"Экология". Контрольная работа. Решение четырех задач. Вариант №9.
В основу методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом заложен нормируемый удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые) и классов (по грузоподъемности, габаритным размерам для автобусов, по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей) для каждого типа двигателя (бензиновый, дизельный) в зависимости от движения по городу или вне населенных пунктов. При этом выброс вредных веществ корректируется в зависимости отряда наиболее существенных факторов. В результате в общем виде расчет массы вредных выбросов, поступающих в атмосферный воздух от АТС средств, проводится по формуле:
(1,1)
где Мi - масса i-го вредного вещества (оксида углерода - СО, углеводородов - СН, оксидов азота – NOx и др.);
j - количество групп автомобилей;
k - количество классов автомобилей в данной группе;
g - количество типов двигателей, используемых в данном классе автомобилей данной группы;
mijkg - пробеговый выброс i-го вредного вещества автомобилем j-ой группы k -гo класса с g-ым типом двигателя
при движении по городу или вне населенных пунктов, г/км;
ПКijkg - произведение коэффициентов влияния "n" факторов на выброс i-го вредного вещества автомобилем j-ой группы k-ro класса с g-ым типом двигателя.
По действующей методике для отдельных групп автомобилей учитывают различные коэффициента влияния, в результате чего расчетные формулы для i-ro загрязняющего вещества имеют Вид:
- для легковых автомобилей k-го класса с двигателем g-го типа
, т (1,2)
где mikg - пробеговый выброс i-го вредного вещества легковыми автомобилями k-ro класса (c двигателем k-го рабочего объема) с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл.1.1);
Lkg - пробег легковых автомобилей k-ro класса с двигателем g-го типа по территории населенного пункта или вне его, млн.км;
Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ легковыми автомобилями при движении по территории населенного пункта (включается в формулу только при расчете движения по населенным пунктам);
Кtig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния легковых автомобилей.
Таблица 1,1
Пробеговых выбросы загрязняющих веществ легковыми автомобилями с бензиновым двигателем, г/км
Рабочий объем двигателя, л
|
Населенный пункт
|
Вне населенного пункта
|
СО
|
СН
|
NOX
|
СО
|
СН
|
N0x
|
Менее 1,3
|
11,4
|
2,1
|
1,3
|
4.8
|
1,2
|
2,3
|
1.3 - 1,8
|
13
|
2,6
|
1,5
|
5,5
|
1,5
|
2.7
|
1,8 - 3,5
|
14
|
2,8
|
2.7
|
6
|
1,6
|
4
|
- для грузовых автомобилей k-го класса с двигателем g-го тип
, т (1,3)
где mikg- пробеговый выброс i-ro вредного вещества грузовыми автомобилями k-ro класса (k-ой грузоподъемности) с двигателями g-гo типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл. 1.2);
Lkg - пробег грузовых автомобилей k-ro класса с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне населенного пункта, млн.км;
Knig - коэффициент учитывающий изменение пробегового выброса от уровня использования грузоподъемности и пробега;
Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ грузовыми автомобилями при движении по территории населенного пункта (только для движения по населенным пунктам);
Ktig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния грузовых автомобилей.
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ
грузовыми автомобилями, г/км
Таблица 1.2
Грузоподъёмность автомобиля или автопоезда, т
|
Тип двигателя
|
Населенный пункт
|
Вне населенного пункта
|
CO
|
CH
|
NOx
|
CO
|
CH
|
NOx
|
0,5-2,0
|
Б
|
22
|
3,4
|
2,6
|
15,2
|
1,9
|
2,1
|
2,0-5,0
|
Б
|
52,6
|
4,7
|
5,1
|
26,3
|
2,6
|
4,1
|
2,0-5,0
|
Д
|
2,8
|
1,1
|
8,2
|
2,5
|
0,8
|
6,9
|
5,0-8,0
|
Б
|
73,2
|
5,5
|
9,2
|
40,8
|
4,1
|
8
|
5,0-8,0
|
Д
|
3,2
|
1,3
|
11,4
|
2,6
|
1,2
|
9,1
|
8,0-16,0
|
Б
|
97,8
|
8,2
|
10
|
50,5
|
4,5
|
8,5
|
8,0-16,0
|
Д
|
3,9
|
1,6
|
13,4
|
3,2
|
1,4
|
10,7
|
Более 16,0
|
Д
|
4,5
|
1,8
|
16,4
|
3,6
|
1,5
|
13,1
|
- для автобусов k-го класса с двигателем g-го тила, испопьзую-щимся на перевозках h-го типа
, т (1.4)
где mikg - пробеговый выброс I - го вредного вещества автобусом k-ro класса (k-го габарита) с двигателями g-ro типа при движении по территории населенного пункта или вне его, г/км (см.табл.1.3);
Lkgh - пробег автобусов k-ro класса с двигателями g-го типа при использовании в качестве маршрутного или на других видах перевозок при движении по территории населенного пункта или вне населенного пункта, млн.км;
Kkgh - коэффициент, учитывающий изменение пробегового выброса от вида перевозок;
Krig - коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ автобусами при движении по территорий населенного пункта (только для движения по населенным пунктам);
Ktig - коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автобусов.
