Главная              Рефераты - География

Британская энергетическая стратегия - контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………….................………………………..2

Британская энергетическая стратегия в контексте. Экономим изменения климата……………………………….....................................................................3

Заключение…………………………………………………………….................19

Список источников………………………………………………........................20


ВВЕДЕНИЕ

В работе рассмотрены подходы Великобритании к разработке политики в сфере изменения климата. Проанализированы долгосрочные тенденции обеспечения британской экономики энергетическими ресурсами, а также риски международной энергетической безопасности. Представлены некоторые аспекты двустороннего энергетического сотрудничества между Великобританией и Россией как главным поставщиком энергоносителей к ЕС.

Охрана окружающей природной среды является одной из основных составляющих экономической политики Великобритании. Правительство страны считает, что для обеспечения жизнеспособного развития стабильный экономический рост и социальный прогресс должны происходить параллельно со сбалансированными мероприятиями, направленными на активную защиту окружающей природной среды. Экономические инструменты, наряду с другими рычагами экономической политики, играют важную роль в достижении этой цели. Здесь действует принцип: кто загрязняет больше - платит больше. Хотя в Великобритании во всех сферах экономической деятельности сделаны практические шаги в направлении снижения объемов выбросов углекислого газа, по мнению британского правительства, изменение климата остается одной из наиболее опасных угроз устойчивому развитию страны в будущем. С 1970-х годов среднегодовая температура воздуха в Центральной Англии увеличилась на 1°С, а 2006 г. оказался самым теплым за последние 348 лет. По ориентировочным прогнозам британских экспертов, в период до 2080 г. средняя годовая температура воздуха в стране летом может повыситься на 3-4°С, количество осадков — сократиться на 23%, а в зимний период, наоборот, — повыситься на 16%; уровень моря вблизи Лондона может подняться на 36 см.


БРИТАНСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ В КОНТЕКСТЕ. ЭКОНОМИМ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Объясняя причины глобального потепления, британские эксперты последовательно придерживаются мнения о существовании непосредственной связи между выбросами двуокиси углерода и увеличением температуры земной поверхности. Великобритания, доля которой в глобальных объемах выбросов не превышает 2%, выступает влиятельным приверженцем Киотского протокола как первого реального шага на пути реагирования на вредные выбросы парниковых газов.

В феврале 2003 г. Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало Белую книгу энергетической стратегии британского правительства "Наше энергетическое будущее — в направлении экономики с низкой долей выбросов углекислого газа", которая содержит долгосрочное стратегическое видение проблем в энергетической сфере и предлагает пути их решения. Во исполнение требований Киотского протокола Соединенное Королевство обязалось уменьшить объемы выбросов двуокиси углерода на 60% в период до 2050 г. (на сегодня эти обязательства страны были повышены до 80%).

До недавнего времени только две страны Евросоюза — Великобритания и Дания - полностью удовлетворяли внутреннее потребление энергоресурсов за счет собственного производства (рис. 1). Однако в Великобритании ситуация сейчас поменялась, и стране приходится решать проблему изменения климата в новых и достаточно непривычных условиях — адаптации к усиливающейся энергетической импортозависимости.

