Бортовые (конечные) передачи передают крутящий момент от полуосевых
шестерен дифференциала к задним ведущим колесам трактора. На тракторе
установлены две одинаковые бортовые передачи, прикрепленные вместе с
тормозными рукавами к боковым поверхностям корпуса главной передачи.
Литой чугунный корпус 13 (рис. 61) бортовой передачи составляет часть
несущего остова трактора. В верхнем фланце корпуса выполнены резьбовые
отверстия для шпилек крепления бортовой передачи и два отверстия под
штифты 21. Эти штифты запрессованы во фланец корпуса и свободно входят в
отверстия наружного фланца тормозного рукава 20 и определяют положение
корпуса бортовой передачи при различных наладках трактора.
В верхние расточки корпуса входят наружные кольца двух шариковых
радиальных подшипников, в которых вращается ведущая шестерня 16 бортовой
передачи. Наружный подшипник 15 закрыт сплошной крышкой 14, а внутренний
— корпусом 18 сальника. Самоподжимной сальник 19 препятствует течи масла
из бортовой передачи в тормозной рукав. Для повышения надежности работы
уплотнения подшипник 17 имеет с наружной стороны защитную шайбу. Кроме
того, для разгрузки сальника от повышенного давления масла во фланце
корпуса выполнено четыре сквозных сверлепия, а в корпуса сальника —
специальные нековки, через которые происходит слив масла из корпуса
сальника обратно в корпус бортовой передачи.
Внутренние кольца подшипников 15 и 17 напрессованы на вал ведущей
шестерни до упора в шестерню, выполненную заодно с валом. В средней
части вала ведущей шестерни предусмотрены две специальные шпоночные
канавки для шпонок тормозного шкива. На внутреннем конце вала нарезаны
шлицы для соединения с полуосевой шестерней дифференциала.
Ведущая шестерня бортовой передачи находится в постоянном зацеплении с
ведомой шестерней 1, расположенной на шлицах оси 7 заднего колеса. Ось
выполнена заодно с фланцем, к которому прикреплен специальными болтами с
коническими подголовками диск заднего ведущего колеса.
Ось заднего колеса установлена в нижних расточках корпуса на двух
роликовых конических подшипниках. Внутреннее кольцо подшипника 2
напрессовано на цилиндрическую поверхность оси колеса до упора в бурт.
Далее на ось надеты ведомая шестерня 1, распорное кольцо 29, внутреннее
кольцо конического под-
шипника 23 и шайба 26. Набор деталей на оси затянут
корончатой гайкой 25.
Наружное кольцо подшипника 23 входит в стакан 27 до упора в бурт. Стакан
с подшипником закрыт штампованной крышкой 24. Под фланцем стакана
имеются тонкие стальные прокладки 28, которыми регулируют осевой зазор в
конических подшипниках. В кольцевой канавке стакана размещено
уплотнительное резиновое кольцо 22.
Для предупреждения течи масла из бортовых передач и защиты их от грязи и
воды в месте выхода оси колеса из бортовой передачи предусмотрен
торцовый сальник с металлическими уплотняющими кольцами. Упорное кольцо
5 надето на ось до упора во фланец. К торцовой поверхности упорного
кольца четырьмя пружинами 8 прижато нажимное кольцо 11. Нажимные пружины
вставлены в сверления нажимного кольца и крышки 12. В крышку
запрессованы также два штифта, которые свободно входят
отверстия нажимного кольца и удерживают его от проворачивания. К крышке
двумя болтами прикреплены резиновая диафрагма 4 и защитное кольцо 3.
Внутренним отверстием диафрагма смонтирована на цилиндрической
поверхности нажимного кольца и плотно прижата к его фланцу кольцом 9.
При сборке бортовой передачи крышку вместе с диафрагмой, пружинами,
защитным и нажимным кольцами устанавливают на ось колеса до напрессовки
на нее внутреннего кольца подшипника 2 и крепят к корпусу бортовой
передачи четырьмя болтами. Болты завинчивают через два больших отверстия
во фланце оси колеса и контрят стопорной пластиной.
В собранной бортовой передаче упорное кольцо 5 вращается вместе с осью,
а пружины 8 прижимают к нему неподвижное нажимное кольцо. Торцовые
трущиеся поверхности колец цементируют, калят до высокой твердости и
тщательно притирают друг к другу. В процессе
работы они постоянно прижаты, что обеспечивает
надежное уплотнение бортовой передачи. Защитное кольцо 3 и приваренное к
оси внутреннее кольцо 10 предохраняют детали уплотнения от повреждений.
Снизу корпус бортовой передачи имеет прямоугольный люк, через который
монтируют ведомую шестерню. Люк закрыт поддоном 30. Для заливки, слива и
контроля уровня масла в корпусе бортовой передачи предусмотрены
отверстия, закрытые коническими пробками. Отверстия размещены так, чтобы
в каждом положении бортовой передачи при переналадке трактора были
обеспечены удобная заправка, слив масла и контроль его уровня.
На наружном фланце оси ведущего колеса выполнены обработанная расточка и
два резьбовых отверстия для крепления привода рабочих машин, требующих
синхронного отбора мощности. Резьбовые отверстия закрыты двумя
деревянными пробками. Эти отверстия используют также для демонтажа
упорного кольца 5.