ДЕЛЬТАПЛАН COMBAT-09 / COMBAT-09GT. РУКОВОДСВТО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (2011 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕЛЬТАПЛАН COMBAT-09 / COMBAT-09GT. РУКОВОДСВТО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ (2011 год)

 

 

 

Площадь крыла:_

Дата изготовления:

Серийный номер:

 

 

Руководство по эксплуатации дельтаплана Combat

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...........................................................................................................................4

Летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения..................................5

Сборка дельтаплана Combat из 4-метрового пакета.............................................................6

Разборка дельтаплана Combat в 4-метровый пакет...............................................................7

Сборка дельтаплана Combat................................................................................................7

Предполетный осмотр......................................................................................................12

Как положить на землю собранный Combat..........................................................................14

Взлет и выполнение полета...............................................................................................15

Скорость полета..............................................................................................................15

Аэробуксировка.................................................................................................................16

Использование полиспаста................................................................................................17

Посадка............................................................................................................................17

Советы по безопасности при полетах в болтанку...............................................................18

Полеты в дождь...............................................................................................................19

Разборка дельтаплана Combat...........................................................................................19

Снятие обшивки с каркаса и установка обшивки на каркас дельтаплана................................21

Обеспечение продольной устойчивости дельтаплана Combat...............................................23

Техническое обслуживание.................................................................................................23

Регулировка и облет дельтаплана.....................................................................................25

В завершение - несколько советов по безопасности............................................................29

Схемы..............................................................................................................................

 

 

ВВЕДЕНИЕ
Дельтаплан Combat 09 / Combat 09 GT (в дальнейшем Combat) разработки и производства ООО Аэрос - результат обширной программы, направленной на достижение высоких летных характеристик при обеспечении максимальной безопасности полета в сочетании с максимальной простотой конструкции.

Перед началом полетов на дельтаплане Combat внимательно изучите настоящее Руководство и убедитесь в том, что вы его правильно поняли. Детально ознакомьтесь с ограничениями, предупреждениями, инструкциями.
ПРИНЯТЫЕ СИМВОЛЫ И СОКРАЩЕНИЯ
РЭ руководство по эксплуатации
АПУ антипикирующее устройство

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ

В РЭ используются следующие определения, обозначающие предупреждения, предостережения и замечания:

ВНИМАНИЕ: ЗНАЧИТ, ЧТО НЕСОБЛЮДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИВОДИТ К НЕМЕДЛЕННОМУ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ УХУДШЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НЕСОБЛЮДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИВОДИТ К МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ УХУДШЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА

ПРИМЕЧАНИЕ: привлекает внимание к любому явлению, непосредственно не связанному с безопасностью, но важному или необычному.
ВНИМАНИЕ: В РЭ ДАНЫ ТОЛЬКО ПРИБОРНЫЕ СКОРОСТИ.

 

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ


Дельтаплан Combat - безмоторный летательный аппарат, предназначенный для планирующих и парящих полетов со стартом с ног. При соблюдении соответствующих процедур возможен метод старта с применением аэробуксировки.

Combat 09/Combat 09 GT

14.9

14.2

13.7

13.5

13.2

12.8

Площадь крыла, м2

14.9

14.2

13.7

13.5

13.2

12.8

Размах, м

10.7

10.7

10.35

10.7

10.35

10.0

Удлинение

7.7

8.06

7.9

8.5

8.05

7.8

Угол при вершине, 0

129-131

129-131

129-131

129-131

129-131

129-131

Опт. вес пилота в снаряжении, кг

105

100

90

90-100

85

75

Вес (без чехлов), кг*

35.8

35.0

34.5

35

34.0

33

Количество верхних лат

24

24

24

24

24

24

Количество нижних лат

6

6

6

6

6

6

Длина разобранного, м

4.15/5.9

4.15/5.9

4.1 /5.8

4.15/5.9

4.1 /5.8

4/5.6

Макс. расчетная перегрузка, G

+6/-3

+6/-3

+6/-3

+6/-3

+6/-3

+6/-3

Макс. скорость ветра, м/с

12

12

12

12

12

12

Мин. скорость с оптимальным весом пилота в снаряжении, км/ч

29-31

29-31

29-31

29-31

29-31

29-31

Макс. скорость с оптимальным весом пилота в снаряжении, км/ч

110+

110+

110+

110+

110+

110+

Мин. вес пилота в снаряжении, кг

90

85

75

75

70

65

Макс. вес пилота в снаряжении, кг

120

115

110

115

110

105

 

* Веса дельтапланов указаны без стабилизатора.


ВНИМАНИЕ: ПОЛЕТЫ НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ COMBAT 13.2 И COMBAT 13.5 РАЗРЕШАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО С УСТАНОВЛЕННЫМ СТАБИЛИЗАТОРОМ.

ВНИМАНИЕ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА ПИЛОТАМИ С НЕДОСТАТОЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ (ОБЩИЙ НАЛЕТ НА ДЕЛЬТАПЛАНАХ МЕНЕЕ 40 ЧАСОВ) ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

ВНИМАНИЕ: ДЕЛЬТАПЛАН Combat ЯВЛЯЕТСЯ НЕМАНЕВРЕННЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ

АППАРАТОМ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ И МАНЕВРОВ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ДЕЛЬТАПЛАНУ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

ВНИМАНИЕ: ДЕЛЬТАПЛАН Combat НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПОЛЕТОВ ПРИ УГЛАХ ТАНГАЖА, ПРЕВЫШАЮЩИХ 30° И УГЛАХ КРЕНА БОЛЕЕ 60°!

ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЕНИЕ ВОСХОДЯЩЕГО МАНЕВРА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ТИПА "ГОРКА” С ПОТЕРЕЙ СКОРОСТИ НИЖЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЙ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

ВНИМАНИЕ: ПРЕДНАМЕРЕННЫЙ ВВОД ДЕЛЬТАПЛАНА Combat В ШТОПОР ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

ВНИМАНИЕ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА В УСЛОВИЯХ СИЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ИЛИ ПОРЫВИСТОГО ВЕТРА ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПРИ НАЛИЧИИ УСЛОВИЙ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

ВНИМАНИЕ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА НА ЛЮБОМ ИЗ ЭТИХ РЕЖИМОВ МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО НАРУШИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, ПРИВЕСТИ К РАЗРУШЕНИЮ ДЕЛЬТАПЛАНА, ТРАВМАМ ИЛИ ГИБЕЛИ ПИЛОТА!

 

 

СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Combat ИЗ 4-МЕТРОВОГО ПАКЕТА


Положите дельтаплан в 4-метровом чехле на землю. Все работы по сборке и разборке должны производиться на чистой, не абразивной поверхности.

1. Откройте чехол, расстегните стяжные ленты. Извлеките латы, спидбар, боковые

трубы №3 и законцовки. Расположите дельтаплан таким образом, чтобы трапеция находилась

внизу.

Разверните обшивку вдоль передней кромки во всю длину. Присоедините боковые трубы №3 к боковым трубам №2 в соответствии с маркировкой: L (красн.) - левая, R (зелен.) -правая, как описано ниже. Маркировка нанесена на боковых трубах ближе к местам соединения и должна располагаться сверху.

Одновременно выполняйте работы только на одном полукрыле. Отклоните концевой АПУ вперед относительно крепления на боковой трубе №3. Вставьте боковую трубу №3 внутреннним краем в обшивку. Затем продвигайте трубу внутри обшивки таким образом, чтобы концевой АПУ вышел наружу обшивки через расстегнутую молнию концевого АПУ. Совместите торцы боковых труб №2 и №3, затем соедините их между собой, проворачивая при этом трубу №3 так, чтобы кнопки пружинного фиксатора полностью вышли наружу из верхнего и нижнего отверстий боковой трубы. После этого боковая труба №3 не проворачивается (рис.1).

2. Растяните обшивку вдоль передней кромки, установив ремень натяжения обшивки в паз пластиковой упорной шайбы на боковой трубе №3.

ПРИМЕЧАНИЕ: Саморезы крепления обшивки к передней части боковой трубы №1 должны быть сняты, в противном случае избыточное натяжение не позволит растянуть обшивку вдоль передней кромки.

Установите саморезы крепления обшивки на место после выполнения пунктов 1-8 раздела «Сборка дельтаплана Combat».

3. Зафиксируйте ремень натяжения обшивки к боковой трубе №3 с помощью репейников ремня натяжения обшивки.

ПРИМЕЧАНИЕ: При разведении полукрыльев со снятыми саморезами крепления обшивки, обратите внимание, чтобы ремень натяжения обшивки не вышел из паза пластиковой упорной шайбы.

4. Установите защитные чехлы на консоли.

Уложите латы в чехле в верхнюю носовую часть дельтаплана между обтекателями.

Установите стяжные ленты.

Уложите спидбар и законцовки между консолями в хвостовой части дельтаплана.

Оденьте чехол и застегните молнию (рис.2).