Характерно, что в конце XIX в. Великобритания занимала первое место в мире по объемам добычи каменного угля (разработки залежей которого были начаты еще в 1252 г.). За счет этого страна не только полностью удовлетворяла свои внутренние промышленные потребности, но и поставляла английское топливо в европейские страны, в первую очередь - Францию, Северную Германию и Россию. XX в. для Британии стал знаковым. Открытие месторождений природного газа и нефти в Северном море (1965 г.) и их коммерческое освоение (1975 г.) надолго обеспечили стране энергетическую независимость. Однако, по современным оценкам британского министерства торговли и промышленности, запасы неосвоенных углеводородов на территории континентального шельфа Великобритании на сегодня составляют только от 16 млрд. до 25 млрд. баррелей нефтяного эквивалента и будут практически полностью исчерпаны уже к 2028 г.5. Кроме того, до 2025 г. все (за исключением одной) действующие в Великобритании атомные электростанции будут выведены из эксплуатации. Такая ситуация наблюдается и в угольной отрасли: на протяжении 1920-2004 гг. количество действующих шахт сократилось с 1000 до 8; собственная добыча угля снизилась в 2006 г. до 18,6 млн. т при совокупном спросе в 68,2 млн. т. Переориентация страны на импорт угля была обусловлена такими факторами: резким сокращением национальных резервов угля, доступных для добычи; низкой коммерческой привлекательностью инвестиций в разработку новых залежей в связи с геологическими сложностями; ценовой конкуренцией со стороны альтернативных отраслей энергетики (атомной и газовой); несоответствием технологии сжигания угля на британских ТЭС экологическим стандартам ЕС (директива 2001/80/ЭС).

Уже в 2005 г. объемы импорта нефти в страну впервые превысили показатели внутренней добычи, а в 2006 г. такие же изменения коснулись и газовой отрасли. Подобная ситуация ведет к тому, что к 2020 г. 80% потребностей Великобритании в энергоносителях будут удовлетворяться за счет импорта. Следовательно, теоретически страна в будущем может практически полностью оказаться в нефтяной зависимости от Норвегии, на которую сегодня приходится около половины общего объема импорта нефти (рис. 2). По прогнозам, в 2020 г. Норвегия также будет обеспечивать около трети объемов поставок газа на внутренний британский рынок, которые планируется осуществлять главным образом через подводный газопровод "Лангелед", который введен в эксплуатацию в 2006 г. "Лангелед" - самый длинный (1200 км) в мире подводный газопровод, соединяющий восточное побережье Великобритании с западным побережьем Норвегии.

В структуре спроса на нефть в Великобритании 66% приходится на транспортный сектор (в первую очередь автомобильный), который на протяжении последних 20 лет выступает крупнейшим потребителем энергии в стране12. Анализ структуры энергопотребления указывает на абсолютную зависимость страны от углеводородов в долгосрочной перспективе. По оценкам Министерства торговли и промышленности Великобритании, в 2020 г. нефть и газ будут составлять 4/5 в структуре первичного энергетического спроса страны. В связи с этим все более актуальным становится вопрос диверсификации энергетических поставок.

Британское правительство считает, что либерализация газового рынка ЕС станет ключевым фактором обеспечения газовой безопасности. Альтернативой поставок газа через трубопровод (в том числе из Европы через Турцию газопроводом Набукко) будут поставки сжиженного природного газа (СПГ) морем из таких стран, как Тринидад и Тобаго, Катар, Египет. За счет СПГ британское правительство надеется удовлетворять в 2020 г. около половины газовых потребностей страны Традиционно в долгосрочных контрактах цены на газ фиксированны, однако зависимость их уровня от цены на нефть существует и усиливается в условиях глобального системного кризиса и дестабилизации мировой экономики.

Великобритания не планирует устанавливать целевой уровень цен на энергоносители. Главным для нее является функционирование прозрачного, ликвидного и конкурентоспособного рынка как механизма формирования стабильных цен. Низкая цена на нефть будет угрожать дестабилизацией стран-производителей, которые в значительной мере зависят от производства нефти и газа. Это также может привести к утрате конкурентоспособных позиций многими нефтяными месторождениями стран ОПЕК и снизить заинтересованность частных инвесторов вкладывать средства в новые месторождения (за пределами ОПЕК), что негативно отразится на безопасности и диверсификации предложения энергоносителей. Невысокая цена также снизит интерес к инвестициям в возобновляемые источники энергии.

