Главная              Рефераты - Экология

Структура экологических систем - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ.. 3

2.СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ... 4

3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ... 7

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.13

1. ВВЕДЕНИЕ

Существует образное выражение, что мы живем в эпоху трех «Э»: экономика, энергетика, экология. При этом экология как наука и образ мышления привлекает все более и более пристальное вни­мание человечества.

Экологию рассматривают как науку и учебную дисципли­ну, которая призвана изучать взаимоотношения организмов и среды во всем их разнообразии. При этом под средой по­нимается не только мир неживой природы, а и воздействие одних организмов или их сообществ на другие организмы и сообщества.

Термин «экология» был введен в употребление немецким есте­ствоиспытателем Э. Геккелем в 1866 году и в дословном переводе с греческого обозначает науку о доме (ойкос - дом, жилище; логос - учение).

По этой причине экологию иногда связывают только с учением о среде обитания (доме) или окружающей среде. Последнее в осно­ве правильно с той, однако, существенной поправкой, что среду нельзя рассматривать в отрыве от организмов, как и организмы вне их среды обитания. Это составные части единого функциональ­ного целого, что и подчеркивается приведенным выше определе­нием экологии как науки о взаимоотношениях организмов и среды.

Такую двустороннюю связь важно подчеркнуть в связи с тем, что это основополагающее положение часто не доучитывается: экологию сводят только к влиянию среды на организмы. Ошибоч­ность таких положений очевидна, поскольку, как будет показано ниже, именно организмы сформировали современную среду. Им же принадлежит первостепенная роль в нейтрализации тех воздействий на среду, которые происходили и происхо­дят по различным причинам .

В настоящее время термин «экология» существенно трансформиро­вался. Она стала больше ориентированной на человека в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду.

Сказанное позволяет дополнить определение «экологии» и назвать задачи, которые она призвана решать в настоящее время. Совре­менную экологию можно рассматривать как науку, занимаю­щуюся изучением взаимоотношений организмов, в том чис­ле и человека, со средой, определением масштабов и допус­тимых пределов воздействия человеческого общества на среду, возможностей уменьшения этих воздействий или их полной нейтрализации. В стратегическом плане - это наука о выживании человечества и выходе из экологического кри­зиса, который приобрел (или приобретает) глобальные мас­штабы - в пределах всей планеты Земля.

2. СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Живые организмы и их неживое (абиотическое) окружение неразделимо связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии. Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создает четко определенные структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляет собой экологическую систему. Экологическая система, или экосистема, — основная функциональная единица в экологии, так как в нее входят организмы и неживая среда — компоненты, взаимно влияющие на свойства друг друга и необходимые условия для поддержания жизни в той ее форме, которая существует на Земле. Термин «экосистема» впервые был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тенсли (1871—1955).

Само же представление об экосистеме возникло значительно раньше. Упоминание об единстве организмов и среды можно найти в самых древних письменных памятниках истории. Однако только в конце XIX в.стали появляться высказывания такого рода, при этом практически одновременно в американской, европейской и русской литературе (К. Мебиус, 1877; С. Форбс, 1877; В. Докучаев, 1886 и др.).

В настоящее время широкое распространение получило следующее определение экосистемы. Экосистема — это любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может осуществляться круговорот веществ. По Н. Ф. Реймерсу (1990), экосистема — это любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами. Следует подчеркнуть, что совокупность специфического физико-химического окружения (биотопа) с сообществом живых организмов (биоценозом) и образует экосистему. А. Тенсли (1935) предложил следующее соотношение:

Экосистема = Биотоп + Биоценоз

В отечественной литературе широко применяется термин «биогеоценоэ», предложенный в 1940 г. В. Н. Сукачевым. По его определению, биогеоценоз — «это совокупность на известном 1 протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горной породы, почвы и гидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии». Существует мнение, будто содержание «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характеристики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается прежде всего ее функциональная сущность. Фактически же между этими терминами различий нет.

Любую экосистему можно разделить на совокупность организмов и совокупность неживых (абиотических) факторов окружающей природной среды. Совокупность организмов (растений, животных, микробов) называют биотоп экосистемы. Пути взаимодействия разных категорий организмов — это ее биотическая структура.С точки зрения трофической структуры (от греч. trophe — питание), экосистему можно разделить на два яруса:

1. Верхний — автотрофный (самостоятельно питающийся) ярус, или «зеленый пояс», включающий растения или их части, содержащие хлорофилл, где преобладают фиксация энергии счета, использование простых неорганических соединений.

