Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция - часть 6

 

  Главная      Автомобили - ВАЗ     Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция по эксплуатации автомобиля и его модификаций

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция - часть 6

 

 

84

при этом полнота выключения и включения сцепления 
полностью обеспечивается.

На автомобилях, оборудованных электроусилителем руле-
вого управления (в вариантном исполнении), при дости-
жении крайних положений поворота рулевого колеса появ-
ление незначительного стука не является признаком неис-
правности .
Постоянно следите за чистотой клемм и зажимов аккумуля-
торной батареи и за надежностью их соединения . Помните, 
что окисление клемм и зажимов, а также ненадежное соеди-
нение вызывают искрение в месте ненадежного контакта, 
что может привести к выходу из строя электронного обо-
рудования автомобиля . Также не допускается проверять 
работоспособность генератора при работающем двигателе 
путем снятия зажимов с аккумуляторной батареи .

ВНИМАНИЕ!
Жидкостные выделения из выхлопной трубы относятся к 
конденсату и являются естественным рабочим процес-
сом, неисправностью не является.

Предупреждение
На автомобиле установлена система зажигания высокой 
энергии. Поэтому при работающем двигателе касание 
элементов системы зажигания опасно.

Кроме того, не рекомендуется проверять цепи высокого 
напряжения «на искру», так как это может привести к выходу 
из строя элементов системы зажигания . При техническом 
обслуживании автомобиля с 8-клапанным двигателем про-
веряйте надежность соединений высоковольтных проводов 
с катушками и свечами зажигания .

Демонтаж высоковольтных проводов с приборов системы 
зажигания осуществляйте только за защитный колпачок . 
Демонтаж за высоковольтный провод не допускается!
Во избежание разрядки аккумуляторной батареи при нера-
ботающем двигателе не оставляйте на длительное время 
ключ в выключателе зажигания .
Избегайте резкого открывания дверей в конце их хода . Не 
оставляйте незакрытыми двери на остановке при сильном 
ветре, чтобы избежать деформации передних кромок дверей .
Зимой, когда слой льда или снега на опускных стеклах 
затрудняет их передвижение, не применяйте чрезмерных 
усилий при вращении ручки, чтобы не повредить механизм 
стеклоподъемника . Для предотвращения выхода электро-
стеклоподъемников из строя обязательно очищайте стекла 
дверей от льда и снега .

Эксплуатация нового автомобиля

Во время обкатки нового автомобиля до пробега первых 
2000 км:
– после пробега первой тысячи километров проконтроли-
руйте затяжку болтов крепления колес и, при необходимо-
сти, подтяните до достижения крутящего момента 87,7 Н•м;
– при движении автомобиля, не превышайте скорость  
110 км/час и частоты вращения коленчатого вала двигателя  
3500 мин

-1

;

– при движении автомобиля не превышайте скоростей, ука-
занных в таблице 2;
– своевременно, в соответствии с дорожными условиями, 
включайте высшие передачи в коробке передач, избегая 
перегрузки двигателя;
– не производите буксировки прицепа или другого автомо-
биля;

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

85

– режимы движения – резкое трогание с места, в том числе 
с включенным ручным тормозом, разворот с пробуксовкой 
передних колес при максимальных оборотах двигателя – не 
допускается, так как это приводит к повреждению диффе-
ренциала .

Т а б л и ц а  2

Скорости движения нового автомобиля, км/ч

Пробег, 

км

Передача в коробке передач

первая

вторая

третья

четвертая

пятая

0–500

20

40

60

80

90

500–3000

30

50

70

90

110

Предупреждение
Новые тормозные колодки должны приработаться (при-
тереться), поэтому в период обкатки автомобиля или 
после замены тормозных колодок необходимо эксплуа-
тировать автомобиль с повышенной осторожностью, так 
как тормозная система в этот период не обладает макси-
мальной эффективностью.

Подготовка автомобиля к движению

ВНИМАНИЕ!
Перед выездом из гаража или с места стоянки проверьте 
техническое состояние автомобиля.

Для этого:
1 . Проверьте и доведите до нормы давление воздуха в шинах 
(см . табл . 3а) .

2 . Проверьте уровень масла в картере двигателя и при необ-
ходимости доведите его до нормы .
3 . Проверьте уровни охлаждающей, тормозной и омываю-
щей жидкостей и при необходимости доведите их до нормы .
4 . Проверьте исправность ламп внешних световых приборов 
и их чистоту .
5 . Проверьте функционирование системы стеклоочистки .
6 . Проверьте  правильность установки зеркал, сидений и 
ремней безопасности .
7 . Проверьте исправность рабочей тормозной системы 
(отсутствие провала педали тормоза) и стояночной тормоз-
ной системы (фиксацию рычага стояночного тормоза) .
Наличие следов масел и эксплуатационных жидкостей под 
автомобилем свидетельствует о негерметичности его узлов 
и агрегатов . В этом случае необходимо обратиться к дилеру 
Lada для выявления и устранения причин их появления .

ВНИМАНИЕ!
Не откладывая, устраняйте обнаруженные неисправно-
сти у дилера LADA.

