Главная              Рефераты - География

Экономико географическая характеристика Юго-Западной Сибири - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая география России»

Экономико-географическая характеристика Юго-Западной Сибири

Научный руководитель: Хазова Елизавета Владимировна, ассистент

Курсовую работу выполнила студентка первого курса, группы Э-084

Губина Лидия Константиновна

Кемерово

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I: Общая характеристика природных условий и ресурсов Юго-Западной Сибири …………………………………………..……………………..4

Глава II: Население и трудовые ресурсы………………………………………..7

Глава III: География отраслей хозяйственного комплекса………………….....9

§ 4.1.Топливная промышленность……………………………………….9

§ 4.2. Черная металлургия………………………………………………..12

§ 4. 3. Машиностроение…………………………………………………...15

§ 4.4. Химическая промышленность…………………………………….19

§ 4.5. Электроэнергетика…………………………………………………21

§ 4.6. Характеристика АПК.………………………...…............................23

§ 4.7. Транспорт…………………………………………………………...25

§ 4.8. Рекреационные ресурсы…………………………………………...28

Глава IV: Перспективы развития Юго-Западной Сибири…………………….31

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………38

Приложение………………………………………………………………………40


Введение

Данная работа представляет собой экономико-географическую характеристику Юго-Западной Сибири. Данный район выделяется, прежде всего, богатыми месторождениями каменного угля и железных руд; здесь также развиты черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая, атомная и лесная промышленность, а также охотничий промысел, рыболовство, пчеловодство и другие отрасли промышленности и промыслы.

Целью изучения данного регина является рассмотрение важнейших экономических характеристик Юго-Западной Сибири.

Данная работа состоит из 5 глав, в которых решаются следующие задачи: рассмотрение экономико-географического положения региона, и на его основе специализации отдельных районов; изучение отраслей специализации; выделение важнейших проблем и перспектив развития региона. Здесь показывается состав территории, оценка экономико-географического положения, особенности заселения, особенности размещения ведущих отраслей промышленности, характеристика отраслей производственной и социальной инфраструктуры, а также важнейшие проблемы и основные направления перспективного развития региона. К работе прилагаются самостоятельно выполненные контурная карта, таблица с данными, график и расчетное задание.

Для решения поставленных задач были проанализированы ряд учебников и периодических печатных изданий по географии России и регионалистике, также использованы сайты, в которых предоставлена информация за 2007-2009 годы. Таким образом, была получена общая картина Юго-Западной Сибири.


Глава I. Общая характеристика природных условий и ресурсов Юго-Западной Сибири

Юго-Западная Сибирь занимает обширную территорию в 989,9 тыс. км2 (5,8 % территории России; 19,3 % территории Сибирского федерального округа), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и четыре области – Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская. Регион расположен в 6 и 7 часовых поясах.

На севере Юго-Западная Сибирь граничит с Ханты-Мансийским автономным округом (Томская область), на западе – с Тюменской областью (Омская область), на юго-западе – с Казахстаном (Омская и Новосибирская области, Алтайский край, Республика Алтай), на юге – с Китаем и Монголией (Республика Алтай), и, наконец, на востоке – с Красноярским краем и Республикой Хакасия (Республика Алтай, Кемеровская область, Томская область).

Регион по большей части расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, однако около 24,5 % его территории занято горными системами Алтая и Саян.

Климат Юго-Западной Сибири — континентальный, достаточно су­ровый. Он более суров, чем климат Русской равнины, но мягче ос­тальной территории Сибири. Континентальность нарастает к югу, по мере приближения к зоне степей.

Географическое положение обусловливает преобладание за­падного переноса воздушных масс, но значительная удаленность территории от Атлантического океана способствует ослаблению влияния атлантических воздушных масс на формирование ее климата. Относительная равнинность территории, ее открытость с севера и юго-запада обеспечивают свободный меридиональный перенос, что сглажи­вает температурные и погодные различия.

Юго-Западная Сибирь богата полезными ископаемыми – каменным и бурым углем, различными рудами. Но, конечно же, главное богатство региона – уголь. Основные его ресурсы находятся в Кузбассе, запасы которого оцениваются в 636,9 млрд. тонн. На северо-востоке Кемеровской области находится западное крыло Канско-Ачинского бассейна бурых углей. Особенно выделяется здесь Итатское месторождение. Мощность пластов достигает 55-80 метров, залегают они на глубине от 10 до 220 метров. Бассейн дает самый дешевый в России уголь. На юге Новосибирской области расположен Горловский бассейн, богатый антрацитовыми углями.

Велика и рудная база Юго-Западной Сибири. Ее железорудный бассейн выделяется значительными месторождениями – Нарымским, Колпашевским и Южно-Колпашевским в Томской области. В них преобладают бурые железняки. Более богатые железорудные месторождения магниевых руд имеются в Горной Шории – Таштагол, Шерегеш и на Алтае – Инское, Белорецкое. На юге Кемеровской области располагается Усинское месторождение марганцевых руд, на востоке – Кия-Шалтырское месторождение нефелинов, в Алтайском крае – Акташское и Чаганузинское месторождения ртути.

Имеются в Юго-Западной Сибири запасы соды и других солей в озерах Кулундинской степи. Новосибирская и Кемеровская области богаты известняками. Новосибирская и Омская области располагают термальными йодобромистыми источниками. Алтай богат строительными материалами.

По обеспеченности вводными ресурсами Юго-Западная Сибирь занимает далеко не последнее место, уступая Восточной Сибири и Дальнему Востоку. На территории района насчитывается более 90000 рек и водотоков, общая длина которых превышает 292 тыс. км.Кроме того, в Юго-Западной Сибири имеется более 50750 озер общей площадью3,7 млн. га.

Речная сеть Юго-Западной Сибири развита неравномерно. Почти половина ее территории – Кулундинская и Барабинская бессточные котловины – вообще лишена крупных рек. Имеющиеся водотоки, которые впадают в бессточные озера, в засушливые периоды пересыхают. В горных районах, где по условиям рельефа нельзя разместить крупные предприятия и города, по существу нет значительной потребности в воде.

Юго-Западная Сибирь обладает обширными сельскохозяйственными угодьями, которые оцениваются в 28,1 млн. га,из них более 55% приходится на пашню[1] .

Население Юго-Западной Сибири составляет 11,23млн. человек, или около 8% населения России и 57,4% населения Сибирского федерального округа. Средняя плотность населения составляет 11,3 чел. на 1 км2 . В Юго-Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 68%. В районе насчитывается 58 городов (Кемеровская область – 16, Новосибирская область – 14, Алтайский край – 12, Омская область – 6, Томская область – 5, Республика Алтай – 1).

