Главная              Рефераты - География

Сущность основных понятий уровня жизни населения - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Сущность основных понятий уровня жизни населения………………………….….4

2. Государственное распределение доходов. Система национальной защиты………..7

3. Сущность социальной политики государства……………………………………..…11

4. Проблемы экономической эффективности социальной политики……………..…..15

5 . Основные тенденции формирования социальной политики в Украине…………...17

Список литературы………………………………………………………………………...24

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Украины. На фоне всеобъемлющего Украинского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения украинцев.

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей . Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и на сколько она полно показывает проблемы в современном украинском обществе.

1.СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты характеризуются количественными показателями , индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей , характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления , расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30%) находится далеко за чертой бедности.

При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности , но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум ,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

Продовольственная корзина(набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, ккалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Анализ содержания потребительской корзины. Норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчёта.

Стоимость минимальной потребительской корзины , то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары - 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.

2.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.

Составляющей механизма государственной регуляции экономики является политика доходов. В условиях рыночной экономики она стоит в одном ряду с политикой конкуренции и политикой стабилизации экономики.

В сфере распределительных отношений нужное реальное взаимодействие экономических критериев, связанных с требованиями экономической рациональности, и социальных критериев, которые предусматривают обеспечение условий для всестороннего развития всех членов общества.

Цель государственного распределения и перераспределения рыночных доходов — уменьшение резкой дифференциации за уровнем доходов и капитала.

Сложность проблемы распределения и перераспределения доходов обусловлена отсутствием однозначного ответа на вопрос: "Какое распределение доходов считать правильным?"

Реализация цели требует:

– четкого определения всех получателей доходов;

– убеждения в необходимости перераспределения доходов каждой социальной группы

Составляющие механизма распределения и перераспределения доходов:

—предоставление общественных благ;

—использование законодательных актов;

—система налогообложения;

—трансфертные платежи.

Изменения в доходах в условиях переходной экономики приводят к:

– стремительному падению реальных доходов;

– изменению структуры доходов населения;

– росту дифференциации доходов населения.

Основной составляющей денежных доходов населения является заработная плата ее величина:

—влияет на общие показатели социально-экономической эффективности рыночного строя в целом;

—является обоснованием стимулов к труду.

Цели регулирования оплаты труда

– Обеспечение каждому работнику жизненно необходимого уровня потребления

– Сохранение реального уровня заработной платы

– Установление тесного взаимосвязи заработной платы с производительностью труда постижения надлежащего соответствия между разными уровня мы заработной платы

Минимальная зарплата (МЗП) — гарантирован государством социальный минимум нетарифицированного труда.

Функция МЗП — мотивация владельца рабочей силы к участию в труде.

Требования к МЗП

– Незначительный отрыв от минимального потребительского бюджета

– Определение уровня заработной платы по международным стандартам

– Своевременная коррекция в соответствии с экономическими и социальными изменениями в обществе

Сохранение нормального соотношения между минимальной и средней ЗП достигается

– "подтягиванием" уровня МЗП к средней ЗП

– сдерживанием роста средней и максимальной ЗП (через механизм налогов)

Составляющие государственной политики заработной платы (ЗП):

—проведение глубокой структурной реформы ЗП;

—повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регуляции доходов;

—усовершенствование налоговой регуляции доходов населения;

—создание условий для роста производительности труда;

—рост уровня реальной ЗП;

—периодическая индексация ЗП в связи с повышением потребительских цен;

—ликвидация задолженности из выплат ЗП.

Уровень и качество жизни — интегрированные показатели социально-экономического развития стран. Для определения уровня жизни в разных странах эксперты используют понятие индекс развития человеческого потенциала, или сокращено — индекс человеческого развития (ИЛР). Этот показатель предложен ООН в 1990 г. как интегрированная оценка уровня цивилизованности страны.

Индекс человеческого развития имеет такие три составляющие:

1) продолжительность жизни населения;

2) уровень образования;

3) объем ВВП на душу населения.

