Главная              Рефераты - Философия

Древняя Греция и ее философия - реферат

Содержание

1. История древней Греции…………………………………………………..2

2. Истоки культуры древней Греции……………………………………...…4

3. Зарождение и развитие древнегреческой философии……………..….…8

4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина………………………..12

Заключение……………………………………………………………….…..18

Список литературы…………………………………………………………..19

1. История древней Греции

Древняя Греция (Эллада), общее название древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побере­жье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии. Этнический состав Греции в III веке до нашей эры был пестр, это пеласги, лелеги и другие народности, которых от­теснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцев, ионийцев. Первыми государствами ахейцев были Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др., образованные в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев, около 1200 года до н. э., повлекло за собой распад государств и оживление родовых отношений. К IV веку Северную Грецию заселяли в основном эолийцы, Среднюю Грецию и Пелопоннес – дорийцы, Аттику и острова - ионийцы. [1]

В VIII - VI веках в Греции сформировались полисы. В зависимости от ре­зультатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государст­венная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархи­ческой (в Спарте и на острове Крит). В экономически развитых полисах Ко­ринфа, Афин и др. городов, широко распространилось рабство; в Спарте и Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.

V - IV века стали периодом высшего расцвета полисов. Это связано с возвышением Афин после победы греков в греко-персидских войнах 500 - 449 годов до н. э., и созданием Делосского союза во главе с Афинами. Временем наивысшего мо­гущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры стали годы правления Перикла - это 443 - 429 года до н. э. Борьба между Афи­нами и Спартой за гегемонию в Греции, а так же противоречия между Афинами и Ко­ринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне 431 - 404 годов до н. э., завершившейся поражением Афин.

В середине IV века на севере Греции возвысилась Македония. Ее царь Фи­липп II, одержав победу при Херонее в 338 году до н. э., над коалицией греческих городов, подчинил Грецию. После распада державы Александра Македон­ского, в период эллинизма в III - II веках, в Греции преобладали государства и союзы военизированного типа – это Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, оспаривавшие господство в Греции.[2]

С 146 года до н. э., после разгрома римлянами Ахейского союза, Греция была подчинина Риму, а с 27 года до н. э., на ее территории образовалась римская про­винция Ахейя. С IV века н. э. Греция становится основной частью Восточной Римской империи - Византии.

2. Истоки культуры древней Греции

В отличие от других древних культур, в Древней Греции эсте­тическая и художественная культура оказалась столь развитой, что, во-первых, вся жизнь древнегреческих полисов была, так или иначе, пронизана ею, и, во-вторых, ее воздействие на культуру человече­ства продолжается до сих пор. Прежде всего это усиленное стремление к упорядоченности, завершенно­сти, цельности, гармоничности. Древне­греческий эпос естественно складывался в завершенные целостные поэмы (Илиада, Одиссея) и циклы сказа­ний. Древнегреческие трагедии и комедии стремились к совершен­ству своего построения. То же касалось и архитектуры, стремив­шейся к завершенности форм в человеческих масштабах. И скульп­туры, в которой складывались каноны, более гибкие, чем древне­египетские, а главное - антропометрические, математически и зри­тельно выверенные, осно­ванные на пропорциях правильно сложен­ного человеческого тела.[3] Это был «ка­нон природы», но обработан­ной, ставший «каноном культуры». Ведь и живое человеческое тело обрабатывалось, оформлялось в занятиях гимнастикой. Че­ловек оказался действительно «мерой всех вещей» (Протагор) во многих отно­шениях, и всегда - мерой совершенства. В этом плане древне­греческое искус­ство действительно классично. Но эта классичность его не была столь узкой, формальной, как позже в европейском классицизме, выросшем на основе гре­ческих и римских образцов.

