ОСМОТР И РЕМОНТ УЗЛОВ И
ДЕТАЛЕЙ ОХЛАЖДАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА ТЕПЛОВОЗА ТЭП60
Утечка масла через монтажное уплотнение вала
гидромашины тепловоза ТЭП60
Плохое качество манжеты и повышенное давление
в корпусе гидромашины (на сливе) могут вызвать течь масла через манжету
на валу гидромашины. Кроме того, течь может быть следствием повреждения
уплотнения при его постановке на вал, а также из-за износа шейки вала
под уплотнением и наличия задиров на ее поверхности. Если такой дефект
имеет манжета гидромоторов, то капли или струя масла, вытекающие из
трещины, будут подхватываться вентилятором и выбрасываться в воздух. При
повреждении манжеты гидронасоса масло из системы гидропривода будет
попадать в редуктор, а оттуда откачиваться в систему смазки дизеля. Этот
дефект обнаруживается по понижению уровня масла в фильтр-баке.
Помощник машиниста должен периодически проверять уровень масла. При его
ненормальном понижении проверить, не «несет» ли масло один из
вентиляторов, и если масло будет продолжать уходить, необходимо
остановить дизель и установить причину утечки.
Чтобы не допустить остановки поезда на перегоне из-за повреждения
манжеты в результате повышенного давления в корпусе машины, необходимо
периодически замерять это давление. Оно должно быть 0,6—0,7 кгс/см2 и
измеряется при помощи манометра с ценой делений 0,1 кгс/см2. Для замера
давления снимают одну из свободных пробок на гидромашине и вместо нее
ввертывают штуцер, на который надевают резиновую трубку. Второй конец
трубки соединяют с манометром. Дают дизелю полные обороты и поднимают
вилки терморегуляторов. После этого смотрят на показания манометра.
После замера давления останавливают дизель и
подгртавливают измерение утечек масла. Для этого отсоединяют от
гидромашины дренажную трубку, заглушают ее и открытое дренажное
отверстие. В емкость не менее 15 л опускают конец трубки, ранее
присоединявшейся к манометру.
Пускают дизель на полные обороты, поднимая при этом полностью вилки
терморегуляторов. Утечки замеряют следующим образом: конец резиновой
трубки переносят из 15-литровой в контрольную емкость, включив
одновременно секундомер. После заполнения емкости до риски «1 л»
переносят конец трубки обратно в большую емкость и останавливают
секундомер.
У гидромашин с нормальным износом утечки масла должны быть не более
10—15 л/мин. Максимальная величина утечек должна быть не более 25 л/мин,
что соответствует падению частоты вращения вала гидромашины, равному 100
об;мин. Большие величины утечек недопустимы, так как в летних условиях
не будет обеспечена требуемая для отвода тепла дизеля частота вращения
вентиляторных колес.
Порядок замены манжеты гидромотора следующий: а) открепить и снять
верхние жалюзи, после чего при помощи винтового съемника демонтировать
вентиляторное колесо со шлицевого вала гидромотора;
б) снять крышку гидромотора и вынуть поврежденную манжету;
в) новую манжету промыть маслом и смазать консистентной приборной
защитной смазкой; г) осторожно продвинуть манжету по валу до места
посадки (воротник манжеть с пружиной должен быть обращен внутрь корпуса
гидромашины); д) надеть крышку и закрепить ее винтами; е) не надевая
колеса вентилятора, дать полную частоту вращения вала гидромотора и
убедиться что манжета не пропускает масла; ж) закрепить вентиляторное
колесо, верхние жалюзи и собрать их привод. При съемке и постановке,
вентиляторного колеса соблюдать меры, исключающие толчки и удары по валу
гидромашины.
Для замены манжеты гидронасос должен быть вынут из редуктора. Если у
снятого насоса манжета окажется хорошей, то придется поставить этот
насос на место, а снять другой. Качество постановки манжет у насосов
может быть проверено либо на стенде, либо на тепловозе.