 

 

РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Combat В 4-МЕТРОВЫЙ ПАКЕТ

Процедура разборки дельтаплана в 4-метровый пакет является обратной процедуре сборки в 4-метровый пакет. Перед началом разборки внимательно ознакомьтесь с разделом «Сборка дельтаплана Combat из 4-метрового пакета», обратив особое внимание на часть, касающуюся установки боковой трубы №3.

1. Положите дельтаплан в 6-метровом чехле на землю, расстегните чехол, снимите

стяжные ленты, извлеките спидбар и законцовки. Снимите защитные чехлы с консолей. Молния концевого АПУ должна быть полностью расстегнута.

2. Убедитесь, что боковые трубы маркированы как правые и левые. При отсутствии маркировки, нанесите ее несмываемым маркером.

3. Открутите саморезы крепления обшивки к боковой трубе №1.

4. Расстегните репейник ремня натяжения обшивки и снимите ремень натяжения обшивки с упорной шайбы, установленной на боковой трубе №3.

Отклоните концевое АПУ вперед, Утопив кнопки пружинного фиксатора и перемещая боковую трубу №3 назад, отсоедините боковую трубу №3 от боковой трубы №2. Чтобы предохранить торцы боковых труб и обшивку от повреждений при транспортировке, оберните торцевые части труб защитным материалом.

5. Аккуратно сверните обшивку, начиная с задней кромки, и согните вокруг торцов

боковых труб №2 вперед. Стяните пакет стяжными лентами. Наденьте чехол более узкой частью к носу дельтаплана и застегните молнию (рис.З).
СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Combat

1. Положите дельтаплан в чехле на землю, хвостовой частью в сторону ветра, или под 90 градусов к ветру (при сильном ветре), молнией вверх.

2. Откройте молнию, расстегните 2 средние стяжные ленты, извлеките спидбар и законцовки из дельтаплана, а также, если имеется, хвостовое оперение.

3. Снимите защитные чехлы со спидбара и с нижних узлов трапеции. Установите

спидбар таким образом, чтобы выступающая часть спидбара была направлена вперед в направлении полета и зафиксируйте его с помощью быстроразъемных валиков - квик-пинов. Проденьте шнур полиспаста через фиксатор и завяжите узел на конце шнура (рис. 4).

 

 

 

 

4. Поднимите и установите дельтаплан на трапецию, выбрав для этого, по возможности, ровный участок земли. Снимите чехол и оставшиеся стяжные ленты. Извлеките чехол с латами из передней части дельтаплана. Разведите полукрылья почти полностью так, чтобы обшивка была несколько прослаблена, а дельтаплан опирался на землю килем и консолями.
5. Установите носики корневых лат в соответствующие отверстия в верхней части килевой трубы (рис. 5).
6. Установите кольцо нижних передних тросов на крюк, находящийся на нижней пластине носового узла. Убедитесь, что троса не перекручены (рис.6).
7. Извлеките латы из чехла и проверьте их попарно - правые и левые на симметричность, совмещая носовые участки лат и участки на расстоянии около 60% хорды. Расхождения не должны составлять более Змм по всей длине латы.

На латах нанесены метки: на правых латах - зеленые, на левых - красные. Нумерация лат - от корня, самые длинные - латы № 1.

Установите верхние латы в латкарманы, кроме 4-х наиболее коротких с каждой стороны (рис. 7). Убедившись, что латы вставлены до упора, установите хвостики лат в карманы на задней кромке обшивки как показано на рис. 8.

 

 

Для открытия или закрытия хвостика необходимо нажать на нижнюю часть хвостика, чтобы вывести замок хвостика из зацепления, как показано на рис. 9.
Устанавливайте латы, соблюдая осторожность, не прилагая чрезмерных усилий, чтобы не повредить латкарманы.

Никогда не устанавливайте верхние латы при сильной ветровой нагрузке на верхнюю поверхность и в других случаях, когда латы с усилием входят в латкарманы.

ВНИМАНИЕ! ПРОВЕРЯЙТЕ ЛАТЫ НА СООТВЕТСТВИЕ ШАБЛОНАМ ЛАТ НЕ РЕЖЕ ОДНОГО РАЗА В МЕСЯЦ.

8. Разведите полукрылья полностью. Убедитесь, что троса не перекручены и коуши тросов не заломлены.

В месте выхода килевой трубы из килевого кармана найдите ручку троса взвода поперечины и потяните ее вдоль килевой трубы в направлении из килевого кармана. Убедившись, что трос взвода поперечины не перекручен, взведите поперечину, установив скобу троса взвода поперечины на крюк (рис.10).

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ! РАССОЕДИНЕНИЕ ЭТОГО УЗЛА В ПОЛЕТЕ ПРИВЕДЕТ К ПОТЕРЕ ПОЛЕТНОЙ КОНФИГУРАЦИИ И РАЗРУШЕНИЮ ДЕЛЬТАПЛАНА, К ТРАВМАМ ИЛИ ГИБЕЛИ ПИЛОТА. НЕ ЗАКРЕПЛЯЙТЕ РУЧКУ ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ ЗА КРЮК ДАЖЕ ВРЕМЕННО.

9. Снимите защитные чехлы с консолей крыла и установите оставшиеся 4 латы на каждое полукрыло.

10. Установите упорные латы (рис. 11):

- поверните лату в месте шарнира на угол примерно 60°;

- заведите лату в обшивку так, чтобы изгиб латы был направлен в сторону боковой трубы №3;

- установите плоскую часть латы в угол между верхней и нижней поверхностью обшивки;

- несколько выпрямив упорную лату, установите противоположную сторону латы на крюк упорной латы, находящийся на боковой трубе №3;

- нажимайте на лату в месте шарнира в направлении корня крыла, чтобы лата полностью выпрямилась.

11. Установите нижние латы (рис. 12).


12. Установите корневые и концевые поддержки АПУ, попутно произведя предполетный осмотр следующих элементов (рис. 13):

- трос АПУ, детали АПУ и места их крепления;

- нижний боковой трос и боковой узел;

- убедитесь, что нервюры, расположенные внутри обшивки, полностью застегнуты.

 

ДОПОЛНЕНИЕ (к странице 10)

Начиная с серийного номера № 073.10, на дельтапланы устанавливаются новые, регулируемые на земле упорные латы. Новая упорная лата состоит из двух разъемных частей, одна крепится к боковой трубе №3, другая - к обшивке.

Для установки регулируемой упорной латы при сборке дельтаплана произведите следующие действия:

- поверните закрепленную на боковой трубе часть латы в месте шарнира на необходимый угол и соедините ее с другой частью, закрепленной в обшивке;

- нажмите на лату в месте шарнира в направлении корня крыла, чтобы лата полностью выпрямилась.

При разборке дельтаплана выполните описанную выше процедуру в обратной последовательности.

Упорная лата крепится к боковой трубе №3 с помощью ушкового болта, закрепленного на швеллере боковой трубы. Это позволяет регулировать натяжение упорной латы и устранять небольшую асимметрию дельтаплана. Например, чтобы устранить левый крен, увеличьте натяжение упорной латы на левом крыле и (или) уменьшите на правом. Для увеличения натяжения вращайте упорную лату против часовой стрелки, для уменьшения натяжения - по часовой.

ПРИМЕЧАНИЕ: избыточное натяжение упорных лат приводит к ухудшению управляемости.

 

 

Поверните каждую из поддержек АПУ относительно крепления на боковой трубе и установите внутрь обшивки по центру молнии АПУ. Закройте молнию АПУ, обеспечив тем самым фиксацию АПУ в рабочем положении (рис. 14).
13. Разверните качалку узла подцепа перпендикулярно килевой трубе и заправьте защитные прокладки вершины трапеции внутрь обшивки (рис. 15). Установите ремни подцепа в прорези. Застегните репейники прорезей петли подцепа, которые расположены на нижней поверхности сзади от петли подцепа. Застегните центральную молнию нижней обшивки (рис. 16).
14. Убедившись, что носовые латы установлены в соответствующие отверстия килевой трубы, установите носовой капот, пристегнув его с помощью застежек - «репейников» сначала к верхней поверхности крыла, а затем, натягивая нижние края капота назад, - к нижней поверхности (рис 17).

 

 

ВНИМАНИЕ! ОТСУТСТВИЕ НОСОВОГО КАПОТА КРЫЛА ПРИВОДИТ К РЕЗКОМУ УХУДШЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ. ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА С НЕУСТАНОВЛЕННЫМ КАПОТОМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

15. Установите пластиковые законцовки, для чего сначала вставьте переднюю часть законцовки между обшивкой и концевой частью боковой трубы (рис.18), затем вставьте законцовку внутрь обшивки, зафиксировав ее с помощью репейников (рис. 19).

ПРИМЕЧАНИЕ: Установку законцовок легче всего производить при 'А или полностью взведенном полиспасте.


16. Произведите предполетный осмотр дельтаплана в соответствии с разделом «Предполетный осмотр».


ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР

Произведите предполетный осмотр дельтаплана, во время которого тщательно осмотрите все болтовые соединения, наличие и состояние шплинтов и контровочных колец, застежки-«молнии».

