ТЯГОВО-ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И
ИСПЫТАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ ТЭП60
Односекционный тепловоз ТЭП60 предназначен для обслуживания поездов
весом до 1100 т с максимальной скоростью следования на площадке 110 км/ч
и на подъеме 9°/00 около 50 км/ч. Двухсекционный тепловоз 2ТЭП60 — для
обслуживания тех же поездов со скоростями соответственно до 150 км/ч на
площадке и до 80 км/ч на подъеме (рис. 3).
Опытный тепловоз № 0020 на кольце Всесоюзного научно-исследовательского
института железнодорожного транспорта (ЦНИИ) МПС прошел предварительные
тягово-теплотехнические испытания по методике, разработанной институтом.
Эти испытания дали возможность внести ряд конструктивных изменений в
системы, обслуживающие дизель, в экипажную часть и в электросхему.
Позднее были проведены всесторонние испытания, опубликованные в трудах
ЦНИИ МПС «Паспортные характеристики и результаты испытаний тепловоза
ТЭП60». Вып. 479. М., «Транспорт», 1972. На рид. 4 представлены тяговые
характеристики тепловоза ТЭП60, которые дают представление о харак-тере
изменения касательной силы тяги тепловоза в зависимости от скорости
движения, положения контроллера и режимов работы электродвигателей. Из
рис. 4 видно, что касательная сила тяги тепловоза, соответствующая
длительному току тяговых электродвигателей (700А), равна 12 700 при
скорости движения 47 км/ч.
На рис. 5 представлена зависимость касательной
мощности от скорости движения для различных позиций контроллера; из нее
следует, что наибольшая касательная мощность при работе
дизель-генераторной установки на XV позиции контроллера составляет 2330
л. с., или 77,6% мощности дизеля. По данным испытаний тепловоза № 0020,
максимальная мощность на XV позиции контроллера была полечена 2450 л.
с., что составляет 81,8% мощности дизеля. На рис. 6 представлена
зависимость общего к. п. д. тепловоза от скорости движения. К. п. д.
тепловоза при работе на XV позиции контроллера достигает 28,8%.
Для своевременной оценки работоспособности и надежности узлов опытных
тепловозов и анализа причин повреждений организованы наблюдения за ними
в процессе эксплуатации и во время плановых ремонтов.
Эксплуатационные и ремонтные испытания проведены на тепловозе № 0001 при
пробеге свыше 110 тыс. км, прочностные — на тепловозе № 0004, а
динамические и путевые — на тепловозе № 0002.
Кроме того, проведены дополнительные испытания ряда устройств тепловоза
по специальным программам завода, ВНИТИ и ЦНИИ МПС (буксового узла,
эластичного привода колесных пар, охлажда-ющего устройства, вентиляторов
охлаждение тягового генератора и тяговых электродвигателей, пуска дизеля
и др.). Установлено, что интенсивность износа большинства деталей
тепловозов ТЭП60 значительно меньше, чем на тепловозах ТЭЗ и ТЭ10.
Динамические и путевые испытания показали, что, несмотря на превышение
на опытном тепловозе нагрузок на рельсы от средних осей тележек до 22,3
тс, боковые давления, отжатия и напряжения в рельсах не превышают
допускаемых.
Кроме того, опорно-рамное подвешивание тяговых электродвигателей
значительно уменьшило динамическое воздействие на верхнее строение пути.