Значения коэффициентов влияния приведены в таблице 1.4.
Таблица 1.3
Пробеговые выбросы загрязняющих веществ автобусами, г/км
Класс автобуса (L габаритная длинна, м)
|
Тип двигателя
|
Населенный пункт
|
Вне населенного пункта
|
CO
|
CH
|
NOx
|
CO
|
CH
|
NOx
|
Особо малые (L менее 5)
|
Б
|
13,5
|
2,9
|
3
|
6
|
1,6
|
4
|
Малый (6,0<L<7,5)
|
Б
|
44
|
3,4
|
6,1
|
24
|
2,3
|
5
|
Средний
|
Б
|
67,1
|
5
|
9,9
|
34
|
3,9
|
8,2
|
Д
|
4,5
|
1,4
|
9,1
|
3,3
|
1,2
|
8
|
Большой
(10,5<L<12)
|
Б
|
104
|
7,7
|
10,4
|
62
|
4,6
|
9,5
|
Д
|
4,9
|
1,6
|
10
|
3,5
|
1,3
|
18
|
Особо большой (L>12)
|
Д
|
5
|
1,6
|
11
|
3,6
|
1,3
|
18,8
|
Значения коэффициентов влияния в формуле (1.4)
Группа авто транспортных средств
|
Тип двигателя
|
Коэффициенты
|
Населенный пункт
|
Вне населенного пункта
|
CO
|
CH
|
NOx
|
CO
|
CH
|
NOx
|
Легковые автомобили
|
Б
|
Kri
|
0.87
|
0.92
|
0.95
|
|
|
|
Kti
|
1.75
|
1.48
|
1
|
1.75
|
1.48
|
1
|
Грузовые автомобили
|
Б
|
Kri
|
0.89
|
0.85
|
0.79
|
|
|
|
Kni
|
0.68
|
0.87
|
0.67
|
0.68
|
0.87
|
0.67
|
Kti
|
2
|
1.83
|
1
|
2
|
1.83
|
1
|
Д
|
Kri
|
0.95
|
0.93
|
0.92
|
|
|
|
Kni
|
0.68
|
0.76
|
0.82
|
0.68
|
0.76
|
0.82
|
Kti
|
1.6
|
2.1
|
1
|
1.6
|
2.1
|
1
|
Автобусы
|
Б м
п
|
Kri
|
0.89
|
0.85
|
0.79
|
|
|
|
Kh1[1]
|
0.9
|
0.96
|
0.89
|
0.7
|
0.88
|
0.67
|
Kh2[2]
|
0.7
|
0.88
|
0.67
|
0.7
|
0.88
|
0.67
|
Kti
|
2
|
1.83
|
1
|
2
|
1.83
|
1
|
Д м
п
|
Kri
|
0.95
|
0.93
|
0.92
|
|
|
|
Kh11
|
0.89
|
0.92
|
0.93
|
0.68
|
0.76
|
0.81
|
Kh22
|
0.68
|
0.76
|
0.81
|
0.68
|
0.76
|
0.81
|
Kti
|
1.6
|
2.1
|
1
|
1.6
|
2.1
|
1
|
Задача № 1 Вариант №9
Рассчитать валовый выброс вредных веществ (оксида углерода – СО, оксидов азота – NOx, углеводородов – СН) от автотранспорта по территории города за год. Исходные данные следующие:
־ годовой пробег (в млн.км) грузовых автомобилей с бензиновым ДВС – Lx; грузовых автомобилей дизельных – Ly; автобусов бензиновых – Lz; автобусов дизельных – Lw; легковых автомобилей – Lr (значение годовых пробегов для каждого варианта расчета см. в таблице 1.5);
