Главная              Рефераты - География

 

Франция - реферат

- государство на западе Европы. Оно является самым крупным государством Западной Европы. Площадь её территории состав­ляет около 543970 тыс. кв. км. К Франции относится остров Корсика и ряд других более мелких островов в Средиземном море и Бискайском заливе. Население госу­дарства Франции приблизительно составляет 56,5 млн. человек. 93% населе­ния со­став­ляют коренные французы. Подавляющие большинство верующих католики. Столица Франции - город Париж с населением 9319000 человек, во­круг Парижа сформировалась одна из крупнейших городских агломерацией, которая получила название Большой Париж. В Большом Париже производится 1/4 промышленной продукции, хотя он занимает 1,5% тер­рито­рии Франции. Франция имеет 3 города миллионера: Лион(126300), Марсель(1231000) и сама столица - Париж. К миллионному рубежу подходит город Лилль с населением 960000(1996 г.) человек. Во Франции имеются три самых важных мегалопо­лиса : Па­риж, Лион, Марсель, Орлеан, Дижон, Ле-Ман. Франция - одна из раз­витых индустриальных стран капитализма, играет активную роль на между­народной арене. По размерам ВНП она занимает 4 место после США, Японии и ФРГ. Франция член НАТО. В административном плане Франция разделена на 96 департаментов. Политический режим современной Франции, которой обычно называют Пятой республикой, существует с 1958 г. Для этого режима характерно, с одной стороны, ограничение прав буржуазного парламента, с другой - расширение полномочий президента республики. Конституция наде­ляет президента практически не ограниченными полномочиями. Избираемый на семь лет, он имеет право, как назначать, так и снимать премьер-министра, других членов правительства. Президент является главнокомандующим воо­ру­жённых сил. Высший орган законодательной власти - парламент, состоящий из двух палат - Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается на 5 лет всеобщим прямым голосованием. Сенат избирается на 9 лет коллегией выборщиков, состоящей из депутатов Национального собрания. В административном отношении страна делится на 96 департамента, боль­шинство которых носят названия рек и гор, находящихся на их территории.

Франция занимает крайнюю западную часть Европейского материка. Морские границы страны имеют большую протяжённость, чем сухопутные. На севере Францию отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Па-де-Кале. На западе она омывается водами Бискайского залива Атлантиче­ского океана, а на юге - Средиземным морем. Многие участки побережья , особенно в Бретани и Провансе сильно изрезаны, имеют много бухт удобных для стоянки судов. Большая часть сухопутных границ Франции проходит по высоким горам или другим природным рубежам. На юго-западе Пиренеи от­деляют Францию от Испании, на юго-востоке граница с Италией и Швейца­рией идёт по Альпам и Юре. Франко-западногерманской границей на значи­тельном протяжении служит Рейн. Только на севере границы низменности Франции сливаются с границами Бельгии. Удобство морских и сухопутных связей(положение на перекрёстке международных путей) издавна усилили экономические позиции Франции, способствовали развитию её хозяйства, росту торговых и культурных сношений с другими странами.

Вся северная и западная часть Франции занята низменностями и равни­нами; в центральных и восточных районах расположены разрушенные средне­высотные массивы и возвышенности, а на юго-востоке и юго-западе находятся высокие горы. Низменности тянутся по (квитанская) распо­ложена между Центральным Французским бассейном и Пиренеями. Поверх­ность низменности прорезана долиной реки Гаронны, где расположены наибо­лее плодородные земли юго-западной Франции. Морской. Наиболее равнин­ный характер имеет западная часть низменности - Ланды. Они отделены от моря полосой песчаных дюн. Здесь находятся лучшие песчаные пляжи страны. Аквитанский бассейн на юго-востоке соединяется с низменностью, лежащей на берегу Средиземного моря, -равниной Лангедока. На востоке Центральный Французский массив отделяет от Альп низменность Роны-Соны. Центральный Французский массив занимает 1/6 площади страны. Это самая древняя область Франции, её поверхность несёт следы прежней вулканической деятельности. На северо-востоке Франции поднимаются массивы Вогезы и Арденны. Вер­шины этих гор достигают 1400 м..Северо-западную часть Франции занимает разрушенный древний Армориканский массив.

