История развития лыж и лыжного спорта

 

  Главная      Учебники - Разные

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития лыж и лыжного спорта

 

 


 

Лыжи как приспособления, облегчающие передвижение по снегу, были известны народам, населяющим Сибирь, Северный Урал, Алтай и Скандинавию, очень давно, примерно 3—4 тысячи лет назад. Такие приспособления — «снегоступы» — в древнейшие времена использовались главным образом на охоте.

При археологических раскопках найдены лыжи различных конструкций, относящиеся к VII—VIII вв. н. э. В те времена, по-видимому, ходили на разных лыжах: одна — короткая и широкая — использовалась для отталкивания, другая — длинная и узкая — для скольжения. Изготовлялись также лыжи, подбиваемые снизу шкурой лося или нерпы. В дальнейшем конструкция этих лыж многократно изменялась и совершенствовалась, постепенно приобретая вид общеизвестных в настоящее время широких охотничьих лыж.

Первые письменные свидетельства о применении лыж, как на Руси, так и в Скандинавии относятся к началу XII в.

Начиная с середины XV в. лыжи находят широкое применение в военном деле. История сохранила документы об использовании лыж русскими войсками в борьбе против иноземных захватчиков. Лыжи использовались в отрядах Ермака, повстанческих отрядах Пугачева. С успехом применяли лыжи в боевых действиях регулярные русские войска и партизаны в период Отечественной войны 1812 г.


 

Из истории развития лыжного спорта в России


 

Скользящие лыжи как средство, облегчающее передвижение по снегу, находили применение еще в Древней Руси (ратники, охотники и др.). До появления лыжного спорта, что произошло сравнительно недавно — в конце прошлого столетия, — в России катались на лыжах для развлечения и с оздоровительными целями.

Начало истории лыжного спорта было положено в Москве. 28 января 1896 г. на Ходынском поле было проведено, первое в России соревнование на скользящих лыжах на дистанцию 3 версты с участием небольшой группы лыжебежцев единственной в то время лыжной спортивной организации — Московского клуба лыжников (МКЛ). Победителем был К. Фогельман, преодолевший эту дистанцию за 18.25.

Московский клуб лыжников был организован в 1895 г. группой спортсменов, в основном велосипедистов. Первая лыжная станция МКЛ за Тверской заставой была открыта в декабре 1895 г., а в январе 1896 г. - филиал станции МКЛ в Сокольниках. В 1901 г. в связи с закрытием лыжной станции МКЛ в Сокольниках лыжники организовали вторую в Москве

спортивно-лыжную организацию — Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС).

3 февраля 1902 г. в Москве было проведено состязание в лыжной гонке мужчин на звание первого лыжебежца Москвы на дистанцию около

25 верст по маршруту от села Пушкино (на 30-й версте Ярославского шоссе) до Сокольников в Москве. Общий старт приняло всего 6 лыжников от двух клубов—МКЛ и ОЛЛС. Победил Максимилиан Реммерт от МКЛ со временем 2:58.30. Организатором первого и последующих чемпионатов Москвы по лыжным гонкам этого периода был ОЛЛС. Сильнейшим лыжебежцем этого начального периода становления лыжного спорта в Москве был известный в то время спортсмен-велосипедист Алексей Федоров, выступавший под псевдонимом Лебедев (1879 г. р.), трижды чемпион Москвы в «скорости лыжного бега на 25 верст» (1907, 1908 и 1909 гг.).

До 1917 г. чемпионат Москвы в индивидуальной лыжной гонке мужчин разыгрывался ежегодно, за исключением 1903 и 1914 гг. Начиная с 1912 г. в чемпионате стал разыгрываться переходящий командный приз, учрежденный ОЛЛС в ознаменование 10-летия общества и присуждаемый сильнейшему клубу по лучшей сумме мест трех участников. В начале лыжного сезона 1909/10 г. в Москве было уже 6 спортивных организаций, культивирующих лыжный спорт. В целях координации их деятельности в январе 1910 г. был создан Соединительный комитет, который установил дни проведения общемосковских и других, так называемых, открытых лыжных соревнований, разработал общие правила и был организатором первого чемпионата России по лыжным гонкам. В апреле 1910 г. Соединительный комитет был упразднен и была создана Московская лига лыжебежцев (МЛЛ).