־ пробеги в нутрии перечисленных групп автомобилей распределяются пропорционально структуре парка: легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя менее 1,3 л – 24%, 1,3-1,8 л – 65%, 1,8 л и более – 11%; грузовые с бензиновым двигателем грузоподъёмностью 0,5-2,0 т – 18%, 2,0-5,0 т – 68%, 5,0-8,0 – 11%, 8,0 т и более – 3%; грузовые с дизельным двигателем грузоподъёмностью 2,0-5,0 т – 4%, 5,0-8,0 т – 5%, 8,0-16,0 т – 76%, 16,0 т и более – 15%; автобусы с бензиновым двигателем особо малого класса (габаритной длиной менее 5 м) – 2%, малого класса (6,0-7,5 м) – 15%, среднего класса (8,0-9,5 м) – 63% (в том числе маршрутные – 50% от общего количества автобусов данного класса), большого класса (10,5-12,0 м) – 20%, (все маршрутные); автобусы с дизельным двигателем все маршрутные, в том числе среднего класса – 1%, большого класса – 44%, особо большого класса – 55%;
־ пробеговые выбросы загрязняющих веществ при движении автотранспортных средств и поправочные коэффициенты (коэффициенты влияния) задаются.
Годовые пробеги АТС по территории города, млн.км
№ п/п
|
Lx
|
Ly
|
Lz
|
Lw
|
Lr
|
1
|
472.41
|
70.59
|
253
|
22
|
615
|
2
|
944.82
|
141.18
|
506
|
44
|
1250
|
3
|
321.44
|
48.55
|
201.3
|
20.4
|
601.2
|
4
|
567.98
|
75.66
|
276.7
|
25.4
|
640.3
|
5
|
984.33
|
154.62
|
521.6
|
47.6
|
1470
|
6
|
523.55
|
73.84
|
260.1
|
23.9
|
625.6
|
7
|
237.77
|
43.67
|
168.4
|
18.3
|
469.6
|
8
|
485
|
72.34
|
256.8
|
22.7
|
619.2
|
9
|
671.44
|
83.25
|
307.8
|
26.1
|
651.7
|
10
|
338.91
|
50.72
|
230
|
21.1
|
607.8
|
11
|
427.53
|
71.24
|
243.5
|
24.1
|
630.7
|
12
|
489.22
|
73.68
|
253.6
|
24.9
|
636.9
|
13
|
978.35
|
151.31
|
504.6
|
43.8
|
1263
|
14
|
867.23
|
132.61
|
438.1
|
41
|
1211
|
15
|
237.88
|
43.55
|
172.9
|
19.7
|
578.9
|
16
|
776.88
|
92.23
|
315.6
|
27.4
|
770.9
|
17
|
456.23
|
72.44
|
243.7
|
24.3
|
635.8
|
18
|
589.07
|
76.61
|
253.3
|
25.1
|
660.1
|
19
|
234.79
|
41.33
|
165.2
|
19.3
|
576.1
|
20
|
328.99
|
71.56
|
262.6
|
25
|
760.3
|
21
|
459.33
|
74.31
|
265.4
|
25.8
|
672.8
|
22
|
667.87
|
84.33
|
286.7
|
27.1
|
680.1
|
23
|
877.25
|
135.61
|
39.