Одновременно повышение цены на газ создаст значительные проблемы для ведущих отраслей британской промышленности, в первую очередь химической. Из-за закрытия АЭС и превращения Великобритании в нетто-импор-тера газа и нефти страна уже потеряла 30% энергогенерирующих мощностей. Поэтому решение вопроса энергетической безопасности является насущной проблемой для британского правительства.

На ближайшие 10 лет мировые резервы нефти и газа для мирового потребления более чем достаточны. Однако в 2020 г. около половины спроса на нефть будут удовлетворять страны, в которых, по мнению старшего консультанта компании "Petroleum Economist" П. Хьюпера, существуют значительные риски внутренней нестабильности. Выступая в Лондоне 5 апреля 2006 г. на конференции "Тенденции в международной энергетической безопасности: значение для международных отношений, промышленности и мировых рынков", организованной Вестминстерским энергетическим форумом (Westminster Energy Forum) совместно с Королевским объединенным институтом по вопросам исследований в сфере обороны и безопасности (RUSI), П. Хьюпер отметил, что исламский экстремизм является основной угрозой для энергетической безопасности в мире. По его информации, транспортно-энергетическая инфраструктура в таких странах, как Йемен, Индия, Алжир, Колумбия, Нигерия, Ирак, является объектом постоянных террористических атак (например, в Ираке осуществляется от 80 до 100 подрывов нефтепроводов в год). Великобритания также считает недопустимой разработку Ираном собственной ядерной программы при существующем там политическом режиме. Официальный Лондон делает ставку на Турцию как на члена НАТО и гаранта безопасности транспортных коридоров и критикует политическую позицию Брюсселя относительно недопущения ее членства в Евросоюзе.

При помощи современных методов геологической разведки доказано, что львиная доля (62%) резервов нефти сконцентрирована в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Таким образом, доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти увеличится с 40% в 2006 г. до 50% в 2030 г. За рамками этой организации только Россия, страны Центральной Азии, Латинской Америки и Канада имеют шансы значительно увеличить добычу нефти в долгосрочной перспективе. Несмотря на то, что для месторождений газа характерна более широкая география, 56% подтвержденных газовых резервов сконцентрированы в трех странах — России, Иране и Катаре.

В правительстве Т. Блэра энергетическая безопасность была определена как один из восьми стратегических приоритетов внешней политики Великобритании на следующее десятилетие. В новом лейбористском правительстве Г. Брауна эти обязательства приобрели исключительную важность. В октябре 2008 г. было создано Министерство по вопросам энергетики и изменения климата, к компетенции которого стали относиться вопросы энергетической политики (ранее входили в сферу деятельности Министерства по вопросам бизнеса, предпринимательства и регулятивной реформы) и изменения климата (ранее занималось Министерство окружающей среды, пищевой промышленности и сельского хозяйства). По мнению британских специалистов, такая реорганизация будет содействовать развитию многостороннего сотрудничества в сфере энергетики, в первую очередь с Ираном и Россией.

Россия играет ключевую роль в энергетическом балансе Европы. По данным Евростата, в 2008 г. она удовлетворяла 36,8% импорта газа,32,1% импорта нефти и 27,6% импорта угля стран ЕС-27. В структуре британского импорта энергоносителей доля России составляет 14,1 % в импорте нефти и 47,6% (доля стран СНГ, в том числе и РФ) в импорте угля.

Импортная цена на газ на спотовом рынке Соединенного Королевства составляет более 600 дол. за 1000 м3, что делает его исключительно привлекательным товаром для производителей энергоресурсов. С учетом того, что на Россию приходится только 2% газа, потребляемого в Британии, вполне понятен интерес россиян как лидеров на мировом газовом рынке к приобретению британских розничных активов. Следует отметить, что четыре из шести крупнейших британских энергораспределительных компаний, контролирующих 94% британского розничного рынка электроэнергии и 99% рынка газа, принадлежат инвесторам из континентальной Европы (табл.). Такая ситуация не вызывает возражений со стороны британских регулирующих органов, которые полностью полагаются на мощь британского судопроизводства в рамках правовой системы ЕС (четыре из шести крупнейших юридических компаний мира -"Clifford Chance", "Linklaters", "Freshfields Bruckhaus Deringer" и "Allen & Overy" — имеют британское происхождение).

