Главная              Рефераты - Философия

Становление вселенной как саморазвитие её духовной первоосновы (онтологическая версия) - реферат

Становление вселенной как саморазвитие её духовной первоосновы (онтологическая версия)

Сазонов Владимир Николаевич

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру

М. Борн

Вступление

Становление и развитие как философские категории отличаются между собой. С первой из них связано представление, в котором определены первоначало, причина и единый закон становления Вселенной. Развитие напротив не предполагает каких-либо предварительных условий. Оно может рассматриваться с любого этапа эволюционного процесса. При этом развитие сопровождается диалектической борьбой противоположностей и связано с изменением внешних условий. Причинно-следственные связи при этом определяются детерминистскими принципами: реактивностью, каузальностью, редукционизмом. Такая трактовка эволюции принята повсеместно в гуманитарных и естественных науках. Однако она не дала ответа на вопрос: как происходит обретение нового качества объектами природного мира, их эволюция? Так называемый "парадокс развития" остается общепризнанным фактом философской и естественнонаучной мысли. Если к этому добавить несоответствие научной картины мира закону сохранения энергии и второму началу термодинамики, то признание того, что потенциала диалектического, детерминистского представления эволюционного процесса исчерпан становится неизбежным.

Культ внешней силы, порожденный детерминистским сознанием, привел к тому, что все законы нашего естествознания иллюстрируют один и тот же методологический прием: "силовое" воздействие на объект и регистрация ответа (реакции) на него доступными методами наблюдения. Последствия такого приема общеизвестны: однотипность форм законов естествознания, сведение процесса познания предмета или явления к дроблению их на элементы, а затем умозрительное воссоздание его. Однако подобный метод не дает целостного представления о познаваемом объекте, поскольку его в принципе нельзя свести к сумме составляющих элементов. Заложенные в современной теории познания анализ, синтез, индукция, дедукция не дают перспектив целостного познания объектов и явлений вещественного мира, их понимания.

По тем же причинам чрезвычайно высока роль внешнего регулирования в нашей индивидуальной и общественной жизни. Функция власти становится всеобъемлющей и универсальной. Она охватывает уже не только организацию производства, общества и государства в целом, но и отдельного человека. Внутренняя мотивация, инстинкт самосохранения, ощущение смысла жизни, ее глобальной цели, всего того, что делает человека самодостаточным, самоорганизующейся сущностью подвержено угрозе умирания. Следование навязываемому укладу жизни, реактивность на властное воздействие стала для человека необходимым условием выживания. Духовная сущность человека, его стремление к саморазвитию утрачивают связь с жизнью. Мотивированными в ней остаются люди, нацеленные на удовлетворение властных устремлений.

Метафизика духа (МД) настаивает на том, что природный мир в своем становлении руководствуется не детерминистскими, а системными принципами причинности (1, 2) как законом становления. Любые природные объекты существуют в рамках системных отношений. Они способны к самоорганизации, поэтому представляют собой живые духовно-вещественные образования (ДВО), обладающие внутренней активностью, стремлением к саморазвитию с учетом интересов вышестоящих в иерархии структур (систем).

МД рассматривает эволюционный процесс в природе (переход от низшего к высшему), как овеществление "замысла", возникающего на духовном уровне межсистемного взаимодействия (3). При этом познание предметов и явлений должно сопровождаться их пониманием. Только понимание создает отклик в духовной сущности человека, видение взаимосвязи настоящего с будущим. Для этого человек должен следовать тем же принципам целостного рассмотрения, что заложены в онтологии МД: рассматривать объекты и явления ВМ в контексте становления их в рамках межсистемных взаимодействий.

Духовным сущностям (ДС), рассматриваемыми МД как субстрат духовного мира (ДМ), первоматерия ВМ, (1), придается субстанциональная значимость. "Одушевление" ВМ оживляет процесс его становления. Оно позволяет использовать наши знания о духовном мире человека, его психике для трактовки мотивов, стадий, "механизмов" явлений в ВМ, его эволюции. Это особенно ценно в связи с тем, что она завершена везде в ВМ, кроме человека. Признание этого факта с учетом всеобщности закона становления позволило сформулировать постулаты эволюционного процесса ВМ на базе представлений эволюции человека, вытекающей из исследований его индивидуальной психологии.

