Главная              Рефераты - Биология

Модель расширяющегося сознания и ее соотношения с классическими представлениями - реферат

РЕФЕРАТ

По предмету: Концепции современного естествознания

На тему: Модель расширяющегося сознания и ее соотношения с классическими представлениями

C ОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Сущность и истоки сознания…………………………………………………………..5

2. Модель расширяющегося сознания в ряду других концепций……………………...9

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь - это процесс накопления энергоинформационного опыта различными живыми организмами в результате их взаимодействия с окружающей средой. Огромное количество жизненных форм, существующих в различных частях безбрежного космоса, из поколения в поколение набирает собственный энергоинформационный опыт, активно взаимодействуя с окружающим локусом пространства-времени. Так происходит на любом уровне развития жизни, включая и человека.

В нашем мире, т.е. в том пространственно-временном локусе, где человек научился воспринимать окружающее своими органами чувств (или при помощи сконструированных приборов), обнаруживается великое множество органических форм жизни от вирусов и растений до высших приматов. Здесь, в нашем мире, присутствуют и неживые с нашей точки зрения энергетические конфигурации, которые человек научился использовать в собственных целях. Иными словами, человечество постепенно накапливает знание о том, что его окружает на Земле и в окружающем ее пространстве. Например, вирусы, неведомые людям прошлого столетия, ныне являются объектом детального исследования ученых-вирусологов. Они, конечно, существовали и раньше, т.е. до их фактического обнаружения человеком, но вошли в систему наших представлений лишь тогда, когда удалось осознать сам факт их присутствия. Аналогично, осознав существование в окружающем пространстве такой неживой энергетической конфигурации как нефть, люди приступили к изучению ее свойств и способов использования, то есть мы сначала пытаемся осознать нечто новое в окружающем нас пространстве, а затем включаем свою интеллектуальную составляющую, которая начинает анализировать вновь осознанный объект, определять его свойства и решать, как следует к нему относиться. Полезен он для наших целей, опасен или безразличен. Из сказанного однозначно вытекает, что интеллект человека является хотя и мощнейшим, но все же лишь инструментом для анализа того, что вначале должно быть осознано. Следовательно, реальное накопление энергоинформационного опыта начинается со все большего осознавания, происходящего вокруг, или иначе - с расширения собственного сознания. Все, что попало в поле зрения человеческого сознания, ложится под скальпель его интеллекта. Иногда, правда, и сам развившийся интеллект, подсказывает, куда нам следует направить внимание, чтобы обнаружить ранее не ведомое, еще не осознанное. Как правило, такие "подсказки" являются, результатом способности интеллекта к структурному моделированию сложного природного объекта и к анализу им же созданной модели.

А наше сознание, направленное в окружающий мир, настойчиво пытается осознать все то, что пока еще не попадало в его сферу, т.е. стремится к собственному расширению или, если угодно, развитию. Аналогично развивается и сознание, носителем которого являются иные, отличные от людей, формы жизни.

1. СУЩНОСТЬ И ИСТОКИ СОЗНАНИЯ

На протяжении веков феномен человека притягивает к себе внимание многих поколений ученых и является предметом изучения естественных, социальных и гуманитарных наук. Между естественным и гуманитарным знанием ведется непрерывный диалог по проблеме человека, происходит обмен информацией, теоретическими моделями, методами изучения и т.д. При этом каждая из сторон акцентирует внимание на конкретных сторонах жизнедеятельности человека, что само по себе важно, но явно недостаточно для адекватного изучения такого целостного явления, как человек. В данной ситуации большое значение имеет философское изучение феномена человека, поскольку именно философия ориентирована на создание целостного представления о нем.

Таким образом, проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественно-научный взгляд на человека представляет собой комплексное и многоаспектное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен без привлечения данных гуманитарного и социального познания.