Юго-Западная Сибирь это многонациональный район. Большинство населения – русские (более 86%). В Республике Алтай коренной народ – алтайцы – составляют более 30% всего населения республики. В Кемеровской области также проживают коренные народы – шорцы и телеуты, однако их численность невелика. Из других народов – татары, казахи, немцы, украинцы, белорусы, армяне и др.

На территории района находятся два города миллионера –Омск(1 131 100 жителей), Новосибирск (1 390 500 жителей)и такие крупные города, как Барнаул (648,1 тыс. жителей), Новокузнецк (562,2 тыс. жителей), Кемерово (520,0 тыс. жителей), Томск (496,5 тыс. жителей).

По субъектам ситуация такова (по данным 2008 года):

Омская область: проживают 2017,9тыс. человек; 6 городов, доля городского населения 69%.

Томская область: проживают 1038,5 тыс. человек; 5 городов, доля городского населения 66%.

Новосибирская область: проживают 2635,4 тыс. человек; 14 городов, доля городского населения 75,3%.

Кемеровская область: проживают 2821,8 тыс. человек; 16 городов, доля городского населения 85%.

Алтайский край: проживают 2508,5 тыс. человек; 11 городов, доля городского населения 53,6%.

Республика Алтай: проживают 208,2 тыс. человек; 1 город (Горно-Алтайск), доля городского населения 26,5%.

Уровень жизни населения Юго-Западной Сибири относительно высокий. Значительная часть высоких зарплат концентрируется в Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областях. По уровню среднедушевого дохода регион (в составе Сибирского ФО) занимает пятое место после Центрального, Уральского, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов.[2]

Численность экономически активного населения 5,7 млн. человек, что составляет 50,4% населения региона. Люди, занятые в производстве, составляют 46,4% от населения региона. Их них в обрабатывающей промышленности заняты 15%, в сельском хозяйстве - 11,7%, в добывающей промышленности – 3%.


Глава I II : География отраслей хозяйственного комплекса

§ 4.1. Топливная промышленность

Наличие природных ресурсов во многом определяет специализацию региона. И это, конечно же, касается Юго-Западной Сибири, достоинства которой определяются большой концентрацией топливно-энергетических ресурсов (угля и газа) и относительной близостью к районам их потребления, прежде всего в европейской части страны и в Европе (странах СНГ и дальнего зарубежья).

Главной отраслью рыночной специализации района является угольная промышленность. Добыча энергетических и коксующихся углей ведется в Кузнецком (Кемеровская область) и Горловском (Новосибирская область) угольных бассейнах. Здесь добывается 56% угля России и80% коксующегося угля страны,а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100%. На северо-востоке Кемеровской области находится западное крыло Канско-Ачинского бассейна бурых углей.

Главный угольный бассейн Юго-Западной Сибири — Кузнецкий. Геологи­ческие запасы угля здесь 636,9 млрд. тонн.Добычей угля занимаются более 50 шахт и 44 разреза, его обогащением 27 обогатительных фабрик и установок.Кузнецкие угли энергетические, коксующиеся, низкозольные, отличаются малым содержанием влаги (5—15 %), фосфора (до 0,12 %), летучих веществ (4—42 %), серы (0,4—0,6 %). Угольные пласты имеют большую мощность и залегают близко от поверхности, что дает возможность наряду с шахтным способом вести открытую добычу.Открытый способ обладает более высокой производительностью и низкой себестоимостью, доля добычи угля открытым способом составляет 53%. Крупнейшими предприятиями являются разрезы угольной компании "Кузбассразрезуголь", угольной компании "Южный Кузбасс", ЗАО "Черниговец", ОАО "Междуречье".
Крупнейшими предприятиями по подземной добыче являются: филиал "СУЭК" в Ленинске-Кузнецком, УК "Кузбассуголь", УК "Южкузбассуголь", управляющая компания "Прокопьевскуголь", "Распадская угольная компания".На некоторых шахтах освоены гидродобыча и гидротранспортирование уг­лей.Среднегодовая производительность шахт в Кузбассе больше, чем в среднем по стране. Увеличение доли газовых и слабоспекающихся углей в коксовой шахте один из факторов рационального использования уг­лей Кузбасса.

В Кемеровской области расположено Итатское месторож­дение бурых углей Канско-Ачинского бассейна. Их геологические запа­сы составляют 60 млрд. т, средняя мощность пластов 55 м, залегают они неглубоко. Здесь один из самых дешевых в стране видов энергетических углей. При большой мощности возможных к строительству электростан­ций себестоимость электроэнергии может быть очень низкой. Итатские угли важно использовать и как химическое сырье.

В 2008 году было добыто в Кемеровской области 181 млн. тонн каменного угля.Каждый год добыча угля увеличивается: по сравнению с 2003 годом объем добычи вырос на 25%.

По программе развития Кемеровской области планируется ввести в производство еще 11 обогатительных фабрик и 24 шахты. Суммарная добыча будет составлять 300-350 млн. тонн.

Прирост добычи угля в бассейне будет идти за счет освоения наиболее благоприятных в горно-геологическом и экономико-географическом отношениях двух крупнейших месторождений: Уропско-Караканского (город Белово) и Ерунаковского (город Новокузнецк).

Помимо каменного угля в регионе также добывают антрацит, месторождения которого находятся в Горловском бассейне Новосибирской области. Горловский бассейн представляет собой вытянутую примерно на 120 км с юго-запада на северо-восток узкую полосу площадью около 400 км2 . Из 11 известных месторождений бассейна разведаны четыре — Горловское, Ургунское, Колыванское и Листвянское, эксплуатируются в настоящее время первые три. Балансовые запасы бассейна составляют около 800 млн. тонн, прогнозные ресурсы до глубины 900 м — 6,5—7,0 млрд. тонн.

Антрацит Горловского бассейна применяется на Новосибирском электродном заводе (ЗАО «НовЭЗ») для производства такой углеродной продукции, как подовые и боковые блоки для алюминиевых электролизеров, блоки различной конфигурации для футеровки доменных печей, угольные электроды для электротермических процессов получения кремния, ферросплавов, фосфора и других материалов, электродные массы для рудотермических печей с самообжигающимися электродами и др.

В целях снижения влияния минеральных примесей антрацита на качество углеродной продукции антрацит после добычи проходит технологическую операцию обогащения. Обогащение антрацитов Горловского бассейна производится на обогатительной фабрике ЗАО «Сибантрацит».

