фирм — быстрая смена моделей. Период разработки новой продукции у них короче, чем в США.

При всей важности указанных выше факторов высокой конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках следует иметь в виду, что стоимость рабочей силы в единице продукции в Японии была ниже, чем в США и ряде других промышленно развитых стран. Стоимостный компонент компенсировал отставание японских компаний в одном из важнейших факторов конкурентоспособности – производительности труда. По оценкам отдельных японских исследовательских организаций, Япония на 1/3 отстает от США по уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности.

Отставание в уровне производительности труда во многом связано со стратегией большого числа японских фирм, которые уделяют первостепенное внимание не прибылям, а их доле на рынке. На общее состояние дел влияет и то обстоятельство, что производительность труда на мелких и средних предприятиях значительно уступает показателям крупных, составляя 40% от уровня крупных предприятий. Это сдерживает общие показатели всей промышленности.

Высокий уровень производительности труда достигнут в черной и цветной металлургии, химической промышленности, где он значительно превышает американские показатели. Во всех других отраслях отмечается отставание, даже в таких, как автомобилестроение и электротехника, где японские компании обладают сильной конкурентоспособностью. Там уровень производительности составляет 78 и 85% американского.

Япония долгое время занимала ведущее место по конкурентоспособности своих товаров на мировых рынках. В результате ослабления ценового фактора она опустилась на третье место в 1993г. после Сингапура и США. Произошел значительный рост стоимости рабочей силы примерно с 60% в конце 80-х годов до 70% добавленной стоимости в 1994г. (45% в 1960г.).

В послевоенный период существенные изменения претерпела структура экспорта. До 60-х годов преобладающее место в ней занимали потребительские товары: радиоприемники, телевизоры, текстильные изделия. Затем ведущие позиции заняли продукция черной металлургии, суда, автомобили – свыше 60% экспорта. В 80-е годы произошел новый сдвиг в структуре японского экспорта.

При увеличении доли автомобилей и бытовой электротехники вперед стал выходить экспорт капитальных средств. Значительно возросла доля продукции общего машиностроения, электромашиностроения, научного оборудования, оптики. В таблице 1 представлены данные Японского экспорта сырьевых товаров за 2005 год (в млн. долл. США).

Продукты питания

2.893

Сырье

6.734

Химических веществ

53.058

Промышленные товары

67.109

Машины

253.144

Транспортное оборудование

137.882

Другие

74,866

Итого

595.686

По отдельным видам продукции на долю японских компаний приходится весомая часть экспортных поставок в мире: полупроводники – 50%, легковые автомобили – 22%, конторское и телекоммуникационное оборудование – 22,6%, сталь – 17,4%. Превращение Японии в одного из главных мировых экспортеров продукции машиностроения и наукоемкой продукции стало итогом ее промышленного и научно-технического развития.

Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья.

По многим видам минерального сырья она выступает крупным покупателем на мировых рынках. На нее приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

Импорт сырьевых товаров в Японию за 2005 год (в млн. долл. США):

Продукты питания

50.434

Сырье

31.802

Химических веществ

132.097

Промышленные товары

49.145

Машины

118.513

Транспортное оборудование

18.713

Другие

115.984

Итого

516.688

На первых этапах экономического развития структура производства предопределила большую зависимость Японии от развивающихся стран – около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического сырья. Поставки рудного и химического сырья в последние десятилетия локализуются в промышленно развитых странах – Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их концентрация на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 29% японского экспорта и обеспечивается 22% импорта. В свою очередь на Японию приходится свыше 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрим Японский экспорт в США. Из 148,1 млрд. долл. импорта из Японии, в 2006 г., следующие товарные группы имели высокие значения:

1. Легковые автомобили – 43,5 млрд. долл. США;

2. Автомобильные детали и аксессуары – 10,4 млрд. долл. США;

3. Другие промышленного оборудования – 5,7 млрд. долл. США;

4. Компьютерные аксессуары – 5,4 млрд. долл. США;

5. Видео оборудование – 4,9 млрд. долл. США;

6. Электрические приборы и механизмы – 4,1 млрд. долл. США;

7. Двигатели и другие части – $ 4,0 млрд. долю США;

8. Станки – 3,8 млрд. долл. США;

9. Полупроводники – 3,4 млрд. долл. США

10. Экскаваторная, усеивающая и строительная техника – $ 3,38 млрд. долл. США;

11. Мотоциклы и запчасти – 3,1 млрд. долл. США.

Ниже приведен список товаров - импорта с высокой долей продаж за 2006 год по сравнению с 2005 г.

