НАСТРОЙКА ОБЪЕДИНЕННОГО РЕГУЛЯТОРА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

НАСТРОЙКА СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНЕРАТОРА И ОБЪЕДИНЕННОГО РЕГУЛЯТОРА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА ТЭП60



Для получения необходимой внешней характеристики тягового генератора и обеспечения правильного нагружения дизеля на каждой позиции контроллера машиниста необходимо настроить систему автоматического регулирования генератора и объединенный регулятор дизеля в следующем порядке.

1. Установку величин регулировочных сопротивлений производят при остановленном дизеле и выключенном рубильнике аккумуляторной батареи. Перед установкой величины сопротивления оно должно быть отключено от остальной части схемы хотя бы с одной стороны. Величины сопротивлений, которые должны быть установлены, сведены в табл. 22, где приведены номера проводов, между которыми замеряют величину сопротивления.

2. Проверка работы системы автоматического регулирования при холостом ходе генератора. Перед проверкой системы автоматического регулирования при холостом ходе генератора необходимо отключить отключатели электродвигателей и установить временную перемычку на резистор СОЗ между проводами 404 и 405. После пуска и прогрева дизеля нужно включить автомат «Управление тепловозом» и установить рукоятку контроллера на IV позицию. При холостом
ходе генератора проверяют токи и напряжения в узлах системы автоматического регулирования и полярность включения подмагничи-вающих обмоток амплистата и обмоток возбуждения возбудителя. Регулятор частоты вращения вала дизеля на тепловозе ТЭП60 оборудован' устройством, замедляющим нарастание частоты вращения вала дизеля при перестановке рукоятки контроллера. Поэтому при всех проверках и настройке системы автоматического регулирования прежде всего нужно проверить по тахометру, что частота вращения вала установилась и соответствует данной позиции контроллера.

Токи и напряжения не должны сильно отличаться от указанных величин: напряжение тягового генератора 300—350 В; ток возбуждения тягового генератора 50 А; ток выхода амплистата (ток обмотки независимого возбуждения возбудителя) 4 А; ток размагничивающей обмотки возбудителя 1,6 А; ток задающей обмотки амплистата 0,5 А; ток обмотки управления амплистата 0,5 А; напряжение синхронного подвозбудителя 65 В.
 

 

 

 

 

 

Таблица 22

Наименование

Обозначение резисторов в схеме

Подходящие

провода

Величина сопротивле­ния, Ом

Резистор в цепи задающей об­мотки амплистата, рабочий режим (IV—XV позиции)                   

 

 

 

соз

388—408

12

Плавное трогание (I позиция) . . .

соз

374—375

36

» » (II позиция) . .

соз

372—375

12

Отключение тягового двигателя . .

соз

404—405

8

Режим боксования   

соз

374—382

16

Резистор в цепи регулировочной

 

 

 

обмотки амплистата

СОР

393—411

1,5

Резистор в цепи обмогки управ­

СОУ

 

ления амплистата      

329—330

8

Резистор балластный трансформа­

СБТН

324—325

 

тора постоянного напряжения . .

16

Резистор балластный трансфор­матора постоянного тока, рабочий

СБТТ

 

 

режим (IV—XV позиции) . . .

315—316

8

Плавное трогание     

СБТТ

315—406

4

Резистор в цепи обмотки управ­

 

 

440

ления ТПН .               

СТН

319—320

Резистор в цепи обмотки стаби­

 

 

45

лизирующего трансформатора . .

стс

307—308

Резистор в цепи обмотки воз­

 

 

 

буждения СПВ         

свсп

364—365

16

Резистор в цепи размагничива­

 

 

 

ющей обмотки возбудителя . . .

Рабочий режим         

свв

348—350

42

Аварийный режим IV—XV позиции .

свв

348—415

15

» » III позиция .

свв

361—357

40

» » I позиция .

свв

361—354

170

Резистор смещения  

сс

408—409

70

Резистор балластный задающего устройства                    

 

 

 

СБЗУ

385—386

25

 

 

Для проверки полярности подмагничивающих обмоток амплистата необходимо установить рукоятку контроллера на нулевую позицию и отключить все подмагничивающие обмотки. На выводы стабилизирующей обмотки нужно установить временную перемычку, так как при работе амплистата и разорванных цепях обмоток подмагничивания на этих обмотках наводится значительное напряжение. После этого устанавливают рукоятку контроллера вновь на IV позицию, поочередно включают подмагничивающие обмотки и следят за амперметром, измеряющим ток выхода амплистата (можно также на время проверки полярности обмоток подмагничивания подключить тестер на клеммы 515, 5/6 и наблюдать напряжения на выходе амплистата).