Материальная основа человеческого сознания

В процессе эволюции живых организмов у них с необходимостью формируются управляющие подсистемы. У высших животных и человека органом управления является нервная система, прежде всего большие полушария головного мозга. Именно нервная система управляет функционированием высших организмов, способствуя удовлетворению их потребностей. Кроме того, нервная система осуществляет саморегуляцию организма, обеспечивает поддержание постоянства его характеристик, оптимизацию жизнедеятельности и динамическое равновесие организма с естественной средой. Нервная система — это тот орган, куда поступает разнообразная информация об изменениях окружающей среды и внутреннего состояния организма. Поступающие импульсы обобщаются нервной системой, что позволяет оптимизировать как внутренние, так и внешние процессы организма. Деятельность нервной системы направлена, с одной стороны, на объединение всех элементов организма, а с другой — на адаптацию организма к внешней среде.

Вместе с тем, нервная система обеспечивает не только пространственный, но и временной порядок функционирования различных компонентов организма, согласованность и последовательность их действий. С ее помощью регулируется работа каждого компонента организма (продолжительность, интенсивность, степень загрузки и др.). Подобного рода регулятивная деятельность осуществляется посредством возбуждения и торможения различных подсистем организма, обусловливающих определенные формы психической деятельности, которые обеспечивают в конечном счете целостность, самосохранение и совершенствование организма[1] .

Центральное место в нервной системе любого живого организма занимает мозг, который непосредственно влияет на обмен веществ, регуляцию газообмена и термообмена организма, функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Стимулирующее и регулирующее воздействие мозга испытывают не только органы, но и ткани, а также отдельные клетки организма. Работу мозга обусловливают тончайшие физико-химические, биофизические и биохимические процессы, протекающие в нервных тканях и клетках. При этом психические процессы взаимосвязаны с физиологическими, поскольку основу физиологических процессов также составляют разнообразные физико-химические, биофизические и биохимические процессы.

При этом, чем выше степень организации объекта управления, тем значительнее роль нервной системы как органа управления. Соответственно, чем совершеннее нервная система, тем больше степень ее воздействия на деятельность организма. Именно у человека нервная система достигла своего наивысшего развития. Нервная система человека и ее высший отдел — головной мозг — являются результатом не только биологической, но и социокультурной эволюции.

Основными элементами нервной системы живых организмов являются нервные клетки, или нейроны. Головной мозг человека состоит из 40—50 млрд. нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений с соседними клетками. По нейронным цепям осуществляются передача и переработка информации. Поверхность головного мозга (серое вещество) — кора головного мозга — состоит из нервных клеток и имеет глубину 2—6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин[2] .

По своей структуре мозг человека состоит из трех функциональных блоков:

1) блока, обеспечивающего тонус, т.е. нормальную физическую жизнедеятельность организма;

2) блока, осуществляющего прием, переработку и хранение информации, т.е. являющегося главным аппаратом познавательных процессов;

3) блока, программирующего поведение человека, его регуляцию и контроль всех поступков и действий.

В своей совокупности три перечисленных функциональных блока обеспечивают регуляцию взаимодействия человека с окружающей средой.

Основными из этих процессов являются:

- гомеостаз, т.е. поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма: дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования и т.д.;

- эмоции, через которые проявляются тревога, боль, стресс, болезни, удовольствие, радость, т.е. все положительные и отрицательные реакции человека на события и явления окружающего мира;

- обучение и память, связанные с реакцией отражения, которые формируют внимание человека, его волю, оказывают воздействие на его интересы и потребности.

Таким образом, все важнейшие отличия человека от животных закреплены в строении мозга. Поэтому человеческий мозг изучается как естественными, так и общественными и гуманитарными науками. Среди них ведущее место принадлежит психологии, которая в последнее время широко пользуется новыми методами исследования мозга, пришедшими из нейрофизиологии и психофизиологии, которые, в свою очередь, базируются на физических и химических методах исследования. Например, с помощью электрического раздражения разных отделов мозга можно вызывать и изучать мысли и эмоции, создавать иллюзии и галлюцинации.