В Юго-Западной Сибири, а точнее, в Томской области, имеются также и нефтегазоносные месторождения. С мая 1999 года область стала еще одним газодобывающим регионом России, так как было введено в разработку Мыльджинское газоконденсатное месторождение. Согласно проведённой количественной оценке перспектив нефтегазоносности Томской области по состоянию на 01.01.1999 г., начальные геологические ресурсы углеводородного сырья составляют 9.0 млрд. тонн, извлекаемые - 3.6 млрд. тонн условных углеводородов (1 тонна углеводородов равна 1 тонне нефти или 1000 м3 газа).

Томская область относится к тем немногим регионам России, которые имеют возможность в течение длительного времени развивать нефтяную и газодобывающую промышленность, полностью опираясь на собственные природные ресурсы, притом, что из ее недр извлечено почти 200 млн. тонн нефти.

§ 4.2. Черная металлургия

Черная металлургия, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. На территории региона формируется Сибирская металлургическая базаОсновой формирования Сибирской металлургической базы являются железные руды Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимского железорудного бассейна, а топливной базой — Кузнецкий каменноугольный бассейн. На ее долю приходится 12,2% от российского производства черных металлов.

Богатые месторождения магнетитовых руд разрабатываются в Горной Шории на юге Кемеровской области. Потенциал железорудного сырья по Горной Шории оценивается в 2 млрд. 169 млн. тонн. Балансовые запасы составляют 808,2 млн. тонн. Однако этих ресурсов недостаточно для обеспечения местной мощной черно-металлургической базы. Такая задача может быть решена при освоении богатых магнетитовых руд Белорецкого (открыто в 1774 г.; разведанные запасы 289,2 млн. т; залежи выявлены на глубине от 0 до 15 м; руда содержит 31,1% железа) и Инкского (открыто в 1952; разведанные запасы железной руды свыше 160 млн. т; рудные тела залегают на глубине от 0 до 400 м; содержание железа в руде свыше 45%) месторождений в Алтайском крае. На данный момент эти месторождения находятся в нераспределенном фонде недр.

Усинское месторождение марганцевых руд на юге Кемеровской области относится к категории крупных, однако содержит бедные труднообогатимые карбонатные руды и поэтому включено в состав резервных для нужд местной базы черной металлургии.

В центральной части Томской области расположены Нарымское, Колпашевское и Южно-Колпашевское месторождения, которые в настоящее время не разрабатываются. Потенциальными потребителями данных железных руд являются Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, испытывающие в настоящее время дефицит в местной товарной руде. Подход к оценке томских железных руд как сырьевой базе будущего подкрепляется приемлемым качеством руд, их огромными ресурсами и близостью к потребителям. Тем не менее, в вопросе укрепления железорудной базы металлургических комбинатов сырьевой потенциал этих руд всерьез пока не рассматривается. Руды специфические, относятся к природному типу малокотируемых в России бурых железняков. Детальному изучению руд, независимо от прорабатываемых вариантов использования, должны предшествовать технико-экономические обоснования целесообразности их освоения на основе оценок технологических свойств и показателей обогащения.

Главные гиганты черной металлургии Юго-Западной Сибири, заводы полного цикла, находятся в Кемеровской области, что обусловлено наличием собственного сырья и топлива. Местом строительства металлургического комбината был выбран Новокузнецк, что обусловлено близостью к Прокопьевску с его наиболее ценными коксующимися углями, наличием местных угольных месторождений, надежностью источника водоснабжения (р. Томь).

При развитии черной металлургии наиболее экономически эффективно размещать металлургические заводы в одном пункте. Этим обусловлено размещение в Новокузнецке вблизи от Новокузнецкого металлургического комбината, Западно-Сибирского металлургического завода. «Запсиб» расположен примерно в 20 км. от НКМК, что позволяет организовать межзаводскую кооперацию с целью полнее использовать мощности отдельных цехов.

На Западно-Сибирском металлургическом комбинате активно реализуется Программа технического перевооружения. Это позволит Запсибу стать крупнейшим российским и мировым производителем строительного и машиностроительного проката (катанка, уголок, швеллер, балка, арматурная сталь, круглая сталь, проволока).

Новокузнецкий металлургический комбинат - это единственный в стране производитель всей номенклатуры рельсового сортамента. На долю этого комбината приходится 65% производства магистральных и 100 % трамвайных рельсов и рельсов для метрополитенов. В 2004 году комбинат полностью перешел на выпуск рельсовой продукции из электростали, освоены такие уникальные виды продукции, как рельсы из бейнитной стали, контррельсовый уголок.
Кроме этих двух металлургических заводов полного цикла в области имеется передельный Гурьевский металлургический завод, перерабатывающий кузнецкий чугун.

Город Салаир – центр добычи и переработки полиметаллических руд, основанный на месторождениях Салаирского кряжа - старого района горнорудной промышленности, известного своими полиметаллическими рудами, а также месторождениями бокситов, барита, нерудного металлургического сырья, серных колчеданов.

С наличием дешевой топливной базы связано создание Новокузнецкого завода ферросплавов, поставляющего свою продукцию металлургическим заводам для легирования стали.

Создана единая горнорудная компания "Евразруда", в состав которой вошли рудники Горной Шории, Красноярского края, Хакасии, а также Гурьевский рудник, Мундыбашская и Абагурская обогатительные фабрики.
В 2004 году компания "Евразруда" приняла и реализует долгосрочную программу реконструкции горнорудных предприятий Кузбасса, которая позволит увеличить объемы производства железорудного сырья в 1,5 раза, значительно повысить эффективность работы предприятий, снизить себестоимость продукции.

§ 4.3. Машиностроение

В соответствии с экономико-географическими особенностями каждого субъекта Юго-Западной Сибири, в них сформировались и развиваются различные отрасли машиностроения.

Развитие черной и цветной металлургии создало сырьевую базу для металлоемкого машиностроения, а мощная угольная промышленность предопределила основной профиль машиностроения Кемеровской области – производство горного оборудования. Машиностроительные предприятия размещены практически во всех крупных центрах добычи угля.
В общем объеме выпускаемой продукции 30% - оборудование для угледобывающих предприятий. Машиностроительные заводы предлагают угольщикам свыше 16 наименований механизированных крепей, модернизированные скребковые и забойные конвейеры, очистные комбайны, взрывобезопасные электродвигатели, лебедки.
Для металлургических предприятий осуществляется выпуск электролизёров, дозаторов, холодильников для охлаждения первичного коксового газа, для строительных - оборудование для асфальтобетонных и кирпичных заводов, для сельскохозяйственных - "Конкорды" и другую современную сельскохозяйственную технику.
К крупнейшим предприятиям отрасли относятся ООО "ПО "Юрмаш", ОАО "Анжеромаш", ОАО "Сибтензоприбор", ОАО "Электромашина-М", ООО "Кемеровохиммаш", НПО "Кузбассэлектромотор", НПО "Развитие".