Если полярность задающей обмотки выбрана правильно, то при ее подключении ток (напряжение) выхода амплистата возрастает. Также возрастает ток (напряжение) выхода амплистата при правильном подключении регулировочной обмотки. Если полярность обмотки управления выбрана правильно, то при ее подключении ток (напряжение) выхода сначала уменьшается, а потом возрастает. После проверки полярности задающую, регулировочную и управляющую обмотки подключают в схему, предварительно установив рукоятку контроллера на нулевую позицию. Стабилизирующую обмотку также подключают в схему. Ее полярность может быть проверена в дальнейшем при работе генератора под нагрузкой. В случае неправильной полярности стабилизирующей обмотки наблюдаются установившиеся колебания токов и напряжений в узлах системы автоматического регулирования.

Для проверки полярности размагничивающей обмотки нужно отключить штепсельный разъем панели выпрямителей ПВ1 амплистата

и, установив рукоятку контроллера на 1 и II позиции, следить за показаниями вольтметра тягового генератора. При правильной полярности размагничивающей обмотки стрелка вольтметра отклоняется влево от нуля.

Если показания приборов на стенде значительно отличаются от приведенных выше, необходимо проверить отдельные узлы системы регулирования. Наиболее вероятные неисправности и способы их устранения:

а) отсутствует напряжение синхронного подвозбудителя. В этом случае необходимо проверить целостность цепи обмотки возбуждения и исправность щеточного аппарата подвозбудителя. Если цепь обмотки возбуждения подвозбудителя исправна, то при установке рукоятки контроллера на I позицию на резисторе СВСП должно быть напряжение около 57 В. Если напряжение на резисторе СВСП отсутствует, то необходимо установить контроллер на нулевую позицию и, заглушив дизель, проверить надежность контактов 21 и 29 в штепсельном разъеме ШРД.

Состояние щеточного аппарата подвозбудителя также проверяют при остановленном дизеле;

б) отсутствует ток выхода амплистата. Если напряжение на синхронном подвозбудителе есть, то прежде всего нужно проверить напряжение на клеммах Н1—01 распределительного трансформатора.

Если трансформатор исправен и напряжение питания подается на ам-плистат, то необходимо проверить правильность монтажа штепсельного разъема панели выпрямителей амплистата, а затем проверить исправность диодов в цепи рабочей обмотки амплистата. Исправность диодов можно проверить в работающей схеме по наличию напряжения на диодах. На исправном диоде тестер покажет напряжение около 6 В. На пробитом диоде напряжение составит доли вольта. Можно проверить диоды по обратному, сопротивлению. Для этого необходимо предварительно установить контроллер на нулевую позицию и отключить штепсельный разъем панели диодов. Прямое и обратное сопротивление диодов проверяют тестером. Неисправный диод нужно заменить. При отключенном штепсельном разъеме можно одновременно проверить тестером целость цепи рабочих обмоток амплистата и цепи обмотки возбуждения возбудителя;

в) отсутствует ток задающей обмотки. Если подвозбудигель и распределительный трансформатор исправны, то основными причинами этой неполадки могут быть либо неисправность блока БА-420, либо обрыв цепи задающей обмотки и резистора СОЗ.

Для проверки цепи задающей обмотки и резистора СОЗ нужно установить контроллер на нулевую позицию, отключить провод 387 от резистора СОЗ и тестером проверить цепь резистора СОЗ, задающей обмотки и измерительного шунта LLI7. Если нужно проверить блок задающего устройства, то нужно при отключенном проводе 387 установить контроллер на I позицию и тестером проверить наличие напряжения на выходе блока между проводами 387 и 390 (постоянное напряжение), а также наличие напряжения на резисторе СБЗУ (переменное напряжение). Отсутствие напряжения на резисторе СБЗУ указывает на то, что имеется обрыв в цепи первичных обмоток трансформаторов блока. Если на резисторе СБЗУ напряжение есть, а на выходе блока нет, то нужно проверять цепь вторичных обмоток трансформатора, исправность диодов блока, исправность конденсатора;

