ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЗАДНЕГО МОСТА
автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Проверка уровня масла в картере заднего моста и колесной передаче. На
автомобилях БелАЗ-7522, -7540 и -75401 уровень масла в картере заднего
моста должен быть на расстоянии 0—40 мм от нижней кромки заливного
отверстия. Для проверки уровня масла в колесной передаче этих
автомобилей колесо необходимо установить так, чтобы паз под вентиль был
вверху. Уровень масла в этом случае должен совпадать с нижней кромкой
сливного отверстия.
На автомобилях БелАЗ-7523, -75231, -75232, -75234 и одноосном тягаче
уровень масла в картере заднего моста должен быть между метками
незавернутого маслоизмерительного стержня.
Для проверки уровня масла в колесной передаче этих автомобилей колесо
устанавливается так, чтобы стрелка, выбитая на водиле, была направлена
вверх и совпадала с вертикальной осью колеса. Тогда уровень масла
определяется по сливному отверстию в водиле.
Регулировка главной передачи включает: регулировку зазоров в
подшипниках ведущей шестерни и дифференциала; регулировку зацепления
конических шестерен и зазора между головкой упорного болта и торцом
ведущей шестерни.
Регулирование зазора в подшипниках ведущей шестерни автомобилей
БелАЗ-7522, -7540 и -75401 выполняется шлифованием по высоте распорной
втулки 31 (см. рис. 73). Зазор должен быть в пределах 0,06—0,10 мм. Он
замеряется индикаторной головкой путем перемещения ведущей шестерни
относительно картера подшипников в осевом направлении из одного крайнего
положения в другое. Собранная шестерня должна вращаться под действием
крутящего момента 3—4 Н •м (0,3—0,4 кгс-м) при снятой крышке с
сальниками и при условии непрерывного вращения ее за фланец в одну
сторону.
При заворачивании гайки крепления фланца ведущую
шестерню следует непрерывно проворачивать для обеспечения правильного
расположения роликов подшипников между коническими поверхностями колец.
В радиально-упорных шариковых подшипниках главной передачи автомобилей
БелАЗ-7523, -75231, -7548 и -75482 и тягача БелАЗ-7422 при сборке на
заводе установлен натяг 0,1 мм,
Если осевой люфт в процессе эксплуатации достигнет 0,03 мм, натяг
восстановить изменением . длины распорной втулки 4 (см. рис. 76). Длина
втулки определяется по формуле: L = A+B— 7,1 (рис. 78). Размер А выбит
на картере подшипников. Размер В замеряется мерительными плитками (не
более двух плиток в блоке) в трех равнораспределенных точках и
определяется как среднее арифметическое, причем размеры А и В
записываются с точностью 0,01 мм, а высота втулки — с точностью 0,015
мм.
При замене изношенных подшипников новыми для создания предварительного
натяга 0,06—0,10 мм в подшипниках необходимо определить длину распорной
втулки по формуле:
L=А— [ (а) + (Ь) ] —0,1
где:
А — действительный размер, замеренный с точностью до 0,01 мм;
L — алгебраическая сумма выступания (утопания) торца внутреннего кольца
над торцом наружного кольца (рис. 79). Величины (а) и (Ь) подставлять в
формулу со своими знаками: (а) — выступание, со знаком плюс (+), (Ь) —
утопание, со знаком минус (—).
Действительная величина выступания- (утопания), выраженная
в сотых долях миллиметра, нанесена на базовом торце
наружного кольца подшипника со своим знаком.
Рис. 78. Схема для расчета высоты распорной
втулки:
1—картер подшипников; 2—подшипники; 3— нажимная плита; 4—подкладочное
кольцо; 5—специальное кольцо; А. В—размеры; С— место нанесения размера А
Рис. 79. Схема определения размеров а и в
радиально-упорных шарикоподшипников
Рис. 80. Расположение пятна контакта зубьев в
зацеплении главной передачи: а— автомобили БелАЗ-7522, -7540, -75401;
б — автомобили БелАЗ-7523, -76231, -75232, -75234
Регулирование положения пятна контакта и бокового зазора в зацеплении.
Порядок выполнения этой операции приведен в табл. 4 и на рис. 80.
Для перемещения ведущей шестерни необходимо изменить толщину пакета
прокладок между картером подшипников и картером главной передачи.
Ведомая шестерня перемещается отворачиванием одной гайки подшипников
дифференциала и заворачиванием другой на такую же величину.
Для определения пятна контакта смазать с обеих сторон три—четыре зуба
ведущей шестерни тонким слоем краски и провернуть ведущую шестерню за
фланец в обе стороны, притормаживая р\кой ведомую шестерню. Краска,
оставшаяся на зубьях ведомой шестерни, указывает на расположение пятна
контакта.
У новой пары шестерен боковой зазор должен быть: на автомобилях
БелАЗ-7522, -7540 и -75401 — 0,3—0,6 мм, на автомобилях БелАЗ-7523,
-75231, -75232 и -75234 и тягаче БелАЗ-7422—0,4— 0,75 мм, а допустимый
боковой зазор при эксплуатации автомобиля соответственно 0,9 мм и 1,0
мм. Зазор проверяется индикатором у наружного диаметра ведомой шестерни
при неподвижной ведущей в нескольких точках по окружности, как показано
на рис. 81. Ножка индикатора должна быть установлена перпендикулярно к
направлению зуба в измеряемом месте.
Регулирование зазора в подшипниках дифференциала выполняется только
после регулирования бокового зазора в зацеплении. Для регулирования
зазора в подшипниках затянуть регулировочные гайки специальным ключом от
усилия руки, а потом отвернуть их до совпадения ближайших пазов на
гайках со стопорной пластиной. Стопорную пластину закрепить болтами, а
болты застопорить шплинтами (проволокой).
После регулирования ведомая шестерня должна легко, без заеданий,
проворачиваться рукой. Признаком правильно отрегулированного зазора в
подшипниках может служить отсутствие осевого люфта коробки дифференциала
и свободное перекатывание роликов (без скольжения) по коническим
поверхностям колец подшипников.
Зазор между головкой упорного болта и ведомой шестерней регулируется
следующим образом: определить точку максимального биения торца ведомой
шестерни и установить ее напротив упорного болта. Болт завернуть до
соприкосновения головки с торцем ведомой шестерни, а потом отвернуть его
на 1/12 оборота и завернуть стопорную гайку болта. Полученное положение
болта будет соответствовать зазору 0,16 мм между ним и шестерней.
Зазор между торцем полуосевой шестерни и опорной шайбой (при беззазорном
зацеплении данной шестерни с сателлитами) провернется щупом через окна в
чашке дифференциала, он должен быть 0,5—1,2 мм. Если зазор, больше
рекомендуемого, заменить опорные шайбы.
Таблица 4
Регулирование положения пятна контакта в зацеплении
конических шестерен главной передачи