Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах

Главная     Учебники - Спорт     Лыжный спорт (Бутин И.М.)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

 

Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах

В школьных программах в разделе «Лыжная подготовка» в этих классах предусмотрен большой объем нового учебного материала. В V-VI классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы (двухшажный, одношажный и бесшажный) изучаются и совершенствуются в V-VIII классах, также продолжается изучение способов подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоления неровностей склонов и начинается изучение попеременного четырехшажного хода. При изучении и совершенствовании попеременного двухшажного хода следует обратить внимание на силу и скорость отталкивании, что, в свою очередь, существенно влияег на длину скользящего шага. С возрастом длина шага в попеременном двухшажном ходе увеличивается, но это связано в первую очередь с увеличением скорости и силы отталкивании и в меньшей степени - с увеличением длины тела школьников. Поэтому при совершенствовании хода на эти его элементы необходимо обратить самое серьезное внимание.
Отталкивание ногой должно быть направлено вперед-вверх, в момент его окончания голень - бедро - туловище составляет прямую линию. В этом элементе у школьников встречаются ошибки, которые тесно связаны между собой и впоследствии приводят к возникновению ошибок в других фазах хода. Такой ошибкой следует считать отталкивание в последней фазе излишне назад (колено толчковой ноги при этом опущено). Ошибками следует считать и слишком длинный и глубокий выпад, а также прогибание туловища при отталкивании.
Все это скажется на последующей фазе свободного скольжения и может привести в целом к возникновению грубейшей ошибки -двухшажному скольжению. Для исправления этих частых ошибок
можно повторить имитацию в ходьбе с акцентом на отталкивание, коньковый ход на лыжах и упражнения, применяемые для изучения и совершенствования скользящего шага «самокат» и др. Вместе с тем необходимо обратить внимание на недопустимость слишком длинного выпада. Этот элемент также можно проими-тировать без лыж, обращая внимание и на правильное положение туловища. Лучше, если все эти имитационные упражнения будут изучены еще во второй четверти на уроках в зале, во вводно-подготовительной части урока. Большое значение для устранения данных ошибок имеет дальнейшее совершенствование у школьников чувства равновесия.
При отталкивании у школьников встречаются и другие ошибки: толчок направлен больше вверх, что приводит к появлению «подпрыгивающего» хода; кроме того, часто обращает на себя внимание незаконченный толчок - в этом случае нога еще согнута в колене, но уже «снимается» со снега и идет вверх - назад. Причиной перечисленных ошибок могут быть: высокая посадка, малый наклон туловища вперед, недостаточная загрузка ноги перед толчком, слишком ранний отрыв каблука ботинка от лыжи в ходе отталкивания и др. Исправление ошибок осуществляется путем выполнения приведенных выше упражнений и чередованием их с передвижением по учебному кругу с полной координацией, постоянным контролем и «подсказкой» со стороны учителя.
Постоянные требования переноса веса тела вперед на опорную ногу при неверном понимании и исполнении могут привести и к другой ошибке: школьники будут рано и резко («ударом») загружать маховую ногу, что приведет к сокращению длины свободного скольжения. Причины возникновения этой ошибки: мах вперед выполняется слишком согнутой ногой (коленом вперед), преждевременно и быстро выпрямляются опорная нога и туловище, не закончен толчок ногой. Порой все это бывает связано в единую цепь ошибок, вытекающих одна из другой. При устранении причин ошибок следует обратить внимание школьников на выполнение маха почти выпрямленной ногой (стопой вперед), для этого необходимо проделать соответствующие имитационные упражнения без лыж и с лыжами.
Вместе с тем следует обратить внимание школьников на то, что слишком поздний перенос веса тела на маховую ногу (когда маховая нога вышла далеко вперед от опорной) неизбежно приведет к резкой загрузке веса тела. Все эти ошибки учитель должен объяснить и показать правильное выполнение движений. Порой указанные ошибки возникают от простого непонимания учениками техники данного движения или его деталей, поэтому очень важно Дать точное и ясное объяснение всех деталей, причин возникнове-ния ошибок и указать пути их устранения, подобрав соответствующие подводящие и имитационные упражнения.