Посадка водителя за рулем

Предупреждение
Безопасная техника вождения автомобиля во многом 
зависит от правильной посадки водителя. Правильная 
посадка – водитель достаточно плотно опирается на 
спинку сиденья, ноги при полном ходе педалей вытянуты 
не полностью, а обе руки, слегка согнутые в локтевых 
суставах, удерживают верхнюю часть рулевого колеса. 
Положение тела должно быть устойчивым, но не напря-
женным – это предотвращает быстрое утомление.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

86

Пуск двигателя

Данные рекомендации обеспечивают пуск исправно-
го двигателя с аккумуляторной батареей, заряженной не 
менее чем на 75%, с моторным маслом класса вязкости 
по SaE, соответствующим температуре окружающей среды  
(см . прил . 1), на бензине класса испаряемости для зимнего 
периода года в зависимости от климатического района при-
менения в соответствии с ГОСТ Р 51105-97 .
1 . Перед пуском двигателя вставьте ключ в выключатель 
зажигания, поставьте автомобиль на ручной тормоз, выжми-
те до упора педаль сцепления, переведите рычаг переклю-
чения передач в нейтральное положение .
2 . Включите зажигание, сделайте паузу в несколько секунд, 
чтобы электробензонасос успел поднять давление в топлив-
ной рампе до рабочего значения .

ВНИМАНИЕ!
Во время пуска двигателя не следует нажимать на педаль 
акселератора. Пуск двигателя оптимизирован до тем-
пературы окружающей среды минус 27 °C без участия 
водителя в управлении дроссельной заслонкой. При 
полном (до упора) нажатии на педаль акселератора в 
режиме пуска двигателя топливоподача блокируется 
для продувки цилиндров двигателя от лишнего топлива 
после неудачных пусков.

3 . Включите стартер . Нажатую до упора педаль сцепления 
удерживайте  до окончания пуска и выхода двигателя на 
устойчивый холостой ход . После пуска двигателя отпустите 
ключ зажигания – стартер выключится .

Примечание. Запрещается включать стартер более чем на 10 секунд .

4 . Если в течение 10 секунд работы стартера двигатель не 
пустился, повторите пуск не ранее чем через 40 секунд .
5 . Если вторая попытка пуска была безуспешной, третью 
начните не ранее чем через 40 секунд с полностью нажатой 
педалью акселератора (режим продувки цилиндров) . После 
6–8 секунд продувки плавно отпустите педаль акселератора .

ВНИМАНИЕ!
Несоблюдение вышеуказанных рекомендаций может 
привести  к перегрузке стартера и выходу его из строя! 
Для надежной и долговечной работы стартера строго 
следуйте этим рекомендациям.

Предупреждение
Не допускайте при помощи стартера начинать движе-
ние автомобиля. Это может повредить стартер и другие 
системы автомобиля! Движение начинайте на первой 
передаче в коробке передач при работающем двигателе.

6 . Если и третья попытка пуска не удалась, то:
– температура окружающей среды ниже минус 27 °C (грани-
цы возможности холодного пуска двигателя без вспомога-
тельных устройств);
– двигатель неисправен;
– отклонения от рекомендаций, приведенных выше . Для 
решения возникшей проблемы необходимо обратиться к 
дилеру Lada .

Предупреждение
Выхлопные газы ядовиты! Поэтому помещение, в кото-
ром производится пуск и прогрев двигателя, должно 
хорошо вентилироваться.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

87

Особенности эксплуатации автомобиля  

с системой впрыска топлива

Загорание сигнализатора «Двигатель» при работающем 
двигателе сигнализирует о наличии неисправности . Но это 
не означает, что двигатель должен быть немедленно оста-
новлен – контроллер имеет резервные режимы, позволяю-
щие двигателю работать в условиях, близких к нормальным .

ВНИМАНИЕ!
Тем не менее, причина неисправности должна быть 
устранена у дилера LADA как можно быстрее.

Двигатель с системой впрыска топлива при наличии ней-
трализатора  и датчика кислорода работает исправно в том 
случае, еслииспользуется только неэтилированный бензин . 
Этилированный бензин в короткий срок выводит данные 
элементы  из строя, появляется дымный выхлоп, резко воз-
растает расход топлива и ухудшается динамика автомобиля .

ВНИМАНИЕ!
Нейтрализатор является дорогостоящим узлом, обеспе-
чивающим охрану окружающей среды. Нейтрализатор 
может быть поврежден пропусками воспламенения в 
цилиндрах  двигателя  (внешнее  проявление – перебои 
в работе двигателя и подергивания при движении авто-
мобиля), т.к. несгоревшее в цилиндрах топливо будет 
воспламеняться  в нейтрализаторе и температура в нем 
резко возрастет, что вызовет термическое повреждение 
каталитического элемента нейтрализатора. Электронные 
блоки управления двигателем имеют функцию защи-
ты нейтрализаторов от пропусков воспламенения. При 
появлении пропусков воспламенения в одном или двух 

цилиндрах сигнализатор «Двигатель» включается в 
мигающем  режиме, производится отключение подачи 
топлива в цилиндрах, в которых обнаружены пропуски, 
после этого сигнализатор «Двигатель» горит постоянно 
до конца поездки. При появлении пропусков воспламе-
нения нужно принять срочные меры по их устранению.
Автомобили, оснащенные нейтрализаторами, можно 
заводить буксировкой только при холодном двигателе. 
Предпочтительнее заводить двигатель с использовани-
ем другого аккумулятора или внешнего источника тока 
12 вольт и ни в коем случае не используйте стартер для 
передвижения автомобиля.
Автомобиль оснащен приемной трубой с каталитическим 
нейтрализатором,  имеющим высокую рабочую темпе-
ратуру, поэтому категорически запрещается помещать 
и хранить в моторном отсеке легковоспламеняющиеся 
материалы и предметы (ветошь, бумагу и т.п.) для пре-
дотвращения возможного возгорания.