С древними геологическими структурами связаны полезные ископаемые: каменный уголь, урановая руда и небольшие запасы золота и других цветных металлов. На западе Лотарингского плато найдены крупнейшие в Западной Европе месторождение железных руд.

К востоку от реки Роны возвышаются хребты Французских Альп, на юго-западе, по границе с Испанией, расположена стена Пиренеев. Альпы - вы­сочайшие горы Западной Европы: их средняя высота 3,5-4 тыс. м.. На границе с Италией находится высшая точка Зап. Европы - гора Монблан, высота кото­рой 4807 м. В Альпах много живописных озёр, самое большое из которых - Женевское. Севернее реки Роны и Женевского озера по границе со Швейца­рией возвышаются горы Юры. Пиренеи(Франции принадлежат северные склоны) ниже Альп: их средняя высота 2500 м.. Они менее доступны, в цен­тральной части есть один перевал ниже 2000 м.. В прошлом Пиренеи были покрыты ледниками в наше время ледников почти не осталось.

Горные системы Альп и Пиренеев имеют большие запасы воды, их луга используют под пастбища, леса дают сырьё для деревообрабатывающей про­мышленности. Здесь же - центры международного туризма и альпинизма.

Во Франции основные месторождения угля, железной руды, калийных и каменных солей расположены в северо-восточной части страны, а месторож­дения бокситов, газа и нефти на крайнем юге страны. В Лотаринге рядом за­ле­гают: железная руда, каменный уголь и соли, на юго-востоке бокситы на­ходятся недалеко от источников дешёвой энергии альпийских рек, уголь се­веро-востока страны дополняется гидроэнергией и газом юга.

Климат на большей части Франции формируется под постоянным воздей­ствием воздушных масс, движущихся с Атлантики, и в общем характеризуется как морской, умеренно тёплый и влажный. Особенно мягким и влажным кли­матом отличается Бретань. По мере удаления от океанического побережья на восток увеличивается континентальность климата. Климат Парижа сходен с климатом Москвы по количествам годовых осадков и по летним температу­рам, но отличается значительно тёплой зимой. Гораздо суровее климат в горах - Альпах, Пиренеях, Центральном массиве. Для них характерны сильные ветры, обильные осадки, низкие температуры. Защищённое от северных вет­ров Альпами и Центральным массивом побережье Средиземного моря имеет средиземноморский климат. Среднегодовое количество осадков на территории страны составляет в среднем 600-1000 мм. Во Франции много рек, но мало озёр. Большинство из них принадлежат бассейну Атлантического океана. Некото­рые берут начало в Центральном массиве, среди них самая длинная река - Луара (1020км.) впадающая в Бискайский залив, в этот же залив впадает Га­ронна (575 км.). Крупнейшая река северной Франции - Сена (780 км.) На се­веро-востоке Франции частично принадлежат Рейн, Шельма, Маас и Мозель. В Средиземное море впадает только одна река Рона (812 км.)

Почвы Франции достаточно плодородны, за исключением тех районов, где они формируются на кристаллических породах и песках. Это даёт хорошие предпосылки для развития сельского хозяйства. Вообще природная среда во Франции очень сильно изменена деятельностью человека, почти везде преоб­ладают культурные ландшафты. Леса некогда покрывавшие всю территорию Франции теперь покрывают менее 1/4 её площади. Самые крупные естествен­ные лесные массивы сохранились в горах - Вогезах, Юре, Северных Альпах.