С помощью этих исследований удалось добиться многого: открыть химические и электрические изменения, происходящие на клеточном уровне и сопровождающие каждый поведенческий акт; открыть функциональную асимметрию мозга; выяснить природу стресса как неспецифического защитного механизма сопротивления внешним факторам и многое другое.

Но по-прежнему множество вопросов остается без ответов: отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, поэтому до сих пор неясно, что такое мысль; спорен вопрос о начале сознания, ведь мышление не развивается само по себе, поэтому требуется определенное время после рождения ребенка для его формирования. В современной психологии можно выделить три основные точки зрения на сознание:

1) отрицание самоценности психики и сознания в бихевиоризме;

2) классическое понимание сознания как особого свойства высокоорганизованной материи;

3) модель «расширяющегося сознания» в трансперсональной
психологии С. Грофа, в соответствии с которой психика и сознание
существуют еще до рождения человека.

2. МОДЕЛЬ РАСШИРЯЮЩЕГОСЯ СОЗНАНИЯ В РЯДУ ДРУГИХ КОНЦЕПЦИЙ

Современное естествознание все ближе подходит к изучению самого сложного, что создала природа, — человека. Насколько оправдано здесь применение естественнонаучной методологии и что она может дать? Если признать, что психика и разум связаны с другими сторонами жизни и с остальной природой, то вполне оправдано, хотя надо отчетливо понимать границы естественнонаучного подхода.

Предметом естественнонаучного познания человека является все, что относится к его естеству и не обусловлено образованием, культурой, социальным окружением. Сюда относится огромное количество биологических процессов, не специфических для человека. Человек подвержен и социальным закономерностям. Естествознание изучает биологическую основу Социальных действий (в этом особенно преуспела социобиология). Если, скажем, обнаруженный 3. Фрейдом комплекс Эдипа генетически детерминирован, его можно изучать как естественнонаучный феномен.

Существует также множество процессов, относительно которых нельзя сказать социальные они или биологические. Они как бы на стыке биологии и социологии, и естествознание в этом случае вносит свой особый вклад в их целостное понимание.

Классическая и холотропная модели сознания

В исследовании психики и разума человека наибольших успехов в XX веке достигли нейрофизиология, психоанализ и кибернетика.

Вселенная расширяется с огромной скоростью, и континенты раздвигаются со скоростью, которую можно зафиксировать только самыми точными приборами. Но информация (прежде всего научная) уплотняет все многообразие мира в точку (в теории ноосферы Тейяра де Шардена это точка Омега), и, несмотря на то, что континенты становятся все дальше друг от друга, средства связи все теснее соединяют их. Такова диалектика жизни.

В процессе совершенствования механизма реагирования на воздействия окружающей среды психика все более усложнялась, что в конечном счете привело к

появлению того, что является главным отличием человека от всех других видов

жизни, — сознания.

Возможно, уплотнение информации весьма способствовало появлению сознания, которое затем, развиваясь и вбирая в себя все больше и больше, как бы расширялось, наподобие расширения Вселенной, но не в физическом, а в духовном смысле.

Процесс развития психики и сознания носит название психогенеза. Постулаты психогенеза, по X. Дельгадо, таковы:

1. Создав сознание, эволюция стала управлять собой.

2. Разум — один из механизмов обратной связи между организмом и средой.

3. Человек представляет собой функциональное единство сенсорной информации, поведенческих реакций и процессов, происходящих в мозгу.

4. В момент рождения сознания не существует.

5. Сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации. Над человеком довлеет наследственность и воспитание.

6. Над человеком довлеет наследственность и воспитание.

7. Индивидуальность человека — это приобретенные функции.

8. Цель воспитания — в создании психических функций индивидуума.

9. Воспитание не должно быть авторитарным, но контроль необходим.

