Главная              Рефераты - Философия

Лекции по философии - реферат

1 вопрос

  1. Как обеспечить связь идей, единство идей?

  2. Не рассыпаются ли они на множество изолированных сущностей?


Платон обращается к понятию единого, которое он толкует иначе чем его предшественники – элеаты.

- Единое, - говорит Платон, само не есть бытие, оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идеи. Единое – выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможно и сама множественность: ведь каждое из многих есть тоже одно, а значит оно причастно к единому. Этот единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому всё стремится и через это получает своё собственное бытие.


2 вопрос


Взгляды античных философов на проблему человека, в большей степени, основаны на религиозной основе, которая в их времена играла основную роль в жизни общества, поэтому идеи философов направлены именно в эту сторону. В современности у человека совсем другие проблемы и поэтому взгляды на проблему человека античных учёных несовременны. Но отчасти проблемы высказанные учёными античных времён до сих пор интересуют человека – «Познаваем ли человек», «Что такое душа и тело», может это те вопросы которое будут всегда интересовать человечества не придя к общему ответу.


Вопросы для экзамена.

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Философия, ее возникновение и особенности.

3. Исторические типы философии.

4. Бытие как философская категория.

5 Материя, движение, пространство, время.

6. Диалектика бытия.

7. Проблема антропогенеза (происхождения человека).

8. Проблема сущности человека (соотношение биологического и социального).

9. Человек - индивид - личность - индивидуальность.

10. Проблема происхождения и сущности сознания.

11. Сознание - мозг - язык. Самосознание.

12. Сознательное и бессознательное.

13. Познание как объект философского анализа.

14. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

15. Научное познание, его особенности.

16. Познание и творчество.

17. Общество как саморазвивающаяся система. Материалистическое понимание истории.

18. Формационная теория как методология истории.

19. Источники и движущие силы развития общества.

20. Эволюционные и революционные формы развития в истории общества.

21. Цивилизация как тип общества и этап в истории человечества.

22. Культура как философская категория.

23. Проблема взаимоотношения природы и общества.


Тема: "Теория познания".

План.

1. Познание как объект философского анализа.

2. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

3. Научное познание, его особенности.

4. Познание и творчество.


1. Познание как объект философского анализа.

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рас­сматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Наконец, самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Все эти многочисленные вопросы, а так же и те, которые рождаются в области других наук и в общественной практике, способствуют оформлению обширной проблематики теории познания.

Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир в принципе?

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты, утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. А раз так, то насколько возможно человеческому разуму постичь сущность мироздания? Получается, что мы ограничены в наших способах познания, и не в состоянии сказать ничего достоверного о мире, как он существует сам по себе.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм, - абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из принципа, что все в мире скоротечно, истина выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Еще большей зыбкости подвержены оценочные суждения. То, что недавно признавалось непререкаемым, теперь низвергаем как исчадье ада и кошмар пережитого некогда страдания. Оценки меняются, как цветные пятна в калейдоскопе. молчать и лишь в случае самой крайней необходимости указывать пальцем: тут уж ни в чем не ошибешься!

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям анти­чных философов: : “Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться”.

Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю”.

Однако в раз|умной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это - путь к истине. Невежество утверждает и отрицает; знание — сомневается.

Говоря о познании, сле­дует обратить внимание на чрезвычайное разнообразие видов или характеров знания.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с аб­страктными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл ока­зывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного ученого. Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий дан­ной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания, заключа­ется в понимании действительности, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее.

Практическое знание. К научному познанию также тесно при­мыкает практическое знание. Различие между ними состоит в ос­новном в целевой установке. Цель научного познания - открытие закономерности. Цель практики - создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промыш­ленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных знаний. Преобразуя мир, практика преобразует человека.