Франция - страна сравнительно однородна в этническом составе. Около 9/10 её населения - французы. Государственный язык страны - французский, принадлежащий к романской группе индоевропейских языков. На се­веро-востоке в Эльзасе и северо-восточной Лотарингии живут эльзасцы(1,3 млн.). Западные области полуострова Бретань населяют бретонцы(1 млн.). На севере Франции у границы с Бельгией живут фламандцы(100 тыс.). Остров Корсику населяют корсиканцы(300 тыс.). В предгорьях Пиренеев на западе расселены баски(130 тыс.), а на востоке - каталонцы(200 тыс.)

Во Франции преобладающая религия католицизм. К католикам относится 84% французов, около 2% французов - протестанты, остальная часть отно­сится к различным сектам.

Демографическая ситуация во Франции вызывает некоторые опасения это связанно с тем, что за последние десятилетие сильно сократился естественный прирост населения, на 1000 жителей регистрировалось лишь 10-13 рождений ежегодно. Это связанно прежде всего с экономическими проблемами. Во Франции мужчины обычно связывают себя супружескими узлами к 26 годам, женщины - к 23. Статистика говорит, что прочность браков слабеет и увели­чивается число разводов. По уровню смертности(10-11 человек на 1000 жите­лей за год) Франция мало чем отличается от других стран капиталистиче­ской Европы. Средняя продолжительность жизни у мужчин 69 лет, у женщин 76 лет. В стране мужчин на 1,1 млн. меньше, чем женщин. Естественный при­рост населения не велик, где-то 3-4 человека на 1000 жителей за год. В на­стоящее время в стране проживает 4 млн. иностранцев и 2млн. натурализо­вавшихся лиц, т.е. иностранцев получивших гражданство. Иностранные рабо­чие, в основном алжирцы, португальцы, испанцы и итальянцы, составляют 1/10 экономически активного населения страны. Их используют главным об­разом на самых тяжёлых работах - на шахтах и стройках, они заняты малоква­лифицированным трудом на металлургии, химических заводах и в сфере об­служивания. На сбор винограда ежегодно приезжает до 100 тыс. сезонных рабочих за последние 30-35 лет изменилась структура занятости населения. Сельское хозяйство в результате разорения мелких хозяйств и механизации производства сократилось почти в 2,5-3 раза. Почти стабильно число занятых в обрабатывающей промышленности, так как V-производства постоянно рас­тёт. Число занятых в строительстве и в непроизводственной деятельности растёт наиболее быстро. Теперь в с/х занято только 10% самодеятельного на­селения, в промышленности - 29%, в строительстве - 10%, на транспорте и в связи - 4%. Рабочий класс Франции насчитывает 11 млн. человек(без имми­грантов), что составляет 1/2 экономически активного населения. Большая часть из них занята на крупных промышленных предприятиях. Рабочий класс Франции один из самых крупных и политически активных отрядов рабочего класса капиталистической Европы. Многочисленны во Франции средние и полупролетарские слои населения. Более 6 млн... составляют служащие, свыше 4 млн. мелкие собственники города и деревни. Экономическая и политическая власть принадлежит монополистической буржуазии. Это самый маленький социальный слой, но он владеет основными средствами производства и пол­но­стью подчиняет своим интересам государство. Очень велико число без­работных, среди них много молодёжи и женщин. Во Франции высока мобиль­ность населения. Ежегодно меняют место жительства до 1 млн. человек. Ос­новное направление миграции из деревни в города, это связанно с разорением мелких крестьянских хозяйств. Бегство из деревни привело к обезлюдению многих отсталых аграрных областей и усилило контрасты в размещении насе­ления. Франция заселена не так плотно, как другие капиталистические страны, в среднем на 1 кв.км.. приходиться 110 человек. В районах Парижа и Лиона, где располагаются промышленные предприятия плотность составляет 300-500 чел. Свыше 100 человек приходится на богатые аграрные районы, особенно в плодородных долинах крупных рек, а также в прибрежных районах. Большая часть населения(76%) живёт в городах. Для Франции характерны малые и средние города, крупных городов(за 100 тыс. жителей) здесь меньше, чем в ФРГ и Англии. Границы городов во Франции меняются редко. Большинство крупных городов уже давно переросли свои административные рубежи, об­росли пригородами, которые сохраняют свою юридическую независимость. В результате во Франции основной формой городского поселения стали агломе­рации. Обычно они формируются вокруг одного большого города. Вокруг крупных агломераций с сформировались обширные зоны с полугороским, полусельским населением. Совершенствование транспортных средств позво­ляет теперь многим людям, работающим в городах, жизнь в сельской местно­сти. Жители села далеко не всегда занимаются сельским хозяйством. Посёлки ино­гда размещаются при предприятиях, ж/д и автомобильных стан­циях, под­час это центры рыболовства и туризма. Только половина сельских жителей живёт доходами от сельского хозяйства.

