Главная              Рефераты - Философия

Философия Костанеды - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новосибирский государственный университет

Юридический факультет

Реферат

по дисциплине Философия

Тема: "Философия Карлоса Кастанеды"

Выполнил: студентка 2 курса группы № 4920 юридического факультета Кондрахина Е. Ю.

Руководитель: к.ф.п.. Тюгашев Е. А.

Оценка_____________

Новосибирск 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................... 3

1. Онтология....................................................................................... 4

2. Гносеология.................................................................................... 8

3. Методология................................................................................. 11

4. Праксиология................................................................................. 13

Заключение......................................................................................... 15

Библиография..................................................................................... 16

_


ВВЕДЕНИЕ

Произведения Кастанеды излагаются литературным и метафорическим языком, настолько метафорическим, что понимание Кастанеды обусловлено, в первую очередь той точкой зрения, на которой находится читатель; он, другими словами, извлекает из этих произведений то, что он хочет извлечь. Поэтому часто оказывается, что люди, прочитав Кастанеду, не находят в нем ничего интересного, или, наоборот, проецируют его мысли на какую-то отрицательную ось, называя его "черным магом" или еще чем-нибудь в этом роде, противопоставляя другим каким-то культурным ценностям. Для чтения Кастанеды очень важна интерпретация. Учитывая то, что его творчество сейчас приобретает все большую популярность у нас в стране, актуальность подобных интерпретационных посылок очевидна.

Эзотерика представляет широкую панораму разнообразных "пятоизмерений" и "потусторонностей". Известным представителем этого течения является Карлос Кастанеда.

з


1.ОНТОЛОГИЯ

Одним из наиболее интересных аспектов видения мира по Кастанеде является дуалистическая концепция реальности, находящая свое выражение в терминах "тональ" и "нагваль".

Наиболее подробное разъяснение сути тоналя и нагваля автор приводит в книге "Сказки о силе". В ней раскрываются 2 аспекта тоналя: пространство, в котором обычный человек существует на протяжении жизни, и организующее начало, дающее смысл и значение всему, имеющему отношение к осознанию. Тональ включает в себя все, чем является человек, все, о чем он думает и что делает, все, о чем мы вообще можем думать и говорить. Рассудок, мышление и обычное описание реальности - основы тоналя, они включают ВЕСЬ спектр известного. Для обычного человека существует только известное, и потому сознательный опыт ограничен для него пределами тоналя - приобретение этого опыта начинается с момента рождения и заканчивается смертью.

Соответственно нагваль можно определить как все, остающееся за пределами тоналя. Это то, о чем невозможно помыслить. Кастанеда описывает тональ как остров, на котором проходит вся повседневная жизнь. Никто не знает о том, что лежит за пределами острова. Нагваль в этом случае будет окружающим остров пространством невообразимых тайн.

Итак, тональ и нагваль являются истинными противоположностями в мире, хотя по своей сути они едины. Тональ - это то, что называют порядком, космосом. Нагваль - отсутствие порядка, хаос. Следовательно бытие по Кастанеде это тональ а небытие это нагваль. Тональ - это время, нагваль - вечность. Из нагваля выходит тональ. Периоды тоналя -порядка и жизни - сменяются периодами хаоса и разрушения. Из небытия - нагваля - появляется бытие - тональ, чтобы вновь быть сметенным стихийными силами.

Когда рождается любое живое существо (в т.ч. человек), то оно является снаружи тоналем, но внутри нагвалем. Нагваль человека

4


отвечает за интуицию, магические способности, чувства, сновидения, волю. Тональ содержит в себе карту мира, т. е. перечень всего известного: вещей, понятий и др., которые имеют свое словесное обозначение. С детства эта карта растет, обретая новые понятия и навыки, но со временем, когда ум человека закрепощается в догматизме, она становится неспособной более расти и гармонично охватывать новые явления мира. Однако как бы широко ум ни был способен охватить порядок мира, как бы много ни принимал точек зрения, он не способен постичь нагваль, лежащий за пределами тоналя. Гибкий тональ способен выстоять под ударами нового и неизвестного. Состояние тоналя человека зависит от привычек, из которых складываются его характер, образ жизни. Дурные привычки, ослабляющие человека, ослабляют тональ.

Тональ мага должен быть намного безупречнее тоналей обычных людей. Только тот человек, который становится учеником мага, имеет правильный и безупречный тональ. Нагваль оказывает подавляющее воздействие на тональ, ибо нагваль разрушает тональ.

