Коленчатый вал дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60

  Главная      Учебники - Тепловозы     Пассажирский тепловоз ТЭП60 (Издание третье, переработанное и дополненное) - 1976 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 


Коленчатый вал дизеля 11Д45 тепловоза ТЭП60



(рис. 11) литой, из высокопрочного чугуна. Износостойкость и усталостная прочность вала повышаются азотированием его поверхности. Глубина азотированного слоя

на шатунных и коренных шейках окончательно обработанного вала 0,3—0,6 мм. После процесса азотирования шлифуют и полируют только цилиндрические поверхности коренных и шатунных шеек. Галтели сопряжения всех шеек со щеками во избежание разупрочнения азотированного слоя подвергают только полировке.

По имеющемуся опыту эксплуатации дизелей 11Д45 и 11Д45А износостойкость рабочих шеек коленчатого вала весьма высокая. Практически они не изнашиваются и не требуют перешлифовки.

Состояние коленчатого вала и вкладышей коренных подшипников нужно проверять только при заводских (капитальных) ремонтах. Следует учитывать, что состояние коленчатого вала зависит от соосности коренных подшипников и от выполнения требований по затяжке болтов подвесок, а также от ухода за системой смазки дизеля. Нарушение температурного режима системы смазки, обводнение масла и разжижение его топливом могут привести к задирам и повышенным износам трущихся поверхностей рабочих шеек вала и вкладышей их подшипников. К таким же последствиям может привести попадание воздуха в масло, подаваемое масляным насосом в трубопровод и каналы системы смазки дизеля. Подсасывание воздуха масляным насосом может происходить при неплотностях по плоскостям разъема корпусов масляного насоса и редуктора, а также корпуса редуктора и торца масляной ванны.

При сборке и разборке дизеля необходимо помнить о наличии двух болтов крепления редуктора к масляной ванне в его всасывающем масляном канале. Отсутствие этих болтов (по упущению при монтаже) или неплотная постановка крышки люка этого канала приводят к подсосу масляным насосом значительного количества воздуха. Обводнение и разжижение масла определяются лабораторным анализом. Подсос воздуха контролируется открытием игольчатого клапана на крышке корпуса фильтра грубой очистки масла.

Особое внимание в процессе изготовления дизеля уделялось вопросам прочности коленчатого вала, так как на первых дизелях были случаи его поломок. Экспериментальным определением при помощи электротензометрирования напряженности всех элементов вала было установлено, что наиболее напряженным его местом является галтель сопряжения шатунной шейки с первой щекой из-за дополнительного нагружения вала в этом месте изгибными колебаниями с частотой 8-го порядка и с резонансным характером развития.

Для снижения общей напряженности коленчатого вала, а также увеличения его усталостной прочности была изменена (с дизеля 11Д45№49) форма галтелей сопряжения шеек со щеками (рис. 12), а также увеличено сечение щеки (рис. 13). Эти конструктивные изменения привели к снижению наибольших напряжений в галтели шатунной шейки на 23% и к увеличению усталостной прочности по долговечности более чем в 3 раза (по экспериментальным данным).

 

 

 

 

 

Рис. 11. Вал коленчатый:

1 — штифт; 2 — болт; 3 — шлицевая втулка с фланцем; 4, 9, 14 — заглушки; 5, 15 — кольца уплотнительные: в — кольцо стопорное; 7 — кольцо лабиринтного уплотнения; 8 — винт стопорный; 10 — прокладка; 17 — шпилька; 12— опора шпильки; 13— фланец крепления разъемной шестерки привода распределительного вала; 16 — заглушка технологических отверстий во фланце отбора мощности; Е и Ж — торцовые поверхности, ограничивающие осевое перемещение коленчатого вала; а, б, г, е, д — полости и каналы Для прохода масла на смазку трущихся поверхностей антивибратора и шлицевого соединения; I, II,..., VII, VIII — номера кривошипов

 

 

 

 

Рис. 12. Форма галтели сопряжения шеек со щеками коленчатого
вала:
а — до дизеля 11Д45 № 49 для коренных и шатунных шеек, б — с дизеля 11Д45 № 49 для коренных шеек; в —с дизеля 11Д45 № 49 для шатунных шеек

 

 

 

 

Рис. 13. Форма щеки коленчатого вала:
левый рис. — до дизеля 11Д45 № 49; правый рис. — с дизеля 11Д45 № 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..