2. Становление духовного мира и его функционирование

Духовно-эвристическая концепция бытия (ДЭКБ, 1) рассматривает становление Вселенной как саморазвитие ДМ. Он возник в результате заполнения Континуума первичными духовными сущностями (пДС). На современном этапе знаний, Континуум представляется множеством воображаемых (виртуальных) точек. ДМ в целом представлен в концепции как итог трансформации Реальности, предшествующей ДМ, то есть творящей его, подобно тому, как ДМ является Реальностью творящей ВМ.

Поскольку структура ДМ состоит из активных элементов (пДС), то его можно представить гигантской "вычислительной машиной", живой системой стремящейся к саморазвитию на принципах внутреннего целеполагания. Поэтому ДМ способен "производить" интеллектуальную "продукцию", и использовать ее для преобразования, "овеществления" заложенной в ней духовной энергии: порождать мир идей (идеальный мир, ИМ), который направляет становление ВМ.

Изложенные представления отличны от естественнонаучных гипотез возникновения Вселенной. Например, в отличие от теории Большого взрыва, в ДЭКБ духовные сущности формируют пространство, поэтому оно и время лишается в концепции субстанциональной значимости. Из существующих физических теорий только реляционная модель (4) по своим выводам согласуется с ДЭКБ. Что касается свойств пДС, первоосновы мира, то по ДЭКБ они богаче по своему содержанию (1) любых элементарных образований предлагаемых современными физическими теориями. Попытка теоретически, с помощью теории струн (5) "сотворить" частицу, способную играть роль первоматерии, не дали искомого результата.

Духовный мир представляет собой активную энергоинформационную среду. Он не только продуцирует ИМ и ВМ, но также осуществляет взаимодействие, контакт между ДВО в рамках системных взаимосвязей. При этом о функционировании ДМ мы можем судить только в части, касающейся формирования нашего ВМ. Отвергая возможность возникновения его на принципе случайных (вероятностных) столкновений (взаимодействий) элементарных частиц МД настаивает на последовательном становлении ВМ в результате саморазвития ДМ. При этом и пДС, и ДМ в целом наделены духовно-психическими свойствами, а их поведение подчинено системным принципам причинности.

"Индивид" - важнейшее понятие МД (введено еще Цицероном как аналог греческого термина "атом"). В нем сконцентрировано представление о духовно-вещественной целостности природных объектов. Поведение любого из них определено взаимодействием его субсистемных, системных и метасистемных уровней (3). При этом возникновению первых духовно-вещественных образований (ДВО) из пДС предшествовал многостадийный процесс взаимодействия между ними, который привел их к последовательному усложнению, структурному преобразованию. Структура ДМ подобна внутреннему, духовному миру человека. Постулирование этого положения позволило применить актуалистический метод (6) при трактовке эволюционных процессов в природе: распространить механизмы становления индивидуальной психики человека (не искаженной детерминистским сознанием) на эволюционные явления во всем природном мире. Впрочем, возможно и противоположное применение актуалистического метода: оценка поведения человека и его социальных систем с позиций соответствия их природным процессам.

Представление ДС и ДМ целостными духовными системами, подобными психике человека, позволяет объяснить и стабильное существование ДС в структуре ДМ и взаимодействие их между собой. Структура ДМ пребывает в стабильном, равновесном состоянии за исключением тех участков, где зарождаются звезды. Активизация ДМ в отдельных его участках имеет теологическую предопределенность и направлена на решение глобальной задачи ДМ: "производство" ДС на более высоком функциональном уровне. Активизация ДМ, его ДС в области звезд подобна возникновению пассионарности у отдельных этносов нашей планеты (7). Она обеспечивает скачки эволюции во Вселенной так же, как на земле возникают новые цивилизации в человеческой ойкумене. Активизация первичных ДС в области звезд приводит к их структурному преобразованию, укрупнению вплоть до возникновения ДВО. Возрастание активности человека в отдельных аспектах его индивидуальности ведет также к усложнению его духовной структуры, саморазвитию.