Особенности эксплуатации автомобиля  

с электромеханическим усилителем  

рулевого управления

В вариантном исполнении на автомобиль устанавливается 
электромеханический усилитель рулевого управления (далее 
по тексту электроусилитель), благодаря которому управление 
автомобилем становится легким и приятным . Расположен 
электроусилитель в рулевой колонке . Электроусилитель мгно-
венно отслеживает все управляющие воздействия на рулевое 
управление и производит увеличение крутящего момента, 
передаваемого Вами через рулевое колесо, по определенно-
му, специально подобранному для автомобиля, алгоритму в 
зависимости от скорости движения автомобиля .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

88

ВНИМАНИЕ!
Малое усилие на рулевом колесе, обеспечиваемое элек-
троусилителем, позволяет вращать рулевое колесо с 
большой скоростью. При этом в крайних положениях воз-
можны незначительные удары ограничителя хода рейки о 
картер, сопровождаемые небольшим стуком. Для избе-
жания повреждения картера рулевого механизма необхо-
димо контролировать скорость вращения рулевого колеса 
в крайних положениях и не прикладывать повышенных 
усилий при упоре рейки в ограничитель.
Не рекомендуется эксплуатация автомобиля с неисправ-
ным электроусилителем, когда загорается контрольный 
сигнализатор в комбинации приборов.
Причина неисправности электроусилителя как можно 
быстрее должна быть установлена и устранена у дилера 
LADA.
Электроусилитель не работает или может отключаться в 
ситуациях:
– при неработающем двигателе автомобиля;
– при отключенном датчике скорости автомобиля;
– при длительной стоянке автомобиля (более 5 минут) с 
работающим двигателем внутреннего сгорания с часто-
той вращения более 1500 мин

-1

;

– при снижении напряжения бортовой сети автомобиля;
– при низкой частоте вращения холостого хода двигателя 
автомобиля.
Такие отключения вызваны алгоритмом работы электро-
усилителя и не являются признаками неисправности.

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Движение автомобиля допустимо начинать только после 
освобождения стекол салона от льда, снега, запотевания до 
уровня, обеспечивающего безопасность движения .
Движение автомобиля при отрицательной температуре 
окружающей среды рекомендуется начинать не ранее чем 
через  30 секунд после пуска двигателя . Для обеспечения 
частичного прогрева масла в коробке передач необходимо, 
чтобы двигатель в течение некоторого времени поработал 
на холостом ходу при отпущенной педали сцепления . Если 
же у Вас такой возможности нет и прогрев двигателя и 
коробки передач Вы производите при движении автомо-
биля, то после длительной стоянки при низкой температу-
ре окружающего воздуха рекомендуется некоторое время 
двигаться на низших передачах с невысокой частотой вра-
щения коленчатого вала двигателя . По мере прогрева 
масла в коробке передач последовательно переходите на 
высшие передачи .

ВНИМАНИЕ!
Во избежание повреждения механизма переключения 
передач внутри коробки передач из-за застывшего 
масла не прикладывайте чрезмерных усилий к рычагу 
переключения передач и не производите ударного (рез-
кого) включения передач.

Техника  вождения переднеприводного автомобиля специ- 
фична и несколько отличается от техники вождения задне-
приводного автомобиля, особенно при движении на пово-
ротах . При подъезде к повороту необходимо заранее оце-
нить его и, в зависимости от радиуса поворота и состояния 
дорожного покрытия, уменьшить скорость, поворот проез-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

89

жать в режиме «натяга», постепенно увеличивая частоту вра-
щения коленчатого вала двигателя . Это дает возможность 
проезжать поворот устойчиво даже на скользких участках, 
избегать резких торможений или резкого отпускания педали 
акселератора в повороте, которые могут привести к потере 
сцепления колес с дорогой и, соответственно, к потере кон-
троля над управлением автомобилем .
По возможности водите автомобиль без резких ускорений 
и замедлений, так как это приводит к повышенному изно-
су шин и увеличению расхода топлива . Расход топлива 
также увеличивается при недостаточном давлении воздуха в 
шинах, при изношенных или загрязненных свечах зажигания, 
при использовании моторных масел для двигателя с боль-
шей вязкостью, чем рекомендуется .

ВНИМАНИЕ!
Резкое трогание с места, в том числе с включенным 
ручным тормозом, разворот с пробуксовкой передних 
колес при максимальных оборотах двигателя не допу-
скается!

Расход топлива увеличивается и при буксировании прицепа . 
Кроме того, при буксировании прицепа возрастают нагрузки 
на кузов, двигатель и трансмиссию, что снижает их ресурс .
Во время движения следите за работой различных систем 
по  соответствующим приборам и сигнализаторам . В нор-
мальных условиях сигнализаторы красного света гореть 
не должны – их включение сигнализирует о необходимости 
проверки соответствующей системы у дилера Lada .
При движении по лужам снижайте скорость во избежание 
аквапланирования, которое может вызвать занос или потерю 
управления .  Изношенные шины увеличивают такую опас-
ность .

ВНИМАНИЕ!
Во избежание повреждения двигателя, вызванного попа-
данием в его цилиндры воды через воздухозаборник, 
не допускается преодолевать скопления воды глубиной 
более 300 мм. Движение по относительно глубоким ско-
плениям воды следует выполнять с минимально воз-
можной скоростью во избежание образования волны, 
способной залить воздухозаборник двигателя.

После преодоления луж, а также после мойки автомобиля 
или при длительном движении по мокрой дороге, когда в 
тормозные механизмы колес попадает вода, произведите 
при движении несколько плавных торможений, чтобы про-
сушить диски, барабаны и тормозные накладки .

