Переключатель трехступенчатой гидромеханической
передачи автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Управление переключением ступеней в трехступенчатой
гидромеханической передаче — электрогидравлическое, состоит из
переключателя (рис. 54), установленного в кабине водителя, блока пилотов
(рис. 55) и золотников переключения ступеней, расположенных в
золотниковой коробке (см. рис. 53).
Масло из нагнетательного канала главной магистрали постоянно поступает в
полости VII, X, XIV и XVI золотниковых пар, в полость V редукционного
клапана и в полость IV предохранительного клапана. В нейтральном
положении золотников цилиндры фрикционных муфт через каналы в деталях
коробки передач, полости VI, XI, XIII и XVIII, отверстия в гильзах
сообщены со сливным каналом XII.
При перемещении рычага переключателя в положение включения какой-либо
ступени напряжение подается на электромагнит соответствующего пилота;
якорь электромагнита перемещает золотник пилота, масло через отверстия в
гильзе поступает в торцевую полость золотника соответствующей ступени в
золотниковой коробке, золотник перемещается и масло от насоса поступает
в цилиндр фрикционной муфты.
Для исключения одновременного включения двух
ступеней из-за неисправности в элементах управления переключением
ступеней предусмотрена гидравлическая блокировка золотников: при
включенной первой ступени подвод масла к золотникам всех остальных
ступеней перекрывается золотником первой ступени и подача масла под
давлением к золотникам остальных ступеней невозможна. Следовательно,
исключается включение какой-либо другой ступени вместе с первой. При
включенной второй ступени можно включить любую из остальных ступеней, но
при этом нагнетательная полость золотниковой пары второй ступени
автоматически сообщается со сливным каналом через канал в золотнике
включенной ступени и вторая ступень выключается.
Гидравлическая система тягача БелАЗ-7422 отличается от описанной системы
автомобилей лишь несколькими элементами: отсутствуют гидродинамический
тормоз-замедлитель и механизмы его управления, а для управления валом
отбора мощности в гидросистему включены электрогидравлический механизм
управления и фрикционная муфта (см. рис. 37).
Гидравлическая система пятиступенчатой гидромеханической передачи, так
же как и трехступенчатой, включает две основные магистрали — главную
масляную магистраль и магистраль питания гидротрансформатора и смазки.
Схема гидравлической системы пятиступенчатой гидромеханической передачи
показана на рис. 56.
В системе питания гидравлической системы пятиступенчатой
гидромеханической передачи установлены два насоса — передний и задний.
Рис. 54. Переключатель ступеней трехступенчатой
гидромеханической передачи:
1—корпус; 2—указатель включенной ступени: 1, II и III — ступени
переднего
хода, Н — нейтральное положение, ЗХ — ступень заднего хода;
3—выключатель; 4—рычаг
Рис. 55. Блок пилотов управления переключением
ступеней трехступенчатой гидромеханической передачи:
1—электромагнит; 2—фланец электромагнита; 3—корпус; 4, 5„ 12, 13 и 14 —
технологические заглушки; 6—толкатель; 7—гильза; 8—золотник; 9,
11—уплотнительные кольца; 10—пружина: I — канал для отвода утечки масла;
II — полость, сообщающаяся с нагнетательным каналом; III — полость,
сообщающаяся с каналом управления золотником золотниковой коробки;
IV—полость, сообщающаяся со сливным каналом