Детей, приступивших к занятиям по лыжной подготовке, необходимо обучить
прежде всего умениям и правилам обращения с лыжным инвентарем, а также
строевым упражнениям с лыжами и на лыжах.
Для успешного овладения основными способами передвижения на лыжах
школьники должны предварительно достигнуть определенных уровней
физической и координационной готовности. Достижение таких уровней
позволит им успешно овладевать предусмотренными программой способами
передвижения на лыжах. Так, например, для овладения скользящим шагом в I—II
классах дети должны обладать: чувством равновесия, достаточным для
выполнения скольжения на одной лыже; координацией движения, необходимой
для управления лыжами при движении по лыжне и для согласованности работы
рук и ног. Младшим школьникам требуется и физическая готовность, что
позволит с нужной силой
выполнять отталкивания и передвигаться в достаточно низкой посадке (на
согнутых ногах).
Частично физическая и координационная готовность для овладения способами
передвижения на лыжах обеспечивается физическим воспитанием детей
дошкольного возраста в семье и детских садах.
Однако в настоящее время, несмотря на большую разъяснительную работу
среди родителей о значении физической культуры и лыжного спорта, в
частности для укрепления здоровья, большая часть детей приходит в школу,
не умея передвигаться на лыжах. В ряде школ количество таких детей
(особенно среди девочек) достигает 80%. Поэтому все дети в I классе
должны пройти «школу лыжника» - систему подводящих и подготовительных
упражнений, которые позволят овладеть лыжами как снарядом, научиться
управлять ими при движении по снегу и при перемещении по воздуху. При
этом возникает и совершенствуется так называемое чувство лыж.
В процессе выполнения системы упражнений возникает и совершенствуется
«чувство снега» - это не только сцепление лыж со снегом, но и умение
воспринимать неровности лыжни, склоны, изменения скольжения, плотность
снега и лыжни, ее извилистость и т.п. Всю эту информацию школьники
получают за счет тонких мышечных ощущений (потока нервных импульсов,
поступающих от мышц нижних конечностей в центральную нервную систему).
Воспитание «чувства снега» - процесс длительный, и его совершенствование
может продолжаться в течение ряда лет. Равновесие -одно из важнейших
качеств, необходимых для успешного передвижения по равнине и при спусках
со склонов различной крутизны. Вполне естественно, что равновесие
развивается в процессе всех уроков физической культуры (а не только
лыжной подготовки), но специальные упражнения на лыжах воспитывают
специфические особенности равновесия в условиях единой биомеханической
системы (лыжник - лыжи - палки).
Для решения отдельных задач по воспитанию перечисленных качеств
(«чувства лыж, снега» и равновесия) в I классе используются следующие
подводящие упражнения в перечисленной ниже последовательности: 1)
перенос веса тела с лыжи на лыжу; 2) поднимание и опускание носков и
пяток лыж (поочередно правой и левой), ноги слегка сгибают; 3)
поднимание носков лыж и размахивание носком вправо и влево; 4)
поднимание и перестановка Носков лыж в сторону и обратно; 5) поднимание
согнутой ноги назад и вперед, при этом сначала отрывают пятку, а затем
носок лыжи; 6) поднимание согнутой ноги, лыжу удерживают горизонтально
лыжне; 7) прыжки на месте, при этом сначала все тело пере-
носят с лыжи на лыжу; 8) приставные шаги в сторону; 9) отведение прямой
или слегка согнутой ноги с лыжей назад.
Все упражнения выполняются с опорой или без опоры на палки поочередно с
правой на левую ногу и с постепенным увеличением времени выполнения или
количества повторений. Постепенно увеличивается не только
продолжительность, но и темп выполнения упражнений. Обычно это делают на
первых 2-3-х уроках. Выполнять упражнения можно в игровой форме, что
повышает эмоциональность урока.
После указанных упражнений можно перейти к следующим игровым занятиям:
1. Чей веер лучше? (Поворотом переступанием на месте на 90° вокруг пяток
лыж «нарисовать» лыжами на снегу веер, рис. 36.) 2. У кого красивее
«снежинка»? (Поворот переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж.)
3. Кто лучше нарисует «гармошку»? (Переступанием в сторону поочередно
носками и пятками лыж нарисовать на снегу «гармошку».) 4. Кто дольше и
лучше выполнит упражнение «аист»? (Поднять сильно согнутую ногу и
удерживать лыжу горизонтально возможно дольше.) 5. Прыжки-подскоки на
двух лыжах.
Перечисленные упражнения помогают овладеть лыжами как снарядом и
одновременно являются подводящими к строевым упражнениям и перестроениям
на лыжах. Независимо от того, как часто учащиеся класса до прихода в
школу катались на лыжах, необходимо со всеми школьниками выполнить все
перечисленные упражнения, пройти «школу лыжника». Только после этого
можно перейти к изучению ступающего, а затем скользящего шага.
Рис. 36. Поворот переступанием на месте
Ступающий шаг на равнине является подводящим упражнением к скользящему
шагу и к преодолению подъемов. Обычно после показа школьники сразу могут
его выполнить. Следует только повторить его в различных условиях: на
накатанной лыжне, по целине с неглубоким снежным покровом, зигзагом,
обходя дере-
вья, кусты или другие ориентиры, с палками и без опоры на палки (держа
их за середину). Передвижение ступающим шагом обычно не вызывает
затруднений - не следует его чередовать с другими подводящими
упражнениями. При изучении ступающего шага решаются следующие задачи:
закрепление перекрестной координации в работе рук и ног, овладение
навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую, освоение
положения туловища при передвижении на лыжах, освоение маховых движений
руками.
Можно разнообразить перемещение ступающим шагом передвижением: в пологий
подъем прямо и наискось, на равнине с широкими размахиваниями руками
(имитация работы рук в скользящем шаге), в колонне по одному с
поворотами (зигзагом). Постепенно во всех этих упражнениях длина шага
увеличивается. Для улучшения управления лыжами можно выполнить
переступа-ние «елочкой» и «полуелочкой» на ровном участке. На первых
уроках все перечисленные упражнения можно выполнить при передвижении с
поворотами и изменениями направления. Главное при этом - добиться
свободных размашистых движений с полным контролем положения концов лыж.
Подбор упражнений в единую систему, их дозировка планируются учителем в
зависимости от степени подготовленности детей. Однако общая
последовательность упражнений должна быть выдержана, так как она
составлена с учетом постепенного повышения координационной нагрузки и
взаимосвязей между отдельными движениями.
Все упражнения, которые должен выполнять каждый школьник, довольно
простые и не требуют какой-либо сложной методики обучения. Учителю
достаточно показать упражнение и объяснить требования к его выполнению,
и ученики I класса все его выполнят. Главная задача при этом - добиться
высокой точности движения, что способствует развитию общей координации и
умения управлять лыжами. Недопустимо «скоростное прохождение» всей
системы упражнений, хотя ученики в I классе, может быть, в состоянии их
выполнить с большими или меньшими погрешностями.
Такой подход не позволит овладеть основными движениями, не обеспечит
координационную готовность и затянет процесс обучения способам
передвижения на лыжах, предусмотренным школьной программой. Обоснованное
применение указанных упражнений, а также правильное построение методики
обучения скользящему шагу с учетом физического развития позволят
предотвратить появление целого ряда ошибок, что очень важно при
Дальнейшем обучении школьников и совершенствовании техники передвижения
на лыжах.