Главная              Рефераты - Этика

Моральные нормы и принципы в социальной работе - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

Кафедра русской и зарубежной литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Моральные нормы и принципы в социальной работе»

студентки 2 курса Г группы факультета педагогики и психологии детства ГЕЛЯСЕВИЧ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

Научный руководитель -

доцент

ПОПОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

МОГИЛЁВ 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1.

Формирование моральных норм и принципов.

1.1. Из истории становления этических традиций………………...…………….6

1.2. Характеристика понятий «этика» и «мораль»……………………………..10

1.3. Моральные нормы и принципы этики……………………………………...14

Глава 2.

Моральные нормы и принципы социальной работы как часть профессиональной деятельности.

2.1. Моральные нормы и принципы в социальной работе…………………….21

2.2. Кодекс социального работника……………………………………………..27

2.3. Основные личностно-нравственные качества социального работника….29

Заключение ………………………………………………………………………33

Список литературы ……………………………………………………………..35

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и об­щества. Социальные работники включены в поли­тические, экономические и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы деятельности в сфере социальной защиты населения были бы формализованы. Институт социальной защиты и социальной работы в конечном счете выполняет важней­шую для государства и общества задачу — задачу стабилиза­ции и сохранения социума, поддержания и гармонизации су­ществующих общественных отношений и обеспечения усло­вий для его дальнейшего всестороннего развития, по сути дела, является одним из существенных факторов обеспе­чения стабильности и безопасности государства.

Закономерен вопрос, так ли уж необходима, помимо зако­нодательного оформления и закрепления статуса и функций социальной работы, формализация этических норм в соци­альной работе, будь то принятие морального кодекса социаль­ного работника, этических норм и правил или какого-либо аналогичного свода правил? Социальная работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нрав­ственности. В ней не существует таких ограничений, предпи­саний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом. Так следует ли говорить об определении и установлении специфических нрав­ственных норм в одной из самых гуманных и нравственных сфер профессиональной деятельности?

К решению этого вопроса можно подойти двояко.

Классический подход рассматривает вопросы этики в про­фессиональной деятельности, как нечто внешнее по отноше­нию к содержанию самой деятельности и подвергает этичес­кой оценке скорее результаты деятельности, т. е. сам ее про­дукт и ценность его для общества, нежели саму деятельность. В этом случае мы руководствуемся не этикой специфической сферы профессиональной деятельности, а общечеловеческими нормами и стандартами и, главное, — теми ценностями, ко­торые принимает и провозглашает современное общество в качестве базовых.

С одной стороны, социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генези­су, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. С другой, - являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собствен­ными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представите­лей.

Цель работы – определить место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества.

Задачи :

1) проследить историю становления этических отношений в обществе;

2) раскрыть основные понятия моральных норм и принципов этики;

3) показать, что моральные нормы и принципы социальной работы являются залогом достижения эффективности профессиональной социальной работы.

4) рассмотреть личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в профессиональной социальной работе.

Объект исследования – моральные нормы и принципы в социальной работе.

Предмет исследования – применение моральных норм и принципов социальной работы для достижения эффективной социальной помощи нуждающимся.

Актуальность темы:

Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собствен­ными, более жесткими этическими нормами и принципами, регламентирующими деятельность ее структур и представите­лей.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРИНЦИПОВ.

1.1. Из истории становления этических традиций.

В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Первобытная орда, затем племя — первые формы человеческого коллектива, сообщества, известные нам из материалов археологических, этнологических и палеонтологических исследований. О жизни этих далеких предков можно судить лишь по тем немногим дошедшим до нас свидетельствам, которые пощадило время.

Ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с коллективными потребностями выживания homo erectus как специфического биологического вида. Строго говоря, это не были ценности в нашем современном понимании — мозг человека в этот период не в состоянии был осмысливать такие сложные философские понятия, как «ценности», «благо», «добро», — но на уровне примитивных полуживотных ощущений и инстинктов человек, безусловно, мог дифференцировать полезное и вредное для себя и для сообщества. О моральных отношениях этого исторического периода можно сказать лишь одно — они были коллективистскими, ориентировались на совместное физическое выживание, поскольку в одиночку предок человека выжить не мог, и содержали только один закон — власть силы с целью обеспечения совместного выживания. Мораль (точнее, прамораль, инстинктивная мораль, поскольку речь, лишь очень условно, может идти о нормативной регуляции человеческого поведения с точки зрения добра и зла и направленности на сохранение социума, его стабилизацию) носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший (как правило, становившийся вожаком) имел неограниченные права, непререкаемый авторитет и абсолютную власть, что давало ему возможность использовать свое положение в первую очередь в своих собственных целях и решать силовыми методами все вопросы, возникающие в орде.

Сами понятия «благо», «добро» и «зло» в этот период для человека ничем, практически, не отличались от ощущений животного: тепло, сытно, безопасно — добро, благо; опасность, голод, холод — зло, поскольку звуки, издаваемые человеком в этот период, и главное, понятия, ими обозначаемые и выражаемые, были ненамного разнообразнее и богаче, чем у животных. Первобытный коллектив — социальный организм, замкнутое сообщество, противостоящее всему остальному миру в жестокой борьбе за существование. Первобытный человек является коллективистом, но не в силу своей высокой нравственности, а в силу необходимости бороться за существование. Таким образом, можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей — обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.

По мнению историков, относительная «гуманизация» и морализация отношений в первобытном обществе произошла после величайшего события в истории человечества — освоения огня. Использование данного природой огня и затем его произвольная добыча, хранение и использование для своих нужд стало, по мнению многих ученых, переломным моментом в истории человечества. Открытие дало людям реальную возможность стать более гуманными и ценить человеческую жизнь как таковую. О том, что человеческая жизнь, сам человек в этот период уже становится наивысшей ценностью, пусть и не вполне осознаваемой объективно, косвенно говорит такой факт: самой великой и ценной жертвой духам (предков или природных предметов и явлений), культы которых в этот период уже существовали, считалась жертва человеческая, приносимая в особо ответственных, важных и значимых случаях, тогда как в повседневности можно было ограничиться принесением в жертву злаков, продуктов питания, животных, различных изделий.

Именно в этот период начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей и формы их существования на основе определенных нравственных законов. Эти законы мотивируются уже не чисто утилитарными соображениями, но ссылками на традицию, обычай, норму. Соответственно они имеют более или менее постоянный характер и усваиваются всеми членами сообщества в детстве в процессе обучения и воспитания. Меняются законы лишь под влиянием чрезвычайных обстоятельств, связанных с различными природными и социальными факторами, с изменениями в образе жизни людей, но в основах своих они передаются из поколения в поколение в форме устных преданий, легенд, заповедей, запретов. К этому периоду можно отнести появление первых форм взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Более или менее стабильное существование племени, образ и стиль его жизни не только требовали, но и делали возможным оказание помощи не только слабым, не способным самостоятельно прокормиться и решить другие насущные проблемы (например, после гибели главы семейства, кормильца) соплеменникам, членам рода, но и людям «со стороны», попавшим в племя в мирное время. Видимо, первыми видами социальной помощи, зародившимися именно в этот период человеческой истории, было предоставление приюта и кормление не своих, путников, «чужеземцев», пришедших с миром. Такие формы помощи иноплеменникам могли появиться лишь при наличии уже сложившихся традиций заботы о своих нуждающихся соплеменниках и возросшем экономическом потенциале племени, его относительном материальном достатке. Исследования русских и зарубежных этнографов приводят к неизбежному выводу, что для первобытного человека забота о нуждающемся чужаке была нормой. Однако в значительно большей степени нравственное регулирование отношений между людьми требовалось и, соответственно, развивалось с появлением семьи и собственности. Первые моральные принципы, унаследованные от homo erectus, преследовали все ту же цель сохранения единства и сплоченности рода и в связи с этим — его безопасности и жизнеспособности и поэтому представляли собой запреты на действия и поступки, вызывавшие вражду и рознь между членами сообщества. Запреты на немотивированное общественными интересами убийство соплеменника, отторжение и кражу его имущества, в составе которого чаще всего рассматривалась жена, а также повсеместное почитание престарелых имели конкретный смысл и содержание — сохранение целостности и единства общины, ее жизнестойкости и обороноспособности, преемственности традиций и образа жизни.

