ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Автомобили-самосвалы и одноосный тягач, которые не планируется
эксплуатировать в течение двух месяцев и более, а также на период
транспортирования, должны быть подвергнуты консервации.
Консервация защищает детали, узлы и агрегаты автомобиля от атмосферной
коррозии и позволяет сохранять его в технически исправном состоянии.
В качестве защитных (консервационных) смазок используются пластичная
смазка ПВК (ГОСТ 19537—74), жидкая К-17 (ГОСТ 10877—76), а также
присадка АКОР-1 (ГОСТ 15171—70) к штатным маслам.
Смазка К-17 применяется при долговременной консервации изделий. Агрегаты
автомобиля консервируются без разборки: сливается штатное масло,
прокачивается защитная смазка и излишек ее сливается. Для ввода агрегата
в эксплуатацию достаточно его заправить штатным маслом.
Смазка ПВК применяется для юнсервации наружных и легкодоступных
внутренних поверхностей.
Присадка АКОР-1 вводится в штатные смазочные масла для улучшения их
защитных свойств из расчета 10 % приготовляемого количества
рабоче-консервационной смазки. Для ввода агрегата в эксплуатацию
рабоче-консервационная смазка используется в качестве эксплуатационной
до первой замены.
На заводе-изготовителе автомобили-самосвалы и одноосный тягач на период
транспортирования подвергаются консервации сроком на 6 мес.
При консервации на заводе-изготовителе выполняются следующие работы.
1. Производится консервация двигателя в соответствии с инструкцией по
его эксплуатации.
2. Покрываются консервационной смазкой ПВК пальцы шарниров привода
тормозного крана; пальцы крепления вилок штоков тормозных цилиндров,
клеммы стартера, переходных панелей, аккумуляторных батарей и блока
предохранителей (кроме электрооборудования кабины); пальцы привода
жалюзи радиатора; буксирные проушины и отверстия кронштейнов опоры на
раме; гнезда платформы под головки цилиндров опрокидывающего механизма и
отверстия опор платформы; шарниры петель и упора капота, петли двери
кабины, шарниры петель и застежки ящика аккумуляторных батарей и
инструментального ящика, отверстия кронштейнов крепления зеркал заднего
вида; шпильки ступиц крепления колес.
3. Герметизируются технической салфеткой, пропитанной смаз-кон ПВК или
К-17, с обвязкой шпагатом концы выхлопных труб, заливные горловины и
сапуны топливного бака и бака объединенном гидравлической системы.
5. Герметизируются с последующей обвязкой шпагатом: воздухо-
заборники воздушных фильтров на автомобиле БелАЗ-7522 и тягаче
БелАЗ-7422 — парафинированной бумагой; воздухозаборники воздушных
фильтров автомобилей БелАЗ-7523, -75231. -7540, -75401,
-75232, -75234 — полиэтиленовой пленкой или упаковочной бумагой; сапуны
двигателей — заглушками.
6. Головки цилиндров покрываются консервациоиной смазкой ПВК и
обертываются парафинированной бумагой с последующей обвязкой ее
шпагатом.
7. При транспортировании более трех месяцев или морским путем на
автомобили устанавливаются сухозаряжениые аккумуляторные батареи.
Если в течение 6 мес. автомобили или тягач по каким-либо причинам не
были введены в эксплуатацию, то по истечении этого срока они должны быть
подвергнуты переконсервацни. При этом автомобн ли или тягач должны быть
расконсервированы и при необходимости дальнейшего хранения
законсервированы повторно в соответствии с перечнем работ, приведенных в
п. 1—6.
При перерыве эксплуатации в зависимости от срока хранения автомобили и
тягач должны быть подвергнуты кратковременной или длительной
консервации.
Работы по консервации следует проводить в закрытом помещении с
температурой окружающего воздуха не ниже 5 °С. При хранении автомобилей
на открытой площадке или в неотапливаемом помещении работы по
консервации допускается проводить только в сухую погоду или при
температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С. Рабочие места необходимо
защищать от воды, пыли, атмосферных осадков.
Место хранения автомобилей оборудовать противопожарным инвентарем.
Кратковременной консервации подвергаются автомобили, которые не
планируется эксплуатировать в течение 2 месяцев. При постановке
автомобиля на кратковременное хранение необходимо выполнить следующие
работы:
провести очередное техническое обслуживание ТО-1, слить воду из системы
охлаждения двигателя и бачка омывателя стекла ветрового окна. Систему
после слива воды продуть сжатым воздухом, закрыть сливные краники и
пробку на расширительном бачке;
покрыть тонким слоем консервациоиной смазки незащищенные металлические
поверхности (см. п. 2). Перед нанесением смазки детали протереть
ветошью, смоченной в уайт-спирите. Не допускается покрытие
консервациоиной смазкой резиновых деталей и электропроводов;
удалить ржавчину с поврежденных поверхностей,
обезжирить их н восстановить покрытие;
произвести герметизацию агрегатов и узлов в соответствии с п. 3—5. Перед
герметизацией заменить масло в гидромеханической передаче, главной и
колесной передачах и в баке объединенной гидравлической системы.
Топливные баки заправить топливом;
перед консервацией тщательно осмотреть все шланги. Шланги, имеющие
трещины или расслоения, заменить;
оклеить светонепроницаемой бумагой стекла кабины с наружной стороны;
снять аккумуляторные батареи и подготовить их к хранению согласно
инструкции завода-изготовителя батарей;
установить между мостами и рамой в районе цилиндров подвески деревянные
брусья с целью разгрузки цилиндров;
поставить автомобиль на подставки так, чтобы вывесить колеса от грунта
на высоту 80—100 мм.
Длительной консервации подвергаются автомобили и тягачи, которые не
планируется эксплуатировать сроком до одного года. Кроме работ,
проводимых при кратковременной консервации, необходимо: выполнить
операции ТО-2;
снять с автомобиля, если он находился в эксплуатации, колеса и
демон!кровать шины (см. раздел '-Монтаж и демонтаж колес н шии»).
Очистить от ржавчины детали колес и окрасить их.
Шины, камеры и ободные ленты вымыть и протереть насухо. Перед сборкой
внутреннюю поверхность шины пересыпать тальком. Смонтировать колеса,
установить на автомобиль и довести давление воздуха до нормы.
Автомобили я тягачи, поставленные на хранение, должны подвергаться
обслуживанию. При этом один раз в месяц выполнить следующие операции:
проверить положение автомобиля на подставках; проверить состояние
наружных поверхностей агрегатов и узлов; очистить автомобиль от пыли,
влаги или снега; проверить состояние герметизирующих материалов;
проверить состояние аккумуляторных батарей, хранящихся на складе.
Два раза в год необходимо выполнять следующие работы: смазывать все
точки согласно карте смазки;
заменять масло в агрегатах, топливо в топливных баках и проверять
состояние трубопроводов и уплотнении; заряжать аккумуляторные батареи.
Через год необходимо произвести расконсервацию автомобиля, запустить
двигатель, прогреть до эксплуатационной температуры и прослушать его
работу на разных режимах. Проверить работу контрольно-измерительных
приборов. После этого произвести повторную консервацию. Расконсервация
автомобиля заключается в снятии его с подставок, удалении
консервационной смазки с поверхностей, снятии герметизирующих материалов
(технической салфетки, изоляционной ленты и бумаги) с агрегатов и узлов,
замене смазки в агрегатах и узлах и топлива в топливных баках и заправке
системы охлаждения охлаждающей жидкостью. Проверка технического
состояния автомобиля производится пробегом.