Заданные предельные значения для каждого показателя:

— продолжительность жизни — 25—85 лет;

уровень образования — 0—100 % (количество лет, которые провел в режиме учебы после 15 лет "средний гражданин");

— ВВП — от 200 к 4000 дол. СЕЛА.

Низким при этом считается ИЛР, более малый за 0,5, высоким — 0,9—1.

Экономическая комиссия ООН, оценивая жизненный уровень населения Европы, предоставляет преимущество такому показателю, как количество товаров и услуг, которые население смогло получить. Эталонная величина составляет 100 %.

Об Уровень жизни населения — степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.

Понятие качество жизни конкретизирует категорию "уровень жизни (ИЛР)". В ООН было предложено комбинированный показатель — индекс качества жизни, который характеризует:

—уровень образования;

—медицинского обслуживания;

—продолжительность жизни;

—степень занятости населения;

—его платежеспособность;

—доступ к политической жизни и тому подобное.

Конкретными показателями являются: количество автомобилей, телефонов, квадратных метров жилья, больничных кроватей и тому подобное на одного человека (на тыс. населения), качество медицинского обслуживания, уровень шума (децибел), скорость движения в часы пик и др.

С целью обеспечения нормального уровня жизни государство определяет размер прожиточного минимума. В Украине его признано базовым государственным социальным стандартом.

Факторы обуславливающие уровень прожиточного минимума:

– цены;

– инфляция;

– количественная оценка набора потребительских благ и услуг

При анализе прожиточного минимума различают: ^ физиологичный минимум — стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения только основных физиологичных потребностей, причем на протяжении относительно короткого периода, практически без приобретения одежды, обуви, других непродовольственных товаров;

Социальный минимум (бюджет минимального достатка) — минимальные нормы удовлетворения физиологичных, социальных и духовных потребностей. Это стоимость товаров и услуг, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни.

Прожиточный минимум определяется на основе так называемой корзины потребителя.

Корзина потребителя — стоимость стандартного набора товаров и услуг массового употребления среднего потребителя в конкретной стране в определенное время.

Мировая практика широко использует и такую категорию, как индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, что входит в бюджет среднего потребителя (потребительская корзина) и составляет его прожиточный минимум.

3.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Социальная политика является одним из важнейших направ­лений государственного регулирования экономики, которое на­правлено на полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармо­нично развитого общества, что и есть стратегической целью раз­вития любого цивилизованного государства. Значимость соци­альной политики определяется ее влиянием на процессы воспро­изводства рабочей силы, повышения производительности тру­да, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производи­тельных сил, на культурную и духовную жизнь общества.

Социальная сфера не только регулирует процессы занято­сти населения, но и является непосредственно объектом прило­жения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, об­разование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и дру­гие, обеспечивают рабочими местами до 20 % экономически активного населения. Функционирование таких систем социаль­ной сферы, как общественное питание, дошкольное образова­ние, освобождает часть населения из сферы домашнего хозяй­ства, повышая занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономичес­кого развития страны в эпоху НТП, также являются частью со­циальной сферы, а их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Кроме того, государство в кото­ром население наделено экономическими, социальными и куль­турными правами менее подвержено возникновению социаль­ного неблагополучия.

Т.е. основными объектами социальной политики являются:

– рынок труда и занятость населения;

– система социального обеспечения населения;

– трудовые отношения;

– оплата труда и доходов населения;

– элементы социальной инфраструктуры;

– граждане как потребители.

Задания социальной политики

– Долгосрочные (перспективные) – обуславливаются поиском оптимального соотношения социально-экономической стабильности с экономическим ростом;

– Краткосрочные (текущие) – формируются в зависимости от исходных позиций общества.

Принципы социальной политики:

– рациональность – достижение наилучшего соотношения цели социальной политики и средств ее реализации;

– социальная справедливость – признание одинаковых возможностей для всех членов общества;

– социальная безопасность – предсказуемость определенных жизненных рисков.