Второе, что характерно, - это впервые так глубоко осознавае­мая и ощу­щаемая древними греками ценность красоты. В Благе, к которому, по мнению многих греческих мыслителей, должна была стремиться жизнь человека, кра­сота занимала одну из ведущих по­зиций. Платон считал, что эллина прежде всего отличает именно любовь к прекрасному.[4] Если не все они, то очень многие могли оценить красоту архитектурных сооружений и скульптуры, которая не была музейной. Скульптурные изображения (богов, героев, по­бедителей разных игр и конкурсов) ставились повсеместно. Укра­шенность жизненной среды, жизни вообще, - была поразительной. Это касалось не только архитектуры и скульптуры, но и одежды, вещей, обстановки, театральных представлений, празднеств, искус­ства слова.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих от­ношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания. Гим­настика, спортивные состязания, которые были вполне обычными, частыми. Обнаженные, атлетически развитые, прекрасные тела по­стоянно созерцались и служили основой для ваяния. Поэзия участ­вовала в самых разных сторонах жизни, в том числе и в политиче­ской. Музыка понималась и применялась как средство врачевания, создания душев­ного настроя. Древнегреческий театр волновал зри­телей, поднимая самые жи­вотрепещущие проблемы, порождая со­стояние «катарсиса» (очищения души), давая выход чувствам. [5]

И все это было связано с ценностью свободы, не только собст­венно граж­данской, но и свободы во владении телом, в одеяниях, в мысли и слове. Необы­чайно развилась риторика, ораторское искус­ство, логика. Свобода духа прояв­лялась в поиске красоты мысли, выражаемой образно, почти ничем не стесняе­мой, и гармонично, изящно оформленной. [6]

Разумеется, это далеко не все из особенностей древнегрече­ской эстетиче­ской и художественной культуры. Но и этого доста­точно, чтобы ее воздействие на мировую культуру было заметным через тысячелетия. Античная художест­венная классика выросла из убеждения в том, что высшая красота содержится в формах, про­порциях, масштабах живых существ и, прежде всего, - человека. Искусство, как считали греки, черпает красоту из природного ис­точника. [7] И це­лью художника было познание и выявление объек­тивного совершенства через подражание. Ибо природа, космос, - заключает в себе гармонию. При этом выше всего оказы­валась красота в состоянии устойчивости и равновесия: и в при­роде, и в человеке, когда красота - это единство духовного и телес­ного, это - мера. Фукидид передавал слова вождя афинского обще­ства Перикла, ко­торый говорил: «Мы любим красоту, соблюдая уме­ренность, любим мудрость, не впадая в слабость». [8]

Классический период развития древнегреческой культуры продолжался где-то немногим более 100 лет, начиная примерно с 500 года до н.э.- до 338 года до н.э., когда Греция попала под власть Ма­кедонии. Огромный период до этого часто именуют архаическим, а существование античной культуры после маке­донского завоевания - периодом эллинистическим или эллинизмом.

Когда завершился знаменитый поход Александра Македон­ского, и он по­гиб, огромная держава, все завоеванное им, распа­лась на ряд государств - Еги­пет Птолемеев, Сирия Селевкидов и др. Завое­ватели, пришлые греки и македоняне слились с мест­ным населением. Произошло то, что называют наложе­нием куль­тур. В условиях монархий образовалась культура (точнее - куль­туры), связанная с культурой классической Греции, наследовавшая ее достижения. Даже языком эллинистической культуры стал изме­ненный греческий. [9]

Конечно, в новых условиях никакого полисного патриотизма быть не могло. Но культуру греческую монархи и знать эллинисти­ческих государств ценили высоко, и стремились использовать. Особенно активно это делали Пто­лемеи в Египте, в Александрии, где был создан музей - храм муз, где существо­вала богатейшая библиотека. В Александрии развивалось образование, была впер­вые создана единообразная школьная система. Впервые государ­ство и го­рода стали заниматься специальным обучением детей, на­чальным, элементар­ным образованием, в основном платным. Обу­чали чтению, письму, немного ри­торике. В то же время физическое развитие всех перестало быть актуальным, в связи с тем, что армия в эллинистических государствах стала наемной. Физиче­ская куль­тура - все более превращалась в спорт, в игру. [10]

В эллинистических государствах, наряду с развитием просве­щения, вы­росла и роль религии, причем в мистических ее вариан­тах, что было связано с почвой и влиянием Востока.

