Главная              Рефераты - Биография

 

Саннадзаро Якопо - доклад

С. Мокульский

Саннадзаро Якопо (Jacopo Sannazzaro, 1458—1530) — итальянский и неолатинский поэт. Происходил из испанской дворянской семьи, выселившейся в Италию. Р. в Неаполе. В возрасте 22 лет сблизился с кружком неаполитанских гуманистов, возглавляемым неолатинским поэтом Понтано . С. стал учеником Понтано и членом основанной им Понтанианской академии, в которой работал под именем Actius Sincerus. Был тесно связан с неаполитанскими королями араганской династии, принимал участие в их походах в Тоскану (1479) и в Отранто (1481) и сопровождал последнего из них Федериго в изгнании во Францию (1501), откуда вернулся на родину только после его смерти (1504). Остаток жизни прожил уединенно на своей вилле Мерджеллине, целиком погруженный в литературные и научные занятия. В старости отдался религиозным настроениям, построил на свои средства церковь, в которой и похоронен.

Свою лит-ую деятельность С. начал сочинением аллегорических пьес, прославляющих военные подвиги арагонских королей и расчитанных на исполнение во время придворных празднеств. Несмотря на литературность языка, изобилие античных реминисценций и отсутствие комического элемента, эти пьески названы С. фарсами, в виду их внешнего сходства (простота и неправильность построения, 11-сложный стих с внутренними рифмами) с этим «народным» жанром. Для увеселения неаполитанского двора С. написал также свои комические монологи («Gliommeri» — «Клубки»), подражающие репертуару жонглеров и переполненные злободневными намеками, насмешками над живыми людьми, народными выражениями, пословицами и т. д. К юности С. относятся и его любовные стихотворения, написанные в манере Петрарки и начавшие волну «петраркизма» в итальянской лирике XVI в.

Но все эти юношеские произведения С. бледнеют перед его знаменитым пастушеским романом «Arcadia» (Аркадия, написан между 1481 и 1486, издан 1504), положившим начало моде на пастораль в Италии и в других европейских странах. «Аркадия» — описание блаженной страны пастухов, в которой ищет убежища отвергнутый любовник Синчеро (автобиографический образ). Синчеро принимает участие в празднествах, играх и песнях пастухов, внимает их любовным жалобам и оплакивает собственные горести. Затем он возвращается на родину, узнает о смерти своей жестокой возлюбленной и скорбит о ней. Все это изложено в 12 «гимнах» (идиллических картинах в прозе), чередующихся с 12 «эклогами» (буколические диалоги в стихах). Те и другие переполнены заимствованиями у мастеров античной и ренессансной буколической поэзии (Феокрита, Вергилия, Овидия, Кальпурния, Петрарки, Бокаччо). Самый прием чередования прозаических кусков с поэтическими взят С. из «Амето» Бокаччо. Весь тематический материал «Аркадии» искусственен и традиционен. Ни итальянская природа, ни итальянская деревенская жизнь не проглядывают через условные очертания ее образов. И все же роман показался современникам С. весьма актуальным в силу пронизывающего его утонченного изображения чувств. К тому же пастушеские маски «Аркадии» скрывали идеализованных неаполитанских аристократов, а весь роман в целом реализовал грезу гуманистически образованной землевладельческой знати Неаполя, проводившей политику рефеодализации Италии. Роман имел громадный успех, в течение XVI в. он выдержал 59 изданий и был переведен на все зап.-европ. яз.

В качестве поэта-гуманиста С. написал также ряд латинских стихотворений. Среди последних наибольшей известностью пользуются его «Eclogae piscatoria» (Рыбацкие эклоги). Их тематическая новизна — в замене традиционных в буколической поэзии пастухов рыбаками неаполитанского побережья. Большая реалистичность «Рыбацких эклог» сочетается с чисто вергилиевской прелестью латинских стихов С., которые значительно гибче и изящнее его итальянских стихов.

Большим мастерством формы и разнообразием содержания отличаются также сборники латинских элегий (3 книги) и эпиграмм (3 книги), в которых С. повествует о различных радостных и горестных событиях своей жизни. В этих стихотворениях находят себе особенно полное выражение патриотические и монархические настроения С., не за страх, а за совесть служившего арагонской династии. Наконец старческие пиетические настроения С. породили большую латинскую религиозную поэму «De partu Virginis» (О родах девы Марии, 1526), которая, несмотря на его упорную 20-летнюю работу над ней, не может быть признана полноценным художественным произведением.

Список литературы

I. Лучшее издание итальянских сочинений Саннадзаро: Le opere volgari, a cura di G. B. Crispo, Padova, 1723. Полное издание его латинских сочинений вышло в Амстердаме (Actii Synceri Sannazarii opera latine scripta), 1728. Избранные латинские стихи — в сборнике Poeti umanisti maggiori, a cura di L. Grilli, Città di Castello, 1914. Лучшие комментированные издания «Аркадии» — M. Scherillo, Torino, 1888, Torino, 1926.

II. Colangelo F., Vita di Giacopo Sannazzaro, 2-a ed., Napoli, 1819

Torraca F., Gli imitatori stranieri del Sannazzaro, Roma, 1882

Его же, La materia dell’Arcadia del Sannazzaro, Città di Castello, 1888

Sainati A., La lirica latina del Rinascimento, Pisa, 1919