Главная              Рефераты - Философия

Особенности философских проблем и методология науки - реферат

Тему № 4 « Особенности философских проблем и методология науки»

Философия как система знаний . Философия, как рациональное познание, теоретическое мышление имеет, подобно специальным наукам, логически связный, систематический характер. В Древней Греции впервые в истории появляется мысль о том, что вся совокупность наших знаний может быть упорядочена , что из всего огромного разнообразия знаний и сведений можно выделить знания наиболее общего характера, наиболее важные, достоверные, очевидные – “архаи”, “прота”, “начала”, “принципы”, “аксиомы”, из которых затем можно последовательно, шаг за шагом вывести и прочно обосновать все остальные знания так, что каждое из них займет своё место в единой системе , в упорядоченном и обозримом целом. Мудрому, по замечанию Аристотеля, свойственно упорядочивать. Человеческий разум, как утверждал Кант, по природе своей архитектоничен , т. е. он рассматривает все знания как принадлежащие к какой-нибудь возможной системе. Согласно же Платону, “должен быть почитаем как Бог тот, кто умеет хорошо разделять и определять”, приводя в порядок свои познания. Подобно тому, как окружающий нас мир, обнаруживая в себе некое устройство, или порядок, представляет собой космос (греч. – порядок), а не хаос, так и знания человека об этом мире составляют идеальный космос идей , духовный “мир”.

Поэтому, хотя непосредственное, “живое” философствование отдельного и даже крупного мыслителя может иметь несистематический (по крайней мере, внешне) вид, но со временем, по мере образования философской школы и философского направления , оно приводит к созданию философских систем , которые, как и все научные системы, разделяются на логически связанные части , разделы, “учения”, “науки”, “дисциплины” и т. п., каждая из которых рассматривает ту или иную крупную философскую проблему и связанные с ней предметы. Это внутреннее расчленение философского знания, его дифференциация, происходит не только в связи с потребностями “школьного” изучения и трансляции знания, т. е. его передачи от учителя к ученикам, от учёного к учёному, от одной эпохи к другой. Внутренняя структура и упорядоченность философского знания обусловлена в конечном счете фундаментальной структурой реальности, мира вне человека, внутреннего мира самого человека и сферы “божественного”, объемлющей все сферы действительности. Поэтому во всех великих философских учениях обнаруживается по существу одна и та же глубинная, инвариантная структура философского знания. Вместе с тем, в ходе исторического развития в этой фундаментальной структуре происходили и важные изменения. Кроме того, всякое крупное философское учение имеет нечто оригинальное и неповторимое и в своём строении (в зависимости от своего исходного принципа), поэтому проблему структуры философии необходимо и полезно ставить и рассматривать конкретно-исторически.

Структура философии в античности. Первая классификация, систематизация философских знаний была произведена в Академии Платона и школе стоиков. Философия была разделена здесь на три части – физику, этику и логику .

Современная физика – это лишь одна из многих естественных наук. Греческая “фюсика ” – это знание иного рода, а именно – всё научное знание о “фю сис”, т. е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материи, движении, пространстве, времени вообще, так и о строении Космоса в целом, о небесных светилах, о земле, воде, воздухе, огне, минералах, о видах растений и животных. В греческой классификации “физикой” называлось научное знание о том, что не зависит от сознательной, разумной деятельности человека – обо всём том, что существует само собою , само собою происходит, само себя создает, изменяет и разрушает вне человека и в самом человеке. “Фюсис”, природа в целом – это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное , иначе говоря, всё естественное в отличие от искусственного, т. е. созданного “искусством”, деятельностью и умением человека.

Словом “э тос”, напротив, обозначалось поведение человека, сфера его поступков , деятельности, обусловленной его умом, характером, обычаем, законами, – всё, связанное с образом жизни людей, их “нравами”. Однако главнейший предмет этики составляет добродетель . Этика должна научить искусству жизни, определить, в чём состоит истинное и высшее возможное для человека благо .