В эллинистической философии появляются мотивы стои­цизма, эпикурей­ства, скептицизма. В художественной практике ка­кое-то время держится общая греческая традиция (в архитектуре и скульптуре особенно).[11] Достижения элли­нистического периода в этом плане весьма заметны. Достаточно напомнить о том, что в это время создаются такие скульптурные шедевры как Афродита (Венера) Мелосская, Ника Самофракийская, Лаокоон. Эти изваяния долгое время считались вершинами древне­греческого изобразительного искусства. А это были теперь разно оцениваемые феномены его блестящего заката.

Эллинизм был одним из вариантов продолженности древне­греческой ци­вилизации и культуры. Вторым же вариантом, в кото­ром они продолжились частично, оказались цивилизация и куль­тура Древнего Рима, а потом и Визан­тии.

3. Зарождение и развитие древнегреческой философии

Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания насле­дия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значитель­ное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древ­них римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макро­косм, а человек микрокосм.[12] Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Сам термин «философия» возникает здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора еще в 580 –500 годах до н.э. Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.)[13] В противополож­ность «софосу» – мудрецу – пророку, обладавшему «Софией» – божественной мудростью, «философ» человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, лю­бящий истину. Поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что на­чало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удив­ляться в природе человека. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это «знание ради самого знания» (Аристотель, «Метафизика»). Это зна­ние ради достижения свободы духа. [14]

Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, это способ жизни, присущий сво­бодному человеку.

Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основ­ных этапа:

- Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы - «Фи­зис» и «Космос», его строение - V- IV века до н.э.;

- Среднюю классику (Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека - с половины V века и часть IV века до н.э. Оп­ределен как классический;

- Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов - конец IV- II веков до н.э.;

- Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура кос­моса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфи­рий, Прокл, Филон Александрийский)- (I век до н.э. – V-VI века н.э.).

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. Где прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной и эсте­тическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегре­ческих натурфилософов –это космос (Вселенная, мир, гармония, украшение, кра­сота, наряд, порядок). Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объ­единены в одну — космологию.[15]

Принято считать, что настоящая наука возникла в Элладе в VI веке до н.э. – в эпоху Фалеса и Пифагора. Фалес один из первых и величайших философов Эллады, жил на рубеже VII-VI веков до н.э., вероятно, с 625 по 550 года до н.э. Много путешествовал по странам Востока, побывал в Египте и Вавилоне, а вернувшись домой, увлеченно рассказывал согражданам о чудесных дальних странах.[16]

Имя Фалеса включено в перечень великих мудрецов Эллады – наравне с легендарными строителями первых городов и уч­редителями Олимпийских игр, изобретателями алфавита и мореплавания. Фалес показал грекам, как можно открывать новые научные факты, выводя их из уже известных сведений путем общепонятных рассуждений.

Мудрецы Эллады считали, что мир состоит из 4 основных стихий: земли, воды, воздуха, огня. Является ли одна из них первичной и если да, то какая стихия первична? Фалес был уверен, что вода есть основа всех вещей, но дока­зать логически это утверждение он, конечно не смог.

В развитии философии V века до н.э. большую роль сыграли софисты — платные учителя мудрости, оказы­вавшие непосредственное влияние на форми­рование мировоззрения афинян и, особенно, афинской молодежи. Они при­несли с собой новый предмет обучения, необходимый именно в демократиче­ских Афинах: риторику, умение убеждать, управлять настроениями толпы. [17]

Самыми известными софистами были Протагор, Горгий и Продик. Они учили искусству побеждать противника в спорах; в этом искусстве важна была не истина, а убедительность. Софисты учили, что истина у каждого своя, т.е. она относительна. Протагору принадлежит выражение: «Человек есть мера всех вещей», что означало: как кому кажется, так оно и есть.