10. Символы окружающего мира материализуются в мозгу как молекулярные изменения структуры нейронов.

11. Свобода — результат развития цивилизации.

12. Сделай самого себя.

13. Управление психикой приводит нас к психоцивилизации.

14. Управление гигантскими силами требует развития психических свойств.

Исследования последних лет в области изучения сознания человека,

связанное с использованием гипноза и психотропных средств, позволили, однако, С. Грофу сделать выводы, которые во многом противостоят классической модели сознания и человека.

В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне-физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

Таблица 1 - Сравнительный анализ классической и холотропной моделей сознания человека

Классическая модель Холотропная модель
Границы человеческого организма абсолютны и совпадают с поверхностью кожи. Человек имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы трехмерного пространства линейного времени и причинно-следственных связей. Он соизмерим со всею целостностью бытия.
Коммуникация и приобретение информации требуют участия сенсорных органов и известных видов энергии. Это не догма
Умственная деятельность состоит в перекомбинировании сенсорной информации. Психика включает весь опыт эволюции вселенной. В каждом человеке есть все.
Хранение в памяти осуществляется на основе материального носителя. Память может существовать без материального носителя.
Духовный опыт сводится к исходному нарциссизму, жажде «океанического» чувства и другим младенческим переживаниям. Духовный опыт является универсальным, продолжает информацию, полученную в измененных состояниях сознания и не сводим к регрессивным состояниям.
Сознание есть продукт моз7га Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем.
Симптомы психического заболевания надо ликвидировать с помощью лекарств. Симптомы болезни следует поддерживать (принцип гомеопатии), так как наличие этих симптомов свидетельствует о возможности решения проблемы.
Во время патологического процесса внутренние гомеостатические и целительные механизмы организма бездействуют. Эти механизмы всегда играют решающую роль. И необычное состояние сознания активизирует их силу.
Лечение психических заболеваний следует проводить традиционными методами. Лечение осуществляется с помощью сеанса изменения сознания.
В процессе лечения терапевт активен - пациент пассивен. Врач - эксперт, он все знает. Терапевт только помогает в процессе исцеления. Источник исцеления - сам человек.
Цель лечения - преодоление симптомов болезни и дискомфорта. Цель лечения - глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей. По настоящему здоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченности

В соответствии с классической моделью:

1. Границы человеческого организма абсолютны и совпадают с поверхностью

кожи.

2. Коммуникация и приобретение информации требуют участия сенсорных органов и известных видов энергии.

3. Умственная деятельность состоит в перекомбинировании сенсорной информации (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах).

4. Хранение в памяти осуществляется на основе материального субстрата — мозговых клеток и цепей генов.

5. Духовный опыт сводится к исходному нарциссизму, жажде «океанического чувства» и другим младенческим переживаниям.

6. Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем.

7. Симптомы психического заболевания надо ликвидировать с помощью лекарств.

8. Во время патологического процесса внутренние гомеостатические и целительные механизмы организма бездействуют.

9. Лечение психических заболеваний следует проводить электрошоком, инсулиновой блокадой, психофармакологическими средствами, вербальной психотерапией (метод свободных ассоциаций, беседа, разрушение стереотипов).

10. В процессе лечения терапевт активен, пациент пассивен. Врач — эксперт, он все знает.

11. Цель лечения - преодоление симптомов болезни и дискомфорта.

Напротив, в соответствии с так называемой холотропной моделью сознания С. Грофа:

1. Человек имеет бесконечное поле сознания, выходящее за пределы

трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; он соизмерим со всею целостностью бытия.

2. Для коммуникации и получения информации не обязательны сенсорные каналы и известные виды энергии.

3. Психика включает весь опыт эволюции Вселенной (в том числе смерть и коллективное бессознательное). В каждом человеке есть все.

4. Память может существовать без материального субстрата.

5. Духовный опыт является универсальным; продолжает информацию, полученную в измененных состояниях сознания, и несводим к регрессивным состояниям.

6. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем.

7. Симптомы болезни следует поддерживать (принцип гомеопатии), так как наличие их свидетельствует о возможности решения проблемы, вставшей перед организмом.

8. Гомеостатические и целительные механизмы всегда играют решающую роль и необычные состояния сознания активизируют их силу.

9. Лечение осуществляется с помощью сеанса изменения сознания (духовное исцеление, исцеление через транс, ритуалы перехода, мистерии

смерти и возрождения и т. п.).

10. Терапевт только помогает в процессе исцеления установить связь между Эго и высшим Я. Источник исцеления — сам пациент.

11. Цель лечения — глубокая трансформация личности и смена фундаментальных ценностей человека. По-настоящему здоров тот, кто приходит к чувству планетарного единства, экологической озабоченности и необходимости служения.

Какими бы удивительными ни казались максимы холотропной модели сознания, прослеживаются определенные параллели между ними и современными физическими представлениями.

1. Поле сознания выходит за трехмерное пространство и линейное время (в физике: пространство — время не трехмерно и не линейно).

2. Отсутствует однозначный детерминизм (в физике: внедрение вероятностных представлений).

3. Память, как и энергия может существовать без материального субстрата (в физике: масса покоя может быть равна нулю).

4. Поле сознания бесконечно (в физике: принцип дальнодействия).

5. Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем (в физике: «свобода

воли» электрода).

6. Вселенная предполагает участие космического разума как решающего фактора развития. Сознание — исходный атрибут существования (в космологии: антропный принцип).

Модель Грофа прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне-физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

В эзотерической традиции дух и материя мыслятся как два аспекта единой сущности (или духо-материи, что на уровне общей идеи совпадает с информационным подходом). В этом смысле неверно сказать, что идеальные нематериальные процессы управляют материальными. Но принцип дуализма с этой точки зрения верен в том смысле, что духовно-материальные силы высшей природы (тонкого плана) управляют материальными процессами низшей природы физического (плотного) плана. Предполагается, что мироздание имеет иерархически-сложную структуру, причем каждому уровню соответствуют свои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь форм существования материи, в отличие от известных науке четырех состояний – твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности, то есть в природе нет пустоты: межмолекулярному пространству соответствуют вибрации эфира низшего тонкого (астрального) плана, межатомному - вибрации эфира высшего тонкого плана, которые недоступны познанию на физическом уровне организации материи. Имея в виду эти представления, можно предположить, что постулируемая учеными «темная материя» являет собой один из видов эфирного состояния материи.

В эмпирической метафизике утверждается принцип: в жизни целого высшее управляет низшим. Человек связан с Высшим инобытием через каналы интуиции. В этом смысле бессознательное имеет двоякую природу – подсознания или инстинкта и высшего чувствознания или творческой интуиции.

Энергетический аспект сознания в современных научных концепциях не представлен, но изучался, например, в школе йоги. В индийской традиции метафизики сознание мыслится как атма-шакти или энергия Высшего «Я». Сознание – это тонко-материальная субстанция (энергия), в которой посредством вибраций жизненной энергии праны рождаются мысли. Путем очищения сознания и повышения вибраций нервных и психических центров в практике йоги стремятся достичь соединения индивидуального сознания с универсальным (космическим, божественным), управления сознанием, телесными и психическими процессами[3] .

С точки зрения эмпирической метафизики жизнь есть сознание с присущими ему различными формами, поскольку все сущее активизируется и движется благодаря пронизывающим его духовным энергиям. Отсюда процессы распознавания, коммуникаций, выбора, симпатий и антипатий в мире природы имеют психическую основу. Если оставить технический язык описания современной науки и перейти на язык психологии, то я бы выделила особо феномен понимания в природе . Именно понимание как распознавание и осознание знаков пространственно-временной ситуации делает возможным жизнедеятельность растений и животных. Можно сказать, что чувственное осознание в форме понимания составляет основу невербального познания и общения и среди людей.