Тональ человека делается слабым вследствие индульгирования, т. е. привычки думать о себе как о слабом, неудачливом и глупом, оправдывать свои слабости. Тональ имеет две стороны. Первая, внешняя - бахрома, поверхность острова, она связана с действием, совершением внешних поступков. Это беспорядочная сторона - механический двигательный центр. Вторая часть связана с умом, суждением и решением. Это внутренний тональ, более нежный и более сложный. Нагваль же - это индивидуальность человека. Он несет ответственность за творчество (ибо тональ - это только шаблоны и стереотипы заученных действий), за силу и парапсихологические способности. Когда нагваль выходит наружу, тональ сжимается. Например, в момент ясновидения. При встрече с неведомым тональ отступает..

В мире нет отдельных объектов, которые существуют сами по себе, хотя мы воспринимаем наш мир как мир предметов и явлений. На самом

же деле их не существует.

5


Есть лишь единая вселенная, образованная эманациями (энергиями ) Орла. Для понимания этой истины древние толтеки ввели понятия "известного" ("ведомого"), "неизвестного" и "непознаваемого". Однако они допустили ошибку, отождествив два последних понятия. Новые "видящие" исправили эту ошибку, определив границы этих понятий и четко сформулировав категории.

"Неизвестным" они назвали то, что скрыто от человека неким занавесом из ткани бытия. В некоторый момент времени неизвестное становится известным.

"Непознаваемое" есть нечто неописуемое и не поддающееся ни осмыслению, ни осознанию. Непознаваемое никогда не перейдет в разряд известного.

Исходя из вышеперечисленных аспектов реальности, можно дать более точное определение процессу "видения". "Видеть - значит обнажить внутреннюю сущность всего, значит непосредственно воспринимать энергию." Видение приходит само по себе, как только мы накапливаем достаточное количество энергии. Но видение отличается от обычного смотрения. Когда видящий "видит", то Нечто как бы объясняет ему все, что происходит.

Развив в себе способность видеть, человек становится воином, ставшим на тропу, ведущую к знанию.

Можно выделить несколько основных положений, на которых базируется мировосприятие Кастанеды:

1. Воспринимаемый мир не является однозначным.

2. Существуют неординарные способы восприятия окружающего мира.

3. Существует бесконечное количество способов восприятия окружающего человека.

4. Существует способ воспринимать человеческое тело в виде светящегося кокона.

6


5. При данном уровне восприятия существует возможность непосредственно видеть процесс осознания.

6. В данном случае Вселенная воспринимается как совокупность энергетических линий (эманации).

7. Человеческое тело составлено эманациями внутри кокона.

8. Эманации внутри кокона и вне его могут вступать во взаимодействие; при этом происходит восприятие.

9. Не все эманации одновременно участвуют в этом процессе.

10. Существует точка, через которую проходят эманации, визуально наблюдающаяся, как светящееся пятно.

11. Она способна приводить в соответствие некоторые эманации внутри и вне кокона.

12. При этом выделенные эманации имеют более интенсивное свечение; это является осознанием.

13. Все живые существа имеют точку сборки и свечение осознания.

14. Неживые предметы тоже имеют кокон и эманации внутри, но не имеют свечения осознания и точку сборки

15. Существует возможность преднамеренно усиливать свечение выбранных эманации - внимание.

16. Для удержания четкой картины мира при нетипичном положении точки сборки, используется второе внимание. Это преднамеренное усиление свечения эманации, не используемых в повседневной жизни.

17. Конечной целью процесса является усиление свечения одновременно всех эманации, находящихся в пределах энергетического кокона. В результате достигается состояние третьего внимания, необратимо изменяющее энергетическую сущность человека.

7


2. ГНОСЕОЛОГИЯ

Истина познания по Кастанеде заключается в том, что мир таков, каким он выглядит, но в то же время он таковым не является. Мир не настолько плотен и реален, как мы привыкли считать, основываясь на своем восприятии, но он и не является миражом. Мир не иллюзорен, он вполне реален. Но он и нереален.

Первое, что надлежит понять: это то, что мы являемся частями целого, частями не механическими, отделенными от других частей и от целого границей, а частями, имманентно тождественными целому. Сам мир, представляет собой некий единый организм, и эту форму единства издавна называли словом "бог".