МД выступает не только за антропность глобального процесса становления ВМ, признаваемую многими философами (8), но и за его антропоморфность. То есть за то, что механизм и движущие силы эволюции человека и Вселенной в целом подобны. При этом необходимо отделить биографические аспекты становления человека от исторических. Эволюция в природном мире, сопровождает структурное усложнение первичных ДС до структур атомов вещества, затем молекул минеральных, органических веществ; далее клеток растительного и животного миров, вплоть до генома человека. Биографический же аспект эволюции человека представляет собой процесс восхождения его духа до состояния, в котором он способен плодоносить, создавать ДС свободные от вещественного сопровождения.

Применение антропоморфного принципа к трактовке глобальной эволюции Вселенной позволило сформулировать постулаты функционирования ДМ и ВМ, объясняющие становление Вселенной:

Духовная сущность - элемент первоосновы ВМ - представляет собой целостную духовную систему, обладающую индивидуальными психическими свойствами, которые определяют взаимодействия ДС между собой в соответствии с системными принципами причинности;

ДМ опосредует волю Творца (реальности, создавшей ДМ) на создание ("воспроизводство") ДС более высокого эволюционного уровня. При этом духовный мир проявляет себя в трех ипостасях:

- как мотиватор, вдохновитель, источник духовной энергии при становлении ВМ;

- как идеальный мир (ИМ), информационно обеспечивающий становление ВМ;

- как ВМ - продукт саморазвития ДМ;

Становление ВМ из ДВО происходит в соответствии с системными принципами причинности и критерием совместимости. Последним определяется избирательность возникновения связей между ДВО обеспечивающая им перспективность, как с точки зрения соответствия внутреннему целеполаганию, так и глобальным целям саморазвития ДМ;

Эволюция ВМ непрерывный процесс восхождения на все более высокий уровень структурного усложнения (от низшего к высшему). Она происходит по единому закону становления независимо от этапа, стадии, времени протекания в соответствии с природой явлений (3);

Становление ВМ имеет духовную и вещественную составляющие. Соотношение между ними различно на отдельных стадиях эволюции. Роль духовного фактора преобладает на начальной и конечной его стадиях. Взаимосвязь между факторами становления ВМ на всех иерархических уровнях обеспечивает ДМ.

Антропоморфность эволюционного процесса, его системность позволяют объяснить саморазвития ДМ, а также обосновать взаимозависимость, взаимообусловленность объектов ВМ, как субъектов живой, самоорганизующейся системы.

3. Становление вещественного мира

Духовная основа Вселенной создает неодолимых трудностей при естественнонаучной трактовке наблюдаемых в природе процессов. Уже в первой научной картине мира, основанной на законах Ньютона, возникли проблемы связанные с их осмыслением. В дискуссии по преодолению их формализма приняли участие ведущие физики мира. Вот как пишет по этому поводу, например, современный автор (9): "В законах Ньютона все непонятно, ничто не определено. Сила, масса, ускорение, инерция в них вычисляются одно через другое, но никак не определены". Этим обстоятельством был озадачен и сам Ньютон. Он неоднократно высказывался по поводу существования нематериального фактора в механике, при этом писал (10): "Бог присутствует в пространстве как в свободном от тел, так и там где они присутствуют, пространство – чувствилище Бога". С трудностями объяснения действия своих законов связаны и метания Ньютона: признавать или не признавать эфир?

Неразрешимой проблемой механики в рамках существующей парадигмы остается принцип Гамильтона (11): если в природе происходит какое-либо изменение, то необходимое для этого количество действия имеет всегда возможно меньшую величину. Этот принцип имеет, несомненно, телеологическую окраску. Невозможно также в рамках современных научных представлений объяснить необратимость, устойчивость состояний в различных средах, возникших кинетически. В газах, например, оно определяется уравнением Больцмана. Таинственно также самопроизвольное создание множеством атомных частиц пространственных структур. Представление МД о целенаправленности становления Вселенной, ее духовной первооснове создает предпосылки для объяснения загадочных явлений, а также объясняет системную взаимосвязанность значений фундаментальных физических и физико-химических постоянных, констант взаимодействия, обусловивших конфигурацию ВМ.