Эзотерические концепции сознания не доступны прямой научной проверке, но я считаю, что они полезны для расширения горизонта выдвижения гипотез.

Эзотерику не зря называют эмпирической метафизикой. Немалый интерес для развития науки и понимания феномена сознания представляет творчество изобретателей-мистиков, таких как Джон Кили и Никола Тесла. Их творчество свидетельствует о том, что представления человека о мире и феномене сознания ограничены его собственным миром и сознанием. При расширении сознания мир оказывается совсем иным.

Изобретателя Николу Тесла (1856-1943) называют гением вне времени[4] . Автор более 300 патентов на изобретения выступал с лекциями о своих взглядах на творчество и природу мироздания. Тесла был первым, кто занимался изучением сверхсильных магнитных и электрических полей и заявлял, что он видит энергетическое будущее человечества в использовании энергии эфира (или энергонасыщенного вакуума). Более того, в своих изобретениях, многие из которых неразгаданны, по его свидетельствам, он использовал энергию эфира.

Тесла обладал способностью эйдетического воображения и визуализации с детства. Он научился сознательно управлять яркими картинами воображения и развил свой метод материализации творческих концепций . Если в сон человек не может вмешаться, то здесь мы имеем дело именно с управляемым сознательным мышлением и воображением.

Для Теслы процесс творчества проходит ряд этапов: Внешний раздражитель (на мышление и память) - чувство потребности в следующем изобретении - появление идей в виде геометрических образов – осознание принципа открытия – его физическая интерпретация – формализация (математическая обработка), выявление необходимых технических свойств материалов, необходимых для непрерывного действия конструированной физической модели.

Откуда появляются идеи ?

Согласно Тесле, Вселенная – живая система, а люди – это «автоматы», ведущие себя в связи с планами Творца. Человеческий мозг работает автоматически, реагируя на внешние (по отношению к нему) раздражители. Память – это всего лишь реакция человеческого мозга на повторяющийся внешний раздражитель. В биофизическом смысле памяти не существует, - заявляет Тесла (хотя сам говорил на 7-8 языках). Человек – это проводник идей , идущих из мира идей в мир людей и практики. Эти взгляды близки идеям Будды (сознание как процесс) и Платона. Творчество Теслы рассматривают как первый неоспоримый и ясный шаг в сторону объяснения доктрины Платона. Согласно Платону, математика есть связь между миром идей и миром вещей. Тесла указал на возможность слияния материального и духовного в человеческом сознании и Всеобщий закон резонанса. Если электромагнитные колебания взаимодействуют с тонкими планами, в таком случае числа – это некоторые отражения структуры организации электромагнитных полей. Математические алгоритмы отражают способы воплощения идей в физические объекты. Из современной математики Тесла использовал только ряды Фурье и простые выкладки Архимеда. Математика Теслы – это математика Пифагора и Платона (в высшем смысле). Согласно Тесле, эфир представляет собой единое недифференцированное поле, состоящее из времени, пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов

является рождение физической материи. Время – реальный алгоритм овеществлённой математики и создается из эфира благодаря резонансу физических систем, в эфир же оно и возвращается (сходные идеи выдвигает астрофизик Сагал, если вспомнить его «образ червоточин в мироздании»).

Для Теслы все в мире взаимосвязано: «Аристотель утверждал, что в космическом пространстве существует независимый высший дух, приводящий в движение и мысль – его главный атрибут. Точно также и я уверен, что единый Космос объединён в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие её в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это – КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо и сам чувствует себя частью общей гармонии»[5]

Естественнонаучное обоснование нравственности

В число отличий человека от животных помимо прямохождения, развития руки, изготовления орудий, труда, разума, слова входит и нравственность. Рождение

нравственности — важнейший этап антропогенеза - становления человека.