|
42.1
|
1003
|
24
|
552.22
|
83.42
|
253.1
|
24.9
|
635.5
|
25
|
467.17
|
66.88
|
22.3
|
23.2
|
741.8
|
26
|
953
|
142.6
|
517.2
|
39.2
|
1287
|
27
|
364.97
|
47.64
|
203.4
|
21.7
|
819.2
|
28
|
791.27
|
101.53
|
427
|
30.7
|
1058
|
29
|
952.33
|
158.27
|
495.4
|
38.7
|
1431
|
30
|
739.47
|
95.47
|
323.6
|
26.5
|
928.7
|
31
|
261.59
|
42.13
|
183.6
|
37.6
|
478
|
32
|
619.98
|
124.76
|
381.5
|
30.2
|
840.5
|
33
|
808.61
|
152.44
|
407.2
|
28
|
1073
|
34
|
907.19
|
133.94
|
473.4
|
37.2
|
1352
|
35
|
842
|
109.87
|
362.7
|
34.6
|
861.7
|
36
|
271.68
|
44.37
|
197
|
27.6
|
491.2
|
37
|
751.45
|
127.84
|
468
|
36.4
|
1376
|
38
|
627.03
|
87.72
|
392.8
|
33.3
|
1127
|
39
|
559
|
55.72
|
335.1
|
36.2
|
954.9
|
40
|
381.59
|
46.73
|
293.5
|
29.1
|
543.5
|
41
|
831.95
|
148.39
|
482.2
|
38
|
1407
|
42
|
541.27
|
62.37
|
414.9
|
33.8
|
885
|
43
|
283.17
|
45.21
|
216
|
28.7
|
537
|
44
|
643
|
54.61
|
374.6
|
29.4
|
905.6
|
45
|
511.37
|
49.82
|
341.6
|
29.4
|
905.6
|
46
|
723.47
|
118.28
|
451.2
|
34
|
1317
|
47
|
576.43
|
51.69
|
355
|
32.1
|
973.4
|
48
|
713
|
97.53
|
446.7
|
35.8
|
1183
|
Результаты расчетов представляются в виде итоговой таблицы, форма которой задаётся (см. форму 1.1).
По результатам расчета должны быть сделаны выводы, содержащие ответы на следующие вопросы:
־ какая группа автомобилей дает наибольший вклад в загрязнение атмосферы по сумме всех компонентов (СО, СH, NOX) ?
־ какая группа автомобилей даёт наибольший вклад в загрязнение атмосферы по оксиду углерода (СО) ?
־ какая группа автомобилей даёт наибольший вклад в загрязнение атмосферы по оксидам азота (NOx) ?
Форма (1.1)
Форма представления результатов расчета
Группы и классы АТС
|
Выброс СО
|
Выброс СH
|
Выброс NOx
|
CO+CH+NOx
|
т
|
%*
|
т
|
%
|
т
|
%
|
т
|
%
|
Легковые с бензиновым ДВС рабочим объемом
|
менее 1,3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,3-1,8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,8 и более
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузовые с бензиновым ДВС грузоподъемностью
|
0,5-2,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,0-5,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,0-8,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8,0 т и более
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузовые с дизельными двигателями грузоподъемностью
|
2,0-5,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5,0-8,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8,0-16,0т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16,0 т и более
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с бензиновыми ДВС прочии
|
Менее 5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6,0-7,5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8,0-9,5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с бензиновыми ДВС маршрутные
|
8,0-9,5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,5-12,0 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с дизельными ДВС маршрутные
|
8,0-9,5 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,5-12,0 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Более 12,0 м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего выбросы вредных веществ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* - проценты берутся по отношению выброса "всего"
Задача № 2 Вариант №9
Рассчитать снижение годового валового выброса вредных веществ (оксида углерода – СО, оксидов азота – NOx, углеводородов – СН) от автотранспорта вслучае строительства объездной дороги.
Исходные данные следующие:
־ годовой пробег (в млн.км) грузовых автомобилей с бензиновым ДВС – Lx; грузовых автомобилей дизельных – Ly; автобусов бензиновых – Lz; автобусов дизельных – Lw; легковых автомобилей – Lr (значение годовых пробегов для каждого варианта расчета см. в таблице.);
־ пробеги в нутрии перечисленных групп автомобилей распределяются пропорционально структуре парка: легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя менее 1,3 л – 24%, 1,3-1,8 л – 65%, 1,8 л и более – 11%; грузовые с бензиновым двигателем грузоподъёмностью 0,5-2,0 т – 18%, 2,0-5,0 т – 68%, 5,0-8,0 – 11%, 8,0 т и более – 3%; грузовые с дизельным двигателем грузоподъёмностью 2,0-5,0 т – 4%, 5,0-8,0 т – 5%, 8,0-16,0 т – 76%, 16,0 т и более – 15%; автобусы с бензиновым двигателем особо малого класса (габаритной длиной менее 5 м) – 2%, малого класса (6,0-7,5 м) – 15%, среднего класса (8,0-9,5 м) – 63% (в том числе маршрутные – 50% от общего количества автобусов данного класса), большого класса (10,5-12,0 м) – 20%, (все маршрутные); автобусы с дизельным двигателем все маршрутные, в том числе среднего класса – 1%, большого класса – 44%, особо большого класса – 55%.