Не менее важной задачей обучения в средних классах является последовательность освоения одновременных ходов (бесшажного, двухшажного, одношажного). Изучение одновременных ходов занимает в школьной программе одно из важных мест в связи с тем, что эти способы позволяют в хороших условиях скольжения развивать высокую скорость передвижения; они также довольно экономичны и широко применяются в различных видах передвижения на лыжах - соревнованиях, туристских походах, прогулках и т.д. В то же время изучение и применение этих ходов требуют не только хорошей координации движений, но и высокого уровня развития силы мышц плечевого пояса. Учитывая это, начальное обучение одновременным ходам следует вести на подготовленной лыжне при хорошем скольжении и даже в облегченных условиях (лыжня прокладывается под пологий уклон).
Изучение одновременных ходов на уроках лыжной подготовки начинается в V классе с бесшажного хода (см. рис. 10). Одновременный бесшажный ход достаточно прост по координации движений, и особых трудностей при его изучении школьники не испытывают.
Изучение одновременного двухшажного хода (см. рис. 13) в связи с тем, что в цикле хода есть два скользящих шага, которые позволяют набрать скорость перед толчком руками и тем самым облегчить отталкивание, проходит успешно. Школьники даже с относительно низким уровнем развития силы мышц плечевого пояса в состоянии выполнить одновременный толчок палками и поддержать скорость передвижения.
В начале обучения (в VI классе) главное - овладеть схемой движения в этом ходе. Изучение хода проходит достаточно успешно, так как он относительно прост по координации: вынос рук с палками вперед начинается одновременно с выпрямлением туловища после проката на двух лыжах и с шагом одной из ног вперед. Такая одновременность всех действий сразу облегчает овладение координацией движений в цикле этого хода. Следует обратить внимание школьников на то, что на первый шаг руки выносятся вперед, а палки остаются в положении кольцами назад-вниз. Вынос палок сразу кольцами вперед нарушает согласованность и динамичность движений (их приходится удерживать впереди в статическом положении, не ставя на снег, до окончания второго шага). На второй шаг палки маятникообразным движением выводятся кольцами вперед и ставятся на снег для отталкивания.
Дальнейшее движение (толчок и приставление маховой ноги к опорной) сложности не представляет, однако схему отталкивания палками (одновременно) следует предварительно проимитировать стоя на месте. В начале это упражнение выполняется на месте, а затем можно выполнить и одновременный толчок при скольжении под заметный уклон (бесшажный ход).
Для того чтобы овладеть схемой движения в одновременном двухшажном ходе помимо большей амплитуды в выносе рук и маятникообразного перевода палок из положения кольцами назад в положении кольцами вперед очень важно выполнить широкие скользящие шаги. При выполнении этих элементов у школьников часто встречается типичная ошибка - короткие («надбегающие») шаги перед отталкиванием палками. С тем чтобы добиться хорошей согласованности в работе рук и ног, необходимо обратить на это самое пристальное внимание.
С этой целью можно вновь повторить скользящий шаг под уклон, акцентируя отталкивание ногами и добиваясь широких скользящих шагов. Кроме того, повторяются и другие упражнения, направленные на достижение большей длины шага. Добиваясь согласованности движения в одновременном двухшажном ходе в VI классе, обычно обращают внимание учащихся на следующие ошибки: слабые толчки ногами (а отсюда и короткие скользящие шаги); неодинаковые по длине скользящие шаги; маховая нога при выносе вперед слишком рано ставится на снег (а при втором шаге даже остается чуть сзади опорной ноги); нарушение согласованности в выносе палок вперед (нет одновременности, одна чуть отстает от другой).
В следующих классах при совершенствовании техники одновременного двухшажного хода продолжается исправление ошибок в цикле хода. Необходимо устранить ошибки в выносе и постановке палок и в отталкивании руками. При выполнении этих движений школьники чаще всего допускают следующие ошибки: незаконченный толчок руками (причиной этой ошибки может быть не только непонимание движения, но и удержание палки в кулаке); высокое поднимание рук как при выносе вперед, так и сзади после отталкивания; широкая постановка палок (кольца ставятся на снег ;В стороны от лыжни); широкий вынос рук вперед (шире плеч); отведение локтей в сторону при постановке палок и при отталкивании; сильное сгибание рук при выносе и постановке палок; постановка палок кольцами далеко вперед.