Художественное познание обладает определенной специфи­кой, суть которой - в целостном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Воспри­ятие художественного образа влечет за собой огромное расшире­ние человеческого опыта, охватывающего собой и сферу настояще­го, и сферу прошлого, а иногда - и будущего.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундамен­том которой является все социальное целое. В конечном счете, выс­ший производитель знания и мудрости - все человечество. В обществе исторически выделяются группы ин­дивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Тако­вы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сооб­щество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высо­кие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраня­ет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе познания, со­ставляет объект познания, становится в определенном смысле “собственностью” субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

В современной гносеологии принято различать объект и пред­мет познания. Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания — это конкретные аспекты, на которые направ­лено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изу­чения многих наук - биологии, медицины, психологии, социоло­гии, философии и др. Однако, каждая из них “видит” человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, ду­шевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы их лечения и т.д.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического по­знания не только познается, но и создается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с резуль­татами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле соци­альное познание есть общественное самосознание человека. В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется.


2. Рациональное и чувственное познание. Теория истины.

Важной проблемой гносеологии является вопрос о том, как, каким образом происходит процесс познания мира субъектом познания. Сталкиваясь с окружающей действительностью, человек, прежде всего, воспринимает ее на уровне чувств. Чувственное познание есть отражение бытия в виде ощущений, восприятий свойств предметов, непосредственно с помощью органов чувств.

Исходным моментом чувственного познания является ощущение - чувственное отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Например, в апельсине мы ощущаем оранжевый цвет, специфический запах, вкус. Ощу­щения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней по отношению к человеку среды и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны, механическое давление, химическое воздействие и т.д.

Целостный образ, как синтез ощущений разных органов чувств, , называется восприятием. Воспри­ятие человека включает в себя осознание, осмысливание предме­тов, их свойств и отношений. Хотя ощущения и вос­приятия являются, чаще всего, источником всех знаний человека, однако, позна­ние не ограничивается ими. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает сразу же бесследно. Он запечатлевается и сохраняется в памяти.

Память играет очень важную познавательную роль. Она объединяет прошедшее и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предмета, исчезали сразу после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы как совершенно незнакомые. В результате восприятия внешних воздей­ствий и сохранения их во времени памятью возникают представле­ния.

Представления - это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и, потом, восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.

Чувственное познание можно назвать первичным уровнем процесса познания, однако, его недостаточно для постижения сущности предметов, явлений, процессов бытия. Это значит, что на его основе "строится второй этаж" процесса познания - рациональное познание или мышление - целенаправленное отражение существенных свойств предметов, явлений, зафиксированное в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Совершенно очевидно, что "деление" процесса познания на два уровня - чувственный и рациональный - весьма условно. Оно необходимо для понимания процесса познания (познания процесса познания).

Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозак­лючения. Понятие — это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие не есть что-либо не­посредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт пони­мания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отража­ют общее, но и расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями. Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим подразумеваем, что мы по­нимаем сущность этого объекта.

Понятая возникают и существуют в голове человека лишь в оп­ределенной связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чем-либо, выявлять определенные связи и отношения между раз­личными сторонами предмета или между предметами.

Суждение — это такая форма мысли, в которой посред­ством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Например, предложение «Клен — растение» есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность, а также нечто предположи­тельное.

Понятия "живут" лишь в контексте суждений. Изо­лированное понятие - это искусственный препарат, как, на­пример, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыс­лить - значит судить о чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не имеет для нас смысла. Можно сказать, что суждение (или суждения) - это разверну­тое понятие, а само понятие - это свернутое суждение (или суж­дения).

Словесной формой выражения суждения является предло­жение как непосредственная, материализованная действи­тельность мысли. Суждения, каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с предикатом, т.е. того, о чем что-либо высказывается, и того, что именно высказывается.

К тому или иному суждению человек может прийти путем не­посредственного наблюдения какого-либо факта или опосредован­ным путем - с помощью умозаключения. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых вы­водится заключение, суть посылки. Умозаключение представля­ет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставле­ния ряда посылок выводится новое суждение.

Умозаключение - более вы­сокий уровень мышления, чем суждение, и оно ис­торически возникло гораздо позже. Умозаключение как сопоставление суждений принесло человечеству принципиально новую познавательную возможность: оно получило возможность двигаться в относительно самостоятель­ном поле "чистой мысли".

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком от­ношении находится знание к внешнему миру, как устанавли­вается и проверяется соответствие знаний и объективной реаль­ности.

Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.