«Абстрактное мышление дало человеку господство над всем вневидовым окружением и тем самым спустило с цепи внутривидовой отбор, - считает один из основоположников этологии Конрад Лоренц... В «послужной список» такого отбора нужно, наверное, занести и ту гипертрофированную жестокость, от которой мы страдаем и сегодня. Дав человеку словесный язык, абстрактное мышление одарило его возможностью культурного развития; передачи надындивидуального опыта, но это повлекло за собой настолько резкие изменения в условиях его жизни, что приспособительная способность его инстинктов потерпела крах. Можно подумать, что каждый дар, достающийся человеку от его мышления, в принципе должен быть оплачен какой-то опасной бедой, которая неизбежно идет следом. На наше счастье, это не так, потому что из абстрактного мышления вырастает и та разумная ответственность человека, на которой только и основана надежда управиться с постоянно растущими опасностями»[6] .

Наблюдаемый Лоренцем триумфальный крик диких гусей напоминает любовь, которая сильнее смерти; бои между крысиными стаями напоминают кровную месть и войну на уничтожение. Как много все-таки у человека и близкого животным — чем больше развивается этология, тем справедливее становится этот вывод. Но и многое явно социальное в человеке тоже досталось ему как компенсация за какие-то биологические недостатки или чрезмерные преимущества перед другими видами. Таковой является и нравственность.

У опасных хищников (например, волков) есть селективные механизмы, запрещающие убивать представителя своего вида. У неопасных животных (шимпанзе) таких механизмов нет. У человека тоже нет, так как он не имеет «натуры хищника» и «у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убивать крупное животное. Именно потому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают всех «профессиональных» хищников от применения оружия против сородичей» [7] .

В предыстории человека никакие особенно высокоразвитые механизмы для предотвращения внезапного убийства не были нужны: такое убийство было попросту невозможно... Когда же изобретение искусственного оружия открыло новые возможности убийства — прежнее равновесие между сравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми возможностями убийства оказалось в корне нарушено.

Более чем вероятно, что пагубные проявления человеческого агрессивного инстинкта, для объяснения которых Зигмунд Фрейд предложил особый инстинкт смерти, основанный просто-напросто на том, что внутривидовой отбор в далекой древности снабдил человека определенной мерой агрессивности, для которой он не находит адекватного выхода при современной организации общества.

«Нынешняя коммерческая конкуренция грозит вызвать по меньшей мере такую же ужасную гипертрофию упомянутых побуждений, какую у внутривидовой агрессии вызвало военное состязание людей каменного века. Счастье лишь в том, что выигрыш богатства и власти не ведет к многочисленности потомства»[8] .

Таким образом, первая функция, которую выполняла ответственная мораль в истории человечества, состояла в том, чтобы восстановить утраченное равновесие между вооруженностью и врожденным запретом убийства... Все проповеди аскетизма, предостерегающие от того, чтобы отпускать узду инстинктивных побуждений, учение о первородном грехе, утверждающее, что человек от рождения порочен, — все это имеет общее рациональное зерно: понимание того, что человек не смеет слепо следовать своим врожденным наклонностям, а должен учиться властвовать над ними и ответственно контролировать их проявления.

Моральные требования будут расти, но «при всем желании не видно каких-либо селективных преимуществ, которые хоть один человек сегодня мог бы извлечь из обостренного чувства ответственности или из добрых естественных наклонностей. Скорее следует серьезно опасаться, что нынешняя коммерческая организация общества своим дьявольским влиянием соперничества между людьми направляет отбор в прямо противоположную сторону»[9] .

У человека нет естественных механизмов убийства себе подобного и поэтому нет, как у волков, инстинкта, запрещающего убийство представителя своего вида. Но человек выработал искусственные средства уничтожения себе подобного и параллельно развились в нем как средство самосохранения искусственные механизмы, запрещающие убийство представителя своего вида. Это и есть нравственность, которая является социальным эволюционным механизмом.