ВНИМАНИЕ: ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ ПЕРЕД КАЖДЫМ ПОЛЕТОМ.
Вдоль левой передней кромки крыла

Проверьте расположение вставки в кармане обтекателя, она должна быть установлена полностью, без заломов. Если вставка установлена с заломами, необходимо отпустить 

 

ДОПОЛНЕНИЕ (к странице 12)



Дельтапланы Combat GT эксплуатируются со стабилизатором.

Для установки стабилизатора на дельтаплан:

1. Полностью соберите дельтаплан.

2. Извлеките стабилизатор из чехла. Соедините консоль стабилизатора с центропланом, установив сначала трубку лонжерона, а затем направляющую шпильку в районе задней кромки консоли в соответствующие отверстия центроплана. Убедитесь, что пружинные фиксаторы, находящиеся внутри лонжерона встали на место в соответствующих отверстиях на нижней поверхности центроплана.
3. Установите стабилизатор на килевую трубу так, чтобы пружинные фиксаторы на килевой трубе встали на место в соответствующих отверстиях центроплана стабилизатора (фото внизу слева).

ВНИМАНИЕ! СТАБИЛИЗАТОР ДОЛЖЕН БЫТЬ УСТАНОВЛЕН ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ПОПЕРЕЧНОЕ V И СТРЕЛОВИДНОСТЬ БЫЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ. УСТАНОВКА СТАБИЛИЗАТОРА ПО ДРУГОМУ ОПАСНА И ПРИВОДИТ К ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ УХУДШЕНИЮ ЛЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕЛЬТАПЛАНА.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если при установке стабилизатора на килевую трубу имеется люфт в соединении стабилизатор - килевая труба, мы рекомендуем обмотать килевую трубу полоской липкого дакрона или липкой ленты как показано на фото внизу справа.

 

 

поперечину, извлечь латы, при необходимости отпустить обшивку по боковой трубе и после этого расправить вставку.

Откройте молнию основного АПУ и, посмотрев внутрь, убедитесь, что:

- в соединении поперечина / пластина бокового узла / боковая труба все самоконтрящиеся гайки затянуты, боковой трос надежно закреплен между поперечиной и пластиной;

- коуши тросов не заломлены;

- на валиках трубки АПУ и троса АПУ контровочные кольца установлены (рис.20).



Концевая часть левого полукрыла



Предполетный осмотр концевой части левого крыла лучше производить перед установкой пластиковых законцовок.

Посмотрев внутрь крыла со стороны законцовки, убедитесь, что:

- упорная лата установлена правильно;

- ремень натяжения обшивки правильно установлен в паз пластиковой упорной шайбы на боковой трубе, а страховочный репейник застегнут вокруг боковой трубы (рис.21).


Вдоль задней кромки левого полукрыла



Убедитесь, что

- на обшивке вдоль задней кромки нет повреждений;

- все хвостики лат установлены в карманы на задней кромке и закрыты;

- поперечные латы опираются на соответствующие основные и концевые АПУ. Основные и концевые АПУ установлены правильно и молнии АПУ закрыты.

При взводе полиспаста поперечная лата перемещается относительно трубки АПУ назад. Убедитесь, что при полностью взведенном полиспасте поперечная лата не выходит за задний край трубки АПУ, в противном случае система АПУ не будет работать.

Задняя корневая часть крыла

ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СКОБА ТРОСА ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ УСТАНОВЛЕНА НА КРЮК ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ НА КИЛЕВОЙ ТРУБЕ, А ГАЙКА СКОБЫ ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ, НАХОДЯЩАЯСЯ ПОД НЕОПРЕНОВЫМ ЧЕХЛОМ, ЗАКРУЧЕНА ДО УПОРА!

Проверьте правильность проводки шнуров полиспаста - они не должны быть перекручены. Проверьте соединение задних тросов с килевой трубой и убедитесь, что коуш уздечки задних тросов установлен на валик, и на валике установлено контровочное кольцо.

Вдоль задней кромки правого полукрыла: также, как для задней кромки левого полукрыла.

Концевая часть правого полукрыла: так же, как для концевой части левого полукрыла.

Вдоль передней кромки правого полукрыла: так же, как для передней кромки левого полукрыла. 

 

Нижняя часть крыла в районе трапеции


Убедитесь, что стойки трапеции ровные, повреждений и деформаций не имеют.

ВНИМАНИЕ: ПОЛЕТЫ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ, ИМЕЮЩЕМ СТОЙКИ ТРАПЕЦИИ С ВМЯТИНАМИ, ИЗГИБАМИ ИЛИ ДРУГИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ!

Осмотрите все троса на предмет отсутствия повреждений, коррозии и износа, особое внимание обратите на боковые троса в местах заделок тросов. Убедитесь, что на тросах, в особенности это касается боковых тросов в местах крепления к деталям спидбара, коуши не заломлены.

Осмотрите узлы стоек трапеции, проверьте наличие контровочных колец на стойках трапеции. Убедитесь, что гайка центрального болта крепления трапеции к килевой трубе затянута до упора.

Расстегните центральную молнию.

Проверьте трос взвода поперечины по всей длине, особенно в районе переднего коуша на отсутствие излома, и в районе узла подцепа - на отсутствие повреждений.

Проверьте проводку полиспаста и убедитесь, что шнуры и блоки не перекручены и находятся в рабочем состоянии (рис.22).

Проверьте винты на скобах блоков полиспаста.

Проверьте работу полиспаста: начальные усилия при взводе должны быть небольшими и увеличиваться по мере взвода полиспаста. Отпускаться полиспаст должен плавно, без заеданий.

При взводе полиспаста поперечная лата перемещается относительно опоры АПУ назад. Убедитесь, что при полностью взведенном полиспасте поперечная лата не выходит за задний край опоры АПУ, в противном случае система АПУ работать не будет.

Проверьте центральный узел поперечины, все болтовые соединения, крепление троса взвода поперечины.

Осмотрите балки поперечины по всей длине на предмет отсутствия повреждений. Проверьте петлю подцепа - основную и страховочную, состояние лент и швов, пирамидку и качалку, состояние валиков и наличие контровочных колец.

ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ПОЛЕТОМ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВСЕ МОЛНИИ НА КРЫЛЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАСТЕГНУТЫ.
 

КАК ПОЛОЖИТЬ НА ЗЕМЛЮ СОБРАННЫЙ Combat

Собранный Combat можно положить на землю следующим образом:

1. Установите дельтаплан носом против ветра.

2. Снимите носовой капот с дельтаплана.

 

 

3. Отсоедините передние троса.
4. Положите дельтаплан на землю.

5. Для уменьшения нагрузки на боковые троса, приподнимите килевую трубу в районе

задней кромки крыла приблизительно на 0,5м над землей и, удерживая ее в этом положении, отпустите поперечину, сняв скобу взвода поперечины с крюка.

Чтобы поставить дельтаплан на трапецию необходимо выполнить описанную выше процедуру в обратной последовательности.


ВЗЛЕТ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА



ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ НАДЕНЬТЕ ПОДВЕСКУ И ПОДЦЕПИТЕСЬ К ДЕЛЬТАПЛАНУ,

ПОСЛЕ ЧЕГО ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОДЦЕПКИ К ДЕЛЬТАПЛАНУ, ПОВИСНУВ В ПОДВЕСКЕ В ПОЛЕТНОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ПРИМЕЧАНИЕ: Мы рекомендуем выбирать такую длину фала подцепа подвески (или петли

подцепа дельтаплана), чтобы в полетном положении расстояние от спидбара до груди пилота было как можно меньше - это увеличит эффективность управления дельтапланом.

1. Если ветер порывистый или его скорость больше 7 м/с, необходимо наличие выпускающего на передних тросах, а при необходимости, также и на одном или обоих боковых тросах. Перед взлетом оговорите сигналы между Вами и выпускающим(и) - они должны быть однозначными и понятными для всех. Проверьте подцепку к дельтаплану непосредственно перед взлетом. Угол, с которым Вы удерживаете дельтаплан на старте, будет зависеть от силы ветра и крутизны склона в районе старта.

2. Начинать разбег необходимо с небольшим положительным углом атаки. Разбег дожжен быть энергичным, с ускорением. От начала разбега и до отрыва необходимо постоянно сохранять контакт плеч со стойками трапеции. После отрыва необходимо немного подобрать трапецию на себя, чтобы не допустить сваливания.

3. Летные характеристики дельтаплана Combat типичные для спортивного дельтаплана. Первые полеты рекомендуется выполнять в хорошую погоду и в знакомом для полетов месте - это позволит Вам быстрее привыкнуть к особенностям пилотирования нового дельтаплана.

4. Мы рекомендуем взлетать с полностью отпущенным полиспастом, или немного взведенным, но не более V* хода.

ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЗЛЕТАТЬ, ЕСЛИ ОБШИВКА ДЕЛЬТАПЛАНА, В ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДНЯЯ КРОМКА МОКРАЯ, ПОКРЫТА СНЕГОМ ИЛИ ЛЬДОМ, ТАК КАК ПРИ ЭТОМ ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ СКОРОСТЬ СВАЛИВАНИЯ.

ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЗВОДИТЬ ПОЛИСПАСТ БОЛЕЕ У2 ХОДА ДЛЯ ВЗЛЕТА, ТАК КАК ПРИ ЭТОМ БАЛАНСИРОВОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУЧКИ СМЕЩАЕТСЯ НАЗАД, А СРЫВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ ЭТОМ УХУДШАЮТСЯ. ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ВЗВОДА ПОЛИСПАСТА УХУДШАЕТСЯ ТАКЖЕ УПРАВЛЯЕМОСТЬ.


СКОРОСТЬ ПОЛЕТА



Балансировочная скорость для Combat с отпущенным полиспастом 33 - 35 км/час. Этой скорости соответствует положение спидбара перед лицом пилота.

Балансировочная скорость при взведенном полиспасте - 38 - 45 км/час, в зависимости от угла установки АПУ. Этой скорости соответствует положение спидбара на уровне шеи или плеч пилота. По мере взвода полиспаста, усилия по крену на ручке управления увеличиваются и управляемость ухудшается.

ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ АПУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ

БАЛАНСИРОВОЧНАЯ СКОРОСТЬ ДЕЛЬТАПЛАНА ПРИ ВЗВЕДЕННОМ ПОЛИСПАСТЕ БЫЛА БОЛЕЕ 50 КМ/ЧАС, ДЕЛЬТАПЛАН ПРИ ЭТОМ СТАНОВИТСЯ НЕУСТОЙЧИВЫМ ПО ТАНГАЖУ.

 

 

Скорость сваливания в прямолинейном полете для Combat 30 - 31 км/час. При отдаче ручки до достижения скорости сваливания усилия на ручке постоянно возрастают, дельтаплан продолжает некоторое время лететь по прямой с увеличением вертикальной скорости, после достижения скорости сваливания - опускает нос и набирает скорость.

Максимально допустимая скорость полета в спокойной атмосфере для Combat равна 120 км/час.

Во всем диапазоне эксплуатационных скоростей Combat обладает достаточной путевой устойчивостью и не имеет тенденции к рысканию или раскачке. При взводе полиспаста усилие на ручке по тангажу уменьшается пропорционально взводу полиспаста. При разгоне усилие по тангажу постоянно увеличивается: от почти нулевого на скорости близкой к балансировочной, до максимального на максимально допустимой скорости.


АЭРОБУКСИРОВКА



Скорость буксировки должна быть в пределах 55 - 65 км/час.

Перед взлетом оговорите с пилотом буксировщика сигналы, подаваемые для готовности, взлета и отцепки.

При аэробуксировке мы рекомендуем перед взлетом взвести полиспаст дельтаплана на 1/4 - 1/3 хода. Такой взвод полиспаста позволит уменьшить усилия на ручке управления по тангажу, при этом управляемость ухудшится незначительно. При большем взводе полиспаста дальнейшее ухудшение управляемости может привести к невозможности парировать отклонения по курсу и сохранять прямолинейный полет за буксировщиком.

ВНИМАНИЕ: ИЗЛИШЕК ШНУРА ВЗВОДА ПОЛИСПАСТА ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАФИКСИРОВАН НА ТРАПЕЦИИ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ИСКЛЮЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗА СТАРТОВУЮ ТЕЛЕЖКУ ВО ВРЕМЯ ВЗЛЕТА. ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВСЕ ШНУРЫ ПОДВЕСКИ СПРЯТАНЫ ВНУТРИ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗА СТАРТОВУЮ ТЕЛЕЖКУ ИСКЛЮЧЕНА.

Высота опоры килевой трубы на стартовой тележке должна быть отрегулирована таким образом, чтобы угол между килевой трубой дельтаплана и горизонтом составлял приблизительно 18-20 градусов (для дельтаплана Combat).

Если регулировка опоры невозможна, а угол килевой трубы к горизонту больше 20 градусов, отрыв произойдет на малой скорости, на которой эффективное управление по крену затруднено. Вследствие этого, тенденция к отрыву с креном увеличивается. В некоторой степени этого можно избежать, если переместиться вперед внутри трапеции до положения спидбара ниже уровня плеч, крепко удерживая страховочный шнур тележки. При достижении дельтапланом скорости, необходимой для отрыва от тележки, нужно отпустить страховочный шнур тележки и слегка сместить свой вес назад, чтобы дельтаплан оторвался от тележки. Сразу же после отрыва необходимо подобрать ручку на себя и перевести дельтаплан в горизонтальное выдерживание на высоте 1.5-2 м над землей. На этой высоте производится разгон дельтаплана до момента отрыва буксировщика.

Во время буксировочного полета необходимо держаться в хвост буксировщику, крыло буксировщика при этом должно проецироваться на линию горизонта.

Техника пилотирования в буксировочном полете при наборе высоты напоминает технику пилотирования в обычном полете на большой скорости: как по крену, так и по тангажу дельтаплан управляется энергичными кратковременными двойными движениями, с последующим энергичным перемещением ручки управления в нейтральное положение. При управлении по крену не ждите ответной реакции дельтаплана на управляющее воздействие, иначе это может привести к раскачке. В большинстве случаев для исправления крена эффективнее совершить несколько кратковременных перемещений с возвращением каждый раз в нейтральное положение, чем одно продолжительное.

При прохождении через восходящие и нисходящие потоки буксировщик попадает в них раньше. Поэтому старайтесь реагировать на все перемещения буксировщика относительно горизонта с упреждением, кратковременно отдавая ручку при подъеме буксировщика и прибирая при спуске.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ (к странице 16)

ВНИМАНИЕ: ВЗЛЕТ ДЕЛЬТАПЛАНА СО СТАБИЛИЗАТОРОМ С ТЕЛЕЖКИ, ИМЕЮЩЕЙ V-ОБРАЗНУЮ ОПОРУ ДЛЯ КИЛЕВОЙ ТРУБЫ, ЯВЛЯЕТСЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ.

Когда килевая труба дельтаплана со стабилизатором находится глубоко на ремнях опоры, то во время старта стабилизатор может задеть (скорее всего - заденет) края опор, т.к. они находятся выше стабилизатора.

Килевая труба на взлете отделяется от опоры одновременно со сходом спидбара с тележки. Если углубление под килевую трубу в опоре будет достаточно большим, стабилизатор заденет края опоры, что приведет к немедленному опусканию носа дельтаплана и к аварии. У нас никогда не возникало такой проблемы, так как глубина углубления под килевую трубу в задней опоре тележки производства Аэрос сопоставима с диаметром килевой трубы.

Поэтому, мы рекомендуем использовать для старта только те тележки, у которых глубина углубления под килевую трубу в задней опоре тележки не больше диаметра килевой трубы. 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИСПАСТА



Полиспаст дельтаплана Combat состоит из системы блоков и шнуров, расположенных в районе между центральным узлом поперечины и узлом подцепа, и обеспечивает работу полиспаста в широком диапазоне перемещений при минимальных усилиях, прилагаемых пилотом. Полный ход полиспаста позволяет изменять угол при вершине каркаса в диапазоне более, чем 2 градуса. При взводе полиспаста увеличивается натяжение обшивки по размаху крыла, которое передается от каркаса к обшивке. В результате уменьшается крутка крыла, что способствует увеличению аэродинамического качества, при этом ухудшается управляемость.

Полиспаст взводится путем вытягивания шнура полиспаста с последующим его закреплением в зажиме, расположенном на спидбаре.

При полностью отпущенном полиспасте управляемость дельтаплана наилучшая.

В диапазоне между полностью отпущенным и наполовину взведенным полиспастом дельтаплан имеет хорошую управляемость, что позволяет использовать эти режимы для набора высоты в потоках.

При взводе полиспаста более чем наполовину, усилия при управлении по крену значительно возрастают, а дельтаплан становится более инертным. Эти положения полиспаста рекомендуется использовать при полетах по прямой на достаточном удалении от земли и от других дельтапланов. Срывные характеристики дельтаплана по мере взвода полиспаста ухудшаются, т. е. при выполнении разворотов на скорости меньше эволютивной, достаточно небольшой отдачи трапеции от себя, чтобы наступило сваливание.

ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЕНИЕ ШТОПОРА НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ Combat ЗАПРЕЩАЕТСЯ.


ПОСАДКА



В отсутствие болтанки заход на посадку лучше всего производить так, чтобы на заключительной прямой, выполняющейся против ветра, скорость планирования была на несколько километров в час больше наивыгоднейшей скорости.

При слабом ветре и отсутствии болтанки посадка на ограниченную площадку или на площадку, имеющую небольшой отрицательный уклон выполняется на скорости минимального снижения. При заходе на большей скорости на площадку можно просто не попасть.

При скорости ветра меньше, чем 5 км/ч посадку на площадку, имеющую отрицательный уклон более 10 :1, рекомендуется производить с попутным ветром в контрсклон или с боковым ветром вдоль склона.

Для пилотов, имеющих небольшой опыт полетов, посадки на ограниченные площадки, посадки, требующие маневрирования между препятствиями, посадки с попутным или боковым ветром не рекомендуются.