Предупреждение
Особое внимание и осторожность проявляйте в первые 
минуты после начала дождя, так как смоченная пыль на 
дорожном покрытии образует скользкую пленку, резко 
снижающую сцепление шин с дорогой.

ВНИМАНИЕ!
После преодоления бродов или глубоких луж и при наме-
рении поставить автомобиль на длительную стоянку 
необходимо обеспечить небольшой пробег автомобиля 
для просушки узлов с целью исключения коррозионных 
повреждений подшипника муфты выключения сцепле-
ния и подшипников ступиц передних и задних колес.

Во время обгона в дождливую погоду включайте стекло- 
очиститель ветрового стекла на максимальный режим – это 
поможет избежать потери видимости за счет возможного 
выброса воды из-под колес обгоняемого транспорта . Такие 

12 

Р .Э . Lada Granta 8450107139

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

90

меры предосторожности желательно применять и в том слу-
чае, если обгоняют Вас .
Не проводите в дождливую погоду обгон, если водяное 
облако из-под колес впереди идущего автомобиля полно-
стью закрывает обзор зоны обгона .
Чтобы не двигаться в водяном шлейфе от впереди идущих 
автомобилей, увеличивайте дистанцию и снижайте скорость 
движения .
При движении вдоль тротуаров во время дождя или после 
него при проезде через лужи снижайте скорость, чтобы 
брызги из-под колес Вашего автомобиля не попадали на 
пешеходов .

Движение зимой

Для создания комфортных условий в салоне автомобиля при 
температуре окружающей среды ниже нуля необходимо про-
греть двигатель .
При морозах перед каждым первым, за время поездки, 
включением стеклоочистителей необходимо проверить, не 
примерзли ли щетки к стеклу . Если щетки стеклоочистителей 
примерзли к ветровому стеклу, используйте функции блока 
управления системой вентиляции и отопления (см . раздел 
«Управление системой вентиляции и отопления салона») до 
тех пор, пока щетки стеклоочистителя полностью не оттают .
При вождении автомобиля в условиях снегопада, если сте-
клоочиститель не справляется с удалением снега с ветро-
вого стекла и на нем начинает образовываться ледяная 
корка, используйте функции блока управления системой 
вентиляции и отопления (см . раздел «Управление системой 
вентиляции и отопления салона») . Как только ветровое стек-
ло достаточно нагреется и ледяная корка оттает, удалите ее 
с помощью щеток стеклоочистителей .

Налипание снега на рычагах стеклоочистителя затрудняет их 
нормальную работу . Остановитесь с соблюдением Правил 
дорожного движения, выключите стеклоочистители и уда-
лите снег .

Предупреждение
Будьте очень осторожны на мокрых или скользких участ-
ках  дорог – не  допускайте  резких торможений и резкого 
нажатия и отпускания педали акселератора. С этой целью 
управляйте автомобилем плавно, без резких движений 
рулевым колесом. Снижение скорости проводите только 
постепенным переходом на пониженные передачи в короб-
ке передач с частичным притормаживанием рабочими 
тормозами. Если несмотря ни на что автомобиль начинает 
заносить, поверните руль в сторону заноса и плавной рабо-
той рулём и педалью газа выровняйте автомобиль.

В местах пересечения дорог часто возникает наледь за счет 
пробуксовки колес при трогании с места . Поэтому при при-
ближении к таким местам заранее, на сухом участке, начи-
найте снижение скорости .
При движении автомобиля после длительной стоянки в 
передних и задних амортизаторах возможно появление 
гидравлических шумов, воспринимаемых как «стук» подве-
ски . Шумы будут уменьшаться и полностью исчезнут по мере 
прогрева амортизаторов при движении .

Движение в горной местности

ВНИМАНИЕ!
При движении на подъем своевременно переходите на 
низшие передачи в коробке передач, не допуская пере-
грузки двигателя и рывков автомобиля.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

91

На длинных спусках используйте двигатель в режиме тор-
можения (педаль акселератора отпущена при включенной 
передаче) с частичным использованием рабочих тормозов .

Предупреждение
Не допускайте спуска с выключенным сцеплением и 
использованием только рабочих тормозов. Это приведет 
к разогреву тормозов и закипанию тормозной жидкости. 
Имейте в виду, что с увеличением высоты температура 
закипания тормозной жидкости снижается. Закипание тор-
мозной жидкости в колесных цилиндрах означает полный 
отказ рабочих тормозов – педаль тормоза проваливается.

В горной местности держитесь правой стороны дороги . 
Меньшая ширина дороги и сложный профиль трассы требу-
ют большего внимания и осторожности . При остановке на 
подъеме или на спуске выверните руль до упора так, чтобы в 
случае самопроизвольного начала движения автомобиля его 
колеса уперлись в бордюр дороги .
На скользкой дороге не начинайте движение на крутой 
подъем, пока впереди идущий автомобиль не достигнет его 
вершины .

ТОРМОЖЕНИЕ И СТОЯНКА

Предупреждение
Научитесь тормозить плавно, не допуская блокировки 
колес. Еще лучше использовать плавное притормажива-
ние рабочими тормозами с одновременным переходом 
на пониженные передачи в коробке передач.

Такой прием обеспечивает курсовую устойчивость авто-
мобиля даже на скользких участках дорог и, кроме того, 
способствует экономии топлива, увеличивает ресурс шин и 
тормозных накладок .
Если при исправных подвесках, отрегулированных углах 
установки передних колес и нормальном давлении воздуха в 
шинах при торможении автомобиль уводит в сторону и Вам 
необходимо доворачивать руль, чтобы сохранить направ-
ление движения, необходимо провести проверку рабочих 
тормозов у дилера Lada .
Садясь впервые за руль автомобиля, проверьте работу тор-
мозов при умеренных скоростях движения для приобретения 
первого навыка торможения .