Франция относится к числу наиболее высокоразвитых государств. Осо­бенность Французской экономики - высокая степень развития государст­венно-монописистического капитализма. Под контролем государства нахо­дится 2/5 экономики страны, включая производство электроэнергии, газа, угольную и атомную промышленность, железнодорожный транспорт. Во Франции насчитываете более 2 тыс. предприятий, где представлен государст­венный и частный капитал. Через свои банки, сберкассы, страховые общества, государство контролирует половину всех капиталовложений. Главные цели государства в экономике - укрепление позиции Франции на мировом капита­листическом рынке. Франция индустриальная страна: доходы от промышлен­ности в 5-6 раз больше, чем от с/х, промышленные изделия составляют более 4/5 стоимости французского экспорта. Но сельское хозяйство продолжает сохранять здесь большее значение, чем в Англии и Германии. Оно практиче­ски полностью удовлетворяет потребности страны, ввозится лишь продукты тропического сельского хозяйства. Франция крупнейший экспортёр многих с/х продуктов, таких как оливки, кукуруза, растительные масла. Большое зна­чение в экономике Франции имеют торговля, финансовые операции и туризм.

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономи­ческую жизнь Франции усиливает неравномерность развития некоторых от­раслей промышленности. В производстве электроэнергии, химической, нефте­перерабатывающей, электротехнической промышленности, производство под­держиваемое, в частности, за счёт военных заказов увеличивается. В других же отраслях, например, таких как текстильная промышленность наблюдаются застои. Во Франции высок уровень развития энергетики, но своего топлива мало, и ей приходится импортировать около 1/2 энергоресурсов. В стране добывается до 1 млн. тонн нефти в год, основную её часть приходиться вво­зить из стран Ближнего Востока. Самые крупные нефти перерабатывающие заводы находятся в портах - в устье Сены между Гавром и Руаном и около Марселя. Новые заводы строятся в глубинных районах, около крупных цен­тров потребления топлива, куда нефть поступает по нефти прово­дам(Страсбург, Лион, Валаньенне). Также быстро увеличивается потребле­ние(промышленное и бытовое) природного газа, причём своего газа стране не хватает, и Франция покупает его в Нидерландах, Алжире, и России. Из-за кон­куренции импорта качественного угля и кокса из США и Германии добыча своего угля уменьшается. Главные районы добычи угля - Северный район и Лотарингия, добывается уголь также и в восточной части Центрального мас­сива. Почти все населённые пункты электрифицированы на одного жителя в среднем приходится 4 тыс. кВт*ч электроэнергии в год. Однако в производ­стве электроэнергии Франция уступает США, Японии, Германии и Канаде. 1/5 электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС. Крупнейшие из них построены на р. Роне и Изер. Те водные энергетические ресурсы, которые были наиболее доступны в своём использовании, почти уже все использованы, сейчас в ос­новном ведётся строительство тепловых электростанций работающих на угле, а также строительство атомных электростанций в много населённых районах. Во Франции находится одна из самых крупных станций в устье реки Ранс, которая вырабатывает около 600 млн. КВт*ч в год, и использующая энергию приливов и отливов. Ограниченность в энергоресурсах дало толчок к