Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция - часть 5

 

  Главная      Автомобили - ВАЗ     Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция по эксплуатации автомобиля и его модификаций

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Lada Granta универсал (2019 год). Инструкция - часть 5

 

 

68

матического привода . Водитель может сохранить фактиче-
скую передачу или переключить коробку передач на более 
низкую или высокую передачу вручную . Если повышение или 
понижение передачи приведёт к чрезмерно завышенным 
или заниженным оборотам двигателя, неправомерное пере-
ключение передач будет блокировано .
Компьютер отображает в комбинации приборов следующую 
информацию, касающуюся функционирования автоматизи-
рованной коробки передач:
– автоматический, ручной или спортивный режимы (A,  M  
или S);
– включенная передача;
– индикатор нажатия тормозной педали .
Рычаг переключения передач имеет 2 линии (рис . 36д) – 
одна для переключения из нейтрального положения (N) на 
задний ход (R) или автоматический режим (A), и другая – 
для переключения на более высокую или низкую передачу в 
режиме ручного управления (M) . Две линии соединены для 
переключения между автоматическим режимом (А) и режи-
мом ручного управления .
Режим ручного управления (M) может быть включен только 
из автоматического режима (A) . Передачу заднего хода (R) 
можно запрашивать только из нейтрального положения (N) . 
Переключение на более высокую (+) или низкую передачу (-) 
возможно только в режиме ручного управления (M) .
Положения  (N),  (R),  (А),  (M) являются фиксированными, 
положения (+) и (-) – нефиксированные .

ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ 

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТРАНСМИССИЕЙ (АМТ)

Трансмиссия АМТ основана на базе 
пятиступенчатой механической 
коробки передач 2180, управление 
процессами переключения передач 
осуществляется синхронной рабо-
той двух электромеханических актуа-
торов, которые, в свою очередь, 
управляются контроллером транс-
миссии TCU .
Актуатор переключения установлен 

на месте взамен штатного тросового механизма переклю-
чения .
Автомобиль с трансмиссией АМТ не имеет педали сцепле-
ния, все процессы оперирования сцеплением автомати-
зированы, обеспечиваются электрическими сигналами и 
отрабатываются актуатором сцепления .
Все режимы трансмиссии индицированы буквенными обо-
значениями на декоративной крышке селектора и дублиро-
ваны в цифровом виде на электронном табло комбинации 
приборов:
 Индикация режима работы: NRAM .

 Индикация включенной передачи режима работы: 1 2 3 4 5 .

 Индикация всех режимов, кроме R, производится одно-

временно с номером включенной передачи, например:

A     1

или

M     1

Педальный узел автомобиля с трансмиссией АМТ управляет-
ся исключительно правой ногой .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

69

Трансмиссия, помимо задней передачи, обозначенной R, 
имеет два основных режима движения:
– автоматический  А, при котором, в зависимости от ско-
рости движения оборотов двигателя и других параметров, 
осуществляется полностью автоматическое переключение 
передач без участия водителя;
– мануальный  режим  М осуществляется водителем легким 
касанием контактов селектора в положениях:
+ – повышение передач,
– – понижение передач .
Управление селектором легкое, с фиксированными положе-
ниями режимов, кроме касаний на повышение или пониже-
ние передач в режиме М (+ и –) .
Запуск двигателя возможен только в нейтральном поло-
жении  N и при нажатой педали тормоза . Это требование 
безопасности и в любых других положениях селектора дви-
гатель не запустится . В случае невыполнения одного из этих 
условий, в комбинации приборов будет мигать символ невы-
полненного действия: N или 

 .

При повороте ключа зажигания возможна задержка запуска 
двигателя 2–3 секунды, это связано с процедурой инициали-
зации системы управления трансмиссией .
Движение возможно после  перевода селектора в положе-
ние А или М или R при нажатой педали тормоза .  
В программном обеспечении АМТ введена функция само-
стоятельного ползущего режима с целью стабилизации дви-
жения в плотном транспортном потоке CREEPING MOdE 
(далее СМ), которая действует при следующих условиях:
– после запуска двигателя функция СМ еще не активна, вклю-
чение происходит только после включения режима движения 
селектора А или М или R и освобождения педали тормоза;
– функция СМ активна на протяжении всего периода дви-
жения;

– самостоятельное движение автомобиля поддерживается 
на холостом ходу на первой и второй передачах А1 и А2 и на 
передаче заднего хода R, на первой передаче скорость 7-8 
км/час, на второй передаче скорость 14-15 км/час, на пере-
даче заднего хода 5-6 км/час;
– функция СМ отключается при включении ручного тормо-
за, открытии двери водителя, при переводе селектора в 
нейтральное положение N, что обеспечивает безопасность 
данной функции, а также при превышении определенного 
установленного порога нагрева сцепления (мигающий сиг-
нал перегрева трансмиссии в комбинации приборов), при 
выключении зажигания .

ВНИМАНИЕ!
Будьте внимательны от наезда впереди идущего транс-
порта при движении в транспортном потоке.