В этот период российской истории широко развилась общинная помощь. Не только соплеменники всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку своих соседей в случае нужды, но и люди чужие. С чужеземцами, пришедшими к славянам с мирными целями, они обращались исключительно заботливо, обеспечивая им помощь и защиту, и даже пленники у славян по прошествии определенного времени получали свободу. Да и само обращение с пленными было более мягким, нежели у других народов, что следует из произведений посещавших в тот период славянские земли путешественников и торговцев. Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен уже в этот ранний период истории деление на «своих» и «чужих» было менее четким, и этика отношений, в частности, этика взаимной помощи, распространялась на тех и других более или менее одинаково, конечно, при условии, что «чужие» миролюбивы и не несут угрозы благополучию славянского рода или племени.

Первые, наиболее общие и объективные с точки зрения потребностей совместного проживания и деятельности людей, моральные принципы, отмечаемые историками и этнографами у всех народов земли, получили в дальнейшем закрепление в религиозных нормах и заповедях, а в последствии – в советских законах [1,с.14].

1.2. Характеристика понятий «этика» и «мораль».

Существует целая наука о морали – этика . Она описывает мораль, объясняет мораль и «учит» морали. И на этом пути есть ряд трудностей. Во-первых, зачем описывать мораль, если каждому и так известно, что это такое? Все мнят себя знатоками и судьями нравов. Так что этика вроде бы обречена сообщать нечто общеизвестное, разве что в прояснённом и систематизированном виде.

Во-вторых, этика «учит» морали, т.е. сообщает не абстрактное, а практическое знание, которое нужно употребить прежде, чем по-настоящему его поймёшь. Это знание, побуждающее действовать. Однако поучений никто не любит. Право «читать мораль» даётся только людям безупречной собственной жизни, с безусловным нравственным авторитетом, каким, например, обладал для современников Л.Н. Толстой. Но все проповедники за тысячи лет не уговорили человечество поступать по совести. В общем, сколько ни скажи «халва», во рту сладко не станет; от разговоров о добре нравы не улучшаются. К великой скорби всех моралистов оказывается, что научить морали нельзя. Но научиться можно. Нравственную позицию можно выработать самостоятельно, изучая суждения мудрецов, слова и поступки людей. Этика предоставляет всякому мыслящему человеку свои способы и средства аргументации.

В-третьих, удовлетворительно объяснить что-либо в морали сложно. Разве можно точно выяснить причины существования несправедливости, причины, по которым благородство оказывается осмеянным, а негодяи торжествуют? Как будто наше негодование по поводу предательства или хамства уменьшается, если доказательно изложить, как и почему это происходит. Добрые же поступки объяснить ещё сложнее. Ведь добро обычно делают не «почему-то», не потому, что мне растолковали, что есть добро, а почему, что я не могу иначе [10,с.84] .

Термин "мораль" латинского происхождения, а "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. Она характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д. [17].

1.3. Моральные нормы и принципы этики.

В рамках исследуемой темы нам важно рассмотреть, как характеризуются моральные нормы и принципы в самой этике.

Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе [17].

Охарактеризуем нормы морали путем указания на отличительные их свойства.

1. Моральные нормы основаны на представлениях о добре и зле.

2. Нормы морали, в отличие от норм религии, не навязываются извне, а основываются на свободном и самостоятельном убеждении.

3. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый отдельный первобытный человек мог самостоятельно регулировать свое поведение. Однако люди всё же находятся в приблизительно одинаковых жизненных условиях и поэтому нет ничего удивительного в том, что по многим вопросам, относящимся к категории моральных, они думают одинаково. Вот почему постепенно выкристаллизовываются общие моральные нормы.

