Дельтаплан TARGET-21. Руководство по эксплуатации (2015 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Дельтаплан TARGET-21. Руководство по эксплуатации (2015 год)

 

 

ДЕЛЬТАПЛАН
Target-21
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
Октябрь 2015
Перед началом эксплуатации дельтаплана внимательно изучите настоящее Руководство и
убедитесь в том, что Вы его правильно поняли. Ознакомьтесь в деталях с ограничениями,
предупреждениями, инструкциями.
ПРИНЯТЫЕ СИМВОЛЫ И СОКРАЩЕНИЯ:
АПУ
антипикирующее устройство
РЭ
руководство по эксплуатации
ТЭ
техническая эксплуатация
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ, ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ И ЗАМЕЧАНИЯ
В РЭ используются следующие определения, обозначающие предупреждения,
предостережения и замечания:
ВНИМАНИЕ: ЗНАЧИТ, ЧТО НЕСОБЛЮДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ ПРИВОДИТ К
НЕМЕДЛЕННОМУ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ УХУДШЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛЕТА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ОЗНАЧАЕТ, ЧТО НЕСОБЛЮДЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ
ПРИВОДИТ К МЕНЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ УХУДШЕНИЮ ПАРАМЕТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА
ПРИМЕЧАНИЕ: привлекает внимание к любому явлению, непосредственно не связанному с
безопасностью, но важному или необычному.
ВНИМАНИЕ: В РЭ ДАНЫ ТОЛЬКО ПРИБОРНЫЕ СКОРОСТИ.
3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ____________________________________________________________5
2. ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ_____5
3. СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21 ИЗ 4-МЕТРОВОГО ПАКЕТА__________________________5
4. РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21 В 4-МЕТРОВЫЙ ПАКЕТ___________________________7
5. СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21__________________________________________________7
6. ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР_______________________________________________________10
7. КАК ПОЛОЖИТЬ НА ЗЕМЛЮ СОБРАННЫЙ Target-21_________________________________12
8. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА И ПОЛЕТА НА Т-21__________________________12
9. СКОРОСТЬ ПОЛЕТА____________________________________________________________13
10. АЭРОБУКСИРОВКА____________________________________________________________13
11. ПОСАДКА_____________________________________________________________________14
12. РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА______________________________________________________15
13. РЕГУЛИРОВКА ДЕЛЬТАПЛАНА___________________________________________________16
14. СНЯТИЕ ОБШИВКИ С КАРКАСА__________________________________________________18
15. УСТАНОВКА ОБШИВКИ НА КАРКАС_______________________________________________19
16. УСТАНОВКА ШАССИ____________________________________________________________20
17. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ_________________________________________________21
18. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА_______________________________________________22
19. СХЕМЫ
4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЛЬТАПЛАНА
Дельтаплан Target-21
- это двухместный безмоторный учебный летательный аппарат с
балансирным управлением, предназначенный для первоначального обучения пилотов-
дельтапланеристов, выполнения планирующих и парящих полетов со стартом с ног. При установке
шасси возможны взлет и посадка по самолетному
- с помощью шасси. При соблюдении
необходимых ограничений и выполнении соответствующих процедур возможен метод старта с
применением аэробуксировки.
Дельтаплан имеет одинарную обшивку, отличается простотой пилотирования, имеет отличные
взлетно-посадочные и срывные характеристики, отличную управляемость во всем
эксплуатационном диапазоне скоростей и может использоваться в двухместном варианте как для
обучения полетам, так и для ознакомительных полетов, а также для полетов в одноместном
варианте как начинающими, так и опытными пилотами.
2. ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Площадь крыла, м²
20.5
Размах, м
10.8
Удлинение
5.7
Угол при вершине, град.
122
Вес (без чехлов), кг
34
Количество лат
18
Длина разобранного, м
6.4/4.3
Максимальная расчетная перегрузка, G
+6/-3
Макс. скорость ветра, м/с
12
Мин. скорость, км/ч
29 - 30
Макс. скорость, км/ч
80
Минимальный вес пилота в снаряжении, кг
85
Максимальный вес пилота (пилотов) в снаряжении, кг
190
ВНИМАНИЕ: ДЕЛЬТАПЛАН Target-21 ЯВЛЯЕТСЯ НЕМАНЕВРЕННЫМ ЛЕТАТЕЛЬНЫМ
АППАРАТОМ И НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИГУР ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ И МАНЕВРОВ С ПРЕВЫШЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ДЕЛЬТАПЛАНУ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
ВНИМАНИЕ: ДЕЛЬТАПЛАН Target-21 НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПОЛЕТОВ ПРИ УГЛАХ
ТАНГАЖА, ПРЕВЫШАЮЩИХ 30° И УГЛАХ КРЕНА БОЛЕЕ 60°!
ВНИМАНИЕ: ВЫПОЛНЕНИЕ ВОСХОДЯЩЕГО МАНЕВРА В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ ТИПА
"ГОРКА" С ПОТЕРЕЙ СКОРОСТИ НИЖЕ МИНИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЙ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
ВНИМАНИЕ: ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОПЫТКИ ВВОДА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21 В ШТОПОР
ЗАПРЕЩАЮТСЯ!
ВНИМАНИЕ: ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА В УСЛОВИЯХ СИЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ ИЛИ
ПОРЫВИСТОГО ВЕТРА ЗАПРЕЩАЕТСЯ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ ПРИ НАЛИЧИИ УСЛОВИЙ
ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
3. СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21 ИЗ 4-МЕТРОВОГО ПАКЕТА
Все работы по сборке и разборке должны производиться на чистой, не абразивной поверхности.
3.1. Откройте чехол, расстегните стяжные ленты. Извлеките латы, ручку управления и боковые
трубы №3. Расположите дельтаплан таким образом, чтобы трапеция находилась внизу.
Разверните обшивку вдоль передней кромки во всю длину.
Идентифицируйте боковые трубы № 3 как правые и левые в соответствии с маркировкой: L
(красн.) - левая, R (зелен.) - правая. Маркировка нанесена на боковых трубах ближе к местам
5
соединения и должна располагаться сверху. На рис. 1 показана правая боковая труба № 3 в том
положении, как она должна устанавливаться в трубу № 1-2.