г) отсутствует ток в обмотке управления амплистата. При исправном подвозбудителе и распределительном трансформаторе причинами этой неполадки могут оказаться: неисправность цепи от диодов селективного узла к обмотке управления амплистата, обрыв обмотки управления амплистата, пробой диодов селективного узла, обрыв в цепях ТПН и ТПТ. Разъединив штепсельный разъем панели диодов селективного узла, можно тестером проверить целостность цепи обмотки управления амплистата («прозвонить» цепь между проводами 327 и 330). Если цепь обмотки управления исправна, то тестер покажет сопротивление около 130м. При отключенном разъеме можно также проверить исправность диодов по их прямому и обратному сопротивлению. Исправность цепей ТПТ и ТПН проверяют по наличию напряжения на резисторах СБТТ и СБТН. Если на одном из резисторов не окажется напряжения, то следует проверить цепь соответствующего трансформатора;

д) отсутствует ток в регулировочной обмотке амплистата. В этом случае, как и во всех предыдущих, прежде всего необходимо проверить наличие напряжения на выходе подвозбудителя и на обмотках

распределительного трансформатора. Цепь индуктивного датчика можно проверить, отсоединив провод 400 от клеммы 5/1 и замерив тестером сопротивление между клеммами 5/1 и 5/2. Если цепь исправна, то тестер покажет сопротивление около 2,5 Ом. Необходимо проверить также цепь регулировочной обмотки и исправность диодов в цепи индуктивного датчика. Диоды проверяют по прямому и обратному сопротивлению, разъединив предварительно штепсельный разъем панели с диодами;

е) отсутствует ток размагничивающей обмотки возбудителя. Основные причины этой неисправности: обрыв цепи размагничивающей обмотки и отсутствие контакта в переключателе ПКВ. Если на первой позиции контроллера нет напряжения на клеммах 5/3, 5/4, то неисправность нужно искать в переключателе; если напряжение на клеммах 5/3 и 54 есть, то необходимо проверить тестером цепь размагничивающей обмотки, предварительно установив переключатель ПКВ в нейтральное положение;

ж) отсутствует ток возбуждения генератора. В этом случае прежде всего нужно проверить предохранитель 160 А в цепи обмотки возбуждения генератора, а затем осмотреть щеточный аппарат возбудителя, предварительно остановив дизель. Если возбудитель исправен, проверяют контактор КГ и остальные участки цепи возбуждения генератора.

После устранения неисправностей можно приступать к настройке системы автоматического регулирования.



3. Настройка внешней характеристики генератора на XV позиции контроллера при отключенной регулировочной обмотке. Внешняя характеристика генератора при отключенной регулировочной обмотке называется иногда кратко селективной характеристикой, так как форма этой характеристики определяется режимом работы трансформаторов ТПН, ТПТ и выпрямительных мостов, входящих в селективный узел. При настройке нужно таким образом подобрать параметры схемы, изменяя регулировочные сопротивления, чтобы селективная характеристика совпадала с характеристикой 2 на рис. 82. Прежде чем рассмотреть методику настройки селективной характеристики, разберем более подробно, каким образом изменение регулировочных сопротивлений влияет на форму и положение селективной характеристики.

Приведенные выше величины регулировочных сопротивлений являются средними, полученными после обобщения результатов настройки большого количества тепловозов. Естественно, что вследствие существующих допусков на характеристики машин и аппаратов электропередачи селективная характеристика, полученная на отдельных тепловозах после установки указанных величин сопротивлений, может отличаться от рекомендованной. Поэтому в процессе настройки приходится изменять выставленные ранее величины сопротивления для изменения положения и формы исходной селективной характеристики. Изменение сопротивления резистора СТН в цепи обмотки подмагничивания амплистата влияет на наклон селективной характеристики и положение участка ограничения напряжения. Увеличение со-противления резистора СТН ослабляет сигнал трансформатора ТПН и приводит к увеличению наклона селективной характеристики и увеличению ограничиваемого системой регулирования напряжения (рис. 112, а).

Изменение сопротивления балластного резистора трансформатора тока СБТТ приводит к параллельному перемещению участка ограничения тока и наклонного участка селективной характеристики. На положение участка ограничения напряжения сопротивления резистора СБТТ практически не влияет. При увеличении сопротивления СБТТ участок ограничения тока и наклонный участок селективной характеристики смещаются в область меньших токов (рис. 112, б), так как увеличение СБТТ сопровождается увеличением доли тока трансформатора ТПТ, ответвляющейся в цепь обмотки управления амплистата.