־ Снижение пробегов по территории города составит 85% прогнозируемых пробегов по объездной дороге.
Результаты расчета представить в таблицу (см.форму 1.2).
Таблица 1.6
Годовые пробеги АТС по объездной дороге, млн.км
№ п/п
|
Lx
|
Ly
|
Lz
|
Lw
|
Lr
|
1
|
94,4
|
35,2
|
1,2
|
8,8
|
6,1
|
2
|
141,7
|
42,3
|
2
|
13,2
|
6,2
|
3
|
96,4
|
31,5
|
4
|
8,1
|
4,8
|
4
|
141,9
|
45,3
|
1,1
|
5
|
2,5
|
5
|
98,4
|
17
|
1,5
|
4,7
|
8,8
|
6
|
68
|
44,8
|
2,6
|
11,9
|
1,8
|
7
|
40,4
|
52,4
|
1,3
|
5,4
|
3,2
|
8
|
116,4
|
23,3
|
5,1
|
6,8
|
4,9
|
9
|
174,5
|
52,4
|
1,8
|
5,2
|
5,8
|
10
|
94,8
|
23,3
|
1,8
|
6,3
|
6
|
11
|
72,6
|
34,1
|
4,8
|
9,6
|
1,2
|
12
|
112,5
|
43,4
|
1,2
|
4,9
|
1,9
|
13
|
205,4
|
92,2
|
1
|
4,3
|
6,3
|
14
|
156,1
|
62,3
|
2,6
|
8,2
|
4,8
|
15
|
64,2
|
21,3
|
5,1
|
1,9
|
3,4
|
16
|
100,9
|
47
|
3,1
|
10,9
|
2,3
|
17
|
86,6
|
39,8
|
1,2
|
7,2
|
4,4
|
18
|
94,2
|
45,1
|
7,5
|
5
|
5
|
19
|
32,8
|
17,1
|
4,9
|
5,7
|
4
|
20
|
59,2
|
30
|
1
|
1
|
6
|
21
|
119,4
|
45,3
|
2,6
|
1,2
|
7,6
|
22
|
187
|
53,1
|
2,2
|
5,4
|
4,6
|
23
|
201,7
|
65
|
1,3
|
4,2
|
1,3
|
24
|
138
|
39,2
|
5
|
4,9
|
4,4
|
25
|
197.3
|
28.4
|
7.9
|
13.8
|
9
|
26
|
192.6
|
91
|
7.4
|
13.7
|
8.5
|
27
|
35.6
|
20.6
|
2.3
|
2.1
|
1
|
28
|
43.7
|
25
|
2.4
|
2.3
|
1.5
|
29
|
66
|
57.3
|
3.5
|
3.5
|
2.7
|
30
|
76.1
|
58.9
|
3.7
|
3.7
|
2.9
|
31
|
105.4
|
32.6
|
4.3
|
7
|
3.8
|
32
|
108
|
69.7
|
4.5
|
7.7
|
4.1
|
33
|
127.4
|
74.6
|
5.8
|
9.8
|
5.7
|
34
|
134.2
|
76.6
|
6
|
10.1
|
5.9
|
35
|
162.7
|
81.2
|
6.5
|
11.2
|
7.1
|
36
|
164.8
|
24.1
|
6.7
|
11.6
|
4.3
|
37
|
182.8
|
86.3
|
7.1
|
12.7
|
8.1
|
38
|
189.1
|
89.1
|
7.3
|
13
|
8.3
|
39
|
83.5
|
60
|
3.9
|
6
|
3
|
40
|
88
|
18.1
|
4.1
|
6.5
|
3.6
|
41
|
48.7
|
33
|
3
|
2.6
|
2
|
42
|
54.2
|
54
|
3.3
|
3.1
|
2.1
|
43
|
145
|
26.4
|
6.2
|
10.5
|
6.7
|
44
|
152.7
|
41
|
6.4
|
11
|
7
|
45
|
167.2
|
26.7
|
6.8
|
12.1
|
7.9
|
46
|
176.9
|
84.9
|
7
|
12.3
|
8
|
47
|
122.5
|
37.8
|
5.4
|
9
|
5.2
|
48
|
126.1
|
72.8
|
5.6
|
9.3
|
5.5
|
Форма 1.2
Форма представления результатов расчета выброса
Вредных веществ (в тоннах)
Группы автотр. средств
|
Выброс СО
|
Выброс СH
|
Выброс NOx
|
CO+CH+NOx
|
Город
|
Объезд
|
Город
|
Объезд
|
Город
|
Объезд
|
Город
|
Объезд
|
Легковые Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузовые с бензиновым
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузовые с дизельными
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с бензиновыми прочие
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с бензиновыми маршрутные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Автобусы с дизельными
маршрутные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего выбросов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего выбросов с объездом
|
|
|
|
|
Всего выбросов по заданию 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Снижение выброса в городе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Изменение всего выброса
|
|
|
|
|
Задача №3 Вариант №9
ПЛАТЕЖИ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Рядом законов РФ, а также республиканскими, краевыми и областными законодательными и нормативными актами предусмотрено введение для природопользователей платы за загрязняющие выбросы в атмосферный воздух.