При нажатии на педаль акселератора автомобиль начинает 
движение в соответствии с задаваемым водителем темпом .
Если после запуска двигателя перевести селектор в поло-
жение М, включится 1 передача . Далее можно переключать 
передачи в ручном режиме . Переключение повышающих 
передач на режиме М в обычных эксплуатационных режимах 
осуществляется только водителем последовательно 1–2–3–
4–5 и в обратном порядке .
Будьте внимательны, при трогании и движении на первой 
передаче можно достигнуть максимальных оборотов двига-
теля, это выполнено специально с целью заезда на крутые и 
затяжные подъемы, используя только первую передачу . При 
достижении максимальных оборотов двигателя на второй и 
всех остальных передачах, система переключит передачу на 
повышающую с целью предотвращения повреждения двига-
теля . Понижение передач при понижении скорости осущест-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70

вляется автоматически в зависимости от снижения скорости . 
Режим М позволяет проводить комбинированное торможе-
ние автомобиля рабочим тормозом и двигателем последо-
вательным переключением передач на более низшие .
На всех режимах движения ощущаются задержки, обуслов-
ленные работой системы синхронизации коробки передач в 
процессе переключения . Режим А настроен на максимально 
комфортный стиль вождения, и задержки несколько более 
длительны, чем на режиме М .
Режим  А и М обладает функцией резкого ускорения kick-
down, он активируется в зависимости от интенсивности 
нажатия на педаль акселератора, на режиме М она более 
замедленна .
В движении возможно переводить рычаг селектора из поло-
жения  А в положение М и обратно . Если требуется выбрать 
самостоятельный режим переключения или в процессе дви-
жения на режиме А требуется предварительно перейти на 
более низшую передачу (например, при обгоне с выездом 
на встречную полосу движения), можно включить режим М, 
совершить маневр и после этого вернуться обратно в режим 
А, при этом система включит соответствующую скорости 
передачу . Аналогичную смену режима движения с А на М воз-
можно проводить при движении на затяжных подъемах в гору .
При переключении рычага из положения А в положение 
R в движении система заблокирует включение передачи 
заднего хода . При этом индикатор символа режима R будет 
мигать, указывая водителю, что данное переключение невоз-
можно .
Для исключения случаев поломки трансмиссии система во 
всех случаях не позволит включить не соответствующую ско-
рости передачу .
В случае необходимости раскачивания автомобиля, напри-
мер, при буксовании, возможно переключение режимов 

R – А и наоборот через N, но без задержки в N и без нажатия 
педали тормоза при условии, что скорость не превышает  
3 км/ч . При скорости выше 3 км/ч переключение с А на R или 
с R на А только при нажатии на тормоз . Для успешного вклю-
чения передачи заднего хода в ряде случаев необходимо 
выждать 8 сек . для успешной отработки системой функции 
обеспечения включения задней передачи .
Выключать зажигание можно в любом положении селектора . 
Контроллер АМТ обесточивает актуаторы после завершения 
всех действий по истечении 60 секунд, за это время он запо-
минает последние актуальную информацию по положению 
актуаторов и включает (замыкает) сцепление . Однако, в 
случае, когда зажигание выключено и в течение примерно  
5 сек ., еще при нажатой педали тормоза селектор перево-
дится, например, из положения N в положения А, M/R, то в 
этом случае контроллер АМТ включит первую/заднюю пере-
дачу и только потом отключится . Это сделано для того, чтобы 
водитель еще имел возможность обездвижить автомобиль 
при его стоянке и чтобы не включать заново зажигание .
В положении N при выключенном зажигании автомобиль 
может катиться и его можно буксировать, в других положе-
ниях селектора автомобиль останется на выбранном режи-
ме (R – на задней передаче, А и М – на первой передаче) и 
сцепление замкнуто .
В любом случае, в зависимости от уклона, необходимо обе-
спечить предупреждение самопроизвольного качения авто-
мобиля ручным тормозом .
Введен режим трогания на 2-й передаче в мануальном режи-
ме  М2, который обеспечивает более комфортное трогание 
на покрытиях с низким коэффициентом сцепления (зимний 
режим) .
В мануальном режиме М производится принудительное про-
граммное переключение передач наверх при достижении 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

71

оптимальных оборотов двигателя, кроме переключения 1-2, 
что обеспечивает длительное движение на 1-й передаче на 
затяжных и крутых подъемах (эстакады) .
В программном обеспечении АМТ также введена функция 
динамичного разгона SPORT MOdE (далее SМ), которая 
действует при включении дополнительной кнопки со свето-
вым индикатором на панели приборов с символом SPORT . 
При включении функции SM задействуются более динамич-
ные режимы работы двигателя и трансмиссии .
При въезде на крутые подъемы при малой скорости (такие, 
как паркинги эстакады) следует учесть, что при снижении 
оборотов двигателя ниже минимальных (650 мин

-1

) сцепле-

ние выключится автоматически, чтобы избежать остановку 
двигателя . На уклоне это может привести к скатыванию 
автомобиля вниз . В данном случае необходимо обеспе-
чивать движение с оборотами двигателя, превышающими 
минимальные .

ВНИМАНИЕ!
Для обеспечения безопасности при управлении автомо-
билем с прицепом в сложных дорожных условиях (гор-
ные, грунтовые и заснеженные дороги, либо дороги с 
поврежденным покрытием) использовать прицеп массой 
не более 450 кг (в обычных условиях движения полная 
масса прицепа, оборудованного тормозами не более  
900 кг) и рекомендуется перейти на режим М. 
При движении по дорогам со скользким покрытием 
(мокрое, грязное, гололедица и т.п.) в режиме А реко-
мендуется плавное управление педалью акселератора 
для исключения пробуксовки колес.

