Главная              Рефераты - Экология

Разработка тома ПДС ВСС для предприятия - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РГОУ СПО «Чебоксарский машиностроительный техникум»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету:

«Мониторинг загрязнения окружающей

природной среды»

на тему:

«Разработка тома ПДС (ВСС) для

предприятия.


Проверил: Выполнил:

Цой Н.А. студент группы 401

Волкова Людмила

Чебоксары 2010-2011

Содержание:

Аннотация………………………………………………………………….3

Введение……………………………………………………………………4

Общие сведения о предприятии ………………………………………… 5

Характеристика очистных устройств…………………………………….6

Расчет количества ливневых вод…………………………………………17

Расчет разбавления сточных вод…………………………………………17

Разработка проекта ПДС………………………………………………….19

Расчет нормативов ПДС…………………………………………………..26

Предложения и мероприятия по установлению ПДС…………………..27

Плата за загрязнение окружающей среды……………………………….32

Расчет ущерба от сбросов загрязняющих веществ……………………...34

Заключение…………………………………………………………………36

Использованная литература……………………………………………….37

Приложения…………………………………………………………………38


Аннотация

Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) веществ, поступающих в водный объект (на рельеф местности) со сточными водами по выпускам разработан для автозаправочной станции (АЗС), № 25 "Волганефтьхолдинг" расположена в Новоюжном районе. Предприятие находится на проспекте И.Яковлева, дом 11 (у Дома печати). Сброс ливневых вод производится в р. М. Кувшинка (100 м ниже моста).

При проведении инвентаризации для расчетов нормативов ПДС выявлены сбросы четырех загрязняющих веществ: взвешенные вещества, нефтепродукты, фенол, цинк.

Основные результаты работы, выполненные при разработке проекта нормативов ПДС:

· Проведены расчеты количества ливневых вод для автозаправочной станции (АЗС);

· Определен состав сточных вод;

· Дана краткая характеристика мест образования ливневых вод;

· Составлен перечень загрязнений;

· Обозначены точки сброса на водном объекте, указаны контрольные створы;

· Рассчитаны нормы ПДС;

· Дана характеристика норма очистных устройств;

· Разработаны предложения по установлению ПДС;

· Произведен расчет ущерба от сброса загрязнений;

· Оформлен том ПДС.

Введение

Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами выполняется во исполнение Закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указа Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 236 «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», постановления Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» и с целью утверждения предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в соответствии с «Методическими указаниями по разработке нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в поверхностные водные объекты (утв. Министерством природных ресурсов РФ 17.12.1998 г.)».

Нормативные документы регламентируют отведение в водотоки и водоемы возрастных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод.

В соответствии с ГОСТ 17.1.01.77 (п.39) под предельно допустимым сбросом (ПДС) веществ в водный объект понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения нормативного качества воды в контрольном пункте.

ПДС устанавливается с учетом предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в местах водопользования и ассимилирующей способности объекта. Величины нормативов Предельно допустимых сбросов (проект ПДС) определяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и действующими нормативно- методическими документами.

Для разработки проекта Предельно допустимых сбросов (проект ПДС) проводится инвентаризация источников сбросов. На данном этапе определяются способы отведения сточных вод с территории, наличие ливневой канализации и очистных сооружений, пути отведения хозяйственно- бытовых сточных вод. Выявляются водоохранные ограничения в районе расположения исследуемого объекта (зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранные зоны водных объектов).

Общие сведения о предприятии.

Автозаправочная станция (АЗС) № 25 "Волганефтьхолдинг" расположена в Новоюжном районе. Предприятие находится на проспекте И.Яковлева, дом 11 (у Дома печати). Количество промышленных площадок -1.
Рядом с предприятием располагается:
1.На северо-западе и юго-западе промышленные объекты,
2.На северо-востоке и юго-востоке жилая зона,

Ближайшие дома расположены 350 м.
Ситуационная карта-схема района города, в котором расположено предприятие, представлена в прил. 1.
Карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу представлена в прил. 2.

Предприятие специализируется по продаже бензина.

В результате использования воды на предприятии образуются хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды.

Система канализирования предприятия раздельная- производственно-бытовая и дождевая. В производственно-бытовую сеть отводятся хозяйственно-бытовые и производственные сточные воды, которые передаются на очистные сооружения для обезвреживания.

Поверхностные сточные воды образуются на территории предприятия в результате выпадения осадков и таяния снега в весенний период. Стоки с кровли зданий системой водосточных труб и лотков через открытые канавы отводятся с территории предприятия и сбрасываются в реку М. Кувшинка. Поверхностные сточные воды с асфальтовых покрытий и стоянки автотранспорта дождевой канализационной сетью отводятся туда же.

Поверхностные стоки не содержат специфических загрязнений с токсическими свойствами, так как территория предприятия не относится к категории особо загрязненных.

Объем поверхностных сточных вод, образующихся на территории предприятия, составляет 35187,5 м³/год, в том числе:

- поверхностные стоки с асфальтовых покрытий- 19353,125 м³/год;

- поверхностные стоки с травяного покрова- 15834,37 5 м³/год.

В состав предприятия входят следующие производственные участки:

· автомойка;

· полировка, химчистка;

· шиномонтаж;

· балансировка

· инженерно- механическая служба;

· лаборатория качества;

· участок очистки сточных вод;

· мелкий ремонт.


Характеристика очистных устройств.

Герметичные отстойники (нефтеловушки, нефтеотделители) для очистки воды.

Одним из наиболее простых в техническом отношении и наиболее часто применяемых на практике способов очистки промышленной воды является отстаивание. В его ходе дисперсные примеси постепенно всплывают на поверхность отстойника (нефтеловушки, нефтеотделители) или оседают на дно. Сами отстойники- нефтеловушки по своей конструкции могут быть как статическими, так и динамическими.