Рисунок 1
Рисунок 2
Присоедините боковые трубы №3 к боковым трубам № 1-2 как описано ниже. Одновременно
выполняйте работы только на одном полукрыле. Отклоните концевой АПУ относительно
крепления на боковой трубе №3 вперед. Вставьте боковую трубу №3 в обшивку (на рис. 2 показано
для правой боковой трубы № 3). Затем продвигайте трубу внутри обшивки таким образом, чтобы
концевой АПУ вышел наружу обшивки через отверстие концевого АПУ. Совместите торцы боковых
труб №2 и №3, затем соедините их между собой, проворачивая при этом трубу №3 так, чтобы
валик, установленный в боковой трубе № 1-2 вошел до упора в соответствующие пазы боковой
трубы №3.
3.2. Натяните обшивку вдоль передней кромки, установив ремень натяжения обшивки в паз
пластиковой упорной шайбы на боковой трубе №3 (рис. 3).
ПРИМЕЧАНИЕ: Саморезы крепления обшивки к передней части боковой трубы №1 должны быть
сняты, в противном случае избыточное натяжение может не позволить растянуть обшивку вдоль
передней кромки.
Установите саморезы крепления обшивки на место после выполнения пунктов 5.1 - 5.7 раздела
«Сборка дельтаплана Target-21».
3.3. Зафиксируйте ремень натяжения обшивки к боковой трубе №3 с помощью репейников
фиксации ремня натяжения обшивки (рис. 4).
ПРИМЕЧАНИЕ: При разведении полукрыльев в случае, когда саморезы крепления обшивки в
носовом узле сняты, обратите внимание, чтобы ремень натяжения обшивки не вышел из паза
пластиковой упорной шайбы на консоли.
Рисунок 3
Рисунок 4
6
3.4. Установите защитные чехлы на консоли.
Уложите латы в чехле в верхнюю носовую
часть дельтаплана между обтекателями.
Установите стяжные ленты (рис.5).
Уложите ручку управления в чехле между
консолями в хвостовой части дельтаплана.
Наденьте чехол и застегните молнию.
Рисунок 5
4. РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21 В 4-МЕТРОВЫЙ ПАКЕТ
Процедура разборки дельтаплана Target -21 в 4-метровый пакет является обратной процедуре
сборки из 4-метрового пакета. Перед началом разборки внимательно ознакомьтесь с разделом
«Сборка дельтаплана Target -21 из 4-метрового пакета», обратив особое внимание на часть,
касающуюся установки боковой трубы №3.
4.1. Положите дельтаплан в 6-метровом чехле на землю, расстегните чехол, снимите стяжные
ленты, извлеките ручку управления. Снимите защитные чехлы с консолей.
4.2. Убедитесь, что боковые трубы маркированы как правые и левые. При отсутствии маркировки,
нанесите ее несмываемым маркером.
4.3. Снимите саморезы крепления обшивки в носовой части дельтаплана.
4.4. Расстегните репейник фиксации ремня натяжения обшивки и снимите ремень натяжения
обшивки с упорной шайбы, установленной на боковой трубе №3.
Отклоните концевой АПУ вперед. Перемещая боковую трубу №3 назад, отсоедините боковую
трубу
№3 от боковой трубы №2. Чтобы предохранить торцы боковых труб и обшивку от
повреждений при транспортировке, оберните торцевые части трубы № 3 и № 2 защитным
материалом.
4.5. Аккуратно сверните обшивку, начиная с задней кромки, и согните вокруг торцов боковых труб
№2 вперед. Уложите ручку управления в чехле между консолями в хвостовой части дельтаплана.
Стяните пакет стяжными лентами. Наденьте чехол более узкой частью к носу дельтаплана и
застегните молнию.
5. СБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА Target-21
5.1. Положите дельтаплан в чехле на землю,
хвостовой частью в сторону ветра, или под 90
градусов к ветру, молнией вверх.
5.2. Откройте молнию, расстегните стяжные
ленты, извлеките из пакета ручку управления
и чехол с латами.
5.3. Снимите защитные чехлы с ручки
управления и с нижних узлов трапеции.
Установите ручку управления, зафиксируйте
ее с помощью быстроразъемных валиков -
квик-пинов (рис. 6). Обратите внимание, что
квик-пины
устанавливаются
головками
вперед.
Рисунок 6
7
5.4. Поднимите и установите дельтаплан на
трапецию, выбрав для этого, по возможности,
ровный участок земли. Снимите чехол.
Защитные чехлы на консолях пока не снимайте
(рис. 7).
5.5. Разведите полукрылья почти полностью
так, чтобы обшивка была несколько
прослаблена, а дельтаплан опирался на
землю килевой трубой и консолями. Потяните
троса взвода поперечины назад и выровняйте
их. Троса взвода поперечины должны
проходить по обе стороны от узла крепления
мачты (рис 8).
Установите мачту в узел крепления мачты,
предварительно убедившись, что верхние
Рисунок 7
троса и троса АПУ не перекручены (рис.9) и
мачта установлена между тросами взвода поперечины.
Рисунок 8
Рисунок 9
5.6. Извлеките латы из чехла и проверьте их попарно - правые и левые на симметричность,
совмещая носовые участки лат и участки на расстоянии около 60% хорды. Расхождения не
должны составлять более 3мм по всей длине латы.
На латах нанесены метки: на правых латах - зеленые, на левых - красные. Нумерация лат - от
корня, самые длинные - латы № 1.
ПРИМЕЧАНИЕ: проверяйте соответствие профилей лат шаблонам, прилагаемым к комплекту лат
не реже одного раза в месяц.
Вставьте латы в латкарманы, начиная с корневой части дельтаплана (кроме крайних трех лат с
каждой стороны). Устанавливайте латы осторожно, чтобы продлить срок службы латкарманов и
дельтаплана в целом. Никогда не устанавливайте латы при сильной ветровой нагрузке на
верхнюю поверхность и в других случаях, когда латы с усилием входят в латкарманы.
Убедившись, что латы вставлены до упора, установите хвостики лат в карманы на задней кромке
обшивки.
Для открытия хвостика латы необходимо нажать на нижнюю часть хвостика, чтобы вывести замок
хвостика из зацепления (рис. 10, 11).
8
Рисунок 10
Рисунок 11
5.7. Разведите полукрылья полностью, килевая труба при этом будет опираться своей задней
частью на землю. Убедитесь, что троса не перекручены и коуши тросов не заломлены.
Убедившись, что трос взвода поперечины не перекручен, возьмите ручку троса взвода поперечины
и потяните ее вдоль килевой трубы в направлении задней кромки. Взведите поперечину,
установив скобу троса взвода поперечины на крюк (рис. 12).