4. Вместе с тем в обществе, о котором идет речь, мораль была основана на разделении всех людей на "своих" и "чужих".

5. Одной из особенностей моральных норм является то, что они исполняются добровольно. Это касается как тех моральных норм, которые человек установил сам для себя, так в большинстве случаев и тех, которые получили всеобщее признание.

6. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в принципе осуществляются иными средствами духовного воздействия: через чувство долга, который каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков.

7. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм санкции могут последовать и со стороны общества. В этих случаях они выражаются в общественном, осуждении [12] .

Если говорить о моральные принципах, то они имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности [17] .

По И.С. Кону к числу моральных принципов относятся:

- методологические

Авторитаризм (лат. autoritas – власть, приказание) – одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием её требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят (Авторитет). Реакционная сущность авторитаризма заключается в том, что он предполагает слепое выполнение предписанных свыше моральных требований, без понимания их социального смысла.

Апатия (греч. apatheia – бесстрастие) – одно из гл. понятий этики стоицизма, обозначающее душевную невозмутимость, состояние покоя, когда чувства и страсти не мешают деятельности разума.

Атараксия (греч. ataraxia – невозмутимость) – категория древнегреч. этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – в морали – это субъективистский принцип понимания нравственной деятельности, согласно которому человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. социальных законов и общественных норм, «свободно» определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным произвольным усмотрением. Волюнтаризм – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращённое понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

Догматизм (моральный) (греч. dogma – учение, мнение) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником которого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в которой они осуществляются, и социальных последствий, которые отсюда вытекают.

Иезуитизм (иезуитство) – антигуманистическая система моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой группы, касты, иерархической организации и служащая сокрытию или оправданию аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой группы, касты, организации.

Конформизм (лат. conformis – сообразный) – социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей.

Легализм (лат. legalis – законный) – понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности.

Нигилизм (моральный) (лат. nihil – ничто) – принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Равенство (в морали) – формальный принцип нравственности, согласно которому моральные требования в равной мере должны распространяться на всех людей, независимо от их общественного положения и условий жизни.

Ригоризм (лат. rigor – строгость) – моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определённых нравственных норм, безотносительно к конкурентным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества.

Скептицизм (греч. skeptomai – рассматривать, изучать) – воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Фанатизм (лат. fanaticus – исступленный) – понятие, употребляемое для оценки характера убеждений и поведения людей, в которых проявляется слепая, некритическая приверженность исповедуемой идее и предубеждённое, исключающее разумный подход отношение ко всем иным учениям.

Фарисейство – отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества.

Фетишизм (в морали) (фр. fetichisme, от порт. feitico – волшебство) – совокупность ложных представлений о природе нравственных ценностей.

Формализм (лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) – разновидность догматизма, проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам, в формальном выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознаёт действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать её с т. зр. потребностей общества и человека.

- мировоззренческие

Гуманизм (лат. humanus – человечный) - принцип мировоззрения и нравственности, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью об-ва.

Индивидуализм (лат. individuum – неделимое, особь) – принцип обоснования нравственности и выбора линии поведения, который основывается на мировоззренческой позиции, противопоставляющей т. зр. индивида, взятого вне его социальных связей, - об-ву, всякой социальности.

Интернационализм (лат. inter – между, nation – народ) – включает требования: равенство и свобода всех народов безотносительно к их социальному миру и культурному развитию; непримиримость к великодержавному шовинизму и всякой форме угнетения одной нации др.; непримиримость к национальному эгоизму и сепаратизму; интерес к разнообразным национальным культурам; борьба с национальной замкнутостью, нетерпимость к настроениям и теориям национального и расового превосходства – всему тому, что включает в себя понятие национализма.

Мелиоризм (лат. melior – лучше) – т. зр. на соотношение добра и зла в процессе развития мира, претендующая на преодоление крайностей оптимизма и пессимизма.

