Школьной программой в целях привлечения учащихся к ежедневным занятиям
физическими упражнениями (в том числе и лыжами) предусмотрены
обязательные домашние задания для привития навыков самостоятельной
работы. Особенно это важно в зимнее время, когда двигательная активность
школьников уменьшается в силу ограниченных возможностей для занятий
другими физическими упражнениями.
От урока лыжной подготовки - к домашним заданиям, а через них - к
самостоятельным и к секционным занятиям - вот путь, который позволит
решить задачи гармоничного физического воспитания, подготовки школьников
к будущей профессии и обороне Родины. В этой цепочке занятий одно из
важнейших звеньев составляют домашние задания. Выполнение домашних
заданий по лыжной подготовке по сравнению с другими видами физических
упражнений имеет свои особенности и определенные трудности.
Если задания по общефизическим упражнениям на различные группы мышц, как
правило, не нуждаются в особом оборудовании и в специальных местах для
занятий и выполнение их легко контролируется по достигнутому результату
(например, в подтягивании и отжимании), то домашние задания по лыжной
подготовке требуют специального (личного) инвентаря и близко
расположенной лыжни (в парке, сквере, лесу). Имеются определенные
трудности и в контроле за их выполнением.
Поэтому учитель физической культуры, планируя лыжную подготовку (уроки и
домашнее задание), должен провести предварительную организационную и
разъяснительную работу с родителя-ми и учащимися. С этой целью еще
осенью следует убедить родителей в необходимости приобретения для
учащихся личного лыжного инвентаря, несмотря даже на наличие полного
комплекта лыж в школе. С одной стороны, это позволит более продуктивно
организовать уроки лыжной подготовки в школе, а, с другой стороны,
позволит успешно выполнить домашние задания по лыжам.
Кроме этого, для успешного выполнения домашних заданий учитель должен
позаботиться и о подготовке мест занятий. Учащиеся сельских школ обычно
не испытывают затруднений в поисках мест занятий: склоны, берега рек,
лес, поле обычно расположены рядом со школой или поселком. В условиях
города занятия по лыжной подготовке, как правило, проходят в постоянном
месте недалеко от школы (в парке, сквере и т.д.). Учащиеся школы обычно
живут в микрорайоне, ее окружающем. В любом случае учителю вместе с
учениками необходимо подготовить места занятий: промерить и разметить
учебно-тренировочные круги по 400-600 м (но не более 1 км) и разметить
их ориентирами через каждые 100-200 м. Кроме того, целесообразно, если
позволяют условия местности, подготовить тренировочный круг длиной 2-3
км для учащихся старших классов. Если рядом есть ровный склон,
необходимо его заранее подготовить: очистить от посторонних предметов и
заровнять ямы и канавы.
Домашние задания по лыжной подготовке могут носить различный характер в
зависимости от поставленных задач. Задание может быть дано всем ученикам
класса; в этом случае оно служит продолжением учебной работы по лыжной
подготовке и преследует цели:
1. Дальнейшее совершенствование способов передвижения на лыжах,
изученных на уроках. 2. Повышение уровня общей работоспособности и
развития физических качеств при передвижении на лыжах. 3. Подготовка к
сдаче учебных нормативов по лыжному спорту.
Задания по совершенствованию техники способов передвижения на лыжах
(ходов, спусков и поворотов в движении) и по развитию физических качеств
могут носить и индивидуальный характер. Однако не следует давать задание
по технике способов передвижения, недостаточно освоенных на уроках,
которые ученики выполняют с ошибками. В этом случае во время домашних
заданий без контроля учителя возможно появление ошибок, которые при
многократном повторении могут закрепиться и их потом трудно будет
исправить.
Помимо индивидуальных домашних заданий порой целесообразно давать
групповые задания. Ученикам, живущим в одном доме или недалеко друг от
друга, дается одно и то же задание на дом. Это позволит в какой-то мере
контролировать друг у друга тех-нику выполнения способов передвижения на
лыжах при совместных занятиях. Первоначальные навыки такого контроля
должны воспитываться в процессе уроков при изучении техники в каждом
классе. Умение находить ошибки в технике ходов, изучаемых по программе,
поможет учащимся и в личном совершенствовании, в понимании отдельных
движений и элементов лыжных ходов.