Статические отстойники – нефтеловушки применяются для очистки промышленной воды от нефтепродуктов. Нефтетранспортные предприятия (нефтебазы, нефтеперекачивающие станции) оборудуют различными отстойниками (нефтеотделителями) для сбора и очистки воды от нефти и нефтепродуктов. Как правило, в качестве отстойников – нефтеловушек используются железобетонные или цельнометаллические резервуары, которые могут служить как в режиме накопления и отстаивания промышленных стоков, так и для применения этих резервуаров в качестве буферных емкостей в зависимости от выбранной технологической схемы очистки. Обычно водатехнологических стоков нефтетранспортных предприятий поступает по трубопроводам на очистные сооружения довольно неравномерно. В связи с этим наличие буферных резервуаров помогает организовать более равномерное поступление технологических стоков на сооружения. Буферные резервуары оборудуются трубопроводами для приема и удаления нефтепродуктов и воды, нефтесборным и водораспределительным оборудованием, уровнемерами и другой аппаратурой. Так как нефть в воде находится в трех состояниях (легко отделимая, трудноотделимая и растворенная), то попав в буферный резервуар, легко отделимая и частично трудноотделимая нефть всплывает на поверхность воды. В этих резервуарах отделяют до 90-95% легко отделимых нефтепродуктов. Для этого в схему очистных сооружений устанавливают два и более буферных резервуара, которые работают периодически: заполнение, отстой, выкачка.

Динамические отстойники–нефтеловушки используются для промышленной очистки воды от нефтеподуктов.

Отличительная особенность динамических отстойников заключается в отделении примеси, находящейся в воде, при движении жидкости. В динамических отстойниках или отстойниках непрерывного действия жидкость движется в горизонтальном или вертикальном направлении, отсюда и отстойники подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

Вертикальный отстойник представляет собой цилиндрический или квадратный (в плане) резервуар с коническим днищем для удобства сбора и откачки осаждающегося осадка. Движение воды в вертикальном отстойнике происходит снизу вверх (для осаждающихся частиц).


Горизонтальный отстойник представляет собой прямоугольный резервуар (в плане) высотой 1,5-4 м, шириной 3-6 м и длиной до 48 м. Выпавший на дне осадок специальными скребками передвигают к приямку, а из него гидроэлеватором, насосами или другими приспособлениями удаляют из отстойника. Всплывшие примеси выводят с помощью скребков и поперечных лотков, установленных на определенном уровне. В зависимости от улавливаемого продукта горизонтальные отстойники делятся на песколовки, нефтеловушки, мазутоловки, бензоловки, жироловки и т.п. В радиальных отстойниках круглой формы вода движется от центра к периферии или наоборот. Радиальные отстойники большой производительности, применяемые для очистки сточных вод, имеют диаметр до 100 м и глубину до 5 м.

Радиальные отстойники с центральным впуском сточной воды имеют повышенные скорости впуска, что обуславливает менее эффективное использование значительной части объема отстойника по отношению к радиальным отстойникам с периферийным впуском сточных вод и отбором очищенной воды в центре.

Схема осаждения в отстойниках: а – вертикальный; б – горизонтальный

Scienment Group- единственная российская компания, предлагающая напорные отстойники- нефтеловушки (нефтеотделители), предназанченные для промышленной очистки воды. Эти герметичные аппараты способны работать в условиях избыточного давления (20 мм водяного столба) и дают возможность обойтись без дополнительных насосов при подаче воды на следующий этап водоочистки. Данные отстойники- нефтеловушки не требуют наличия больших площадей по их установку, обладают высокой удельной производительностью и существенно снижают степень воздействия промышленных сбросов на окружающую среду. В основе принципа действия напорных отстойников (не фтеловушек) лежит естественное движение микрочастиц загрязнений, имеющих плотность, отличную от плотности воды. Разница плотностей напрямую влияет на скорость всплывания или выпадения загрязняющих воду частиц. Отстойники- нефтеловушки (нефтеотделители) работают с максимальной эффективностью при промышленной

эффективностью при промышленной очистке воды оборотных систем и сточных вод основные загрязнители которых- нефтепродукты, различные нерастворимые микрочастицы минерального происхождения, микроорганизмы.

п/п

Наименование показателей технической

эффективности очистного устройства

Эффективность при очистке

воды в оборотной системе

сточных вод

1.

Содержание загрязнений в поступающей воде, мг/л

взвешенные вещества

до 50,0

2000,0

нефтепродукты

до 50,0

3000,0

2.

Содержание загрязнений в очищенной воде, мг/л

взвешенные вещества

10-15

50,0

нефтепродукты

10-15

25-70

3.

Расчетная величина гидравлической крупности задерживаемых частиц, мм/с

0,2-0,3

0,2-0,3

4.

Расход воды на гидроудаление выделенного шлама через форсунку, м³/ч

1,2-1,8/0,0

-

5.

Гидравлическое сопротивление снаряженного аппарата при паспортной производительности, мм вод. Ст.

1,0

1,0-1,1

6.

Расчетное давление внутри аппарата, кг³/см

в рабочем режиме

2,0/0,0

2,0/0,0

на испытаниях (10 мин)

2,5/0,0

-

В числителе- значение для напорных, а в знаменателе- для безнапорных нефтеотделителей (нефтеловушек).

Очистка сточных вод

Одним из невосполнимых природных ресурсов является нефть, которая в процессе добычи, транспорта, переработки и потребления постоянно соприкасается с окружающей средой и загрязняет ее, особенно воду.

Методы очистки сточных вод выбирают в зависимости от их вида: бытовые, промышленные и дождевые.

Сточные воды нефтяной и нефтехимической промышленности содержат нефть, нефтепродукты и различные химические вещества (тетраэтилсвинец, фенолы и др.).

На нефтетранспортных предприятиях применяют все виды очистки сточных вод: механическую, физико-химическую и биологическую.

На нефтетранспортных предприятиях сбор сточных вод и их очистку ведут в зависимости от нефтехимических примесей и способов их очистки. В сточных водах нефтетранспортных предприятий находятся нефти и нефтепродукты, которые после отделения от воды можно использовать в народном хозяйстве.