Оптимизм (лат. optimus – наилучший) – воззрение на общий ход исторического развития мира, согласно которому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости – над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию.

Патриотизм (греч. patre – родина) – общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к родине.

Пессимизм (лат. pessimus – наихудший) – воззрение, согласно которому в мире преобладает зло, человек обречён на страдания и бедещее не обещает ему ничего лучшего.

Фатализм (лат. fatum – рок, судьба; fatalis – роковой, неотвратимый) – воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределённое богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающее отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями.

Человеконенавистничество – принцип поведения и убеждений, обосновывающий угнетение и эксплуатацию человека, вплоть до оправдания наиболее жёстких форм насилия и массового уничтожения целых наций, социальных групп и приверженцев др. веры; одно из крайних проявлений аморализма.

- собственно нравственные

Альтруизм (фр. altruisme, от лат. alter – другой) – моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов др.

Аморализм (от греч. a – отрицательная частица и лат. moralis – нравственный) – моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.

Аскетизм (греч. askeo – упражняться) – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения к.-л. социальных целей или нравственного самосовершенствования.

Гедонизм (греч. hedone – наслаждение) – широко применявший в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования её природы и целей. Всё содержание разнообразных моральных требований гедонизм сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания.

Подвижничество – вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесение трудностей, тягот, лишений, самопожертвование.

Самоотверженность – положительное моральное качество, характеризующее такие действия людей, которые представляют собой акт самопожертвования – добровольного принесения в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов др. людей, достижения общей цели во имя дорогих им идеалов.

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение.

Утилитаризм (лат. utilitas – польза) – принцип поведения, который выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчёту.

Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре об-ва, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям.

Эгоизм (лат. ego – я) – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма [3] .

Вывод

Этика как наука существует свыше 20 веков. Она описывает мораль, объясняет мораль и «учит» морали. В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества.

Формирование моральных норм и принципов начиналось с первобытного общества и в разных периодах общественного развития основными функциями морали были регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и отражают общественные интересы. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения.

ГЛАВА 2. МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Моральные нормы и принципы в социальной работе

В этике социальной работы тесно взаимодействуют моральные нормы и моральные принципы: норма предписывает какие поступки совершать; принципы в общей форме раскрывают содержание нравственности, дают человеку общее направление деятельности.

В социальной работе моральные принципы являются основополагающими, так: каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности соц. работник руководствуется принципом социальной справедливости; соц. работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области; соц. работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам и их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; соц. работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней; соц. работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; соц. работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий; соц. работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; соц. работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей; соц. работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

Смирнова Е.Р. и Ярская В.Н. выделяют следующие важнейшие принципы, которыми должен руководствоваться каждый социальный работник:

Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. Вместе с тем, совершенно очевидна невозможность оказания помощи людям, основанной исключительно на традициях жалости. Конкретный гуманизм включает профилактику риска (наркомании, преступности, суицида, голода, обнищания), культурное и профессиональное развитие граждан, защиту прав, организацию детского воспитания, уважение к другой культуре. Чем более развито правовое общество, тем гарантированней социальная защита и успех социальной работы. Привычная позиция ответственности человека перед обществом предполагает и ответственность самого общества перед человеком.

Личностный подход к человеку как принцип социальной работы акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации. Необходимо понять, а не осуждать клиента, не вызывать чувство страха и ненависти, не быть высокомерным по отношению к нему, не навязывать своё мнение насильно, а привлекать его к сотрудничеству на основе добровольности и свободы выбора, сберегать его личностное достоинство и самоуважение.

Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику. Только на этих основаниях соц. работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента соц.работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

Принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций, религий. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.

Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением соц. работы и других дисциплин [15] .

Кроме того, профессиональная этика социальной работы требует от работы осуществлять свою деятельность в соответствии с этическим кодексом или руководством своей страны, которое должно представлять собой детальные руководства по этической практике, являющейся специфической для национального контекста. Можно выделить актуальные для нас принципы профессионального поведения социального работника (см. Приложение 1):

1. Социальные работники должны поступать честно. Это означает исключение злоупотребления доверием клиентов, признание границ между личной и профессиональной жизнью, а также исключение использования собственной позиции в личных целях.