При движении на спусках в горных условиях в автоматиче-
ском режиме А, после однократного нажатия на рабочий 

тормоз, включается режим торможения двигателем, при 
этом включается пониженная передача, кроме переключе-
ния со 2-й передачи на 1-ю (по условиям безопасности на 
скользких покрытиях) . Это позволяет обеспечить более без-
опасное движение в данных условиях . Повышение передачи 
произойдет после выравнивания автомобиля на уклоне и 
нажатия на педаль акселератора .
Для облегчения процесса трогания с места на уклонах в 
течение 2 секунд срабатывает противооткатная тормозная 
система, удерживающая автомобиль на месте и предотвра-
щающая его скатывание с уклона .
При разряженной АКБ запуск двигателя от колес буксировкой 
возможен . Для этого требуется ускорить автомобиль на ней-
трали N до скорости выше 7 км/ч только потом переключить 
селектор в положение А . Контроллер трансмиссии зареги-
стрирует скорость и активирует функцию запуска с колес .
Система АМТ обладает функцией аварийного режима с 
целью восстановления работоспособного состояния в слу-
чае каких-либо одномоментных сбоев в работе коробки 
передач или в электрических системах автомобиля . При 
этом загорится индикатор «шестеренка»   и с целью избе-

жания возникновения более серьезных нарушений в работе 
система АМТ будет пытаться восстановить функционирова-
ние самостоятельно, может также самостоятельно перейти 
в положение N, в этом случае уже необходимо остановиться 
и перезапустить двигатель . Если неисправность кратковре-
менная, система АМТ переходит в нормальный режим . 
Включение индикатора «шестеренка»   постоянным свече-

нием в комбинации приборов указывает на неисправность 
трансмиссии . В этом случае необходима диагностика систе-
мы АМТ специализированным диагностическим оборудо-
ванием у дилера Lada . Переключения при этом могут быть 
некомфортабельными, очень замедленными или резкими .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

72

При сильном нагреве, перегреве сцепления индикатор «шесте-
ренка»   работает в мигающем режиме и дополнительно сце-

пление пульсирует в процессе трогания, чтобы предупредить 
водителя . Данная индикация не является критической и несет 
чисто информационную функцию, однако водителю следует 
изменить режим движения или остановиться для охлажде-
ния сцепления . При работе в режиме мигающего индикатора 
возможно появление характерного запаха сцепления, что не 
является неисправностью . Во всех случаях, после остывания 
сцепления, запах пропадет, и лампочка погаснет .
Будьте внимательны, при неисправности датчика темпе-
ратуры окружающей среды, система контроля перегрева 
сцепления не может корректно срабатывать и предупреж-
дать водителя . В этом случае необходимо как можно скорее 
заменить датчик у дилера Lada .

Выключатель режима «SPORT»

В вариантном исполнении автомобили в комплектации с 
автоматизированной трансмиссией оборудованы выключа-
телем режима «SPORT» . Включение данного режима позво-
ляет улучшить динамические свойства автомобиля .
При включении режима «SPORT» загорается световой инди-
катор, который свидетельствует об активации режима .
Выключатель режима «SPORT» расположен под пультом 
управления системой вентиляции и отопления салона . 
Режим «SPORT» может быть включен как перед началом дви-
жения, так и в движении, независимо от выбранного режима 
управления коробкой передач – автомат/ручное управление .

ВНИМАНИЕ!
Постоянное движение с включенным режимом «SPORT» 
приведет к повышенному расходу топлива.

УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ  

И ОТОПЛЕНИЯ САЛОНА

В вариантном исполнении автомобиль может комплекто-
ваться либо отопительно-вентиляционной, либо климатиче-
ской установкой .

Рис. 37. Блок управления системой вентиляции  

и отопления

1 – рукоятка переключателя режимов работы вентилято-
ра отопительно-вентиляционной установки.
2 – рукоятка задатчика температурного режима отопи-
тельно-вентиляционной установки.
3 – рукоятка управления режимом рециркуляции.
4 – рукоятка управления распределителем воздушных 
потоков.

Отопительно-вентиляционная установка автомобиля пред-
назначена для создания в салоне комфортной температуры 
воздуха, значение которой регулируется блоком управления 
системой вентиляции и отопления (рис . 37) . Однако она не 
может обеспечить в салоне температуру ниже, чем имеет 
наружный воздух .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

73

Рис. 38а. Направления потоков воздуха из дефлекторов

10 

Р .Э . Lada Granta 8450107139

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

74

В вариантном исполнении в коробке воздухопритока ото-
пительно-вентиляционной установки находится воздушный 
фильтр, который предназначен для очистки воздуха, посту-
пающего в салон автомобиля, от пыли, цветочной пыльцы, 
копоти и мелких насекомых . Замена фильтра и прочистка 
дренажного отверстия в щитке передка производится у 
дилера Lada через каждые 15 000 км (при эксплуатации по 
запыленным дорогам – по необходимости) .

Предупреждение
Правильное пользование органами управления ото-
пительно-вентиляционной установки в соответствии с 
изложенными ниже рекомендациями позволяет повы-
сить безопасность движения за счет быстрой очистки 
стекол от снега и льда, а также устранения запотевания.
Помните – быстрая очистка стекол и наиболее эффек-
тивное отопление салона возможны только при полно-
стью прогретом двигателе!