Все эти ошибки в значительной мере снижают эффективность отталкивания руками и уменьшают скорость и длину проката. Вместе с тем они могут повлечь за собой и другие ошибки в цикле хода. Например, широкая постановка палок и разведение кистей рук и локтей в стороны могут привести к «проваливанию» головы и плеч при отталкивании и др.
В движениях туловищем и в положении ног могут возникнуть следующие грубые ошибки, в заметной степени влияющие не
только на эффективность действий школьников, но и на экономичность хода в целом: преждевременное (порой до окончания толчка палками) и резкое выпрямление туловища, даже прогибание назад; слишком низкий наклон туловища и головы вперед - вниз (ниже горизонтального); сгибание ног в момент отталкивания палками; полное выпрямление ног при толчке руками; недостаточное подседание перед отталкиванием ногами и медленный «перекат» вперед. Устранение этих ошибок и является главной задачей при совершенствовании одновременного двухшажного хода. С этой целью помимо объяснения, четкого показа и пояснении, команд подсчетов, указаний при движении по лыжне, учитель должен применять подводящие упражнения, игровые задания (передвижение по размеченной флажками лыжне прохождение отрезков за наименьшее количество скользящих шагов и т.д.).
В VII-VIII классах параллельно с совершенствованием одновременного двухшажного хода изучается одновременный одношажный ход - основной (см. рис. 11) и скоростной (см. рис. 12) варианты. Изучение одновременного одношажного хода целесообразно начинать с основного варианта. Обучение проходит по общепринятой методике, но при изучении этого хода со школьниками необходимо обратить внимание на следующие детали„По-сле окончания предыдущего толчка палками и проката на двух лыжах выпрямление происходит медленно с одновременным выносом палок вперед.
Очень важно перед отталкиванием перенести вперед толчковую ногу. После этого необходимо выполнить короткое по времени, но четко выраженное подседание. Затем одновременно с постановкой палок на снег выполняется толчок ногой. Главное -в начале обучения добиться согласованности в постановке палок на снег и отталкивании ногой. При движении по лыжне школьники могут выполнять это по командам преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг», «Толчок!» (палками). Ошибкой в этом варианте хода следует считать преждевременный толчок ногой до полного выноса и постановки палок на снег.
Стартовый (скоростной) вариант (см. рис. 12) школьники осваивают достаточно быстро. Это связано с тем, что начало движения ногой (толчок) и начало выноса рук происходят одновременно, что и облегчает освоение. Вместе с тем в обучении данному варианту хода следует обратить внимание на активную постановку палок на снег (сверху вниз) почти ударом. Правда, при этом требование не поднимать руки с палками впереди высоко вверх полностью сохраняется.
При изучении одновременного одношажного хода помимо всех перечисленных ошибок, встречающихся при выполнении
одновременного двухшажного хода (кроме ошибок, связанных со вторым шагом), у школьников может проявиться несогласованность в работе рук и ног. Вместе с тем при выполнении этого хода следует обратить внимание на активное подседание: перенос веса тела вперед и активный маховый вынос ноги вперед с последующей резкой ее остановкой около опорной ноги (допустимо небольшое выскальзывание стопы вперед).
При изучении всех одновременных ходов очень важно добиться полной законченности в отталкивании руками, а также медленного выпрямления туловища после отталкивания и проката. Длина проката зависит от условий скольжения и достигнутой скорости передвижения. Недопустимо чрезмерно затягивать прокат - падение скорости в каждом цикле хода. Это приведет к снижению экономичности, так как необходимо приложить большие усилия с тем, чтобы вновь набрать или поддержать скорость. Кроме того, неравномерность хода снижает эффективность движений и приводит к нарушению ритма.