Изменение сопротивления балластного резистора трансформатора напряжения СБТН приводит к параллельному перемещению участка ограничения напряжения и наклонного участка селективной характеристики. При увеличении СБТН участок ограничения напряжения и наклонный участок перемещаются в область меньших напряжений генератора, положение участка ограничения тока практически не изменяется (рис. 112, в).

Увеличение сопротивления резистора СОЗ в цепи задающей обмотки амплистата приводит к тому, что вся селективная характеристика перемещается в область меньших токов и напряжений, так как увеличение сопротивления резистора СОЗ вызывает уменьшение тока задающей обмотки амплистата. При этом точки перелома селективной характеристики перемещаются по лучам, проходящим через начало координат. Если уменьшение тока задающей обмотки, вызванное увеличением сопротивления резистора СОЗ, невелико, то наклон участков селективной характеристики не изменяется (рис. 112, г).

Увеличение сопротивления резистора СОУ в цепи обмотки управления амплистата приводит к уменьшению тока обмотки управления при тех же значениях тока и напряжения генератора. Поэтому при увеличении сопротивления резистором СОУ селективная характеристика изменяется так же, как при уменьшении сопротивления задающей обмотки,

Таким образом, каждый из рассматриваемых выше регулировочных резисторов влияет на положение либо двух участков селективной характеристики (СТН, СБТН, СБТТ), либо на положение всей характеристики (СОЗ, СОУ). Поэтому при настройке селективно» характеристики следует изменять регулировочные резисторы небольшими ступенями и после каждого изменения одного из резисторов обязательно контролировать по приборам всю селективную характеристику.

При настройке селективной характеристики необходимо иметь в виду, что прогрев задающего устройства и обмоток амплистата во время работы вызывает изменение токов обмоток амплистата и положения селективной характеристики.

Испытаниями было установлено, что при прогреве выходное напряжение задающего устройства снижается на 2,5%. Это вызывает уменьшение задающего тока, причем уменьшение задающего тока усугубляется нагревом задающей обмотки амплистата. И хотя обмотка управления амплистата также нагревается, напряжение генератора во время прогрева падает. На наклонном участке характеристики напряжения снижаются за первые два часа работы на 35—40 В, на участке ограничения напряжения — на 25—30 В. Ограничиваемый системой максимальный ток за первые два часа работы снижается на 200—250 А.

Изменение положения селективной характеристики от прогрева происходит во времени неравномерно, 70% указанного выше изменения происходит за первый час работы, после двух часов работы токи и напряжения в схеме изменяются мало. Поэтому рекомендуется после выхода на XV позицию прогреть машину под нагрузкой в течение часа, а затем приступить к настройке.

Настройку селективной характеристики на XV позиции контроллера следует производить в таком порядке.

На нулевой позиции контроллера нужно разъединить штепсельный разъем индуктивного датчика, снять временную перемычку с резистора СОЗ между проводами 404, 405, включить отключатели

электродвигателей и включить автомат «Управление тепловозом».

Постепенно перевести рукоятку контроллера на XV позицию и проверить по приборам ток и напряжение генератора. Если ток генератора значительно больше 4000 А, его нужно уменьшить, подняв пластины водяного реостата. Проверить величину задающего тока; если задающий ток превышает 1,2 А, уменьшить его, увеличив сопротивление резистора СОЗ. Прогреть машины под нагрузкой. После прогрева установить резистором СОЗ (хомутом у провода 388) ток задающей обмотки равным 1—1,05 А; ток размагничивающей обмотки возбудителя должен быть равен 1,6 А; регулировать величину тока размагничивающей обмотки нужно резистором СВВ (хомутом у провода 348). Нужно проверить тестером напряжение на обмотках распределительного трансформатора. На зажимах Н1—01 напряжение должно быть 60±2 В, на зажимах НЗ—КЗ—30±1 В, на зажимах: Н2—КЗ—70 ± 2 В, на зажимах 01—02—9 + 1 В. Напряжение син-хронного подвозбудителя должно быть равным 95—105 В. Регулируют величину напряжения подвозбудителя резистором СВСП. Увеличение сопротивления приводит к уменьшению напряжения подвозбудителя. После проверки токов и напряжений нужно установить водяным реостатом ток генератора 800—1000 А и, постепенно опуская пластины реостата, снять селективную характеристику. При проверке селективной характеристики нужно записывать показания приборов через каждые 200 А, а в местах перелома характеристики — через 100 А. Опускать пластины реостата нужно до тех пор, пока напряжение генератора не снизится до 150—200 В. Нужно помнить, что после каждой остановки пластин водяного реостата нужный режим устанавливается не сразу, а через некоторое время. Поэтому прежде, чем записать показания приборов, нужно подождать, пока установится режим.