Учитель разрабатывает систему домашних заданий в каждом классе по
развитию физических качеств и совершенствованию техники, исходя из
программного материала, подготовленности учащихся и степени усвоения
нового материала.
В начальной школе домашнее задание направлено только на развитие общей
работоспособности при передвижении на лыжах. Задание на
совершенствование элементов техники, как правило, не планируется или
дается только простое и в общем виде. Примерное задание на дом в
начальной школе: прогулка на лыжах с равномерной скоростью - от 500 м до
2 км (в зависимости от класса). Передвижение скользящим шагом с палками
и без палок. Во П-Ш классах давать задание: во время прогулок пройти 3-4
отрезка по 40-60 м с повышенной скоростью. В начальной школе, особенно в
I—II классах, домашние задания - прогулки на лыжах -ученики выполняют
вместе с родителями (или под их контролем). Учитель должен убедить
родителей в необходимости совершать с учащимися две прогулки на лыжах в
неделю.
Начиная с IV класса в школьной программе заметно увеличивается учебный
материал по освоению лыжных ходов, спусков, торможений и поворотов в
движении. Соответственно составляются и домашние задания (два в
дополнение к двум урокам в неделю). Совершенствование техники способов
передвижения на лыжах, изученных на уроках, проходит одновременно с
выполнением заданий по развитию физических качеств. Но задания по
технике включают ходы, спуски, повороты и т.д., достаточно хорошо
изученные на уроке, такие, которые учащиеся могут сами выполнять без
контроля со стороны учителя. В любом случае сложность заданий (например,
на склонах) должна быть такой, чтобы избежать травмы при выполнении
спусков, поворотов в движении и торможений.
Домашние задания по развитию физических качеств (выносливости и скорости
передвижения на лыжах) планируются учителем с учетом нагрузки на уроках
лыжной подготовки и направлены на подготовку к сдаче учебных нормативов
в каждом классе. Задания на дом даются ученикам из расчета: в IV-V
классах - 1-2 занятия в неделю продолжительностью 1-1,5 ч; в VI-VIII
классах - 2 занятия в неделю продолжительностью 1,5 ч и в IX-XI классах
- 2-3 занятия продолжительностью до 2 ч. В IV-V классах при развитии
выносливости рекомендуется равномерное прохождение по
сред-непересеченной местности дистанции до 3 км. К этой нагрузке следует
подводить учащихся постепенно, увеличивая длину дистанции от недели к
неделе, в течение всей лыжной подготовки.
При развитии быстроты планируется прохождение 3-4 отрезков длиной 60-100
м с максимальной скоростью. Повышение нагрузки на развитие физических
качеств во время «домашних» занятий происходит параллельно с нагрузкой,
применяемой на уроках в школе, но направленность заданий неодинакова и,
как правило, чередуется. Если на конкретном уроке основной задачей было
развитие быстроты, то в домашнем задании планируется воспитание
выносливости (равномерное прохождение дистанции). И наоборот, если на
уроке - развитие выносливости, то в домашнем задании - воспитание
быстроты или скоростной выносливости (в старших классах). Такое
чередование направленности нагрузки на уроке и в домашних заданиях
характерно и для всех других классов.
При развитии быстроты более целесообразно давать одинаковое задание 2-5
ученикам, проживающим в одном доме или рядом друг с другом и со школой.