Основным принципом существования рыночной социаль­ной модели выступает приоритет рыночных методов регулиро­вания социальной сферы перед методами прямого государствен­ного вмешательства. Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью и характеризуется разго­сударствлением социальной сферы, сведением к минимуму госу­дарственных субсидий и дотаций, расширением использования рыночных инструментов в функционировании экономики. Вме­сте с тем, эта модель порождает систему трудовой и предприни­мательской мотивации, основанной на материальной заинтере­сованности, на стремлении к повышению прибыли. В условиях рыночных отношений происходит расширение свободы лично­сти, независимости, усиление внимания к социальной справед­ливости. Опыт развитых государств мира свидетельствует о по­явлении тенденций к сглаживанию социального неравенства в условиях рыночной среды, что отчетливо проявилось в связи с формированием среднего класса. Средний класс составляет та часть населения, которая имеет стабильный и достаточно высокий уровень доходов. Однако, рынок и полное социальное равенство несовместимы, что обусловлено отличиями между участниками рынка и сущностью рыночных отношений, противоречиями фор­мирования рыночных цен, особенностями купли-продажи рабочей силы. Поэтому реализация усилий государства по обеспечению от­носительного социального равенства требует целенаправленных действий в процессе формирования социальной политики.

Социальная политика государства в условиях рыночно­го хозяйствования обеспечивает ресурсы, направленные на ликвидацию неблагоприятных последствий конкурентной деятельности.

Характеризуя современную направленность социальной политики Украины, нельзя не учитывать исторический аспект развития социального комплекса. В советский период социальный комплекс характеризовался жесткой вертикальной иерархией уп­равления, строгой бюрократической регламентацией в распре­делении материальных и кадровых ресурсов. Отсутствие конку­ренции предопределило отсутствие действенных стимулов в развитии, которое шло, в основном, экстенсивным путем, без структурных преобразований, также неадекватный уровень оп­латы труда - все это в целом снижало эффективность социаль­ного комплекса. Преобладание в социальном комплексе круп­ных государственных систем образования и здравоохранения способствовало инертности социального комплекса к изменяю­щимся условиям и потребностям населения.

Попытка реформирования сферы финансирования жилищ­но-коммунального хозяйства, расширение границ платности в образовании, здравоохранении, культуре, предпринятые в нача­ле 90-х годов сопровождалось отсутствием адекватного реформи­рования структуры оплаты труда в сфере общественного произ­водства и увеличения пенсий и пособий. Объективно необходи­мое расширение участия населения в покрытии затрат на соци­альные блага не учитывало отсутствия необходимой для этого ма­териальной базы и моральной неподготовленности населения.

В современных условиях реформирования экономики Ук­раины формируется рыночная социальная модель. Резкий пере­ход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты к рыночным ме­тодам характеризуется отчетливым контрастом и болезненнос­тью восприятия этого явления населением. Более мягкие модели «государства благосостояния» и «социального рыночного хозяй­ства», безусловно, облегчили бы переход к рыночным отноше­ниям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности. Ввиду этого реализация ос­новных направлений социальной политики, ориентированных на создание условий поддержания приемлемого уровня благо­состояния, социальной защищенности в экстремальных ситуа­циях, существенно затруднена.

Стабилизация социально-экономической ситуации в Укра­ине, смягчение различий в уровне доходов и уровне жизни раз­личных групп населения, поддержка отраслей, оказывающих социальные услуги, - это основные направления социальной по­литики государства.

Цели социальной политики переходного периода

Стратегического характера:

—наполнение реформ социальным содержанием;

—развитие демократии, обеспечения прав и свобод, формирования гражданского общества;

—активизация социальной роли государства, отработки механизма взаимодействия государства и общества в социальной сфере;

—обеспечение достойных и безопасных условий жизни и труда, роста благосостояния граждан;

—создание каждому человеку возможностей реализовать ее способности, получать доход в соответствии с результатами труда, компетентности, таланта;

—стимулирование мотивации к трудовой и предпринимательской деятельности, становлению среднего класса;

—обеспечение воссоздания населения, оптимизация ситуации на рынке труда;

—гармонизация отношений между разными социальными группами, формирование чувства социальной солидарности;

—формирование эффективной системы социальной защиты населения;

—реформирование пенсионной системы;

—развитие социальной инфраструктуры, создания условий для воспитания, образования, духовного развития детей, молодежи;

—укрепление семьи, повышения ее роли в обществе.