Рукоятка 3 рычага управления заслонкой рециркуляции 
служит для подачи в салон наружного воздуха, при этом она 
находится в крайнем левом положении 

, а при положе-

нии  рукоятки 3 в крайнем правом положении 

  пере-

крывается подача наружного воздуха в салон автомобиля 
(режим рециркуляции) .
Этот режим может быть использован при проезде тоннеля или 
при движении в «пробке» для исключения попадания в салон 
воздуха, насыщенного отработанными газами, а также для 
быстрого прогрева воздуха в салоне (например, на стоянках) .

Предупреждение
Режим рециркуляции может быть включен только на 
короткое время, так как при этом свежий воздух в салон 
не поступает, и стекла могут запотевать.

Рис. 38б. Центральные сопла  

(в вариантом исполнении)

2, 3 – сопла;
5, 6 – рычаги управления 
соплами .
Рычагами  5 привода засло-
нок регулируется интенсив-
ность подачи воздуха через 
центральные сопла 2 и 3 
путем изменения положения 
заслонок вплоть до полного 
их закрытия . А рычагами 6 
направляющих лопаток цен-
тральных сопел меняется 

направление воздушного потока .
Для увеличения подачи воздуха в салон автомобиля пере-
ведите  рукоятку 1 переключателя режимов работы элек-
тровентилятора отопителя в одно из четырех положений . 
Положение  «1» – минимальная скорость подачи воздуха в 
салон, положение «2» и «3» – средние скорости, а положение 
«4» – максимальная . В положении переключателя 0 вентиля-
тор не работает, подачи свежего воздуха в салон нет .

ВНИМАНИЕ!
При движении автомобиля с закрытыми окнами реко-
мендуется включать вентилятор отопительно-вентиля-
ционной установки для создания в салоне избыточно-
го давления (для исключения попадания пыли через 
неплотности кузова), а также чтобы избежать запотева-
ния стекол.

Рукоятка 4 блока управления служит для распределения 
подачи воздуха и может быть установлена в любое проме-
жуточное положение (между описанными ниже символами) 
для более точной настройки распределения подачи воздуха .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

75

Если рукоятка 4 установлена своей белой меткой напротив 
символа 

, воздух поступает в нижнюю часть салона, в 

зоны ног водителя и пассажиров .
Если рукоятка 4 установлена своей меткой напротив симво-
ла

 

, воздух поступает в нижнюю часть салона, в зоны ног 

водителя и пассажиров, а также через сопла обдува ветро-
вого стекла и сопла обдува стекол передних дверей .
Если  рукоятка 4 установлена своей меткой напротив сим-
вола 

, воздух поступает через сопла обдува ветрового 

стекла и сопла обдува стекол передних дверей .
Если рукоятка 4 установлена своей меткой напротив симво-
ла  , воздух поступает через боковые и центральные сопла 

в верхнюю часть салона автомобиля для обдува водителя и 
пассажиров .
Непосредственным воздействием на дефлекторы сопел 1, 2, 
3 и 4 (рис . 38a) регулируется интенсивность подачи воздуха 
путем изменения положения дефлекторов вплоть до полного 
их закрытия . Открытие нужного сопла производится нажати-
ем на специальное углубление в дефлекторе . Вращением 
дефлектора регулируется направление воздушного 

 

потока .

РЕЖИМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

Вентиляция салона

Для осуществления вентиляции салона (подачи в него непо-
догретого воздуха) необходимо сделать следующее:
– в жаркую погоду проветрить салон, для этого открыть на 
короткое время окна и двери;
– рукоятку 4 (см . рис . 37) установить в зависимости от жела-
емого направления потока;

– сопла 1, 2, 3 и 4 (см . рис . 38а и 38б) отрегулировать по 
направлению и интенсивности подачи потока;
– рукоятку 1 переключателя режимов работы электровенти-
лятора отопителя поставить на желаемую скорость подачи 
воздуха в салон .

Предотвращение запотевания стекол

При высокой влажности воздуха в салоне или снаружи авто-
мобиля, например, во время интенсивного дождя, при дли-
тельном использовании режима рециркуляции воздуха, вну-
тренние или наружные поверхности стекол автомобиля могут 
запотевать . Для предотвращения запотевания внутренних 
поверхностей стекол необходимо сделать следующее:
– рукоятку 3 (см . рис . 37) перевести в крайнее левое поло-
жение 

;

– рукоятку 4 (см . рис . 37) установить в положение 

;

– сопла 1 и 4 (см . рис . 38a) направить на соответствующие 
боковые стекла в зону наибольшего запотевания;
– рукоятку 2 (см . рис . 37) установить в положение подачи 
максимально теплого воздуха (красная точка) в холодное 
время года (максимально холодного воздуха в теплое время 
года, кроме того, рекомендуется включать кондиционер при 
наличии);
– рукоятку 1 (см . рис . 37) поставить на скорость в зависимо-
сти от степени запотевания стекол .

ВНИМАНИЕ!
При мойке автомобиля нельзя включать вентилятор кли-
матической системы, что соответствует положению «0» 
рукоятки 1 (см. рис. 37).

Для предотвращения запотевания наружных поверхностей 
стекол необходимо воспользоваться системой омыва и 

10*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

76

очистки стекол, для очистки остальных стекол нужно при-
парковаться и воспользоваться мягкой тканью для протирки 
стекол .