Важно обратить внимание школьников на необходимость начинать движения в каждом цикле поочередно с правой и левой ноги; это требование относится ко всем одновременным ходам (кроме бесшажного).
Коньковый ход - новый способ передвижения, изучение которого введено в школьную программу начиная с VIII класса. Школьники, хорошо овладевшие поворотом переступанием, значительно легче осваивают коньковый ход. Помогают этому и подводящие упражнения на склоне, применяемые для изучения поворота переступанием. Главное при изучении конькового хода - освоить отталкивание внутренним ребром и общую координацию движений. Затем обучение идет по пути устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода (быстрый перенос веса тела на скользящую лыжу, небольшой разворот туловища, отталкивание палками и т.д.).
Изучение элементов хода начинается на пологом, хорошо укатанном склоне или на выкате после него на ровной площадке, где ученики поддерживают скорость, набранную под уклон. Такие облегченные условия создаются в начале обучения, а затем ход совершенствуется при передвижении по равнине. Освоив ход без палок, школьники начинают изучать его варианты с попеременным и одновременным отталкиваниями палками.
В V-VIII классах продолжается совершенствование торможений «плугом» и упором и в то же время продолжается изучение и совершенствование стоек спуска и поворотов в движении (переступанием и упором). Важным разделом в лыжной подготовке является Изучение преодоления неровностей (бугров и впадин) при спуске со
склонов. С целью более быстрого и прочного освоения элементов горнолыжной техники в начале лыжной подготовки в каждом классе (на первых уроках) целесообразно повторить подводящие упражнения на склоне, позволяющие восстановить уверенность при спусках, частично утраченную за летний и осенний периоды.
Особое внимание следует при этом обратить на быстрое и многократное (при каждом спуске) изменение глубины стойки, а также на выполнение пружинистых полуприседании. Все это, помимо восстановления равновесия и общей уверенности при спусках, позволит подвести школьников к освоению преодоления неровностей. При изучении действий, позволяющих преодолеть неровности без потери контакта лыж со снегом, необходимо научить школьников сохранять равновесие не только за счет амортизационного сгибания и разгибания ног, но и путем принятия небольшой «разножки». Вместе с тем при изучении этих элементов и других спусков следует обратить внимание школьников на недопустимость вынесения палок кольцами вперед и волочения их по снегу.
Учащиеся, ранее хорошо изучившие торможение упором, обычно легче осваивают и поворот упором (иногда в практике работы по лыжному спорту его называют «полуплугом»). Однако при изучении указанного поворота необходимо освоить стойку (применяя имитационные упражнения на ровном месте), жесткое удержание лыжи в упоре и перенос веса тела на рулящую лыжу. У школьников наиболее часто встречаются следующие ошибки: недостаточное кантование лыжи, находящейся в упоре; слабая ее загрузка; задняя стойка и чрезмерный наклон туловища внутрь поворота. Все это легко исправляется при точном объяснении и показе последующих выполнений и повторений. Вместе с тем для начального выполнения следует внимательно подобрать рельеф склона и направления спуска и поворота - неровности («выпуклости») склона должны помогать выполнению поворота.
Изучая подъем «полуелочкой», следует сосредоточить внимание на кантовании отводимой лыжи - это сразу улучшает устойчивость и создает уверенную опору. Подъем лучше изучать в направлении наискось, а отводится носком в сторону в этом случае нижняя лыжа. Очень важно при этом объяснить школьникам необходимость хорошей опоры на палки с тем, чтобы избежать проскальзывания лыжи, скользящей прямо. Кроме того, у школьников могут встречаться следующие ошибки: чрезмерный наклон туловища вперед; выскальзывание голени при шаге лыжей, движущейся прямо. Ширина отведения носка лыжи в сторону зависит от крутизны подъема.
Изучив этот способ подъема, несложно перейти и к подъему «елочкой». Требования, предъявляемые к технике подъема «елочкой», аналогичны тем, которые относились к изучению подъема
«полуелочкой», - кантование лыж, хорошая опора на палки (отталкивание) и др.