Но социальная этика — только первая ступень нравственности. Человек ныне создал искусственные средства, позволяющие ему уничтожать всю планету, что он успешно и делает. Если человек будет продолжать истреблять населяющие Землю виды животных и растений, то в соответствии с основным законом экологии — науки о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой — уменьшение разнообразия в биосфере приведет к ослаблению ее устойчивости и в конечном счете гибели самого человека, который не может существовать вне биосферы. Чтобы этого не произошло, нравственность должна подняться на новый уровень, распространяясь на всю природу, т. е. став экологической этикой, запрещающей уничтожение природы.

Такой процесс можно назвать углублением нравственности, во-первых, потому, что критерием нравственности является совесть, находящаяся в глубине человеческой души, и, стараясь прислушаться к этому внутреннему голосу, человек как бы погружается в самого себя. Вторая причина связана с появлением понятия «глубинной экологии», которая призывает человека к более бережному отношению к природе с позиций экологической этики, распространяющей моральные принципы на взаимоотношения человека с природой.

Экология углубляется в область нравственного. Модель «расширяющегося сознания» также имеет очевидное экологическое значение, что позволило говорить о расширении сознания в «глубинной экологии». Итак, от расширяющейся Вселенной к расширяющемуся сознанию и углубляющейся нравственности. Это не случайные параллели. Развитие Вселенной ведет к социальным изменениям — таков один из выводов, а именно этический, из современных концепций естествознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сознание — объект внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Органом сознания является мозг и интерес к нему очень велик. Вопросы сознания неразрывно связаны с проблемой существования мира и проблемами познания человеком самого себя.

Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит:

1. В отражении объективных свойств предметов внешнего мира.

2. В предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

3. В правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью.

Сознание — это совместное знание, общее, то, что может быть передано другим людям. Язык служит нормой выражения мысли и средством общения людей. Мысль никогда не равна прямому значению слова, но она и невозможна без слов.

Классическую модель сознания можно описать так: сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем. Материальный мир в том виде, в каком он воспринимается индивидом с момента рождения, является единственным источником, из которого черпается психическое содержание. Новорожденный - это «tabula rasa» (чистый лист). Концепция, учитывающая постнатальные воспоминания индивида (то есть после рождения) и фрейдовское бессознательное, считается достаточным и адекватным способом объяснения психических феноменов, которые свойственны индивидам, не страдающим органической патологией. Все, что в эту концепцию не вписывается, вызвано какой-нибудь патологией («болезнь с известной или неизвестной этиологией»). При рассмотрении психотических феноменов обычно пренебрегают биографическими факторами и считают, что их основной причиной являются анатомические, физиологические или биохимические изменения организма. Психологическое направление пытается объяснить природу и содержание психотического опыта ранними постнатальными травмами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абрамович В. Метафизика и космология учёного Николы Теслы// Дельфис. – 1999. - № 4. – С. 31-36

2) Акимов А.Е., Ю., Карпенко Ю.П. Место сознания в системе научного знания// Сборник работ академика РАЕН, директора Международного института теоретической и прикладной физики А.Е.Акимова / Сост. В.Г.Акимова. – Пенза, 2000. С. 63 – 83

3) Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174.

4) Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997

5) Гроф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания. М: АСТ, 2003

6) Пузиков А. Эволюция Сознания// http://www.zovnet.ru

7) Садохин А.П. Концепции современного естествознания. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006


[1] Садохин А.П. Концепции современного естествознания. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – C. 340

[2] Садохин А.П. Концепции современного естествознания. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. C. 341

[3] Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. ТрудыМеждународной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174

[4] Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. ТрудыМеждународной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174

[5] Абрамович В. Метафизика и космология учёного Николы Теслы // Дельфис. – 1999. - № 4. – С. 31

[6] Цит. по: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.- С. 109

[7] Там же. – С. 110

[8] Цит. по: Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Центр, 1997.- С. 111

[9]