СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ автомобилей БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232, -7422

  Главная      Автомобили - БелАЗ     БЕЛАЗ (7522, 7523, 7540, 75232) и одноосный тягач 7422. Руководство по эксплуатации 7522-3902015РЭ - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

СИСТЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ автомобилей БелАЗ-7522, -7523, -7540, -75232, -7422



К системе энергоснабжения относятся четыре аккумуляторные батареи, соединенные попарно последовательно-параллельно, и генератор, включенный параллельно аккумуляторным батареям.

Аккумуляторные батареи. На автомобилях установлены аккумуляторные батареи типа 6СТ-132ЭМ.

В батарею заливать электролит плотностью, соответствующей климатическому району эксплуатации автомобиля и времени года (табл. 5).

Вместимость одной батареи до рабочего уровня 8 л.

 


Таблица 5
Зависимость плотности электролита от климатического района эксплуатации автомобиля

Климатический район

Средняя месячная температура воз­духа в январе, °С

Время года

Плотность электролита, приведен ная к температуре +25 С. г/см3

в заряженной заливаемого батарее

Очень холодный

—45...—

30

Зима

Лето

1.28

1,24

1,30

1,26

Холодный

—30...—15

Круглый год

1,26

1,28

Умеренный

—15...—8

»

1,24

1,26

Жаркий сухой

—15...+4

»

1,22

1,24

Теплый влажный

0...+ 14

»

1,20

1,22

Примечание. Допускается отклонение плотности от приведенной в таблице на ±0,01 г/см3.

 

 

 

Для приготовления электролита используется дистиллированная вода и серная кислота. Электролит готовится в посуде, стойкой против серной кислоты — керамической, пластмассовой, эбонитовой, освинцованной. В посуду сначала заливается вода, а затем при непрерывном помешивании серная аккумуляторная кислота. Для получения электролита соответствующей плотности необходимо руководствоваться табл. 6.
 

 


Таблица 6

Соотношение между плотностью электролита, количеством воды и серной кислоты Плотность электролита,

г/см3

 

1,20

1,22

1,24

1,26

1,28

1,40

Количество

воды, л

0,859

0,839

0,819

0,800

0,781

0,650

Количество

серной кислоты

0,200

0,221

0,242

0,263

0,285

0,423

 

 

 

Температура электролита, заливаемого в батарею, должна быть не менее плюс 15°С и не более 25 °С в районах с умеренным климатом и не более 30 °С — в районах с тропическим климатом.

Прежде чем заливать электролит, вывернуть из батареи пробки и снять с них пленку, закрывающую вентиляционные отверстия, или срезать выступ на торце пробки для образования вентиляционного отверстия. Если вместо пленки и выступа применен герметизирующий диск под пробкой, удалить его. После заливки электролита в батарею вентиляционные отверстия оставить открытыми.

Электролит заливается на 10—15 мм выше предохранительного щитка. Спустя 20 мин, но не позднее чем через 2 часа после заливки электролита, заверить его плотность. Если плотность понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности залитого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею необходимо зарядить.

Для зарядки батареи положительный вывод соединить с положительным полюсом источника тока, а отрицательный — с отрицательным. Зарядный ток 13 А.

Температура электролита в батарее должна быть не более 30 °С в холодной и умеренной зонах эксплуатации и не более 35°С — в жаркой п влажной зонах. Если температура электролита больше указанной, его следует охладить.

Заряжать батарею необходимо до тех пор, пока не начнется обильное выделение газа во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита будут постоянными в течение двух часов. Напряжение на выводах батареи следует контролировать вольтметром класса точности 1.0 со шкалой 30 В и ценой деления 0,2 В постоянного тока.

При зарядке батареи необходимо следить за температурой электролита: она должна быть не более 45 °С в холодной и умеренной климатических зонах и не более 50°С — в тропическом климате. Если температура будет больше указанной, уменьшить зарядный ток наполовину или вообще прекратить зарядку, чтобы электролит охладился до температуры 30—35 °С.

В конце зарядки определить плотность электролита с учетом

температурной поправки (табл. 7). При несоответствии плотности климатическому району и сезону откорректировать доливкой дестилированной воды, если плотность больше нормы, или электролита плотностью 1,4 г/см3 — если плотность ниже нормы.

 

Таблица 7

Температурные поправки к плотности электролита

 

 

 

 

После корректирования плотности зарядку батарей необходимо продолжить в течение 30 мин до полного перемешивания электролита, после чего батареи отключить. Спустя 30 мин после отключения батареи замерить уровень электролита во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется меньше нормы, добавить в аккумуля-
тор электролит такой же плотности (табл. 5). При уровне электролита больше нормы избыток его удалить резиновой грушей.

Отрицательный вывод аккумуляторных батарей соединен с «массой» автомобиля через контактор типа ТКС601ДОД (рис. 138). Контактор установлен в аккумуляторном ящике.

Принципиальная схема контактора изображена на рис. 139.

В катушке электромагнита две обмотки — включающая 8 и удерживающая б. При обесточенной включающей обмотке возвратная пружина удерживает силовые контакты контактора в разомкнутом состоянии. При этом блок-контакт, шунтирующий удерживающую обмотку, замкнут. При включении электромагнита ток проходит по включающей обмотке и замкнутому блок-контакту, сердечник втягивается и силовые контакты замыкаются. Одновременно размыкается блок-контакт и ток проходит через включающую и удерживающую обмотки. Общее сопротивление обеих обмоток увеличивается и они могут находиться под напряжением длительное время.

Генератор. На автомобилях с двигателями семейства ЯМЗ-240 устанавливается генератор Г263А, а с двигателями семейства ЯМЗ-840—генератор Г263Б. Генераторы отличаются приводом: у генератора Г263А — фланцевый, а у Г263Б — клиноременный привод. Устройство генератора Г263В показано на рис. 140.

Для первоначального возбуждения генератора его обмотка возбуждения подключена к аккумуляторным батареям через резистор подпитки (Rn) сопротивлением 75 Ом.

Силовая обмотка генератора, в которой индуцируется переменный ток, расположена на неподвижном статоре, а обмотка возбуждения — на вращающемся роторе. При вращении ротора магнитный поток обмотки возбуждения пересекает проводники обмотки статора и шунтирует в ней переменную электродвижущую силу. Переменный ток преобразуется в постоянный кремниевым выпрямителем, вмонтированным в крышку со стороны контактных колец.

 

 

 

Рис. 138. Контактор
 

 

 

 

Рис. 139.
Принципиальная схема контактора:
1, 5—выводы цепи управления; 2, 4— выводы силовой цепи; 3—силовой контакт; 6—удерживающая обмотка; 7—блок-контакт; 8—включающая обмотка

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..