Теоретические сведения на уроках лыжной подготовки

Главная     Учебники - Спорт     Лыжный спорт (Бутин И.М.) 

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Теоретические сведения на уроках лыжной подготовки

Одной из важнейших задач уроков лыжной подготовки является углубление знаний учащихся по физической культуре в целом и по лыжному спорту в частности. Знания, полученные учениками на

уроках лыжной подготовки, входят в систему «физкультурного образования», которое они должны получить за время обучения в школе. Но сообщение учащимся знаний на уроках лыжной подготовки имеет свою специфику по сравнению с уроками гимнастики игр и легкой атлетики. Это связано прежде всего с внешними условиями, в которых проходят уроки на лыжах: отрицательные температуры, ветер, влажность и т.д. Поэтому часть необходимых знаний ученикам сообщается до выхода на лыжню, в помещении лыжной базы, на это отводится 3-4 мин. Сообщение теоретических сведений происходит и по ходу передвижения на лыжах или в течение кратких пауз отдыха. Учителю необходимо тщательно продумать содержание теоретического материала на каждый урок. Главное внимание необходимо обратить на краткость и точность формулировок, особенно это важно в младших классах. Теоретические сведения сообщаются и в заключительной части при подведении итогов.
Непосредственно при выполнении двигательных действий, при передвижении по учебным кругам, при занятиях на склонах учитель кратко рассказывает о технике лыжных ходов, спусков, поворотов, об ошибках, возникающих при этом и путях их исправления. Такое сочетание рассказа с передвижением на лыжах облегчает усвоение техники и упрочняет теоретические знания.
При развитии физических качеств, при передвижении на л*1жах сообщаются сведения о методах тренировки, влиянии ходьбы на лыжах на организм в целом и на развитие отдельных групп мышц и другие теоретические сведения, связанные с методикой обучения, терминологией, инструкторскими навыками и др.
Пополнять знания по лыжной подготовке школьники должны при выполнении домашних заданий, используя с этой целью учебники и учебные пособия по физической культуре. В настоящее время выпущен ряд учебников по физической культуре для школьников в центральных и региональных издательствах.
Можно предложить следующую программу распределения теоретических сведений на уроках лыжной подготовки по классам:
I класс. Правила поведения на уроках лыжной подготовки, ги
гиена занятий на лыжах.
II класс. Правила безопасности при передвижении на лыжах,
влияние занятий на лыжах на здоровье человека.
III класс. Первая помощь при травмах и обморожениях, термины и понятия лыжного спорта.
IV класс. Понятия о физических качествах и их развитии, закаливание при передвижении на лыжах. Правила самостоятельных занятий на лыжах. Техника передвижения на лыжах.
V класс. Выполнение домашних заданий и обеспечение безопасности на лыжах.

VI класс. Передвижение на лыжах - составная часть двигатель
ного режима.
VII класс. Влияние занятий на лыжах на сердечно-сосудистую и
дыхательную системы школьников. Техника передвижения на
лыжах, анализ техники.
VIII класс. Влияние различных нагрузок (скоростных, скорост-
но-силовых) на организм (на выносливость и координацию).
IX класс. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с занятиями на лыжах. Методы тренировки на лыжах.
X класс. Определение и регулирование нагрузки и самоконтроль при занятиях на лыжах.
XI класс. Лыжи как средство подготовки к трудовой деятель
ности и военной службе. Организация и проведение внеурочных
занятий на лыжах с младшими школьниками.
Теоретические сведения по ряду тем могут повторяться и углубляться от класса к классу.
Оценки по уровню знаний выставляются на основе опроса учащихся по ходу урока. Кроме опроса можно использовать карточки-билеты. Каждая карточка включает различные варианты альтернативных ответов по каждому вопросу (один ответ правильный) и коды правильных ответов. Формулировка альтернативных ответов должна исключить случайное угадывание правильных ответов. Их должно быть 4-5, один правильный, другие неверные или неточные. Контролирующие программы будут способствовать лучшему усвоению знаний и ускорят процесс контроля при опросе учащихся.
У школьников, проявивших склонность к профессии учителя физического воспитания, важно расширить объем знаний по лыжному спорту и сориентировать их в X-XI классах на сдачу экзаменов по выбору по предмету «Физическая культура».