При выборе системы сбора и очистки сточных вод руководствуются следующими основными положениями:

· необходимостью максимального уменьшения количества сточных вод и снижения содержания в них примесей;

· возможностью извлечения из сточных вод ценных примесей и их последующей утилизации;

· повторным использованием сточных вод (исходных и очищенных) в технологических процессах и системах оборотного водоснабжения.

Выбор метода очистки сточных вод нефтетранспортных предприятий зависит от многих факторов: количество сточных вод различных видов, их расходы, возможность и экономическая целесообразность извлечения примесей из сточных вод, требования к качеству очищенной воды при ее использовании для повторного и оборотного водоснабжения и сброса в водоем, мощность водоема, наличие районных или городских очистных сооружений. Очистка нефтесодержащих сточных вод должна обеспечивать:

· максимальное извлечение ценных примесей для использования их по назначению;

· применение очищенных сточных вод в технических процессах;

· минимальный сброс сточных вод в водоем.

Очистные сооружения общего типа предназначены для очистки всех нефтесодержащих вод нефтетранспортного предприятия. Обычно эти очистные сооружения включают механическую, физико-химическую и биологическую очистки. К сооружениям механической очистки относятся песколовки, нефтеловушки, отстойники, флотационные и фильтрационные установки и др. На этих сооружениях удаляют грубодисперсные примеси.

Нефтеловушка. НЕФТЕЛОВУШКА

Преимущества данных очистных установок:

- удаляют более 95% загрязнений;

- прочная и легкая конструкция из стекловолокна;

- легкие в обслуживании;

- справляются с моментальным увеличением концентрации нефтепродуктов;

- отсутствуют внутренние движущиеся детали, нуждающиеся в замене или регулярном присмотре.

Принцип действия

Очистка поверхностных и производственных стоков от нефтепродуктов происходит в три этапа. Очистная установка также состоит с трех камер. Сначала сточная вода попадает в первую камеру, где стоки гомогенизируются, а тяжелые частицы оседают. Первая степень очистки это седиментация, т.е. очистка стоков, происходит методом гравитации. После этого сточная вода попадает во вторую камеру, в которой с помощью коалесцентных фильтров


происходит отделение нефтепродуктов. Здесь стоки очищаются до второй степени, т.е. до 5 мл/л. Коалесцентный фильтр более эффективно отделяет нефтепродукты, что позволяет уменьшить размеры очистной установки. После прохождения через коалесцентные фильтры вода попадает в третью камеру, где установлены абсорбирующие фильтры. Здесь степень очистки сточной воды достигает 0,05 мг/л. (третья степень)*

Очистное сооружение типа NGP и NGP-S оборудовано двумя системами защиты: устройством автоматической блокировки, которое предотвращает произвольные утечки нефтепродуктов, а также автоматической сигнализацией, которая срабатывает в тех случаях, когда уровень накопившихся нефтепродуктов в установке достигает критической отметки.

*Абсорбирующие фильтры двух степеней (первая степень фиброли, вторая степень угольный фильтр).


ПЕСКОУЛАВЛИВАТЕЛИ

Пескоуловители представляют собой установки полной заводской готовности и предназначены для улавливания и сбора песка, взвешенных, плавающих веществ, а также нефтепродуктов из поверхностных (дождевых) и промышленных сточных вод.

Пескоилоуловитель устанавливается при высоком содержании взвешенных веществ в сточных водах. Назначение установки – предотвратить попадание взвешенных веществ в нефтеловушку и безнапорный сорбционный фильтр, тем самым увеличивая срок их эксплуатации и улучшая качество очистки воды.

Принцип действия пескоилоуловителя основан на гравитации. Сточная вода поступает в приемный отсек установки, где происходит частичное снижение ее скорости. Затем в рабочей части уловителя по мере движения воды скорость течения снижается до такой степени, что взвешенные вещества, находящиеся в воде, начинают осаждаться на дно отделителя. Частично освобожденная от взвешенных веществ вода проходит дополнительную очистку на тонкослойных фильтрующих блоках, а затем поднимается до уровня выпускающего коллектора и стекает в канализацию или на доочистку. Скопившийся на дне уловителя осадок удаляется через стояк для откачки осадка.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПЕСКОУЛАВЛИВАТЕЛЯ HSG

Монтаж сооружений для очистки поверхностных стоков.

Технологическая схема сооружений для очистки поверхностных стоков.

1. Трапы
2. Колодец распределения потока воды
3. Пескоулавливатель

4. Нефтеловушка

5. Контрольный колодец

ФЛОТАТОР

Флотация применяется для удаления нерастворимых диспергирующих примесей, которые самостоятельно тяжело оседают. Флотация применяется для очистки стоков во многих отраслях промышленности, нефтепереработке, синтетических волокон, кожаной, пищевой и химической промышленностях.

Принцип действия флоратора основан на всплывании (флотации). В этой установке из стоков можно отделять жиры, нефтепродукты, мелкие осадки (с гидравлической крупностью не менее 0,01 мм/сек.), детергенты, а также различные по составу смеси осадков.

Принцип работы флотатора

Сточные воды насыщаются воздухом, часть которого растворяется в воде. Попадая сточным водам в осветлитель, воздушные пузыри начинают подниматься наверх. Вместе с ними с наибольшей скоростью, чем всегда, поднимается и мелкие примеси. Чем мельче пузыри и чем более равномернее ими насыщен воздух, чем лучше эффект очистки. Большое воздействие флотации имеют размеры воздушных пузырей, количество и равномерное распределение их в воде. Оптимальные размеры воздушных пузырей 15-30 микрометров. Эффективность флотационного процесса зависит от загрязнений и свойств жидкости, размеров загрязнённых частиц, метода формирования пузырей. Коагуляция и флоагуляция активизирует флотацию загрязнений. Флотация с выделением воздуха из раствора применяется, когда имеются мелкие диспергированные частицы. Суть процесса - насыщение жидкости воздухом, а затем, уменьшая давление, выделяются воздушные пузырьки, которые флотируют загрязнения.