Доля рынка и государственная принадлежность крупнейших британских энергораспределительных компаний (%)

Энергораспределительная компания Материнская компания Доля на рынке газа Доля на рынке электроэнергии
"British Gas" "Centrica" (Великобритания) 53 22
"Powergen" "E.ON" (Германия) 14 20
"Scottish and Southern Energy" "Scottish and Southern Energy" (Великобритания) 10 16
"nPower" "RWE" (Германия) 9 15
"Scottish Power" "Iberdrola" (Испания) 9 13
"EDF Energy" "EDF" (Франция) 4 8

Однако попытки России развивать двусторонние отношения в газовой сфере, в частности, через покупки акций газораспределительной компании "Centrica", наталкиваются на последовательный отпор со стороны британских официальных кругов, которые усматривают в этом угрозу оказаться в зависимости от России как стратегического поставщика газовых ресурсов. Официальный Лондон не скрывает своего негативного отношения к строительству Северного трубопровода; обеспокоенность вызывают и вопросы ценообразования в России, в первую очередь — низкие тарифы на внутреннем рынке и ценовая политика по отношению к странам бывшего СССР. Это беспокойство аргументируют тем, что низкие цены станут препятствием для выхода на рынок иностранных инвесторов, а в России, будто бы, не хватит собственных ресурсов для освоения новых месторождений, что может негативно сказаться на глобальном предложении энергоносителей в будущем.

В мае 2006 г. "Financial Times" опубликовала статью российского министра промышленности и энергетики В. Христенко, в которой он, вслед за министром иностранных дел С. Лавровым, отвечал на обвинения вице-президента США Д. Чейни в "энергетическом шантаже и запугивании". В. Христенко призвал Запад "признать достижения России в продвижении к рыночным принципам и демократии". Министр заявил, что российское "сотрудничество в энергетической отрасли свободно от призраков советской эпохи" и что "в общих интересах... избавиться от устаревших представлений и общими усилиями формировать новую концепцию энергетической безопасности".

Тем не менее потепления в британско-российских отношениях пока что не ощущается. Во время войны в Грузии премьер-министр Великобритании Г. Браун совершенно однозначно охарактеризовал состояние сотрудничества с Россией: "Ни одной стране нельзя давать возможность затягивать на шее Европы энергетическую "удавку", и события этого августа показали, насколько важна для нас диверсификация источников энергетических поставок".

Более оптимистично относится к вопросу сотрудничества с Россией Э. Бьюкенен, Глава Британского регулирующего органа в сфере энергетики. Выступая на конференции по вопросам обеспечения энергетических поставок 21 мая 2007 г. в Лондоне в Королевском объединенном институте по вопросам исследований в сфере обороны и безопасности, он, в частности, отметил, что в будущих отношениях между ЕС, Великобританией и Россией в энергетической сфере существуют разные варианты. С одной стороны, он не исключает, что Россия, воспользовавшись своим положением главного поставщика энергоносителей в ЕС, может завладеть внутренним британским рынком. С другой, по его мнению, создание энергетической сети в Великобритании и других странах ЕС на основе использования современных технологий может дать значительные преимущества в диалоге с Россией. При этом Э. Бьюкенен обращает внимание на то, что Россия, сталкиваясь со сложными проблемами выхода на британский рынок, может предпочесть сотрудничество с Китаем.