ООО «Производственное объединение Юрмаш» — крупнейшее предприятие машиностроительной отрасли в Кемеровской области и Западной Сибири. Оно является одним из мощных универсальных предприятий с полным машиностроительным циклом — от выплавки стали в мартенах до выпуска готовых изделий. Объединение состоит из комплекса заводов нескольких направлений:

· выпуск горно-шахтного оборудования;

· выпуск подъёмно-транспортной техники;

· производство железнодорожного оборудования и других видов гражданской продукции.

Основными рынками сбыта горно-шахтного оборудования являются Кузбасский, Печорский, Южно-якутский, Минусинский угольные бассейны. Ориентируясь на потребителей грузоподъемной техники, таких, как предприятия строительной, нефтяной, сельскохозяйственной отраслей, Юрмаш выпускает автокраны, самоходные краны, навесное оборудование, поставляемое на Урал, в Поволжье, в Сибирь и на Дальний Восток, в Татарстан, страны СНГ и Европы. В выпускаемой на заводе продукции для металлургической отрасли промышленности (прессовые поковки, раскатные кольца, штамповки, отливки из стали и чугуна, литьё по выплавляемым моделям, стальные центробежные трубы, валки холодного проката, заготовки валов ротора) заинтересованы крупнейшие предприятия Новосибирска, Томска, Красноярска, Кемерова и других городов России.

Произошедшие в 2002 значительные структурные и организационные изменения повлекли за собой необходимость серьезной перестройки завода, закрытия нерентабельных производств, освоения выпуска новых видов продукции с целью планомерного роста и развития предприятия в условиях рынка.

Машиностроительный комплекс Алтайского края представлен более чем 30 крупными предприятиями, ведущими из которых являются: ОАО «Алтайвагон» и его Рубцовский филиал, ОАО ПО «Алтайский моторный завод», ОАО «Барнаульский станкостроительный завод», ОАО ХК «Барнаултрансмаш», ПК «Сибэнергомаш», ОАО «Бийский котельный завод», ООО УК «Алтайский завод прецизионных изделий». На долю машиностроения и металлообработки приходится около 21% всего промышленного производства края.

Крупнейшим машиностроительным предприятием края является ОАО «Алтайвагон», которое производит более 48% продукции машиностроения края. ОАО «Алтайвагон» является крупнейшим предприятием в России по производству железнодорожного грузового подвижного состава. Предприятие выпускает порядка 20% всех вагонов России.

В Барнауле расположен ОАО «ПО «Алтайский моторный завод» - ведущий в России разработчик и производитель дизельных двигателей для широкого спектра сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной техники, речных судов и автобусов. ОАО «ПО «АМЗ» входит в состав крупнейшего отечественного производителя сельскохозяйственной техники – ОАО «Агромашхолдинг».

В Томской области машиностроение в основном сосредоточено в областном центре – Томске. Здесь развито точное машиностроение, радиотехника и другие наукоемкие производства. Это, прежде всего, связано с тем, что Томск обладает большой научной базой и, благодаря образовательному комплексу, квалифицированными кадрами.

Из предприятий области следует отметить, в первую очередь ОАО НПЦ "Полюс". Данное предприятие представляет собой органичное соединение науки и производства. Основные виды продукции: электрооборудование для космических аппаратов, электротехнические и электронные приборы, нефтегазовое оборудование.

Производственное объединение "КОНТУР", созданное на базе Томского завода математических машин, занимается разработкой и производством средств автоматизации и автоматизированных комплексов.

Также в городе действуют предприятия Томский подшипник, Манотомь (манометровый завод), Сибэлектромотор, Томский завод режущих инструментов, Томский электротехнический завод, Томский электромеханический завод, Томский электроламповый завод, Томский завод электроприводов и др.

Новосибирская область также представлена рядом предпрятий точного машиностроения, расположенных в Новосибирске. Это опять же связано со сформированным здесь научно-образовательным комплексом. В городе размещаются машиностроительные предприятия, выпускающие генераторы к турбинам, электродвигатели, металлорежущие станки, различное оборудование. Кроме того, в Новосибирске располагаются офисы крупных энергетических и инжиниринговых предприятий региона. Среди крупнейших: ОАО "Сибирский ЭНТЦ", ЗАО "СибКОТЭС", ОАО "Инжиниринговый центр", "Модульные Системы Торнадо" - все предприятия входят в состав "Группы Е4".

В Омске важное место в промышленности занимает машиностроение, представленное самыми различными предприятиями: гигантское ФГУП «Производственное объединение «Полёт» (выпуск ракеты-носителя Космос-3М, космические аппараты), «Омсктрансмаш» (производство и ремонт танков типа Т-80 и производство тракторов), ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова» (авиационное моторостроение), ОАО «Омский агрегатный завод» (выпускает стиральные машины «Сибирь») и радиоэлектроники: ОАО «Радиозавод им. А. С. Попова», ПО «Иртыш» и др.

§ 4.4. Химическая промышленность

Наличие сырья, дешевой электроэнергии и достаточных водных ресурсов создало предпосылки для развития в Юго-Западной Сибири химической промышленности, которая представлена самой разнообразной продукцией.Удельный вес региона в выпуске продукции химической промышленности составляет 6,25% от РФ и более 68% от Сибирского ФО.

Омская область специализируется на переработке нефти, поступающей по нефтепроводу из Тюменской области. Омск – первый из созданных в Юго-Западной Сибири крупных центров переработки нефти. Основу промышленности города составляют предприятия нефтехимии: «Омский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Омский каучук», ОАО «Омскшина», ОАО «Завод технического углерода», ООО «Омск-Полимер» и др.

Томская область представлена следующими гигантами химической промышленности:

ООО «Томскнефтехим» - лидер нефтехимической отрасли России. Предприятие входит в состав ОАО «Сибур Холдинг». ООО «Томскнефтехим» - один из крупнейших производителей полимеров, карбамидоформальдегидных смол, формалина. Предприятие занимает первое место в России по производству полипропилена, второе место – по производству полиэтилена высокого давления.

ООО «Сибирская метанольная химическая компания». Это предприятие является одним из самых крупных в мире производителей метанола. Основным потребителем метанола является производствоформальдегида, синтетического каучука, уксусной кислоты, органического стекла и др. Порядка половины производимого метилового спирта идет на экспорт, в том числе в Польшу, Финляндию, Чехословакию, Германию, Китай.

Химическая прмышленность Алтайского краяпредставлена следующими предприятиями: ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Барнаульский завод АТИ».

Наличие уникального природного сырья в крае предопределило инвестиционную привлекательность и ускоренное развитие производства витаминных препаратов и лекарственных средств. В этой сфере осуществляют производственную деятельность ЗАО «Алтайвитамины» и ЗАО «Эвалар», имеющие стабильную тенденцию роста объемов производства и устойчивые рынки сбыта во многих регионах России.