Человеческая душа изначально подключена к гармонии всего мира, но саморазвивающийся разум вносит дисгармонию в человека, потому что он не гармонирует с душой. В связи с этим возникают два пути к гармонии. Первый путь: отключить разум каким-то способом и полностью погрузиться в душу, которая находится в гармонии со всем окружающим миром и пытаться услышать внутри себя этот внутренний голос, эту внутреннюю гармонию мира. Второй путь - это развитие разума, до тех пор пока на последней ступени не будет включена в него душа. Тем самым будет достигнута новая форма гармонии, более высокого уровня. В этом и заключается предназначение человека: развить разум, познать мир, познать самого себя и познать дух. Можно сказать так, что дух в человеке познает себя как познающего себя. Если до этого дух познавал себя через объект, то исчерпав эту форму, он захотел познать себя как познающего себя.

Та свобода, к которой стремится путь знания, является познанием необходимости тех законов, которые управляются миром и человеком. Познав эти законы, человек не может их нарушать. Поэтому можно сказать, что та свобода, к которой стремится путь знания, это свобода как осознанная необходимость. Достигнув осознания этой необходимости, человек становится на всеобщую точку зрения, и тогда то, что он хочет,

8


является в то же время приказом орла, т. е. Орел хочет того же самого. Пока человек не достиг этой последней ступени, его желания расходятся с приказами Орла и от этого человек испытывает дискомфорт. Ступени воина являются одними из высших ступеней развития разума, и человек, который вступает на путь воина, не находится еще на этих ступенях, но он может временно входить в эти состояния и тогда они называются "повышенным сознанием". Под каким-то внешним воздействием, например, под воздействием нагваля воин виртуально входит в состояние повышенного сознания, в котором ему становится все ясно из того, что говорит ему нагваль, то, что нагвалю очевидно всегда, что является его основным состоянием, то для ученика является очевидным только временно. Ученик входит в состояние повышенного сознания и тогда то, что говорит ему нагваль, является кристально понятным, вызывает некую радость и воодушевление. После прекращения контакта с нагвалем этот человек опускается в свое действительное состояние и тогда ясное понимание пропадает, человек забывает то, что он слышал в состоянии повышенного сознания. Он забывает как отдельные факты, которые не укладываются в его мировоззрение на те "полочки", которые соответствуют данной ступени развития разума и, более того, самое главное, что он забывает, - забывает связи и структуры этого знания.

С точки зрения повышенного сознания идет изложение того как устроен мир, дух, орел, и т. д. Это одна форма обучения. Вторая форма обучения - это исходить из действительного состояния человека, из тех вопросов, которые действительно стоят перед этим человеком, как наиболее важные вопросы. Дело в том, что в каждом действительном состоянии разума имеется свой основной вопрос и человек думает, что он ищет ответы на многие вопросы, а на самом деле он ищет ответ на один вопрос, на ту основную противоположность, на тот основной вектор, который определяет его степень разума. При этом его интересует то в воспринимаемом мире, что может послужить ответом на этот

В данном контекстк пол нагвалем понимается учитель-маг

9


вопрос, что имеет положительную проекцию на вектор его состояния, его действительного состояния разума.


3. МЕТОДОЛОГИЯ

Путь воина есть разумное контролирование проявлений души для адекватного реагирования на весь комплекс внешних воздействий. Что значит разумное контролирование? Это, в первую очередь, значит осознание. Контролирование имеет ряд ступеней.

Во-первых, второе внимание выделяет одно состояние, (первое внимание - это внимание души, второе внимание - внимание разума). Второе внимание переносится на душу, на те состояния, в которых я нахожусь, и из всего многообразия состояний я выделяю ведущее состояние. Это состояние мы будем называть действительным состоянием, в то время как другие состояния, которые проявляются относительно действительного состояния и зависят от него, назовем условными.

Во-вторых - научное исследование законов этого состояния, т. к. это

исследование научное, оно опирается на ряд фактов, и каждый раз, когда человек входит в это состояние, он замечает, какие поступки он совершает в этом состоянии и замечает общие закономерности проявления этого состояния, отбрасывает что-то второстепенное и что-то обусловленное другими состояниями, тем самым из всего многообразия проявления этого состояния он выделяет его законы или как еще говорится, волю этого состояния.

В-третьих, происходит очищение состояния от всякого мусора, прежде всего от привязанностей и от разного рода циклов, когда состояние зацикливается на самом себе. Это очищение происходит на основе знания истины этого состояния, на основе знания функционирования законов этого состояния. В результате этого очищения моя деятельность становится более упорядоченной. Если раньше для того, чтобы накормить, удовлетворить данное состояние, человек использовал массу поступков, то теперь, чтобы удовлетворить данное состояние, он тратит очень мало сил, времени и энергии.

11


Древние видящие не любили понимания. Они любили методики и навыки. Они были практиками.