“Легейн” по-гречески– “говорить”, в отличие от “крюптейн” – молчать, скрывать, утаивать. “Ло гос” – это и “слово”, и “разум”. Разумность человека, по убеждению античных философов, обнаруживается прежде всего в речи , в способности человека высказывать суждения , рассуждать . В слове открывается и являет себя то, что до этого “молчало”, было тайным, скрытым, невидимым, нереализованным. И “фюсис”, и “этос” раскрываются, выражаются, изъясняются лишь в “логосе”. И поскольку логос, умение выражать вещи и поступки в слове, имеет первостепенное значение, особенно в науке, постольку рассмотрение и изучение самого “логоса” также становится необходимым. Разум обращается к самому себе и самого себя исследует. Мышление и речь сами становятся предметом особой науки – логики. Логика – самопознание разума, наука о мышлении, поскольку оно выражает себя в слове, в рассуждениях.

Таким образом впервые возникли три главные философские проблемы и три философские науки, дисциплины, области философского размышления и исследования, соответствующие трем сферам реальности – природе, обществу, мышлению (материальной, социальной, духовной). Через две с лишним тысячи лет один из крупнейших энциклопедистов-систематиков во всей истории философии, Гегель, утверждал, что философия разделялась, разделяется и всегда будет разделяться лишь на данные три основные части, которые в его собственном учении носят название логики, философии природы и философии духа.

Однако в первом веке до Р.Х. к трем философским дисциплинам присоединилась ещё одна, четвертая. Собиратели и знатоки рукописей Аристотеля, разделив их на указанные три группы, обнаружили, что часть их, причём теоретически наиболее важная и глубокая, не может быть отнесена ни к одной из этих дисциплин. В этих рукописях рассматривались самые общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем как таковом , в общем и целом, а также о божественном , вопросы, отнесённые самим Аристотелем к новой науке, которую он создал, – к “первой философии” или “эписте ме теологикэ ”, т. е. – к “познанию божественного”.

Эти рукописи были расположены в ряду дисциплин “логика – этика – физика” вслед за рукописями по “фюсика” и получили поэтому обозначение “та мета та фюсика” – буквально: “то, что идёт после физики”. Через несколько столетий, в эпоху средневековья, четыре греческих слова слились в одно латинское – metaphysica, метафизика , которым с тех пор и обозначается последняя в классификационном ряду Андроника Родосского, но первая по степени общности, глубины и важности область философского знания.

В текстах Аристотеля, однако, можно найти и более детальную классификацию знаний вообще, в том числе философских. Вся совокупность знаний человека вообще разделяется им на три рода: “теоретикэ” (теоретическое), “практикэ” (практическое) и “пойэтикэ” (включающее в себя также “технэ” и “механэ” – всё, как мы бы сейчас сказали, связанное с “технологией”). Последнее – это знание-искусство, т. е. связанное с искусностью, умением человека, с его творческой деятельностью, направленной на природный материал и что-нибудь создающее, производящее. Одно из важнейших “искусств” для Аристотеля, например, – медицина. Первые же два рода знаний и составляют собой философию, которая разделяется им далее на теоретическую и практическую.

Теоретическая философия – это наука , которая, в свою очередь, разделяется на четыре части – логику, математику, физику и теологию (первую философию, метафизику). Логика, однако, занимает особое место. Она представляет собой “орудие” (“органон”) всех других наук и как бы предварительное приготовление к ним. Она ничего не говорит нам о мире, о бытии, о каких бы то ни было реальных объектах – и в этом смысле она не даёт никаких собственно знаний . Она лишь указывает общие формальные правила, которые необходимо соблюдать для того, чтобы получить истинное , достоверное знание о любых возможных объектах. Физика, математика и теология – это уже собственно теория , т. е. созерцание истинного бытия . Это – науки о “сущем”, т. е. о том, что поистине существует , соответственно: 1) о телесном и подвижном бытии (о природе), 2) о неподвижном, но абстрагированном от телесного (пространстве и числах) и, наконец, 3) о бестелесном и неподвижном (божественном). Последняя наука, “познание божественного”, и получила впоследствии название “метафизика”.

