Главная              Рефераты - Экология

Роль международных организаций в решении экологических проблем 2 - реферат

Оглавление.

Стр.

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Причины загрязнения окружающей среды…………………………4

2. Роль международных организаций в решении экологических проблем………………………………………………………………… 11

Заключение……………………………………………………………………18

Список литературы………………………………………………………….20

Введение.

В последние время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды, и проблема выживания человека становится весьма острой. На поля
рассеиваются миллиарды тоннт ядохимикатов, в атмосферу выбрасывается более 200 миллионов тонн оксида углерода, около 50 миллионов тонн углеводородов, 146 миллионов тонн оксида серы, 53
миллиона тонн оксидов азота, 250 миллионов тонн пыли. В Мировой океан ежегодно попадает до 10 миллионов тонн нефти. Все это с очевидностью требует определенной корректировки действий
человечества, так как многие изменения в окружающей среде уже стали
необратимыми.

К началу 90-х годов стало очевидным, что дальнейшее экономическое развитие человечества, ориентированное на рост благосостояния людей в сочетании с социальными гарантиями становится возможным только в рамках "экологически устойчивого развития". Соответствующие правовые нормы, а также экономические инструменты, принятые как на национальном, так и международном уровне могли бы обеспечить равновесие между экономическим ростом, увеличением производства материальных благ и сохранением окружающей средой. К настоящему времени основные сырьевые ресурсы развитых стран мира (Северная Америка, Западная Европа) на грани исчерпания или зарезервированы. Значительные разведанные и доступные для использования природные ресурсы имеются лишь в отдельных странах третьего мира (Бразилия, Индия, Китай, Индонезия и др.), России и других государствах на территории бывшего СССР. За доступ к этим ресурсам идет борьба, в которой используются разные средства, в том числе и "экологическая аргументация".

То, что эти аспекты становятся все более актуальными для перспективного развития земной цивилизации, подтверждается сменой акцентов повестки дня на встречах лидеров развитых стран мира - "большая семерка". Начиная с саммита в Токио в 1979 году члены "большой семерки" все больше внимания уделяют вопросам справедливого обеспечения энергией и охраны окружающей среды.

Таким образом, природные ресурсы и природные условия, которые обеспечивают экономику той или иной страны должны быть подвержены учету и организации, правилам, зафиксированным определенным уставом и образом.

1. Причины загрязнения окружающей среды.

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, А.Маршалла, не придавали значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь не так давно резко обострив экологические проблемы, поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого — экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип эколого — экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающие использование невозобновимых видов природных ресурсов(прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов ( почвы, лесов) со скоростью превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей Среды в результате человеческой деятельности.Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии, или внешние эффекты (последствия) экономической деятельности которые положительно или отрицательно воздействуют на субъекты этой деятельности.

К сожелению в охране природы подавляющее большинство воздействий на среду связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнения, отходы, разрушение природных объектов. И здесь экстерналии характеризуются как негативные эколого — экономические последствия экономической деятельности человека не принимаемые зачастую им во внимание.

Рассматривая основные понятия в области экологии и ресурсоиспользования, следует отметить различие между природными условиями и природными ресурсами, которые классифицируются по экологическим и экономическим признакам.

Природные условия создают саму возможность деятельности человека. К ним относятся: солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, географическое положение, рельеф, климат, осадки. На определенном уровне развития производительных сил природные условия становятся ресурсами.

К природным ресурсам относят элементы и силы природы которые можно использовать в производственной и не производственной сфере для удовлетворения потребностей людей. К природным ресурсам относятся: элементы литосферы, атмосферы, гидросферы: полезные ископаемые, почвы, реки и озера моря и океаны, растительный и животный мир.

Природные ресурсы рассматриваются не только как природные тела и силы, но и как экономическая категория.

Рассмотрим природопользование с позиции системного подхода как экономическую систему.

В Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро, заявляется, что государства должны сотрудничать для создании открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Экологичные и ресурсосберегающие технологии по возможности должны быть доступны для всех стран. Экологическая политика не должна использоваться для неоправданного ограничения международной торговли. Однако, по словам представителя Госкомитета РФ по охране окружающей среды В.И. Данилова-Данильяна, решения конференции Рио-92 не выполнили ни США, ни Франция, Англия и Греция. Академик Н.Н.Моисеев[1] идет в своих оценках гораздо дальше – он считает, что планета превращается в единую экономическую систему, управляемую рыночными принципами транснациональных корпораций, т. е. сиюминутными выгодами. При этом всему остальному миру рекомендуются такие экономические правила поведения, которые уже апробированы богатыми государствами. В первую очередь, это относится к таким понятиям как открытая конкуренция, свободная торговля, отказ от государственного протекционизма национальных товаров, жесткие стандарты. Однако внедрение этих современных методов хозяйствования, в том числе и с позиций сохранения окружающей среды, в развивающихся странах невозможно в силу отсутствия достаточных финансовых средств и экономического опыта.

Борьба вокруг потребления энергии и выбросов углекислого газа . Хотя в США насчитывается лишь 4% жителей планеты, на их долю приходится 25% выбросов углекислого газа, а потребление энергии на душу населения уже много лет неизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Также использует чужие возможности для своих газовых отходов Германия. Имея лишь 0,3% лесов Земли и 1% мирового населения, Германия выделяет в атмосферу 4% окиси углерода промышленностью. По мнению стран Юга, именно те, кто больше других повинен в неблагоприятных изменениях мирового климата (то есть в загрязнении воздуха и "парниковом эффекте"), должны жестче ограничить себя.

Однако в самом мощном государстве Севера США отвергают подобную логику. Его Конгресс единогласно выступил против подписания любого соглашения, которое сковало бы развитие американской энергетики, давая поблажки развивающимся странам в области ограничения выбросов углекислоты в атмосферу. "США хотят во что бы то ни стало сохранить свое экономическое превосходство и свой образ жизни – даже за счет интересов мирового сообщества", - говорит Тони Джунипер, руководитель международного природозащитного движения "Друзья Земли"[2] .

Различный подход к экологическим проблемам, и особенно связанным с ним обязательствам, выявился на встрече "большой восьмерки" в Денвере и на последовавшей за ней специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В результате ожесточенных споров, из-за которых специальная сессия закрылась на целые сутки позже намеченного срока, была принята расплывчатая резолюция, ратующая за "значительное" сокращение выбросов углекислоты. А вот упоминание о 2010 г. исчезло вовсе. Резолюция сената США, приуроченная к боннской встрече, показала, что Вашингтон не только не намерен идти дальше договоренностей в Рио-де-Жанейро, но по существу отказывается от них.

Продажа квот на выбросы парниковых газов . У России появилась уникальная возможность продавать воздух. Японское правительство всерьез рассматривает возможность выкупа у России неиспользованной части квоты на выбросы в атмосферу "парниковых газов", установленной конференцией ООН по проблемам глобального потепления. На прошедшей в конце 1997 года в Японии международной конференции ООН по глобальному потеплению впервые были четко определены обязательства государств по сокращению выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов. В соответствии с протоколом конференции Япония должна сократить эти выбросы на 6% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждый процент снижения выбросов - это огромные затраты для государства, связанные с сокращением промышленного производства и переходом к более совершенным технологиям. Единственный выход правительство Японии видит теперь в приобретении квот, недоиспользованных другими странами. Например, у России, которая в результате спада промышленного производства оказалась в более выгодном положении и даже располагает некоторым резервом на право загрязнять планету. Для России эта сделка стала бы очень выгодной: во-первых, японцы подскажут, как усовершенствовать российские технологии и снизить выброс газов, а во-вторых, еще и заплатят нам за излишек квоты. Но можно быть уверенным, что в сложившейся экономической ситуации финансовые поступления по этим каналам вряд ли пойдут на природоохранные нужды.

