Главная              Рефераты - Философия

Категории Бытие и Материя в философии - контрольная работа

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ МВД

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Зачетная книжка № 28

Вариант № 18

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Категории «Бытие» и «Материя» в философии».

слушателя 3 курса 2 взвода отделения высшего образования

факультета заочного обучения

старшего лейтенанта милиции Астаповского Юрия Валериевича

Служебный адрес: Домашний адрес:

г. Могилев г. Могилев

Могилевский высший колледж ул. Индустриальная 2/12-19

МВД Республики Беларусь индекс 212011

Инспектор-дежурный ОДС телефон +375293331497

телефон № 27 21 77

Могилев 2011

План

Введение…………………………………………………………………..3

1. Бытие и его основные формы…………………………………………4

2. Развитие философских представлений о материи…………………..7

3. Современная наука о строении материального мира………………10

Заключение………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………...15

Введение

Любой из нас наверняка задумывался о том, почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня. Все эти вопросы составляют содержание фундаментальной проблемы философии- проблемы существования. Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания-онтология (от греч. "он” - сущее и “логос” -учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Более того, через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос ”Что есть бытие?” и составляет подлинную и даже “единственную тему философии” (М. Хайдеггер).

Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Эти категории, играющие важнейшую роль в философии и всей культуре, возникли в результате давнего осознания человеком того непреложного факта, что мир, в котором он живет, существует реально, он есть, он как бы предзадан человеку. И я не могу выбирать этот мир, а должен так или иначе существовать, быть в нем. Поэтому понятие бытия и фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, необходимое или случайное. Говоря же более строго, категория бытия обозначает в философии не каждое конкретное сущее и даже не всю их сумму, а их всеобщее свойство (атрибут) – быть в наличии, присутствовать, существовать. Таким образом, философская категория “бытие” отражает” существования как таковое” безотносительно к его конкретному носителю.

1. Бытие и его основные формы.

Единый и целостный мир представляет собой бесконечное множество самых различных вещей и явлений. Все они индивидуальны и неповторимы в своем бытии, но вместе с тем обладают и некоторыми общими свойствами. Поэтому реальное многообразие бытия может быть так или иначе классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений.

В первую очередь выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. Взятые в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира – по крайней мере известные нам на сегодняшний день. К материальному бытию относят явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность. Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества.

К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории – и составляющие содержание субъективной реальности. Все эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности. Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму и входят уже в систему материального бытия. Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое. Существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют бытие:

вещей и процессов природы;

человека;

духовного;

социального.

При этом считается, что подобная градация лучше фиксирует целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.

Для обозначения объективно – реального бытия в философии традиционно используется категория материи (от лат. materia – вещество). Это понятие возникает еще в античности в результате мысленного поиска некой первоосновы всего бытия, изначальной сущности, объединяющий мир в единое целое. Такая первичная сущность должна находиться в природе и не зависеть в своем существовании от каких – либо духовных явлений – ни от высшего разума.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоции человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов.

Впервые категорию «бытие» применили древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «сейчас», стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по – разному.

Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) природы, «второй природы», общества, человека и всего духовного, которое делится на индивидуализированное (духовный мир личности) и внеиндивидуализированное духовное (общественное сознание). Важнейшим свойством индивидуального , да и общественного сознания, является идеальность.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира и рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как существующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства.

Платон удваивал мир на мир идей (мир истины) и на мир подобий. Он связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие – с косной материей. Бытие понималось Аристотелем как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям.

В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. В традициях аристотелизма различались действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование.

Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу, с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяине. Такой подход был обусловлен развитием науки, техники и материального производства.

В Новое время бытие представлялось как реальность, которая подчинена автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких – либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия было понятие тела, что связывалось с развитием механики как главной науки того времени.

Вместе с тем наметился субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались его предельное основание и акциденции (свойства бытия), производные от субстанции, преходящие, изменяемые (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, французские материалисты).

Сущность материалистического субстанционизма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (18 век). Он рассматривал понятие (Материя через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция. Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлена иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что составляет ее сущность, а так же понятие модуса – того, что выступает как состояние субстанции. Сама же субстанция – не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система.

Основания, по которым выделяются основные направления познания бытия, следующие:

Логика формирования представлений о сущем обусловлена логикой развития объективной реальности. Одним из первых явлений общественной жизни стала фетишизация (обожествление) различных явлений природы, следовательно, зарождение религии. Поэтому вполне логично среди первых рассмотреть религиозную трактовку сущего.

Следует различать виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие. Бытие человека представляет собой единство физического (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального способа существования человека. При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект индивидуального личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

2. Развитие философских представлений о материи.