Если полученная селективная характеристика отличается от. приведенной на рис. 82, то производят подстройку регулировочными резисторами. Сначала нужно резистором СТН установить наклон среднего участка характеристики так, чтобы полученная характеристика была параллельна рекомендованной. Регулировать резистор СТН можно только на нулевой позиции контроллера, так как этот резистор находится под напряжением тягового генератора. Затем резистором СБТТ нужно отрегулировать участок ограничения тока, а резистором СБТН — участок ограничения напряжения. Если после этого наклонный участок не совпадает с рекомендованной характеристикой, резистором СОЗ перемещают всю характеристику параллельно •самой себе и производят незначительную подстройку балластными резисторами.

Если селективная характеристика не настраивается, нужно проверить исправность диодов селективного моста и амплистата, а также проверить исправность амплистата и трансформаторов ТПТ и ТПН, По форме полученной селективной характеристики в ряде случаев можно судить о характере неисправности в системе регулирования. Если селективная характеристика имеет малый наклон, а ограничение тока не четко выражено или вообще отсутствует, то прежде всего нужно проверить трансформатор тока ТПТ и узлы схемы, относящиеся к нему. Если, напротив, характеристика получилась слишком крутая, то проверке подлежит в первую очередь узел трансформатора ТПН и амплистат.

Для проверки амплистата нужно при остановленном дизеле отключить штепсельный разъем блока задающего устройства БА-420, отключить провод 409 от резистора СС, а провод 410 — от резистора СОЗ и заизолировать их, отключить провод 390 от шунта Ш7, а провод 388 — от резистора СОЗ; собрать схему питания задающей обмотки от вспомогательного генератора через потенциометр, как это показано на рис. 113. В качестве потенциометра можно применить ползунковый реостат с сопротивлением 1000 Ом на ток 0,2 А. Нужно отключить также штепсельные разъемы диодов селективного узла и диодов индуктивного датчика и снять предохранитель 160 А в цепи якоря возбудителя.

Характеристику амплистата снимают на XV позиции контроллера, проверив предварительно напряжение питания амплистата. Полученная характеристика не должна значительно отличаться от приведенной на рис. 105. Для ускорения работы можно проверить характеристику амплистата по трем точкам. Минимальный ток выхода амплистата должен быть равен 0,5 А при токе задающей обмотки 0,06—0,08 А. Если ток задающей обмотки равен нулю, то ток амплистата равен 5—5,5 А. При токе задающей обмотки 0,1 А ток выхода должен быть равен 7—7,5 А.

Чтобы снять часть характеристики от 5 А до минимального тока выхода, нужно изменить полярность включения задающей обмотки на противоположную, изображенную на рис. 113. Если характеристика амплистата заметно отличается от приведенной выше, то амплистат нужно заменить.

Перед проверкой трансформатора постоянного тока ТПТ амплистат включают как для проверки его характеристики, но обмотку управления не отключают; предохранитель 160 А устанавливают на место; провод 326 отключают от клеммы Н2 трансформатора ТПН, разрывая тем самым цепь его рабочих обмоток; провода 316 и 317 отсоединяют от резистора СБТТ и соединяют между собой, а резистор СОУ и обмотку управления амплистата шунтируют временными перемычками, переключают шунт Ш8 на предел 7,5 А.

Чтобы снять характеристику трансформатора ТПТ, нужно установить рукоятку контроллера на XV позицию, проверить напряжение питания трансформатора ТПТ и потенциометром в цепи задающей обмотки установить напряжение тягового генератора равным 300—400 В при токе генератора 1000 А, а затем, плавно опуская пластины водяного реостата, записать для каждого значения тока генератора показания амперметра, которым ранее измеряли ток в обмотке управления. При токе генератора 2000 А ток выхода трансформатора ТПТ должен быть около 1,1—1,2 А; при токе генератора 6000 А ток выхода трансформатора ТПТ должен быть около 3,3 А. Если характеристика не укладывается в указанные пределы, то трансформатор нужно заменить.