Такое положение дел, кажется, не очень волнует Россию. Пока британские чиновники настойчиво предупреждают о приближении экологических катастроф, призывая развивающиеся страны отказаться от энергоемких производств и перейти на торговлю "воздухом" в виде квот на выбросы углекислого газа, российский капитал прокладывает "октановые" пути на британском розничном рынке. В 2006 г. "Газпром" все-таки вышел на него, купив небольшую частную компанию "Pennine Natural Gas Limited" в северо-западной Англии, а также 50% акций "Wingas Storage UK" (группы BASF, имеющей лицензию на разработку газового месторождения в графстве Линкольншир на востоке Англии, с целью его превращения в подземное газовое хранилище). По оценкам британских аналитиков, доля "Газпрома" на британском розничном рынке в среднесрочной перспективе может вырасти до 10—15%.

Согласно расчетам Международного энергетического агентства, необходимый объем мировых инвестиций в развитие энергетического сектора в период 2005—2030 гг. должен составить 20 трлн. дол.. Стимулируя инвестиции в развитие национальной энергетики, британские чиновники делают ставку на динамичный рост количества малых и средних компаний, которые инвестируют в энергетический сектор, а также в неосвоенные резервы в Северном море, для разведки и добычи которых необходимы технологии бурения на значительных глубинах. Кроме того, закрытие АЭС требует больших инвестиций в строительство хранилищ для отработанного ядерного топлива. Однако убедить бизнес вкладывать средства в технологии, на основе которых можно модернизировать британскую энергетическую инфраструктуру с целью сохранения окружающей природной среды, непросто, поскольку их коммерческая привлекательность пока остается достаточно сомнительной. Вместе с тем промедление может обернуться катастрофой для дальнейшего развития страны, граждане которой привыкли к комфортной и богатой жизни.

После Второй мировой войны Великобритания постепенно переориентировала свое производство из сферы промышленных товаров в сферу услуг. В 1970—2003 гг. доля обрабатывающей промышленности в отраслевой структуре британского ВВП сократилась с 33 до 15,7%, а доля деловых и финансовых услуг, включая доходы от недвижимости, увеличилась с 18 до 30,7%. В целом на сферу услуг сегодня приходится почти 80% ВВП страны. В современной Великобритании потребляют гораздо больше, чем производят. Она имеет второе по абсолютным показателям отрицательное сальдо в торговле товарами после США в мире, величина которого увеличилась в 10 раз за последние 10 лет. При этом банковский долг домашних хозяйств самый большой в мире и составляет более 180% от дохода после уплаты налогов. Таким образом, даже если британцы и были бы готовы умерить свои "потребительские аппетиты", отказ от долговой экономики погрузил бы страну в экономический хаос.

Как свидетельствует приведенный анализ, традиционные энергетические источники Великобритании постепенно исчерпываются, а инвестиции в новые технологии пока что не решают проблем обеспечения энергетического баланса. Состояние отношений Великобритании со странами, богатыми ресурсами, также не добавляет оптимизма. Приход к власти новой политической команды во главе с бывшим министром финансов Г. Брауном, которая не имеет достаточного опыта во внешней политике, может лишь ухудшить и без того сложные отношения страны с внешним миром. Но, кажется, британцы, как всегда, нашли нестандартное решение проблемы, видя выход из сложившейся ситуации в... "глобальном потеплении".

Соединенное королевство с необычайной настойчивостью призывает мировую общественность к активным действиям по предотвращению катастрофических последствий изменения климата. Такая политика стала центральным элементом энергетической стратегии британского правительства. С целью своевременного реагирования на изменение климата в Великобритании разработана мощная законодательная и регулятивная база, приняты стратегии и программы, которые призваны стать путеводителем для других стран, проведен целый ряд фундаментальных исследований по этой проблеме.

Одно из таких мегаисследований под названием "Экономика изменения климата" было проведено под руководством главы экономической службы британского правительства, бывшего главного экономиста Всемирного банка Н. Стерна. Оно содержит не только апокалипсический сценарий мирового развития, согласно которому человечеству придется направлять до 20% ВВП на преодоление последствий изменения климата, если оно своевременно не начнет добывать энергию из воздуха, но и привлекательные коммерческие перспективы от перехода на модель экономики с использованием энергии с низкой долей углерода. В нем просматривается гениальное, с точки зрения британцев, решение собственной энергетической проблемы: пока остальные страны будут заняты разработкой и внедрением "зеленых" технологий, они будут потреблять остатки мировых запасов нефти и газа.

