УСТРОЙСТВО И РАБОТА ВОДЯНОЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОВОЗА
ТЭП60
Система охлаждения дизеля имеет два самостоятельных контура циркуляции.
В первом контуре вода, охлаждающая втулку цилиндра дизеля (рис. 44),
отдает тепло воздуху в водяных секциях 29 охлаждающего устройства. Во
втором круге вода охлаждает наддувочный воздух в трубчатом холодильнике
64, масло дизеля в водомасляном теплообменнике 34 и отдает тепло воздуху
в водяных секциях 30.
Первый контур циркуляции. Охлажденную в секциях 29 воду засасывает
водяной насос 22, который приводится в движение через редуктор от вала
дизеля, и нагнетает ее в дизель для охлаждения его цилиндров. Затем,
пройдя через невозвратный клапан 68, нагретая вода поступает снова в
водяные секции 29 охлаждающего устройства.
Второй контур циркуляции. Охлажденную воду в секциях 30 засасывает
водяной насос 65 через невозвратный клапан 41, водомасляный
теплообменник 34 и направляет ее в трубчатый холодильник наддувочного
воздуха 64. Нагретая вода снова поступает в водяные секции 30. Водяной
насос второго контура также приводится в движение через редуктор от
коленчатого вала.
В этом контуре циркуляции холодную воду направляют
сначала в теплообменник, а затем в холодильник наддувочного воздуха.
Основное количество тепла забирается водой от масла дизеля. Поэтому для
обеспечения наибольших перепадов между температурами охлажденной воды и
горячего масла теплообменник включен непосредственно после секции
охлаждающего устройства. Это дало возможность получить теплообменник с
минимальными габаритами и весом.
В каждой шахте охлаждающего устройства расположено по 24 водяные секции.
Причем для обеспечения в летний период нормальной работы первого и
второго контуров циркуляции потребовалось шесть секций второго контура
расположить в шахте, в которой размещены секции 29 первого контура.
В зимний же период, когда температура наружного воздуха устанавливается
ниже +5° С, для предотвращения переохлаждения в теплообменнике масла
шесть секций выключают. На рис. 44 (узлы I и
II) показан способ выключения и включения в летний период шести секций в
шахте первого круга циркуляции.
Для исправной работы охлаждающего устройства предусмотрен наполнительный
бак 54, который своим объемом компенсирует изменения объема воды в
системе в зависимости от ее температуры и располагает запасом воды для
пополнения. Бак имеет водомерное стекло 52 для контроля за уровнем воды
в процессе работы охлаждающего устройства. К этому баку, соединенному с
атмосферой, подведены тонкие трубы для выхода воздуха и пара из системы
во время заполнения ее водой и в процессе работы дизеля. Для выпуска
воздуха из теплообменника предназначен игольчатый клапан 32.
Основную магистраль первого контура заполняют водой по трубопроводу,
оборудованному вентилем 49, а второго контура — вентилем 58. На
работающем тепловозе оба эти вентили должны быть открыты.
Вентили 49 и 56 первого контура и вентили 50 и 59 второго контура служат
также для отключения их от расширительного бака при испытании систем на
плотность.
Перед пуском дизеля необходимо прогреть оба контура циркуляции. Для
этого предназначен котел-подогреватель 9. Водяной насос 10
котла-подогревателя может засасывать воду из систем через открытые
вентили 6, 12 и 18 и прогонять ее через котел. Вода после подогрева идет
в топливоподогреватель 70, а затем разветвляется по трубопроводам: через
топливоподогреватель 70 и вентиль 59 при закрытом вентиле 43 — в первый
контур циркуляции; через топливоподогреватель 70 и вентиль 43 при
закрытом вентиле 59 — во второй контур циркуляции; через вентили 17, 18,
23 — в калориферы 14 передней кабины, а через вентили 33 и 40 — в
калориферы 39 задней кабины. При этом ряд вентилей перекрывают.
Учитывая большой объем водяной системы тепловоза, а также гидравлические
сопротивления в трубопроводах, прогрев системы производят неодновременно.
На трубопроводе горячей воды первого контура циркуляции расположены два
штуцера для присоединения соответственно к термореле
КР-4, управляющему открытием жалюзи, и к термореле
КР-4, управляющему сбросом нагрузки с дизеля. От этой же трубы идет
ответвление к терморегулятору, управляющему работой гидромотора, который
при увеличении температуры воды пропускает в гидромотор большее
количество масла, заставляет его и, следовательно, вентилятор первого
круга вращаться с увеличивающейся частотой вращения и тем самым снижает
температуру воды до установленной нормы.
Помимо этого, для наблюдения за работой охлаждающего устройства
предусмотрены следующие контрольные приборы: электротермометры с
тумблерами, расположенные на пультах первой кабины 7 и второй 55,
указывают температуру воды первого круга циркуляции на входе и выходе
воды из дизеля; электротермометр 72, расположенный на пульте первой
кабины, указывает температуру воды первого контура циркуляции на входе в
дизель. Для периодического контроля служат ртутные термометры 24, 35, 62
и 63, которые показывают соответственно температуру воды первого контура
на входе в дизель, температуру воды перед теплообменником, после
теплообменника и температуру воды на выходе из дизеля.