При проверке трансформатора напряжения ТПН амплистат включают так же, как и при проверке трансформатора ТПТ, резистор СОУ и обмотка управления амплистата должны быть зашунтированы временной перемычкой. Провод 326 подключают к клемме Н2 трансформатора ТПН, а провод 313 отключают от клеммы 5/14\ провода 325 и 326 отключают от резистора СБТН и соединяют между собой, отключают все отключатели

 

электродвигателей ОМ1—ОМ6. На XV позиции контроллера проверяют напряжение питания трансформатора ТПН, а затем, изменяя потенциометром ток задающей обмотки, снимают зависимость тока выхода трансформатора ТПН от напряжения генератора при сопротивлении резистора СТН, равном 450 Ом. Для ускорения проверки можно проконтролировать только две точки характеристики. При напряжении генератора 300. В ток выхода ТПН должен быть-около 1,08—1,1 А; при напряжении генератора 650 В ток выхода ТПН должен быть около 2,15—2,25 А. Неисправный трансформатор нужно заменить.

 

 

 

 

Рис. 113. Включение задающей обмотки при проверке амплистата

 

 

 

 



4. Настройка объединенного регулятора и контроль внешней характеристики генератора на XV позиции контроллера при включенной регулировочной обмотке. Прежде чем приступить к настройке объединенного регулятора, нужно включить регулировочную обмотку амплистата и отрегулировать максимальную величину тока регулировочной обмотки. Для этого на нулевой позиции контроллера нужно включить штепсельный разъем индуктивного датчика, перевести рукоятку контроллера на XV позицию и установить водяным реостатом ток генератора 1800—2000 А. Якорь индуктивного датчика должен находиться при этом на максимальном упоре, т. е. в положении, соответствующем максимальному току регулировочной обмотки. В этом положении третья риска на якоре со стороны сервомотора датчика должна совпадать с торцом корпуса индуктивного датчика.

Если при токе 1800—2000 А якорь индуктивного датчика не выходит на максимальный упор, нужно, поднимая пластины водяного реостата, вывести якорь датчика на максимальный упор. Убедившись,, что якорь индуктивного датчика находится на максимальном упоре, нужно резистором СОР установить ток в регулировочной обмотке 0,50—0,60 А. Увеличение сопротивления резистора СОР приводит к увеличению тока регулировочной обмотки. Необходимая величина мощности устанавливается за счет выбора величины размера а, положения траверсы 17 и положения эксцентрика 18 (см. рис. 40). Опыт настройки регулятора тепловоза ТЭП60 показывает, что для обеспечения оптимальной характеристики нагружения дизеля траверса 17 должна быть сдвинута в сторону силового сервомотора. Зазор между траверсой 17 и осью 19 около 3 мм. Из этих соображений размер а устанавливают 20—25 мм. Величину мощности, поддерживаемой объединенным регулятором, регулируют при токе генератора 4200— 4300 А.

Установив водяным реостатом ток генератора 4200—4300 А, проверяют зазор под упором, ограничивающим подачу топлива. Если величина мощности установлена правильно, то зазор под упором должен быть 0,7 ± 0,1 мм, замеряемый специальным щупом, имекмщм проходную и непроходную стороны. Проходная сторона щупа должна свободно входить в зазор под упором. При введении в зазор непроходной стороны щуп будет «закусывать».

Проверка мощности дизеля по величине зазора под упором позволяет более точно судить о нагрузке дизеля, чем при вычислении мощ-иости по токуй напряжению генератора. Дело в том, что дизель на тепловозе, кроме генератора, имеет ряд вспомогательных нагрузок, величина которых зависит от атмосферных условий и режима работы тепловоза.

Кроме того, коэффициент полезного действия тягового генератора зависит от тока и температуры окружающей среды, от атмосферных условий и температуры топлива и мощности самого дизеля. Учет всех этих факторов при определении мощности дизеля достаточно сложен и неточен. Поэтому представляется более целесообразным судить о величине нагрузки дизеля по зазору под упором, ограничивающим подачу топлива. Это соответствует и принципу действия объединенного регулятора, который при постоянной частоте вращения вала дизеля поддерживает постоянной величину подачи топлива, или, точнее, величину выдвижения штока силового сервомотора. При этом имеется в виду, что ограничивающий упор выставлен при испытаниях дизель-генератора на стенде и опломбирован. Ориентировочно можно оценить правильность настройки по величине мощности на клеммах генератора. В табл. 23 приведены ориентировочные значения мощности генератора для различных атмосферных услоьий.