Перевод "грязной" промышленности из развитых стран в развивающиеся. В период 1970-90-х гг. были предприняты, причем довольно успешные, попытки создания "экологических оазисов" в отдельных развитых странах путем экологического государственного регулирования, экономических методов, введения жестких экологических законодательных актов. Это привело к переводу неэкологичной деятельности в те страны, где таких мер либо не было, либо они были менее жесткими. Например, в Японии были предприняты целенаправленные меры по переносу за рубеж производственной деятельности, загрязняющей окружающую среду. Прямые японские зарубежные инвестиции в химическую и металло-перерабатывающую отрасли развивающихся стран возросла с 13,5% в конце 1974 до 17,9% в конце 1983 г. Причем три четверти японских капиталовложений в эти отрасли связаны с развивающимися странами. Теперь же эти страны, в которых сейчас используют неэкологичные технологии, обвиняются в ухудшении экологической ситуации в мире, хотя они часто применяют импортные технологии и производства.

Для перехода на те же технологии сохранения окружающей среды, которые сейчас используют развитые страны мира, в развивающихся странах нет финансовых ресурсов. По данным немецкого Института экологических проблем и экономики, на доведение состояния окружающей среды в Восточной Германии до стандартов нового объединенного государства потребуется 10 лет и 249-308 млрд. $. В Польше и Чехословакии считают, что каждой из них придется потратить на аналогичные мероприятия более 20 млрд. $. в течении нескольких десятилетий. Но и эти скромные средства будет затруднительно найти в сложившихся условиях. По заключению консалтинговой фирмы ManagementInformationServices, Inc. (Вашингтон), в США в производстве средств контроля за состоянием окружающей среды, борьбы с различными видами загрязнения и в самой природоохранной деятельности занято почти 3 млн. чел., которые обеспечивают 98 млрд. $. годового дохода. Для получения таких доходов странам Восточной Европы необходимо создать собственную индустрию средств защиты природы, либо занять денег у богатых стран.

Интернационализация доступа к природным ресурсам. Экологические аргументы во внешнеэкономических связях стран становятся приоритетными, когда различия в уровне развития не позволяют им выступать в соглашениях на равных. Логика глобальной экономики толкает производителей к экспорту отходов за национальные границы. Когда местные ресурсы (лес, нефть, рыба и др.) оказываются истощенными, тогда начинается поиск иностранных рынков. Обеспечение новых источников нефти для экономики США было одной из целей недавних поездок вице-президента США Эл Гора в Россию, т. к. американская экономика не в состоянии поддерживать себя собственными ресурсами. Производитель, добывающий все больше ресурсов за счет разрушения природной среды, выигрывает, так как обслуживает высоко прибыльный глобальный рынок. В то же время, усиливающаяся конкуренция собирает земельные угодья и другие природные ресурсы в руках нескольких корпоративных менеджеров, которые, обычно, не ощущают на себе или своих близких последствий своей хозяйственной политики. Применение же высокоэффективных современных технологий хотя и снижают уровень загрязнения среды, но повышают общую интенсивность эксплуатации ресурсов. Например, такие технологии, как трелевочные машины и цепные пилы (в лесном хозяйстве), сейнерные сети и плавучие базы (в рыболовства) ускорили истощение ресурсов, и разрушение местообитаний.

2. Роль международных организаций в решении экологических проблем.

Для достижения своих глобальных целей развитые страны мира широко используют давление созданных при их непосредственном участии международных организаций: МВФ, ГАТТ, ОПЕК и т.п. Так, основной принцип Всемирной торговой организации (ГАТТ) – создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран – участниц, в первую очередь, путем снижением до минимума таможенных тарифов. Выступая на Международном экономическом форуме в Давосе, бывший генеральный директор ГАТТ А. Дункель отметил, что в предстоящем десятилетие главными проблемами озабоченности международного сообщества будут - связь между торговлей и экологией и усиление в связи с этим правил конкуренции. Пресса не замедлила на него откликнуться. Комментарий в одной из английских газет был озаглавлен "ГАТТ дает предупреждение против экологического империализма".