Насосные станции

Канализационные насосные станции для подъема и перекачки сточных вод используются для подъема и перекачки хозяйственно-бытовых, ливневых, производственных стоков, ила и грунтовых вод с погружными насосами.

Изготавливаются на основе стеклопластиковой емкости и оснащаются погружными насосами для перекачивания стоков с твердыми включениями размером не более 100 мм. Стеклопластиковый корпус канализационной насосной станции для подъема и перекачки сточных вод герметичен, прочен, на него не воздействует коррозии и гниение. Изготавливается с учетом внешних нагрузок, вызываемых давлением грунта и внутренним давлением воды. Располагаются плоским выступающим основанием для монтирования к бетонному основанию. Срок эксплуатации канализационных насосных станции для подъема и перекачки сточных вод не менее 50 лет. Работа насосного оборудования ориентирована на длительный срок использования, все рабочие части изготавливаются из нержавеющей стали. Размещаются подземным способом. Глубина размещения зависит от глубины подводящего трубопровода. Пульт управления канализационной насосной станции Traidenis для подъема и перекачки сточных вод и сигнализирующие устройства располагаются в отдельном месте.

Существуют насосные станции следующих диаметров: Ø800, Ø1200, Ø1500, Ø1800, Ø2000, Ø2200, Ø2450, Ø3000, Ø4000. Высоту Н указывает заказчик.

Насосы подбираются в зависимости от характера стоков, их количества, расстояния, диаметра и высоты трассы.

ТИПОВЫЕ СХЕМЫ МОНТАЖА НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ

1. При обыкновенном монтаже


2. При монтаже под проезжей частью


КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТИПОВОЙ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ

Системы поверхностного водоотвода на предприятии.

Это поверхностный дренаж, ливневка, дождеприемники, газонная решетка, геосетка, георешетка, садовые бордюры, системы очистки обуви, внутренний водоотвод из нержавеющей стали.

Системы поверхностного водоотвода появились в нашей стране уже давно. Поверхностный водоотвод (поверхностный дренаж) играет важную роль в строительстве и эксплуатации зданий, спортивных сооружений.

Проектированию дренажных систем следует уделять особое внимание, потому что пренебрежительное отношение к системе поверхностного водоотвода может привести к разрушению фундамента здания, вымыванию элементов рельефа, и испортить внешний облик прилегаемой территории.

Поверхностный дренаж («ливневка») предназначен для быстрого и организованного отвода выпавших на участке атмосферных осадков или талых вод. Быстрый отвод поверхностоной воды особенно необходим, если поверхность участка имеет водонепроницаемое покрытие- тротуарная плитка, асфальт, бетонное основание.


Расчет количества ливневых вод для предприятия.

1) Определяем количество ливневых вод для предприятия по следующим данным:

F=250 x 250 м = 62500 м² = 6,25 га

асфальтовое покрытие – 55 %; Ψ =0,55

травянистое покрытие – 45 %; Ψ2 = 0,45

W= 563 мм

а) Количество атмосферных стоков за год с асфальтовых покрытий определяют по формуле:

W = 10 · Ψ · h · F

где Ψ - коэффициент стока для трав. покрытия; h – слой атм. осадков, мм;

F- площадь водосбора, га

W = 10 · 0,55 · 563 · 6,25 =19353,125 м³/год;

б) Количество атмосферных стоков за год с травяных покрытий определяют по формуле:

W2 = 10 · Ψ2 · h · F

где Ψ - коэффициент стока для трав. покрытия; h – слой атм. осадков, мм;

F- площадь водосбора, га

W2 = 10 · 0,45 · 563 · 6,25 = 15834,375 м³/год;

в) Общее количество атмосферных вод за год определяют по формуле:

W = W + W2

W = 19353,125 м³/год + 15834,375 м³/год + 150 м³ =35187,5 м³/год;

Состав сточных вод до и после очистки.

2)Находим количество загрязняющих веществ в стоках перед сбросом в водоем по следующим данным:

взвешенные вещества – 100 мг/л

нефтепродукты – 120 мг/л

фенол – 0,002 мг/л

цинк – 0,1 мг/л

Имеется очистное устройство (нефтеловушка) с КПД = 75%

Сброс ливневых вод производится в реку М. Кувшинка (100 м. ниже моста)

а) Концентрацию нефтепродуктов рассчитываем так:

[С] нп = [С] нач · 100% - 75% / 100%,

где [С] нач - начальная концентрация ЗВ

[С] нп = 120 мг/л · 0,25 = 30 мг/л

б) Концентрацию взвешенных веществ рассчитываем:

[С] взв. в-ва = [С] нач · 100% - 50% / 100%,

[С] взв. в-ва = 100 мг/л · 0,50 = 200 мг/л

Фенол и цинк не улавливаются.


3) Находим количество загрязняющих веществ, сбрасываемых за год, умножим объем сточных вод (за год) на концентрацию загрязняющего вещества:

1) 35190000 л · 30 мг/л = 1055700000 = 1,056 т – нефтепродукты

2) 35190000 л · 200 мг/л = 7038000000 = 7,038 т – взвешенные вещества

3) 35190000 л · 0,002 мг/л = 70380 = 0,00007038 т – фенол

4) 35190000 л · 0,1 мг/л = 3519000 = 0,003549 т – цинк

Состав сточных вод

№ п/п

Наименование ЗВ

Содержание ЗВ до очистки, мг/л

Содержание ЗВ после очистки, мг/л

1.

Нефтепродукты

120

30

2.

Взвешенные вещества

100

200

3.

Фенол

0,002

-

4.

Цинк

0,1

-

Перечень загрязнений

№ п/п

Наименование ЗВ

Содержание ЗВ, мг/л

1.

Нефтепродукты

120

2.

Взвешенные вещества

100

3.

Фенол

0,002

4.