Очистка стекол от снега и льда

Для быстрой очистки ветрового стекла и стекол передних 
дверей от снега и льда рекомендуется сделать следующее:
– смести мягкой щеткой снег и лед со стекол и воздухо- 
заборника перед ветровым стеклом (не рекомендуется 
использовать жесткие скребки для очистки стекол ото льда 
во избежание появления царапин на стеклах);
– рукоятку 2 (см . рис . 37) установить в положение подачи 
максимально теплого воздуха;
– рукоятку 4 установить в положение 

;

– сопла 1 и 4 (см . рис . 38a) направить на соответствующие 
боковые стекла в зону наибольшего обледенения;
– рукоятку 1 (см . рис . 37) поставить на максимальную ско-
рость подачи воздуха в салон .

Быстрый прогрев салона

Для быстрого прогрева салона рекомендуется установить 
рукоятки блока управления системой вентиляции и отопле-
ния в следующие положения:
– рукоятку 2 (см . рис . 37) установить в положение подачи 
максимально теплого воздуха;
– рукоятку 4 установить в положение 

;

– рукоятку 1 переключателя режимов работы вентилятора 
отопителя поставить в положение «3»;
– рукоятку 3 установить в крайнее правое положение 

 

(режим рециркуляции) на непродолжительное время про-
грева . Если при этом происходит запотевание или обмер-

зание стекол, то рукоятку 3 установить в крайнее левое 
положение 

 (подача наружного воздуха) .

Отопление салона

Для того, чтобы температура в салоне (при подаче в него 
подогретого воздуха) поддерживалась на желаемом уровне, 
рекомендуется сделать следующее:
– рукоятку 4 (см . рис . 37) установите в желаемое положение 
направления потоков воздуха;
– рукоятку 1 установите в положение «1» (либо более высо-
кое положение по желанию);
– рукояткой 2 установить желаемую температуру в салоне .

ВНИМАНИЕ!
Чтобы обеспечить эффективную работу отопительно-
вентиляционной установки, регулярно очищайте от 
снега, льда и листьев отверстия для забора свежего воз-
духа, расположенные перед ветровым стеклом.
Не допускайте повышения влажности воздуха в салоне 
от испарения воды и снега с ковровых покрытий и рези-
новых ковриков, очищайте их своевременно. Содержите 
стекла автомобиля в чистоте, ведь на грязных стеклах 
задерживается больше влаги, увеличивается время их 
оттаивания.
Не загромождайте выходные отверстия для использо-
ванного воздуха в боковой обивке багажного отделения.
При работе системы отопления в максимальном режиме 
не рекомендуется открывать окна.
Безотказность работы управления отопительно-венти-
ляционной системы обеспечивается строгим соблюде-
нием изложенной последовательности переключений ее 
рукояток.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

77

После мойки автомобиля в холодное время года при тем-
пературе окружающего воздуха ниже 0 °С рекомендуется 
включать вентилятор системы вентиляции и отопления 
салона переключателем 1 (см. рис. 37 и 39) на 3–4 ско-
рость на время около 2–3 минут.

Особенности управления  

климатической установкой

Рис. 39. Блок управления 

климатической системой  

(в вариантном исполнении)

В вариантном исполнении 
(см . рис . 39) климатическая 
установка имеет дополни-
тельный режим кондициони-
рования, обеспечивающий 
охлаждение воздуха, подава-
емого в салон автомобиля . 
При этом логика и алгоритмы 
управления, описанные выше 
для системы вентиляции и 
отопления, верны и для кли-
матической установки с кон-
диционером .

1 – рукоятка переключателя режимов работы вентилято-
ра климатической системы.
2 – рукоятка задатчика температурного режима климати-
ческой системы.
3 – кнопка управления режимом рециркуляции.
4 – рукоятка управления распределителем воздушных 
потоков.
5 – кнопка включения/выключения системы кондициони-
рования.
6 – кнопка  включения/выключения  электрообогрева 
ветрового стекла (в вариантном исполнении).

7 – кнопка  включения/выключения  автоматического 
режима очистки ветрового стекла (в вариантном испол-
нении)
.

Режим кондиционирования воздуха  

в салоне

Для включения функции охлаждения (кондиционирования) 
при закрытых окнах:
1 . Включите зажигание (пустите двигатель) .
2 . Включите вентилятор, установив рукоятку 1 (см . рис . 39) в 
одно из положений «1», «2», «3» или «4» .
3 . Нажмите на кнопку 5 выключателя кондиционера с симво-
лом   . Контрольный световой индикатор, расположенный 

на кнопке, будет светиться зеленым светом в течение всего 
времени работы кондиционера .
4 . Установите  рукоятку 4 своей меткой напротив символа  

 или в другое желаемое положение .