Москва этого периода была центром всей спортивно-лыжной деятельности, а московские лыжники являлись сильнейшими в стране. Постепенно лыжный спорт стал распространяться и в других городах России: Петербурге, Самаре, Владимире, Твери, Иваново-Вознесенске, Екатеринбурге, Туле, Ярославле, Костроме, Саратове и др. В столичном городе Петербурге еще в 1897 г. было организовано лыжное спортивное общество «Полярная звезда», а позднее клубы «Унион», «Надежда»,

«Алку», Политехнического института и др.

7 февраля 1910 г. в Москве состоялся первый всероссийский чемпионат в лыжной гонке на 30 км с раздельным стартом на Ходынском поле. Участвовало 14 лыжников. Первым чемпионом России по лыжным гонкам, стал москвич Павел Бычков (ОЛЛС), прошедший 30 км по равнинной и отчасти холмистой трассе за 2:26.47. Последующие четыре чемпионата России (1911— 1914 гг.) проходили также в Москве. В период первой мировой войны чемпионаты не проводились.

2 января 1911 г. был создан Всероссийский союз лыжебежцев. Среди различных общемосковских лыжебежных состязаний периода 1912— 1917 гг. следует выделить так называемую Большую гонку на 60—80 верст, в которой 4 раза победителем был Николай Васильев (СКЛ). Все общемосковские лыжные соревнования проводились только среди мужчин, а к концу этого периода отдельные клубы начали проводить лыжебежные состязания «для дам».

В 1913 г. два сильнейших в то время русских лыжника — москвичи А. Немухин и П. Бычков — впервые приняли участие в международном лыжном соревновании — Северных играх в Стокгольме (Швеция). Соревнования проводились в необычных для наших лыжников условиях — по пересеченной местности, с применением лыжных мазей, с которыми наши лыжники познакомились впервые. Русские лыжники, естественно, оказались к таким соревнованиям неподготовленными.

22 февраля 1913 г. в Петербурге были проведены впервые в России международные лыжные соревнования с участием сильнейших финских лыжников. На двух дистанциях — 10 и 30 км — победителями оказались финские лыжники: на 30 км — Юсси Ниска, Сантгри Таса и Этту Ниска, а на 10 км — братья Мессели. Сильнейшим из русских лыжников на дистанции 30 км был москвич Н. Васильев, занявший 4-е место. Беговые лыжи того времени соответствовали равнинному характеру лыжных трасс: длина их достигала 10 футов (3 м), задняя часть была удлиненной. Палки бамбуковые или деревянные, высотой в полный рост человека. Лыжная обувь — пьексы.

Русские лыжники применяли накатистый попеременный ход, а после спортивных встреч с финнами стал внедряться так называемый финский ход с одновременным толчком палками — бесшажный, одношажный и двухшажный. Лыжники готовились к соревнованиям совместно под руководством более опытных своих товарищей.

Как и другие виды, лыжный спорт в царской России был привилегией имущих классов. Рабочая молодежь, а тем более крестьянская не имела возможности приобщаться к нему. Вступление в члены спортивных клубов было затруднено значительными денежными взносами, высокой стоимостью спортивного инвентаря. Кроме того, немалую роль играли социальные ограничения, существовавшие в буржуазном обществе. Согласно «Правилам лыжных состязаний» (до 1911 г.), в соревнованиях могли участвовать только «любители». Лица, занимающиеся физическим трудом, не признавались любителями. Только единицам имеющих рабочую профессию удавалось пробиться в ряды спортсменов. Многие были вынуждены выступать в соревнованиях под псевдонимами (в протоколах такие фамилии брались в кавычки), чтобы скрыть от неспортивно настроенной общественности, и в первую очередь от начальства, свои занятия «несерьезным» делом.

Итак, несмотря на социальные ограничения, лыжебежный спорт пробивал себе дорогу, но был по достоинству оценен как средство физического воспитания и оздоровления народных масс в нашей стране лишь после Великой Октябрьской социалистической революции.

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////