Цинк

0,1


Разработка проекта предельно допустимых сбросов (ПДС)

Согласно требованию ФЗ № 96 от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих)

Веществ в атмосферный воздух и разработку проектов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно Закону «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ), юридические лица, имеющие стационарные источники сбросов загрязняющих веществ в вводные объекты, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации сбросов вредных загрязняющих веществ в водные объекты и разработку тома предельно – допустимых сбросов (ПДС).

Сброс загрязняющих веществ в водные объекты источниками предприятия допускается на основании «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в

водные объекты», выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора.

Основания для разработки ПДС и нормативная документация:

1. СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения. М. ЦИТП Госстроя СССР, 1986, 72 с.

2. Лапшев Н.П. Расчеты выпусков сточных вод. М. Стройиздат. 1977, 86 с.

3. Родзиллер И. Д. Пргноз качества воды водоемов – приемников сточных вод. М. Стройиздат, 1084, 262 с.

4. Временные рекомендации по проектированию сооружений для очистки поверхностного стока с территорий промышленных предприятий и расчету условий выпуска его в водные объекты. (ВНИИВОДГЕО).

5. Временные рекомендации по предотвращению загрязнения вод поверхностным стоком с городской территории (дождевыми, талыми, поливомоечными водами). Утверждены Минводхозом СССР от 30.12.75 г.

6. Лихачев Н.И., Ларин И.И., Хаскин С. А. и др. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. Справочник проектировщика. М. Стройиздат, 1981, 285 с.

7. Львов В.А., Ладыжеский В.Р., Кузин А.К. и др. Справочник по охране водных ресурсов. Киев. Урожай, 1989, 176 с.

8. Методика расчетов предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты со сточными водами. ВНИИВО Госкомприроды СССР, г. Харьков, 1990 г.

9. Обобщенный перечень ПДК и ориентировачно- безопасных водоемов. 1999 г.

10. Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов. М., Минжилкомхоз РСФСР, 1988.

11. Правила охраны поверхностных вод. 1991 г.

12. Закон об охране окружающей природной среды.

13. Предельно допустимые концентрации (ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-бытового и культурно-бытового водопользования.) ГН 2.1.5.689-00. М. Минздрав России, 2000.

14. Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.690-00. М., Минздрав России, 2000.

15. Новиков Ю.В., Ласточкина К.О., Болдина З.Н. Методы исследования качества воды водоемов. М. Медицина, 1990, 400 с.

16. СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов.

17. СанПиН 2.1.4.559-96. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества.

18. СанПиН 2.1.4.027-95. Зоны санитарной охраны источников

водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.

19. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».

20. Сборник нормативно-методических, справочных и картографических материалов по охране окружающей среды, М., ВИНиТИ, 1997.

Основные положения проекта ПДС:

Под предельно допустимым сбросом загрязняющих веществ в водный объект понимается:

а) Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).

б) Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) используются при:

· выдаче лицензий на водопользование,

· осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,

· установлении размеров платежей, связанных с пользованием водными объектами,

· наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий.

При установлении нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС) в водный объект загрязняющих веществ, образующихся на предприятии в результате производственной или иной хозяйственной деятельности, используются следующие основные правила:

- каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения водных объектов, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДС;

- норматив ПДС устанавливается для каждого загрязняющего вещества (с учетом наличия веществ I и II классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ), каждого выпуска сточных вод и предприятия в целом;

- при повышении ПДК в контрольном створе норматив ПДС устанавливается исходя из условий сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов;

- при отсутствии на момент установления норматива ПДС объективной технической или экономической возможности его достижения территориальными органами МПР России на определенный срок

устанавливаются лимиты временно согласованных сбросов (В СС) загрязняющих веществ с поэтапным сокращением сбросов до уровня ПДС;

- при установление нормативов ПДС и лимитов ВСС следует учитывать:

· характеристики водоемов, включая их ассимилирующую способность

· вид водопользования

· параметры и расположение выпусков сточных вод

· значения фоновых концентраций в водном объекте;

- в случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;

- при наличии нескольких водопользователей ПДС устанавливается с ориентацией на оптимальное респределение массы сбрасываемого вещества между ними.

Нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) в целом для предприятия должны устанавливаться по совокупности значений ПДС отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения (сброса), т.е. как суммарное значение этих ПДС.

При сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственной- питьевых и коммунально- бытовых целей нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норма должны выдерживаться в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а водоемах – на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования.

Перечень необходимых документов для разработки проекта ПДС:

1. Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

2. Данные по балансу территории предприятия с указанием общей площади, площади застройки, проездов, дорог, площадок с твердым покрытием, газонов и грунтовых покрытий, наличие и размеры автостоянок.

3. Реквизиты предприятия.

4. План-схема предприятия с размерами территории и указанием мест хранения всех видов отходов.

5. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

6. Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически предыдущий или настоящий год, план на будущий год)

7. Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

8. Сведения о применяемом технологическом оборудовании.

9. Схема систем водоснабжения и канализации с указанием диаметров трубопроводов, марки водомеров, количеств санитарных приборов, противопожарного водопровода и др.

10. Схема сетей ливневой канализации и разрешение на сброс (при сбросе в городскую канализацию).

11. Наличие локальных очистных сооружений поверхностного стока, марки, паспорт, сертификат, производительность и т.п.

12. Программа регулярных наблюдений за качеством сточных вод по выпускам

13. Договора на водоснабжение и сброс сточных вод, Договор на водопользование.

14. Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

15. Предыдущий проект НДС, 2-ТП-водхоз за предыдущий год, лимитов отходов (если есть).