Практическая философия , согласно разъяснениям Аристотеля, не есть ни “искусство”, ни наука. Она не говорит ни о том, что существует , ни о деятельности человека, направленной на изменение существующего (природы) и его использование в интересах человека. Её предмет – поведение, поступки , иначе говоря, деятельность людей, направленная на других людей, а не на природный материал. Практическая философия – это знание не об отношении людей к природе (ремесленное, техническое, производственное), но знание об отношениях между людьми . “Технология” описывает отношения между человеком и вещами , а практическое касается взаимных отношений между личностями . И если цель теоретической философии – истина , то цель практической философии – благо . Практическая философия в школе Аристотеля была далее разделена на три части – этику, экономику и политику , т. е. науки о благе соответственно личности, семьи и государства.

Структура философии в Средние века. Платоно-аристотелевское разделение философии перешло и в средневековую схоластику – европейскую университетскую философию, к которой восходит современное высшее образование. Средневековая классификация наук отразилась в структуре университетов, которые обычно имели четыре факультета: богословский (факультет теологии), юридический, медицинский и философский. Первые три считались высшими, а последний – низшим, или подготовительным. С него начиналось обучение. Университеты не выпускали “философов” – такой профессии, или специальности, не было и нет. Они готовили юристов, врачей и богословов. Завершив общее “философское” обучение и получив учёную степень “бакалавра искусств”, студент должен был далее получить специальность и стать “магистром” или “доктором” права, медицины или теологии. Философский факультет назывался также “артистическим” (от art – искусство) или факультетом “семи свободных искусств”, которые входили в средневековую “философию”: грамматика, риторика, диалектика (“тривиум”), арифметика, геометрия, астрономия, музыкальная гармония (“квадривиум”). Современному значению слова “философия” в основном соответствовала та часть средневековой науки, которая называлась “диалектикой” (логика и теория познания Аристотеля).

Однако высшие и важнейшие вопросы философии в Средние века вошли в состав теологии . Крупнейшие средневековые философы – это и крупнейшие иудейские, христианские и мусульманские богословы. В отличие от Платона и Аристотеля они различали как два главных источника познания “естественный свет разума” и “сверхъестественный свет откровения”, иначе говоря, отличали знание, которое человек может добыть собственными силами, от знания, которое он может получить и получает только от Бога посредством сверхъестественного откровения – того, что Бог открывает людям. Первый род знания, как мы уже знаем, и составляет собственно “философию”, второй же относится к ведению другой науки – теологии, основанной не на свободных и самостоятельных размышлениях человека, на собственном разумении учёного, но на Священном Писании и Священном Предании, на их безусловном авторитете. Однако каждый человек при помощи своего собственного разума может – отчасти и до некоторой степени – познать Бога и самостоятельно, и поскольку в этом случае предметом познания также выступает Бог, постольку соответствующий раздел философии также должен называться “теологией”. Это философское познание Бога , его рациональное постижение, и было названо естественной теологией в отличие от “откровенной теологии”, основанной на тексте Библии. Естественная теология и получила латинское наименование “метафизика”. Для её построения было использовано в основном учение Аристотеля, его “первая философия”. Однако вследствие того, что она была включена в контекст христианского вероучения и истолкована как философское учение о личном Боге – Боге Авраама, Исаака и Иакова – смысл слова и содержание соответствующей философской дисциплины существенно изменились. Греческое слово “мета” было истолковано как латинское “транс” в значении перехода за все вообразимые и мыслимые пределы (мира, пространства и времени) и выхода в особую, высшую сферу бытия – сферу “потустороннего”, запредельного (трансцендентного), сверхъестественного , сверхчувственного . Крупнейший философ и систематик средневековья Фома Аквинский рассматривал метафизику, естественную теологию и “первую философию” как одну и ту же науку – науку о сверхчувственном мире, о мире духовном , о нематериальных сущностях и существах , а также как науку о всеобщем и универсальном, науку нормативную (законодательствующую) для всех остальных. Метафизикой стали называть познание сверхчувственного , и это религиозно-философское толкование стало традиционным для европейской университетской традиции. “Метафизическое” было понято христианскими мыслителями как бытие сверх-природное, сверх-физическое, т. е. бытие “более высокое”, “более совершенное”, чем физическое, а “физическое” свелось к чувственно воспринимаемому, данному в опыте, эмпирическому, телесному, материально-вещественному. Предмет метафизики, как главнейшей части философии, стали трактовать, следовательно, как бытие особого рода, недоступное чувственному восприятию и образующее невидимое основание физического, материального мира. Соответственно этой религиозно-ценностной установке и метафизическое познание рассматривалось как познание более совершенное, знание более высокого уровня и более ценное, чем физическое или эмпирическое. Так, по мнению Хайдеггера, появилась догматическая метафизика . Аристотелевский замысел “первой философии” подвергся в ней искажению и упрощению, поскольку метафизика, как познание “сущего как сущего”, всеобщего , была истолкована как познание особого (и тем самым – частного) вида бытия, которое к тому же представлялось как нечто внешнее для разума и независимое от него.