Воплощением эллинской мудрости V века до н.э. стал великий Сократ, учи­тель Платона; последний сохранил его образ, биографию и учение.[18]

В классическую эпоху наука стала специальной сферой деятель­ности. Особенно показателен прогресс ме­дицины. «Гиппократов корпус», свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа в V - IV веках до н.э., дает представление о медицинских знаниях и практике того времени. [19]

Если Гиппократа называли «отцом медицины», то Геродота —«отцом ис­тории». Уроженец малоазийского города Галикарнасс, Геродот много путеше­ствовал, посетил Персию, Египет, берег Черного моря и свои впечатления со­брал в объемном труде «История». Так как в этом сочинении властвует рок, божественное предопределение, огромное значение предается предсказа­ниям оракулов, вещим снам и т.п., его трудно назвать историком в нашем по­нимании — подлинной критики источников в его труде, конечно, нет. В истории он видит осуществление божественной справедливости, миф у него переплетается с реальностью. [20]

Но все же значение «Истории» Геродота велико: она была первым связ­ным изложением исторических сведений. Так, основываясь на принципах ки­нического учения, на пренебрежении к удобствам, проводил свою жизнь зна­менитый Диоген, герой бесчисленных анекдотов. Диоген, как и прочие киники, призывал к отречению от материаль­ных благ и предрассудков.

Среди многочисленных учеников Сократа в IV веке до н.э. никто не встал вровень с Платоном - выдающимся философом древности. Его главный тезис: мир вещей есть лишь слабое отражение мира самостоятельно существующих «идей» - сверх чувственных прообразов всех вещей.[21]

Самым знаменитым учеником Платона был Аристотель, который впоследст­вии разочаровался в платоновской системе и после смерти учителя покинул Академию, произнеся при этом, по преданию, знаменитые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». [22]

Как философ, Аристотель был вдумчивым ученым-систематиком. Он от­верг всю систему платоновского идеализма и признал реальность объективно существующих вещей. Аристотель был не только автором собственной ори­гинальной системы, он систематизировал все накопленные научные зна­ния. Познания его охватывали математику и механику, биологию и зоологию, физику и психологию, риторику, политику, теорию искусств. Систематизиро­вал он и философские знания, выделив логику как самостоятельную науку.

4. Рок и Судьба в мировоззрении древнего эллина

В развитии мировой цивилизации важнейшую роль сыграла культура ан­тичного мира, уходящая своими корнями в религиозные представления древних греков и римлян. Религиозная система этих народов за весь период своего раз­вития претерпела немало изменений. По свидетельству историков, занимавшихся этой темой, в догомеровский пе­риод в Греции наиболее распространенными были анимистические, тотемисти­ческие и фетишистские культы. Мировоззрение древних греков было эстетично по сути. Космос виделся ими как завершенное целое: гармо­ничное, прекрасное, звучащее. Это была Человече­ская Вселенная.[23] В древнегреческих мифах создание мира представ­ляется его гармонизацией. Греческие боги (олимпийские!) - пре­красны и гармоничны. Даже Судьба (Рок) при всей своей грозно­сти, эстетична.

Основой религиозного восприятия древних эл­линов было осознание таинственной жизни окружающей их природы. Древние греки полагали, что жизненной силой наделен не только органический мир животных и растений, но и горы, минералы, реки, и т. д.; считали божест­венным и одухотворенным весь окружающий мир, который, по их мнению, был населен различными потусторонними силами, воплощенными в священных предметах, существах и явлениях. Эти силы обитали в пещерах, деревьях, ис­точниках и т. д. Духи могли быть как антропоморфного, так и звероподобного вида. В честь различных божеств проводились религиозные обряды с целью умило­стивить их и отвести от себя гнев природы. Например, греки не решались пере­правляться через реку, если при проведении жертвоприношений духи каким-либо тайным знаком не показывали своего согласия. Эллины считали, что в ле­сах жили многочисленные нимфы — дриады, которые в лунные ночи покидали свои деревья и водили хороводы под предводительством богини Артемиды.[24]

Отдельные проявления подобных верований сохранились и в более поздний период: знаменитый Пан, сын бога Гермеса и нимфы Дрионы, являвшийся ду­хом-хранителем коз, изображался с рогами, длинной бородой и козлиными но­гами.