разви­тию производства атомной энергии. В 1948 г. был запущен первый атомный реактор. В настоящий момент около 70% электроэнергии дают атомные стан­ции. Ядерное топливо дают урановые руды, которые добываются в Централь­ном массиве, в Вандеи и в др. районах, другая часть ввозится из-за рубежа. В стране хорошо развита чёрная металлургия и производство алюминия - от­расли, обеспеченные местным сырьё. По добыче железной руды(в Лотарин­гии) Франция занимает одно из первых мест в мире, но всё более использу­ются богатые железные руды( до 60% железа) Бразилии, Швеции, Маврита­нии. В результате добыча угля в Лотарингии падает. На привозном сырье работают многие металлургические комбинаты, построенные в портах Дюн­керке на се­вере и Фосе на Средиземном море. Другая часть комбинатов со­оружена у мест добычи железной руды и каменного угля. Более 2/5 чугуна и стали дают за­воды-комбинаты Лотарингии, примерно 1/3 даётся комбинатами в Северном районе. Крупные запасы бокситов на юге страны и дешёвая энер­гия ГЭС по­служили развитию производства алюминия. По добычи бокситов Франция занимает 2-ое место стран Зап. Европы. Важнейшие рудники нахо­дятся не далеко от Марселя - у Бриньоля. Алюминий выплавляют в Альпах и Пиренеях. Особенно большое значение имеет машиностроение и электротех­ника. Французские компании имеют свои автосборочные заводы в 35 странах мира. Выде­ляются две самые крупные компании: гос предприятие “Рено” и частная фирма “Пежо-Ситроен”. Франция по числу занятых в авиационною промышленности входит в шестёрку капиталистических стран. Самая крупная компания - это частная фирма “Дассо-Бреге”. Главные авиационные заводы находятся в Па­риже и Тулузе. Благодаря своему географическому положению во Франции развито судостроение. Ежегодно спускается на воду десятки тыс. судов. Уве­личивается доля грузовых судов: танкеров, судов для перевозки метана. Разви­вается электротехника, однако многие заводы принадлежат аме­риканским и голландским фирмам. Основную долю продукции даёт Париж с приго­родом. Во Франции развито машиностроение: производство с/х машин стан­ков, часов и оптических приборов. Крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе нала­жено производство калийных удобрений, в Ландах - целлюлозы и скипидара. На дешёвой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы произво­дящие азотные удобрения и взрывчатые вещества. В Лионском районе для нужд текстильной промышленности развито производство красителей и хими­ческих волокон. Около Марселя и Гавра выросли нефтехимические заводы на привозном сырье. Крупнейшие заводы автомобильных шин и др. резиновых изделии находятся в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Но самый важный хи­мический центр - это Париж с его городами-спутниками, здесь производятся: пластмассы, автомобильные шины и так называемая тонкая химия, где ис­пользуют квалифицированные кадры - это парфюмерия и фармацевтика. Глав­ная отрасль лёгкой промышленности - это текстильная пром. Она занимает ведущую позицию в мире. В ней занято около 700 тыс. человек. Текстильные изделия составляют 1/10 французского экспорта. Главный законодатель мод - Париж, где производится 1/3 всей одежды Франции. Чрезвычайно разнооб­разны отрасли пищевой промышленности. Особенно славятся французские вина и коньяки. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных на­пит­ков.