В истории философии понятие материи возникло в связи с попытками древних мыслителей объяснить единство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в античности породили стремление найти устойчивую, сохраняющуюся при любых изменениях, конечную основу многообразных вещей и явлений – субстанцию. Отождествляя ее с веществом, материалисты прошлого искали субстрат, или первоматерию, из элементов которой образуются все вещи.

В рамках учения о материи как субстанции философы Нового времени акцентировали свое внимание на ее атрибутных свойствах. Сущность материи ими виделась не столько в телесности, как определяющем ее признаке, сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость, непроницаемость, инертность, плотность. Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначально. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш и яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец – млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них и через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи – только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще – не формальное обозначение, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающее все существующее.

Итак, материя – прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения. Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях, что в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.

В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта – онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя – единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставление материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гносеологической же точки зрения материя – объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление – его продукт.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятором, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно – научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство.

Методологическая роль категории материи имеет важное значение, во – первых, потому, что по мере прогресса конкретных наук встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отношении понятий и теорий к объективной реальности. Во – вторых, исследование конкретных материальных форм наряду с частными вопросами выдвигает массу проблем философского характера, таких как соотношение прерывности и непрерывности бытия, неисчерпаемость познания объектов.

3. Современная наука о строении материального мира.

Философское представление о материи складывалось как способ видения целостного мира, включая и человека в нем. Конкретно – научные воззрения на материю усложнились по мере развития, смены и синтезирования картин мира. В физике известны механическая, электродинамическая, квантово – релятивистская, квантово – полевая и вакуумные картины мира. Материя, исходя из представлений современной физической науки, это: вещество (совокупность дискретных образований, обладающих массой покоя) в различных состояниях; элементарные частицы и кванты разного рода излучений; поля; физический вакуум, рождающий элементарные виртуальные (возможные) частицы (кванты энергии) и поглощающий их. Вещество и поля могут взаимно превращаться друг в друга.

Объекты материи изменчивы, непрерывны, одновременно – относительно устойчивы, прерывны. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков позволяет объединить различные объекты в классы материальных систем. Основными структурными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические системы) и социальный (общество).

Имеются основания полагать, что Вселенная развивалась из начального состояния хаоса в существующее ныне состояние космоса. Все, что существует в нашей непосредственно наблюдаемой Вселенной, по всей видимости, является продуктом процесса структуризации, взрыва, который начался 12 -15 млрд лет назад и привел к массовому рождению элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов вакуума. Современные астрофизики считают, что в космосе были и имеются громадные области, где материя находится в состоянии «фотонного» газа, где только зарождаются элементарные частицы.

В некоторых планетных системах на определенном этапе их развития создаются условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни. Такие свойства живого, как обмен (веществом и энергией), самовоспроизводимость, мутации и конкуренция, начинают формироваться на предбиологической ступени развития материи после появления органических молекул.

Живая природа имеет ряд уровней своей организации: доклеточные образования – ДНК, РНК, белки; клетки, микроорганизмы, одноклеточные организмы; многоклеточные организмы; популяции; биоценозы; биосферу, складывающуюся как взаимодействие биоценозов между собой, так и с воздушной оболочкой, водной средой, геологическими породами, с космическим пространством. Для поддержания жизни необходимы как соответствующие условия, так и некий уровень их разнообразия.

На определенной стадии в биосфере возникают особые популяции существ, которые благодаря орудийной деятельности и духовности трансформируют биологические формы своего существования в социальную жизнь.

Становление качественно новой формы – возникновение жизни, появление человека – типичный результат бифуркации, разветвления в эволюционно – скачкообразном процессе. В силу вероятностного характера этих пороговых переходов они становятся необратимыми, а вероятность повтора подобных событий равна нулю. Благодаря обратным связям, живые организмы способны сохранять свою устойчивость и дальше развиваться и усложняться. По мнению Н.Н. Моисеева, в процессе естественной эволюции Вселенная обретает с помощью человека способность направлять свое развитие так, чтобы компенсировать или ослабить дестабилизирующие факторы.

Общество включает главные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Можно социум представить в виде ряда уровней: а) индивид; б) семья; в) коллективы; г) классы, социальные группы, слои; д) племена, расы, этносы, народности, нации; е) граждане в составе государств и межгосударственных объединений; ж) люди в составе социально – экономических формационных и цивилизационных систем, их разновидностей, синтезов; з) человечество в целом.

Чем выше системы находятся на лестнице развития, тем сложнее в них самоорганизация. а сами процессы ускоряются.