Согласно легенде, Пан в полдень ложился спать, и если какой-то неосторожный пастух будил его, то божество высовывало свою косматую голову и так ряв­кало, что козы в ужасе разбегались. Отсюда и пошло знаменитое выражение «панический страх».

Огромное значение для эллинов имело море, поэтому особое отношение было к владыке всех вод Посейдону и его супруге Амфитрите. Впоследствии морской повелитель стал одним из главных олимпийских богов. Посейдона окружали многочисленные морские нимфы — нереиды. В водах обитали и сатиры — три­тоны, юноши с рыбьими хвостами. Существовал и морской Пан, которого звали Протей. Он занимался тем, что пас стада причудливых моржей. Согласно пред­ставлениям эллинов, Протей, подобно морю, постоянно менял свое обличье. Если же утопающий человек услышал заунывную песню сирен, сидевших на далеких пустынных скалах, значит, согласно мифам, настал его смертный час.

Религия древних греков в догомеровский период основывалась на культе земли, из которой все появляется и куда все возвращается. В то время эллины считали, что небо также является порождением земли.

В произведении Гесиода (VI век до н. э.) «Теогония» в какой-то мере отражено мировоззрение греков, живших в тот период: «Вначале существовал лишь веч­ный безграничный, темный хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из хаоса: весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла и богиня земли Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему живому, что растет и живет на ней. Далеко под землей, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы».[25] Далее говорилось, что «из хаоса, источника жизни, родилась могучая сила, все оживляющая любовь — Эрос». Постепенно начал создаваться новый мир: из Хаоса появились вечный мрак Эреба и темная ночь Нюкту, а из них в свою оче­редь произошли вечный свет Эфир и радостный светлый день Гемера. Свет стал разливаться по всему миру, в результате чего ночь и день начали сменять друг друга. После этого, согласно преданию, «могучая, благородная земля по­родила беспредельное голубое небо -- Урана, и раскинулось небо над всей зем­лей». Из земли поднялись высокие горы и широко разлилось «вечно шумящее» море. Далее Гесиод повествует о войне богов с титанами, которые родились от брака земли Геи и неба Урана.
В VI веке до н. э., когда была написана «Теогония», эллины уже практически ассимилировали развитую критомикенскую культуру, на фундаменте которой был создан древнегреческий пантеон богов во главе с всемогущим громоверж­цем Зевсом. Согласно преданию, он был сыном Кроноса (Хроноса) — одного из небесных титанов . Кроме Зевса, на небе обитали Гелий-Солнце и Селена-Луна. Греки считали, что Гелий каждый день проезжал на своей золотой колеснице, освещая землю.

Согласно греческими мифам, древние боги — это антропоморфные существа, обитавшие на вершине горы Олимп. Их отношения между собой выглядели как прообраз связей в раннем родоплеменном древнегреческом обществе, а взаи­модействия Зевса с другими богами сильно напоминали отношения царя-баси­левса со своими подданными. Громовержец управлял миром, опираясь на аристократию богов — таких, как Аид, Посейдон и другие. Каждый из них имел свою подконтрольную террито­рию и сферу деятельности, а также свиту, состоящую из менее значительных богов и духов. Например, Аид вместе с супругой Персефоной управлял под­земным царством, а Посейдон был властелином всего водного пространства — океана. Люди в Древней Греции не делали противопоставления между собой и богами; по их мнению, боги часто вели себя как простые смертные: ссорились, соперничали, воевали друг с другом. Им не были чужды человеческие страсти — они нередко влюблялись в людей и даже вступали с ними в брак, рождая по­томство. Такими полубогами были легендарные герои Геракл и Ахиллес, кото­рые отличались от людей бессмертием, могуществом и были способны творить чудеса, что недоступно для человека. Полубоги в некоторых случаях даже могли вступить с богами в схватку и одержать победу, но, как правило, при по­мощи других небожителей. Великий древнегреческий мудрец и философ Гомер в своих произведениях «Илиада» и «Одиссея» отобразил мировоззрение сооте­чественников в тот период.[26]
По сравнению с греками, жившими в крито-микенский период, которые вос­принимали мир в контексте дисгармонии и хаоса, осознание действительности эллинами в классический период уже связывалось с идеями космоса, гармонии и порядка. Понятие «космос» означало гармонизированный упорядоченный мир, во главе которого стоит Зевс и его окружение.