Содержание проекта предельно- допустимых сбросов (ПДС) и его разделы:

Проект ПДС должен содержать титульный лист, утверждаемый первым руководителем предприятия, список исполнителей, аннотацию и следующие разделы:

- введение (приводится перечень основных документов (ГОСТы, рекомендации, методические указания, ведомственные директивные документы), на основании которых разработан проект нормативов ПДС);

- общие сведения о предприятии ( приводят:

· вид основной деятельности; количество промышленных площадок и места их расположения; численность сотрудников;

· перечень структурных подразделений, основных и вспомогательных производств, цехов, участков;

· основные производственные показатели работы, объем выпускаемой продукции в фактическом выражении;

· реквизиты учредительных и земельных документов;

· размер площади землепользования: застройки, общей, озеленения, санитарно- защитной зоны (СЗЗ);

· здания и сооружения, расположенные на промышленных площадках;

· арендаторы, их названия, юридические адреса, род их деятельности, численность работающих; при наличии более пяти арендаторов сведения о них выделяются в отдельный раздел «Сведения об арендаторах»

В состав раздела (проекта ПДС) обычно входит карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ водоохраной зоны


карта- схема предприятия с расположением зданий и сооружений);

- характеристика современного состояния водного объекта (указываются гидрологические условия и фоновые показатели качества вод необходимые для расчета ПДС), включая:

· наименование и характеристика водного объекта с указанием бассейна;

· категория использования водного объекта;

· характеристика водного объекта (для хозяйственно-питевого назначения в соответствии с требованиями ГОСТ 17.1.3.03-77 и ГОСТ 2874-83; для культурно- бытовых целей – ГОСТ 17.1.5.02-80; рыбохозяйственного значения – ГОСТ 17.1.2.04-77);

· гидрологические условия храктеризуются по типам водных объектов и их природным особенностям, соглсно требованиям ГОСТ 17.1.1.02-77.

Качественные и количественные показатели состояния поврхностных вод проводятся в створе водозабора и выше выпуска сточных вод и представляются в форме таблицы. Если створ, расположенный выше выпуска, находится в зоне влияния другого выпуска этого же предприятия или выпуска соседнего предприятия, то необходимо выполнить расчет пространственного распространения сточных вод от этого выпуска или запросить соответствующий расчет у соседнего предприятия.

- характеристика предприятия как источника загрязнения приводится:

· баланс водопотребления и водоотведения;

· анализ перспективного развития предприятия;

· предложения и мероприятия, направленные на снижение концентраций в сбросных сточных водах. Баланс водопотребления обычно приводят в форме таблицы. Предложения и мероприятия, направленные на снижение концентраций в сбросных сточных водах обычно оформляют в таблицы);

- расчет предельно допустимых сбросов (проект ПДС).

Расчет предельно допустимых сбросов ведется в соответствии с Временными методическими рекомендациями по расчету предельно допустимых сбросов (проект ПДС) веществ в водные объекты со сточными водами (1990 г.);

- обработка, складирование и использование осадков сточных вод.

В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно- бытовых и промышленных сточных вод или очистных сооружений водоподготовки вопросы обработки, складирования и использование осадка сточных вод следует представлять по таблице;

- предложения по предупреждению аварийных сбросов сточных вод:

· соблюдение технологических параметров основного производства и нормальную эксплуатацию сооружений м агрегатов;

· аккумулирование случайных переливов жидких продуктов производства, отходов, полуфабрикатов и возвращение их в систему очистных сооружений или на повторную переработку;

предупреждение возможности аварийных сбросов сточных вод в

естественные водоемы и водотоки;

· исключение возможности аварийных сбросов в ливневую канализацию, отводящую поверхностные воды в гидрографическую сеть без достаточной очистки;

- контроль соблюдения нормативов ПДС.

С целью соблюдения нормативов ПДС разрабатывается и согласуется схема- график аналитического контроля работы очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты. Схема- график должна включать:

· перечень точек контроля;

· наименование загрязняющих веществ, подлежащих контролю;

· объем, применяемые методы анализов, частоту и сроки контроля.

- приложения (схема водопотребления и водоотведения); расчет предельно допустимого сброса (проект ПДС) загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами.


Расчет нормативов предельно допустимого сброса (ПДС)

Целью установления нормативов ПДС является определение допустимого количества загрязняющих веществ (поступающих в водные объекты со сточными водами), при котором состав вод в водном объекте сохраняется на уровне, сформировавшемся под влиянием природных факторов.

Расчет нормативов ПДС производится с целью обеспечения норм качества воды, сбрасываемой с территории предприятия.

Для сбора сточных вод в черте населенного пункта в соответствии с «Временными методическими рекомендациями» ПДС устанавливается как отношение нормативных требований к составу и свойствам водных объектов к самим сточным водам.

Величина ПДС (г/час, т/год) с учетом требований к составу и свойствам в водных объектах определяется как произведение наибольшего среднечасового расхода сточных вол qст (м³/час) фактического периода сброса и концентрации загрязняющего вещества в водах Сдоп (г/м³) по формуле: ПДС = qст · Сст

Далее находим ПДС для имеющихся веществ:

ПДСвзв= 0,5 м³/с · 30 мг/л = 15 мг/с = 4,86 т/год = 1,54 г/сек

ПДСнп= 0,5 м³/с · 200 мг/л = 100 мг/с = 1,94 т/год = 6,15 г/сек

ПДСфенол= 0,5 м³/с · 0,005 мг/л = 0,0025 мг/с = 0,65 т/год = 2,06 г/сек

ПДСцинк= 0,5 м³/с · 0,2 мг/л = 0,1 мг/с = 6,48 т/год = 2,05 г/сек

Нормативы ПДС рассчитаны по четырем ингредиентам. Нормативы предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ установлены в пределах ПДС и ВСС на основании фактических концентраций ингредиентов в поверхностных и грунтовых сточных водах, сбрасываемых с территории предприятия в реку. Нормативы установлены по 4 ингредиентам.

Расчет показал, что нормативы ПДС могут быть установлены для следующих веществ и показателей:

- взвешенные вещества;

- нефтепродукты;

- фенол;

- цинк.


Предложения и мероприятия по установлению ПДС

1. Установление нормативов ПДС.