ВНИМАНИЕ! РАССОЕДИНЕНИЕ ЭТОГО УЗЛА В ПОЛЕТЕ ПРИВЕДЕТ К ПОТЕРЕ ПОЛЕТНОЙ
КОНФИГУРАЦИИ И РАЗРУШЕНИЮ ДЕЛЬТАПЛАНА, К ТРАВМАМ ИЛИ ГИБЕЛИ ПИЛОТА. НЕ
ЗАКРЕПЛЯЙТЕ РУЧКУ ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ ЗА КРЮК ДАЖЕ ВРЕМЕННО.
Рисунок 12
Рисунок13
5.8. Установите кольцо нижних передних тросов на крюк, находящийся на нижней пластине
носового узла. Убедитесь, что троса не перекручены (рис.13).
5.9. Снимите защитные чехлы с консолей
дельтаплана и установите оставшиеся 2 латы
на каждое полукрыло.
5.10. Установите упорные латы. Для этого
вставьте лату в латкарман изгибом вверх и
установите ее на крюк, расположенный на
боковой трубе №3, после чего зафиксируйте с
помощью двойного натяжения шнура
натяжения лат (рис.14).
5.11. Установите концевую поддержу АПУ
(рис.15), для чего поверните поддержку АПУ
относительно крепления на боковой трубе и
установите в гнездо на боковой трубе.
Рисунок 14
Убедитесь, что поддержка АПУ вставлена в
гнездо до упора. Фиксация поддержки АПУ
в гнезде обеспечивается натяжением резинового амортшнура.
9
5.12. Установите носики килевых лат в соответствующие отверстия, расположенные сверху в
носовой части килевой трубы (рис.16).
5.13. Убедившись, что носовые латы
установлены правильно, установите капот,
пристегнув его с помощью застежек -
«репейников» сначала к верхней поверхности
дельтаплана, а затем,
натягивая нижние края капота назад, - к
нижней поверхности (рис. 17).
ВНИМАНИЕ! ОТСУТСТВИЕ НОСОВОГО
КАПОТА ДЕЛЬТАПЛАНА ПРИВОДИТ К
РЕЗКОМУ УХУДШЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК
УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ.
ЛЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬТАПЛАНА С
НЕУСТАНОВЛЕННЫМ КАПОТОМ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
6. ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР
Произведите предполетный осмотр дельтаплана, во время которого тщательно осмотрите все
элементы конструкции, соединения и элементы крепежа.
ВНИМАНИЕ: ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ОСМОТР ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ ПЕРЕД КАЖДЫМ
ПОЛЕТОМ.
Носовой узел
Убедитесь, что самоконтрящиеся гайки затянуты, пластины носового узла без повреждений,
корневые латы установлены правильно, верхний трос закреплен, а нижние троса одеты на крюк и
зафиксированы. После осмотра не забудьте надеть носовой капот.
Вдоль левой передней кромки крыла
Проверьте расположение вставки в кармане обтекателя, она должна быть установлена
полностью, без заломов. Если вставка установлена с заломами, необходимо отпустить
поперечину, извлечь латы, при необходимости отпустить обшивку по боковой трубе и после этого
расправить вставку.
Откройте молнию бокового узла и, посмотрев внутрь, убедитесь, что:
- в соединении поперечина
/ пластина бокового узла
/ боковая труба все гайки затянуты,
соединение зашплинтовано;
10
- верхний и нижний боковые троса надежно закреплены к поперечине, самоконтрящаяся гайка
затянута;
- коуши тросов не заломлены;
- обшивка не цепляется за детали конструкции.
Концевая часть левого полукрыла
Посмотрев внутрь крыла со стороны законцовки, убедитесь, что:
- упорная лата установлена правильно;
- ремень натяжения обшивки установлен в паз пластиковой упорной шайбы на боковой трубе
полностью, а страховочный репейник застегнут вокруг боковой трубы;
- концевая поддержка АПУ установлена до упора и поддерживает соответствующую лату.
Вдоль задней кромки левого полукрыла
Убедитесь, что:
- на обшивке вдоль задней кромки нет повреждений;
- все хвостики лат установлены в карманы на задней кромке и закрыты;
- троса АПУ правильно закреплены в обшивке (рис.18).
Рисунок 18
Рисунок 19
Задняя корневая часть крыла
ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СКОБА ТРОСА ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ УСТАНОВЛЕНА НА
КРЮК ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ НА КИЛЕВОЙ ТРУБЕ, А ГАЙКА СКОБЫ ВЗВОДА ПОПЕРЕЧИНЫ,
НАХОДЯЩАЯСЯ ПОД НЕОПРЕНОВЫМ ЧЕХЛОМ, ЗАКРУЧЕНА ДО УПОРА И ЗАШПЛИНТОВАНА!
Проверьте соединение задних тросов с килевой трубой.
Проверьте крепление мачты к килевой трубе. Убедитесь, что троса взвода поперечины проходят
по обе стороны мачты и повреждений не имеют (рис.19).
В районе топа мачты проверьте состояние верхних тросов и тросов АПУ и убедитесь, что троса не
перекручены.
Вдоль задней кромки правого полукрыла: так же, как для задней кромки левого полукрыла.
Концевая часть правого полукрыла: так же, как для концевой части левого полукрыла.
Вдоль передней кромки правого полукрыла: так же, как для передней кромки левого
полукрыла.
Нижняя часть крыла в районе трапеции
Убедитесь, что стойки трапеции ровные, повреждений и деформаций не имеют.
ВНИМАНИЕ: ПОЛЕТЫ НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ, ИМЕЮЩЕМ СТОЙКИ ТРАПЕЦИИ С ВМЯТИНАМИ,
ИЗГИБАМИ ИЛИ ДРУГИМИ ПОВРЕЖДЕНИЯМИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ!
Осмотрите все троса на предмет отсутствия повреждений, коррозии и износа, особое внимание
обратите на боковые троса в местах заделок тросов. Убедитесь, что на тросах, в особенности это
касается боковых тросов в местах крепления к деталям спидбара, коуши не заломлены.
11
Осмотрите узлы стоек трапеции, проверьте
наличие контровочных колец на стойках
трапеции. Убедитесь, что гайка центрального
болта крепления трапеции к килевой трубе
затянута до упора.
Проверьте центральный узел поперечины,
все болтовые соединения, крепление троса
взвода поперечины.