Значения мощности в табл. 23 приведены для температуры топлива, подаваемого к топливному насосу, +20° С. Если температура топлива больше +20° С, го мощность нужно уменьшить на 25 кВт на каждые 10° С повышения температуры топлива. Если температура топлива ниже +20° С, то на каждые 10° С снижения температуры топлива мощность нужно увеличить'на 26 кВт. Кроме того, для всех значений мощности по табл. 23 дается допуск ± 60 кВт. Проверку мощности производят при всех включенных вспомогательных нагрузках и холостом ходе компрессора.

Если при проверке зазора окажется, что он меньше допустимого (мощность велика), то ведется подрегулировка эксцентриком 22. Для уменьшения мощности эксцентрик нужно повернуть на одно-два деления так, чтобы хвостовик золотника сервомотора индуктивного датчика поднялся. Уменьшить мощность можно также, увеличив размер а.

 

 

Таблица 23

 

 

Атмосферное давление,

мм рт. ст.

 

Температура

730

740

750

760

770

воздуха, °С

 

 

 

 

 

 

Мощность генератора, кВт

—30

1945

1960

1975

1985

2000

—20

1925

1940

1950

1965

1980

— 10

1895

1910

1925

1940

1995

0

1875

1890

1905

1920

1930

-1-10

1855

1870

1880

1895

1910

+20

1830

1845

1860

1870

1885

+30

1810

1820

1835

1850

1865

+35

1795

1810

1825

1835

1850

 

 

Если зазор велик (мощность мала), то эксцентрик нужно поворачивать так, чтобы хвостовик золотника опустился. Увеличить мощность можно, уменьшив размер а.

При настройке объединенного регулятора нужно следить, чтобы якорь индуктивного датчика не встал на минимальный упор (положение, при котором первая риска на якоре со стороны сервомотора совпадает с торцом корпуса индуктивного датчика).

После настройки объединенного регулятора нужно проверить всю внешнюю характеристику тягового генератора. Для этого нужно, поднимая пластины водяного реостата, уменьшить ток генератора до 1800—2000 А, а затем, постепенно опуская пластины реостата, фиксировать ток и напряжение генератора и ток регулировочной обмотки амплистата.

Проверять характеристику генератора нужно через 200—250 А, а в местах перелома — через 100 А. При переходе от ограничения напряжения на гиперболический участок характеристики напряжение генератора должно быть 625—660 В.

Момент перехода на гиперболический участок характеристики определяют по току регулировочной обмотки, который в этот момент становится несколько меньше своей максимальной величины. Если напряжение генератора окажется меньше, чем 625 В, то нужно увеличить ток регулировочной обмотки резистора СОР, если напряже* ние выше 660 В, то ток регулировочной обмотки нужно уменьшить.

На гиперболическом участке характеристики генератора ток в регулировочной обмотке не должен быть меньше 0,08 А. В противном случае необходимо резистором СОЗ уменьшить ток задающей обмотки. Ограничение тока генератора должно начинаться при токе генератора 5700—6000 А. В момент выхода на участок ограничения тока ток регулировочной обмотки достигает максимальной величины. По этому признаку и определяется начало ограничения тока. Если ток генератора в начале ограничения выходит за допустимые пределы, нужно произвести подрегулировку резистором СБТТ. Опуская пластины реостата, снизить напряжение генератора до 150 В, при этом ток генератора не должен превышать 6600 А. При проверке ограничения тока нужно иметь в виду, что работать при токах 5700—6000 А можно не более 1 мин.



5. Настройка системы автоматического регулирования на промежуточных позициях контроллера. Задачей настройки системы автоматического регулирования на промежуточных позициях рукоятки контроллера является обеспечение оптимального по расходу топлива нагружения дизеля.

Перед началом настройки нужно на XV позиции контроллера установить водяным реостатом ток генератора 4000 А. Затем устанавливают рукоятку контроллера на IV позицию и, отключив регулировочную обмотку, проверяют величину мощности генератора, которая должна быть 400—500 кВт.

Если мощность меньше 400 кВт, нужно увеличить сопротивление резистора СС в цепи задающей обмотки, т. е. увеличить ток задающей обмотки Если мощность больше 500 кВт, нужно уменьшить ток

задающей обмотки, уменьшая сопротивление резистора СС. После подрегулировки мощности нужно установить контроллер на XV позицию и резистором СОЗ восстановить прежнее значение тока задающей обмотки. После этого вновь устанавливают рукоятку контроллера на IV позицию и подключают регулировочную обмотку. На IV позиции контроллера якорь индуктивного датчика, как правило, находится на минимальном упоре. Постепенно переводя рукоятку, проверить, на какой позиции якорь индуктивного датчика сдвинется с минимального упора. При правильной настройке якорь должен сдвинуться с минимального упора не позже VIII позиции. В противном случае мощность на IV позиции нужно уменьшить, но не ниже 400 кВт. Величину мощности на V—XIV позициях не контролируют.