Техническое оснащение предприятий позволяет изготавливать аэрозоли, капсулы, суппозитории, таблетки, драже, сиропы. В номенклатуре выпускаемой продукции – фармакопейные лекарственные препараты, биологически активные добавки, продукция косметического назначения.

Ежегодно продукция данных предприятий признается «Лучшими товарами России и Алтая».

Находящиеся в Новосибирске предприятия химической промышленности производят пластмассы, предметы бытовой химии, медицинские препараты.

Благодаря наличию крупных месторождений коксующихся углей, химическая промышленность в Кемеровской области получила широкое развитие. Химический комплекс Кемеровской области - крупнейший в стране и в Сибири. Здесь производится до 35% капролактама, 44 % кордных тканей, 15 % азотных удобрений, 30 % синтетических смол и пластмасс в России. Центр химической промышленности – город Кемерово.
Предприятия области выпускают свыше тысячи различных наименований химической продукции, которая поставляется в десятки стран мира.
Ведущие предприятия химической отрасли в Кемерово - ОАО "Азот",
ОАО "Знамя", ОАО "Химволокно-Амтел-Кузбасс", ОАО "Химпром", ЗАО "Фирма Токем", ОАО "Органика".

§ 4.5. Электроэнергетика

Дальнейшее развитие экономики Юго-Западной Сибири связано с развитием электроэнергетики, основой которой являются ресурсы угля. Наиболее крупные тепловые электростанции размещены в Кузнецком угольном бассейне.

В состав Кузбасской энергосистемы входят 8 тепловых электростанций суммарной установленной мощностью 4757 МВт: Томь-Усинская ГРЭС (Мыски), Беловская ГРЭС (Белово), Южно-Кузбасская ГРЭС (Калтан), Кемеровская ГРЭС (Кемерово), Ново-Кемеровская ТЭЦ (Кемерово), Западно-Сибирская ТЭЦ (Новокузнецк), Кузнецкая ТЭЦ (Новокузнецк). Большая часть электростанций принадлежит ОАО «Кузбассэнерго».

В Алтайском крае находится Барнаульский филиал ОАО «Кузбассэнерго», образовавшийся в результате реформирования ОАО «Алтайэнерго». В составе Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» - Барнаульские ТЭЦ-1, 2, 3, Барнаульская теплоцентраль (БТЦ), Бийские тепловые сети. Суммарная установленная электрическая мощность предприятий Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» составляет 772,2 МВт, а установленная тепловая мощность – 3503 Гкал/ч. Другие генерирующие предприятия Алтайского края: ООО «Бийскэнерго, ТЭЦ ОАО «Алтай-кокс», ООО «Рубцовская ТЭЦ».

Новосибирскую область обеспечивают электроэнергией следующие предприятия: Барабинская ТЭЦ, Новосибирская ГЭС, Новосибирская ТЭЦ-5.

В Томской области крупнейшими электростанциями являются Томская ГРЭС-2 и Северская ТЭЦ. Также, в 2007 году было принято решение о строительстве в Северске новой атомной электростанции, взамен полностью остановленной в 2008 году Сибирской АЭС.

Республика Алтай - один из немногих регионов Российской Федерации, который до настоящего времени не производит на своей территории электроэнергию, и уже ощущает дефицит электроэнергии, особенно в зимние месяцы максимума потребления электроэнергии. Министерство регионального развития Республики Алтай разработало республиканскую целевую программу "Развитие энергетики и электрификации Республики Алтай на 2008 - 2010 годы и на период до 2020 года". Реализации указанных программных целей в значительной степени будет способствовать строительство ГЭС на реке Катунь, которая увеличит энергетический потенциал не только Республики Алтай, но и соседних субъектов федерации. Целесообразность освоения гидроресурсов обусловлена тем, что стоимость электроэнергии, произведенной на местных генерирующих мощностях, будет значительно ниже экспортируемой из других регионов, что позволит снизить себестоимость продукции во всех отраслях экономики и повысить ее конкурентоспособность.

Несмотря на значительную водоносность рек региона, их гидроэнергетическое значение невелико.Равнинный характер рельефа большей части Юго-Западной Сибири не только снижает возможную единичную мощность ГЭС, но и ведет к созданию огромных по площади водохранилищ. По существу практический интерес представляют гидроресурсы горных рек района Бии, Томи и особенно Катуни, где возможно строительствоГЭС мощностью до 1 млн. кВт при небольшой площади затопления.

§ 4.6. Характеристика АПК

Структура АПК Юго-Западной Сибири далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит почти половину объема продукции АПК, располагает большей частью производственных основных фондов комплекса, в нем занято более половины работающих в производственных отраслях АПК.

В состав агропромышленного комплекса Юго-Западной Сибири входят сельскохозяйственные организации, организации по переработке сельскохозяйственного сырья, организации по агросервисному обслуживанию и материально-техническому обеспечению. В регионе функционируют как крестьянские, так и тысячи личных подсобных хозяйств, садоводческие товарищества.

Выпуск сельскохозяйственной техники в регионе очень мал, многие предприятия выпускают лишь запчасти для сельскохозяйственных машин, например ФГУП "Кемеровский механический завод" или ОАО «ПО «Алтайский моторный завод». Однако в Кемеровской области ЗАО "Агро" выпускает современные высокопроизводительные посевные комплексы «Кузбасс», сделанные по аналогии с американскими комплексами «Конкорд».

Сельское хозяйство Юго-Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства, пантового оленеводства. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница.

В регионе находится 16,8% сельскохозяйственных угодий и 15,3% пахотных земель России. 80% всей пашни размещается в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные почвы речных долин. В 2008 году регион произвел 8,3% всей сельскохозяйственной продукции страны.

Одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации является Алтайский край. Доля края в объеме производства сельскохозяйственной продукции России составляет 3%, в Сибирском федеральном округе почти 20%. 90 % всех площадей, занятых подсолнечником в Сибирском Федеральном округе находятся в Алтайском крае. В структуре животноводства края ведущей отраслью является молочное и мясное скотоводство. Среди регионов страны край занимает 4-е место по поголовью коров и одно из ведущих мест по поголовью свиней и лошадей.

Следует отметить мараловодство Республики Алтай, которое дает уникальную продукцию - панты маралов и пятнистых оленей. Это ее основная экспортная продукция. Республика дает 60% всех пантов в стране. Также здесь выведена отечественная порода пуховых коз - горно-алтайская, с высокой продуктивностью и выходом пуховых волокон.