2. Социальные работники должны поступать в отношении клиентов с состраданием, эмпатией и заботой.

3. Социальные работники должны стимулировать и участвовать в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями, брать на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений [14] .

Какими этическими принципами должен руководствоваться в общении социальный работник? Как же должно строиться общение социального работника склиентом?
Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек.
Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.
Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.
Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.
Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.
Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.
В социальной работе выделяют основные этические стандарты, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой. К главным положениям относятся:
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— служить своей профессией на благо окружающим.
Этическими стандартами профессионального общения социального работника, по мнению А.М. Пановой и Е.И. Холостовой, являются следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).

7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

10. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.

11. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.

12. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

13. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.

14. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой.

15. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.

16. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.

17. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения".

18. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

19. Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счёт.

20. Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с чётко сформулированными критериями [6].

Таким образом, среди 20 пунктов этического стандарта профессионального общения соц. работника, область этики охватывают 1, 4, 5, 6, 7 пункты.
Мы считаем, что социальный работник, соблюдая эти этические стандарты в своей деятельности, сможет мягко и последовательно создать необходимые условия для реализации частных интересов клиентов без ущерба для интересов общественных.

2.2. Этический кодекс социального работника

В свете исследуемой темы, необходимо обратить внимание на этический кодекс Ассоциации социальных работников, в котором предусмотрены этические отношения между социальным работником и клиентом, обществом, коллегами и профессией. Топчий Л.В. выделяет следующие принципы:

Принцип моральной ответственности перед клиентом:

1 работники соц. служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;

2 интересы клиентов являются приоритетными для работников соц. служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;

3 работники соц. служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;

4 работники соц. служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.

Принцип моральной ответственности перед обществом:

4 деятельность работников соц. служб должна способствовать росту благосостояния общества;

5 работники соц. служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.

Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:

6 работники соц. служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;

7 работники соц. служб должны поддерживать и укреплять всё то, что способствует осуществлению ими своего назначения;

8 работник соц. службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками соц. служб должны строиться на взаимном уважении и доверии [7].

В учебном пособии Медведьевой Г.П. сформулирован профессионально-этический кодекс социального работника (см. Приложение 2). Отдельные положения в нём представляются нам важными:

Стиль

Сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии.

Честность

Социальный работник должен соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами профессиональной честности.

Этическая ответственность перед профессией .
Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.

Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.

[1,с.190].
Приведенные этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям, стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

2.3. Личностно-нравственные качества социального работника

Далеко не каждый человек пригоден для социальной работы. Определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную деятельность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьёзные «расхождения во взглядах» между собственными установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придётся посвятить себя какой–либо другой деятельности.

В свою очередь, тот, кто начнёт овладевать этой профессией, очень скоро осознает огромное воздействие на неё таких факторов, как политические силы, экономические условия, демографические тенденции и технический прогресс. Именно поэтому социальная работа была и остаётся одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одной из самых одухотворённых и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие наоборот более чувствительны к людям пожилого возраста.

Холостова Е.И. в своём учебном пособии представила духовно-нравственный портрет соц. работника.

Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определённые профессионально-этические нормы и принципы.

Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом соц. работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.

Особенно важны такие личностные качества соц. работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет соц. работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это даёт ему возможность быть информированным о различных соц. группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы; добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Всё это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное.

Личностные качества соц. работников подразделяются на три группы.

К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств соц. работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Реализация указанных качеств может быть определена названием «профессиональная», «трудовая этика» соц. работника. Её содержание определяется отношением людей к труду, интегралыми подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.; быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Всё это требует действительно неординарных личностных качеств соционома [8,с.663] .

Вывод

Моральные принципы социальной работы основываются на общепринятых нормах и принципах этики и заключаются в том, что соц. работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней, соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности, и также соц. работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией и т.д.