Расчет на посадку может производиться различными способами:

- разворотом на 90° (его разновидность - заход с вытянутой спирали);

- разворотом на 180°;

- с прямой.

Самый распространенным, позволяющим наиболее точно произвести расчет, является расчет разворотом на 90°. Прямая перед разворотом на 90° (крайним разворотом) является расчетной, при полете по ней производится грубый расчет на посадку. При правильном расчете, по мере подлета к крайнему развороту, возникаемый угол визирования на место приземления не изменяется. При расчете с перелетом угол визирования увеличивается, при недолете уменьшается. При недолете нужно несколько довернуть в сторону посадочной площадки, при перелете - от нее.

Необходимо помнить, что расчет на посадку на дельтаплане нужно производить так, чтобы был запас высоты, который может потребоваться для исправления расчета после крайнего разворота. При заходе рекомендуется использовать полиспаст в диапазоне от полностью отпущенного до взведенного на 1/2. Полностью отпущенный полиспаст уменьшает аэродинамическое качество и обеспечивает максимальную управляемость, позволяя произвести более точный расчет при посадке в цель или на ограниченную площадку. Но дельтаплан с отпущенным полиспастом тяжелее сорвать на посадке. Учитывая это, в отсутствие сильного ветра и турбулентности, при полете с большой нагрузкой на крыло или при посадке на большой высоте относительно уровня моря рекомендуется перед посадкой взводить полиспаст в диапазоне 1/3 - 1/2 или более.

При полностью отпущенном полиспасте дельтаплан достаточно чувствительный при управлении по крену, поэтому у пилотов с малым опытом могут появиться проблемы с удержанием дельтаплана в прямолинейном полете при заходе. Чтобы избежать раскачки, необходимо

 

 

выдерживать воздушную скорость постоянной, контролируя точку выравнивания путем заблаговременного внесения корректировки в траекторию планирования. На выбор посадочной скорости влияет ветер и наличие турбулентности - при более сильном ветре и большей турбулентности держите большую скорость. Но в любом случае на конечном этапе захода на посадку необходимо выдерживать постоянную скорость.

Правильность посадочного расчета определяется визированием на точку выравнивания. Убедившись, что траектория планирования приведет дельтаплан в ожидаемую точку выравнивания, продолжайте планирование, контролируя скорость, изменение высоты полета, постоянство угла планирования, отсутствие крена и сноса. На высоте около 1.5 метра над землей (высота от земли до спидбара) выровняйте дельтаплан. Чтобы погасить скорость, выдерживайте высоту полета около 1.5 метра над землей, плавно отклоняя трапецию от себя соразмерно уменьшению скорости.

Положение пилота после выравнивания должно быть ближе к вертикальному. Стойки трапеции следует держать на уровне плеч.

Некоторые пилоты делают ошибку, стараясь перейти в максимально вертикальное положение в подвеске - в этом случае уменьшается эффективность управления по крену. Положение рук на стойках должно быть на ширине плеч и стойки необходимо держать на высоте плеч (рис. 23).
Трапеция должна только легко удерживаться, ни в коем случае не опирайтесь на трапецию, весь Ваш вес должен полностью восприниматься подвеской. (Если используемая подвеска не позволяет висеть в полувертикальном положении без того, чтобы опираться руками на трапецию, произвести хорошую посадку будет значительно труднее).



СОВЕТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЕТАХ В БОЛТАНКУ



Ввиду отсутствия горизонтального оперения, продольная устойчивость дельтаплана ниже, чем летательного аппарата классической схемы. Одной из основных задач при проектировании Combat было увеличение продольной устойчивости с помощью жесткой системы АПУ с компенсируемыми основными АПУ. После установки стабилизатора на Combat 09, продольная устойчивость дельтаплана значительно возросла, что позволило уменьшить углы установки АПУ, сохранив при этом требуемый продольный момент. Тем не менее, при попадании в условия сильной турбулентности, опасность кувырка хоть и в гораздо меньшей степени, но все-таки существует. Поэтому важно, чтобы пилот обладал знаниями, позволяющими опасность кувырка свести к минимуму.

Много кувырков происходит в результате потери скорости при полетах в болтанку. При входе в сильный поток нос дельтаплана поднимается, и даже если пилот удерживает трапецию в нужном положении (в районе груди или ниже), дельтаплан все равно увеличивает угол тангажа и переходит в набор с последующей быстрой потерей скорости. В этот момент, если дельтаплан попадет в сильный нисходящий поток, возможно быстрое опускание носа с последующим кувырком. Поэтому, при полетах в болтанку необходимо иметь запас скорости и своевременно увеличивать скорость при увеличении угла тангажа. Очень важно крепко удерживать спидбар возле груди или несколько ниже. При возникновении нулевой или отрицательной перегрузки стараться удержать спидбар как можно ближе к груди, сохраняя переднюю центровку, что значительно повышает безопасность полета.

Ввиду наличия компенсируемых основных АПУ, дельтаплан обладает максимальной продольной устойчивостью при полностью отпущенном полиспасте. Поэтому, при попадании в сильную 

 

болтанку необходимо установить полипаст в положение от полностью отпущенного до % взвода. Лучше сделать это заблаговременно, еще до попадания в болтанку.


ПОЛЕТЫ В ДОЖДЬ



Полеты в дождь представляют определенную опасность, так как срывные характеристики дельтаплана значительно ухудшаются. Поэтому полеты в условиях дождя не рекомендуются.

Если вероятность дождя в полете велика, рекомендуется перед взлетом протереть верхнюю поверхность дельтаплана, особенно обтекатель, мыльным раствором шампуни или жидкости для мытья посуды. Это на некоторое время уменьшит интенсивность образования дождевых капель на верхней поверхности. Если все-таки попадания в дождь избежать не удалось, необходимо выдерживать воздушную скорость как минимум на 10-15км\ч больше скорости сваливания. Старайтесь избегать каких-либо маневров возле земли. При заходе на посадку держите скорость на 10 км/ч больше чем обычно и будьте готовы, чтобы достаточно агрессивно отдать трапецию от себя после выравнивания. Запрещается взлетать, если обшивка дельтаплана мокрая.


РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛЛАНА Combat



Процедура разборки дельтаплана Combat является противоположной процедуре сборки.

1. Отпустите полиспаст. Снимите приборы. Снимите носовой капот.

2. Извлеките нижние латы. Расстегните молнии всех 4-х АПУ и извлеките все поддержки АПУ из обшивки наружу. Извлеките упорные латы, а затем по 4 наиболее короткие верхние латы с каждого полукрыла. Сверните концевую часть обшивки и установите защитные чехлы как показано на рис. 24.

3. Отпустите трос взвода поперечины и чуть-чуть сведите крылья.

4. Откройте центральную молнию нижней поверхности. Расстегните репейники прорезей петли подцепа, находящиеся сзади от петли подцепа на нижней поверхности и извлеките петлю подцепа из прорезей. Извлеките защитные прокладки вершины трапеции наружу из двойной обшивки (рис. 25).


5. Извлеките оставшиеся верхние латы, за исключением лат №1. Упоры лат №1 извлеките из карманов задней кромки. Сложите все латы в чехол для лат.

6. Сведите полукрылья.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ПРИ СВЕДЕНИИ ПОЛУКРЫЛЬЕВ СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ СКОБА ТРОСА ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ НЕ ЗАЦЕПИЛАСЬ ЗА ОБШИВКУ НА ВХОДЕ В КИЛЕВОЙ КАРМАН.

7. Отсоедините передние троса с крюка на носовом узле.

 

 

8. Сведите полукрылья полностью к килевой трубе, вытягивая и разворачивая часть обшивки, оказавшейся в результате сведения полукрыльев между боковой и килевой трубой наружу, через верх обтекателя. Снимите защитные чехлы с концевых частей крыла. Когда полукрылья сведены, извлеките носики килевых лат из гнезд в передней части килевой трубы. Установите защитные чехлы на заднюю часть килевой трубы и на узел соединения задних тросов с килевой трубой.

9. Убедившись, что молнии АПУ расстегнуты полностью, проверните основные и концевые АПУ назад, чтобы они легли параллельно боковой трубе.

10. Расправьте обшивку по всей длине. Аккуратно сверните обшивку, начиная с передней части, сворачивая параллельно задней кромке передней части, а затем остальной части обшивки (рис.26).

Старайтесь сворачивать обшивку аккуратно, без морщин. Не пытайтесь уложить обшивку между обтекателем и боковой трубой, если чувствуете сопротивление. Не затягивайте стяжные ленты слишком туго, чтобы не сминать обтекатель. Всегда старайтесь подкладывать снятые защитные чехлы под концевые части крыла после сведения полукрыльев, чтобы не загрязнить или не повредить обшивку.

11. Свернув обшивку, установите защитные чехлы на концевые части крыла.

12. Установите стяжные ленты на дельтаплан. Сначала установите стяжную ленту в районе боковых узлов, пропустив ее над килевой трубой, - таким образом, вершина трапеции несколько опустится относительно боковых труб, что предохранит обшивку от возможных повреждений в этом месте.