1. Мясные продукты – 2,8 млн. долл. США (на 70400% больше, чем в 2005 г.);

2. Космические корабли – 1,9 млн. долл. США (на 2126% больше, чем в 2005 г.);

3. Цинк – 10,6 млн. долл. США (на 1823% больше, сем в 2005 г.);

Рассмотрим Японский импорт из США. Из $ 59,6 млрд. американского экспорта в Японию в 2006 г., следующие товарные категории имели наиболее высокие значения:

1. Пассажирские самолеты – 3,5 млрд. долл. США;

2. Медицинское оборудование – 2,7 млрд. долл. США;

3. Промышленная техника – 2,3 млрд. долл. США

4. Телекоммуникационное оборудование – 2,1 млрд. долл. США;

5. Полупроводники – $ 2,06 млрдю долю США;

6. Зерновая продукция – $ 2,0 млрд. долл. США;

7. Фармацевтические препараты – 1,8 млрд. долл. США;

8. Компьютерные аксессуары – $ 1,75 млрдю долю США;

9. Инструменты для измерений, испытаний и контроля –$ 1,69 млрд. долл. США;

10. Органические соединения – 1,4 млрд. долл. США;

Ниже приведен экспорт товаров с высокой долей продаж за 2006 год в по сравнению с 2005 годом:

1. Военная одежда и обувь – 196,3 млн. долл. США (на 185,9% больше, чем в 2005 г.);

2. Медь – 222,2 млн. долл. США (на 78,2% больше, чем в 2005 году);

3. Алюминий – 304,9 млн. долл. США (на 62,4% больше, чем в 2005 г.).

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, для Малайзии – 26% ее импорта и 16% экспорта, для Сингапура – 21% его импорта и 17% экспорта, для Южной Кореи – 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным рынком КНР (15-16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое возросло и в 2006 г. составило 1350 млрд. долл. 40% объема образуется в товарообороте с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключением стран Среднего Востока и Восточной Европы. Торговые отношения с промышленно развитыми странами сопровождаются вспышками торговых войн, давлением на Японию, установлением «добровольных ограничений» ее экспорта. Особенно в этом преуспевают США.

2.2. Обмен технологий

Начиная с 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. В 1986 году Япония выдвинула крупномасштабную программу под названием «Человеческие границы», которая сравнивается самими японцами с американской “СОИ” и европейской «Эврикой». Цель ее – поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от других стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП, в частности механизма живых организмов. При этом исходят из того, что это направление станет ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств. Программа рассчитана на 20 лет, в течение которых предполагается израсходовать 6-7 млрд. долл., половину из них за счет Японии.

Научно-техническое сотрудничество Японии с молодыми государствами (Азиатские тигры) осуществляется по следующим направлениям:

· Передача технологии и управленческого опыта;

· Совместные научные исследования и разработки;

· Подготовка высококвалифицированных национальных кадров.

· Место Японии в мировом движении технологии.

Произошли существенные изменения в технологическом платежном балансе страны. С 70-х годов начал усиливаться экспорт японской технологии. Правда, место Японии в торговле технологией контрастировало резко с обменом товарной продукцией. До 1992 года платежи по технологии превышали экспорт. При этом объем японских поступлений (3-3,6 млрд. долл.) в 6-7 раз уступал американскому . По стоимости технологического импорта Япония превосходит ведущие западноевропейские страны. При этом следует иметь в виду, что общий дефицит технологического баланса во многом определялся наследием прежних периодов, когда страна полностью зависела от импорта технологии. Это связано с тем, что в сальдо технологического баланса включаются как поступления и платежи по вновь заключенным контрактам, так и выплаты роялти по старым контрактам, которые могут охватывать период до 10-15 лет. Баланс платежей по вновь заключаемым контрактам начиная с 1972 году сводится с положительным сальдо. В 1993 году было достигнуто положительное сальдо по обмену технологии в целом.

Япония занимает своеобразное место в мировом движении технологии. Она импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну в промышленно развитые и развивающиеся страны. Интересно, что 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности в соседние страны, а самим сосредоточиться на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного взаимодействия.

Анализ информации о контрактах по экспорту и импорту технологий для 1568 японских компаний показывает превышение показателей экспорта технологий над импортом. При этом из 68.4% импортируемых для «электроника» технологий, в основном, из США и Канады (79,9%), а также из Европы (18,3%), практически все они представляют программно алгоритмическое обеспечение (software) компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем. Таким образом, японские фирмы, экспортируя конкурентные микроэлектронные технологии для начинки компьютерных и телекоммуникационных систем (hardware) сегодня больше всего нуждаются в software.