По представлениям древних греков, для того чтобы уберечь себя от гнева бо­гов, последних необходимо было всячески одаривать. Именно поэтому в древ­негреческих культах был широко распространен обряд жертвоприношения. В городах строились специальные храмы и алтари, которые посвящались различ­ным богам.

Необходимо отметить, что, наряду с признанием общего пантеона богов, у про­стых людей продолжали существовать обряды поклонения местным божествам. Кроме того, древние греки распределяли богов по их специализациям, связан­ным с теми или иными нуждами людей.

Большой популярностью пользовались предсказания. Соответствующие обряды проводились в храме Аполлона в Дельфах. Служительница этого храма - Пи­фия - по просьбе желающего в образной форме сообщала ему волю богов. Особое место в древнегреческой религии занимало гадание по внутренностям жертвенного животного — гаруспиции. Этот обряд осуществлял служитель храма, которого называли жрецом. В зависимости от результата проведения данного ритуала эллины принимали решение о дальнейших действиях. Напри­мер, перед тем как отправиться в военный поход, начать сражение или совер­шить какой-либо другой ответственный поступок, обязательно проводились га­руспиции, чтобы узнать мнение богов.

Одна из основных причин проведения этих обрядов состояла в том, что в мировоззрении древних греков сильна была вера во всесилие рока. Все существа мира — люди и боги — находились во власти рока. Даже громо­вержец Зевс, несмотря на свое могущество, зависел от его воли.

Древнегреческие жрецы говорили: «Нет такой силы, такой власти, кото­рая могла изменить хоть что-нибудь в том, что предначертано богам и лю­дям. Одни мойры знают веления рока».[27] Представление о Мойрах являлись основополагающими положениями античного мировоззрения. «Мойра Клото прядет жизненную нить каждого человека, определяя срок его жизни: когда обрывается нить, заканчивается и жизнь человека. Мойра Лахес вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Мойра Антропос заносит в свиток все, что назначили человеку ее сестры, а то, что занесено в свиток неизбежно». Понятия рока, в основном, были ха­рактерны эллинам, жившим в ранний классический период истории Древней Греции. По прошествии нескольких столетий произошла моди­фикация взглядов, которая привела к утверждению представления о том, что рок воздействует на человека через его свободную волю, а индивид сам несет ответственность за свои поступки.

Интерес к философии, к поискам добродетели и счастья был характерен и для эпохи кризиса полиса. Но упадок общественной жизни, ослабление духа коллективизма привели к тому, что личные эмоции обособились от обществен­ных, все тревожнее ощущалась неустойчивость бытия. Люди стали глубже всматриваться в самих себя, обратились к своим желаниям и нуждам, искали для себя личного счастья. Поэтому столь популярной в IV веке до н.э. была фило­софия киниов, основанная на учении о жизни в согласии с природой и ограни­чении удовлетворением толь­ко самых насущных потребностей. Только это, учили кини­ки, давало человеку подлинную свободу и подлинную неза­виси­мость от судьбы.[28]

Поскольку в Древней Греции не существовало государственной религии, куль­товая система не была монолитной. В ней могли сосуществовать даже противо­положные представления. Ярким примером тому служит отношение к культам Аполлона и Диониса.