13. Положите чехол с латами в носовую часть дельтаплана между обтекателями. Установите оставшиеся стяжные ленты. Вставьте носовой капот под стяжную ленту в носовой части дельтаплана (рис. 27).
14. Наденьте 6-метровый чехол. Положите дельтаплан в чехле на землю.
15. Отсоедините спидбар. Установите защитный чехол на нижние узлы стоек трапеции. Расправьте троса и уложите их между стойками трапеции. Уложите стойки трапеции в дельтаплан между боковыми трубами, временно сняв стяжную ленту, установленную в районе боковых узлов. Аккуратно вложите троса внутрь пакета, вытянув их вперед вдоль трапеции (рис. 28). Наденьте защитный чехол на спидбар и положите в заднюю часть дельтаплана между боковыми трубами. Туда же положите пластиковые законцовки в чехлах

 

 

16. Застегните молнию чехла. Теперь дельтаплан готов для транспортировки.
 

СНЯТИЕ ОБШИВКИ С КАРКАСА И УСТАНОВКА ОБШИВКИ НА КАРКАС ДЕЛЬТАПЛАНА



Многие работы по обслуживанию и ремонту дельтаплана требуют снятия обшивки с каркаса. Внимательно прочитайте и следуйте этим инструкциям в процессе выполнения работ по снятию и установке обшивки на каркас.



СНЯТИЕ ОБШИВКИ С КАРКАСА



Для этого необходима чистая ровная неабразивная поверхность размером 2м на 10м. Если поверхность абразивная, необходимо постелить брезент или быть особенно осторожным, чтобы не повредить обшивку.

1. Положите дельтаплан молнией вверх, расстегните и снимите чехол. Снимите стяжные ленты, извлеките латы, спидбар и законцовки. Снимите защитные чехлы с трапеции и килевой трубы. Переверните дельтаплан таким образом, чтобы трапеция находилась внизу.

2. Слегка разведите полукрылья. Извлеките корневые латы из обшивки. Выкрутите саморезы крепления обшивки к боковой трубе в районе носового узла. Расстегните репейники ремня натяжения обшивки и снимите ремень натяжения обшивки из паза пластиковой упорной шайбы на боковых трубах №3.

3. Установите подставку или стул под носовую часть дельтаплана.

4. Выкрутите саморез крепления ремня килевого кармана к килевой трубе. Отсоедините задние троса от килевой трубы.

5. Отсоедините вершину трапеции от килевой трубы. Отсоедините пирамидку узла подцепа вместе с качалкой и петлей подцепа от килевой трубы и продвиньте ее немного вперед, вдоль килевой трубы.

6. С помощью приспособления аккуратно, чтобы не повредить торцы, извлеките втулки крепления бокового троса из нижних узлов трапеции (выбиваются по полету). Снимите боковые троса, не отсоединяя их от боковых узлов, проденьте троса в отверстия для боковых тросов внутрь обшивки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все крепежные детали в процессе разборки должны быть установлены на каркасе, сохраняя их ориентацию.

7. Продвиньте обшивку немного вперед и выведите носовой узел каркаса из носового отверстия обшивки наружу. Центральная молния при этом должна быть полностью расстегнута. Теперь аккуратно извлеките весь каркас из обшивки через полностью расстегнутую центральную молнию. Если почувствуете сопротивление движению, приостановитесь и найдите, за что зацепился каркас.

8. Если Вы будете отправлять обшивку для ремонта, извлеките из карманов обтекателя вставки и поперечные латы из латкарманов.

 

 

9. Перед тем как отправлять обшивку на ремонт, аккуратно сверните и тщательно упакуйте ее. Обязательно вложите список работ, которые необходимо произвести, а также Ваше имя и контактные реквизиты.



УСТАНОВКА ОБШИВКИ НА КАРКАС



1. Установите вставки в карманы обтекателя, ориентируясь по изгибу вставок. Разрезы на вставках должны располагаться спереди и быть направлены вниз. При установке вставок контролируйте их движение по карману обтекателя, следите, чтобы не образовывались загибы. Наиболее просто установить вставки в карман можно с помощью длинной трубки, которая, упираясь в специальный карман на конце вставки, позволит продвинуть ее в обтекатель. Вставки не должны быть установлены слишком глубоко в карманы. Правильно установленные вставки должны повторять профиль обтекателя при виде сбоку.

2. Установите поперечные латы.

3. Расположите обшивку на полу килевым карманом вниз, передняя кромка обшивки должна располагаться вдоль килевой трубы, обтекателями вверх.

4. Проще всего надевать обшивку, когда боковые трубы №3 установлены на каркас.

5. Временно привяжите концы поддержек АПУ к боковой трубе.

6. Расположите каркас так, чтобы верхняя пластина носового узла была вверху, и совместите концы боковых труб №3 с носовым отверстием на обшивке. Аккуратно продвигайте каркас внутрь обшивки через полностью расстегнутую центральную молнию так, чтобы боковые трубы скользили вдоль карманов обтекателя. Следите, чтобы элементы каркаса не зацепились за обшивку или нервюры обшивки, а боковые трубы проходили спереди внутренних репейников и нервюр. Не забудьте вовремя вставить килевую трубу в килевой карман.

7. Когда каркас продвинется в обшивке настолько, что поддержки АПУ сравняются с соответствующими молниями АПУ, отвяжите АПУ от боковых труб и извлеките наружу из обшивки.

8. Продолжайте продвигать каркас в обшивку до тех пор, пока не станет возможным продеть носовой узел каркаса в носовое отверстие обшивки.

9. Установите ремень натяжения обшивки в паз пластиковой упорной шайбы на боковой трубе №3, и зафиксируйте его к боковой трубе №3 с помощью репейников ремня натяжения обшивки (см. раздел «Сборка дельтаплана Combat из 4-метрового пакета».

10. Прикрутите саморезом ремень крепления килевого кармана к килевой трубе. Присоедините задние троса к килевой трубе.

11. Установите пирамидку узла подцепа вместе с качалкой и петлей подцепа на килевую трубу. Проверьте правильность проводки шнуров полиспаста и троса взвода поперечины.

12. Проденьте боковые троса в отверстия для боковых тросов и выведите их наружу из обшивки. Закрепите троса с помощью втулок крепления боковых тросов к нижним узлам трапеции (втулка устанавливается неразвальцованной стороной в узел спереди). Убедитесь, что троса не перекручены вокруг боковой трубы или поперечины, коуши не заломлены.

13.Соедините вершину трапеции с килевой трубой.

14. Поставьте дельтаплан на трапецию.

15. Осторожно, чтобы не порвать обшивку в районе носового отверстия, разведите полукрылья.

ВНИМАНИЕ: КОГДА РАЗВОДИТЕ ПОЛУКРЫЛЬЯ С ОБШИВКОЙ, КОТОРАЯ НЕЗАФИКСИРОВАНА САМОРЕЗАМИ К БОКОВЫМ ТРУБАМ В РАЙОНЕ НОСОВОГО УЗЛА, УБЕДИТЕСЬ, ЧТО РЕМНИ НАТЯЖЕНИЯ ОБШИВКИ УСТАНОВЛЕНЫ В ПАЗ УПОРНОЙ ШАЙБЫ НА БОКОВОЙ ТРУБЕ №3 И ЗАФИКСИРОВАНЫ С ПОМОЩЬЮ РЕПЕЙНИКОВ.

16. Закончите сборку дельтаплана как описано в разделе «Сборка дельтаплана Combat».

 

 

ВНИМАНИЕ: ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ СБОРКИ ДЕЛЬТАПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТАМИ 1

- 8 РАЗДЕЛА «СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Combat», УСТАНОВИТЕ САМОРЕЗЫ КРЕПЛЕНИЯ ОБШИВКИ К ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТИ БОКОВОЙ ТРУБЫ №1.
17. Произведите тщательный осмотр дельтаплана в соответствии с разделом «Предполетный осмотр».



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЛЬТАПЛАНА “Combat”



Продольная устойчивость дельтаплана “Combat" обеспечивается следующим образом:

- Сочетанием угла стреловидности и распределением крутки по размаху;

- S-образностью профиля в корневой части крыла;

- Основными и концевыми поддержками АПУ и высотами, на которых они поддерживают заднюю кромку крыла;

- Формой лат, а также внутренними нервюрами и репейниками, обеспечивающими заданный профиль.

Правильные установочные углы основных и концевых АПУ и их правильная установка необходимы для обеспечения продольной устойчивости дельтаплана, особенно на малых углах атаки.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ



В этом разделе содержится рекомендованный график регламентных работ. Ни один из пунктов этого раздела не заменяет обязательный предполетный осмотр и не отменяет немедленный ремонт элементов конструкции, которые нуждаются в нем. Ваш дельтаплан должен полностью соответствовать требованиям безопасности в каждом полете. Все резьбовые соединения должны быть затянуты, контровочные кольца установлены. Любые несоответствия дельтаплана требованиям норм летной годности недопустимы. Если у Вас возник вопрос о необходимости замены или ремонта какой-либо части Вашего дельтаплана, обратитесь к Вашему дилеру или непосредственно в Аэрос. Например, не всегда может быть очевидно, какие моменты в обслуживании заслуживают внимания, а какими можно пренебречь. Незначительные вмятины в ненагруженных местах каркаса могут не нуждаться в срочном ремонте, но однажды заломленный трос разорвется очень быстро и, поэтому, нуждается в немедленной замене.