Британское правительство прилагает значительные усилия, чтобы как можно больше стран включились в разработку возобновляемых источников энергии. Причем собственно прогресс самой Великобритании в данном направлении весьма умеренный: доля возобновляемых источников энергии в общей структуре энергопотребления составляет только 1,5% против 9,2% в целом для стран ЕС-27. По прогнозам Министерства торговли и промышленности Великобритании, до 2020 г. доля возобновляемых источников энергии вырастет до 5% в общей структуре энергопотребления страны.

Следует заметить, что "Бритиш Петролеум" — крупнейшая британская и европейская энергетическая компания — одна из первых предложила инновационные технологии для противодействия "глобальному потеплению". Взбудоражив такими сообщениями в прессе общественность, она, однако, продолжала скупать активы добывающих компаний, трубопроводы и розничную сеть нефтегазового сектора в разных уголках мира. Главным образом это происходило за счет сокращения инвестиций именно в сектор исследований и разработок внутри страны (на это, в частности, ссылаются в докладе британскому правительству под редакцией Р. Ламберта).

Заслуживает внимания и то, что 38% в структуре потребления энергоносителей в Англии приходится на транспортный сектор, в котором львиная доля — на автомобили и самолеты. При этом Великобритания остается одним из самых привлекательных мест в Европе с точки зрения расположения заводов ведущих автомобильных компаний мира, которых насчитывается более 40, причем в последние годы интерес иностранных инвесторов к развитию этой отрасли в Соединенном Королевстве растет. Что касается авиации, то и эта сфера активно развивается. Примером тому служит открытие в 2008 г. пятого терминала аэропорта "Хитроу".

Призывая другие страны заняться производством "топлива из кукурузы", Великобритания совместно с США (которые так и не ратифицировали Киотский протокол) под лозунгами борьбы за демократию ведет активные военные действия в разных уголках планеты с целью обеспечения доступа к разведанным запасам нефти и газа. Создается впечатление, что англо-американская коалиция пытается не только завладеть оставшимися в мире резервами жидких энергоносителей, но и надеется убедить другие страны в коммерческой привлекательности торговли выбросами, которая фактически началась 1 января 2008 г. и сегодня рассматривается в Британии как один из наиболее перспективных и рентабельных рынков в мире.

В то же время существует некоторая несогласованность британских позиций относительно приоритетов энергетической стратегии. Так, по мнению руководителя научных исследований Министерства окружающей среды, пищевой промышленности и сельского хозяйства X. Делона, достижение содержания двуокиси углерода уровня 450—550 ppmv (долей на миллион объема) может иметь катастрофические последствия для человечества (сегодня — 380 ppmv). Однако, по мнению руководителя экономической службы Н. Стерна, указанный уровень является минимальным для оправдания рыночного потенциала торговли выбросами.

Именно Великобритании (в период ее председательства в ЕС и "Большой Семерке" в 2005 г.) принадлежала инициатива делегировать Европейской Комиссии полномочия по разработке Единой энергетической политики ЕС. Уже в марте 2007 г. европейскому сообществу была представлена новая европейская энергетическая стратегия - амбициозный пакет реформ, направленных на снижение объемов выбросов углекислого газа в экономиках стран ЕС и переход к использованию возобновляемых источников энергии. Стратегия призывала страны Евросоюза к 2020 г. снизить объемы выбросов углекислого газа на 20% при одновременном снижении потребления энергии также на 20% за счет растущей энергоэффективности и увеличении до 20% доли возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления ЕС.