Новая философия. Систематика Вольфа. В XIV–XVIII вв. произошли глубокие изменения в проблематике, содержании, характере философии, её задачах и месте в обществе, связанные, в частности, с возникновением современного естествознания – экспериментально-математической физики. Место авторитета и традиции занял поиск новых методов получения достоверного научного знания и в центре внимания учёных и философов находились вопросы методологии и теории познания.

Основоположниками новой науки и философии обычно считают Бэкона и Декарта, создателей методологии классического эмпиризма и классического рационализма соответственно. Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, субъективный принцип: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души , которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, разум (рассудок, способность логически рассуждать), воображение. На памяти основана история . На разуме – философия . На воображении – поэзия . Историю далее Бэкон разделяет на естественную (история природы) и гражданскую (история общества). К философии же относятся естественная теология (наука о Боге), математика (вспомогательное приложение к учению о природе), физика (наука о материальных и действующих причинах всего существующего), метафизика (учение о формах и конечных причинах в природе ), механика и магия (как прикладная часть физики и метафизики), антропология (учение о человеке). Учение о человеке разделяется на учение о теле (медицина, косметика, атлетика и т. д.) и о душе (которая включает в себя вопросы психологии, этики, политики, логики ).

Декарт полагал, что философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Таким образом, все науки в конечном счете основываются на метафизике , которая даже более фундаментальна и достоверна, чем математика, а служат все науки в конечном счёте тем целям, которые указывает этика . Без метафизики все науки утрачивают основательность и достоверность, без этики они утрачивают смысл и цель. Обратим внимание, что метафизика в начале Нового времени отделяется от теологии и уже не рассматривается как учение о сверхъестественном мире. Бэкон и Декарт возвратили понятию “метафизики” первоначальный, аристотелевский смысл: хотя познание божественного остаётся одной из её главных задач, но по существу она есть наука о первых причинах и началах о “сущем как таковом”, о всеобщем.

Естественно, что в наиболее отчётливом и полном виде эта структура научно-философского знания проявлялась у тех мыслителей, которые уделяли первостепенное внимание логической связи, ясности, последовательности, обоснованности и полноте своих учений. Вероятно, самым ярким представителем такого рода философии был крупнейший немецкий просветитель XVIII в. Христиан Вольф, неустанно стремившийся “ради пользы людей” и “для житейской надобности” упорядочить и представить в легко обозримой, доказательной и систематической форме всю сумму научных знаний о мире. Не случайно Кант назвал Вольфа “величайшим из догматических философов”, разумея здесь под “догматическим методом” не догматизм, а систематическое (научное) построение философии.

Вольф разделил философию, следуя античной традиции, прежде всего на три части – логику, теоретическую философию и практическую философию. Логика – это формальная наука , т. е. она исследует одни лишь всеобщие формы всякого мышления и знания безотносительно к его предметам , иначе говоря, такие формы мысли, без которых вообще нельзя мыслить и познавать что бы то ни было. Логика – это “пропедевтика” философии, т. е. предварительное приготовление, тренировка самого органа познания, мышления перед тем, как приступать к познанию объектов .

