Шатуны дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Шатуны дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60

 

 

 Главный и прицепной шатуны соединены шарниром, встроенным в нижнюю головку главного шатуна. Это увеличило на 4,3 мм ход поршня, обслуживаемого прицепным шатуном. В такой конструкции подшипник шарнирного соединения шатунов является наиболее нагруженным, а поршень, обслуживаемый главным шатуном, воспринимает небольшое дополнительное боковое усилие. Значительные нагрузки, воспринимаемые кривошипно-шатунным механизмом дизеля, определяют особые требования к конструкции и технологии изготовления шатунов, а также к обращению с ними во время плановых ремонтов. Изготовляют их из высоколегированной стали, и после окончательной механической обработки их наружные поверхности подвергают упрочнению дробенаклепом. Концентраторы напряжений в виде металлургических дефектов, следов грубой обработки или забоин на этих поверхностях не допускаются, так как они могут послужить началом образования трещин с неизбежной затем поломкой шатуна.

В нижней, разъемной головке главного шатуна (рис. 23) расположен шатунный подшипник с тонкостенными стальными вкладышами 10 и 12, имеющими тонкий слой заливки свинцовистой бронзой. С дизеля 11Д45А № 163 для повышения усталостной прочности вкладышей марка свинцовистой бронзы изменена с СЗО на ОС1-22. Верхний и нижний вкладыши неодинаковы по конструкции и не взаимозаменяемы. Одноименные вкладыши полностью взаимозаменяемы. Место разъема головки шатуна имеет зубчатую поверхность, не требующую ручной пригонки стыка и надежно фиксирующую крышку 3

от поперечного смещения.

Положение вкладышей в постели нижней головки определяется замками //, а необходимая плотность прилегания их затылков обеспечивается гарантированным натягом и регламентированной затяжкой четырех шатунных болтов 2, которую необходимо производить строго в соответствии с указаниями в инструкции по обслуживанию дизеля.

Смазывается и охлаждается шатунный подшипник маслом, поступающим из отверстий в шатунной шейке коленчатого вала.

Через отверстия в нижнем вкладыше избыток масла идет по каналам в шатунах (путь масла указан на рис. 21 стрелками) на смазку и охлаждение трущихся поверхностей подшипников верхних головок обоих шатунов и нижней головки прицепного шатуна.

Этими подшипниками служат стальные втулки с тонкослойной заливкой свинцовистой бронзой. Смазка их трущихся поверхностей осуществляется при помощи сквозных спиральных канавок, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, соответствующем углу качания шатунов.

Нижняя головка прицепного шатуна с втулкой имеет прорезь для размещения дополнительной опоры пальца, которая снижает удельное давление пальца на проушины и одновременно значительно увеличивает жесткость постели вкладышей шатунного подшипника.

 

 

 

 

 

Рис. 23. Шатуны:
1 — главный шатун; 2 — болт шатунный; 3 — крышка нижней головки шатуна; 4 — втулка подшипника верхней головки шатуна; 5 — канал для масла; 6 — прицепной шатун; 7 — втулка подшипника нижней головки прицепного шатуна; 8—штифт разводной; 9 — палец; 10 — верхний вкладыш шатунного подшипника; 11 — замок вкладыша; 12 — нижний вкладыш шатунного подшипника; А, Б, В, Г, Д, Е — полости и каналы для прохода масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..