Заблуждение - это содержание сознания, не соответ­ствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что за­блуждения неотступно сопровождают историю познания. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения.

Заблуждения имеют гносеологические, психологичес­кие и социальные основания. Но их следует отличать от лжи. Ложь — это искажение действительности, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Заблуждения в науке постепенно преодо­леваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Обыденное сознание мыслит истину как достигнутый результат познания. Но система научных знаний - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, прибли­зительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постиже­нию сути вещей. Таким образом, истина - это единство процесса и результата.

Истина исторична. И в этом смысле она - “дитя эпохи”. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями вза­имоотношений с окружающим миром. Каж­дая ступень познания ограничена уровнем развития науки, истори­ческими уровнями жизни общества. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный ха­рактер. Относительность знаний заключается в их неполноте и ве­роятностном характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть верное, но огра­ниченно знание о чем-либо.

Что касается абсолютных истин, то они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда это утверждает. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается после­дующим развитием науки, а лишь обогащается и под­тверждается .Процесс развития науки можно представить в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, чем предыдущие.

Один из основных принципов диалектического подхода к позна­нию - конкретность истины. Конкретность — это свойство истины, ос­нованное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по от­ношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

Что дает людям гарантию ис­тинности их знаний, служит основанием для того, чтобы отличить истину от заблуждения и ошибок?

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве кри­терия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - “квад­рат имеет четыре стороны”.

Выдвигался и такой критерий истины: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

В некоторых философских системах существует и такой крите­рий истины, как принцип прагматизма. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает" на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие.

В качестве критерия истины практика работает не только непосредственно, но и в опосре­дованной. Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. Практика - "хитрая особа": она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных воз­можностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно на­учного познания. Практика многогранна - от эмпирического жиз­ненного опыта до строжайшего научного эксперимента.

3. Научное познание, его особенности.

Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает все более активное воздействие на обыденное сознание.

Однако между позна­нием как таковым и научным познанием имеются суще­ственные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта.

Выработка наукой специального языка является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира. Науч­ное исследование нуждается в особой системе специальных ору­дий, специальной научной аппаратуры. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием. Системность и обоснованность научного знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов обы­денной познавательной деятельности людей.

Еще одно существенное отличие научного исследования от обыденного познания - различия в методах познавательной дея­тельности. Наконец, занятия наукой требуют особой подготовки познаю­щего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложив­шиеся средства научного исследования, обучается приемам и ме­тодам оперирования с этими средствами.

В структуре научного знания выделяют, прежде всего, два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответству­ют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое ис­следование. Эмпирический и теоретический уровни знания отли­чаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение и самостоятельное рассмотрение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности эти два слоя знания всегда взаимодействуют. Теория и эмпириче­ское исследование имеют дело с разными срезами одной и той же действительности.

Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На уровне же теоретического познания происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде.

Эмпи­рическое исследование предполагает осуществление наблюдений и эксперименталь­ную деятельность, сбор и обработку фактов. Важную роль играют также методы эмпириче­ского описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучае­мых явлений.

Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное воспри­ятие, осуществляемое с целью выявить существенные свой­ства и отношения объекта познания.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, кото­рую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Протоколы наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме. Эксперимент предполагает изучение объекта в специально заданных, условиях, с тем, чтобы тот полнее и всестороннее раскрыл свои свойства.

В отличие от данных наблю­дения факты - это всегда достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.

Перейдем теперь к организации теоретического уровня знаний. Анализ процесса научного познания по­зволяет выделить два типа приемов и методов исследования. Во-первых, приемы и методы, присущие человеческому познанию в целом, назовем их условно общелогическими методами. Во-вторых, существуют особые при­емы, характерные только для научного познания, - научные мето­ды исследования.

Общелогические методы познания.

1. Анализ - это расчленение целостного предмета на составляю­щие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Анализ и синтез являются наиболее элементарными и просты­ми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте че­ловеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.

2. Абстрагирование — это особый прием мышления, который заклю­чается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений.

Результатом абстрагирующей деятельности мышле­ния является образование различного рода абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.

3. Обобщение — это такой прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

4. Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. В качестве вывода по­лучают суждение, в котором признак приписывается всему классу.

