Привод вентиляторов укомплектован четырьмя
однотипными аксиально-поршневыми гидромашинами — гидромоторами ИМ №20,
достаточно хорошо освоенными промышленностью. В настоящее время
указанным гидромоторам, изготавливаемым по ТУ 2-053-487—73, присвоено
обозначение МН 250/100.
В системе гидропривода вентиляторов на тепловозе две машины работают в
качестве насосов и поставляются с клапанными предохрани-тельными
коробками, установленными на задней крышке корпуса гидромашины. Другие
две машины приводят вентиляторные колеса и не имеют клапанных коробок,
вместо которых установлены планки-заглушки.
Насосы 2 и 3 (рис. 61) вмонтированы в мультипликатор 1. Последний
связывает коленчатый вал дизеля с приводными валами насосов и имеет
передаточное отношение 1:1,827. При номинальной частоте вращения
коленчатого вала 750 об/мин, что соответствует XV позиции контроллера
машиниста, выходные валы насосов делают 1370 об/мин. Питаются насосы от
общего масляного трубопровода диаметром 90x3.
Насос 2 нагнетает масло в гидромотор 8, установленный со своим
вентиляторным колесом в передней шахте холодильника. Параллельно
гидромотору 8 установлен терморегулятор 5, датчик которого омывается
водой, поступающей из холодильника. При температуре 80rfc ±2° С датчик
устанавливает перепускной золотник терморегулятора в положение, когда
сливная щель перекрыта полностью, и все масло поступает к гидромотору,
который вращается с максимальной частотой (расчетной). В связи с
утечками в гидромашинах частота вращения вентилятора будет меньше
частоты вращения гидронасоса. Как показали испытания, проведенные на
стенде и тепловозах, «просадка» частоты вращения при давлении 115—118
кгс/см2 составляет для неизношенных гидромашин 40—45 об/мин. Таким
образом, частота вращения вентилятора на номинальном режиме при полном
расходе масла через гидромотор должна составлять 1320—1325 об/мин.
Когда золотник терморегулятора полностью опущен, все масло, минуя
гидромотор, поступает на слив. На тепловозах до № 0167 гид-ромотор 8
начинал вращаться при температуре воды, омывающей датчик
терморегулятора, 65 ± 2° С, а с тепловоза № 0167 — 69 ± Г С. При
промежуточных температурах сливная щель будет перекрываться частично и
вентиляторное колесо будет вращаться с частотой, пропорциональной
количеству масла, поступающего к гидромотору. Так осуществляется
бесступенчатое регулирование частоты вращения гидромотора при помощи
терморегуляторов (иногда называемое дроссельным).
По аналогии с насосом 2 насос 3 приводит в движение гидромотор 7,
управляемый терморегулятором 6, датчик которого омывается потоком масла,
выходящим из дизеля. Температурная настройка датчика та же, что и у
датчика, омываемого водой. Масло, поступающее на слив-из гидромоторов и
терморегуляторов, делится на три параллельных потока. Большая часть
направляется в фильтр-бак 10, а меньшая — в ребристую масловоздушную
секцию 9 типа ТЭЗ, расположенную в общем тепловозном холодильнике, и
фильтр тонкой очистки 12. Давление в нагнетающем трубопроводе показывают
манометры 11, присоединенные к клапанным коробкам. Для слива масла из
системы служит клапан 4.