Европейский Союз через свою специальную комиссию активно влияет на ведение рыбного промысла государствами, членами ЕС. Так, после принятия этой надправительственной организацией решения о снижении квот на вылов рыбы в европейских морских бассейна на 40% штаб-квартира в Брюсселе прекратила выплаты всех грантов, предусмотренных по программам модернизации национальных рыболовецких флотилий и другим проектам. Эта мера негативно отразилась на экономике Испании, которая по этому каналу получала до 300 млн. $US в год и Италии - 30 млн. $US.

ЕС также пытается ввести антидемпинговые меры (через увеличение пошлин) для рыбной промышленности Норвегии. В ответ на это премьер-министр Норвегии Т. Ягланд предупредил президента КЕС Жака Сантера о том, что в результате этого могут испортиться отношения ЕС и Норвегии. Официальный Осло и объединения "лососевых фермеров" страны полны решимости защищать свои права на свободу торговли, гарантированные ВТО.

"Стратегия квотного регулирования уходит в ОПЕК на второй план, на первый же выступают вопросы экологии и глобализации мировой экономики", - заявил на конференции стран ОПЕК в Джакарте венесуэльский министр нефтяной промышленности Эрвин Хосе Аррьета[3] . По оценке генерального секретаря ОПЕК Рильвану Лукмана, согласно сообщению агентства Рейтер, только рост экологических налогов на потребление нефтепродуктов способен нанести странам ОПЕК в течении ближайших 25 лет финансовые потери на сумму 600 млрд. долл. Нарастающий финансовый прессинг, обусловленный экологическими соображениями, в немалой степени повлиял на итоги конференции ОПЕК, которая приняла решение о крупнейшем за последние 15 лет увеличений мирового производства нефти. Повышены национальные квоты всех одиннадцати участников картельного соглашения в целом на 10%. Мировые цены на нефть, как и ожидалось, отреагировали на итоги конференции в Джакарте резким падением.

Роль зарубежных инвестиций в закреплении природоразрушающей ориентации экономики России. Современная структура инвестиций закрепляет природоемкий тип развития страны на перспективу, т. к. значительная и более высокая – по сравнению с 80-ми гг. часть капитальных вложений направляется в природоэксплуатирующие комплексы, прежде всего топливно-энергетический и агропромышленный. Природные ресурсы России, прежде всего нефть, газ, лес, руды являются конкурентным товаром на мировом рынке и дают огромную валютную прибыль экспортерам. Подавляющее большинство кредитов Мирового Банка, инвестиции ведущих западных компаний, направляются прежде всего в увеличение добычи энергоресурсов, в основном, нефти и газа.

Друная деятельность - транснациональных корпораций - является еще одним, пожалуй даже самым мощным современным фактором преобразования природы, т.к. она направлена на интенсивное и масштабное использование основных природных ресурсов земли, в первую очередь, углеводородного сырья и руды. Активное вовлечение в промышленное производство углеводородных полезных ископаемых (уголь, нефть, газ) оказывает существенное влияние на всю обстановку на планете, в первую очередь, через глобальные изменения климата. Осознание важности для существования человеческой цивилизации последствий этого процесса, реализация практических мер по сокращению выбросов углекислого газа, начинают влиять на стратегические перспективы развития ведущих топливно- энергетических компаний мира. Их в настоящее время уже можно разделить на две группы: первая включает корпорации, осознавшие важность глобальных изменений климата, и тех, кто продолжает игнорировать эту проблему.