Такие неожиданные планы Еврокомиссии по развитию общего энергетического рынка вызвали критику даже среди "отцов отрасли". Так, глава Международного энергетического агентства К. Мандил, выступая в Лондоне 14 марта 2007 г. на "Украинском энергетическом саммите", организованном компанией "Adam Smith Conferences", назвал цели стратегии "конфликтующими", а планы ЕС по увеличению доли возобновляемых источников энергии "нереально амбициозными".

Необходимо отметить, что энергетическая стратегия как приоритет выдвигает полную либерализацию энергетических рынков ЕС к 2010 г., предполагая привлечь к этому также Турцию и Украину. Что касается Украины, то с юридической точки зрения такой шаг может означать полное открытие украинской энергораспределительной и газотранспортной инфраструктуры перед компаниями ЕС (в первую очередь, конечно же, британскими, которые уже давно присутствуют на украинском рынке), с дальнейшим повышением цен на газ и электроэнергию для конечных потребителей в Украине с целью сравнять их с европейскими.

Следует отметить, что основным мотивом "зеленых" действий является выполнение странами обязательств по снижению объемов выбросов углекислого газа в атмосферу, которые предусмотрены Киотским протоколом. По количеству стран, ратифицировавших этот документ, его можно условно сравнить с ГАТТ/ВТО. При этом следует обратить внимание на то, что эффективность этой организации в течение последних лет снижается пропорционально количеству антидемпинговых расследований и усилению национального протекционизма в условиях глобального системного кризиса. Не исключено, что именно Киотский протокол рассматривается Великобританией как новый инструмент влияния на богатые ресурсами развивающиеся страны. С учетом окончания срока действия Киотского протокола в 2012 г., Великобритания активно лоббирует принятие нового документа, который будет призван связать мировую общественность обязательствами по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу на более длительную перспективу.

Отношение к имплементации Киотского протокола достаточно неоднозначно в мире, о чем свидетельствуют как позиции отдельных государств, например США (которые не ратифицировали протокол), так и расхождения во взглядах некоторых стран на целесообразность их присоединения.

В Министерстве иностранных дел Великобритании придерживаются мнения, что Россия, несмотря на подписание Киотского протокола, пока что отделяется от консенсуса, достигнутого международной научной общественностью. По словам бывшего Министра иностранных дел Великобритании М. Бэкет, российские ученые склонны занижать глобальные риски изменения климата. Она высказала уверенность, что в будущем такие последствия станут ощутимы и в некоторых частях России, что, соответственно, изменит ее отношение к проблемам глобального потепления.

С целью соответствующего реагирования на изменение климата в Великобритании разработана мощная законодательная и регулятивная база, утверждены соответствующие программы и стратегии. Следует отметить высокий уровень научного обоснования политики британского правительства в сфере изменения климата, что достигается путем активного привлечения к работе правительственных органов экспертов и специалистов мирового уровня.

Вместе с тем вопросы изменения климата являются достаточно сложной международной проблемой, которая не имеет однозначного научного и экономического базиса. В международных академических кругах пока не достигнут консенсус относительно того, что наихудший сценарий развития ситуации с изменением климата связан именно с выбросами углекислого газа, на чем настаивает Великобритания. Если бы британцы действительно рассматривали вариант затопления своих территорий, допуская прямую связь с объемами выбросов С02, то их действия по сокращению выбросов были бы намного более жесткими. Другими словами, если бы дела выглядели настолько серьезно, ограничения "одна семья — одна машина" были бы гораздо более действенными. На самом деле, Великобритания продолжает занимать одно из ведущих мест в мире по количеству автомобилей на душу населения (32 млн. машин на 60 млн. чел.).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодня Великобритания "с запасом" выполнила обязательства в рамках Киотского протокола, но дальнейшее выполнение взятых страной обязательств будет усложняться существующими рисками структурного характера британской экономики (сверхвысокое энергопотребление, в частности в транспортном секторе, превращение в нетто-импортера энергоносителей, хронический дефицит торгового баланса, "деиндустриализация", зависимость экономического роста от конъюнктуры международных финансовых рынков в связи с чрезмерной долей финансового сектора в ВВП). Поэтому активная позиция Соединенного Королевства по лоббированию вопросов изменения климата в рамках "Большой Восьмерки" и ЕС указывает на его особую заинтересованность в их продвижении, в том числе с целью решения существующих внутренних проблем за счет "третьих" стран.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Adapting to climate change. UK Climate Projections. London, Department for Environment, Food and Rural Affairs, June 2009, p. 9—14.

