Особенности проведения уроков лыжной подготовки в малокомплектных сельских школах

Главная     Учебники - Спорт     Лыжный спорт (Бутин И.М.) 

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  59  60  61  62  63  64  65  66  67

 

 

 

Особенности проведения уроков лыжной подготовки в малокомплектных сельских школах


В условиях сельской малокомплектной школы лыжная подготовка имеет свои особенности. На организацию учебной и внеклассной работы по лыжам влияет целый ряд факторов: малочисленность классов, разновозрастность, особые природные условия, недостаточный уровень физического развития школьников. При управлении учебно-воспитательным процессом они оказывают как положительное, так и отрицательное влияние.
Основная трудность в проведении уроков лыжной подготовки в сельской школе заключается в малочисленности учащихся в классе (одного возраста). С одной стороны, это затрудняет проведение игр, эстафет и т.д., особенно в начальных классах^ где игры и игровые задания являются одним из важнейших средств при передвижении на лыжах. С другой стороны, малочисленность учащихся в классе позволяет больше уделять внимания каждому, хотя порой это повышает монотонность уроков и снижает интерес школьников.
Очевидно, что выходом из создавшегося положения является объединение на уроке лыжной подготовки учащихся разного возраста (разных смежных классов), что позволяет успешно решать задачи обучения передвижению на лыжах и развития физических качеств. В зависимости от наполняемости классов возможно объединение двух или трех классов на одном уроке. Там, где количество учащихся невелико (в школах до 50 учеников), возможно объединение четырех или пяти классов. Вполне естественно, что такой разновозрастный состав учеников на одном уроке предъявляет высокие требования к деятельности учителя по организации учащихся и в проведении обучения, но «освободившееся» время позволяет проводить уроки лыжной подготовки ежедневно, не превышая нормы нагрузки для учащихся. В условиях малокомплектной сельской школы спланировать такое расписание не сложно.
Проведение такого единого урока для разновозрастных учеников предъявляет высокие требования к подготовке учителя к каждому конкретному занятию с учетом содержания программного

материала подготовленности учащихся. Программный материал подбирается таким образом, чтобы для младших учеников он был новым, т.е. шел процесс обучения передвижению на лыжах. Для старших учеников на этом уроке идет совершенствование техники того же хода. В таком случае структура урока имеет два четко выраженных звена: обучение младших под руководством учителя и самостоятельная деятельность старших по совершенствованию техники под периодическим контролем со стороны учителя.
Ученики на учебной площадке распределяются по концентрическим кругам, на внутреннем передвигаются младшие (идет обучение), на внешнем - старшие (совершенствование). Например: на уроке объединены ученики I, II, III классов, учебный материал -изучение и совершенствование скользящего шага и попеременного двухшажного хода. Ученики I и II классов изучают этот способ передвижения, а третьеклассники совершенствуют. Так же подбирается материал по другим способам передвижения. Здесь в полной мере осуществляется индивидуальный подход, что порой невозможно в городских школах из-за большой наполняемости классов.
В тех случаях, когда учебный материал невозможно состыковать в одном уроке, предлагаются упражнения для раздельного обучения старших и младших подгрупп. В любом случае учитель обязан наладить взаимодействие старших и младших учеников на уроке, предусмотреть их совместную деятельность в процессе обучения лыжным ходам и спускам со склонов.
При проведении совместных игр и эстафет на лыжах составляются смешанные команды из учащихся разных возрастов с тем, чтобы уровнять их по силам. Младшим школьникам облегчается задание (сокращается длина этапа), но на этапах от разных команд должны соревноваться ученики одного возраста.
Материальная база малокомплектных школ в подавляющем большинстве не соответствует требованиям и не обеспечивает нормальные условия для проведения уроков по спортивным играм, гимнастике (отсутствуют спортивные залы, гимнастические снаряды и т.д.). Целесообразно использовать программные часы на уроки лыжной подготовки, проводя их все снежное время года, начиная с декабря и до конца марта включительно. Это позволит успешно решать проблемы укрепления здоровья и закаливания-учащихся.
Преимущество лыжной подготовки в сельских школах заключается еще в том, что места занятий на лыжах расположены, как правило, рядом. Имеются и учебные склоны, и защищенные от ветра лесом учебные лыжни.
Планирование учебного материала по лыжной подготовке учитель осуществляет в зависимости от наполняемости классов, подготовленности учеников и местных условий.