2. Нижний—гетеро-трофный (питаемый другими) ярус, или «коричневый пояс» почв и осадков, разлагающихся веществ, корней и т. д., в котором преобладают использование, трансформация и разложение сложных соединений (рис. 1).

Рис. 1. Общая структура наземной (лугопастбищной) и

водной (озерной или морской) экосистем (по Ю. Одуму, 1986):

I — автотрофы: А — трава; В — фитопланктон. II — растительные животные: А — насекомые и млекопитающие лугопастбищного сообщества; В — зоопланктон в толще воды. III — детритоядные: А — почвенные беспозвоночные на суше; В — донные беспозвоночные в воде. IV — хищники: А — птицы и другие животные на суше; В — рыбы в воде. V — сапротрофы: разлагающие бактерии и грибы

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ НОРМАТИВОВ ПЛАТЫ ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Российская национальная экосистема занимает особое место в пла­нетарной экосистеме прежде всего в силу своего географического по­ложения. Во всем мире природопользование сопряжено с оборотом значительных финансовых средств. Напомним, что рациональное при­родопользование связано с системой жизнеобеспечения общества и в значительной мере с процессами его жизнедеятельности. В первую очередь это относится к водным объектам и атмосфере. Поскольку большая часть природных ресурсов (горючие ископаемые, минераль­ное сырье, рудные ресурсы) не возобновляема, управление их потреб­лением требует использования долгосрочного планирования и по­иска альтернативных видов ресурсов искусственного происхожде­ния. Ранее отмечалось, что несоразмерное потребление природных ресурсов растет. Экономическая глобализация превращает эту тенден­цию в постоянно действующий фактор, а технологии разработки и применения альтернативных видов природных ресурсов не в состоя­нии обеспечить их сбалансированное потребление. Поэтому в эколо­гической деятельности вопросы природо Управление природопользованием и охраной окружающей среды базируется на использовании программно-целевых методов распоря­жения финансовыми ресурсами, основанных на применении эконо­мико-математического моделирования. В экономике природопользо­вания принято считать, что оптимальный вариант природоохранных мероприятий соответствует минимальной сумме инвестиционных и эксплуатационных расходов, приведенных к годовым затратам с по­мощью коэффициента дисконтирования. При этом ресурсно-природ­ные платежи подразделяются в зависимости от вида ресурсов и уста­навливаются соответствующими федеральными законами Российской Федерации. Рассмотрим основные виды платежей за использование природных ресурсов.

Платежи за землепользование . Плата за пользование землей состав­ляет более 20% всех ресурсно-природных платежей. В настоящее вре­мя она осуществляется в форме земельного налога или арендной пла­ты. Земельный налог - это стабильный платеж за единицу земельной площади в год независимо от результатов хозяйственной деятельно­сти собственника земли (землевладельца или землепользователя). Зе­мельный налог исчисляется в соответствии с используемой площа­дью земельного участка по действующим утвержденным ставкам зе­мельного налога. В зависимости от вида землепользования в России установлены налоги на земли:

• сельскохозяйственного назначения;

• городов и поселков;

• несельскохозяйственного назначения.

Ставки на земли сельскохозяйственного назначения определяются и утверждаются органами законодательной власти регионов Российс­кой Федерации с учетом кадастровой оценки земли. Ставки на земли городов и поселков с учетом санитарно-охранных территорий устанав­ливаются и утверждаются органами местного самоуправления. Налог на земли промышленных предприятий вне населенных пунктов состав­ляет 20% средних ставок земельного налога для населенных пунктов с населением до 20 тыс. человек. Земельный налог за земли, занятые по­лигонами вне населенных пунктов, определен в размере ставки за 1 га земель сельскохозяйственного или лесохозяйственного назначения. Все виды платежей за землепользование подлежат контролю органами фе­деральной исполнительной власти России. Контроль за соблюдением платы за землю осуществляют органы налоговой инспекции.

Платежи за пользование недрами. В соответствии с Федеральным законом «О недрах» (2001 г.) платежи за пользование недрами предус­матривают следующую систему: пользования и природоохран­ной деятельности взаимосвязаны.

• регулярные платежи за пользование недрами;

• плата за геологическую информацию о недрах;

• сбор за выдачу лицензии;

• сбор за участие в конкурсе за пользование недрами;

• разовая плата за пользование недрами при наступлении опре­деленных событий, указанных в лицензии.