1) «Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ устанавливаются по каждому источнику загрязнения» (Закон ПСФСР «ОБ охране окружающей природной среды» (ст. «7, п.1). «Нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах и сточных водах устанавливаются исходя из условий целевого использования водного объекта» (Водный кодекс РФ, ст.109);

2) В целях реализации законодательных положений, изложенных в пункте 1,рекомендуется следующий порядок установления нормативов ПДС:

- нормативы ПДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий- водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе – исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;

- для вредных веществ используются нормы качества воды – ПДК, ориентировочные допустимые уровни (ОДУ), ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), установленные нормативными документами федерального уровня, определяющими требования к качеству воды в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевых, коммунально-бытовых и рыбохозяйственных целей.

- если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды. Обоснованием для установления региональных норма служат данные специальных гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений, проводимых организациями, имеющими лицензию на право проведения таких работ. В качестве исходных данных о качестве воды могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, водных объектов в пределах заповедников со сходными геолого-географическими условиями и фондовые материалы исследований прошлых лет.;


- при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно- питьевых и коммунально- бытовых целей, нормы качества воды водных объектов или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует выдерживать в водотоках на участке в один километр выше ближайшего по течению пункта водопользования, а в водоемах – на акватории в радиусе одного километра от пункта водопользования. При сборе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует соблюдать в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным (бассейновым) органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод. При сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта обеспечиваются в створе начального разбавления выпуска сточных вод. В водохранилищах или в нижнем бьефе плотины гидроэлектростанции, работающей в резко переменном режиме, необходимо учитывать возможность воздействия на пункты водопользования обратного течения.

- при отведении в водные объекты сточных вод после охлаждения агрегатов концентрация загрязняющих веществ в сточных водах устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора воды для охлаждения агрегатов при условии пользования одним и тем же водным объектом;

3) Величины нормативов ПДС определяются в соответствии с водным законодательством Российской Федерации и действующими нормативно- методическими документами;

4) При определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия:

- для незарегулированных водных объектов – расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95% обеспеченности;

- для зарегулированных водных объектов – установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе. Кроме того учитываются:

- кратчайшее расстояние и минимальная скорость течения на участке от места выпуска сточных вод до контрольного створа (границы участка водопользования);

- наименование благоприятный режим, определяемый путем сопоставления расчетов для волнового воздействия, условий обработки и наполнения водохранилищ при открытом и подледном режиме;

- степень смешения сточных вод с водой водного объекта на расстоянии от места выпуска сточных вод;

- фоновая концентрация загрязняющих веществ в водных объектах в местах


выпуска сточных вод.

Данные о гидрологическом режиме и природных фоновых концентрациях нормируемых показателей вод водного объекта могут быть получены в Росгидромете и его территориальных органах при наличии наблюдений на водных объектах. При отсутствии наблюдений водопользователю с целью получения указанных данных рекомендуется организовать проведение специальных наблюдений с привлечением при необходимости научных и проектных организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ.

5) «Для перехода на нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ с одновременным утверждением планов снижения объемов сбросов до предусмотренных предельных величин» (Закон об охране окружающей природной среды, ст.45,п.4);

6) С учетом изложенного законодательного положения для действующих предприятий- водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением норматив ПДС, территориальными (бассейновыми) органами МПР России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, территориальными органами Госкомэкологии России, Росгидромета, санитарно- эпидемиологического надзора Минздрава России и территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России могут устанавливаться временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС.

В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. При необходимости указанные планы (по решению территориального органа Госкомэкологии России) проходят государственную экологическую экспертизу.

По мере осуществления отдельных этапов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения малоотходных и иных экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов.

Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально- экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.


2.Разработка, согласование и утверждение нормативов ПДС:

1)Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией, имеющей лицензию на проведение данных работ, на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ

в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов;

2) Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно- эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовчтва России. При необходимости (по решению территориального органа Госкомэкологии России) нормативы ПДС проходят государственную экологическую экспертизу. Согласованные нормативы ПДС с положительным заключением государственной экологической экспертизы (в случае если ее проведение необходимо) утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Поскольку нормативы ПДС используются при выдаче лицензий на водопользование, сроки рассмотрения и утверждения разработанных нормативов ПДС рекомендуется устанавливать в соответствии с правилами предоставления в пользование водохозяйственных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997г. № 383. В случае изменения экологической обстановки в бассейне одного объекта или его части, появления новых или уточнения параметров существующих источников загрязнения водных объектов установленные нормативы ПДС могут быть пересмотрены до истечения срока их действия.

3) Контроль за соблюдением нормативов ПДС:

1)С целью соблюдения нормативов ПДС осуществляется производственный и государственный контроль за сбросом сточных вод. При производственном контроле ведутся наблюдения за:

- расходом, составом и свойством сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;

- расходом, составом и свойством сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным нормативам ПДС;

- расходом, составом и свойством вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.

В целях соблюдения единого методического подхода при проведении лабораторных работ водопользователю рекомендуется согласовать с территориальными (бассейновыми) органами МПР России, территориальными органами Госкомэкологии России, санитарно- эпидемиологического надзора Минздрава России, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами

Госкорыболовства России места и периодичность отбора проб, перечень контролируемых показателей, применяемые методики отбора проб воды и анализов проб, объем и порядок представления информации о сбросах загрязняющих веществ в водные объекты;

2) Народу с химическими методами контроля осуществляется контроль токсичности природных и сточных вод с использованием действующих методов биотестирования. В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта устанавливаются конкретные вещества, обуславливающие эту токсичность, и пересматриваются нормативы ПДС.

3) Государственный контроль за соблюдением нормативов ПДС и порядок осуществления государственного контроля определяется водным и природоохранительным законодательством.


Плата за загрязнение окружающей среды

Загрязнением окружающей среды называют поступление в нее вещества или энергии, свойства, местонахождение или количество которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

За негативное воздействие на ОС в России с начала 90-х гг. взимается плата, причем ее формы и размеры определяются законодательством. Действующая законодательная база РФ обеспечивает взимание платы за загрязнение ОС на основании следующих нормативных актов:

- ФЗ от 10.01.02 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- Постановление Правительства РФ от 28.08.92 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение ОС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

- Постановление Правительства РФ от 12.05.03 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

На практике платежи исчисляются в соответствии с «Инструктивно- методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение ОС» от 12.06.03 № 344 и от 01.07.05 №410. Этими указаниями установлен перечень видов воздействий, за которые с предприятий и юридических лиц взимается плата, а именно:

- за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

- за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, на рельеф местности, а также любое их подземное размещение;

- размещение отходов производства и потребления.