Проверьте трос взвода поперечины по всей
длине, особенно в районе передней заделки
на отсутствие излома, и в районе мачты - на
отсутствие повреждений.
Осмотрите петлю подцепа
- основную и
страховочную, состояние лент и швов
(рис. 20).
Рисунок 20
Осмотрите балки поперечины по всей длине на предмет отсутствия повреждений.
Осмотрите узел крепления мачты, убедитесь, что соединение затянуто.
7. КАК ПОЛОЖИТЬ НА ЗЕМЛЮ СОБРАННЫЙ Target-21
При необходимости, собранный Target-21 можно положить на землю следующим образом:
7.1. Установите дельтаплан носом против ветра.
7.2. Снимите носовой капот с дельтаплана.
7.3. Отсоедините передние троса.
7.4. Положите дельтаплан на землю.
Чтобы поднять дельтаплан с земли и поставить на трапецию, необходимо выполнить описанную
выше процедуру в обратной последовательности.
8. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЗЛЕТА И ПОЛЕТА НА Т-21
Полеты на Т-21 в двухместном варианте должны выполнять квалифицированные пилоты,
имеющие допуск к полетам с пассажиром.
ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ ПОЛЕТЫ НА Т-21 ВЫПОЛНЯЙТЕ ТОЛЬКО В ОДНОМЕСТНОМ ВАРИАНТЕ,
БЕЗ ПАССАЖИРА.
После того, как Вы ознакомитесь с особенностями пилотирования тандемного дельтаплана,
разрешается переходить к выполнению полетов с пассажиром.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ НАДЕНЬТЕ ПОДВЕСКУ НА СЕБЯ И НА ПАССАЖИРА И
ПОДЦЕПИТЕСЬ К ДЕЛЬТАПЛАНУ. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОДЦЕПКИ ПИЛОТА И
ПАССАЖИРА К ДЕЛЬТАПЛАНУ, ПОВИСНУВ В ПОДВЕСКАХ В ПОЛЕТНОМ ПОЛОЖЕНИИ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ.
Дельтаплан имеет две 4-ступенчатые петли подцепа, которые позволяют варьировать высоту
подцепа пилота и пассажира в широких пределах.
Для пилота мы рекомендуем подцепляться на заднюю петлю подцепа. Пилоту следует выбирать
такую высоту подцепа, чтобы в полетном положении расстояние от ручки управления до груди
пилота было как можно меньше - это увеличит эффективность управления дельтапланом.
Пассажир должен подцепляться к дельтаплану на 1 - 2 ступени выше, чем пилот. Важно, чтобы
пассажир располагался с противоположной стороны от фала спасательного парашюта пилота.
12
Обязательно наличие у пилота спасательного парашюта увеличенной площади, предназначенного
для тандемных полетов.
Проведите с пассажиром инструктаж и потренируйтесь в выполнении разбега вдвоем.
Акцентируйте внимание пассажира на необходимости продолжать бежать во время разбега все
время, вплоть до отрыва. Отработайте на земле все команды и действия не только на взлете, но
также в полете и на посадке.
Пилотирование дельтаплана с пассажиром в воздухе незначительно отличается от полета в
одиночку, однако усилия на ручке управления, в зависимости от веса пассажира, могут быть
больше, а дельтаплан будет более инертным. Соответственно увеличению взлетного веса
увеличится горизонтальная, а также вертикальная скорость. Для выполнения разворота с малым
радиусом целесообразно выполнять развороты с небольшой отдачей ручки управления от себя.
Первые полеты рекомендуется выполнять в хорошую погоду и в знакомом для полетов месте - это
позволит Вам быстрее привыкнуть к особенностям пилотирования нового дельтаплана.
ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВЗЛЕТАТЬ, ЕСЛИ ОБШИВКА ДЕЛЬТАПЛАНА, В ОСОБЕННОСТИ
ПЕРЕДНЯЯ КРОМКА МОКРАЯ, ПОКРЫТА СНЕГОМ ИЛИ ЛЬДОМ, ТАК КАК ПРИ ЭТОМ
ЗНАЧИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЕТСЯ СКОРОСТЬ СВАЛИВАНИЯ.
9. СКОРОСТЬ ПОЛЕТА
В зависимости от взлетного веса Т21 балансируется в полете на скорости 29 - 31 км/час.
Скорость сваливания в прямолинейном полете для Т21 составляет 25 - 26 км/час. При отдаче
ручки до достижения скорости сваливания усилия на ручке постоянно возрастают, аппарат
продолжает некоторое время лететь по прямой с увеличением вертикальной скорости, после
достижения скорости сваливания - опускает нос и набирает скорость.
Максимально допустимая скорость полета в спокойной атмосфере для Т21 равна 75 км/час.
Во всем диапазоне эксплуатационных скоростей Т21 обладает достаточной путевой
устойчивостью и не имеет тенденции к рысканию или раскачке. При разгоне усилие на ручке по
тангажу постоянно увеличивается с увеличением скорости.
10. АЭРОБУКСИРОВКА
ВНИМАНИЕ: НА ДЕЛЬТАПЛАНЕ Т-21 РАЗРЕШАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ АЭРОБУКСИРОВОЧНЫХ
ПОЛЕТОВ ТОЛЬКО С УСТАНОВЛЕННЫМИ ШАССИ!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: УСТАНОВКА ШАССИ УХУДШАЕТ УПРАВЛЯЕМОСТЬ ДЕЛЬТАПЛАНА И
УВЕЛИЧИВАЕТ СКОРОСТЬ СНИЖЕНИЯ НА ПЛАНИОВАНИИ.
ВНИМАНИЕ: ОБУЧЕНИЕ АЭРОБУКСИРОВКЕ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО С КВАЛИФИЦИРОВАННЫМ
ИНСТРУКТОРОМ!
Прицепите буксировочный замок к
буксировочным
петлям
внутренних
плечевых обхватов на подвесках обеих
пилотов.
Для уменьшения усилия на ручке
управления по тангажу целесообразно
использовать специальную буксировочную
систему, соединенную с пилотом и с
килевой трубой дельтаплана (рис.21). При
закреплении замка ближе к носовому узлу
вдоль килевой трубы вперед усилие на
ручке управления по тангажу будет
уменьшаться.
Перед взлетом оговорите с пилотом
буксировщика сигналы, подаваемые для
Рисунок 21
готовности к взлету, сигнал отцепки, а также
другие сигналы.