5 . Рукоятку  2 установите в положение, соответствующее 
синей зоне шкалы в зависимости от желаемой степени 
охлаждения воздуха (температура будет поддерживаться 
автоматически в пределах производительности климатиче-
ской установки и установленного допуска) .
При включении кондиционера удаление запотевания стекол 
работает более эффективно, особенно при высокой влаж-
ности наружного воздуха .
При работе кондиционера возможно появление влаги под 
моторным отсеком . Это нормально, так как система конди-
ционирования автомобиля выводит сконденсированную на 
испарителе кондиционера влагу из салона .
Для выключения функции охлаждения (кондиционирования) 
повторно нажмите на кнопку 5, световой индикатор погас-
нет .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

78

ВНИМАНИЕ!
Кондиционер работает только при работающем двигате-
ле, когда температура наружного воздуха не ниже 5 °С и 
при установке рукоятки 1 в одно из положений «1», «2», 
«3» или «4» (т.е. при включенном вентиляторе климатиче-
ской установки).
В положении 

 рукоятки 4 хотя бы одно из сопел 1, 2, 3 

или 4 (см. рис. 38а и 38б) должно быть открытым, иначе 
теплообменник охлаждения воздуха (испаритель) может 
обледенеть и перекрыть подачу воздуха в салон.
При включении кондиционера возможно усиление шума 
внутри салона, это связано с запуском компрессора кон-
диционера и включением вентилятора охлаждения дви-
гателя, при стабилизации процесса кондиционирования 
салона уровень шума снижается.

Для установки желаемой температуры воздуха в салоне 
поверните  рукоятку 2 (см . рис . 39) по часовой стрелке 
для повышения, против часовой стрелки для понижения . 
Температура будет поддерживаться автоматически в преде-
лах производительности климатической установки и уста-
новленного допуска .

Особенности использования  

режима рециркуляции воздуха  

в салоне

Для ускорения охлаждения (нагрева) воздуха в салоне реко-
мендуется на короткое время включать режим рециркуля-
ции, для чего нажмите на кнопку 3 с символом 

, при 

этом прекращается поступление наружного воздуха и про-
исходит забор воздуха из салона .

Предупреждение
Режим рециркуляции может быть включен только на 
непродолжительное время, так как при этом свежий воз-
дух в салон не поступает, от дыхания людей со временем 
ухудшается качество воздуха в салоне. Это может при-
вести к сонливости водителя и пассажиров.

Экономичная эксплуатация  

климатической установки

Привод компрессора кондиционера осуществляется от дви-
гателя автомобиля, поэтому его работа в режиме охлажде-
ния воздуха влияет на расход топлива . Чтобы по возможно-
сти сократить время использования кондиционера, необхо-
димо выполнять следующие рекомендации:
– при высокой температуре воздуха в салоне перед поезд-
кой необходимо проветрить его, открыв на короткое время 
окна или двери;
– для повышения эффективности охлаждения при включении 
функции охлаждения всегда закрывайте окна и люки;
– если комфортная температура воздуха внутри салона авто-
мобиля может быть достигнута без включения холодильной 
установки, то предпочтительнее использовать режим вен-
тиляции .

Максимальное охлаждение

Используется для максимально интенсивного охлаждения 
воздуха в салоне в жаркую погоду или после длительного 
хранения автомобиля на солнце:
1 . Проветрите салон, для этого откройте на короткое время 
окна и двери .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

79

2 . Поверните рукоятку 2 (см . рис . 39) против часовой стрел-
ки в левое положение до упора (синяя точка на блоке управ-
ления) .
3 . Установите  рукоятку 4 своей меткой напротив символа 

  . Сопла 1, 2, 3 и 4 (см . рис . 38а и рис . 38б) панели при-

боров должны быть открытыми .
4 . Рукояткой 1 (см . рис . 39) включите максимальную ско-
рость вентилятора климатической установки (положение 
«4») .
5 . Включите кондиционер, нажав на кнопку 5 с символом 

 . Контрольный световой индикатор, расположенный на 

кнопке, будет светиться зеленым светом в течение всего 
времени работы кондиционера .
6 . Включите режим рециркуляции, для чего нажмите на кноп-
ку 3 с символом 

 .

При достижении желаемого уровня температуры в салоне, 
вращением рукояток 2 и 1 можно выбрать оптимально ком-
фортный режим в салоне .

В режиме охлаждения не рекомендуется:
– устанавливать температуру воздуха в салоне с разницей 
от наружной температуры воздуха более 10–12 °С, особенно 
при коротких переездах в городском цикле;
– направлять потоки охлажденного воздуха в сторону голо-
вы, на открытые участки тела, так как это может привести к 
переохлаждению и последующему заболеванию;
– направлять поток охлажденного воздуха на ветровое стек-
ло, что вследствие большой разницы температур может 
вызвать запотевание стекол .

ВНИМАНИЕ!
Включение системы кондиционирования воздуха при 
езде по гористой местности или в тяжелых дорожных 

условиях с прицепом может привести к перегреву дви-
гателя.
Следите за сигнализатором температуры охлаждающей 
жидкости. Если он свидетельствует о перегреве двигате-
ля, выключите кондиционер. Иначе возможно поврежде-
ние или полный отказ двигателя.
Так как компрессор системы кондиционирования приво-
дится от двигателя автомобиля, то при работе кондици-
онера возможны небольшие изменения в работе двига-
теля (изменение оборотов холостого хода коленчатого 
вала двигателя в момент включения/выключения конди-
ционера, снижение мощности двигателя при движении).