По данным Японского банка, ведущие компании страны выплатили в 1990 году иностранным фирмам (в первую очередь американским) свыше 6 млрд. долларов в качестве платы за использование их наукоемких технологий. В том же году японскими компаниями было заключено 3211 контрактов об импорте иностранных лицензионных технологий и более 60% из них – соглашения с американскими владельцами интеллектуальной собственности. Японские владельцы патентов и ноу-хау технологии имеют от их продаж 2,6 млрд. долларов. Для сравнения в том же 1990 году США получили на выплатах от использования иностранными фирмами американских патентов неизмеримо больше – 15,3 млрд. долларов, а сами заплатили за использование чужих патентованных технологий всего 2,5 млрд. долларов. Такие же соотношения сохранились и в середине-конце 90-х годов.

До недавнего времени сила японских компаний признавалась только в области прикладных технологий. Однако уже в конце 80-х начале 90-х г. американские научные обозреватели забили тревогу, указывая на потерю Соединенными Штатами лидерства в конкуренции с японскими фирмами, овладевшими наукоемкими технологиями на мировом рынке.

Организационная структура отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта . К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции – инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта (доля импорта во внутреннем потреблении) в 1,5–3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975 году – 4,9%, 1987 году – 4,4, 1995 году – 10,1%, 2000 -10,6%).

Аналитики всего мира справедливо считают, что своими выдающимися достижениями в сфере высоких информационных технологий и соответствующей конкурентоспособной индустрии японская экономика обязана в значительной степени эффективной целенаправленной государственной политике, конкретным мерам и решениям правительства Японии.

Государственная поддержка национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов, лабораторий и учёных заключается не столько в представлении им субсидий и льготных кредитов, сколько в создании условий и механизмов реализации интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших технологий и стимулирование производства КНП новейших поколений. Рассчитанная одновременно на ближайшую и отдалённую перспективу селективная научно-технологическая государственная стратегия позволяла на всех этапах развития высоких информационных технологий концентрировать средства для обеспечения прорыва в сфере высоких технологий и динамичного развития экономики в целом. Не смотря на ограниченность средств в 50-60 годах, и даже относительных сложностей в бюджете в 70-80-х годах, Японское правительство находило уникальные по возможности предоставления щадящего налогового режима государственным и частным фирмам, проводящим собственные оригинальные исследования и разработки с прицелом на кардинальное технологическое обновление и создание в будущем КНП. На различных этапах развития японской экономики и становления информационных отраслей индустрии большинству микроэлектронных, компьютерных и связных фирм предоставлялось право на ускоренную амортизацию и значительные налоговые скидки, достигавшие 7-12% общей суммы подоходного налога в связи с увеличением их расходов на НИР, НИОКР, фундаментальные исследования.

На ускорение внедрения и облегчение коммерциализации значимых фундаментальных, прикладных результатов в цепочке «идея-изобретение-технология-НТП», полученных лабораториями государственных исследовательских институтов, университетов, нацелена деятельность ряда японских министерств и Агентства по науке и технике. Япония с середины 90-х годов резко увеличивает инвестирование в фундаментальные науки. Правительство Японии постановило в 1997 г. выделить на ближайшие 5 лет 160 млрд. долл. на фундаментальные научные исследования и технологические разработки в рамках программы поддержки научно-технологического сектора страны. По этой программе государственные отчисления на развитие фундаментальных наук в 1997 году увеличены до уровня своего основного конкурента США, то есть составили свыше 1% от ВВП.

2.3. Экспорт — импорт капитала.

Его характерные черты. В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981-1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК. По совокупному объему заграничных прямых инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).

В 60—70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии – только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке - Панама (40%).

Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994г. и превысив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем – Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования – Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров – Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта – свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы.

Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока – 4,8%, а в Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это относительно новые по времени их действия филиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.

Япония не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Хотя значение иностранных прямых капиталовложений возрастает, их приток незначителен, уступая соответствующему японскому экспорту в 10-20 раз. В ведущих западноевропейских странах подобное соотношение находится в пределах 1-2,2 раза.

В прошлом достаточно широко использовался иностранный капитал в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950-1960гг. его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. За 1950-1975гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капитал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным банком США.

Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер ее валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских товаров на мировых рынках привело с середины 60-х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчетов. Превратившись в один из полюсов притяжения международных платежных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим донором (1995г. – 24,5%), хотя по доле государственной помощи в ВВП Япония уступает многим странам – 0,20% ВВП.

Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 60%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бангладеш. Произошли изменения в географическом направлении помощи. В 70-е годы в число ее крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан, Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки (9,1 % экономической помощи в 1992г.), но в странах Азии она обеспечивает половину всей помощи западных стран, а в Латинской Америке – 18%. В отличие от США и западноевропейских стран более половины двусторонней помощи представляется в виде йеновых займов под низкий процент. Они носят в основном несвязанный характер, чем также отличаются от помощи ряда западных стран. Примерно 12% всей помощи идет на техническое сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ. Центральное место в нем занимает прием иностранных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов (5 тыс. иностранных студентов в 1990г.).

Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество беженцев – около 9 тыс.

Токио – мировой финансовый центр. Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объему валютно-биржевых операций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объему купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстает по обработке синдицированных займов (в 1993г. – 1% соответствующего показателя Северной Америки, в пять и два раза меньше, чем соответственно в Гонконге и Сингапуре). В Токио аккредитовано менее 100 иностранных банков, что в четыре раза меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне.

Слабости Токио как международного финансового центра сдерживают процесс укрепления позиций йены в качестве международного платежного средства. Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира (6,8-8,1% за 1985-1994гг.), почти в два раза уступая германской марке и в восемь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчетах по внешней торговле. Если в 1970г. менее 1% расчетов по японскому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995г. – уже 38%. Значительный сдвиг также произошел в обслуживании йеной импортной торговли – 24%. Но данные значительные изменения в основном определялись только одним районом – Азией, где доля экспорта, выраженного в йенах, поднялась с 39% в 1986г. До 48% в 1994г., а доля импорта – с 9,2 до 34%.

Необходимость укрепления международных позиций Йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены растет.

В настоящее время 100 японских йен равняются 1,0023 долл. США.

Японская йена

Английский фунт

0,415

Доллар США

0,821

Евро

0,609

Канадский доллар

0,881

Норвежская крона

4,940

Шведская крона

5,651

Швейцарский франк

1,005

Японская йена

100

Глава 3. Экономические перспективы
Японии в 2008 году

Новый год привёл с собой новую волну потрясений на мировые рынки нефти, золота, а также валюты. Такие перевороты, кажется, предвещают бурный год, так каковы же перспективы японской экономики в 2008 году?

Экономика Японии по-прежнему расширяет свою пост-военную экспансию, хотя темпы значительно замедлились. Текущее расширение продолжалось шесть полных лет и закончится в конце этого месяца, а последние события на мировых рынках сформировали главные направления развития экономики Японии на 7-й и 8-й гг.

До настоящего времени поддержка развития происходила, в основном, из-за границы. Сильные экономические системы за границей вкупе со слабой Йеной вызвали устойчивый рост японского экспорта. Раздутие прибыли экспортёров и их крупные инвестиции в средства обслуживания и оборудование стали движущей силой подъёма страны.

Ветры, дующие из-за границы, теперь, впрочем, становятся менее благоприятными для японской экономики. Одним из отрицательных моментов, который начался в прошлом году, является шквал невыплат по кредитам США, который изрядно замутил воду в финансовых и валютных рынках по всему миру.

Насколько серьёзным будет этот удар по экономике США? Повредит ли он также экономическим системам таких быстрорастущих стран, как Китай и Индия? Неуверенность в будущем экономики растёт, а усиление йены по отношению к доллару начинает вносить свой вклад в прибыль экспортёров.

Также вместе с финансовыми рынками, пострадавшими от кредитного краха в США, на рынке нефти и других сырьевых рынках из-за спекуляций денежными потоками возросли цены – на сырую нефть, зерно и т.п. Быстрый рост цен на эти товары привёл к повышению цен на необходимые в быту продукты – тот же бензин или продукты питания. В дальнейшем цены будут только повышаться, что ставит под угрозу и так уже низкие потребительские расходы.

Очевидно, что экономический рост, бывший единственным двигателем положительных практических результатов, более нежизнеспособен. Сейчас вопрос состоит в том, станут ли издержки домашних хозяйств вторым двигателем для дальнейшего прогресса. Очевидно также, что экономика сейчас зависит от корпоративных прибылей, которые возникли в последние годы. Наибольшим амортизатором для роста в настоящее время является пересмотр строительного кодекса в пользу более жёстких требований безопасности.

Правовые изменения были внесены в ответ на скандал с участием фальсифицированных данных по безопасности зданий в случае землетрясений. Отставание строительных инспекций, созданных в соответствии с более жёсткими инспекционными требованиями, привело к резкому спаду в запусках новых строительств. Часть вины за эту ситуацию лежит в том, что правительство плохо ориентируется в проблеме. Однако, более строгие правила были необходимы с целью ослабления общественного недоверия к промышленности, поставившей прибыль на первое место перед безопасностью потребителей.