К первым можно отнести нефтяные ТНК, базирующиеся в Европе – прежде всего Shell, Britich Petrolium. Эту позицию разделяют и некоторые японские фирмы, такие как Marubeni и Mitsubishi, которые проявляют интерес к проектам по сокращению выбросов парниковых газов. В 1996 г. Britich Petrolium, выдвинула программу развития солнечной энергии как одно из четырех направлений стратегии по предотвращению глобальных климатических изменений. Это было расценено многими в мире хорошим ответом на призывы предпринимать превентивные меры против глобального изменения климата. Кроме того, подобная экологическая программа наверняка станет хорошей рекламой и позволит компании "отвоевать" у конкурентов часть заказчиков. Тем не менее "Гринпис" счел программу Britich Petrolium "ограниченной". Представители его британского отделения заявили, что "агрессивные" разработки Britich Petrolium в Атлантическом океане и Антарктике свидетельствует о том, что компания не собирается предотвращать опасные климатические изменения посредством постепенного сокращения потребления ископаемого топлива.

К второй группе корпораций, а именно, отрицающих важность проблемы глобальных изменений климата и не демонстрирующих каких-либо конструктивных шагов в этой сфере относятся базирующиеся в США Exxon-Mobil, Chevron, Texaco. Наиболее "грязными" в плане выбросов так называемых парниковых газов является уголь. В сочетании со значительными выбросами других загрязнителей, создающих "кислотные дожди", экологическая репутация как самой угольной промышленности, так и базирующихся на использовании угля энергетики, выглядят наиболее плохо. Кроме того, угольная отрасль традиционно во всем мире считается экономически мало эффективной. Это ведет к свертыванию угледобычи в последние десятилетия в таких странах как Германия, Франция, Великобритания.

В то же время уголь будет являться основой энергетики таких крупных быстро развивающихся стран, как Индия и Китай. Их ориентация на использование собственных запасов ведет к возникновению противоречий с развитыми странами мира в отношении к проблеме глобальных изменений климата. Требование Индии и Китая к мировому сообществу с признанием права этих стран на развитие их энергетики на основе имеющихся у них крупных запасов угля так же используется в качестве одного из основных аргументов США в оправдании своего нежелания принимать реальные меры по снижению выбросов парниковых газов.

Ужесточение экологических требований к продукции и производственному процессу – реалии современного рынка, с которыми нельзя не считаться. Обеспечить их выполнение можно только посредством экологизации самого производства. Более того, все чаще зарубежный покупатель проверяет не только экологическое качество продукции, но и экологические условия ее производства (даже сырья). За поражением в конкурентной борьбе на внешнем рынке все чаще следует вытеснение с внутреннего. Для предприятия пренебрежение экологией сегодня – это экономический крах завтра.

Либерализация экономики, по идее, должна способствовать проникновению в производство современных технологий, в том числе и природоохранных. Однако местные производители, конкурирующие с более дешевой импортной продукцией, часто вынуждены заменять экологически чистые, но дорогостоящие способы производства, на более дешевые и экологически грязные. Производителям, которые не используют экстенсивные и разрушительные технологии, приходится через некоторое время закрывать производство, ввиду невозможности конкурировать с дешевой импортной продукцией. Наиболее остро экологическая аргументация внедряется в рыночные взаимодействия производителей и потребителей продуктов питания, бумаги, бытовой химии и др.

Так, например, во многих странах выпуск порошков с использованием фосфатов сначала ограничили, а потом и вовсе запретили. В настоящее время в Германии, Италии, Австрии, Норвегии, Швейцарии и Нидерландах стирают только порошками без фосфатов. В Бельгии более 80% порошков безфосфатные, в Дании - 54%, Финляндии и Швеции - 40, Франции - 30, Великобритании и Испании - 25, Греции и Португалии - 15%. В Японии уже к 1986 году в стиральных порошках фосфатов не было вообще.

Природоохранные вложения порой выгодней, чем экономия на них. Как свидетельствуют факты, часто действительное вложение финансовых средств в природоохранные мероприятия может дать больший экономический эффект, чем последующие попытки предотвращения аварий. После прорыва трубопровода под Ханты-Мансийском и выброса в реку 3-х тысяч тонн нефти очистные мероприятия обошлись компании "ЮКОС" в 96 миллиардов рублей, а 36 миллиардов составили штрафные санкции местного комитета по экологии. Стоимость же станка горизонтального бурения, с помощью которого нефтепровод прокладывается под дном реки и становится безопасным, - 37 миллиардов рублей. Легко подсчитать, что если бы экологические расчеты были сделаны заранее и станок приобретен до аварии, а не после нее, то "Юкос" не понес бы таких внушительных финансовых потерь.

Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологический фактор. В связи с этим появилась концепция, которую можно назвать как охрана окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной окружающей среды. Так в СССР в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, преобразованный далее в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Делающее немалую законотворческую работу так в 1991 г. Верховным Советом РБ введены в действие временные нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, а спустя год приняты законы « О налоге за пользование природными ресурсами» и «О платежах на землю» регламентирующие платность практически всех видов природопользования. В 1993 г. был принят новый Закон « Об охране окружающей среды в РБ» призванный обеспечить правовые основы природоохранительной деятельности.[4]

С 70-х г. началось и активное международное сотрудничество. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих природопользование в международных масштабах.

Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках “Программы ООН по окружающей среде” (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.

В рамках данной концепции некоторым странам удалось добиться некоторой экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Это во многом объясняется тем, что идеология данной концепции эколого – экономического развития не изменилась по сравнению с концепцией фронтальной экономики. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, (максимальное наращивание производства). В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту.

Заключение.

В настоящее время идет процесс становления хозяйственного механизма природопользования на основе применения преимущественного экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными. Этот процесс с связан с переходом к рыночной экономике и разработке новой организационной структуры управления. В условиях перехода к рыночной экономике предусматривается формирование экономического механизма управления охраной окружающей Среды на основе жестких экологических ограничений по территориям и экосистемам, создание системы платежей за природопользование, учет экологических факторов при налогообложении, упорядочение источников финансирования мероприятий по охране, воспроизводству и сбережению природных ресурсов.

Особое место среди экономических аспектов принадлежит экономической оценке природных ресурсов т. е определению их денежной или товарной стоимости в абсолютном или относительном выражении.

Данная проблема возникла сравнительно недавно около двух десятилетий назад. Первоначально на смену натуральным показателям количественных и качественных характеристик природных ресурсов (объемы запасов, продуктивность, мощность пластов, глубина залегания итд.) пришла балльная оценка (производственная, технологическая). Она направлена на сопоставление однородных природных ресурсов с точки зрения благоприятности их использования с той или иной целью. Её показатели – баллы, категории, степени (леса 1-5 классов бонитета, земли 1-10 категории).

Одной из важнейших задач экономической оценки является определение материального ущерба, наносимого обществу при изъятии из хозяйственного оборота природных богатств. Экономическая оценка лежит в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном использовании ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов с целью сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов.

Поэтому так важно сотрудничество между странами, создание определенных органов в составе международных торговых организаций, которые способны не только контролировать отношения экономических и экологических факторов, но и устанавливатьправила взаимоотношений между ними.

Список литературы.

1. «Рациональное использование и охрана окружающей среды городов.» Е. М. Сергеев, Г. Л. Кофф

2. В. Г. Игнатов, А. В. Кокин. Экология и экономика природопользования, 2003.

3. Охрана окружающей среды - справочник

4. Стырикович М.А.Теплотехника и теплофизика. Экономика энергетики и экология, 2002.

5. Экология и экономика - Москва, изд. «Закон и право» 1998г.

6. Экология и экономика природопользования, Юнити-Дана, 2007.

7. Экономические основы экологии – Санкт-Петербург, изд. «Специальная литература» 1997г.


[1] Ники́та Никола́евич Моисе́ев (23 августа 1917, Москва — 29 февраля 2000, там же) — видный русский советский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик АН СССР (впоследствии РАН) (1984) и РАСХН (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения «Зеленого креста», президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1984—2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995—2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др.

[2] Экология и экономика природопользования, Юнити-Дана, 2007, с.256

[3] Экология и экономика природопользования, Юнити-Дана, 2007, с. 298.

[4] В. Г. Игнатов, А. В. Кокин. Экология и экономика природопользования, 2003, с.198.