Наиболее сложным для изучения, начиная с IX класса является попеременный четырехшажный ход (см. рис. 9). Все его основные элементы уже освоены школьниками при изучении скользящего шага, попеременного двухшажного хода; главная задача здесь заключается в освоении необычной координации движений, существующей в этом ходе. В цикле хода на четыре шага необходимо вынести палки вперед и выполнить ими два поочередных отталкивания. Если школьники предварительно хорошо освоили все элементы хода, целесообразно попытаться освоить координацию движений (сочетание работы рук и ног) целостным методом обучения.
После объяснения и показа на обычной скорости и замедленно школьники пробуют выполнить сразу весь ход в целом по создавшемуся у них первому представлению. Пусть они пройдут несколько кругов по учебной площадке, пытаясь наладить координацию движений. Не следует сразу останавливать их и пытаться исправлять ошибки в цикле хода: это может затруднить освоение общей схемы движений. Важно наладить сочетание в работе рук и ног, а только потом уточнить детали. Порой школьники слишком быстро выносят палку на один шаг, сразу кольцом вперед. При данной ошибке палку приходится удерживать впереди в статическом положении. На второй шаг аналогичным образом вперед выносится и вторая палка. Все это сразу нарушает согласованность движений. Необходимо несколько затянуть вынос палок: рука выносится вперед, а палка отстает, остается кольцом назад, и только на следующий шаг маятникообразным движением выносится кольцом вперед. В качестве временного методического приема целесообразно посоветовать школьникам вывести палку дальше кольцом вперед, чем это требуется по технике хода (даже до горизонтального положения). На это уйдет определенное время, и школьники «успеют» сделать необходимые шаги и движения. После освоения координации можно потребовать от учащихся сокращения амплитуды выноса палок до нормальной. Обычно большая часть школьников после многократных повторений цикла хода в состоянии освоить общую схему движений в попеременном четырехшажном ходе. Дальнейшее освоение движений идет по пути устранения ошибок в цикле хода. Если учесть, что учащиеся не в состоянии в течение длительного времени освоить координацию движений, необходимо постараться разучить его расчлененным методом. Совершенствование попеременного четы-рехшажного хода продолжается в старших классах.
Помимо этого, продолжается изучение и совершенствование техники преодоления подъемов. Целесообразно повторить подъ-
ем ступающим шагом на склонах с увеличивающейся крутизной-главное при этом - обратить внимание на хорошую опору, на палки (отталкивание). Но основное внимание (чем и заканчивается обучение в VII классе) уделяется преодолению подъемов скольжением (см. рис. 20). Освоение его происходит на склонах различной крутизны. Очень важно при этом добиться достаточной длины проката, которая зависит не только от крутизны склона, условий скольжения и сцепления, но и от уровня владения техникой, силы и скорости отталкивании. При передвижении по пересеченной местности на это постоянно следует обращать внимание школьников.
К окончанию лыжной подготовки в VIII классе, по существу, заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В IX классе изучаются переходы с хода на ход, преодоление контруклона и выхода со склона. Способы переходов с хода на ход изучаются в IX классе после повторения попеременных (в первую очередь двухшажного) и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановились навыки в технике передвижения. Обучение проходит общепринятыми методами -рассказ, показ (на обычной и замедленной скорости), объяснение, и после этого учащиеся передвигаются по учебной площадке, осваивая переход с попеременных на одновременные хода. После нескольких повторении ученики, владеющие ходами, обычно осваивают основную схему движений при переходах с хода на ход.
В дальнейшем продолжается устранение ошибок, возникающих при переходах. Главное - добиться при этом полной слитности движений (без малейших задержек и остановок). Все действия должны быть настолько динамичными, чтобы движения как бы вытекали одно из другого. Ученики для совершенствования переходов должны передвигаться по лыжне постоянно (через 1-2 цикла), меняя способы передвижения. Это важно потому, что совершенствуются не ходы, а способы переходов с хода на ход. Освоив переход с попеременных на одновременные ходы, начинают изучение обратного перехода. Затем оба способа совершенствуются на учебной лыжне, проложенной на местности. Очень важно так подобрать микрорельеф лыжни, чтобы сами неровности требовали постоянной смены ходов через каждые 10-20 м.