Единство мира подтверждает прежде всего универсальный для всех материальных процессов закон сохранения и превращения энергии. На данном законе основывается философский принцип несотворимости и неуничтожимости материи и движения.

Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное – свойство материального. В этом аспекте материалистический монизм утверждает единство мира через его материальность. Вместе с тем объекты бытия имеют «парную» (дуалистическую) природу, представляют единство противоположностей (частицы и античастицы, положительные и отрицательные заряды).

Монистическое и дуалистическое понимание материи связано с плюралистическим, которое исходит из признания множества миров, отличных от нашей Вселенной. Концепция многообразия миров согласуется с идеей неисчерпаемости материи.

Становлению конкретных представлений о материи, в том числе и об искусственной ее форме, способствовали также достижения в математике, молекулярной генетике, общей теории систем, кибернетике, химии, социологии, синергетике и других науках.

Заключение

В результате написания контрольной работы можно сделать следующие выводы:

Возникновение философского мышления знаменовало собой переход от мифа к логосу. Вымышленное, яркое, порой полное драматических коллизий, но не нуждающееся в доказательствах мифологическое представление о мире повелевало принимать как данность, без какого – либо анализа. Пришедшее же на смену мифологии разумно – логическое толкование мира не могло ограничиться верой, оно стало искать ответ на простые, на первый взгляд, вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Они в свою очередь трансформировались в другие. Что есть мир? Где он начинается и кончается? каковы причины изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится одним из мировоззренческих оснований философского мышления. Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных «Я». Вопрос о смысле бытия, поставленный человеку самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником исторического бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства. Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношение к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духовного.

Задание.

1. Прокомментируйте мысль Б.Спинозы, что материя, природа, является причиной самой себя.

Спиноза утверждал, что существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каких других причинах. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характера личности. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов. Необходимость причин и следствий проистекающих из внутренних законов единой субстанции – единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция обладает двумя познаваемыми атрибутами т.е. неотъемлемыми свойствами – протяжением и мышлением. Наряду с протяжением материя начиная от камня и кончая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени: человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и глубокий вывод: порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. И те и другие суть только следствия божественной сущности: любить то, что не знает начала и не имеет конца – значит любить Бога. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Б. Спиноза отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм (монизм при сохранении основных его воззрений – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа) Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Б Спиноза также говорил, что «под причиною самого себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами то, чья природа может быть представляема не иначе как существующею. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться. Итак должно признать, что существование субстанции так же как и ее сущность есть вечная истина».

В своем определении природы как единственной основы или субстанции вечное бытие которой вытекает из ее сущности. Спиноза полностью снимал вопрос о возникновении природы и тем самым о Боге как ее творце, оспаривая центральный догмат христианства о «творении из ничего». Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира, а именно: единство конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы.

2. В.И. Ленину принадлежат слова, что электрон также неисчерпаем как и атом. В связи с чем он сделал такой вывод?

Ленинское определение материи сыграло в свое время и сохранило до наших дней важное мировоззренческое и методологическое значение. Оно указывает на недопустимость отождествления конкретного научного и философского понимания материи, сведения материи как таковой к отдельным ее видам или свойствам. Мышление же ученых все еще находилось в плену механических традиций. Революция в естествознании когда пришло открытие, что атом делим, потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам в частности к пониманию связи материи, движения, пространства и времени. Идеалистические спекуляции на трудностях познания в области микромира получили название «кризиса современной физики». К кризису ученых привело метафизическое мышление отождествление философского принципа сохранения материи с идеей о «первокирпичиках» материи, о неделимости, неразрушимости атомов. С открытием сложного строения атомов исчезает не материя, а лишь тот предел, до которого наука раскрыла тайны материи: электрон также неисчерпаем как и атом, материя бесконечна – этими словами Ленин подчеркивал, что мысль ученых физиков не должна быть застывшей и ученый не должен смущаться найденным или кажущимися противоречиями в строении материи так как в противном случае невозможно было преодолеть «кризиса современной физики».

Список используемой литературы:

1. Философия: под общей редакцией Я.С. Яскевич. - учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Минск «РИВШ» 2006.

2. Философия: под общей редакцией профессора Ю.А. Харина. 9 – е издание Минск «ТетраСистемс» 2008.

3. Философия: курс интенсивной подготовки. / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко. – 3-е издание Минск: «ТетраСистемс» 2010.-320 с.

4. Философия: учебное пособие / В.Н. Калмыков. – 3-е издание., исправленное и дополненное Минск «Высшая школа»., 2010.

5. Основы философии: Яскевич Я.С., Вязовкин В.С., Гафаров Х.С. / Минск «Высшая школа». 2006.