ВНИМАНИЕ!
Во избежание прилипания тормозных колодок к бара-
банам  не ставьте автомобиль на длительную стоянку с 
включенным стояночным тормозом.

Предупреждение
В случае выхода из строя одного из контуров тормозной 
системы  торможение автомобиля обеспечивает второй 
контур. При этом ход педали тормоза увеличивает и сни-
жает эффективность торможения, что в первый момент 

12*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

92

может  быть оценено Вами как полный отказ тормозов. 
В данном случае не отпускайте педаль и не производи-
те многократные нажимы, которые только увеличивают 
тормозной путь, а нажимайте на педаль до получения 
максимально возможного эффекта торможения.
Если в исключительном случае Вам придется восполь-
зоваться стояночным тормозом во время движения 
(например, при отказе рабочей тормозной системы), 
то не затягивайте его слишком сильно и постоянно 
держите нажатой кнопку на рычаге. В противном слу-
чае может произойти блокировка задних колес и занос 
автомобиля.

При остановке или стоянке на подъеме или на спуске вклю-
чите стояночный тормоз и, соответственно, первую или 
заднюю передачи в коробке передач .
Чтобы тормозные колодки не примерзли к барабанам после 
движения по мокрым дорогам при низких температурах, не 
оставляйте автомобиль на открытой площадке с включенным 
стояночным тормозом, не просушив тормоза плавными тор-
можениями при движении к стоянке .
При парковке автомобиля во время снегопада рекомендует-
ся отжать от стекла рычаги стеклоочистителей во избежание 
примерзания щеток .

Предупреждение
Не выключайте зажигание при движении автомобиля! С 
остановкой двигателя резко возрастает усилие, которое 
необходимо приложить к педали тормоза для торможе-
ния автомобиля.

Антиблокировочная система тормозов

Автомобили оснащаются антиблокировочной системой тор-
мозов (АБС), которая предотвращает блокировку колес при 
торможении, обеспечивая тем самым сохранение заданной 
траектории движения и возможность её корректировать в 
процессе торможения поворотом рулевого колеса, а также 
минимальный тормозной путь в условиях ровного и твёрдого 
покрытия . Однако при торможении на дороге с неровным 
или рыхлым покрытием (гравий, песок, неукатанный снег) 
может произойти некоторое увеличение тормозного пути по 
сравнению с торможением в тех же условиях с заблокиро-
ванными колесами .
АБС выполняет также дополнительную функцию электронно-
го распределения тормозных сил, которая во всех штатных 
режимах торможения и даже при отказе основной функции 
АБС обеспечивает оптимальное соотношение тормозных 
сил передних и задних колес автомобиля .

ВНИМАНИЕ!
Во избежание ограничения работоспособности АБС не 
устанавливайте на автомобиль шины разной размерности.

При экстренном торможении максимально быстро и с мак-
симальным усилием нажимайте на тормозную педаль и 
удерживайте ее, не отпуская до конца торможения . При 
изменении направления движения во время торможения 
также не отпускайте тормозную педаль .

Предупреждение
Прерывистое торможение (отпускание и повторное 
нажатие тормозной педали) на автомобилях с АБС уве-
личивает тормозной путь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

93

Торможение с участием АБС начинается со скорости более  
8  км/ч и сопровождается незначительной пульсацией тор-
мозной педали и характерным шумом исполнительных меха-
низмов АБС . АБС прекращает работать при снижении скоро-
сти автомобиля до 3 км/ч .

Предупреждение
Загорание сигнализатора АБС, за исключением режима 
самотестирования при включении зажигания, свиде-
тельствует об отказе функции АБС. В этом случае рабо-
та гидравлического привода тормозов не нарушается. 
Одновременное загорание сигнализатора АБС и сиг-
нализатора «Отказ тормоза», за исключением режима 
самотестирования при включении зажигания, свиде-
тельствует об отказе всех функций АБС и электронного 
распределения тормозных сил. В этом случае при тормо-
жении возможна преждевременная блокировка задних 
колес и опасный занос автомобиля. В обоих случаях 
неисправность должна быть устранена у дилера LADA как 
можно быстрее.

Система электронного контроля устойчивости

В вариантном исполнении автомобили оснащаются систе-
мой электронного контроля устойчивости (системой ЭКУ), 
которая в любых дорожных условиях при отклонении автомо-
биля от заданной водителем траектории движения (снос или 
занос) автоматически притормаживает одно или несколько 
колес и, при необходимости, уменьшает крутящий момент 
двигателя, тем самым компенсируя отклонение и сохраняя 
устойчивость и управляемость автомобиля .
Система ЭКУ выполняет также функции АБС, электронно-
го распределения тормозных сил и противобуксовочную 

функцию, которая оптимизирует проскальзывание колес 
при трогании и разгоне за счет притормаживания колес 
и, при необходимости, уменьшения крутящего момента 
двигателя .

Предупреждение
Срабатывание системы ЭКУ, сопровождаемое миганием 
сигнализатора системы ЭКУ, свидетельствует о дости-
жении предела сцепления шин с дорожным покрытием. 
Во избежание потери управления над автомобилем Вы 
должны приспособить свой стиль вождения к действи-
тельным дорожным условиям.

