|
|
В каком жанре В. Гаврилин создал «Перезвоны», написанные по мотивам литературных произведений В. Шукшина?
В каком жанре В. Гаврилин создал «Перезвоны», написанные по мотивам литературных
произведений В. Шукшина?
-Симфония
-Кантата
-Хоровая симфония-действо (+)
Ответ - Хоровая симфония-действо
Комментарий
«Перезвоны» - одно из наиболее значительных произведений Гаврилина. Он создавал «Перезвоны» в течение 1981-1982 годов, вдохновлённый творчеством Василия Шукшина. Произведение было исполнено в 1984 году в Ленинграде и отмечено Государственной премией СССР.
Симфония-действо «Перезвоны» для хора, солистов, гобоя и ударных
Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина
могли бы стать его собственные поэтические строки:
На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести...
«По моему замыслу, - говорил композитор, - сочинение должно передать душевную
жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность,
зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за
поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
«Перезвоны» - вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории
человека и его народа, их общей судьбы.
В истории отечественной культуры хоровая симфония-действо «Перезвоны» -
произведение этапное. Оно не знает аналогов. Масштабность замысла и
художественное совершенство его воплощения, новаторство концепции, свежесть
образов и органичное претворение национальных традиций сделали его в современной
культуре событием первостепенной важности.
Масштабы сочинения огромны: действо продолжается полтора часа и занимает два
отделения концерта. Название «действо» указывает на связь произведения с
уходящими в глубину веков традициями народных театрализованных представлений.
Другое жанровое определение – «симфония» – вызвано определёнными
закономерностями симфонического развития. Несмотря на отсутствие оркестра,
«Перезвоны» - это эпическая песенная хоровая симфония.
Главное действующее лицо сочинения – хор (из инструментов участвуют лишь гобой и
группа ударных). Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию
инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова,
наконец, подразумевается его сценическое движение и жестикуляция.
«Перезвоны» имеют подзаголовок «По прочтении Шукшина».
Литературно-поэтической основой «Перезвонов» стали тексты народных песен,
пословицы, поговорки, детские считалки, прибаутки, а также стихи Альбины
Шульгиной и самого композитора, фрагменты «Поучения Владимира Мономаха» (в
переводе со старославянского академика Дмитрия Лихачёва). В некоторых частях
использованы словосочетания, напоминающие звучание инструментальной музыки
(например, «ти-ри-ри», «туды-сюды»).
В произведении 13 хоровых частей и 7 инструментальных. В них предстают жизнь и
судьба героя от колыбели до могилы. Герой - обобщённый, собирательный образ, в
котором отразились черты Степана Разина, атамана, Кудеяра и других русских
бунтарей. Его роль поручена то чтецу, то солисту-тенору, а в конце произведения
- солирующему дисканту.
////////////////////////////