2. "Energy. Transport and Environment Indicators". Eurostat. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2008, p. 22.

3. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Под ред. К. К. Арсеньева, О. О. Петрушевскаго. - СПб., "Типо-Литография И. А. Ефрона", 1892

4. The New Encyclopedia Britannica. Macropedia. Knowledge in Depth, 15* Edition. Chicago, "Encyclopedia Britannica, Inc", vol. 29,1994,1088 p.

5. Meeting the Energy Challenge. "A White Paper on Energy", May 2007. London, Department of Trade and Industry, 2007, p. 109.

6. Our energy future - creating a low carbon economy. "Energy White Paper". London, Department for Trade and Industry, 2003, p. 10

7. Hawkins N. Re-energizing Britain. Promoting investment in our energy future. London, Adam Smith Research Trust, Adam Smith Institute, 2009, p. 9,11.

8. Meeting the Energy Challenge, p. 112.

9. UK Energy Sector Indicators 2007: a Supplement to the Fourth Annual Report on progress towards 2003 Energy White Paper goals. London, Department of Trade and Industry, 2007, p. 11.

10. Кгоерр1 С. Oil Economy 2007. Brussels, Eurostat, European Commission, 2008, 9 p.

11. Нuерег P. Fundamentals of Energy Infrastructure Security. Risk Mitigation in the International Environment "PetroleumEconomist",August2005. http://ww.erKrgybusinessreports.corn/ shop/item.asp?itemid=78.

12. Jimenez A. Statistical aspects of the natural gas economy in 2008. Eurostat, 16/2009, p. 1.

13. "Energy. Monthly Statistics" № 5, Eurostat, 2009, p. 24,25.

14. www.fathom-consulting.comwww.scottishpower.com, www.edfenetgy.com.

15. International Financial Markets in the UK, International Financial Services London. London, May 2008, p. 20.

16. Кhrіstenkо V. Energy collaboration is free from Soviet ghosts. "Financial Times", May 7,2006.

17. BrownG. This is how we will stand up to Russia's naked aggression. "The Observer", August 31, 2008.

18. World Energy Outlook 2006. International Energy Agency. Paris, 2006, p. 41.

19. Великобритания: эпоха реформ. (Под ред. А. А. Громыко). - М., "Весь Миф", 2007, с. 260.

20. Global Financial Stability Report. Responding to the Financial Crisis and Measuring Systemic Risk. IMF. Washington, April 2009, p. 6.

21. Кузнецов А. В. Энергетический баланс Великобритании: точка невозвращения. "Финансовые риски" № 3, 2007, с. 18.

22. Кузнецов А. В. Энергетические хлопоты англичан. "Международная жизнь" № 11, 2008, с. 142.

23. Energy, Transport and Environment Indicators. Eurostat. Luxembourg, Office for Official Publications of the European Communities, 2008, p. 58.

24. The Lambert Review of Business-University Collaboration. HM Treasury. Norwich, HM Treasury, December 2003, p. 19,142.

25. UK Energy Sector Indicators 2007: a supplement to the Fourth Annual Report on progress towards 2003 "Energy White Paper goals". London, Department of Trade and Industry, 2007, p. 11.

26. UK automotive opportunities. UK Trade and Investment, http://www.ukinvest.gov.uk/ Automotive/en-GB-list.html?nav.