Автоматический режим поддержания  

заданной температуры воздуха в салоне

С помощью рукоятки 2 (см . рис . 39) можно установить жела-
емую температуру воздуха в салоне . Климатическая система 
будет автоматически поддерживать установленную темпе-
ратуру воздуха в салоне в пределах производительности 
климатической установки и установленного допуска .
Для наиболее эффективной работы в автоматическом режи-
ме поддержания заданной температуры рукоятка 1 управ-
ления вентилятором климатической системы должна быть 
включена в положение «AUTO» (для автоматического управ-
ления скоростью подачи воздуха) .
При положительной температуре окружающего воздуха и 
высокой температуре воздуха в салоне для автоматического 
поддержания температуры воздуха в салоне необходимо 
включить кондиционер (см . выше «Режим кондиционирова-
ния воздуха в салоне»), для наиболее эффективной работы в 
автоматическом режиме поддержания заданной температу-
ры рукоятку 4 рекомендуется установить в положение 

  .  

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

80

Если рукоятка 1 скорости вентилятора установлена в поло-
жение  «AUTO», а рукоятка 2 установлена в крайнее левое 
положение синей зоны (холодный воздух), то вентилятор 
автоматически включится на максимальную скорость .
При отрицательной температуре окружающего воздуха для 
наиболее эффективной работы в автоматическом режиме 
поддержания заданной температуры рукоятку 4 рекоменду-
ется установить в положение 

 или 

 

 .

Если рукоятка 1 скорости вентилятора установлена в поло-
жение «AUTO», а рукоятка 2 установлена в крайнее правое 
положение красной зоны (теплый воздух), то вентилятор 
автоматически включится на максимальную скорость .
При непрогретом двигателе, для исключения попадания 
холодного воздуха в ноги водителя, воздухораспределение 
управляется автоматически в следующем режиме: вначале 
воздух подается на ветровое стекло, по мере прогрева, 
затем в режим «лицо-ноги» и при прогреве – автоматически 
переключит в ноги .
При прогретом двигателе, для исключения попадания горя-
чего воздуха в лицо водителя, отопитель весь воздух сразу 
направляет в ноги на время 12 секунд .

Автоматический режим очистки ветрового стекла

Для очистки ветрового и передних боковых стекол от запоте-
вания, обмерзания или наружного обледенения в автомати-
ческом режиме установите рукоятку 1 управления вентиля-
тором климатической системы в положение «AUTO», нажми-
те  кнопку 7 (см . рис . 39) с символом 

 . Климатическая 

система автоматически:
– включит кондиционер (загорится зеленый сигнализатор  );
– одновременно включит режим максимального нагрева 
воздуха;

– направит весь поток воздуха в сопла обдува ветрового 
стекла и стекол передних дверей;
– включит вентилятор климатической системы на макси-
мальную скорость;
– отключит режим рециркуляции воздуха в салоне (если он 
был включен) .
При температуре окружающего воздуха ниже +5 °C конди-
ционер работать не будет, хотя индикатор   будет гореть .

При повторном нажатии кнопки 7 с символом

 

автомати-

ческий режим очистки ветрового стекла выключится и клима-
тическая система вернется в исходное состояние .

Техническое обслуживание

Для обеспечения эффективности работы системы конди-
ционирования её необходимо включать на короткое время  
(5–10 мин .) не реже одного раза в месяц (при положи-
тельной температуре окружающего воздуха) . Холодильная 
машина заправлена хладоносителем и находится под высо-
ким давлением . Самостоятельное устранение неполадок в 
работе системы не допускается . Обращайтесь за консульта-
цией к дилеру Lada .

Электрообогрев ветрового стекла (ЭОВС)

В вариантном исполнении автомобиль комплектуется 
системой ЭОВС, которая используется для быстрого удале-
ния инея и влаги с ветрового стекла .
Для включения/выключения ЭОВС нажмите кнопку 6  
(см . рис . 39), при включении загорается индикатор на кнопке 
выключателя . Контрольный световой индикатор, располо-
женный на кнопке выключателя, будет светиться желтым 
светом в течение всего времени работы системы электро-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

81

обогрева . Система ЭОВС функционирует только при рабо-
тающем двигателе .
Система ЭОВС выключается при наступлении одного из 
условий:
– автоматически по истечении 6 минут;
– при повторном нажатии во время работы системы на кноп-
ку выключателя;
– при падении напряжения в бортовой сети ниже допусти-
мого уровня;
– при снижении оборотов двигателя ниже допустимых;
– при выключении зажигания .
Если было выключено зажигание при включенной системе 
ЭОВС, то при следующем включении зажигания ЭОВС не 
включается .
В случае невключения или автоматического отключения 
системы раньше предусмотренного времени рекомендуется 
выключить часть других потребителей и повторить включе-
ние .
Наибольший эффект дает использование ЭОВС совместно 
с системой отопления и вентиляции салона, установленной 
в режим очистки стекол от снега, льда или предотвращения 
запотевания (см . соответствующие подразделы руковод-
ства) .

АУДИОПОДГОТОВКА  

(в вариантном исполнении)

В состав автомобилей без штатно установленных радиопри-
емников или мультимедийных систем в вариантном испол-
нении  
могут устанавливаться: антенна и кабель антенны; 
громкоговорители с проводами; провода для громкогово-
рителей .
В случае варианта радиоантенны штекер кабеля dIN41585 
для подключения радиооборудования находится под ковром 
пассажира около тоннеля пола .
В случае варианта установки комбинированной антенны 
штекер кабеля dIN41585 находится под ковром пассажира в 
зоне под вещевым ящиком .
В варианте аудиоподготовки с комбинированной антенной 
при установке нештатных радиоприемников или ММС у 
дилера Lada потребуется предоставление потребителем 
переходника антенного кабеля для антенного штекера в 
зависимости от типа разъема и его местоположения на кон-
кретном изделии .
При установке одобренных штатных радиоприемников или 
ММС никаких переходников или удлинителей не требуется .
Разъемы проводов громкоговорителей для подключения к 
радиоприемнику или ММС находятся в центральной части 
панели приборов на месте установки радиоприемника или 
ММС .

