Реле-регулятор автомобилей БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232, -7422

  Главная      Автомобили - БелАЗ     БЕЛАЗ (7522, 7523, 7540, 75232) и одноосный тягач 7422. Руководство по эксплуатации 7522-3902015РЭ - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  .. 

 

 

Реле-регулятор автомобилей БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232, -7422

 

 

 На автомобилях установлен реле-регулятор типа РР363. Он предназначен для автоматического поддержания напряжения в сети в заданных пределах и осуществляет автоматическую защиту регулирующего транзистора при коротком замыкании зажима «Ш» на корпус с целью проверки генератора на возбуждение и при перемыкании выводов «ВЗ» и «Ш».

Реле-регулятор (рис. 141) состоит из двух блоков: релейного и транзисторного.

Релейный блок включает регулятор напряжения и реле защиты. У регулятора напряжения две пары контактов. Контакты 9 обеспечивают работу регулятора напряжения, а контакты 10 включены в цепь реле защиты. Реле защиты имеет одну пару контактов.

В транзисторный блок входит транзистор VTI, диод обратной связи VD 2 и гасящий диод VD 1.

 

 

 

 

 

Рис. 141. Принципиальная схема системы энергоснабжения:
1—реле-регулятор; 2—контактор (включатель) «массы»; 3—аккумуляторные батареи; 4—генератор; Б—обмотка возбуждения генератора; в—обмотка реле напряжения; 7—обмотка реле защиты; 8—контакты реле защиты; 9. 10—контакты реле напряжения; Rl, R11, R2, R3,
R4—ревисторы; R5—резистор подпитки; VDl—VD4—диоды; VTI—транзистор; О, ВЗ, Ш—выводы

 

 

 

 

 

Транзистор является элементом, непосредственно регулирующим ток возбуждения, а следовательно, и напряжение генератора. Управление транзистором осуществляется регулятором напряжения.

Принцип работы реле-регулятора следующий.

При включении «массы» ток от аккумуляторных батареи проходит по цепи: положительный вывод батарей, положительный полюс генератора, резистор подпитки, обмотка возбуждения генератора, «масса» автомобиля. Резистор подпитки, сопротивление которого равно 75 Ом, ограничивает ток возбуждения до небольшой величины (приблизительно 0,3 А). Проходящий через резистор ток создает начальное намагничивание полюсов генератора и ускоряет его возбуждение.

Ток проходит также по цепи: полодлительный вывод аккумуляторных батарей, вывод «ВЗ» реле-регулятора, резисторы R'2, R3, обмотка 6 регулятора напряжения, «масса». Магнитодвижущая сила обмотки регулятора напряжения недостаточна для срабатывания регулятора напряжения, и его контакты 9 разомкнуты.

После пуска двигателя, когда вращается ротор генератора, между выводом «О» и «массой» генератора появляется разность потенциалов, которая увеличивается по мере увеличения частоты вращения ротора генератора, вызывая тем самым увеличение тока возбуждения.

Пока напряжение генератора не достигло установленной величины, контакты 9 регулятора напряжения разомкнуты. Следовательно, потенциал базы транзистора ниже потенциала эмиттера, и транзистор находится в открытом состоянии. Контакты 8 реле защиты также остаются замкнуты, так как ток в обмотке 7 реле защиты недостаточен, чтобы притянуть якорь и разомкнуть контакты 10. Ток проходит через транзистор VT1 по цепи: вывод «О», диод VD2, переход эмиттер — коллектор транзистора, контакты 8 реле защиты, вывод «Ш», обмотка возбуждения генератора, «масса».

Увеличение тока возбуждения вызывает увеличение выходного напряжения генератора. Когда напряжение генератора превысит установленное значение, якорь регулятора напряжения притянется к сердечнику, замкнув контакты 9 и разомкнув контакты 10. Тем самым база транзистора VT1 через контакты 9 и диод VD2 будет накоротко соединена с эмиттером и транзистор перейдет в закрытое состояние, разорвав цепь возбуждения генератора.

Ток, вызванный э. д. с. самоиндукции, возникающей в обмотке возбуждения генератора при резком уменьшении в ней тока возбуждения, гасится диодом VD1, что предохраняет транзистор от пробоя. После размыкания транзистором цепи обмотки возбуждения ток возбуждения и напряжение генератора снижаются. Контакты 9 реле напряжения размыкаются, прерывается соединение базы транзистора с эмиттером, и транзистор переходит в открытое состояние. Таким образом процесс периодически повторяется, и якорь регулятора напряжения вибрирует, замыкая и размыкая контакты с большой частотой — в сети устанавливается напряжение средней величины. Ускорение колебаний якоря регулятора и, следовательно, увеличение частоты переключения транзистора VT1 достигаются последовательным

соединением диода VD3 н резистора обратной связи R4. Диод VD2 служит для создания положительного смещения на базе транзистора, когда он переходит в закрытое состояние.

Реле защиты служит для предохранения транзистора от перегрузки в случае ошибочного присоединения провода от положительного вывода аккумуляторной батареи к выводу «Ш». При перемыкании зажимов «ВЗ» и «Ш» генератор быстро возбуждается, так как к обмотке возбуждения полводптся полное напряжение аккумуляторной батареи вместо нормального рабочего напряжения. На выводе «Ш» возникает напряжение 28 В и более, а на нулевой точке генератора (вывод «О») — 14 В и более. Созданный этой разностью напряжений ток замыкается через обмотку 7 реле защиты по цепи: положительный вывод генератора, вывод «Ш» генератора и реле-регулятора, обмотка 7 реле защиты, диод VD4, вывод «О» реле-регулятора и генератора. Реле защиты притягивает якорь и размыкает контакты 8, прерывая цепь транзистора VT1. Для ограничения тока короткого замыкания, текущего через транзистор до момента размыкания контактов 8 реле защиты, в цепи защиты установлен резистор R1. Зазоры между контактами реле-регулятора приведены в табл. 8.

 

Зазоры между якорем и сердечником и между контактами в регуляторе напряжения регулируются перемещением держателя контакта и подгибкой держателя верхнего контакта и ограничителя хода якоря. Регулирование зазоров в реле защиты осуществляется перемещением стоики держателя верхнего контакта.

 

 

 

Таблица 8

Зазоры между якорем и сердечником и между контактами реле-регулятора

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  ..