13
Мы рекомендуем цеплять верхний замок
буксировочной системы за переднюю
петлю уздечки крепления петли подцепа,
которая расположена на килевой трубе
дельтаплана (рис. 22).
Скорость полета при аэробуксировке
должна быть не более 55 км/час. При
более высокой скорости буксировки
становится сложно держаться за
буксировщиком.
Выполняйте взлет строго против ветра.
Техника выполнения взлета на Т-21 за
буксировщиком ничем не отличается
от техники выполнения взлета на любом
другом дельтаплане, с той разницей, что
на Т-21 сразу же после отрыва
Рисунок 22
необходимо боле энергично подобрать
ручку управления на себя с тем, чтобы не допустить взмывания.
Во время буксировочного полета необходимо держаться в хвост буксировщику, крыло
буксировщика при этом должно проецироваться на линию горизонта.
Пилотирование Т-21 в буксировочном полете при наборе высоты также мало отличается от
пилотирования любого другого дельтаплана на буксире и напоминает технику пилотирования в
обычном полете на большой скорости. При прохождении через восходящие и нисходящие потоки
буксировщик попадает в них раньше. Поэтому старайтесь реагировать на все перемещения
буксировщика относительно горизонта с еще большим упреждением, чем при буксировке на
обычном дельтаплане, кратковременно отдавая ручку при подъеме буксировщика и прибирая при
спуске.
11. ПОСАДКА
Посадка с пассажиром сложнее посадки в одиночку, поэтому для полетов вдвоем мы рекомендуем
надевать колеса большого диаметра на ручку трапеции, а посадку производить на колеса, либо
установить шасси, которые на Т-21 являются опцией.
Обязательно проведите с пассажиром подробный инструктаж и потренируйтесь вдвоем в
действиях на посадке.
В отсутствие болтанки заход на посадку производите по классической схеме так, чтобы
посадочная прямая была как можно длиннее.
Расчет на посадку производите с перелетом. В отличие от обычного дельтаплана, где перелет
исправляется координированными отворотами влево - вправо или отворотами со скольжением,
на Т21 от избытка высоты легко избавиться простым взятием ручки на себя. При взятии ручки на
себя вертикальная скорость на Т21 заметно увеличивается, а горизонтальная скорость при этом
увеличивается незначительно. Это позволяет произвести очень точный заход, пользуясь ручкой
управления по тангажу как воздушными тормозами на планере, летя по прямой, без отворотов.
Пассажир должен перейти в вертикальное
положение раньше пилота, чтобы дать
возможность перейти в вертикальное
положение пилоту в любое время
(рис.23).Высота
начала выравнивания
зависит от того, как будет производиться
посадка - на шасси (колеса) или на ноги.
При наличии шасси высота начала
выравнивания составляет
0.5
-
1 м над
землей, при посадке на ноги - 1 - 1.5 м над
землей.
Рисунок 23
14
Выровняйте дельтаплан над землей, чтобы погасить скорость, выдерживайте высоту полета над
землей, плавно отклоняя трапецию от себя соразмерно уменьшению скорости.
Процесс выдерживания на Т-21 сравнительно короткий и занимает мало времени по сравнению с
обычным дельтапланом.
Тандемный дельтаплан более инертный по сравнению со спортивным дельтапланом, поэтому, при
посадке на ноги во время отдачи ручки от себя проходит больше времени на проворот крыла по
тангажу в посадочное положение. Нужно быть готовым к этому на посадке. Посадка на шасси
трудностей не представляет. Посадка производится в лежачем положении. Выдерживание
производится на высоте 0.3 - 0.2 метра над землей с плавной отдачей ручки от себя соразмерно
уменьшению скорости и с постепенным снижением до касания земли колесами. После касания,
при необходимости, возможно изменение направления пробега с помощью управляемого колеса
шасси.
12. РАЗБОРКА ДЕЛЬТАПЛАНА
Процедура разборки дельтаплана Т-21 обратная процедуре сборки.
12.1. Поставьте дельтаплан хвостом к ветру.
12.2. Снимите носовой капот. Снимите приборы с трапеции.
12.3. Отсоедините передние троса с крюка на носовом узле.
12.4. Извлеките поддержки АПУ из гнезд на боковой трубе и, провернув их к боковой трубе,
зафиксируйте с помощью «репейников», пришитых к обшивке.
12.5. Извлеките упорные латы, а затем по 3 наиболее короткие латы с каждого полукрыла.
Сверните концевую часть обшивки и установите защитные чехлы на консоли крыла (рис.24).
Рисунок 24
Рисунок 25
12.6. Снимите скобу троса взвода поперечины с крюка на килевой трубе и отпустите трос взвода
поперечины. Полукрылья при этом несколько опустятся вниз и натяжение обшивки уменьшится.
12.7. Извлеките оставшиеся верхние латы, за исключением лат №1. Хвостики лат №1 извлеките
из карманов задней кромки. Сложите все латы в чехол для лат.
12.8. Сведите полукрылья полностью к килевой трубе, вытягивая и разворачивая часть обшивки,
оказавшейся в результате сведения полукрыльев между боковой и килевой трубой наружу, через
верх обтекателя. Приподняв мачту вверх, извлеките ее из узла основания мачты. Уложите мачту
вперед, вдоль килевой трубы (рис.25). Снимите защитные чехлы с концевых частей крыла. Когда
полукрылья сведены, переведите носики килевых лат в сторону, чтобы они не опирались о
верхнюю часть килевой трубы. Установите защитные чехлы на заднюю часть килевой трубы и на
узел соединения задних тросов с килевой трубой.
12.9. Расправьте обшивку по всей длине. Аккуратно сверните обшивку, начиная с передней части,
как показано на рис.26.
15
ПРИМЕЧАНИЕ: старайтесь сворачивать
обшивку аккуратно, без морщин. Не пытайтесь
уложить обшивку между обтекателем и
боковой трубой, если чувствуете
сопротивление. Не затягивайте стяжные ленты
слишком туго, чтобы не сминать обтекатель.
Всегда старайтесь подкладывать снятые
защитные чехлы под концевые части
полукрыльев после сведения полукрыльев,
чтобы не загрязнить или не повредить
обшивку.
Рисунок 26
12.10. Свернув обшивку, установите защитные
чехлы на концевые части крыла (рис.27).
12.11. Положите чехол с латами в носовую
часть дельтаплана между обтекателями.
Установите стяжные ленты на дельтаплан,
сначала в районе боковых узлов, а затем в
хвостовой части дельтаплана. Вставьте
носовой капот под стяжную ленту в носовой
части дельтаплана (рис.28).
Рисунок 27
Рисунок 28
Рисунок 29
12.12. Наденьте 6-метровый чехол (рис.29). Положите дельтаплан в чехле на землю.
12.13. Отсоедините ручку управления. Установите защитный чехол на нижние узлы стоек
трапеции. Расправьте троса и уложите их между стойками трапеции. Уложите стойки трапеции
между боковыми трубами, временно сняв стяжную ленту, установленную в районе боковых узлов.
Аккуратно вложите троса внутрь пакета, вытянув их вперед вдоль стоек трапеции. Наденьте
защитный чехол на ручку управления и положите в заднюю часть дельтаплана между боковыми
трубами.
12.14. Убедитесь, что пакет получился уложенным аккуратно и без заломов по обтекателю.
Проверьте наличие защитных чехлов в местах, где возможно повреждение обшивки
выступающими деталями конструкции.
Застегните молнию чехла. Теперь дельтаплан готов к транспортировке.
16
13. РЕГУЛИРОВКА ДЕЛЬТАПЛАНА
Правильно отрегулированный дельтаплан имеет хорошие взлетно-посадочные характеристики,
отличается надежностью и простотой пилотирования, безопасен и стабилен во всем диапазоне
эксплуатационных режимов. Дельтаплан поставляется заказчику облетанным и в регулировке не
нуждается. Тем не менее, в процессе эксплуатации может возникнуть необходимость в
регулировке. При наличии опыта можно произвести регулировки дельтаплана как описано ниже.
Некоторые регулировки, такие как проверка и корректировка лат в соответствии с шаблонами,
особого опыта не требуют и должны выполняться регулярно в соответствии с графиком
регламентных работ.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД КАЖДЫМ ПОЛЕТОМ ДЕЛАЙТЕ НЕ БОЛЬШЕ ОДНОЙ РЕГУЛИРОВКИ.
ВНИМАНИЕ: ОБЛЕТ ДОЛЖЕН ПРОИЗВОДИТЬСЯ В ОДНОМЕСТНОМ ВАРИАНТЕ ОПЫТНЫМ
ПИЛОТОМ В СПОКОЙНОЙ АТМОСФЕРЕ ПРИ ОТСУТСТВИИ ТУРБУЛЕНТНОСТИ.
13.1. ПРОВЕРКА ЛАТ
Профиль лат сверяется с шаблоном, который
входит в комплект дельтаплана. При отсутствии
шаблона сравниваются между собой левые и
правые латы на предмет симметричности.
В случае необходимости производится
корректировка профиля. Небольшие отклонения
(до ± 5 мм на хвостике латы) можно не
корректировать, т.к. они не оказывают
существенного влияния на летные
характеристики дельтаплана.
Натяжение обшивки по латам на крыле
осуществляется рычажными хвостиками лат
(рис. 30). Регулировка натяжения
осуществляется проворачиванием хвостика.
Для увеличения натяжения вращайте хвостик
латы против часовой стрелки.
Рисунок 30
Для уменьшения натяжения вращайте хвостик латы по часовой стрелке.
Оценить правильность натяжения латы возможно следующим способом. Установите все хвостики
лат в карманы на задней кромке обшивки, закройте хвостики лат. Откройте хвостик проверяемой
латы. Критерием натяжения латы может служить угол, на который отклоняется хвостик латы,
который установлен в заднюю кромку обшивки и открыт. Этот угол должен составлять с латой
около 30 градусов. Проверяйте натяжение поочередно на каждой лате.
13.2. УСТРАНЕНИЕ АСИММЕТРИИ ДЕЛЬТАПЛАНА
Асимметрию дельтаплана можно устранить
вращением концевой пластиковой шайбы на
концевой части боковой трубы №3. Левый крен
устраняется вращением шайбы на правом
полукрыле по часовой стрелке. Не забывайте
установить саморез концевой шайбы на место
после проворачивания шайбы (рис. 31).
Рисунок 31
17
14. СНЯТИЕ ОБШИВКИ С КАРКАСА
Многие работы по обслуживанию и ремонту дельтаплана требуют снятия обшивки с каркаса.
Внимательно прочитайте и следуйте этим инструкциям в процессе выполнения работ по снятию и
установке обшивки на каркас.
СНЯТИЕ ОБШИВКИ С КАРКАСА
Для снятия обшивки необходима чистая ровная неабразивная поверхность размером 2м на 10м.
Если такой поверхности найти не удалось, необходимо постелить брезент и быть особенно
осторожным, чтобы не повредить обшивку.
14.1. Положите дельтаплан в чехле молнией вверх, расстегните и снимите чехол. Снимите
стяжные ленты, извлеките латы и ручку управления. Снимите защитные чехлы с трапеции и
килевой трубы. Переверните дельтаплан таким образом, чтобы трапеция находилась внизу.
14.2. Слегка разведите полукрылья. Извлеките корневую лату из обшивки. Выкрутите саморезы
крепления обшивки к боковой трубе в районе носового узла. Расстегните репейники ремня
натяжения обшивки и снимите ремень натяжения обшивки из паза пластиковой упорной шайбы на
боковых трубах №3.
14.3. Извлеките боковые трубы № 3 из обшивки наружу (см. раздел 4. Разборка дельтаплана
Target-21 в 4-метровый пакет.
14.4. Отсоедините верхний передний трос и извлеките его из обшивки наружу.
14.5. Отсоедините верхний и нижний боковые троса от поперечины и выведите наружу из обшивки.
Выкрутите саморез крепления килевого кармана к килевой трубе. Отсоедините задние нижние
троса от килевой трубы.
ПРИМЕЧАНИЕ: Все крепежные детали после разборки устанавливайте обратно на каркас,
сохраняя их положение и ориентацию, какими они были до разборки.
14.6. Отсоедините стойки трапеции от верхних узлов (два болта М6) и положите трапецию рядом с
дельтапланом.
14.7. Переверните дельтаплан вокруг продольной оси так, чтобы мачта оказалась сверху.
Разверните обшивку и отсоедините троса АПУ от обшивки. Раскрутите болтовое соединение
серьги взвода поперечины и отсоедините трос взвода поперечины и задний верхний трос.
14.8. Отсоедините поперечину от боковой трубы (Рис.32). Отсоедините поддерживающий ремень
центрального узла поперечины с одной стороны (Рис.33). Положите поперечину рядом с крылом.