В настоящее время законодательной властью обсуждается вопрос о введении арендной платы за недропользование и возможном в свя­зи с этим изменении ряда законодательных актов. Указанные плате­жи исчисляются как налог на добычу полезных ископаемых. При этом ставки этого налога определяются в зависимости от вида добытых по­лезных ископаемых. В соответствии с Налоговым кодексом России (2001 г.) они составляют от 3,8 до 16,5% стоимости добытых полезных ископаемых.Таблица 5

Платежи за водопользование. В соответствии с Федеральным за­коном «О плате за пользование водными объектами» (2001 г.) плата за водопользование взимается с объектов, применяющих сооруже­ния, технические средства или устройства в зависимости от целей водопользования:

• забор воды из водных объектов;

• сброс сточных вод в водные объекты;

• удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде;

• использование акваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреа­ции, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и обору­дования, зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.

Заметим, что в структуре ресурсно-природных платежей доля пла­ты за водопользование составляет свыше 10%. Это относительно не- большой размер платы, если принять во внимание нарастающий объем водопотребления и дефицит чистой питьевой воды. Плата за водопользование не производится в случаях:

• сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентра­ция в них вредных веществ не превышает их концентрации в водо­приемнике;

• забора воды для санитарных, экологических и судовых пропусков;

• забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

• забора воды для рыболовства и воспроизведения водных биоло­гических ресурсов;

• забора воды для орошения, углубления фарватера, для осуши­тельных систем, для размещения плавательных средств и других ви­дов деятельности, связанных с охраной окружающей среды.

Размер платы за водопользование исчисляется исходя из действу­ющих ставок и установленной платежной базы. Платежная база при этом устанавливается следующим образом:

• объем воды, забранной из водного объекта;

• объем продукции, произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;

• объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;

• площадь акватории используемых водных объектов.

Плату за водопользование взимает налоговая инспекция с перечислением суммы финансовых средств в бюджет.

Платежи за лесопользование. Россия является уникальной страной по масштабам своих лесных ресурсов. Около 70% ее территории по­крыто лесами. Наличие древесины разного вида определяет многие направления хозяйственной деятельности на всех уровнях. Большин­ство российских предприятий являются лесопользователями. В об­щей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей за ле­сопользование в настоящее время явно не соответствует рыночным требованиям - она составляет около 1%. И это при том, что ежегод­но огромные массивы леса в центре России, в Сибири и на Дальнем Востоке истребляются вследствие пожаров и применения хищничес­ких методов лесозаготовок.

Экономические вопросы лесопользования регулируются Лесным кодексом Российской Федерации. Плата за лесопользование подраз­деляется на две категории: лесные подати и плату за аренду лесного фонда. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании лес­ным фондом, связанном с осуществлением хозяйственной деятель­ности разных видов. Аренда за лесопользование устанавливается на дол­госрочной основе с учетом действующих ставок лесных податей. Ставки лесных податей определяются органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации или по результатам лесных аук­ционов.

Заметим, что все виды рассмотренных ресурсно-природных плате­жей в настоящее время носят временный характер. Дальнейшее совер­шенствование Налогового кодекса Российской Федерации приведет к изменению как статуса платежей, так и размеров ставок. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия платежей за при­родопользование, он предусматривает налоги разных категорий - фе­деральные и местные. Поэтому экологический менеджмент предприя­тия должен систематически актуализировать свою нормативно-право­вую базу и своевременно вносить изменения в свои экологические документы.

Основными принципы определения базовых нормативов платы

за загрязнение окружающей природной среды

За основу при определении базовых нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13:

- нормативные платы за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- нормативные платы за предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

Базовые нормативные платы за размещение отходов определены исходя из затрат на проектирование и строительство полигонов для обезвреживания, хранения, захоронения промышленных отходов.

В связи с изменением уровня цен на природоохранное строительство и по другим направлениям природоохранной деятельности к нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы.

2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

2.4. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются, как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду рассчитаны для наиболее распространенных загрязняющих вредных веществ.

2.5. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

2.6. Показатели относительной опасности веществ (Аi) рассчитываются на основе нормативных документов "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" и "Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения"

1 Аi = --------, где: ПДКi

ПДКi для атмосферного воздуха принимается предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс);

ПДКi для водных объектов принимается предельно допустимая концентрация в воде рыбохозяйственных водоемов (ПДКрх);

i - загрязняющее вещество.

При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДКмр), при отсутствии ПДКсс и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).

При отсутствии ПДКрх применяются предельно допустимая концентрация вещества в воде, водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ОБУВ.

2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).В связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2. Николайкин Н.И, Николайкина Н.Е, Мелехова О.П Экология —М.: Дрофа, 2004.

3. Белов Г.В. Экологический менеджемент предприятия: Учеб. пособие — М.: Логос, 2006.