Франция - самый крупный производитель и экспортёр с/х продукции среди стран Зап. Европы. Во французской деревне преобладают хозяйства размером 10-50 га. Таких хозяйств более половины, они обладают более 50% всех с/х земель Франции. Очень характерны малые хозяйства до 10 га., в их собственности находится лишь 9% земель. Крупных же ферм(размерами более 50 га) всего 10%, но им принадлежат 40% всех обрабатываемых земель. Круп­ные предприниматели имеют лучшие земли, применяют агротехнику и наём­ный труд. именно они дают основную массу товарной продукции. Нередко они имеют собственные предприятия по переработки и сбыту с/х продукции. Крупные сельские хозяйства пользуются поддержкой государства: им предос­тавляются льготные кредиты и т. д. Во многих мелких хозяйствах техника от­сталая, из-за чего доход от с/х в них не высок. Масса крестьян разоряется и уходит в города. Крестьяне активно борются за сохранение своих хозяйств. Сельское хозяйство Франции отличается хорошим развитием многих отраслей растениеводства и животноводства. Однако большее значение имеет животно­водство, дающее 3/5 стоимости продукции с/х. Главная зерновая культура - пшеница. По ее сборам Франция занимает 4-ое место после США, Индии и Канады. Примерно 1/3 урожая собирается в Северо-Французской низменности. На северо-западе также сеют овёс и гречиху, на бедных почвах Центрального района - рожь, а в дельте Роны высаживают плантации риса. На Се­веро-Французской низменности - сахарную свеклу. Франция известна своими виноградниками, здесь собирают 10-12 млн. т. винограда в год. Его выращи­вают во всех районах страны, кроме севера и северо-запада, особенно много виноградников на юге - в Лангедоке (1/3 урожая) Однако виноградие и вино­градоделию претерпевает ряд трудностей связанных со сбытом товара. Велико про­изводство овощей и фруктов. Для Парижа и других крупных городов фрукты и овощи дают всего несколько районов специализированных на той или иной культуре(Нормандии и Бретани - яблоневые сады, Эльзас и Лотарин­гия - вишня и мирабелью, Средиземноморский район - персики, абри­косы, миндаль и оливы, на Ривьере и Корсике - цитрусовые). Хорошо развито животновод­ство. По производству молока Франция занимает 3 место уступая России и США, по производству мяса 4 место. Животноводство имеет мясо­молочно.

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая про­тяжённость судоходных рек, каналов, много морских портов. Сеть ж/д осо­бенно густа в промышленных районах. Французские ж/д отличаются высокой степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим сервисом. Во Франции имеется скоростная железная дорог, которая связывает Францию и Англию через пролив Ла- Манш. Франция занимает высокое положение по обеспеченностью граждан транспортом, по качеству и протяжённости и густоте автодорог. Одна из главных трансфран­цузских автострад связывает города: Лилль - Париж - Лион - Марсель - Ницца. Велика сеть внутренних речных путей, из них 7 тыс. км. судоходных. Важ­нейшие судоходные пути находятся на севере и востоке Франции. Из них ос­новная река Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн - с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь расположены главные порты: Париж, Страсбург, Руан. Длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 9 тыс. км. Нефть и продукты её переработки перекачивают из морских портов и мест добычи в глубинные центры - потребителей жидкого топлива. Самый длинный трубопровод начинался у Марселя и кончался у Карлсруэ на юге ФРГ; он пи­тает многие нефтеперегонные заводы. Транспортная сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центров в Париже. К столице сходятся важнейшие ж/д и автомобильные дороги, а также главнейшие трубопроводы, основные водные внутренние пути. Самая крупная авиакомпания “Эр-Франс” связывает страну более, чем с 86 странами мира. Главную роль в международных пере­возках играет морской торговый флот. Большую часть грузооборота состав­ляет импортная нефть. Наибольшее значение имеют порта Гавр и Марсель. Грузооборот Марселя составляет 150 млн. тонн. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океана. Порт Гавр, грузо­оборот которого составляет 100 млн. тонн, и Руан морские аванпорты Парижа, причём через Гавр идут главные связи Франции со странами Америки и за­падной Африки, а через Руан - в основном связи с сев. центральной Европы. Порт Дюнкерк - морские ворота Северного промышленного района.

Важная сторона дохода страны - иностранный туризм. Туристов превликает сюда исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, музеи Парижа и сам Париж.

В стране около 15 тыс. отелей для туристов, множество туристических баз. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек.