Главный и прицепной шатуны соединены
шарниром, встроенным в нижнюю головку главного шатуна. Это увеличило на
4,3 мм ход поршня, обслуживаемого прицепным шатуном. В такой конструкции
подшипник шарнирного соединения шатунов является наиболее нагруженным, а
поршень, обслуживаемый главным шатуном, воспринимает небольшое
дополнительное боковое усилие. Значительные нагрузки, воспринимаемые
кривошипно-шатунным механизмом дизеля, определяют особые требования к
конструкции и технологии изготовления шатунов, а также к обращению с
ними во время плановых ремонтов. Изготовляют их из высоколегированной
стали, и после окончательной механической обработки их наружные
поверхности подвергают упрочнению дробенаклепом. Концентраторы
напряжений в виде металлургических дефектов, следов грубой обработки или
забоин на этих поверхностях не допускаются, так как они могут послужить
началом образования трещин с неизбежной затем поломкой шатуна.
В нижней, разъемной головке главного шатуна (рис. 23) расположен
шатунный подшипник с тонкостенными стальными вкладышами 10 и 12,
имеющими тонкий слой заливки свинцовистой бронзой. С дизеля 11Д45А № 163
для повышения усталостной прочности вкладышей марка свинцовистой бронзы
изменена с СЗО на ОС1-22. Верхний и нижний вкладыши неодинаковы по
конструкции и не взаимозаменяемы. Одноименные вкладыши полностью
взаимозаменяемы. Место разъема головки шатуна имеет зубчатую
поверхность, не требующую ручной пригонки стыка и надежно фиксирующую
крышку 3
от поперечного смещения.
Положение вкладышей в постели нижней головки определяется замками //, а
необходимая плотность прилегания их затылков обеспечивается
гарантированным натягом и регламентированной затяжкой четырех шатунных
болтов 2, которую необходимо производить строго в соответствии с
указаниями в инструкции по обслуживанию дизеля.
Смазывается и охлаждается шатунный подшипник маслом, поступающим из
отверстий в шатунной шейке коленчатого вала.
Через отверстия в нижнем вкладыше избыток масла идет по каналам в
шатунах (путь масла указан на рис. 21 стрелками) на смазку и охлаждение
трущихся поверхностей подшипников верхних головок обоих шатунов и нижней
головки прицепного шатуна.
Этими подшипниками служат стальные втулки с тонкослойной заливкой
свинцовистой бронзой. Смазка их трущихся поверхностей осуществляется при
помощи сквозных спиральных канавок, расположенных на определенном
расстоянии друг от друга, соответствующем углу качания шатунов.
Нижняя головка прицепного шатуна с втулкой имеет прорезь для размещения
дополнительной опоры пальца, которая снижает удельное давление пальца на
проушины и одновременно значительно увеличивает жесткость постели
вкладышей шатунного подшипника.
Рис. 23. Шатуны:
1 — главный шатун; 2 — болт шатунный; 3 — крышка нижней головки шатуна;
4 — втулка подшипника верхней головки шатуна; 5 — канал для масла; 6 —
прицепной шатун; 7 — втулка подшипника нижней головки прицепного шатуна;
8—штифт разводной; 9 — палец; 10 — верхний вкладыш шатунного подшипника;
11 — замок вкладыша; 12 — нижний вкладыш шатунного подшипника; А, Б, В,
Г, Д, Е — полости и каналы для прохода масла