Когда они погружались в левостороннее сознание, то у них не открывалось свободы разума, который их должен вести, (погружение в сознание должно быть при правильном понимании). Поэтому если древнему видящему удалось погрузиться в сознание, то это происходило за счет закрепощения. Обычные люди закрепощены в животной душе, а если практиковать, например, методики связанные с погружением в растительную душу, то возможно закрепощение в растительной душе.

12


4. ПРАКСИОЛОГИЯ

Учитывая большую сложность процесса обучения, практически полную невозможность передачи знаний вербальным способом, невозможность рационального толкования происходящего в процессе обучения, были разработаны специальные техники, направленные на поддержание психического здоровья обучаемого, предотвращение истощения ресурсов психики. Такие тактики:

A. Путь воина (путь охотника)

B. Борьба с чувством собственной важности

C. Учение об островах тоналя и нагваля

D. Не делание

E. Смерть-советчик

Обучение происходит в два этапа на различных уровнях осознания. Для ученика, который полностью не владеет искусством управления осознанием (то есть перемещения точки сборки в конкретную позицию по желанию и удержание её там), практически невозможно восстановить линейную последовательность фактов и событий, происходящих с ним на различных уровнях осознания. Часть обучения (А-Е) проводилась в обычном состоянии осознания, а все инструкции относительно манипуляций точкой сборки давались в состоянии измененною (повышенного) осознания.

Переводить ученика на уровень повышенного осознания мог только
лидер (нагваль) старшей группы. В результате, после перехода первой
группы в состояние третьего внимания, группа учеников полностью
забывала о событиях, происшедших в состоянии повышенного
осознания и помнила лишь часть пути обучения. Задачей оставшейся
группыбылополностьюсамостоятельновосстановить

последовательность происходившего во время обучения, набрать следующую группу, обучить, самим достигнуть состояния третьего внимания.

13


Таким образом, поддерживалась непрерывность цикла обучения. Группа действовала полностью изолированно, хотя оставляла за собой возможность в необходимом объёме общаться с окружающим миром. При чем, в связи со свойствами членов группы все их действия приобретают безупречную эффективность. Группа не интересуется политическими, религиозными или какими-либо другими целями, доступными для достижения в современном обществе. С другой стороны, цели членов группы не могут быть не только достигнуты, но даже сформулированы для человека этого общества из-за полного отсутствия соответствующих концепций у современного человека.

14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на достаточную известность автора, о его творчестве довольно часто встречаются суждения поверхностные или сильно искаженные, как в прессе, так и в серьёзной философской и эзотерической литературе. Так совпало, что первые серьёзные переводы Кастанеды на русский язык появились в России параллельно с неспокойным политическим периодом, когда на пике моды процветали всевозможные вариации между мистикой, религией и шарлатанством, с изрядным смещением в строну последнего. Поэтому, очень немногие серьёзные исследователи заинтересовались им в то время, приняв его книги за смесь мемуаров наркомана с научной фантастикой. Большую неразбериху в этом вопросе вызвало и название учения, которое Кастанеда предложил для удобства, краткости и отчасти в шутку, - "магия". Из-за того, что I-IIтома посвящены описанию галлюцинаторного опыта связанного с приемом психотропных препаратов, а последующие его работы в нормальном переводе у нас тогда представляли большую редкость, его избрали своим кумиром отечественные представители хиппи и панк культуры. Как результат, имя Кастанеды было сопоставлено с наркоманией, громкой, немелодичной музыкой, подвалами, чердаками и нецензурной росписью заборов в стиле "граффити". Достаточно сложное в восприятии и глубокое по смыслу произведение получило стойкую антирекламу, отталкивающую от него серьёзного читателя и исследователя.

Кастанеда предлагает оригинальные ответы на "вечные" вопросы: о смысле жизни, о нашем месте в этом мире, которые заслуживают, если не приятия их, то хотя бы тщательного рассмотрения. Он предлагает совершенно непривычный для европейского человека, с религиозными традициями христианства, взгляды на жизнь, как на вызов, принятие полной ответственности за свои поступки сейчас, а не в загробной жизни, требование полного контроля над любой возникающей в жизни ситуацией.

15


БИБЛИОГРАФИЯ

Карлос Кастанеда. Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки.-К: София,1995.

Карлос Кастанеда. Отдельная реальность. - К.: София, 1995. Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан. - К.: София, 1995. Карлос Кастанеда. Сказки о Силе. - К.: София, 1995. Карлос Кастанеда. Второе кольцо Силы. - К.: София, 1995. Карлос Кастанеда. Дар Орла. - К.: София, 1995

16