Глава VI ОБЩИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В
ЛЫЖНОМ СПОРТЕ
Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика
Спортивная подготовка лыжника - это специализированный педагогический
процесс, направленный на достижение высоких результатов. Достижение
наивысших результатов - процесс длительный, путь от новичка до мастера
спорта в лыжных гонках занимает от 6 до 8 лет целенаправленной и
систематической подготовки.
Высокие результаты спортсмены в лыжных гонках начинают показывать с
21-22 лет, однако наивысшие достижения приходят, как правило, позднее,
обычно в 25-27-летнем возрасте. Весь процесс многолетней подготовки в
лыжных гонках представляет собой сложную систему, объединяющую основные
составные части -обучение, воспитание и тренировку.
В ходе обучения юные лыжники должны овладеть всем многообразием техники
способов передвижения на лыжах, изучить тактику лыжных гонок и овладеть
ею, приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки в
области спорта, гигиены занятий на лыжах и самоконтроля. Вместе с тем в
процессе обучения тренер должен привить школьникам умения, необходимые
для самостоятельных занятий на лыжах и инструкторские навыки.
В процессе воспитания осуществляется всестороннее и гармоничное развитие
личности спортсмена-лыжника - подготовка к труду, общественной
деятельности, службе в Российской Армии. Одной из важнейших задач
педагога является формирование высоких морально-волевых качеств,
необходимых в повседневной жизни и спортивной деятельности. В ходе
тренировки повышается уровень развития основных физических качеств и
функциональной подготовленности спортсменов-лыжников.
Основная цель системы подготовки в лыжном спорте - это достижение
высоких результатов в соответствии с динамикой возрастного развития и
закономерностями становления спортивного мастерства. В процессе
многолетней подготовки вся деятельность спортсмена подчинена достижению
наивысших результатов в лыжном спорте. В этом и заключается основное
отличие подготовки в лыжном спорте от различных форм занятий на лыжах,
где перед преподавателем стоят другие цели и в связи с этим решаются
другие задачи (например, в лыжной подготовке и в различных
физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятиях).
В ходе многолетней, систематической и целенаправленной подготовки
решаются самые разнообразные как общие, так и частные задачи. Главными
задачами являются: 1) воспитание высоких моральных и волевых качеств,
обеспечение формирования демократического мировоззрения, воспитание
патриотизма; 2) обеспечение высокого уровня здоровья и физического
совершенства, гармоничное развитие всех основных физических качеств; 3)
овладение техникой всех основных способов передвижения на лыжах; 4)
изучение и овладение тактикой лыжных гонок, достижение высокого уровня
развития специальных физических качеств применительно к лыжным гонкам;
5) изучение теории и методики лыжного спорта, приобретение знании в
области теории, гигиены, самоконтроля и психологии спортивной
деятельности.
Все эти важнейшие задачи распадаются на целый ряд частных задач. Общие и
частные задачи могут решаться параллельно и последовательно (как на
отдельных занятиях, так и в ходе многолетней подготовки) в зависимости
от возраста, уровня подготовленности, индивидуальных особенностей
лыжников-гонщиков и ряда других факторов.
Например, частные задачи общей физической подготовки (ОФП) решаются на
всех этапах годичного цикла и в многолетней подготовке параллельно с
задачами специальной физической подготовки (СФП), хотя соотношение
объема средств на оба вида меняется и в том и другом случае. Вместе с
тем на всех этапах подготовки той или иной задаче уделяется большее или
меньшее внимание. Так, у новичков большая часть времени обучения
отводится на усвоение нового материала, а у квалифицированных лыжников
основное внимание обращается на совершенствование техники способов
передвижения на лыжах. Подобным образом решаются и другие задачи.