Аполлон в древнегреческом пантеоне являлся богом света, олицетворяя собой закон, разум и общественную гармонию, а его последователи придерживались уравновешенного и спокойного образа жизни.

Два главных празднества мореходства — Дельфиний и Пианопсии — были по­священы не Посейдону или Гермесу, а богу, не имеющему ничего общего с торговлей и морем — Аполлону.

Дионис — бог виноделия — представлял стихийное, разрушительное, органи­ческое начало. Культ Диониса в Древней Греции не имел ничего общего с культом богини Де­метры, которая со временем из скромной богини зреющей нивы превратилась в закононосительницу и хранительницу тайн загробной жизни. Дионис пришел в Грецию как бог творческого экстаза, приносящий своим посвященным весть о бессмертии их души, а впоследствии преобразовался в бога виноделия и без­граничного веселья.

Когда древнегреческое общество перешло от охотничьего быта к скотоводче­скому, люди почувствовали потребность посвятить богам и эту отрасль труда. Гермес, согласно легенде, похитил с Олимпа первое коровье стадо и, подобно Прометею, который одарил людей священным огнем, передал человечеству на­выки скотоводчества.[29]

Заключение

Древняя Греция (Эллада), общее название древнегреческих государств на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря, побере­жье Фракии, по западной береговой полосе материка Азии.

Жизнь древнегреческого полиса была реально эстетичной во многих от­ношениях. Огромное множество произведений искусства изобразительного, предметов для эстетического созерцания.

Эллинизм был одним из вариантов продолженности древне­греческой ци­вилизации и культуры. Вторым же вариантом, в кото­ром они продолжились частично, оказались цивилизация и куль­тура Древнего Рима, а потом и Визан­тии.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древ­них римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до н.э. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макро­косм, а человек микрокосм.[30] Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока.

Религия древних греков основывалась на культе земли, из которой все появляется и куда все возвращается. В то время эллины считали, что небо также является порождением земли.

Большой популярностью пользовались предсказания. Наряду с признанием общего пантеона богов, у про­стых людей продолжали существовать обряды поклонения местным божествам. Одна из основных причин проведения этих обрядов состояла в том, что в мировоззрении древних греков сильна была вера во всесилие рока. Все существа мира — люди и боги — находились во власти рока.

Список литературы

1. Антология мировой философии, т. 1,. М., 1969.

2. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

3. История философии. М., 1940.

4. Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. М., 1979.

6. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. Материалисты Древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.

7. Платон. Пир. Теэтет. М., 1990.

8. Рассел Б. История западной философии. Кн. 1., М., 1993.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия' от истоков до наших дней, т. 1. СПб, 1994.

10.Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985.

11. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., Прогресс-Традиция, 2000.

12. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебн. для вузов. М., МГУ, 2007.

13. Платон, Софист, Соч. т. 2. М., 1970


[1] Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., Прогресс-Традиция, 2000.

[2] Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., Прогресс-Традиция, 2000.

[3] Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

[4] Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985.

[5] Рассел Б. История западной философии. Кн. 1., М., 1993.

[6] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, т. 1. СПб, 1994.

[7] Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994

[8] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

[9] Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., Прогресс-Традиция, 2000.

[10] Рассел Б. История западной философии. Кн. 1., М., 1993.

[11] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

[12] Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985.

[13] Платон, Софист, 246 а-с. Соч. т. 2. М., 1970

[14] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

[15] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

[16] История философии. М., 1940.

[17] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. М., 1979.

[18] Богомолов А.С. Античная философия, МГУ, 1985.

[19] История философии. М., 1940.

[20] Антология мировой философии, т. 1,. М., 1969.

[21] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. Материалисты Древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М., 1955.

[22] Платон. Пир. Теэтет. М., 1990.

[23] Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.

[24] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебн. для вузов. М., МГУ, 2007.

[25] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых филосо­фов. М., 1979.

[26] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, т. 1. СПб, 1994.

[27] Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., Прогресс-Традиция, 2000.

[28] Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

[29] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, т. 1. СПб, 1994.

[30]