ГИДРОТРАНСФОРМАТОР автомобилей БелАЗ-7522, -7523,
-7540, -75232, -7422
Гидротрансформатор — это гидродинамическая передача, которая передает
механическую энергию через циркулирующий поток жидкости и автоматически
бесступенчато изменяет в определенных пределах передаваемый крутящий
момент в зависимости от внешней нагрузки.
Гидротрансформатор обеспечивает устойчивую работу двигателя при
изменении нагрузки на автомобиль и позволяет получать малые скорости
движения с увеличенным тяговым усилием на ведущих колесах.
Гидротрансформатор (рис. 38, 39 — см. вкладку) состоит из колес насоса,
турбины и двух реакторов, установленных на роликовых
муфтах свободного хода. В пятиступенчатой
гидромеханической передаче гидротрансформатор имеет дополнительно
фрикционную муфту блокировки насосного и турбинного колес.
Колеса насоса, турбины и реакторов образуют торовую полость, в которой
при работе гидромеханической передачи постоянно циркулирует рабочая
жидкость.
Колесо насоса приводится ведомым валом согласующей передачи через кожух
гидротрансформатора. Кожух с насосным колесом установлен на двух опорах:
одной опорой является радиально-упорный шарикоподшипник, второй —
ведомый вал согласующей передачи.
Колесо турбины крепится к ступице, установленной на ведущем валу коробки
передач.
Ступица гидротрансформатора крепится к картеру и является
распределителем масла, подаваемого для включения фрикционных муфт
коробки передач и блокировки гидротрансформатора, а также в
гидротрансформатор и для смазывания дисков муфт и подшипников. На
ступице гидротрансформатора на шлицах установлена ступица реакторов,
которая является неподвижной опорой муфт свободного хода.
Каждая муфта свободного хода состоит из обоймы (с фигурными пазами для
размещения роликов), упорных колец и роликов. Обойма соединяется с
колесом реактора шлицами. Реакторы вращаются на упорных кольцах, в
которые запрессованы бронзовые буксы.
Осевые силы реакторов воспринимаются плавающими шайбами и
радиально-упорным шарикоподшипником.
Фрикционная муфта блокировки гидротрансформатора состоит из барабана,
четырех ведущих и четырех ведомых дисков, поршня, упорного диска и
ступицы. Блокировка и разблокировка муфты происходит автоматически в
зависимости от частоты вращения колеса турбины.
Колеса первого реактора на всех автомобилях одинаковы и имеют 29
лопаток. Колеса второго реактора автомобилей БелАЗ-7522 и -7540 и тягача
БелАЗ-7422 имеют 25 лопаток, а автомобилей БелАЗ-7523, -75231, -75232 и
-75234 — 23 лопатки.
Колеса реакторов устанавливаются таким образом, чтобы вращение их
обеспечивалось по часовой стрелке (по направлению вращения двигателя).
При вращении против часовой стрелки колеса реакторов должны
останавливаться роликовыми муфтами свободного хода.
В гидротрансформаторе пятиступенчатой гидромеханической передачи ступица
колеса насоса одновременно является ведущей шестерней привода насосов:
от нее через промежуточную шестерню приводятся передний насос
гидромеханической передачи и насосы рулевого управления и
опрокидывающего механизма платформы.