Дедукция отличается от индукции прямо противоположным хо­дом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение.

5. Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют гносеологическую основу моделирования.

6. Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей ори­гинал с определенных сторон, интересующих познание.

Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постиг­нуть путем непосредственного изучения, либо невыгодно изучать их таким образом из чисто экономических соображений.

Научные методы эмпирического исследования.

Экспериментэто метод исследова­ния, с помощью которого объект или воспроизводится искус­ственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

Особую форму познания составляет мыслен­ный эксперимент, который совершается над воображаемой моде­лью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления. Эксперимент можно многократно повторять и тем самым осно­вывать выводы на большом количестве наблюдений. Для постанов­ки эксперимента, так же как и для наблюдения, необходимы пред­варительные знания, требуется, как отметил И.П. Павлов, извест­ное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий.

В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществля­ется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и симво­лически в виде математических, химических формул и т.п. Основ­ное научное требование к описанию — это достоверность, точ­ность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает оп­ределенную систематизацию материала, т.е. его группировку и не­которое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного творчества.

Установление факта (или фактов) является не­обходимым условием научного исследования.

Факт — это явле­ние материального или духовного мира, ставшее удостове­ренным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.

По словам А. Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависи­мости от того, какие теоретические структуры строятся между на­чалом и концом.

Констатация бытия объекта - это первая ступень познания. Научный факт представляет собой результат достоверного на­блюдения, эксперимента: он выступает в виде прямого наблюдения объектов, показания прибора, фотографии, протоколов опытов, таблиц, схем, записей, архивных документов, проверенных свидетель­ствами очевидцев, и т.д. Но сами по себе факты еще не составляют науки, так же как строительный материал еще не есть здание. Факты включаются в ткань науки лишь тогда, когда они подвергаются отбору, классификации, обобщению и объяснению. Задача научного по­знания заключается в том, чтобы вскрыть причину возникновения данного факта, выяснить существенные его свойства и установить за­кономерную связь между фактами. Для прогресса научного познания особо важное значение имеет открытие новых фактов.

Факт содержит немало случайного. Науку интересует, прежде всего, общее, закономерное. Основой для научного анализа явля­ется не просто единичный факт, а множество фактов, отражающих основную тенденцию. Фактам нет числа. Из обилия фактов должен быть сделан разумный отбор некоторых из них, необходимых для понимания сути проблемы. Факты приобретают научную ценность, если есть теория, их ис­толковывающая, если есть метод их классификации, если они ос­мыслены в связи с другими фактами. Только во взаимной связи и цельности факты могут служить основанием для теоретического обобщения. Взятые же изолированно и случайно, вырванные из жизни, факты ничего не могут обосновать.

Научные методы теоретического исследования.

1. Специфическим приемом построения теорий является гипотетико-дедуктивный метод. Этот метод состоит в том, что сначала создается гипоте­за, затем она подвергается опытной проверке, в ходе которой уточняется и конкретизи­руется.

2. Для создания научных теорий используется и такой метод как восхождение от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимо­действия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

3. В основе исторического метода лежит изучение реальной исто­рии в ее конкретном многообразии, выявление исторических фак­тов и на этой основе такое мыслительное воссоздание истори­ческого процесса, при котором раскрывается логика, закономер­ность его развития.

4. Логический же метод выявляет эту закономерность иным способом: он не требует непосредственного рассмотрения хода реальной истории, а раскрывает ее объективную логику путем изучения исторического процесса на высших стадиях его раз­вития.

В случае применения логического метода эти закономерности выявляются в очищенном от конкретных зигзагов и случайностей реальной истории виде. Исторический же метод предполагает фиксацию таких зигзагов и случайностей, но он не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию, обеспечивающую понимание и объяснение исторических собы­тий, раскрытие их внутренней логики.

Все описанные методы познания в реальном научном исследо­вании всегда работают во взаимодействии.

4. Познание и творчество.

В процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные. Нерациональные процедуры и операции производятся различными участками мозга, которые действуют независимо от воли и сознания чело­века. В чем же специфика нерациональных механизмов познания? Зачем они нужны, какую роль играют в процессе