Турбокомпрессоры дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Система воздухоснабжения дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60

 

Турбокомпрессоры дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60


Оба турбокомпрессора (рис. 26) одинаковы по конструкции и отличаются только направлением вращения ротора. Особенностями их конструкции являются:

а) консольное расположение колеса компрессора, обеспечившее высокий к. п. д. его работы и исключающее случаи попадания масла в наддувочный воздух;

б) отсутствие необходимости разбирать ротор при сборке турбокомпрессора, что позволяет полностью сохранить его динамическую балансировку и этим обеспечить нормальные условия работы подшипников;

в) хорошо доведенная система уплотнений газовой полости с надежным воздушным затвором, исключающим закоксовывание лабиринтов, а также не допускающим проникновения отработавших газов в картер дизеля.
 

Этот тип турбокомпрессоров был создан до начала выпуска дизелей 11Д45, и его основная доводка надежности была проведена на их прототипе — судовом дизеле 40Д. Применительно к дизелю 11Д45 были отработаны только проточные части турбины и компрессора. При этом был получен достаточно высокий общий к. п. д. турбокомпрессора, равный 0,56—0,58. В дальнейшем, уже в процессе изготовления дизелей 11Д45, была заменена сборная конструкция соплового аппарата турбины и рабочего колеса компрессора на цельнолитые, отливаемые методом точного литья по выплавляемым моделям. Были также уменьшены зазоры в подшипниках ротора для повышения ресурса их работы.

Выпускные газы по газовому каналу улитки 15 подводятся к сопловому аппарату 22 турбины. Из каналов соплового аппарата они с высокой скоростью поступают на рабочие лопатки турбины, вращают ротор и отводятся по выпускному корпусу 10. Колесо компрессора, смон-тированное на другом конце ротора, засасывает воздух из атмосферы и подает его через лопаточный диффузор 7 и воздушную улитку в холодильник воздуха.

Полые полувалы ротора 23 соединены с диском турбины сваркой. Турбинные лопатки, отливаемые точным литьем из жаропрочной стали, закреплены в елочных пазах диска турбины и фиксируются в них стопорными пластинками. Ротор вращается в двух бронзовых подшипниках с баббитовой заливкой. Подшипник со стороны газовой турбины является одновременно и упорным. Масло к подшипникам подводится по каналам в корпусных деталях и сливается в полости, соединенные сливным трубопроводом с картером дизеля.

Рабочее пространство турбины в местах выхода вала ротора в эти полости уплотняется лабиринтами, образованными гребешками, за-вальцованными в кольцевые проточки вала ротора, и дополнительно уплотняется разрезными пружинными кольцами 12 и 18. Запорный воздух подается из улитки приводного нагнетателя к лабиринтовому уплотнению. Полость компрессора изолирована от полости слива масла торцовым лабиринтовым уплотнением колеса компрессора и разрезным пружинным кольцом. Система смазки и охлаждения турбокомпрессора включены в соответствующие системы дизеля.

При эксплуатации дизеля турбокомпрессоры ухода не требуют. Об их нормальной работе судят по величине наддува и по общим параметрам дизеля. Разборка их при плановых ремонтах дизеля производится для удаления отложений нагара и пыли с поверхностей, омываемых газами и воздухом, а также для осмотра и устранения возможных повреждений деталей. В случаях замены деталей, установленных на роторе, его следует в собранном виде подвергнуть динамической балансировке на специальном станке и затем без разборки установить в корпус турбокомпрессора. Перед этим на ротор устанавливают разъемный проставок с вмонтированным в него подшипником 11.

 

 

 

 

 

Рис. 26. Турбокомпрессор:
1 — улитка воздушная; 2, 3 — проставки улитки; 4— входной патрубок компрессора; 5 — рабочее колесо компрессора; в — резиновое уплотнительное кольцо диффузора; 7 — диффузор; 8— проставок разъемный; 9 — штуцер подвода масла; 10 — корпус выпускной; 11— подшипник опорный; 12, 18 — пружинные уплотнительные кольца (разрезные); 13, 16 — лабиринтные уплотнения ротора; 14 — кожух; 15 — улитка газовая; 17 — втулка лабиринтного уплотнения; 19 — подшипник опорно-упорный; 20 — упорная втулка ротора; 21 — гайка упругая; 22 — сопловой аппарат газовой турбины; 23 — ротор, 24 — уплотнение перетока масла; Е, В — каналы для перетока воды из корпуса в газовую улитку; Г — отверстие для подвода запорного воздуха к лабиринтному уплотнению; Д — полость для слива масла из подшипника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..