Новосибирская, Омская, Томская и Кемеровская области имеют высокоразвитое сельское хозяйство, которое специализируется главным образом на производстве таких сельскохозяйственных культур, как рожь, яровая пшеница, овес, овощи, картофель. Преобладает животноводство молочно-мясного направления.

Пищевая и перерабатывающая промышленность представлена в регионе широким спектром молочных, мясных, мукомольных, кондитерских, ликероводочных предприятий. Крупнейшие предприятия пищевой промышленности: «Алейскзернопродукт», «Мельник», «Рубцовский молочный завод» (Алтайский край); «Кемеровский молочный комбинат», «Кузбасский пищекомбинат», ИП Волков А.П., «Хлеб», «Новокузнецкий ликероводочный завод» (Кемеровская область); «Мельница», «Сибирский хлеб», «Птицефабрика «Москаленская» (Омская область); «Томское пиво», «Кондитерская фабрика «Красная звезда», «ПКП «Провансаль» (Томская область).

§ 4.7. Транспорт

Юго-Западная Сибирь занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, поэтому огромное значение имеет транспортный комплекс, представленный железнодорожным, автомобильным, воздушным и речным транспортом.

По территории региона проходят следующие железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения:

• Транссибирская магистраль (Называевск/Называевская — Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск-Главный — Юрга — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск);

• Южно-Сибирская магистраль (Междуреченск – Абакан);

• Автомагистраль «Байкал» (Омская, Новосибирская, Томская области);

• Автомагистраль «Чуйский тракт» (Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская область).

Транспортные магистрали Юго-Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью и не справляются с нагрузкой. Отсюда возникают трудности, в частности, с транспортировкой угля из Кемеровской области. Поэтому предполагается модернизация Транссиба из-за морального устаревания инфраструктуры и подвижного состава. Идут предварительные договоры с Японией, нацеленные на возможность строительства путей по типу Синкансэна[3] , что позволит сократить полное время в пути от Владивостока до Москвы с 6 дней до 2-3.

Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработана«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе», согласно которой определяется целесообразность формирования магистральной автомобильной дороги на восток –город Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Эти меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит уголь, металл, концентраты руд цветных металлов и др., ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Крупные транспортные узлы:

• Новосибирск — крупнейший транспортный узел Сибири: через него проходит Транссибирская магистраль, железные и шоссейные дороги. В Новосибирске расположено управление Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию с европейскими регионами России. Человеческие и торговые потоки в значительной степени способствуют развитию города. Новосибирск является также речным портом. Пересечение водных и наземных путей стало дополнительным фактором его роста. Речной порт находится в непосредственной близости от знаменитого моста через Обь. Навигация на Оби состоит из перевозки транзитных грузов на дальние расстояния, местных пассажирских перевозок и добычи песка.

В городе имеется три аэропорта: Толмачёво, Северный, Ельцовка.

• Томск — небольшой железнодорожный узел на однопутной ветви Тайга — Белый Яр (Томская ветвь), соединяющей Томск с Транссибирской магистралью.

Через Томск проходят автомагистрали федерального значения:

1. Северное ответвление федеральной автомагистрали М53 «Байкал»Новосибирск — Иркутск;

2. Северная широтная магистральПермь — Сургут — Томск (строится).

Имеется также речной порт на Томи. Воздушное сообщение осуществляется через аэропортБогашёво.

• Барнаул — крупный транспортный узел, находится на ответвлении федеральной автомагистрали М52 «Чуйский тракт» Новосибирск — Монголия, здесь же начинается другая федеральная трасса А349 Барнаул — Рубцовск — Казахстан. Через город проходят ветки Западно-Сибирской железной дороги: Южно-Сибирская железная дорога (Южсиб) и Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб). Железнодорожный вокзал города является связующим звеном со многими регионами России и ближним зарубежьем.

Международный аэропорт Барнаула находится в 17 км к западу от города. На Оби существует пассажирский и грузовой речной порт.

Город связан автобусными сообщениями со всеми 60-ю районами Алтайского края, а также с соседними регионами: Республикой Алтай, Новосибирской, Кемеровской, Томской областями. Регулярные автобусные рейсы выполняются в города Казахстана: Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и Алма-Ату.

Менее крупные транспортные узлы – Омск, Новокузнецк, Кемерово. В каждом городе есть аэропорт, проходят железные дороги, осуществляются перевозки речным транспортом.

§ 4.8. Рекреационные ресурсы

Юго-Западная Сибирь обладает также хорошими условиями для создания туристических зон и комплексов на базе рекреационных ресурсов Горной Шории и Алтая.

Горная Шория - горно-таежный регион, расположенный в южной части Кемеровской области на стыке Алтая и Саян, географически входит в горную систему Алтая. Местные жители в шутку часто называют ее "Сибирской Швейцарией". «Она поражает головокружительной высотой горных пиков и опасной стремительностью рек. Природа Шории завораживает величием покрытых тайгой гор, очаровывает прозрачными до дна горными реками, околдовывает таинственными глубинами пещер с удивительно красивыми залами, галереями, извилистыми ходами»[4] .

Шория - это популярный горнолыжный центр, известный не только в Сибири, России, но и за рубежом. Зона отдыха, способная принимать в настоящее время до 50 тысяч человек в год.
Здесь создаются все необходимые условия для развития туризма и горнолыжного спорта - подготовленные горнолыжные трассы, общей протяженностью 10 км, оснащенные канатными дорогами, гостиничный комплекс на 500 мест.
Высокий уровень трасс горы "Зеленая" признан специалистами международной Федерации горнолыжного спорта и сноуборда. Именно в этих местах были проведены впервые в Сибири старты VII Зимней Спартакиады народов РСФСР 1981 года, а в марте 1996 года - Чемпионат России по горнолыжному спорту.
«Шория летом - это сплавы по горным рекам, пешие и конные походы, восхождения на горные вершины и спуск в пещеры.
Для любителей дикой природы - полное погружение в мир тайги на многодневных маршрутах по территории Шорского национального парка».
Строительство автомобильной дороги, связывающей туристские базы в Горной Шории с промышленными центрами Кузбасса, современного гостиничного комплекса с инженерной инфраструктурой, объектов развлечения и придорожного сервиса позволили значительно увеличить поток туристов и усилили инвестиционный интерес к Горной Шории. При содействии Администрации Кемеровской области разработана Концепция "Развития туристско-спортивного комплекса "Шерегеш" Таштагольского района Кемеровской области". Утверждена Законом Кемеровской области программа "Развитие туристско-спортивного комплекса "Шерегеш", предусматривающая привлечение, помимо областных и федеральных, средств частных инвесторов и международных организаций.