Вторая и третья части философии – “содержательные”, т. е. они дают знание об объектах , а именно объектах или предметах способности познания (теоретическая философия) и способности желания (практическая философия). Теория имеет целью истину , практика – благо . Каждый из содержательных разделов философии распадается, в свою очередь, на рациональную , или чистую, и эмпирическую , или прикладную, часть. Чистая наука – та, которая может и должна быть построена, исходя из одних лишь понятий разума, умозрительно, чисто теоретически, не опираясь на опыт. Прикладная наука представляет собой применение чистой науки к отдельным, особым и частным случаям и основывается, следовательно, также и на опыте , на чувственном восприятии (эмпирии).

Эмпирическая (прикладная) практическая философия – это этика, экономика и политика (как и у Аристотеля). Чистая (рациональная) практическая философия – это “естественное право” как первое основание всякого законодательства, коренящееся в самом разуме, в самой природе человека и не зависящее от опыта. Прикладная (эмпирическая) теоретическая философия – это и есть физика (наука о связи тел в природе), которая включает в себя механику, телеологию (науку о целевых причинах и пользе человека) и многочисленные частные науки о разнообразных видах тел и их частных движениях (астрономию, геологию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, садоводство, баллистику и т. д. и т. п.).

Начало и основу всех наук образует чистая теоретическая философия , иначе говоря – метафизика . Метафизика, согласно Вольфу, есть первая по порядку и значению наука, главная наука во всей системе человеческих знаний, высшая и самая достоверная наука, которая должна дать абсолютно прочную и достоверную основу для всех других наук и для всей практической деятельности людей, ибо она содержит в себе основные истины всего человеческого познания . А именно, это – строгая, рациональная наука о Боге, о мире душе и обо всех вещах вообще . Это самое глубокое и важное знание, к которому способен наш рассудок. Тот, кто знает метафизику, мыслит ясно, глубоко и основательно во всех науках; у кого нет ясности в метафизике, у того нет ясности ни в чем – ни в теологии, ни в медицине, ни в юриспруденции, ни в морали, ни в повседневной жизни, ибо в основе всего этого лежат одни и те же всеобщие понятия и принципы . Метафизика есть чисто рациональное знание, т. е. познание из одних только понятий.

Метафизика состоит, в свою очередь, из четырех наук: онтологии , или “общей метафизики”, и трех специальных (частных) метафизических наук – рациональной космологии , т. е. науки о мире в целом , рациональной психологии , т. е. науки о душе как бессмертной субстанции, и рациональной теологии , т. е. философского учения о Боге.

Ядро метафизики образует онтология, “основная наука” в составе “главной науки”. Термин “онтология” (в буквальном переводе – “наука о бытии”) был придуман и введён в философию в XVII в. Гоклениусом в качестве синонима слова “метафизика” (а также слов “онтософия”, “первая философия”, “архитектоника”), но в школе Вольфа он обозначал первую и важнейшую часть метафизики, а именно, науку о первых основаниях нашего познания и всех вещей вообще , или, иначе, науку об общих предикатах сущего . Словом “предикат” в логике обозначается то, что высказывается о каком-либо предмете, то, что ему приписывается , например, когда мы утверждаем, что “этот стол – прямоугольный”. Общие предикаты, соответственно, – это такие понятия, которыми, в отличие от “прямоугольности”, может быть охарактеризован любой предмет мысли и высказывания или, по крайней мере, очень широкие классы предметов. Онтология, другими словами, полностью выявляет, перечисляет и исследует все без исключения абстрактнейшие понятия людей, или категории , и соответствующие им свойства “всех вещей вообще”. В трёх же частных метафизических дисциплинах речь идёт о познании таких особенных предметов, – и самых важных для мировоззрения, – которые не даны и в принципе никогда не могут быть даны в опыте (Бог, мир как целое и душа как субстанция ), и могут быть постигнуты, следовательно, одним лишь чистым разумом .

Структура философии у Канта и Гегеля . Последние великие энциклопедические системы философии, которые набрасывали общие контуры всего здания человеческого познания в целом и вместе с тем стремились к точному отграничению различных философских наук и дисциплин, были созданы в Германии в конце XVIII – начале XIX вв. Кантом и Гегелем.