Принципы, на которых строится соц. работа: принцип гуманизма, личностный подход к человеку, принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику, принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности, принцип посредничества.

Основные принципы профессионального поведения предусматривают, что: социальные работники предполагают сохранение и развитие необходимых навыков и знаний в своей деятельности; не должны использовать свои навыки в негуманных целях, таких как пытки или терроризм; должны поступать честно, с состраданием, эмпатией и заботой, должны соблюдать конфиденциальность, должны сознавать, что они несут ответственность за свои действия перед клиентами, людьми, должны быть готовы излагать причины своих решений, должны стимулировать и участвовать в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями.

Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. На основе этих принципов строится этический кодекс Ассоциации социальных работников.

В кодексе социального работника прописаны многие положения, среди которых важнейшими видятся нам то, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения и соизмерять свои поступ­ки с высшими стандартами профессиональной честности, нести этическую ответственность перед профессией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, еще раз подчеркнем, что социальная работа является важнейшим социальным институтом гражданского общества, который позволяет мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных. Безусловно, практика социальной работы далека от совершенства, что делает особенно актуальным вопрос о ее развитии.
Социальная работа принадлежит к числу гуманных профессий, является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек.

В ходе исследования мы достигли поставленной цели: определили место моральных норм и принципов в социальной работе и их роль в жизни государства и общества. Также решили поставленные задачи: проследили историю становления этических отношений в обществе; раскрыли основные понятия моральных норм и принципов этики; показали, что моральные нормы и принципы социальной работы являются залогом достижения эффективности профессиональной социальной работы; рассмотрели личностные качества и этический кодекс социального работника, являющиеся основополагающими в профессиональной социальной работе.

Пришли к выводу, что:

1. Только пронизанная гуманизмом и нравственностью социальная работа, направленная на достижение блага каждого человека и всего общества, защиту их интересов, может создать условия, которые позволят людям жить в гармонии с природой и друг с другом, и обеспечить возможность развития общества и каж­дого отдельного индивида.

2. Деятельность социального работника носит преимуществен­но творческий характер, и всегда в жестких рамках формаль­ной схемы есть место творчеству и инициати­ве, которые делают работу с каждым клиентом неповторимой и ори­гинальной.

3. Эффективность работы во многом зависит от пони­мания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь определяет соци­альное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация де­ятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведе­ние и действия специалистов.

Эти причины с нашей точки зрения являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и принципов, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного социального работника, взаимодействие различных социальных служб и органов социаль­ной защиты населения, их взаимоотношения с другими институ­тами и принимающих во внимание специфику их деятельности с учетом менталитета белорусского народа и ожиданий общества.

Социальная работа как любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом и в будущем станет неотъемлемой частью нашего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.

2. Словарь – справочник по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М.:Юрист,2000. –325с.

3. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975. 392с.

4. Словарь социального педагога и социального работника: / Под ред. И.И.Коломинского, А.И.Левко; Худож. А.П. Боженов. – 2-е изд. – Мн.: БелЭн, 2003 – 256с.

5. Социальная работа /Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”- 1999 - 576 с.

6. Социальная работа: Учебное пособие /Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с.

7. Топчий Л.В. Этический кодекс социального работника. // Социальная защита, – 2003. - №6. - С. 22-26

8. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.

9. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. В 3-х тт. Т.3. – М., 1993

10.Этика: Учеб. пособие для студентов вузов/И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева. – 4-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 368 с.

11.http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum4247/print4256.html

12.http://www.anriintern.com/citizen/36_3.html

13.http://www.BankReferatov.rumsearch.htm.doc

14.http://www.basw-ngo-by.net/index.php?la=r&ra=W10205

15.http://www.bobych.ru/referat/72/17430/3.html

16.http://www.eknigi.ee/book_description.php?bid=17

17.http://www.kursach.com/biblio/0050001/01.htm

18.http://www.monax.ru/law/00002881_0.html