Текущего характера:

—погашение задолженности из заработной платы и социальных выплат;

—обеспечение прожиточного минимума;

—борьба с бедностью, предоставление адресной помощи;

—защита граждан от инфляции с помощью своевременной индексации доходов;

—ограничение безработицы и стимулирование занятости населения;

—создание экологически и социально безопасных условий жизни;

—предотвращение социальной деградации и тому подобное.

4. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления справедливости и эффективности.

Поскольку требования справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности решений, существует проблема выбора между эффективностью и справедливостью.

Социальная справедливость в сфере экономики — это соответствие системы экономических отношений (преимущественно отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим в данном обществе. В разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам (в крестьянской общине в России). Так, по мнению Якобсона Л.И., «Стремление к справедливости отнюдь не обязательно сводится к отстаиванию как можно большего равенства и неограниченного перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных членов общества. Для многих индивидов и общественных групп характерны такие представления о справедливости, согласно которым на первый план выдвигается свобода экономической деятельности и защита прав собственности. С их точки зрения несправедливо, когда государство забирает значительную часть доходов для целей перераспределения»

Экономическая эффективность — это способ действий, обеспечивающий получение в результате осуществляемых усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе она противоречит социальной справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов в пользу малоимущих, поддержание всеобщей занятости, решение экологических проблем и др. « В той мере, в какой реализация сложившихся в обществе представлений о справедливости требует отклонения предельных доходов индивидов от предельных производительностей принадлежащих им факторов производства, возникает конфликт между принципами экономической эффективности и справедливости. Ведь, как отмечалось выше, такие отклонения не благоприятствуют экономически оптимальному использованию ресурсов. На практике, если общество сознательно идет на подобные отклонения, оно делает это, как правило, только ради улучшения положения малоимущих, так что конфликт приобретает форму выбора между эффективностью и справедливостью».

Экономическая эффективность наилучшим образом достигается в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

Развитие современной рыночной экономики предполагает определенную меру выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий для всех слоев населения. Опыт развитых стран демонстрирует механизм соединения социальной справедливости и экономической эффективности. «Дорогая» рабочая сила побуждает экономику достигать прироста производства и улучшения качества за счет научно-технического прогресса, применения ресурсо- и трудосберегающих технологий.

5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ .

Украину, как социальное государство, можно представить в следующем виде:

Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрез­мерной дифференциацией, демографическим и иными системными кризиса­ми. Признавая приоритетную значимость этих стратегических проблем, важно найти подходы к тактике их решения по основным направлениям получения доходов.

Ныне в Украине создаются новые частные, общественные и государственные организации, которые обслуживают социальную сферу и потребительский рынок. Главным их назначением являются учеты нужд граждан, чьи нужды зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и последовательное обеспечение этих нужд путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макропоказателей потребления, подчиненных задачам общественного развития.

С целью обеспечения перехода к социально-ориентированной рыночной экономике за последние годы были созданы принципиально новые организационные структуры, достигнута денежно-финансовая стабилизация и определенных успехов в борьбе с инфляцией на началах монетарной концепции. Вместе с тем этот процесс сопровождался спадом производственной деятельности, ростом безработицы, несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, уменьшением объемов ВВП в легальном секторе экономики, продолжением ее «тенезации» и долларизации, спадом платежеспособного спроса населения.

В Украине осуществлялись меры по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов; проведение активной политики занятости; создание благоприятных условий для демографического воспроизведения населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы.

Можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

- повышение благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;

- предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;

- проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада лица;

-предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах;

- содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;

- предотвращение коммерциализации, обеспечение стабильного

финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;

- проведение активной экологической политики.

