Регулировка параметров реле-регулятора
автомобилей БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232, -7422
Для проверки реле-регулятора и регулирования
его параметров необходимы приборы: вольтметр постоянного тока со шкалой
30 В, амперметры постоянного тока до 5 А и до 150 А, нагрузочный реостат
на ток до 150 А, тахометр. Вольтметр и амперметры — класса 1,0.
Электрические параметры реле-регулятора необходимо регулировать на
стенде. В исключительных случаях регулировку можно выполнить на
автомобиле.
Однако, прежде чем выполнять эту операцию, следует проверить и
отрегулировать зазоры в регуляторе напряжения и реле защиты
реле-регулятора в соответствии с табл. 8.
Загрязнившиеся контакты протереть сухой капроновой лентой. Если контакты
не очищаются, протереть их лентой, смоченной в спирте или чистом
бензине, а потом сухой лентой.
Зазоры в регуляторе напряжения регулируются перемещением держателя
контакта и подгибанием держателя верхнего контакта и ограничителя хода
якоря, зазоры в реле защиты — только перемещением стойки держателя
верхнего контакта.
Последовательность выполнения операций регулирования напряжения на
автомобиле следующая:
вставить ключ в замок-выключатель. Осторожно снять крышку
реле-регулятора (резиновую уплотнительную прокладку не снимать);
подсоединить вольтметр между клеммой «ВЗ» и корпусом реле-регулятора;
запустить двигатель, постепенно увеличить частоту вращения до 1200—1300
мин-1 и на этом режиме оставить работать 10—20 мин. Спустя указанное
время включить все бортовые потребители электроэнергии (фары и фонари) и
зафиксировать напряжение по вольтметру: оно должно быть 26,5—28,0 В.
Если напряжение не соответствует указанному, отрегулировать
реле-регулятор. Для увеличения напряжения увеличить натяжение пружины
подгибкой хвостовика кронштейна вниз, а для уменьшения — уменьшить. Еще
раз включить все потребители электроэнергии и проверить правильность
регулирования. Желательно, чтобы отрегулированное напряжение
соответствовало среднему значению параметров, указанных выше. Закрыть
крышку реле-регулятора и повторить проверку напряжения.
Если не удается отрегулировать напряжение на автомобиле, реле-регулятор
необходимо снять с автомобиля и выполнить регулирование на стенде.
ВНИМАНИЕ! При регулировании параметров реле-регулятора
следует помнить, что электромагнитное реле и все их
детали, в том числе и пружины с кронштейнами, находятся под напряжением
относительно корпуса реле-регулятора. Поэтому случайное касание корпуса
регулировочной вилкой вызовет короткое замыкание — реле регулятор будет
поврежден.
Последовательность выполнения операций на стенде: установить
реле-регулятор на стенд и соединить, как показан на схеме (рис. 146);
установить частоту вращения генератора 3350—3650 мин-1 и на грузить
нагрузочным резистором до тока 60 А. Вольтметр должен по называть
напряжение 26,5—28,0 В;
если напряжение не соответствует указанному, отрегулировать его, как
описано выше, стремясь, чтобы оно приблизительно соответствовало
среднему значению параметров. Если достигнуть этого и удается, заменить
регулятор напряжения или реле-регулятор.