Рекреационные ресурсы потенциально выдвигают Республику Алтай на роль рекреационного центра не только регионального (западно-сибирского) значения, но и российского, и международного. Уникальные природно-климатические условия создают широкие возможности для развития практически всех видов туризма, создания центров-курортов и санаториев, организации путешествий и экскурсий экзотического характера (охота, рыбная ловля, туризм, пр.). Представляют интерес некоторые виды специального туризма и спорта: горные и горно-пешеходные виды путешествий, конные маршруты, водный и спелео-туризм, альпинизм и т.д. Возможны вертолетные и автомобильные экскурсии.
Большой спортивный интерес у туристов и альпинистов вызывают ледники. По количеству ледников (1330), площади оледенения и их мощности (толщина до 360 м) Горный Алтай занимает третье место среди горных стран мира.
Такие уникальные природные объекты, как Телецкое озеро, гора Белуха, Алтайский и Катунский заповедники решением ЮНЕСКО внесены в список Всемирного Наследия Человечества.

В республике создана туристско-рекреационная особая экономическая зона «Алтайская Долина» на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 67 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» и Соглашения от 2 марта 2007 г. № 2766-ГГ/Ф7 «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа».

Особая экономическая зона (далее ТР ОЭЗ) располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га.

На участке планируется создание курорта с хорошими возможностями для развития водных видов спорта, включающего гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.

Создание современной инфраструктуры позволит туристической отрасли динамично развиваться. Современный высокотехнологичный комплекс зоны откроет доступ массовому потребителю из развитых стран мира к услугам, позволяющим посетить объекты мирового достояния: Телецкое озеро, гора Белуха, река Катунь, высокогорное плато Укок и др.

ТР ОЭЗ создается на высоком международном уровне с целью более полного вовлечения значимых ресурсов, привлечения инвестиций и, как следствие, социально-экономическое развитие Республики и рост уровня и качества жизни населения.

Глава IV : Перспективы развития Юго-Западной Сибири

Юго-Западная Сибирь обладает огромным потенциалом перспективного развития, но для дальнейшего ее развития необходимы большие инвестиции, которые позволят совершенствовать производственную специализацию региона, так как на данный момент в промышленности и на ее товарном рынке ведущая роль принадлежит базовым межотраслевым комплексам, охватывающим первичные и промежуточные стадии производства.

Тормозит развитие региона наличие существенных проблем. Во-первых, это устаревший производственный аппарат, большие расходы топлива, энергии и сырья, отказ от ресурсосберегающей политики и форсирование добычи ценных полезных ископаемых, преобладание добывающих отраслей. Здесь необходим переход от сырьевых сегментов экономики к перерабатывающим, необходимо ускорение роста ведущих и потребительских комплексов. Важнейшая задача структурных преобразований – увеличение специализации Юго-Западной Сибири на высокоэффективных отраслях промышленности – электроэнергетике, черной металлургии, машиностроении, химической и лесной. Исходя из важнейших ресурсов – энергетических, сырьевых и интеллектуальных – упор должен быть сделан на двух группах производств: энерго-материалоемких и наукоемких, что повысит эффективность хозяйства и усилит конкурентные позиции района на товарных рынках России и зарубежья.

Следует активизировать привлечение капитала, преимущественно в акционерной форме, в высокотехнологичные производства опорных регионов при поощрении со стороны государства мерами налоговой и кредитной политики.

Главными направлениями в перспективном развитии отдельных отраслевых комплексов Западно-Сибирского района будут следующие:

· В топливно-энергетическом комплексе – рациональное недропользование, внедрение ресурсо и энергосберегающих технологий, создание дополнительных предприятий и сооружений для переработке топлива на месте;

· В лесопромышленном комплексе – развитие лесоперерабатывающей промышленности и лесохимии.

· В машиностроении – осуществление структурной перестройки, конверсия оборонного комплекса, переориентация на производство оборудования для угольной, газовой, лесной промышленности, средств транспорта и потребительских товаров.

· В агропромышленном комплексе – проведение земельной реформы, развитие животноводства, овощеводства, картофелеводства. Утверждение многообразия форм собственности, развитие инфраструктуры села, установление приоритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, создание стимулов для приоритетного развития пищевой промышленности.

· Важнейшими направлениями перспективного развития района являются транспортное строительство, реконструкция действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали, речных портов, строительство автомобильных и лесовозных дорог и т.д.

В перспективе большое внимание должно быть уделено улучшению экологической обстановки в районах проживания. Среди задач охраны окружающей среды основной является сохранение экосистем.

Стратегия развитиярегионапроходит по трем основным направлениям:

1. Создание и развитие научных, промышленно-производственных, технико-внедренческих центров и комплексов;

2. Модернизация и совершенствование производственной специализации;

3. Налаживание межрегиональных и международных связей.

Согласно государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в регионе создаются технопарки и научные центры. Цель их создания — обеспечение конкурентоспособности и развития информационно-коммуникационных технологий.

Почти половина научно-образовательного комплекса Сибири сосредоточена в Новосибирской области. Его ядром являются Сибирские отделения Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Федеральное государственное учреждение науки "Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", а также большое количество научно-исследовательских, конструкторско-технологических и проектных институтов, высших учебных заведений, крупных и малых предприятий, осуществляющих технико-внедренческую деятельность.

С декабря 1996 года на территории области функционирует научно-технологический парк "Новосибирск", задачей которого является содействие малым наукоемким предприятиям в коммерциализации научных результатов, развертывание на территории области работающих на импортозамещение и экспорт малых наукоемких производств, продукция которых имеет стабильный платежеспособный спрос.

Приоритетными инновационными проектами Технопарка "Новосибирск" являются:

• телекоммуникационные системы, информационные и компьютерные технологии;

• биотехнологии в производстве лекарственных форм на основе биологически активных веществ, лечебно-профилактические и диагностические препараты нового поколения;

• новые строительные материалы и технологии в жилищном домостроении.

25 сентября 2007 года утверждена Концепция создания технопарка в сфере высоких технологий Коллегией Администрации Кемеровской области. Основные профили деятельности Кузбасского Технопарка определены в соответствии с особенностями развития Кемеровской области и включают в себя:

- разработку и внедрение технологий добычи, доставки и переработки угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых;

- развитие машиностроения и создание оборудования нового технического уровня для горнорудной промышленности;

- разработку и внедрение технологий производства, использования и обработки новых функциональных и конструкционных материалов, вторичных энергоресурсов (шахтного метана, энергии шахтных вод и воздуха), отходов производства, энерго-, ресурсо- и материалосбережение;

- разработку и внедрение высоких технологий в медицине, образовании, природопользовании, обеспечении безопасности жизни;

- участие в формировании единого информационного пространства на территории Кемеровской области.