Кант исходил из систематики Вольфа, внеся в неё следующие важные изменения. Во-первых, он дополнил две “догматические” содержательные части философии предварительной критикой (исследованием возможностей и границ) соответствующих способностей человеческой души – познавательной способности (чистого разума) и способности желания (воли, или чистого практического разума ). Эту предварительную (т. е. предшествующую построению системы философии) критику Кант назвал трансцендентальной философией , т. е. такой философией, которая имеет своим предметом сам разум, однако не так, как в общей традиционной формальной логике, где исследуются его всеобщие формы безотносительно к предметам. Трансцендентальная философия исследует разум в отношении его способности к априорному , т. е. не опирающемуся на опыт, познанию предметов – как всех возможных предметов познания вообще, так и особых предметов метафизики – Бога, мира в целом и души как субстанции. Во-вторых, Кант добавил к традиционным трём частям философии четвёртую – “критику способности суждения”, включающую в себя эстетику (философию прекрасного и возвышенного, философию искусства) и телеологию как учение об органической целесообразности в природе (философию жизни в биологическом смысле этого слова). Кант также выделил в особый важнейший раздел философии антропологию , учение о человеке “в прагматическом отношении”. Философская антропология говорит не о том, что “природа сделала из человека”, т. е. не исследует человека как природное существо, но о том, что человек, как разумное, т. е. свободное, существо “может сделать из себя сам”. Кант также ввёл для обозначения “чистых” (рациональных) частей теоретической и практической философии термины метафизика природы и метафизика нравов .

Поскольку Кант предпослал построению системы философии предварительное критическое исследование познавательных способностей человека, законов процесса познания, его элементов и форм, а также его возможностей и границ, а также поскольку на первое место среди основных вопросов философии он поставил вопрос о том, “что я могу знать?”, постольку в его учении многие последующие философы увидели прежде всего теорию познания или гносеологию (“гносис” по-гречески – знание). В основном под влиянием Канта, а также британского эмпиризма Нового времени (особенно Локка и Юма), теорию познания с XIX в. стали рассматривать как одну из важнейших или даже самую важную часть философии, иногда сводя к ней и всю философию в целом. Сторонники последней точки зрения аргументируют её примерно так: знание о мире могут дать лишь конкретные науки. Философия – не познание мира, природы или общества, а познание познания . Она должна понять сущность науки, её место в жизни людей, определить место научного познания среди других форм познавательной деятельности и жизненного опыта человека.

Весьма важные изменения в понимание структуры философии внёс Гегель. На первый взгляд его разделение философии на три части – логику , философию природы и философию духа – выглядит традиционным (логика – физика – этика). Однако “логика” Гегеля – это совершенно новая наука, в которой сливаются воедино прежние логика и метафизика, поскольку учение Гегеля исходит из принципа диалектического тождества мышления и бытия . Следовательно, его “логика”, учение о мышлении, есть одновременно и учение о бытии, т. е. онтология . Мышление же, совпадающее с истинным бытием, – это божественное мышление, или сам Бог. Поэтому логика Гегеля – это и его философская теология . Она описывает вневременное и внепространственное движение и развитие абсолютного мышления, “абсолютную идею”. Соответственно этому общему исходному принципу по-новому трактуется и отношение “физики” и “этики” (т. е. философии природы и философии духа) друг к другу и к “логике”. Под влиянием Гегеля возник термин диалектическая логика для обозначения уже не просто традиционной, формальной логики, а философского учения о развитии мышления , т. е. такого учения, которое связывает и объединяет воедино на основе диалектики учение о бытии, о познании и о мышлении, т. е. онтологию, гносеологию и логику. Эта идея Гегеля была переосмыслена на основе принципа материализма в философии марксизма, в основе которой также лежит диалектическая логика , которая, однако, говорит уже не о развитии божественного Логоса, а об историческом развитии человеческого познания в ходе развития его предметно-практической, трудовой деятельности.

В обширной и детально проработанной системе Гегеля были выделены также в качестве самостоятельных разделов философии эстетика , прежде всего как философия искусства , а также философия религии , философия права , философия истории , история философии .