Социальная защита экономически активного населения осуществляется по таким направлениям: во-первых, это мероприятия государства, которые связаны с квалификационной подготовкой к трудовой деятельности, во-вторых, мероприятия, которые обеспечивают возможность реализации способностей каждого в процессе трудовой и производственной деятельности и сам процесс такой деятельности, в-третьих, мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест и поддержку работников, которые потеряли работу. Основными элементами системы социальных гарантий есть признания обязательности общедоступного и бесплатного образования, содействие реализации способностей в процессе трудовой деятельности, недопущение принудительной работы и гарантирование минимизации потерь в связи с окончанием трудовой деятельности. Социальный подход выходит из того, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не вышедшие за границу малообеспеченности. В экономически развитых странах чаще всего комбинируются оба эти подхода, которые обеспечивает результативность социальной политики и достойный уровень жизни населения.

К сожалению, компенсационные мероприятия из индексации заработной платы и социальных выплат существенным образом отстали от роста потребительских цен. Многочисленные льготы, социальные выплаты нередко предоставлялись за ведомственным признаком, без учета реального материального положения разных слоев населения, их возможностей обеспечить свое благосостояние. Это породило социальные издержки в обществе и уменьшило возможности предоставления помощи тем, кто ее в самом деле нуждается. Затем ухудшилась социальная защита более уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, уединенных людей, многодетных семей и безработных. Снизился уровень социально-трудовых прав и социальных гарантий многих граждан.

Вместе с тем проблема построения новой социальной политики заключается не только в усилении социальной защиты отдельных категорий населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных семей и т.п.). При рыночных условиях каждый трудоспособный человек должен сам обеспечить благосостояние своей семьи. Тем не менее для построения системы материального самообеспечения необходимы надлежащие макроэкономические предпосылки. Создание таких предпосылок - важная составляющая государственного регулирования социальной политики.

Во время перехода Украины к рыночным отношениям социальная политика государства основывается на том, чтобы соответственно имеющимся финансовым возможностям обеспечить органическое объединение макроэкономической трансформации с социальной направленностью реформ.

Мероприятия социальной политики в нашей стране направляются на сохранение и воспроизведение трудового потенциала народа, утверждение необходимой мотивации продуктивной работы, предотвращение массовой безработицы.

Для реального воплощения в жизнь этих составных социальной политики Украины реализуются такие задачи:

- образование необходимых условий для улучшения каждым тружеником своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности; мероприятия по наращиванию фонда потребления, стимулирование эффективного платежеспособного спроса;

- переход от действующей модели организации заработной платы, которая сориентирована на низкую цену рабочей силы и высокую часть бесплатных социальных услуг к новой модели, которая предусматривает высокую цену рабочей силы и платное удовлетворение соответствующих услуг. Это дает возможность существенно увеличить частицу заработной платы в структуре общественного дохода, уравнять ее объемы с реальным масштабом цен, существенным образом уменьшить давление социальных затрат на бюджет государства; существенный рост цены рабочей силы будет иметь важное значение с точки зрения ее защиты в процессе вхождения страны в мировое экономическое пространство;

- восстановление регулирующей функции минимальной заработной платы, которая не может быть низшая за официально установленную границу малообеспеченности, с постепенным повышением минимальной заработной платы до 60% от средней заработной платы в народном хозяйстве. Это касается и минимального уровня почасовой оплаты, усовершенствование всей системы и механизма определения оплаты труда в производственных и непроизводственных областях экономики. Соответственно конкретной экономической ситуации в стране должны действовать механизм индексации размера минимальной заработной платы;

- обеспечение прогрессивных изменений в соотношении между тарифной и надтарифной оплаты труда. Надо предусмотреть повышение тарифа в средний заработной плате от настоящего критического уровня (15-25%) к оптимальным размерам (70-80%). Это будет оказывать содействие повышению производительности работы и будет обеспечивать оптимальную, обоснованную межотраслевую, межквалификационную, междолжностную дифференциацию заработной платы;

- накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления соответствующей помощи по безработице, для сохранности рабочих мест в процессе разгосударствления и приватизации, стимулирование развития малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, внедрение системы общественных работ, профессиональной переподготовки лиц, которые потеряли работу, для выполнения программы защиты малообеспеченных многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров, инвалидов, с ежемесячным индексированием денежных выплат указанным категориям населения соответственно фактическим темпам инфляции;

- возмещение затрат на оплату жилья с учетом материального расслоения населения в связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей;

- обеспечение справедливой системы пенсионных выплат с учетом трудового вклада каждого отдельного лица;

- внедрение моральных и фискальных стимулов относительно образования и расширение сферы деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных организаций;

- защита интеллектуального потенциала общества, его эффективное использование и приумножения, содействие неуклонному росту роли, престижа и оплаты труда инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции - ученых, деятелей литературы и искусства, медиков, учителей, работников

закладов культуры;

- поддержка развития духовной сферы, образования, науки и культуры; стимулирование создания негосударственных закладов науки, культуры, образования, становление страховой медицины, осуществление партнерства государства с частными учреждениями в решении вопросов социальной политики;

- осуществление мероприятий из социальной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных возможностей относительно получения образования, профессиональной подготовки и трудоустройства;

- сохранение в процессе приватизации профиля учреждений социального назначения, которые находятся на балансе государственных предприятий и организаций, и их передача местным органам власти. Стимулирование средствами фискальной политики социальных инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора. Содействие строительству объектов социальной сферы, которые предусмотрены национальными программами;

- проведение активной экономической политики. Разработка программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Процесс повышения уровня жизни населения предусматривает связь и согласование ряда обобщенных и отдельных показателей. Это демографический демографические, социально-демографические (количество населения, его состав за статью, возрастом и социальным положением; особенности воспроизведения и миграции населения); обобщенные стоимостные показатели благосостояния народа (национальный доход на душу населения, совокупные ресурсы для потребления и непроизводственного строительства, объем основных фондов непроизводственного назначения); показатели, которые характеризуют условия и оплату труда (количество рабочих, занятых ручной работой, темпы сокращения применения ручной работы, повышение квалификации рабочих и специалистов, оплата труда занятых в народном хозяйстве); показатели развития сферы услуг; показатели роста доходов и потребление населения (динамика и структура реальных доходов населения, объем продажи товаров на душу населения, потребление важнейших продуктов питания и непродовольственных товаров).

Показателями результативности социальной политики в Украине, как и во всём мире - есть уровень и качество жизни населения. Основными критериями уровня жизни берут: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспечения жильем.

Приоритетность развития социальной сферы Украины впервые определялась на государственном уровне соответственно Указу Президента Украины от 24 мая 2000 р., N° 717/2000 «Об основных направлениях социальной политики на период до 2004 года». Основной целью этого Указа было создания условий для функционирования социальной политики согласно стратегии экономического развития и финансовой стабилизации. Конечным результатом этого процесса должно было быть обеспечение достаточного жизненного уровня населения, улучшение демографических показателей, развитие трудовых ресурсов, пенсионная реформа и восстановления образовательного и научного потенциала Акцент переносится на усиление социальной защиты, реформирование системы социального обеспечения - страхование, пенсионных выплат, развития адресной помощи и т.п.

Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений развития социальной политики Украины необходимо рассматривать:

- уровни и структуру доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг;

- состояние потребительского рынка;

- состояние рынка труда и занятости;

- состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров: АСА, 1995. – 625 с.3. Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.4. В. Роик. Социальная защита: содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.5. Е. Шестакова. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения, 1/1997. С. 45-53.

6. Папієв М., „Соціальна політика та її вплив на доходи і рівень життя населення”, К., вид. „Україна: аспекти праці”, №7, 2004р.

7. Бідак В., „Складові системи державного регулювання соціального розвитку і соціального захисту”, К., вид. „Україна: аспекти праці”, №6, 2004р.