Вереница скандалов с фальшивыми маркировками пищевых продуктов, которая прошла в прошлом году, сильно подорвала доверие к ряду продовольственных компаний. Что должно быть сделано для поддержания стороны конечных потребителей? Единственная надежда возложена на весенний раунд переговоров о повышении заработной платы.

«Nippon Keidanren» (Японская Федерация Бизнеса), самый мощный бизнес-орган нации, высказала готовность принять повышение оплаты труда во время переговоров.

Изменив свою позицию, организация признала необходимость усилий для создания экономики, чей рост поддерживался бы в корпоративном и бытовом секторах. Увеличение заработной платы должно затронуть малые и средние предприятия, не говоря уж о корпорациях-гигантах.

Компании также должны обратить внимание на состояние временных служащих – руководству следует постараться улучшить условия их труда и привлечь этих сотрудников для работы на постоянной основе.

Чтобы подготовить почву для возобновления роста японские компании должны теперь заняться преображением себя, потратив больше финансов на развитие человеческих ресурсов.

Заключение

Современная Япония - крупнейший в мире экспортёр капитала, вторая промышленная держава. Она занимает третье место по экспорту продукции. Экономика Японии базируется на производстве. Весь мир знает высокое качество японских автомобилей и бытовой техники, электронного оборудования и систем связи. Быстрыми темпами развивается непроизводственный сектор: сфера услуг, финансы, научно-исследовательская деятельность.

Несмотря на то, что Япония работает в основном на привозном сырье, все последние годы её торговый баланс отличается огромным перевесом экспорта над импортом.

На сегодняшний день Япония вместе с США и Западной Европой составляет "тройку" важнейших экономических центров мира. Валовой национальный продукт Японии составляет половину от ВНП США, а размер ВНП на душу населения в 2006 финансовом году - 32610 долларов, что примерно равно аналогичному показателю в США. Из 500 крупнейших транснациональных компаний - 141 японские. Первые три места в мире по объему реализации продукции также занимают японские компании.

Большой вклад в достижение столь существенного успеха помимо экономических причин вносит трудолюбие и дисциплина, настойчивость, аккуратность и терпение японцев, способность четко организовать работу не только для самих себя, но и работу с иностранными партнерами.

Японские прямые зарубежные инвестиции в 1997-07 годах в среднем составляли 26 миллиардов долларов в год. В 2007 финансовом году Япония вложила в мировую экономику 5216,9 миллиардов иен (около 43,5 миллиардов долларов). На долю Европы пришлось 34,4% этой суммы, Северной Америки - 26,9%, в Азии - 16%.

В результате так называемой "глобализации" японская промышленность заняла прочные позиции на мировых рынках. Япония открыла свои производства в Азии, США и Европе, где теперь выпускается высокотехнологичная продукция. Использование за рубежом капитала и передовых технологий Японии в сочетании с привлечением местных трудовых ресурсов помогает развивать экономику многих стран.

Политика поддержки науки и техники, в которых используются интеллектуальные ресурсы народа, издавна занимает в Японии очень важное место. В настоящее время по сумме инвестиций на научные исследования Япония является второй в мире. В Японии более 700 тысяч научных работников, получено примерно 270 тысяч патентов. Особенность современной исследовательской деятельности в Японии заключается в том, что расходы на нее составляют 3% валового национального продукта, что является самым высоким показателем среди развитых стран. Однако доля государственных расходов на науку составляет всего 20%, что ниже, чем в западных странах (30% в США, 40% во Франции). Большую роль в развитии научных разработок играют частные предприятия.

Список использованной литературы

1. Ломакин В.К. Мировая экономика / В.К. Ломакин. – М: Финансы. 1999 г.

2. Экономика зарубежных стран. Под редакцией В.П. Колесова, М.Н. Осьмовой, М., 2001 г.

3. Раджабова З.К. Мировая экономика. М. 2006 г.

4. Дружинин Н.Л. Япония. Экономическое чудо. Петербург, 2003 г.

5. автор. заглавие статьи / автор // МЭИМО. 2001 г. №8, стр.

6. МЭИМО. 2004 г. №1.

7. МЭИМО. 2005 г. №3.

8. www.embjapan.ru

9. www.japantoday.ru

10. www.forex.com

11. http://en.wikipedoa.org/wiki/Ecomomic relations of Japan

12. www.bankir.ru

13.