11 

Р .Э . Lada Granta 8450107139

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

82

УСТАНОВКА НОМЕРНЫХ ЗНАКОВ

Рис. 41. Крепление номерных 

знаков

Рис. 41а. Крепление заднего  

номерного знака  

на автомобиле с кузовом 

«хэтчбек»

На автомобиле с кузовом «седан» передний и задний номер-
ные знаки 4 (рис . 41) крепятся двумя самонарезающими 
винтами 2 с шайбами 3 . На автомобиле с кузовом «хэтчбек» 
передний номерной знак крепится аналогично; перед уста-
новкой заднего номерного знака 5 (рис . 41а) вставьте в 
отверстия задней стенки 1 пластмассовые втулки 2, устано-
вите номерной знак  5 и закрепите его самонарезающими 
винтами 3 с шайбами 4 .

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ 

АВТОМОБИЛЯ

Ваша безопасность и охрана среды обитания зависят от 
технической исправности Вашего автомобиля и соблюдения 
правил его эксплуатации . Нижеприведенные рекоменда-
ции в значительной степени повысят Вашу безопасность 
на дорогах и позволят сохранить транспортное средство в 
исправном состоянии .

Меры предосторожности  

при эксплуатации автомобиля

Не превышайте нагрузки автомобиля, указанной в данном 
руководстве . Перегрузка приводит к повреждению элемен-
тов подвески, преждевременному износу шин и к потере 
устойчивости автомобиля .
Не допускайте быстрой езды по дорогам с нарушенным 
покрытием, так как резкие удары могут деформировать дета-
ли силового агрегата, кузова и подвески .
В случае сильных ударов (например, при наезде на бордюр), 
во избежание создания внезапной аварийной ситуации, обра-
титесь к дилеру Lada для проверки состояния автомобиля .
Регулярно проверяйте состояние защитных резиновых чех-
лов рейки рулевого механизма, шаровых опор, тяги пере-
ключения передач, шарниров привода передних колес, а 
также защитных колпачков шарниров рулевых тяг . Если чехол 
или колпачок поврежден, неправильно установлен или скру-
чен, то в шарнир или механизм будут проникать пыль, вода 
и грязь, что вызовет их усиленный износ и разрушение . 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

83

Поэтому поврежденный чехол или колпачок немедленно 
заменяйте новым, а неправильно установленный или скру-
ченный – поправьте .
С целью снижения уровня вибраций, передаваемых от 
передней подвески на рулевой механизм, картер рулевого 
механизма крепится к щитку кузова через резиновые опоры . 
Конструктивно заложенная эластичность соединения допу-
скает подвижность картера относительно кузова .

ВНИМАНИЕ!
Для смазки узлов и агрегатов применяйте материалы, 
рекомендуемые заводом-изготовителем в приложении 1  
либо обратитесь за соответствующей информацией к 
дилеру LADA. Применение других материалов может 
привести к преждевременному износу или повреждению 
этих узлов и агрегатов .

Чтобы избежать работы двигателя с излишне высокой часто-
той вращения при движении автомобиля своевременно 
переключайте передачи . Тем самым Вы уменьшите износ 
двигателя и снизите расход топлива .

ВНИМАНИЕ!
Двигатель автомобиля рассчитан на применение бензи-
на с октановым числом не ниже, чем указано в приложе-
нии 1. Эксплуатация автомобиля на бензинах с меньшим 
октановым числом приведет к выходу его из строя!

Предупреждение
При появлении запаха бензина в салоне остановите авто-
мобиль согласно ПДД, заглушите двигатель. Обратитесь 
к ближайшему дилеру LADA для устранения неисправ-
ности. Пуск двигателя до момента устранения причины 

появления запаха бензина запрещен ввиду опасности 
возникновения пожара.

Не забывайте регулярно проверять давление воздуха в 
шинах, так как эксплуатация шин с давлением, отличающим-
ся от рекомендованного, приводит к их преждевременному 
износу, увеличению расхода топлива, а также к ухудшению 
устойчивости и управляемости автомобиля .

Предупреждение
Разница давления на одной оси всего на 0,02–0,03 МПа 
ухудшает управляемость, а при экстренном торможении 
может привести к заносу!

На автомобиле установлен трос привода сцепления с меха-
низмом компенсации износа накладок сцепления, благода-
ря которому исключена ручная регулировка привода за весь 
срок службы накладок . Во избежание пробуксовки сцепле-
ния, после переключения передачи и включения сцепления 
снимите ногу с педали .

ВНИМАНИЕ!
В процессе движения не держите ногу на педали сцепле-
ния и не держите руку на рычаге переключения передач, 
это может привести к повреждению и преждевременно-
му износу деталей механизма переключения передач.
При работе педали в процессе выключения и включения 
сцепления происходит замыкание и размыкание зубча-
тых элементов в механизме компенсации износа накла-
док, что может сопровождаться характерным звуком в 
виде щелчка. Данный звук не должен вызывать опасения 
о нарушении работоспособности привода сцепления, он 
может возникать и исчезать по мере износа накладок, 

11*

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..