Отделение от философии конкретных наук. До XVIII в. включительно практически не проводилось различия между понятиями “философия” и “наука”. Начала всех наук, поскольку они имеют теоретические понятия и принципы и строятся систематически, были созданы философами. В недрах философии развивалось и вполне конкретное научное знание. Так было не только в древности, когда собственно математические или астрономические исследования и результаты в школе пифагорейцев были “философией” и “познанием божественного”, но и в Новое время. Трактат Ньютона, в котором были сформулированы законы классической механики и теория всемирного тяготения, назывался “Математические начала натуральной философии ”. Сам Ньютон, как и его коллеги по Лондонскому Королевскому обществу, физики, математики, химики и медики, считал себя “натуральным философом”. Классики естествознания называли свои работы “Философия ботаники” (Линней) и “Философия химии” (занимались конкретными научными проблемами и создали, например, Лавуазьезнаний о растениях или превращениях веществ базируется в этих трактатах на общих теоретических принципах и ведется систематически , т. е. научно. Классики философии, в свою очередь, аналитическую геометрию (Декарт) и математический анализ (Лейбниц). Гегель в первой трети XIX в. ещё пытался вмешиваться в развитие естественнонаук, и даже противопоставление философии и науки , хотя слово “философия” и до сих пор нередко используется для обозначения научного или теоретического знания вообще. С одной стороны, сфера философии сужалась до метафизики : поскольку все отдельные сферы действительности быть постигнуто лишь посредством особого рода чисто-философского умозрения . Философии отдавалась та сфера реальности, которая, как полагали философы спекулятивного или иррационалистического направления, в принципе не может быть схвачена методами специально-научного познания. В этом случае философия рассматривалась либо как сверхнаука, абсолютная наука, стоящая над всеми частными науками, либо как принципиально ненаучное знание, знание совершенно иного рода, чем наука, самостоятельное и независимое от науки и более близкое к религии или искусству. С другой же стороны, возникло мощное позитивистское умонастроение, отрицавшее саму возможность метафизики и стремившееся философию сделать также специальной наукой – со своим особым предметом. В основном задачу философии позитивисты видят в том или ином синтезе или анализе конкретно-научного знания . В первом случае задачу философии усматривают в сведении воедино и систематизации важнейших результатов всех наук, их обобщении и создании таким образом научного мировоззрения или “научной картины мира”. Второй путь привёл к созданию нового раздела философии – методологии науки , или, более общо, – философии науки . Особенно важное значение получил с конца XIX в. логико-философский анализ оснований математики , в результате которого была создана современная математическая (символическая) логика , которая до сих пор причисляется к философии. Предметом философского осмысления может быть как наука в её целом, общенаучные понятия, принципы и методы, так и отдельные науки. Философские размышления об отдельных областях научного исследования, их предпосылках, методологии и значении для жизни людей получили названия философия математики , философские проблемы физики , философия биологии , философские вопросы медицины и т. д.

Предметом философских размышлений становятся наиболее важные, общезначимые явления действительности или жизни людей. Поэтому если какое-нибудь частное явление приобретает универсальное значение или оказывается, что казавшееся частным явление в действительности имеет фундаментальный характер, так что его истолкование затрагивает основания нашего миропонимания и жизнепонимания в целом, то его исследование немедленно входит в сферу философии (особенно если речь идет о его первоначальном теоретическом освоении ). В XX в., например, совершилась научно-техническая революция, изменившая жизнь людей коренным образом, и, соответственно, возникла особая область философских исследований – философия техники . По разным причинам в этом же столетии произошел так называемый “лингвистический поворот” философии, в результате которого заявила свои права на самостоятельное значение философия языка . Этот ряд философских проблем и дисциплин можно было бы продолжить. Последующее изложение внесёт необходимые дополнения и уточнения в этот первоначальный набросок.

Основные разделы современного философского знания. Подведём итоги. Как мы видели, структура философии с течением времени изменялась. Каждое философское учение, кроме того, имеет собственную внутреннюю логику, в зависимости от которой оно имеет собственную, уникальную структуру. Тем не менее, для первоначального ознакомления с философией полезно выделить во всей совокупности философских идей, имеющих хождение в современном обществе, ряд наиболее крупных проблемных областей философии и запомнить ряд достаточно широко используемых терминов , их обозначающих:

МЕТАФИЗИКА – “первая философия”, учение о первых началах и причинах всего существующего в общем и целом , материального и духовного, о последних основаниях, о глубочайшем, о божественном, об абсолютном, о бытии и небытии.