Рисунок 32
Рисунок 33
14.9. Осторожно, чтобы не порвать обшивку, через носовое отверстие извлеките каркас
дельтаплана из обшивки. Если почувствуете сопротивление движению, приостановитесь и
найдите, за что зацепился каркас.
18
14.10. При необходимости отправить обшивку для ремонта, извлеките из карманов обтекателя
майларовые вставки. Если Вы отправляете обшивку на ремонт, аккуратно сверните и тщательно
упакуйте ее. Обязательно вложите список ремонтных работ, которые необходимы по вашему
мнению, а также Ваше имя и контактные реквизиты (телефон, электронный адрес и т.п.).
15. УСТАНОВКА ОБШИВКИ НА КАРКАС
15.1. Установите вставки в карманы обтекателя (если они были сняты ранее), ориентируясь по
изгибу вставок. Разрезы на вставках должны быть направлены вниз. При установке вставок
контролируйте их движение по карману обтекателя, следите, чтобы не образовывались загибы.
Наиболее просто установить вставки в карман можно с помощью длинного стержня или
трубки, которая, упираясь в специальный карман на конце вставки, позволит продвинуть ее в
обтекатель. Вставки не должны быть установлены слишком глубоко в карманы. Правильно
установленные вставки должны повторять профиль обтекателя при виде сбоку.
15.2. Расположите обшивку так, чтобы килевой карман располагался вверху, боковые карманы
были параллельны килевому сечению, а обтекатели были развернуты вверх.
15.3. Проще всего надевать обшивку со снятыми боковыми трубами №3.
Переверните каркас, расположив его таким образом, чтобы нижняя пластина носового узла была
повернута вверх, а задние части боковых труб были направлены в сторону носового отверстия
обшивки. Проденьте боковые трубы внутрь обшивки через носовое отверстие, уделяя внимание
тому, чтобы боковые трубы не цеплялись за обшивку, особенно в задней части нижней
поверхности. Проденьте килевую трубу в килевой карман. Обращайте внимание, чтобы обшивка
не цеплялась за детали каркаса.
15.4. Расположите поперечину пластинами центрального узла поперечины вниз и положите ее в
сведенном положении между обшивкой и килевой трубой.
15.5. Закрепите с помощью самореза поддерживающий ремень центрального узла поперечины.
15.6. Переверните дельтаплан в нормальное положение, провернув его вокруг продольной оси на
180° так, чтобы узел крепления мачты оказался сверху.
15.7. Соедините боковые трубы и поперечину в боковом узле, после чего законтрите соединение
контровочным кольцом (Рис.32).
15.8. Присоедините боковые трубы №3 к боковым трубам № 1-2 как описано в разделе 3. Сборка
дельтаплана Target-21 из 4-метрового пакета.
15.9. Установите трапецию, соединив стойки трапеции с верхними узлами трапеции болтами.
15.10. Проденьте верхние боковые троса через отверстия в обшивке. Убедитесь, что троса не
перекручены и не обернуты вокруг поперечины или боковой трубы, коуши не заломлены.
Присоедините верхние и нижние боковые троса к поперечине, затяните соединение и законтрите.
15.11. Натяните обшивку вдоль передней кромки, установив ремень натяжения обшивки в паз
пластиковой упорной шайбы на боковой трубе №3. Зафиксируйте ремень натяжения обшивки к
боковой трубе №3 с помощью репейников для фиксации ремня натяжения обшивки.
15.12. Проденьте верхний передний трос через отверстие для троса в носовом капотике, затем
проденьте этот трос в отверстие для троса в носовой части обшивки и прикрутите к носовой
пластине.
15.13. Присоедините задние нижние троса к килевой трубе. Присоедините ремень килевого
кармана к килевой трубе.
15.14. Поднимите дельтаплан на трапецию. Медленно и аккуратно разведите полукрылья, следите
за тем, чтобы обшивка переползла к носовому узлу насколько это необходимо, в противном
случае можно порвать обшивку.
19
ПРИМЕЧАНИЕ: После того как взведете поперечину установите саморезы крепления обшивки на
место, зафиксировав обшивку в носовой части дельтаплана к боковым трубам.
15.15. Присоедините тросовые растяжки АПУ к обшивке.
15.16. Закончите сборку дельтаплана в соответствии с разделом Сборка дельтаплана Таргет 21.
15.17. Произведите предполетный осмотр дельтаплана в соответствии с разделом Предполетный
осмотр.
16. УСТАНОВКА ШАССИ
16.1. Установите стойки шасси на ручку управления, вставив ручку управления в пластиковые
втулки каждой из стоек шасси (рис.34).
Удобнее устанавливать шасси когда дельтаплан еще не стоит на трапеции. Но, если дельтаплан
уже собран, можно просто отсоединить ручку от трапеции, а затем надеть на нее стойки шасси.
(Обратитесь к разделу Сборка дельтаплана Таргет 21 за инструкцией по снятию и установке ручки
управления).
Рисунок 34
Рисунок 35
16.2. Присоедините трубу-удлинитель с хвостовым колесом к килевой трубе, зафиксируйте
валиком и законтрите контровочным кольцом (рис.35,36).
Рисунок 36
Рисунок 37
16.4. Установите монетку задних нижних тросов между осью задних колес шасси и килевой трубой
и затяните соединение самоконтрящейся гайкой. Обратите внимание что монетка задних нижних
тросов устанавливается фактически между двумя радиусными шайбами - радиусной шайбой
килевой трубы и радиусной шайбой оси задних колес.
20
16.5. Обвяжите резиновый амортшнур вокруг
стойки трапеции и рычага амортизатора шасси
как показано на рис.38. В этом случае
резиновый амортшнур будет работать как
амортизатор во время разбега на взлете и
пробега на посадке. Закрепите страховочную
веревку, пропустив ее вокруг стойки трапеции
и рычага амортизатора шасси.
Веревка должна быть завязана со слабиной,
необходимой для того, чтобы резиновый
амортшнур во время работы амортизатора мог
растягиваться.