В становлении ВМ сочетаются два обусловливающих друг друга процесса. С одной стороны понимание повышения функциональных возможностей субсистем по мере усложнения их структуры (движение вглубь), с другой - рост уровня коллективизации в системных образований (движение вширь). Например, возникновение все более сложных молекул из атомов химических элементов ведет к многообразию возможных связей, возникновению сложных минеральных пород, становящихся основой массивов космологического масштаба, например, планет. Психологический подход в трактовке эволюционного процесса объясняет кажущуюся спонтанность саморазвития ВМ.

В становлении ВМ необходимо выделить три ее важнейших этапа, объяснить их протекание с позиций антропоморфных, духовно-эвристических представлений:

В однородной структуре ДМ, возникают активные области (звезды), в которых в соответствии с постулатами становления ВМ (п. 3) происходит взаимодействие между ДС. Оно представляет собой лавинообразный процесс синтеза структур ДС, возрастающих по сложности, размерам и энергии. На этапе, определенном указанными ранее условиями (1), структуры ДС обретают постепенно духовно-вещественную форму: кванты лучистой энергии, элементарные частицы, атомы химических элементов. Покинув звезды, они становятся "исходным материалом" вещественной Вселенной. При этом ДМ в области звезд полностью расходует свою энергию, обеспечивая наблюдаемый энергетический потенциал звезд. Полное "выгорание" структуры ДМ в звездах объясняет "ненасытность черных дыр", как приемников (поглотителей) всех видов энергии и вещества. Таким образом восстанавливается первоначальная структура, энергетика ДМ в области звезд;

Овеществление энергии ДМ в результате "деятельности" звезд, возникновение в пространстве ДМ среды, состоящей из атомов и их конгломератов, создает условия образования крупных космических объектов (астероидов, комет, планет и так далее). Скорее всего, оно идет под влиянием синергии (совместного действия) духовных и вещественных процессов в соответствии с системными принципами причинности (3). Под влиянием структуры ДМ (его ИМ), внутреннего целеполагания самих космических объектов осуществляется становление Вселенной со всем ее многообразием. В этом процессе сочетается два типа явлений: образование все более сложных молекул, имеющих высокий потенциал взаимодействия (субсистемный уровень) и возникновение на их основе минералов (системный уровень). Становление космических объектов - это сочетание взаимосвязанных явлений, имеющих духовно-вещественную природу (3).

В силу единственности закона становления мира планетарная жизнь имеет те же черты, что и космическая. В процессе ее создаются условия для возникновения органических молекул (субсистем), клеток (систем) - "строительного материала" органического мира (метасистем). В связи с тем, что к настоящему времени эволюционный процесс на минеральном, растительном и животном уровнях Земли завершен (за исторически наблюдаемый период на планете не возникло новых природных образований), мы имеем возможность наблюдать его только в человеке. Эволюция его затрагивает субсистемные (системы жизнеобеспечения, их органы, клетки, молекулы, атомы) и метасистемные (семья, дружеская компания, производственный коллектив и так далее вплоть до государства и человечества в целом) уровни. Их взаимовлияние "снизу вверх" и "сверху вниз" осуществляется по свойственным им механизмам в форме обратной связи. Например, духовность человек проявляет воздействием на темперамент, характер и личностные качества. Сознательным же восприятием музыки, живописи, поэзии, красот природы человек повышает свой духовный уровень, потенциал эволюционного становления.

Творческий процесс в любом ДВО, это выбор таких решений в его системном отношении со средой, которые обеспечат ему переход к более высокому эволюционному состоянию. Понимание этого трактуется МД как метазнание — телеология в переходе от низшего к высшему. Он осуществляется по цепочке субсистема – система – метасистема (3). Метазнание достигается на метафизическом, духовном уровне человека, когда к нему приходит такое понимание события, предмета или явления, при котором он может ответить себе на вопрос: зачем, для чего они? Обращение познающего субъекта к будущему увязывает с ним настоящее. В результате будущее ДВО представляется итогом его внутреннего стремления к саморазвитию, приводящее к возникновению его метасистемного уровня. Достижение понимания (в отличие от познания) не сопровождаться дроблением явления на части. С приходом понимания явления в человеке согласуется настоящее с будущим, внешнее с внутренним, системное с метасистемным. Трактуя эволюционный процесс как саморазвитие духовного мира, наделяя его целью, смыслом, МД видит задачу познающего субъекта в постижении его предпосылок, как условия продвижения в будущее. При этом познание в детерминистском смысле не отвергается. Им опосредовано понимание. Через логическое познание приходит иррациональное в своей основе постижение метазнания. Понимание осуществляет связь между достижениями рациональной деятельности человека и его глубинными субсистемными уровнями.