Также установлены два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды воздействия в границах предельно допустимых нормативов (ПДВ, ПДС, ЛРО и др.);

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов за другие виды вредного воздействия сверх границы предельно допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов – ВСВ, ВСС и др.)


Расчет ущерба от сброса загрязняющих веществ

Плата предприятия за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ от стационарных источников определяется по формуле: = + +,

слагаемые которой, в свою очередь, рассчитываются по формулам:

= *

где i = 1,2, … n – загрязняющее вещество, выбрасываемое (сбрасываемое) в пределах допустимого норматива; M доп i - масса i-го загрязняющего вещества, выбрасываемое (сбрасываемое) в пределах допустимого норматива, т; - дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах допустимого норматива, руб/т;

= · ,

Где i =1,2 … m – загрязняющее вещество с выбросом (сбросом), превышающим норматив, но в пределах установленного лимита; M Лим i - масса I – го загрязняющего вещества, превышающего норматив, но в пределах установленного лимита, т; - дифференцированная ставка платы за выброс (сброс) 1 тонны i-го загрязняющего вещества сверх норматива, но в пределах установленного лимита, руб/т.

Рассчитываем плату по имеющимся веществам, по данным, взятым из нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты:

1) взвешенные вещества (366 руб. за 1 т. в год):

= + +,

= 7,038т · 366 руб/т = 2575,908 руб.

Т.к. у нас не установлены лимиты, не рассчитывается. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ взимается в 5-кратном размере

=5 · 2575,908 руб = 12879,54 руб.

= 2575,908 руб + 12879,54 = 15455,448 руб;

2) нефтепродукты (5510 руб. за 1 т. в год)

= + +

= 1,056 т · 5519 руб/т = 5828,064 руб.

Т.к. у нас не установлены лимиты, не рассчитывается. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ взимается в 5- кратном размере.

= 5 · 5828,064 руб = 29140,32

= 5828,064 руб. + 29140,32 руб = 34968,384 руб;

3) фенол (275481 руб. за 1 т. в год);

= + +

= 0,00007038 т · 275481 руб/т = 19,38853 руб.

Т.к. у нас не установлены лимиты, не рассчитывается. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ не взимается.

4) цинк (27548 руб. за 1 т. в год)

= + +

= 0,003549 т · 27548 руб/т = 97,767852 руб;

Т.к. у нас не установлены лимиты, П не рассчитываются. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ не взимается.

Рассчитываем общую плату предприятия за сброс ЗВ за год:

(взв. в-ва) + (нп) + (фенол) + (цинк) =

=15455,44 + 34968,38 + 19,38 + 97,76= 50540,96 руб.


Плата за выбросы

п/п

Наименование

вещества

Плата за загрязнение в пределах ПДН, руб.

Плата за сверхлимитное загрязнение, руб.

Плата предприятия за сбросы, руб.

1.

Взвешенные вещества

2575,908

12879,54

15455,44

2.

Нефтепродукты

5828,064

29140,32

34968,38

3.

Фенол

19,38

-

19,38

4.

Цинк

97,76

-

97,76

Итого:

50540,96

Расчет ущерба от сброса загрязнений

Плата = 1,32 · (баз. норма) · (валовый выброс)

П нп  = 1,32 · 5510 руб/т · 1,94 т/год = 14110,00 руб/год

П взв = 1,32 · 366 руб/т · 4,86 т/год = 2347,96 руб/год

П фенол = 1,32 · 275481 руб/т · 0,65 т/год = 236362,69 руб/год

П цинк = 1,32 · 275481 руб/т · 6,48 т/год = 2356354,28 руб/год

П итог = ∑П = 14110,00 + 2347,96 + 236362,69 + 2356354,28 = 488474,93 руб/год


Заключение

Работа промышленных предприятий связана с потреблением воды. Вода используется в технологических и вспомогательных процессах или входит в состав выпускаемой продукции. При этом образуются сточные воды, которые подлежат сбросу в близлежащие водные объекты. Сточные воды можно сбрасывать в водные объекты при условии соблюдения гигиенических требований применительно к воде водного объекта в зависимости от вида водопользования.

Разработанные нормативы ПДС (ВСС) используются при разработке экологического паспорта предприятия, являются основанием для взимания платы за нормативные и сверхнормативные сбросы, используются при определении ущерба от загрязнения водоема и расчете эффективности водоохранных мероприятий.


Список использованной литературы:

1. «Экология. Сборник задач, упражнений и примеров», Бродская Н.А., Николайкин Н.И., 2006.;

2. «Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды»,

Голицын А.Н, 2007 г.;

3. Лапшев Н.П. «Расчеты выпусков сточных вод» М. Стройиздат. 1997 г.;

4. Родзиллер И.Д. «Прогноз качества воды ыодоемов – приемников сточных вод» , 1984 г.;

5. Лихачев Н.И., Ларин И.И., Хаскин С.А. и др. «Канализация населенных мест и промышленных предприятий», 1981 г.;

6. Львов В.А., Ладыжский В.Р., Кузин А.К. «Справочник по охране водных ресурсов», 1989 г.;

7. Новиков Ю.В., Ласточина К.О., Болдина З.Н. «Методы исследования качества воды водоемов» , 1990 г.;

8. Сборник нормативно- методических, справочных и картографических материалов по охране окружающей среды, 1997 г.;

9. Временные методические рекомендации по расчету ПДС загрязняющих веществ в водные объекты со сточными водами, 1990 г.;

10. Методические указания по разработке нормативов ПДС в поверхностные водные объекты, 1999 г.;

11. Правила охраны поверхностных вод, 1991 г.


Приложение

Ситуационная карта-схема района города, в котором расположено предприятие.