Функция HHC

В вариантном исполнении система ЭКУ снабжена функци-
ей предотвращения скатывания автомобиля при трогании 
передним или задним ходом на подъеме (HHC – Hill  Hold 
Control) .
При остановке на подъеме с уклоном более 4% удерживайте 
нажатой педаль тормоза с усилием, достаточным для обе-
спечения неподвижности автомобиля . При последующем 
отпускании педали тормоза и нажатии педали акселератора 
функция  HHC сохраняет давление в гидравлическом при-
воде тормозов до момента трогания, но в течение не более  
2 секунд, что предотвращает скатывание автомобиля .
Срабатывание HHC сопровождается характерным шумом 
исполнительных механизмов .
HHC не работает при использовании стояночного тормоза 
или неисправности ESC .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

94

Система вспомогательного торможения

Автомобили с АБС или системой ЭКУ оснащаются вакуумным 
усилителем тормоза с системой вспомогательного торможе-
ния, которая по высокой скорости нажатия на педаль тормоза 
распознает необходимость экстренного торможения и автома-
тически обеспечивает максимальную эффективность тормо-
жения в течение всего времени, пока нажата педаль тормоза .

БУКСИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Для буксирования автомобиля закрепляйте трос только в 
предназначенных для этой цели передней или задней про-
ушинах (рис . 42) .
Перед буксированием установите ключ в выключателе зажи-
гания в положение I . Обеспечьте при буксировании соблю-
дение Правил дорожного движения .
При буксировании следите за тем, чтобы буксирный трос 
был постоянно натянут . Буксирование автомобиля должно 
проводиться плавно, без рывков и резких поворотов .

Рис. 42. Проушины для буксировки

ВНИМАНИЕ!
Вакуумный усилитель тормозов выполняет свою функ-
цию только при работающем двигателе. Поэтому при 
буксировании автомобиля с неработающим двигателем 
при торможении следует значительно сильнее нажимать 
на педаль тормоза.
Усилитель рулевого управления не работает при выклю-
ченном двигателе (отключен), поэтому усилия на руле-
вом колесе значительно возрастут.

СИСТЕМА БЕЗОПАСНОЙ ПАРКОВКИ

Рис. 43. Датчики парковки

В вариантном исполнении автомобили оснащаются систе-
мой безопасной парковки парктроник (от англ . parktronic) . 
Система поможет избежать досадных мелких аварий и сле-
дующих за ними материальных затрат .  Датчики парковки 
(рис . 43) помогут Вам обнаружить опасное препятствие, 
невидимое из салона автомобиля .
Препятствие сзади автомобиля система обнаруживает при 
помощи ультразвуковых датчиков, работающих по принци-
пу эхолокации . Система предназначена для предупреж-

дения водителя о прибли-
жении к препятствию при 
движении задним ходом . 
Предупреждение водителя 
о приближении к препят-
ствию и информирование 
о расстоянии до препятствия 
осуществляется акустиче-
ским сигнализатором .
При включенном зажигании 
и  при включенной задней 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

95

передаче система включается в работу автоматически, при 
этом раздается короткий звуковой сигнал высокого тона . 
Если препятствие находится в зоне обнаружения, система 
информирует водителя о наличии препятствия прерыви-
стым или непрерывным звуковым сигналом, в зависимости 
от расстояния до препятствия, автомобиль при этом может 
двигаться задним ходом или стоять .
При приближении автомобиля  к препятствию, начиная с  рас-
стояния около 100 см, включается прерывистый сигнал тревоги 
высокого тона, частота которого увеличивается при сближении 
с препятствием и который становится непрерывным при рас-
стоянии между бампером и препятствием около 40 см .

Важно!
Следует иметь ввиду, что для полной остановки автомобилю 
потребуется  некоторое время, которое зависит от реакции 
водителя, погодных условий, состояния дорожного покры-
тия, особенностей работы тормозной системы, инерции 
автомобиля, поэтому при срабатывании системы парковки 
водитель обязан максимально снизить скорость движения и 
остановить автомобиль при появлении непрерывного звуко-
вого сигнала .

ВНИМАНИЕ!
Система парковки является вспомогательной системой, 
которая помогает водителю оценить расстояние до обна-
руженного препятствия.

Движение задним ходом считается маневром повышенной 
опасности . Водитель в соответствии с требованиями Правил 
дорожного движения обязан убедиться в безопасности дан-
ного маневра перед его началом и во время движения . Для 
этого обязательно необходимо контролировать обстановку 

сзади автомобиля при помощи боковых зеркал и зеркала 
заднего вида .

Особенности работы и эксплуатации системы парковки:
1 . После включения системы раздается короткий звуковой 
сигнал высокого тона, далее блок управления проводит ком-
плексную проверку с целью обнаружения дефектных датчи-
ков или других неисправностей системы .
Если обнаружен дефектный датчик или другая неисправность 
системы, после сигнала включения раздается непрерывный 
звуковой сигнал низкого тона в течение 3 секунд, затем:
– если неисправен левый (по ходу автомобиля) датчик, 
система сигнализирует о неисправном датчике одним корот-
ким сигналом низкого тона;
– если  неисправен правый (по ходу автомобиля) датчик, 
система сигнализирует о неисправном датчике двумя корот-
кими сигналами низкого тона;
– если неисправен блок управления, то раздается сигнал 
низкого тона длительностью около 2 секунд .
После сигнализации о наличии неисправности система 
отключается .
2 . Следует учитывать, что из-за особенностей распростра-
нения ультразвуковых волн, система не определяет опасные 
препятствия, которые рассеивают или поглощают ультразву-
ковые волны . Это очень низкие, тонкие, заостренные пред-
меты, пуховая одежда, мягкий снег и т .п .
Следует воспользоваться другими способами контроля за 
обстановкой сзади автомобиля при приближении к препят-
ствиям типа «пандус», из-за геометрических особенностей 
таких препятствий .