Особенности методологии познания не обеспечивают ему завершенность. Вместе с тем этот недостаток компенсируется возможностью передавать, сохранять знания в коммуникационных системах. Иная ситуация с пониманием. Оно концентрируется, развивается в субъекте, в его духовной сущности, содействуя его эволюции на всех субсистемных уровнях. Его нельзя передать другому субъекту в чистом виде, а только опосредованно. Этой задаче служит поэзия, музыка, живопись. Становление Вселенной как комплексный, многофакторный процесс нельзя описать логически, поскольку при этом можно оперировать только дуалистическими представлениями. Возможности понимания обусловлены характером протекания духовно-эвристического процесса в человеке. Метафизика духа совмещает в едином познавательном процессе онтологию, гносеологию и аксиологию как его различные уровни понимания. При этом уяснение цели, ценности этапов становления предполагает поиск целеполагания во взаимосвязанных системах Вселенной. Им должно определяться и учение о сущем, и методология понимания. Таким образом, процесс становления Вселенной определяется множеством взаимосвязанных факторов, отражающих его различные аспекты. Основные из них представлены в правой колонке схемы 1. Для сравнения на схеме приведены также факторы развития Вселенной.

Схема 1. Основные факторы представления естественно-научного (слева) развития и духовно-эвристического (справа) становления Вселенной.

4. Будущее в становлении человека

Не только тело человека, но и его психика - результат становления ВМ. На это указывал еще Аристотель, когда предлагал в психологии индивидуальности выделять растительную, животную и разумную составляющие в концепции трех душ (6, стр. 70). В соответствии с ней психические уровни человека, например, темперамент, характер, личность отражают различные этапы эволюции, в том числе и предшествовавшие возникновению человека. С этим согласны многие мыслители прошлого (например, Лейбниц) и настоящего. Опираясь на представления о глубинных силах "бессознательного", современные психологи (12, 13) находят небиографические следы во всех аспекта психики человека. Пока предположительно можно утверждать, что весь эволюционный процесс ВМ имеет духовную компоненту. Это является еще одним основанием антропности трактовки эволюционного процесса и верности принятых ранее (1) постулатов о духовной природе первоосновы мира. Психические проявления материи может рассматриваться как признак действительности, который меняется в процессе эволюции от волевого до реального.

Естественно, эволюционный прорыв по всем аспектам индивидуальности совершается человеком в рамках изменения своего внутреннего мира, происходящего под взаимодействием других людей (индивидуальностей) как непосредственно, так и опосредованно: через социальную сферу, продукты творческой деятельности людей. Последствия такого мивзаимодействия зависят от совместимости с ними (см. пар. 3) человека. В психологии индивидуальности совместимость возведена в критерий системности свойств человека, проявляемых в социальных группах. В МД фактор совместимости антиномичен взаимодействию между ДВО. Совместимость предопределяет перспективы совместного существования субъектов ВМ.

В соответствии с ДЭКБ поведение любой системы ВМ определяется как ее внутренней активностью, так и интересами развития ее метасистемного уровня. Естественно рассматривать ВМ как субсистему человека и социальной сферы. Тогда объекты ВМ должны в своем поведении руководствоваться интересами эволюции человека, как высшей структуры в иерархии ВМ. Возникает вопрос: как должен поступить ВМ, если человек (человечество) в силу свободы выбора поступает антиэволюционно, заблуждается в выборе своих ценностей и стремлений? Видимо, в этом случае должен возникнуть конфликт между ВМ и человеком (человечеством). ВМ должен противостоять выбору человека, поступать анти-человечно. Более того, если ДС человека достигла предела своего становления как индивидуальность, то согласно МД утрачивается смысл эволюции. Логика рассуждений при этом приводит к тому, что ВМ должен либо перейти в инволюционную стадию, либо в духовном становлении человека должен произойти качественный скачек. Подобно тому, как первичные ДС создали вещественные образования, ДС человека станут основой возникновения иной, Трансфизической Реальности. Возможен также вариант создания коллективной, единой ДС, подобно ноосфере Вернадского (14), когда ДС человека будут частью общечеловеческого духа. Результат будет определяться тем, как сформируются ценности человека и человечества в целом.