6. Настройка плавного трогания. Плавное трогание можно настраивать после окончания реостатных испытаний, когда тепловоз подготовлен к обкатке. Сначала устанавливают величину максимального напряжения генератора на I и III позициях. Для этого нужно на нулевой позиции контроллера отключить все отключатели электродвигателей и установить временную перемычку на резистор СОЗ между проводами 404 и 405. Затем переводят рукоятку контроллера на

I позицию и, регулируя величину сопротивления резистора СОЗ хомутом у провода 372, устанавливают напряжение тягового генератора 90—110 В. После этого переводят рукоятку контроллера на

III позицию и устанавливают напряжение тягового генератора 115—135 В, регулируя величину сопротивления резистора СОЗ хомутом у провода 375.

Величину максимального тока генератора на первых трех позициях регулируют на заторможенном локомотиве. Для этого включают все отключатели электродвигателей, снимают перемычку с проводов 404, 405, затормаживают локомотив и, установив рукоятку контроллера на III позицию, проверяют ток тягового генератора, который должен быть 5000—6000 А. Затем устанавливают контроллер на нуль и регулируют резистор СБТТ хомутом у провода 406. Если ток меньше 5000 А, сопротивление резистора СБТТ нужно уменьшать, если больше 6000 А, — увеличивать. Затем снова устанавливают контроллер на III позицию и проверяют величину тока. Держать контроллер на III позиции нужно не больше, чем требуется для успокоения стрелки амперметра. Установив необходимый ток генератора на

III позиции, переводят контроллер на I позицию и проверяют величину тока генератора, который должен быть 3500—4500 А. Если ток не укладывается в эти пределы, нужно установить контроллер на нуль и регулировать величину сопротивления резистора СОЗ хомутом у провода 372. Для уменьшения тока сопротивление резистора СОЗ нужно увеличивать, для увеличения — уменьшать.

7. Настройка внешней характеристики генератора при одном отключенном тяговом двигателе. На нулевой позиции контроллера отключают один отключатель электродвигателя, затем переводят рукоятку контроллера на XV позицию и устанавливают водяным реостатом ток генератора, равный 3500—3600 А. Изменяя сопротивление резистора СОЗ хомутом у провода 405, устанавливают мощность гене-ратора, равную 1500—1700 кВт. После настройки нужно установить контроллер на нулевую позицию и включить отключатель электродвигателя.

8. Настройка внешней характеристики генератора при включенном реле боксования. На нулевой позиции контроллера нужно подложить изоляционную прокладку под подвижные контакты реле Рпрб, включенные в цепь резистора СОЗ. На XV позиции контроллера устанавливают водяным реостатом ток генератора 3000—3200 А и, регулируя резистор. СОЗ хомутом у провода 382, выставляют мощность генератора, равную 1000—1200 кВт. После окончания регулировки изоляционную прокладку нужно убрать.

9. Настройка схемы аварийного возбуждения генератора. На нулевой позиции контроллера переключают переключатель ПКВ в положение «Аварийное возбуждение», устанавливают рукоятку контроллера на XV позицию. При токе генератора 4200 А выставляют мощность генератора 1450—1550 кВт, изменяя величину сопротивления резистора СВВ хомутом у провода 415. Для настройки плавного трогания при аварийном возбуждении устанавливают рукоятку контроллера на нулевую позицию и отключают все отключатели электродвигателей.

На И позиции у контроллера нужно отрегулировать напряжение генератора 100—120 В, изменяя сопротивление резистора СВВ хомутом у провода 361. На I позиции контроллера нужно отрегулировать напряжение генератора 30—50 В, изменяя сопротивление резистора СВВ хомутом у провода 357. Настройку срабатывания реле максимального тока РМТ производят за счет изменения натяжения пружины. Реле РМТ должно срабатывать при токе генератора 6000—7000 А, при этом ток в катушке реле должен быть 2,5 А.

Плавно увеличивая ток генератора, фиксируют момент срабатывания реле PM Т. Если реле срабатывает при токе меньше 6000 А, пружину нужно затянуть; если реле срабатывает при токе больше 7000 А, пружину нужно ослабить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..