Примечание. Тягово-сцепное устройство, устанавливаемое на авто-
мобиль, должно быть со съемным тяговым кронштейном, т .к . система 
определяет расстояние от бампера до препятствия .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

96

3 . Для предотвращения неправильной работы датчики долж-
ны поддерживаться чистыми от снега, льда и грязи . При 
очистке датчиков нельзя пользоваться твердыми или остры-
ми предметами . Датчики нужно беречь от ударов .
4 . Замена неисправных компонентов системы произво-
дится у дилера LADA.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ  

С АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Благодаря установке на Ваш автомобиль четырёхступенча-
той автоматической коробки передач Вы можете выбрать 
комфортный, полностью автоматический режим переключе-
ния передач; либо, в особых условиях движения, включить 
низшую (2-ю либо 1-ю) передачу .
Левая нога в управлении автомобилем не используется, 
кроме исключительных случаев трогания на крутом подъёме 
и спуске, о которых сказано ниже .

Пуск двигателя

Большим пальцем правой руки нажмите на кнопку фикса-
ции 1 (см . рис 36б) и переведите рычаг переключения пере-
дач в положение Р или N . Включите зажигание и пустите 
двигатель .
Нажмите педаль тормоза и, нажав на кнопку фиксации, 
переведите рычаг переключения передач из положения Р 
в положение R или D (в зависимости от желаемого направ-
ления начать движение) . При этом нога должна находиться 
на педали тормоза, педаль акселератора должна быть 
отпущена .

Предупреждение
Если необходимо проводить работы с автомобилем 
при работающем двигателе, включите стояночный тор-
моз и переведите рычаг переключения передач в поло-
жение Р.

Трогание и движение  

в автоматическом режиме

Нажмите на педаль тормоза и, нажав кнопку фиксации, пере-
ведите рычаг переключения передач в положение D, при 
этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тормоза 
и, медленно нажимая на педаль акселератора, начните дви-
жение . В большинстве случаев, при обычных условиях дви-
жения, Вам больше не потребуется пользоваться рычагом 
переключения передач: переключение передач будет про-
исходить автоматически в нужный момент и при оптималь-
ной частоте вращения коленчатого вала двигателя, так как 
автоматика учитывает нагрузку автомобиля, профиль дороги 
и выбранный Вами стиль вождения .
Для того чтобы совершить обгон, Вам нужно до упора нажать 
на педаль акселератора . При этом коробка передач автома-
тически переключится на низшую передачу в зависимости от 
текущей скорости движения автомобиля . Автомобиль начнет 
ускоряться, используя всю мощность двигателя .

Трогание и движение задним ходом

Нажмите на педаль тормоза и, нажав кнопку фиксации, 
переведите рычаг переключения передач в положение R, 
при этом ощутите небольшой толчок, отпустите педаль тор-
моза, медленно нажимая на педаль акселератора, начните 
движение .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

97

Трогание и движение на скользкой дороге

На скользких дорогах и дорогах, покрытие которых не обе-
спечивает надежного сцепления колес с дорогой, для исклю-
чения пробуксовки колес и потери тяги, трогание следует 
начать с аккуратного, медленного нажатия на педаль аксе-
лератора .

Предупреждение
Резкое нажатие на педаль акселератора может привести 
к потере сцепления колес с дорогой и даже к сносу авто-
мобиля.

ВНИМАНИЕ!
Если автомобиль с АКП застрял в грязи, снегу, на песча-
ном грунте или другой поверхности дорожного покрытия, 
на котором происходит буксование колес автомобиля, 
убедитесь, что время нажатия на педаль акселератора не 
превышает 30 секунд и после каждого нажатия на педаль 
выдержана пауза около 3 минут при минимальной часто-
те холостого хода двигателя. Не нажимайте на педаль 
акселератора более трех раз подряд, после чего необ-
ходимо подождать не менее 30 минут перед следующим 
нажатием на педаль акселератора.
Длительная пробуксовка колес при трогании и разго-
не  может привести к перегреву и серьезным поломкам 
трансмиссии и последующему дорогостоящему ремонту.

Остановка автомобиля

После полной остановки автомобиля, удерживая ногу на 
педали тормоза, переведите рычаг переключения передач 
в положение Р, при этом в коробке передач будет включе-

на нейтральная передача, а ведущие колеса механически 
заблокируются трансмиссией .

ВНИМАНИЕ!
Никогда не пытайтесь перевести рычаг переключения 
передач в положение Р во время движения автомобиля. 
Это приведет к серьёзным механическим повреждениям 
и к потере управляемости автомобиля.

Движение автомобиля в экономичном режиме

Кнопка «ОверДрайв» O/D (ON-OFF) расположена на декора-
тивной панели рычага .
ON – положение включения экономичного режима движения 
(повышающей передачи) . Включается кнопкой O/D, когда 
рычаг переключения передач установлен в положении D, при 
необходимости двигаться экономично в загородных услови-
ях . Повышающая передача не включится, если двигатель не 
прогрелся до рабочей температуры .
OFF – положение выключения экономичного режима дви-
жения . Индикатор выключения повышающей передачи рас-
положен в комбинации приборов . Это положение использу-
ется при движении на затяжных подъёмах и пологих уклонах, 
когда необходимо тормозить двигателем, а также при необ-
ходимости двигаться в резвом, динамичном режиме .
Например, при движении с небольшой скоростью или во 
время преодоления пологого подъёма коробка передач 
может циклически переключаться на повышающую передачу 
и обратно . Вы можете почувствовать эти переключения по 
небольшим толчкам . В таком случае нажмите кнопку  O/D 
выключения повышающей передачи (положение – OFF) .
Когда условия движения изменятся, нажмите на кнопку 
O/D для включения повышающей передачи ON . Индикатор 

13 

Р .Э . Lada Granta 8450107139

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

98

отключения повышающей передачи в комбинации приборов 
при этом погаснет .