Влияние социальной сферы на становление человека определяется тем, будет ли оно соответствовать глобальной цели Мироздания. Характер взаимоотношения человека с социальными структурами такой же, как между частью и целым. Социальная жизнь перенимает и закрепляет эволюционные формы становления человека, представляющего собой структуированную индивидуальность. Современные социальные структуры в основном не системны, они не содействуют эволюционному становлению человека, так как сориентированы не на его саморазвитие, а на реализацию общественных, порою враждебных ему, властных целей. Только отдельные семьи, этнические образования возникают под влиянием системных факторов и позитивно влияют на становление человека.

В реальной жизни очевиден приоритет интересов социальной сферы над индивидуальными, поэтому важен вопрос о соотношении природной эволюции человека и его цивилизационным развитием. Приоритеты в поведении при этом различны: в природной эволюции они определяются системными принципами причинности, а в цивилизационном развитии – детерминистскими. Оба типа сосуществуют в человеке независимо от его воли, отражаются на его духовном уровне. Формируемая "сверху" социальная сфера в своей деятельности руководствуется интересами враждебными целям становления индивидуальности человека. Социальная среда стремится унифицировать индивидуальность, чтобы облегчить вхождение ДС человека в общечеловеческий, коллективный дух, то есть она выполняет функцию "прокрустова ложа" духовности человека, препарирует ее. Цивилизация, расширяя диапазон духовного воздействия на человека, ведет его к инволюции, тормозя и даже исключая эволюционное становление человека, губит его, как не оправдавшего свое эволюционное предназначение.

Социальная, творческая практика, знания и опыт, получаемые человеком на уровне учебной, производственной и бытовой деятельности в рамках цивилизационного процесса, воздействуют на его духовный мир. Эволюционные последствия имеют те из них, истоки которых во внутренней активности человека, только они содействуют его саморазвитию, интересам высшей иерархии. По цепочке метасистема – система – субсистема последствия такого опыта закрепляются сначала на его психическом уровне, а затем передаются на многочисленные субсистемные уровни жизнеобеспечения человека, системы, органы, клетки и так далее вплоть до генома человека, молекул и атомов.

5. Заключение

Становление Вселенной как саморазвитие ДМ представляет собой этап постоянной смены Реальностей в ее Континууме. Глобальный смысл смены состоит в постоянном структурном усложнении первоосновы Реальностей, роста их функциональных возможностей. Этой задаче подчинена и эволюция ДМ, становление Вселенной: создание субстрата иной, Трансфизической Реальности в ее континууме. В качестве творца сущностей последней ДЭКБ рассматривает человека. При этом ВМ представлен промежуточной между Метафизической и Трансфизической Реальностями.

Глобальная эволюция ВМ происходит в силу внутреннего целеполагания ДВО. Любое из них представляет собой систему, саморазвивающуюся под влиянием ее внутренней активности, стремления к саморазвитию. Кроме того, входя в иерархию своего метасистемного уровня, ДВО должно руководствоваться интересами его развития. В ходе отдельных этапов эволюции создаются новые целостности (метасистемы) из участвующих в них ДВО. Таким образом, природный эволюционный процесс представляет собой множество стадий творческого созидания все более сложных структур образованных сначала на духовном, а затем на вещественном уровнях. Наш природный мир - иерархически организованная структура, субсистемами которой являются (в зависимости от рассматриваемой системы) любые ДВО от мельчайшихъ частицы до галактик.