ОНТОЛОГИЯобщая теория бытия : что в мире не возникает, не уничтожается, существует вечно и неизменно, образует основу и источник всякого конкретного быти; что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (натурфилософия) – учение о природе в целом (Космосе, мире, Вселенной, универсуме), т. е. о материальном бытии в целом в пространстве и времени.

ПСИХОЛОГИЯ – учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о сознании и бессознательных психических процессах, о нематериальной, субъективной реальности. До XIX в. психология входила в состав философии. В настоящее время наряду с философской психологией существуют многочисленные частные психологические науки.

ЛОГИКА – наука о разуме , о мышлении, о правильных , последовательных, упорядоченных (по правилам) рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства. Наряду с формальной или традиционной логикой в философии различают математическую или символическую логику (логистика), а также диалектическую логику.

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – учение о знании , об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии; учение об истине .

ЭТИКА – учение о высшем благе человека, об основаниях , определяющих в конечном счёте волю , поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

ЭСТЕТИКА (философия искусства) – учение о прекрасном , о его проявлениях (формах) в природе и в искусстве; общая теория искусства, его места в жизни человека.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – учение о человеке , целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире, осмысленного самоосуществления.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе , осуществляющем себя в общении с другими; критика современного индустриального и постиндустриального общества, научно-технической цивилизации.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – учение о смысле , законах, периодах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – изучение особенностей, сущности, значения научного знания и познания, его оснований и предпосылок, принципов и методов, форм и целей, места науки в обществе, воздействия науки на жизнь человека.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о “божественном”, священном, о значении религии для человека и общества.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА – исследование возникновения, развития, функционирования и значения языка как такового, в целях выяснения и разрешения философских проблем (онтологических, гносеологических, этических и др.) средствами логико-лингвистического анализа.

Если же выделить самое основное, то, резюмируя, можно сказать, что философия по-прежнему, как и в древности, состоит из четырёх главных частей, проблемных областей, наук или дисциплин, в которых рассматриваются главные философские проблемы и которые соответствуют первичной, глубинной, основной структуре реальности: это – учение о бытии (онтология), учение о знании (гносеология), учение о благе (этика) и учение об их единстве – об абсолютном (метафизика).

«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности» [4, 39].

«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. И в этом их огромная заслуга, поскольку они смогли противостоять идеологическому давлению. Но, в то же время, они поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре этажа:

философский;

– общенаучный;

– конкретно-научный;

– технологический (конкретные методики и техники исследования).

Это разделение методологии было признано практически всеми методологами и стало подобием «священной коровы» – оно не подвергалось сомнению. Но такое деление привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» – порознь. А единая картина? А единая методология? И эту путаницу в методологии мы имеем до сих пор.

Действительно, судя по всему, верхние первый и второй этажи вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология (как наука об организации деятельности – см. ниже) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Кроме того, работы философов по проблематике гносеологии и методологии зачастую написаны настолько сложным, заумным языком, что для «простых» ученых они просто недоступны.

Далее, третий сверху «этаж» отведен как бы методологам конкретных наук – методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» – они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях.

А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

Таким образом, подводя итог краткому вводному экскурсу в методологию научного исследования (методологию науки), приходится констатировать, что при всем большом объеме накопленных полезных материалов, в ней сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, многозначность ее предмета, с другой стороны – его зауженность.

Действительно, философия является основанием методологии, так же как и другие науки, изучающие деятельность: психология, системный анализ и т.д.

Если исходить из классификации наук, предложенной В.С. Ледневым (см. Рис. 2), то методологию следует отнести к практическим наукам. Она тесно связана с технологическими науками, системным анализом, организацией труда и производства, с управлением проектами и т.д.

Рис. 2. Структура научного знания по В.С. Ледневу