Рисунок 38
17. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
В этом разделе содержится рекомендованный график регламентных работ. Ни один из пунктов
этого раздела не заменяет обязательный предполетный осмотр и не отменяет немедленный
ремонт элементов конструкции, которые нуждаются в нем. Ваш дельтаплан должен полностью
соответствовать требованиям безопасности в каждом полете. Все резьбовые соединения должны
быть затянуты, контровочные кольца установлены. Любые несоответствия дельтаплана
требованиям норм летной годности недопустимы. Если у Вас возник вопрос о необходимости
замены или ремонта какой-либо части Вашего дельтаплана, обратитесь к Вашему дилеру или
непосредственно в Аэрос. Например, не всегда очевидно, какие моменты в обслуживании
заслуживают внимания, а какими можно пренебречь. Незначительные вмятины в ненагруженных
местах каркаса могут не нуждаться в срочном ремонте, но трос с видимыми заломами с большой
вероятностью разрушится быстрее, поэтому нуждается в немедленной замене.
Мы рекомендуем, чтобы все регламентные работы выполнялись дилером Аэроса.
17.1. КАЖДЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ
17.1.1. Сверьте все латы с шаблонами лат. Если расхождения составляют 5 мм и более, подогните
латы в соответствие с шаблонами.
17.1.2. Если Вы летаете в условиях, где много песка и пыли, протирайте латы ветошью перед
установкой. Это значительно продлит срок службы латкарманов обшивки дельтаплана.
17.1.3. Произведите полный осмотр дельтаплана и замените изношенные элементы конструкции.
Особое внимание уделите тросам. При наличии заломов, признаков коррозии или износа - троса
необходимо заменить.
17.1.4. Проверьте усилие затяжки всех резьбовых соединений, наличие и правильность установки
контровок. Проверьте крепежные детали и узлы крепления на отсутствие повреждений, а
отверстия в трубах - на отсутствие эллипсности.
17.1.5. Проверьте обшивку на отсутствие потертостей, разрывов, повреждений вследствие
воздействия ультрафиолета, повреждений швов и т.д.
17.2. КАЖДЫЙ ГОД
В дополнение к пунктам, перечисленным в разделе «Каждые 6 месяцев», выполните следующие
процедуры:
17.2.1. Снимите обшивку и разберите каркас. Проверьте все элементы каркаса на отсутствие
повреждений. Проверьте трубы каркаса на отсутствие изгибов и вмятин и на отсутствие коррозии.
17.2.2. Проверьте общее состояние обшивки, состояние латкарманов, ремней крепления обшивки
к боковой трубе, места пришива килевого кармана.
21
17.3. КАЖДЫЕ ДВА ГОДА
В дополнение к пунктам, перечисленным в разделе «Каждый год», выполните замену нижних
боковых тросов, независимо от их состояния. Замените петли подцепа, независимо от их
состояния.
17.4. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
17.4.1. После каждой грубой посадки или поломки дельтаплана необходимо произвести осмотр в
соответствие с разделом «Каждый год», чтобы убедиться, что все повреждения обнаружены.
После каждой грубой посадки необходимо осмотреть носовой узел, килевую трубу, стойки и узлы
трапеции, а также узел крепления трапеции к килевой трубе и центральный болт - он не должен
быть изогнут.
Поврежденные детали необходимо заменить.
Грубые посадки могут служить причиной высоких нагрузок на АПУ, поэтому троса АПУ, трубки АПУ
и узлы их крепления также нуждаются в тщательном осмотре.
17.4.2. Мокрый дельтаплан перед хранением обязательно должен быть высушен. Не оставляйте
дельтаплан мокрым дольше, чем на один день.
17.4.3. При полетах на берегу моря в сильный ветер наличие мельчайших частиц соленой воды в
воздухе оказывает действие, аналогичное погружению дельтаплана в морскую воду. После таких
полетов необходимо полностью разобрать дельтаплан, промыть пресной водой и тщательно
высушить. Перед сборкой внимательно осмотрите разобранный каркас на предмет коррозии.
17.4.4. Храните дельтаплан в чистоте. Этим вы значительно продлите срок службы каркаса и
обшивки. Чтобы помыть обшивку дельтаплана, используйте чистую пресную воду и мягкую щетку.
Для отмывания небольших загрязнений можно использовать специальные моющие средства,
предназначенные для полиэстера.
17.5. ТРОСА И ИХ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Троса являются единственными силовыми элементами, поддерживающими каркас дельтаплана,
поэтому их обслуживание заслуживает особого внимания. Общепринятая практика
конструирования летательных аппаратов предполагает, что расчетный предел прочности
превышает максимальную эксплуатационную нагрузку в 1.5 раза. Троса, как и другие силовые
элементы дельтаплана, проектируются с запасом прочности, на 50% превышающим ожидаемую
максимальную нагрузку. Поэтому, даже незначительная потеря прочности тросов недопустима.
Трос, у которого повреждена хотя бы одна нить, должен быть заменен до выполнения следующего
полета на данном дельтаплане. Так же немедленно должен быть заменен трос, имеющий залом
(изгиб, сохраняющий свою форму).
Некоторое снижение прочности тросов неизбежно в результате усталости при многократных
изгибах в процессе сборки-разборки дельтаплана. Самыми нагруженными являются боковые
троса, к ним прикладывается наибольшая нагрузка в полете.
Мы рекомендуем производить замену нижних боковых тросов каждые два года, даже при
отсутствии видимого повреждения.
18. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА
Правильная эксплуатация и хранение дельтаплана сохранит его в исправном состоянии на многие
годы.
Мы рекомендуем не подвергать дельтаплан воздействию прямых солнечных лучей более, чем это
необходимо. Не оставляйте дельтаплан длительное время на солнце, когда Вы не летаете на нем.
Не оставляйте дельтаплан на длительное время под воздействием сильного ветра. Это может
привести к повреждению обшивки и каркаса дельтаплана.
Обшивку дельтаплана можно мыть только чистой пресной водой, без использования моющих
средств.
Если дельтаплан подвергся воздействию соленой воды, необходимо полностью разобрать его,
промыть пресной водой и тщательно высушить.
Не забывайте использовать все упаковочные средства и защитные чехлы, которыми
укомплектован Ваш дельтаплан.
22
Дельтаплан может транспортироваться в чехле на любом транспортном средстве,
предполагающем надежную защиту от механических повреждений, загрязнения и длительного
воздействия влаги.
Дельтаплан всегда должен храниться в застегнутом чехле, чтобы исключить попадание влаги.
При перевозке и хранении дельтаплан должен опираться на опоры не менее чем в трех точках,
между опорами и дельтапланом должны быть проложены мягкие прокладки, а сам дельтаплан -
надежно закреплен.
Никогда не храните дельтаплан в мокром состоянии, предварительно не просушив его!
Рекомендуемая температура хранения от -10 до +25 градусов Цельсия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////