Человек - наиболее сложное в структурном отношении ДВО, находится на вершине иерархии ВМ. Он проявляет свою духовность и эвристичность не только взаимодействием со средой (природой, обществом), но и вне рамок обусловленности ее интересов. Этим определяется "право на свободу выбора" и плата, которую он за нее несет. В человеке (как ДВО) достигнута предельная, высшая форма структурной организации вещества (в рамках земных условий). В своем эволюционном предназначении человек возвышается над социальной сферой: не он должен служить обществу, а оно ему.

Человек, как духовно-телесный индивид, ведет свое эволюционное становление от первичных ДС. Как телеологическая цель становления Вселенной, он обусловил антропность закона ее становления. Креативность ДВО в минеральном, растительном и животном мирах обеспечивается в соответствии с МД единством (триединством) духовного, идеального (интеллектуального) и вещественного в нашей реальности. Его мы с очевидностью наблюдаем в человеке: аргумент в пользу антропоморфности закона становления Вселенной. За кажущейся спонтанностью событий в нашем мире стоит их предопределенность интересами, целью эволюции. Только удовлетворяющие им события становятся явлением ВМ.

Несмотря на то, что закон становления мира имеет антропоморфную природу, он не свойственен современному человеку. Реальный человек и его социальная сфера руководствуется детерминистскими принципами в своем поведении. Эти принципы лежат в основе законодательства, норм нравственности и морали. Все сферы земной цивилизации (наука, искусство, хозяйственная и политическая жизнь) пронизаны детерминизмом. Ее успехи рассматриваются как результат принятых мер; настоящее определено прошлым, а сложные явления сводятся к сумме простых. То есть развитие земной цивилизации и эволюция природного мира находятся в фундаментальном противостоянии друг другу. Очевидно, что существование первого зависит от степени содействия второму. Земная цивилизация должна так служить человеку, чтобы он встал на путь системной организации личной и социальной жизни. Только тогда человек сможет осуществить свое эволюционное предназначение.

Находясь в сфере гилозоистических мировоззренческих решений, МД переводит процесс познания из плоскости анализа субъект объектных отношений в субъект субъектные. Наделяя природные объекты, ДВО внутренней активностью, МД рассматривает их как субъекты, отказываясь от волевых процедур в процессе их исследования. Феномены, наблюдаемые в процессе естественнонаучных исследований, не характеризуют целостность природных явлений, происходящих под влиянием множества факторов. Субъект, постигающий природное явление, должен наблюдать его во всех аспектах целого, постигать его смысл, назначение. Цель познания - воспроизводство и практическое использование явления. Цель и условие понимания - уяснение человеком предназначения явления, определение смысла его предназначения.

Сокращения, использованные в статье: пДС — первичная духовная сущность, ДМ – духовный мир, ДС – духовная сущность, ВМ – вещественный мир, ИМ – идеальный мир, МД – метафизика духа, ДВО – духовно-вещественное образование, ДЭКБ – духовно-эвристическая концепция бытия.

Список литературы

Сазонов В.Н. Дцуховно-эвристическая концепция бытия (сущего). Вопросы гуманитарных наук, 2008 г. № 2, сир. 53.

Сазонов В.Н. Введение в метафизику духа. Там же, 2008 г. № 6, стр. 57.

Сазонов В.Н. Природа явлений в метафизике духа. Там же, 2009 г. № 2 стр. 87.

Владимиров Ю.С. Метафизика. М. БИНОМ. Лаборатория знаний. М. 2009 г. Стр. 353.

Грин Б. Элегантная Вселенная. М.: Едиториал УРСС, 2004 г.

Всемирная энциклопедия, философия. М. АСТ, 2001г. стр. 31.

Гумилев Л. Этногенез и биосфера земли. Рольф, М. 2002 г.

Идлис Г.М. От антропного принципа к разумному первоначалу. Сборник: "Глобальный эволюционизм" (философский анализ) М. 1994 г.

Захров В.Д. Метафизика в законах о природе // Вопросы философии № 3, 1999 г. стр. 97.

Кузнецов Б.Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. М.: Изд-во АН СССР, 1963 г. стр. 152.

Лауэ М. История физики. М.: Гостехиздат, 1956 г. стр. 86.

Швырков В.Е. Введение в объективную психологию М. Изд-во ИП РАН, 1993 г.

Большая психологическая энциклопедия. М. Эксмо 2007 г.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. Арис пресс, 2004 г.