Такое групповое выполнение заданий на развитие быстроты повышает
эффективность и эмоциональность занятий. В VI-VIII классах для
воспитания выносливости планируется прохождение дистанции до 4-5 км
(девочки -до 3-4 км) равномерным методом со средней интенсивностью. При
развитии быстроты, как и в предыдущих классах, предусматриваются задания
по прохождению коротких (до 100 м) отрезков с максимальной
интенсивностью; количество повторений до 4-6 раз с отдыхом в виде
медленного передвижения в течение 3-4 мин. Специальную (скоростную)
выносливость обычно развивают переменным методом. Ученики по ходу
дистанции (мальчики - до 5 км, девочки - до 4 км) выполняют ускорения на
отрезках 200-300 м с сильной (не предельной!) интенсивностью. Количество
таких отрезков не более 3-4, а между ними ученики передвигаются с
небольшой скоростью (медленно). При планировании домашних заданий на
развитие данного качества очень важно соблюдать принципы постепенности и
индивидуализации. В отдельных заданиях следует планировать прохождение
удлиненных отрезков (600-1000 м) со скоростью, чуть больше
соревновательной. Количество таких отрезков обычно не более двух.
Начиная с VII класса количество нового учебного материала,
предусмотренного программой, заметно уменьшается, поэтому в старших
классах больше внимания уделяется развитию физической подготовленности
школьников. Учащимся IX-XI классов предстоит выполнить учебный норматив
уже на дистанции 5 км (девушки -3 км). Следовательно, нагрузка как на
уроке, так и в домашних заданиях значительно увеличивается. При развитии
быстроты длина отрезков, проходимых с максимальной скоростью, в IX-X
клас-сах увеличивается до 150 м (в X классе - до 200 м), а количество
повторений до 4-6 раз. Переменный метод применяется для развития
скоростной выносливости. Общий километраж, проходимый в одном занятии,
от года к году увеличивается и может достигать в X классе 8 км. При этом
ученики по ходу дистанции выполняют 2-5 ускорений на отрезках от 100 до
400 м с сильной интенсивностью (выше соревновательной). Между
ускорениями -передвижение с малой интенсивностью.
Учитывая, что выполнение тренировочной программы на уроке занимает много
времени, целесообразно в старших классах сдвоить уроки лыжной
подготовки, а непрерывность процесса развития физических качеств
обеспечить еще двумя домашними заданиями.
Нагрузка в домашних заданиях планируется в указанных пределах с
чередованием общей направленности занятий (на развитие быстроты,
скоростной и общей выносливости). Очень важно обеспечить постепенное
увеличение нагрузки как на уроках, так и в домашних заданиях в течение
всей лыжной подготовки, начиная с января и по март включительно. Вместе
с тем очень важно планировать допустимо высокие нагрузки с учетом
возрастных особенностей старшеклассников. Постоянно следует помнить, что
лыжный спорт имеет исключительно важное военно-прикладное значение и
является одним из главных средств допризывной подготовки будущих
защитников нашей Родины.
Учитель, планируя нагрузку на уроках и в домашних заданиях, должен
учитывать и индивидуальную подготовленность учащихся -перегрузки
недопустимы, но не следует искусственно сдерживать развитие физических
качеств у хорошо подготовленных юношей. Контроль за нагрузкой при
выполнении домашних задании ученики могут и должны осуществлять
самостоятельно по частоте сердечных сокращений (ЧСС).
Учителю во время уроков лыжной подготовки следует научить школьников
подсчитывать ЧСС по общепринятой методике. Подсчет ЧСС учащиеся должны
проводить в конце занятия, а также во время коротких остановок при
передвижении на лыжах и в конце отрезков (ускорений), проходимых с
повышенной скоростью. При развитии общей выносливости (равномерное
передвижение на лыжах) ЧСС должна составлять 150-160 уд./мин. При
развитии специальной (скоростной) выносливости переменным методом ЧСС
после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, может достигать
180 уд./мин. В паузах между ускорениями ЧСС снижается до 120-130 уд./мин
(к началу следующего отрезка, проходимого с повышенной интенсивностью).
При переменном методе тренировки ЧСС у школьников не Должна превышать
180 уд./мин. При повторных нагрузках на ко-ротких отрезках при развитии
быстроты с максимальной интенсивностью ЧСС зависит от уровня
тренированности и индивидуальных особенностей учащихся и заранее не
регламентируется. Количество повторений зависит от самочувствия
школьников -главное, чтобы каждый отрезок был пройден с максимальной
интенсивностью (без ее снижения к концу отрезка). В данном случае ученик
выполняет задание учителя как по длине отрезков, так и по количеству
повторений. Учитель планирует эти задания, исходя из возраста и
подготовленности школьников.
