СТОЯНОЧНАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Стояночная тормозная система предназначена для
удержания автомобиля в неподвижном положении на стоянке, а при отказе
рабочей тормозной системы может использоваться как аварийная.
Система состоит из тормозного механизма с цилиндром, крана управления с
ручным приводом, клапана быстрого выпуска воздуха и двух защитных
одинарных клапанов. Кроме того, в системе установлен датчик, включающий
сигналы торможения в задних фонарях автомобиля и лампу сигнализации на
панели приборов в кабине.
Пневматический привод стояночной тормозной системы запитан от ресиверов
10 и 11 (см. рис. 103) переднего и заднего контуров рабочей тормозной
системы.
Защитные одинарные клапаны 12 обеспечивают проход воздуха только в одном
направлении — от ресиверов к крану управления 17. В обратном направлении
воздух пройти не может. Это необходимо для того, чтобы при повреждении
(разгерметизации) одного контура воздух не мог выходить из ресивера
исправного контура в поврежденный. В случае повреждения одного контура
питание стояночной тормозной системы осуществляется от второго
исправного контура.
Если автомобиль заторможен стояночной системой, канал крана управления
17, сообщающийся с защитными клапанами 12, закрыт. Полость цилиндра 15
тормозного механизма через клапан быстрого выпуска воздуха 16 сообщается
с атмосферой — пружины цилиндра держат тормозной механизм в
заторможенном состоянии.
Тормозной механизм стояночной тормозной системы установлен на ведущем
валу главной передачи и воздействует только на задние ведущие колеса
автомобиля.
При растормаживании автомобиля воздух через клапаны 12, кран управления
17 и клапан 16 быстрого выпуска воздуха поступает в штоковую полость
цилиндра 15, поршень цилиндра перемещается, сжимая пружины — автомобиль
растормаживается.
Давление воздуха в полости цилиндра зависит от угла поворота рукоятки
крана управления. Это позволяет регулировать эффективность стояночной
тормозной системы при торможении движущегося автомобиля в случае
использования ее в качестве аварийной.