ВНИМАНИЕ!
Не рекомендуется двигаться с высокой скоростью на заго-
родных участках дорог в течение длительного времени при 
выключенной повышающей передаче (положение – OFF), 
так как при этом увеличивается расход топлива.

Кратковременные остановки

При кратковременной остановке, например, перед светофо-
ром, необязательно переходить на позицию N и, тем более, 
Р . Достаточно удерживать автомобиль с помощью педали 
тормоза . Двигатель при этом будет работать в режиме холо-
стого хода .

Стоянка

Автомобиль должен быть остановлен полностью . Включите 
стояночный тормоз и после этого поставьте рычаг пере-
ключения передач в положение стоянки Р . Благодаря такому 
порядку  операций, особенно на уклонах, блокировочный 
механизм не будет слишком нагружен и впоследствии можно 
будет легко вывести рычаг переключения передач из этой 
позиции .

Начало движения на подъем

На автомобиле должен быть включен стояночный тормоз, а 
рычаг переключения передач в положение Р .
Нажмите на педаль тормоза, пустите двигатель . Переведите 
рычаг переключения передач в положение D, спустя некоторое 

время трансмиссия включится в работу, и автомобиль будет 
удерживаться на уклоне, убирая стояночный тормоз, нажмите 
на  педаль акселератора, начинайте движение . Автомобиль 
должен плавно, без скатывания, начать движение .
При необходимости кратковременной остановки на подъем 
(привод управления в положении D), контролируйте удер-
жание автомобиля моментом двигателя  или используйте 
стояночный тормоз .

Трогание задним ходом автомобиля, 

установленного на спуске

На автомобиле должен быть включен стояночный тормоз, а 
рычаг переключения передач в положение Р .
Нажмите на педаль тормоза, пустите двигатель . Переведите 
рычаг переключения передач в положение R, спустя некото-
рое время трансмиссия включится в работу, и автомобиль 
будет удерживаться на уклоне, убирая стояночный тор-
моз, нажмите на педаль акселератора, начинайте движение . 
Автомобиль должен плавно, без скатывания, начать движе-
ние .

Предупреждение
На крутом подъеме при движении вперёд (рычаг пере-
ключения передач в положении D) и спуске задним ходом 
(рычаг переключения передач в положении R) эффек-
тивности момента двигателя передаваемого к колесам 
будет недостаточно, поэтому удержать автомобиль 
удастся только с помощью основного или стояночного 
тормоза. И наоборот, на крутом подъеме при движении 
задним ходом (рычаг переключения передач в положе-
нии R) и спуске движением вперёд (рычаг переключения 
передач в положении D) момент передаваемый к коле-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

99

сам будет избыточным и использование основного или 
стояночного тормоза обязательно.

Аварийный режим  

автоматической коробки передач

Автоматическая коробка передач может перейти в аварийный 
режим функционирования (при этом включается 3-я пере-
дача), если автомобиль движется в очень тяжёлых условиях . 
Например, когда интенсивное буксование чередуется с экс-
тренным торможением . Это может происходить даже при пол-
ностью исправной системе управления автоматической короб-
кой передач . В этом случае необходимо выключить зажигание 
и подождать 3 секунды . Затем снова включить зажигание: 
автомобиль должен вернуться в нормальный режим работы .
Если автоматическая коробка передач продолжает оставать-
ся в аварийном режиме, обратитесь к дилеру Lada .

Снятие блокировки рычага  

переключения передач коробки передач

При разряженной аккумуляторной батарее рычаг переклю-
чения передач нельзя перевести из положения Р, даже если 
нажать кнопку на рычаге, при нажатой педали тормоза .
Для перевода рычага переключения передач нужно нажать 
пальцем левой руки белую кнопку разблокировки, находя-
щуюся под декоративным чехлом рычага, впереди справа 
от рычага .
Теперь Вы сможете перевести рычаг переключения передач 
из положения Р в положение N .
В  целях обеспечения безопасности, во время проведения 
этой операции, включите стояночный тормоз и удерживайте 
нажатой педаль тормоза .

Если Вы сталкиваетесь с проблемами при переводе рычага 
переключения передач автоматической коробки передач из 
положения Р (стоянка), выполнив все вышеуказанные опера-
ции, обратитесь к дилеру Lada .

Рекомендуемые способы  

буксирования автомобиля, оснащенного 

автоматической коробкой передач

Завод-изготовитель рекомендует буксировать автомобиль, 
оснащенный автоматической коробкой передач, без опоры 
на ведущие колеса или методом полной погрузки автомоби-
ля на эвакуатор с платформой .

ВНИМАНИЕ!
Запрещено буксировать автомобиль, оснащенный авто-
матической коробкой передач, с опорой передних или 
всех  четырех колес на поверхность дороги, поскольку 
это может привести к серьезным повреждениям транс-
миссии и последующему дорогостоящему ремонту. В 
качестве исключения, возможно производить буксиров-
ку автомобиля с опорой всех колес на поверхность доро-
ги при исправной трансмиссии при положении привода 
управления в положении N со скоростью не более 20 
км/ч на расстояние не более 20 км. Если необходимо бук-
сировать автомобиль с поднятыми задними колесами, 
то передние колеса должны опираться на специальную 
тележку.

13*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..