Корпус 1 (рис. 58) механизма блокировки передач
закреплен на верхней плоскости корпуса главной передачи. В расточке
корпуса установлен валик блокировки 2. Снаружи расточка закрыта
конической пробкой 8. Фиксаторы 5 и 10, снабженные цилиндрическими
хвостовиками, вставлены в отверстия корпуса главной передачи в правой
передней его части. На хвостовики фиксаторов надеты пружины 3, которые
прижимают фиксаторы к валикам переключения передач. Хвостовики
фиксаторов входят в отверстия корпуса блокировки, а пружины упираются в
торцы выточек в корпусе.
Валики переключения передач, реверса и удвоителя имеют на правых концах
углубления, в которые входят фиксаторы, удерживая валики и вилки в
положении, соответствующем полному включению шестерни. На валике 6
удвоителя две лунки, которые фиксируют включение ускоренного или
замедленного ряда передач. На остальных валиках три лунки, средние из
них предназначены для фиксации передач и реверса в выключенном
нейтральном положении. Так как ход зубчатой муфты реверса значительно
меньше хода других подвижных шестерен и расстояние между соседними
лунками невелико, лунки на валике реверса выполнены более мелкими, а
головка фиксатора 10 валика реверса имеет форму клина.
Это обеспечивает надежную фиксацию валика реверса
при небольшой глубине лунок. Остальные фиксаторы имеют конусные головки.
В цилиндрическое сверление средней части валика 2 входит сферическая
головка рычажка 13, закрепленного на оси в корпусе блокировки. Снаружи к
оси приварен рычажок 21 (см. рис. 57), соединенный вилкой 10 и тягой 17
с рычажком валика педали муфты сцепления.
При включенной муфте сцепления валик перекрывает отверстия в корпусе
блокировки, в которые входят цилиндрические хвостовики фиксаторов.
Поэтому фиксаторы не могут подняться вверх, чтобы выйти из лунок валика,
и переключение передач невозможно. При выключении муфты сцепления валик
14 проворачивается и через тягу 17, вилку 19 и рычажок 21 проворачивает
рычажок 13 (рис. 58), который перемещает валик блокировки. При полностью
выключенной муфте сцепления задняя кромка валика блокировки, сместившись
вперед, откроет отверстие корпуса, в которое входит хвостовик фиксатора
валика удвоителя, а конические сверления в нижней части валика
блокировки станут над хвостовиками остальных фиксаторов. В этом случае
при перемещении любого валика переключения его фиксатор сможет выйти из
углубления и передача может быть переключена.
Стопорный болт 12 удерживает валик блокировки от проворачивания. Сверху
корпус блокировки закрыт штампованной крышкой 14.