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленным предприятием, установлены два вида нормативов платы:
• за выброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов;
• за превышение установленных лимитов выбросов загрязняющих веществ.
В РФ принято устанавливать нормативы платы по каждому отдельному виду загрязняющих веществ. Поэтому расчет размеров платы ведётся по каждому отдельному виду загрязняющих веществ.
Размер платы предприятия за выброс j-ro загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов П1j (руб.) определяется по формулам:
если Мфj < Млj, то
П1j = Р1j Мфj, руб. (1.1)
где
· Мфj - фактический выброс предприятием j-ro загрязняющего вещества, т.
· Млj - лимит выброса предприятием j-ro загрязняющего вещества, т;
· Р1j - норматив платы предприятия за выброс j-ro загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов, руб./т,
если Мфj < Млj, то
П1j = Р1j Млj, руб. (1.2)
Размер платы предприятия за выброс j-ro загрязняющего вещества сверх установленного лимита выброса П2j, (руб.) определяется по формуле:
П1j = Р1j (Мфj – Млj), руб (1.3)
Условие задачи
Установленные предприятию лимиты Выбросов и фактические выбросы за отчетный год приведены в таблице исходных данных (табл.1. 1).
Определить размеры платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при следующих значениях нормативов платы:
сернистый ангидрид
• при выбросах в пределах лимита 30 руб./т;
• при выбросах сверх лимита 140 руб./т;
оксид углерода
• при выбросах в пределах лимита 0,3 руб./т;
• при выбросах сверх лимита 1,5 руб./т;
оксид азота
• при выбросах в пределах лимита 25 руб./т;
• при выбросах сверх лимита 120 руб./т;
серная кислота
• при выбросах в пределах лимита 15 руб./т;.
• при выбросах сверх лимита 70 руб./т.
Решение задачи представить в виде таблицы (форма 1.1).
Таблица 1.1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Объем выброса загрязняющих веществ, т
№
|
Сернистый ангидрид
|
Оксид углерода
|
Оксид азота
|
Серная кислота
|
вар
|
лимит
|
факт
|
лимит
|
факт
|
лимит
|
факт
|
лимит
|
факт
|
1
|
4600
|
5100
|
4200
|
4000
|
1600
|
1600
|
164
|
170
|
2
|
5400
|
5200
|
4600
|
5200
|
2000
|
2100
|
170
|
170
|
3
|
5500
|
5800
|
4700
|
4500
|
2200
|
2100
|
175
|
185
|
4
|
5700
|
5500
|
4900
|
5600
|
2400
|
2800
|
175
|
175
|
5
|
4400
|
5000
|
4000
|
3800
|
1500
|
1500
|
160
|
170
|
6
|
4200
|
4000
|
4000
|
4600
|
1400
|
1600
|
150
|
150
|
7
|
4000
|
4700
|
3700
|
3600
|
1300
|
1300
|
145
|
150
|
8
|
4500
|
4500
|
4100
|
4500
|
1400
|
1800
|
130
|
125
|
9
|
4700
|
5000
|
4300
|
4700
|
1500
|
1400
|
140
|
155
|
10
|
4900
|
5300
|
4400
|
4400
|
1600
|
2300
|
150
|
145
|
11
|
5100
|
5000
|
4500
|
4800
|
1700
|
1700
|
160
|
180
|
12
|
5200
|
5500
|
4600
|
4300
|
1800
|
1600
|
165
|
185
|
13
|
5300
|
5200
|
4800
|
5300
|
1900
|
2300
|
170
|
160
|
|