Мы рекомендуем, чтобы все регламентные работы выполнялись дилером Аэроса.

КАЖДЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ

1. Проверьте высоты основных и концевых АПУ как описано в разделе «Измерение высот АПУ». Осмотрите трубки АПУ, троса АПУ, места их крепления и крепежные элементы. Если АПУ подвергались нерасчетным нагрузкам, возможна остаточная деформация тросов и трубок АПУ.

2. Сверьте латы с шаблонами лат. Если расхождения составляют 5 мм и более, подогните латы в соответствие с шаблонами.

3. Если Вы летаете в условиях, где много песка и пыли, протирайте латы ветошью перед установкой. Это значительно продлит срок службы латкарманов обшивки дельтаплана.

4. Произведите полный осмотр дельтаплана и замените изношенные элементы конструкции. Особое внимание уделите тросам. При наличии заломов, признаков коррозии или износа - троса необходимо заменить.

5. Проверьте усилие затяжки всех резьбовых соединений, наличие и правильность установки контровок. Проверьте крепежные детали и узлы крепления на отсутствие повреждений, а отверстия в трубах - на отсутствие эллипсности.

6. Проверьте обшивку на отсутствие потертостей, разрывов, повреждений вследствие воздействия ультрафиолета, повреждений швов и т.д.

7. Обработайте килевую трубу в месте движения центрального узла поперечины с помощью силиконового спрея. Этим же спреем обработайте все молнии, а также латы перед установкой их в латкарманы. Вытрите излишки силикона, чтобы избежать загрязнения обшивки впоследствии. Не используйте другие виды смазок.

 

КАЖДЫЙ ГОД

В дополнение к пунктам, перечисленным в разделе «Каждые 6 месяцев», выполните следующие процедуры:

 

1. Снимите обшивку и разберите каркас. Проверьте все элементы каркаса на отсутствие повреждений. Проверьте трубы каркаса на отсутствие изгибов и вмятин и на отсутствие коррозии.

2. Проверьте общее состояние обшивки, состояние латкарманов, ремней крепления обшивки к боковой трубе, места пришива килевого кармана.

3. Замените боковые троса и петлю подцепа.

4. Замените шнуры полиспаста.

5. Снимите поперечные латы и проверьте их на отсутствие повреждений.



ОСОБЫЕ СЛУЧАИ



1. После каждой грубой посадки или поломки дельтаплана необходимо произвести осмотр в соответствие с разделом «Каждый год», чтобы убедиться, что все повреждения обнаружены.

После каждой грубой посадки с ударом носового узла о землю необходимо осмотреть носовой узел, килевую трубу, стойки и узлы трапеции, а также узел крепления трапеции к килевой трубе и центральный болт - он не должен быть изогнут.

Поврежденные детали необходимо заменить.

Грубые посадки могут служить причиной высоких нагрузок на АПУ и поперечные латы, поэтому они также нуждаются в тщательном осмотре.

2. Мокрый дельтаплан перед хранением обязательно должен быть высушен. Не оставляйте дельтаплан мокрым дольше, чем на один день.

3. Избегайте обледенения дельтаплана, особенно его передней кромки, в холодное время года.

4. При полетах на берегу моря в сильный ветер наличие мельчайших частиц соленой воды в воздухе оказывает действие, аналогичное погружению дельтаплана в морскую воду. После таких полетов необходимо ополаскивать дельтаплан из шланга пресной водой и особо тщательно осматривать дельтаплан на предмет коррозии.

5. Храните дельтаплан в чистоте. Этим вы значительно продлите срок службы каркаса и обшивки. Для того, чтобы помыть все крыло, используйте чистую воду и мягкую щетку. Для отмывания небольших загрязнений можно использовать специальные моющие средства, предназначенные для полиэстера.



ПРОЦЕДУРА ПРОВЕРКИ УГЛЕПЛАСТИКОВОЙ ПОПЕРЕЧИНЫ, УСТАНАВЛИВАЕМОЙ НА ДЕЛЬТАПЛАНЫ ПРОИЗВОДСТВА АЭРОС



Настоящая процедура применяется для композитных поперечин, устанавливаемых на дельтапланы, начиная с KPL-13 и KPL-14 и заканчивая всеми последующими модификациями и размерами семейства Combat. Процедура состоит в визуальном осмотре.

1. Общий осмотр. Убедиться в отсутствии видимых повреждений/дефектов несущих поясов и стенок поперечины. Отслоение защитного гелькоута на небольших участках допускается и не влечет за собой потери прочности поперечины.

2. Корневая часть поперечины. Убедиться в целостности клеевых швов вокруг торцов втулок. Не допускаются никакие признаки люфта втулок в поперечине.

3. Концевая часть поперечины. Убедиться в отсутствии видимых повреждений и отсутствии люфта втулок.

ВНИМАНИЕ: В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ РЕМОНТА ДОЛЖНО БЫТЬ ДАНО ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АЭРОСА ИЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ПОПЕРЕЧИНЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ВОЗМОЖНОСТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОПЕРЕЧИНЫ МОЖЕТ БЫТЬ ДАНО ТОЛЬКО ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ АЭРОСА ИЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ ПОПЕРЕЧИНЫ.


ТРОСА И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ


Троса являются единственными силовыми элементами, поддерживающими каркас дельтаплана, поэтому их обслуживание заслуживает особого внимания. Общепринятая практика 

 

конструирования летательных аппаратов предполагает, что расчетный предел прочности превышает максимальную эксплуатационную нагрузку в 1.5 раза. Троса, как и другие силовые элементы дельтаплана, проектируются с запасом прочности, на 50% превышающим ожидаемую максимальную нагрузку. Поэтому, даже незначительная потеря прочности тросов недопустима. Трос, у которого повреждена хотя бы одна нить, должен быть заменен до выполнения следующего полета на данном дельтаплане. Так же немедленно должен быть заменен трос, имеющий залом (изгиб, сохраняющий свою форму).

Некоторое снижение прочности тросов неизбежно в результате усталости при многократных изгибах в процессе сборки-разборки дельтаплана. Самыми нагруженными являются боковые троса, к ним прикладывается наибольшая нагрузка в полете. Мы рекомендуем производить ежегодную замену боковых тросов, даже при отсутствии их повреждения.


РЕГУЛИРОВКА И ОБЛЕТ ДЕЛЬТАПЛАНА

РЕГУЛИРОВКА ДЕЛЬТАПЛАНА ПО ТАНГАЖУ. ЦЕНТРОВКА




Усилия на ручке управления по тангажу, как и балансировочное положение спидбара в полете, изменяются при различных взводах полиспаста. При отпущенном полиспасте балансировочная скорость Combat будет намного ближе к скорости сваливания, чем при полностью взведенном полиспасте, и будет при этом на 3-7 км/час выше скорости сваливания. Балансировочное положение спидбара при отпущенном полиспасте относительно далеко впереди. При взводе полиспаста балансировочная скорость увеличивается, ручка управления при этом перемещается назад, а усилия на ручке по тангажу уменьшаются.

При отпущенном полиспасте усилия по тангажу достаточно ощутимы и быстро возрастают с увеличением скорости. При взводе полиспаста при небольшом перемещении ручки от балансировочного положения усилия близки к нулевым. При увеличении скорости - усилия возрастают медленнее, чем при отпущенном полиспасте.

На усилия на ручке по тангажу влияют несколько факторов. Один из основных - центровка дельтаплана, т.е. положение точки подцепа пилота относительно килевой трубы. Чем дальше вперед перемещается точка подцепа, тем на большей скорости балансируется дельтаплан и тем меньше усилий требуется для полета на большой скорости и больше усилий - для полета на малой. Если дельтаплан сбалансирован на малой скорости, управлять дельтапланом по крену будет труднее, особенно в турбулентной атмосфере, когда нос дельтаплана поднимается вверх при входе в сильный поток.

На дельтаплане Combat изменить центровку можно путем перемещения пирамидки с петлей подцепа относительно килевой трубы.

ВНИМАНИЕ: ПЕРЕСТАВЛЯЙТЕ ПИРАМИДКУ НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА ОДНО ОТВЕРСТИЕ ЗА РАЗ.

ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ УСТАНОВКИ И РЕГУЛИРОВКА АПУ




Антипикирующая система дельтаплана Combat состоит из основных и концевых АПУ в сочетании с одной поперечной латой для каждого АПУ. Каждая поперечная лата поддерживает две верхних латы, всего системой АПУ поддерживается восемь лат. Система АПУ является основной системой обеспечения продольной устойчивости дельтаплана. Поддерживая заднюю кромку дельтаплана на малых углах атаки, антипикирующая система обеспечивает необходимый кабрирующий момент. АПУ выставляются под требуемыми углами фирмой-изготовителем в процессе сборки и облета дельтаплана. Проверить высоты установки АПУ можно по методике, описанной ниже.



ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ УСТАНОВКИ АПУ



Для измерения углов АПУ необходимо воспользоваться электронным угломером или любым другим прибором, позволяющим измерять углы с точностью ± 0.1 градуса. Предпочтительнее всего - электронный угломер.

1. Взведите полиспаст полностью.

2. Используя угломер, как показано на рис. 29, установите килевую трубу горизонтально и зафиксируйте ее с помощью опоры, чтобы нулевой угол выдерживался в процессе дальнейших измерений.

 

 

3. Расстегните молнию АПУ. Установите рабочую поверхность угломера под среднюю часть трубки АПУ так, чтобы рабочая поверхность угломера всей поверхностью была прижата к трубке АПУ и измерьте угол установки АПУ (рис.30).

В таблицах, приведенных ниже, указаны углы АПУ для дельтапланов Combat.

Углы установки АПУ для дельтапланов Combat 09 GT (со стабилизатором)                           

Углы установки

Combat 12.8 GT

Combat 13.2 GT

Combat 13.5 GT

Combat 13.7 GT

Combat 14.2 GT

Combat 14.9 GT

Основные АПУ, град

5.3

3.6

3.5

4.6

3.8

3.8

Концевые АПУ, град

7.4

5.9

4.5

7.2

5.8

5.8

Углы установки АПУ для дельтапланов Combat 09 (без стабилизатора)

Углы установки

Combat

12.8

Combat

13.2

Combat

13.5

Combat

13.7

Combat

14.2

Combat

14.9

Основные АПУ, град

6.7

-

-

5.7

5.5

5.5

Концевые АПУ, град

9.7

-

-

9.2

9.0

9.0

ВНИМАНИЕ: ВСЕ УГЛЫ ДАНЫ ДЛЯ ДЕЛЬТАПЛАНА СО ВЗВЕДЕННЫМ ПОЛИСПАСТОМ.

Если углы установки АПУ соответствуют приведенным в таблице, но в полете при взводе полиспаста возникает крен, необходимо уменьшить углы установки АПУ на том полукрыле, куда кренит дельтаплан, увеличив их при этом на противоположном полукрыле на ту же самую величину.

РЕГУЛИРОВКА АПУ

Для регулировки концевых АПУ:

1.                   Полностью расстегните молнию концевого АПУ, чтобы обеспечить доступ к соединению АПУ с боковой трубой (рис. 31).

2.                   Извлеките валик из соединения трубки АПУ и резьбовой втулки АПУ в передней части АПУ. Чтобы увеличить угол установки АПУ, вращайте резьбовую втулку против часовой стрелки. Чтобы уменьшить угол установки АПУ, вращайте резьбовую втулку по часовой стрелке.

3.                   Установите валик соединения трубки АПУ на место, застегните молнию концевого АПУ. Перед измерением углов установки АПУ надавите с усилием около 0.5 кг на заднюю часть трубки АПУ, чтобы выбрать люфты в соединениях АПУ.

Для регулировки основных АПУ:

Полностью расстегните молнию концевого АПУ, обеспечив доступ к боковому узлу (рис. 32).

 

 

2. Извлеките валик из соединения трубки АПУ и резьбовой втулки АПУ в передней части АПУ. Чтобы увеличить угол установки АПУ, вращайте резьбовую втулку против часовой стрелки. Чтобы уменьшить угол установки АПУ, вращайте резьбовую втулку по часовой стрелке.

3. Установите валик соединения трубки АПУ на место, застегните молнию основного АПУ. Перед измерением углов установки АПУ надавите с усилием около 0.5 кг на заднюю часть трубки АПУ, чтобы выбрать люфты в соединениях АПУ.



ОБЛЕТ ДЕЛЬТАПЛАНА



Слишком низкая установка АПУ вызывает существенное увеличение балансировочной скорости и уменьшение усилий по тангажу при взводе полиспаста и, как следствие, уменьшение продольной устойчивости дельтаплана на малых углах атаки. Это приводит также к уменьшению путевой устойчивости и увеличивает вероятность кувырка при попадании в турбулентность. Если антипики установлены слишком высоко, управляемость при взведенном полиспасте существенно ухудшается, а усилия по тангажу возрастают, что усложняет полеты на большой скорости на переходах.

Необходимо помнить, что облет охватывает только небольшой диапазон углов атак. Поэтому, для получения полной информации об устойчивости дельтаплана мы испытываем все первые серийные дельтапланы на автостенде.

ВНИМАНИЕ: ОБЛЕТ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО ОПЫТНЫМ ПИЛОТОМ И ТОЛЬКО В СПОКОЙНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ТУРБУЛЕНТНОСТИ.



УСТРАНЕНИЕ КРЕНА



Крены могут быть вызваны асимметрией дельтаплана. Для устранения крена необходимо добиться полной симметричности дельтаплана одним (или всеми) из ниже перечисленных способов.

Если крен проявляется только при взведенном более чем на % полиспасте, это может быть вызвано асимметричной установкой АПУ.

В этом случае необходимо опустить АПУ на той стороне, куда кренит дельтаплан, одновременно подняв АПУ на такую же величину на противоположном полукрыле (см. раздел «Регулировка АПУ»),

Если крен проявляется только при отпущенном полиспасте, его можно устранить вращением концевой пластиковой шайбы на концевой части боковой трубы №3. Левый крен устраняется вращением шайбы на правом полукрыле по часовой стрелке. Не забывайте установить саморез концевой шайбы на место после проворачивания шайбы (рис. 33).

Если дельтаплан кренит как при взведенном, так и при отпущенном полиспасте, необходимо сначала устранить крен при отпущенном полиспасте, как описано выше для регулировки крена при отпущенном полиспасте. Если после этого крен при взведенном полиспасте все еще остается, устраните его как описано выше для регулировки крена при взведенном полиспасте.

ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД КАЖДЫМ ПОЛЕТОМ ДЕЛАЙТЕ НЕ БОЛЬШЕ ОДНОЙ РЕГУЛИРОВКИ. 

 

 

КАРКАС



Проверьте боковые трубы на отсутствие вмятин и изгибов. Проверьте килевую трубу на отсутствие вмятин и изгиба.

Убедитесь, что поперечина не имеет видимых повреждений.

ЛАТЫ

Убедитесь, что профили лат на левом и правом полукрыле совпадают.

НАТЯЖЕНИЕ ЛАТ

Натяжение обшивки по латам на дельтаплане Combat осуществляется рычажными хвостиками лат (рис.34). Регулировка натяжения осуществляется проворачиванием хвостика.
Для увеличения натяжения вращайте хвостик латы против часовой стрелки. Для уменьшения натяжения вращайте хвостик латы по часовой стрелке.

Оценить правильность натяжения латы возможно следующим способом. Установите все хвостики лат в карманы на задней кромке обшивки, закройте хвостики лат. Проверяйте натяжение поочередно на каждой лате. Откройте хвостик проверяемой латы. Критерием натяжения латы может служить угол, на который отклоняется хвостик латы, который установлен в заднюю кромку обшивки и открыт. Этот угол должен составлять с латой около 30 градусов.

ПРИМЕЧАНИЕ: Натяжение крайних трех лат возможно сделать несколько меньшим, чем остальных, это будет способствовать улучшению летных характеристик дельтаплана.

 

 

В ЗАВЕРШЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ



Дельтапланеризм - это активный авиационный вид спорта. Занятие им связано с определенным риском. Вы можете значительно повысить Вашу безопасность, пользуясь несколькими простыми правилами:

Вы получаете готовый к полетам дельтаплан. Не выполняйте регулировок, о которых ничего не сказано в данном руководстве.

Если что-либо в Вашем дельтаплане вызывает сомнения, обратитесь за советом к своему дилеру или непосредственно в Аэрос.

Летайте только после того, как пройдете курс обучения в хорошей школе, признанной дельтапланерной федерацией вашей страны.

Летайте на дельтапланах, соответствующих Вашей квалификации. Первые полеты на новом типе дельтаплана связаны с риском. Поведение нового дельтаплана в воздухе может значительно отличаться от привычного для Вас. Поэтому мы рекомендуем осваивать новый дельтаплан постепенно, в простых метеоусловиях и в знакомом месте, постепенно переходя от простых полетов к более сложным.

Перед каждым полетом всегда проводите проверку правильности сборки и предполетный осмотр.

Не взлетайте, если крыло мокрое, особенно его передняя кромка, так как при этом значительно возрастает скорость сваливания.

Не летайте на дельтаплане, обшивка которого мокрая или обледенела!

Обязательно высушите мокрый дельтаплан перед хранением. Не оставляйте дельтаплан мокрым дольше, чем на один день во избежание коррозии.

Никогда не летайте в одиночку.

Не пытайтесь буксироваться без соответствующей подготовки и не пройдя курс обучения буксировочным полетам.

Не надейтесь на случай. Знать свои возможности и возможности своего дельтаплана - это Ваша обязанность. И помните, что Ваша безопасность - в Ваших собственных руках.

Летайте только в местах, пригодных для полетов на дельтапланах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////