Цель технопарка – организация переработки полезных ископаемых на месте, так как сегодняшнее состояние транспортного комплекса не позволяет вывозить добытые ресурсы в необходимом объеме.

На территории Алтайского края, в наукоградеБийска, создается Региональный центр наноиндустрии.Цель создания регионального центра наноиндустрии - координация фундаментальных и прикладных научных исследований в области нанотехнологий, усиление работы по внедрению разработок в реальный сектор экономики, также он призван способствовать формированию социального заказа на подготовку специалистов в области наноиндустрии, более эффективному использованию кадровых и материальных ресурсов.

Томск — важный научный центр, во многом благодаря образовательному комплексу, поставляющему кадры. Высшее образование – это отрасль специализации города. В городе существует большое количество наукоёмких бизнесов, развита ИТ-индустрия, при ВУЗах находятся 11 НИИ.

В декабре 2005 года Томск стал одним из победителей общероссийского конкурса на право создания у себя особой экономической зоны технико-внедренческого типа.Иностранных партнеров привлекают возможности Томской ОЭЗ, инвестиционные проекты области, прежде всего, в сфере лесопереработки и недропользования. ОЭЗ в Томске будет работать по трем основным направлениям. Первое: информационные технологии и электроника. Второе: новые материалы и нанотехнологии. Третье: медицина и биотехнологии.

Успешная реализация проекта влечет за собой многие блага. Во-первых, строительство новых дорог и инженерных сетей. Во-вторых, строительство нового современного микрорайона с развитой инфраструктурой. В-третьих, создание новых рабочих мест. Строительство большей части объектов завершится в 2010 году.

В условиях глобализации экономики и все большего развития международного сотрудничества субъекты Юго-Западного Сибирского региона активно участвуют в международной торговле, в соответствии со сложившийся специализацией.

Алтайский край, в связи с существующим профилем международной специализации региона, характеризуется преобладанием экспорта продукции топливно-энергетического, лесопромышленного и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности, продукции сельского хозяйства и продуктов питания. Номенклатура основных экспортных товаров также стабильна – это кокс, лесоматериалы, грузовые вагоны и запасные части к ним, продукция машиностроительных заводов (котлы, оборудование и механические устройства к ним), сельхоз продукция, шины.

Основное развитие внешнеэкономических связей Республики Алтай осуществляется с приграничными государствами: Монголия, Китай, Казахстан - а также со странами Азиатско-Тихооканского региона: Сянганом (Гонконг), Южной Кореей, Китаем, Монголией, Казахстаном. С географически удаленными странами (страны Европы и США) внешнеэкономические связи носят разовый характер и реализуются в основном по импортным операциям.

Сотрудничество с Сянганом, Южной Кореей осуществляется в виде экспорта пантов марала и пятнистого оленя, которые используются в этих странах в фармацевтической промышленности и в виде пищевого продукта. Основными экспортными товарами в торговле являются пшеничная мука, автомобили, нефтепродукты, оборудование, мебель, шерсть, панты марала.

Организации Омской области осуществляют торговые отношения с 79 странами. Наиболее активно взаимодействие развивается с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией, Украиной, Китаем, Венгрией, США, Польшей, Канадой, Словакией, Германией. В импорте Омской области преобладают машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них.

Основу экспорта Томской области составляет продукция химической промышленности, древесина, машины, оборудование и транспортные средства. Страны с наибольшим объемом товарооборота: Германия, Казахстан, Китай, Узбекистан, Швеция, Украина, США, Франция, Финляндия.

Основные торговые партнеры Кемеровской области – Китай, Великобритания, Турция, Украина, Кипр, Казахстан, Япония, Португалия, Швейцария, Республика Корея. Основные виды экспортируемых товаров:каменный уголь, кокс и полукокс, ферросплавы, прокат черных металлов, чугун передельный, алюминий, азотные удобрения.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о важности Юго-Западной Сибири для России в географическом и экономическом плане. Здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие России просто невозможно. Это, естественно, топливно-энергетический комплекс и металлургия.

Юго-Западная Сибирь – один из наиболее перспективных районов страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения.

Это связано главным образом с техническим обновлением. Остро стоят и внутренние проблемы региона.

В связи с «ударной» промышленностью страдает экология Юго-Западной Сибири. И, хотя, власти стараются улучшить положение, проблема еще остается довольно острой.


Список литературы:

1. Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика / Е. В. Вавилова. – М.: Гардарика, 2004.

2. Гохберг, М. Я. Федеральные округа России / М. Я. Гохберг. – М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Кистанов, В.В. Региональная экономика России: учебник для вузов по спец. «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» / В. В. Кистанов. – М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Кольчугин, В. Инфраструктура: реальные шаги / В. Кольчугин// Наука в Сибири. – 2008. - №14.

5. Мельник, И. Связанные одной цепью / И. Мельник // Эксперт Сибирь. – 2009. - №21-22.

6. Накоряков, В. Е. Будущее Академгородка: фундаментальная наука и университет или прикладная наука и технопарк / В. Е. Накоряков //Наука в Сибири. – 2009. - №14. – С. 11.

7. Общественная география России (экономическая, социальная, политическая география): учебное пособие / под ред. В. П. Дронова. М.: Классика стиль, 2003.

8. Рященко, С. В. Географические детерминанты качества жизни в Сибири / С. В. Рященко // География и природные ресурсы. – 2008. - №1. – С. 5-9.

9. Соколов, А. Новосибирск и Кемерово продолжают строить технопарки / А. Соколов // Наука в Сибири. – 2009. - №13.

10. Стратегия макрорайонов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.

11. Чернобылец, А. Туризм – дело прибыльное / А. Чернобылец// Эксперт Сибирь. – 2008. - №48.

12. Шадрина, О. В очередь за инновациями / О. Шадрина // Эксперт Сибирь. – 2009. - №19-20.

13. Широков, А. Земля преткновения / А. Широков // Эксперт Сибирь. – 2009. - №13-14.

14. Эргардт, М. Аграрные хлопоты / М. Эргардт // Эксперт Сибирь. – 2009. - №15-16.

15. www3.adm.nso.ru - официальный сайт администрации Новосибирской области.

16. www.ako.ru - официальный сайт администрации Кемеровской области.

17. www.altai-republic.ru - официальный интернет-портал Республики Алтай.

18. www.altairegion22.ru - официальный сайт администрации Алтайского края.

19. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

20. www.omskportal.ru - официальный информационный портал Омской области.

21. www.tomsk.gov.ru - официальный информационный сервер Томской области.


[1] www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

[2] www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики

[3] Синкансэн (яп., «новая магистраль») — высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Максимальная скорость движения поезда составляет 300 км/ч.

[4] www.ako.ru – официальный сайт администрации Кемеровской области