Постепенно, от класса к классу, с накоплением опыта и воспитанием
чувства скорости у учеников отпадает необходимость контроля за ЧСС после
каждого повторения отрезков при развитии общей выносливости. Достаточен
будет эпизодический контроль (2-3 раза на занятие). В старших классах
домашние задания даются ученикам на неделю вперед.
Необходимо не только дать задание, но и убедить учеников в необходимости
его систематического выполнения, а также в контакте с родителями
осуществлять контроль за занятиями учащихся во внеурочное время. С этой
целью на одном из родительских собраний следует провести разъяснительную
работу. На собрании, а также в систематических беседах с учениками
необходимо подчеркнуть значение регулярных занятий на лыжах и их влияние
на развитие физических качеств, укрепление здоровья, а также на развитие
волевых качеств и формирование характера.
Одними из самых важных и сложных вопросов при планировании домашних
заданий являются учет и контроль за их выполнением. Здесь на первый план
выходит высокий уровень воспитательной работы со школьниками. Главным в
такой работе является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом
вообще и лыжам в частности, а также воспитание трудолюбия и моральных
качеств -высокой ответственности и добросовестности. Эти вопросы
решаются на протяжении всех лет учебы в школе и всем педагогическим
коллективом и учителем физической культуры. Важную роль играют также
помощь и контроль со стороны родителей.
С целью контроля за выполнением домашних заданий целесообразно каждому
школьнику завести специальные тетради, куда записываются задания (в
доступной для каждого возраста форме). Задание на дом обычно состоит из
двух частей: задания на совершенствование техники способов передвижения
на лыжах и упражнений на развитие физических качеств. В тетрадь
записываются конкретные задания (задачи) на совершенствование отдельных
элементов техники ходов или весь ход в целом. Причем на самостоятельные
занятия выносятся те элементы и ходы, которые освоены учащимися
достаточно прочно на уроках и требуют дальнейшего совершенствования.
Ученикам должны быть поставлены конкретные задачи. Например, при
изучении скользящего шага дается задание (записывается в тетрадь):
совершенствовать одноопорное скольжение. В этом случае выполнение
домашнего задания контролируется учителем на следующем уроке по степени
освоения указанного элемента. Запись в тетради с задачей развития
физических качеств должна содержать точные указания по содержанию и
объему нагрузки (количество пройденных километров, общее время занятий,
длина и число отрезков, проходимых с повышенной скоростью, и указания по
интенсивности передвижения).
Ученики вместе с родителями вносят в тетради записи о выполнении заданий
по технике и развитию физических качеств. Контроль за выполнением
облегчается, если ученики выполняют задание не индивидуально, а группами
по 3-4 человека. Учитель обязан регулярно (каждую неделю) проверять
тетради домашних заданий и вносить соответствующие поправки в нагрузку
домашних заданий на следующую неделю. Такие проверки, в свою очередь,
будут дисциплинировать учеников.
Если позволяют условия и ученики выполняют домашние задания на
специально подготовленных учебно-тренировочных кругах около школы,
целесообразно в установленные часы организовать дежурство
старшеклассников. Помощь и контроль со стороны старших товарищей
облегчат выполнение домашних заданий основной массе учащихся. Контроль
за развитием физических качеств в каждом классе осуществляется путем
регулярного прохождения на скорость отрезков дистанции.
Длина отрезков устанавливается учителем в каждом классе в зависимости от
уровня подготовленности школьников, но не должна превышать половину
зачетной дистанции. Такое контрольное прохождение целесообразно
проводить 1 раз в две недели, что позволит подготовить учащихся к сдаче
нормативов. Систематическое планирование и выполнение домашних заданий
позволят решить комплекс задач по физическому воспитанию школьников и
перейти к самостоятельным занятиям на лыжах. Устойчивый интерес к
занятиям на лыжах приведет к регулярным занятиям не только в период
лыжной подготовки, но и в течение всего снежного времени года - с
декабря по март включительно.