Цельносварной блок (рис. 9) из неразрезных листов имеет специальные
вырезы в листах для его сборки под сварку. Пространство, ограниченное
верхними плитами 5, средними поясами 4, поперечными V-образными и
торцовыми стойками, образует полость водяного охлаждения для каждого
цилиндра. Вода подводится в полость охлаждения через патрубки 15,
коллекторы 7 и отверстия Е в боковых листах. Переток воды из блока в
крышки цилиндров осуществляется через отверстия Д и трубки 9 с
резиновыми уплотнениями 8.
Пространство, ограниченное средними 4 и нижними 3 опорными поясами,
средним продольным и боковыми листами, торцовыми стойками и наддувочными
коллекторами 11, представляет собой ресивер продувочного воздуха Секции
ресивера сообщаются окнами, выполненными в среднем и боковых листах, а
также в V-образных поперечных стойках.
Масло, скапливающееся в наддувочных коллекторах, через штуцеры сливается
в емкости поддизельной рамы.
В верхние плиты блока ввернуто по четыре шпильки 6 на каждый цилиндр для
крепления крышек цилиндров.
В развале среднего листа, помимо планок, установлены стойки подшипников
распределительного вала, в которые запрессованы бронзовые втулки 13,
имеющие тонкослойную заливку свинцовисто-кальциевого баббита Втулки 13
стопорят винтами 20. Масло для подшипников распределительного вала
подводится по каналу Я в стойке концевого подшипника, а оттуда через
отверстия в распределительном валу — к остальным подшипникам. Осевое
перемещение распределительного вала ограничивается упорным подшипником
14 на торце блока.
Коленчатый вал подвешен к блоку цилиндров на стальных подвесках, которые
прикреплены к стойкам коренных подшипников болтами 12. Стыки стоек и
подвесок имеют торцовые зубцы, которые фиксируют положение подвесок
относительно стоек в поперечном направлении.
Масло к первому и девятому коренным подшипникам подводится по желобкам,
приваренным к торцовым стойкам, из основного канала М, образованного
нижней частью среднего листа и продольной планкой, к остальным
подшипникам — по съемным трубкам 17. К 10-му коренному подшипнику масло
подводится через каналы в 10-й коренной шейке коленчатого вала. К каналу
М масло поступает из нагнетательной магистрали системы смазки. Для
осмотра и очистки канала М имеются отверстия, закрытые пробкой и
фланцем.
На наддувочных коллекторах и в боковых листах блока, имеются люки. Ряд
верхних люков дает доступ для очистки ресивера надду-вочного воздуха и
для осмотра цилиндровых втулок, поршней и поршневых колец через окна
втулок цилиндров. Ряд нижних люков позволяет осматривать коленчатый вал,
коренные и шатунные подшипники, шатуны и нижние части цилиндровых
втулок. Нижние и верхние люки плотно закрыты крышками. С одной стороны
блока крышки имеют предохранительные клапаны, которые открываются при
резком повышении давления в картере дизеля. Кроме этих клапанов, на
задних торцах наддувочных коллекторов имеются предохранительные клапаны
21, служащие для той же цели при воспламенении масла в воздушном
ресивере дизеля,
К заднему торцовому листу блока силовыми и призонными болтами прикреплен
корпус выносного (десятого) подшипника коленчатого вала 18. Осевое
перемещение коленчатого вала ограничивается стальными упорными
полукольцами 19 с тонкослойной заливкой свинцовистой бронзы. Положение
упорных полуколец, расположенных в кольцевых проточках 9-й и 10-й
постели коленчатого вала, фиксируется винтами.
Рис. 9. Блок цилиндров:
1 — горловина для заправки дизеля маслом; 2 — штуцер для слива масла в
емкость поддизельной рамы; 3— опорный пояс нижний; 4 — опорный пояс
средний; 5 — плита верхняя; 6 — шпилька крепления крышки цилиндра; 7 —
коллектор подвода воды; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — трубка для
перетока воды из блока в крышку цилиндра; 10 — крышка люка воздушного
ресивера; 11 — коллектор наддувочный; 12 — болт крепления коренного
подшипника; 13 — втулка подшипника распределительного вала; 14 — упорный
подшипник распределительного вала; 15 — патрубок подвода воды; 16 —
коренной подшипник коленчатого вала; 17 — трубка подвода масла к
коренному подшипнику; 1S — дополнительный (выносной) подшипник
коленчатого вала; 19 — кольцо упорного подшипника коленчатого вала; 20 —
винт стопорный; 11 — клапан предохранительный воздушного ресивера; М —
канал подвода масла основной; Н — канал подвода масла к подшипникам
распределительного вала; В — отверстие для перетока воды из водяного
коллектора; Д — отверстие для перетока воды в крышку цилиндра